Организация Американских Государств (ОАГ) и ее роль в международных отношениях. Энциклопедический справочник "латинская америка" организация американских государств Генеральная Ассамблея ООН

Организация американских государств отражает традицию сотрудничества стран и народов Северной, Центральной и Южной Америки и является главным региональным координационным центром по вопросам межгосударственных отношений.

ОАГ создана в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе в качестве преемника Международного союза американских республик, существовавшего с 1890 г. Устав ОАГ был дополнен Буэнос-айресским протоколом (подписан в 1967 г, вступил в силу в 1979 г.), Картахенским протоколом (подписан в 1985 г., вступил в силу в 1988 г), Вашингтонским протоколом и протоколом Манагуа (приняты Генеральной ассамблеей ОАГ в 1992 и 1993 гг. соответственно). Цели ОАГ:

Укрепление мира и безопасности на континенте;

Поощрение и укрепление представительной демократии, соблюдение принципа невмешательства;

Предотвращение конфликтов и урегулирование споров между государствами-членами;

Проведение совместных акций в случае агрессии против членов Организации;

Совместный поиск решения политических, правовых и экономических проблем;

Содействие сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах.

Члены ОАГ (2004 г.): Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Гайана, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба (в 1962 г. временно исключена), Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Сальвадор, Ямайка.

Статус постоянного наблюдателя имеют Европейский Союз, Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Ватикан, Венгрия, Германия, Греция, Египет, Израиль, Индия, Испания, Италия, Кипр, Марокко, Нидерланды, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Россия, Румыния, Саудовская Аравия, Тунис, Финляндия, Франция, Швейцария, Экваториальная Гвинея, Япония.

Высший орган ОАГ- Генеральная ассамблея, состоящая из представителей государств-членов. Делегации возглавляют, как правило, министры иностранных дел. Ассамблея принимает реше-ния о проведении акций и вырабатывает общую политическую линию, изучает проблемы мирного сосуществования, принимает бюджет, разрабатывает инструменты координации деятельности отдельных органов как между собой, так и с другими инсти-тутами межамериканской системы, а также принимает регламент генерального секретариата. Ассамблея заседает раз в год, по решению двух третей государств-членов могут быть созваны чрезвычайные сессии.



Консультативные совещания министров иностранных дел созываются для рассмотрения неотложных вопросов, касающихся всех государств-чпенов. Каждое государство может потребовать созыва консультативного совещания министров иностранных дел.

Консультивный комитет по вопросам обороны в составе высших военных чинов американских государств изучает вопросы военного сотрудничества в рамках договоров о коллективной безопасности.

Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет и Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, состоящие из представителей государств-членов, подчиняются Генеральной ассамблее.

Постоянный совет, члены которого имеют ранг посла, ориентирован на поддержку постоянных дружественных отношений между государствами-членами и способствует мирному решению спорных вопросов. Он функционирует, с одной стороны, в качестве временного консультативного органа, предусмотренного Договором Рио-де-Жанейро (1947 г.), с другой - в качестве комитета по подготовке сессий Генеральной ассамблеи. Ему подчиняется Межамериканский комитет по мирному урегулированию. Совет заседает в штаб-квартире ОАГ, как правило, дважды в месяц.

Межамериканский экономический и социальный совет содействует сотрудничеству в интересах ускорения экономического и социального прогресса (разработка программ, координация, сотрудничество с ООН, другими националыными и международными организациями).

Межамериканский совет по образованию, науке и культуре разрабатывает программы региональной интеграции и развития в сфере своей компетенции.

Межамериканский правовой комитет в Рио-де-Жанейро консультирует Генеральную ассамблею, содействует разработке и кодификации международного права и изучает правовые проблемы, возникающие в процессе интеграции американских государств. Он собирается, как правило, дважды в год.

Межамериканская комиссия по правам человека, основанная в 1959 г. в Вашингтоне, состоит из семи членов, избираемых Гене-ральной ассамблеей. Она консультирует Генеральную ассамблею и содействует уважению и защите прав человека на континенте.

Генеральный секретариат, центральный постоянный орган ОАГ, возглавляет генеральный секретарь (пятилетний мандат с возможностью однократного переизбрания), который является законным представителем ОАГ и с совещательным голосом принимает участие во всех ее заседаниях. Он может предлагать на рассмотрение Генеральной ассамблеи или Постоянного совета вопросы, которые, по его мнению, могут оказать влияние на сохранение мира и безопасности на континенте или на развитие государств-членов. Заместитель генерального секретаря является секретарем Постоянного совета. Генеральный секретариат разделен на четыре исполнительных совета (экономика и соци-альные вопросы; образование, наука и культура; правовые воп-росы; администрация). В государствах - членах ОАГ действуют бюро генерального секретариата.

ОАГ регулярно проводит конференции по различным аспек-там межамериканского сотрудничества (сельского хозяйства, труда, международного частного права, экономики, образования, телекоммуникаций, сырья, прав человека, науки и технологии, туризма и путешествий, статистики, детства, коренного населения, портов).

ОАГ на основе многосторонних договоров создала шесть автономных специализированных организаций:

Панамериканская организация здравоохранения (ПОЗ), Вашингтон;

Межамериканский детский институт (МАДИ), Монтевидео;

Межамериканская комиссия женщин (МАКЖ), Вашикгтон;

Панамериканский институт географии и истории (ПАМИГИ), Мехико;

Межамериканский институт по вопросам индейского населения (МИИН), Мехико;

Межамериканский институт сельскохозяйственных наук (МИСН), Сан-Хосе.

Межамериканский суд по правам чеповека в Сан-Хосе, основанный согласно Американской конвенции по правам человека, состоит из семи избираемых Генеральной ассамблеей судей. Он трактует Конвенцию и следит за ёе применением.

Основанный в 1946 г. Межамериканский совет обороны планирует мероприятия по коллективной обороне континента, развивает сотрудничество. Военные кадры готовятся в Межамериканском военном колледже.

Межамериканский комитет по борьбе против наркотиков, состоящий из 24 членов, координирует и реализует принятый в Рио-де-Жанейро Межамериканский план действий против употребления, производства и запрещенной торговли наркотиками и психотропными веществами.

Межамериканский банк развития в Вашингтоне, основанный ОАГ, работает в тесном сотрудничестве с ней на правах автономного института.

Рабочие языки ОАГ-английский, испанский, португальский и французский. Местопребывание штаб-квартиры - Вашингтон.

Название:

Организация американских государств, ОАГ, OIS

Флаг/Герб:

Статус:

континентальная политическая организация

Структурные подразделения:

Генеральная ассамблея,
Постоянный совет,
Консультативное совещание министров иностранных дел,
Генеральный секретариат

Деятельность:

Цели организации прописаны в Уставе в статье 1: “Поддерживать мир и справедливость, способствовать солидарности, укреплять сотрудничество и защищать свой суверенитет, свою территориальную целостность, и независимость “

Официальные языки:

испанский, английский, французский, португальский

Страны-участницы:

Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка

История:

Организация американских государств является старейшей региональной организацией в мире, начиная с Первой международной конференции американских государств, проходившей в Вашингтоне. На этой встрече было одобрено создание Международного союза американских республик, и была подготовлена почва для создания сети положений и учреждений, которые стали известны как Всеамериканская система. ОАГ появилась на свет в 1948 году с подписания в Боготе, Колумбия, Устава ОАГ, который вступил в силу в декабре 1951 года.

Страны, получившие независимость после 1948 года, обычно принимались в ОАГ по мере получения независимости, за исключением Канады, вступившей в ОАГ только в 1990 году, и Гайаны, принятой в 1991 (спустя 25 лет после получения независимости; как и Канада, Гайана является членом Британского Содружества). Гайана на сегодня является последней страной, принятой в ОАГ.

До 1962 г. Куба как член ОАГ принимала участие в её работе, но после перехода Кубы на социалистический путь развития руководство ОАГ сочло это несовместимым с системой коллективной безопасности Америки и приостановило членство правительства Кубы в организации; Куба и страны советского блока сочли это решение незаконным. В 2000-е годы руководство Кубы неоднократно выступало с предложениями восстановления членства в ОАГ. Решение о приостановке участия Кубы было отменено 3 июня 2009, однако сама Куба отказалась вернуться в ОАГ.

На Генеральной ассамблее ОАГ в апреле 1971 года учрежден институт постоянных наблюдателей ОАГ; на конец 2009 года этим статусом обладают ЕС и 62 государства, в том числе Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Армения.

4 июля 2009 года пришедшее в результате военного переворота правительство Гондураса объявило о денонсации хартии ОАГ и немедленном выходе своей страны из этой организации. Ранее, 2 июля, руководство ОАГ потребовало в течение 72-х часов вернуть власть в стране президенту Мануэлю Селайе, угрожая в противном случае исключить Гондурас из организации. 1 июня 2011 года, после того, как Селайе и действующий президент Гондураса Порфирио Лобо заключили соглашение о национальном примирении, членства Гондураса в ОАГ было восстановлено.

Международная организация - организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Термин «международные организации» употребляется применительно и к межгосударственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

Международная межправительственная организация - объединение государств , учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. Международные межправительственные организации можно классифицировать:

а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;
б) по кругу участников - универсальные и региональные;
в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;
г) по сфере деятельности - с общей или специальной компетенцией;
д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;
е) по количеству членов - всемирные или групповые.

Признаки международных межправительственных организаций.

  1. Членство не менее трех государств.
  2. Постоянные органы и штаб-квартира.
  3. Наличие учредительного договора .
  4. Уважение суверенитета членов-государств.
  5. Невмешательство во внутренние дела.
  6. Установленный порядок принятия решений.

Международные неправительственные организации создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц . Международные неправительственные организации бывают:

а) политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные ;
б) женские, по охране семьи и детства;
в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;
г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются государствами. Процесс создания международной организации включает три стадии:

  1. принятие учредительных документов организации;
  2. создание ее материальной структуры;
  3. созыв главных органов - начало функционирования.

Структуру международной организации составляют органы международной организации - ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов международной организации. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органом международной организации является межправительственный орган, в который государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. По характеру членства органы делятся на:

  • межправительственные;
  • межпарламентские (характерно для Европейского союза , состоят из делегатов парламентов , выбираемых пропорционально численности населения);
  • административные (из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации);
  • состоящие из лиц в личном качестве и др.

Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН

Организация Объединенных Наций была создана в период Второй мировой войны , когда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

Структура и содержание Устава ООН : цели и принципы ООН; члены организации; органы, мирное разрешение споров; действия в отношении угрозы миру; самоуправляющиеся территории ; региональные соглашения; международная система опеки .

Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности ООН. Экономический и социальный совет ООН

Генеральная Ассамблея - наиболее представительный орган ООН , обладает самой широкой компетенцией. Генеральная Ассамблея - демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории , численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Генеральной Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный секретарь.

Компетенция Генеральной Ассамблеи .

  • Обсуждает любые вопросы или дела в пределах Устава.
  • Дает рекомендации членам ООН в ее органам (за исключением вопросов, отнесенных к ведению Совета Безопасности).
  • Рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принцип разоружения, и дает соответствующие рекомендации.
  • Рассматривает любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира.
  • Рекомендует меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами.
  • Содействует международному сотрудничеству в политической области и прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
  • Формирует органы ООН, получает от них доклады об их деятельности.
  • По рекомендации Совета Безопасности принимает в члены ООН и исключает из своих членов.
  • Совместно с Советом Безопасности избирает члена Международного суда .

Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных - Россия, Китай, Франция, Великобритания, США - и 10 непостоянных - избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года. На него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет действует от имени государств - членов ООН и является главным исполнительным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По остальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.

Компетенция Совета Безопасности .

  • Контроль за исполнением государствами принципов ООН.
  • Подготовка планов регулирования вооружений.
  • Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.
  • Выносит рекомендацию или принимает меры по принуждению правонарушителя.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) - несет ответственность за выполнение функций, изложенных в главе IX Устава ООН. Состоит из 5 членов, избираемых ежегодно Генеральной Ассамблеей сроком на три года.

Компетенция Экономического и социального совета .

  • Предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам в области экономики , социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и аналогичных областях.
  • Дает рекомендации ООН по вышеизложенным вопросам.
  • Заключает соглашения со специализированными учреждениями и координирует их деятельность, получает от них доклады.
  • Осуществляет связь с неправительственными международными организациями.

Краткая характеристика организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации американских государств (ОАГ) как региональных международных организаций по Уставу ООН

Организация Североатлантического договора (НАТО) . Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций, одной из которых явилась НАТО. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН . НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования , группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. В настоящее время в НАТО входят 16 государств. Но с каждым годом организация планирует расширение, в частности в перспективе планируется принятие ряда государств Восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР. НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН и ее решения.

Организация американских государств . В нее входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна и США .

Учредительными документами Организации американских государств являются три акта:

  1. Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г.;
  2. Устав Организации американских государств (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.);
  3. Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 г.

В соответствии с Уставом целями Организации американских государств являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях.

Высшим органом Организации американских государств является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства-члены.

Консультативное совещание министров иностранных дел уполномочено рассматривать проблемы срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на государства - члены Организации американских государств. При нем учрежден Консультативный комитет обороны.

Под руководством Генеральной ассамблеи работают три совета: Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет, Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, представляющие собой исполнительные органы, наделенные весьма широкими полномочиями.

Административным органом Организации американских государств является Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: становление и развитие, источники, органы

В 1975 г. было образовано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое в 1994 г. решением Будапештского совещания было преобразовано в организацию (ОБСЕ). Таким образом, ОБСЕ превратилось из конференции в организацию.

В настоящее время ОБСЕ представляет собой формирующуюся международную региональную организацию. Ее учредительными документами являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г., Хартия для новой Европы и Дополнительный документ к ней, принятые в Париже в 1990 г., Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре и основным направлениям деятельности ОБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г. Эти документы определяют основные цели ОБСЕ: решительно использовать нормы и стандарты для создания общества общей безопасности; обеспечить реализацию всех обязательств ОБСЕ; служить форумом консультаций, принятия решений по сотрудничеству; усилить превентивную дипломатию; повысить способность в урегулировании споров и конфликтов и в осуществлении мирных операций; упрочивать безопасность путем контроля за вооружениями, за разоружением; развивать деятельность в области прав человека .

Принципы ОБСЕ были закреплены в Декларации принципов, являющейся составной частью хельсинкского Заключительного акта.

Начиная с 1990 г. происходит становление и развитие структуры ОБСЕ. Было определено, что встречи глав государств и правительств должны проводиться регулярно раз в два года. На них устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне.

Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств.

Управляет организацией и принимает решения Совет министров иностранных дел государств-участников. Совет ОБСЕ является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Он состоит из министров иностранных дел, должен собираться не реже одного раза в год для рассмотрения вопросов, имеющих отношение к ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Председателем каждого заседания Совета ОБСЕ должен быть представитель принимающий страны.

Руководящий совет обсуждает и формирует политику, решает общие вопросы бюджета .

Постоянный совет - постоянный действующий орган политических консультаций и принятия решений.

Председатель Постоянного совета - главное исполняющее лицо. При нем находится «тройка» представителей.

Генеральный секретарь ОБСЕ - главное административное лицо.

При ОБСЕ существует должность верховного комиссара по национальным меньшинствам, Бюро демократических учреждений и прав человека .

ОБСЕ имеет все признаки международной организации, за исключением одного: оно образовано не договором государств , а политическим соглашением. Это чисто политическое образование, не обладающее международной правосубъектностью. В настоящий момент ОБСЕ как международная организация находится в процессе становления.


Организация американских государств

Организа́ция америка́нских госуда́рств (ОАГ; исп. Organización de los Estados Americanos, англ. Organization of American States), региональная международная организация, объединяющая страны Латинской Америки, Карибского бассейна и США. Создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе существовавшего с 1890 Панамериканского союза. В состав ОАГ входят (1979): Аргентина, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Люсия, Содружество Доминики, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка. До 1962 в работе ОАГ в качестве её члена участвовала Куба. В 1971 учреждён институт постоянных наблюдателей при ОАГ, которых аккредитовали Бельгия, Гайана, Израиль, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, ФРГ, Франция, Швеция, Япония. Местопребывание основных органов ОАГ — Вашингтон.

Формально провозглашёнными целями ОАГ являются: поддержание мира и безопасности на континенте; мирное урегулирование споров между государствами-членами; организация совместных действий против агрессии; решение общими усилиями государств-членов стоящих перед ними политических, экономических, правовых проблем; содействие социальному, экономическому, культурному развитию стран — участниц организации.

Первоначально принципы деятельности и структура ОАГ определялись уставом 1948, в основу которого был положен Межамериканский договор о взаимной помощи (Рио-де-Жанейро пакт 1947). В соответствии с этим уставом основными органами ОАГ являлись: Межамериканская конференция (высший орган; созывалась 1 раз в 5 лет). Консультативное совещание министров иностранных дел, Совет ОАГ (постоянный исполнительный и административный орган во главе с председателем, избиравшийся ежегодно), Панамериканский союз — Генеральный секретариат (постоянный орган ОАГ во главе с секретарём, избирался на 10 лет) и др.

На 3-й чрезвычайной Межамериканской конференции (Буэнос-Айрес, февраль 1967) был подписан протокол реформы устава ОАГ (Протокол Буэнос-Айреса 1967), который внёс изменения в структуру ОАГ. В соответствии с протоколом (вступил в силу 27 февраля 1970) органами ОАГ являются:

Генеральная ассамблея (ГА), высший орган ОАГ, определяет общую политику организации. Сессии ГА проводятся ежегодно в странах — участницах ОАГ поочерёдно. ГА компетентна рассматривать любой вопрос, касающийся отношений между американскими государствами. Решения ГА принимаются большинством голосов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с уставом требуется наличие 2 / 3 голосов.

Консультативное совещание министров иностранных дел, созывается для рассмотрения особо важных вопросов. При совещании функционирует Консультативный комитет обороны, состоящий из высших военных представителей государств — членов ОАГ.

Постоянный совет, состоящий из представителей стран-участниц в ранге послов. Уполномочен содействовать мирному разрешению споров между государствами, входящими в ОАГ, посредством своего спец. органа — Межамериканского комитета по урегулированию споров мирными средствами. Постоянный совет может временно действовать как консультативный орган. Руководит деятельностью Генерального секретариата ОАГ.

Межамериканский экономический и социальный совет, координирует проведение мероприятий экономического и социального характера. Собирается ежегодно. В период между сессиями действует Постоянная исполнительная комиссия.

Межамериканский совет по образованию, науке и культуре. Межамериканский юридический комитет, координирует деятельность по разработке и кодификации норм международного права, изучению юридических проблем интеграции в странах Латинской Америки, возможностей унификации их законодательства. Межамериканская комиссия по правам человека.

Генеральный секретариат, постоянный центральный орган ОАГ, осуществляет контроль за исполнением постановлений ГА, Консультативного совещания министров иностранных дел и советов ОАГ. Возглавляется генеральным секретарём, избираемым ГА сроком на 5 лет.

Специализированные конференции, созываются для обсуждения определённых аспектов межамериканского сотрудничества в области экономики, здравоохранения, образования, транспорта и др.

Специализированные учреждения, создаются на основе многосторонних межправительственных соглашений. В их числе: Межамериканский институт сельскохозяйственных наук, Панамериканская организация здравоохранения, Межамериканская комиссия женщин, Межамериканский институт защиты детей, Панамериканский институт географии и истории, Межамериканский индеанистский институт.

Специализированные агентства, комиссии: Межамериканский совет обороны (вырабатывает рекомендации по совместной обороне и борьбе с так называемой подрывной деятельностью; попытки США превратить совет в постоянный орган с широкими полномочиями наталкиваются на противодействие латиноамериканских стран), Межамериканский статистический институт, Межамериканская комиссия по атомной энергии. Бюджет ОАГ складывается из ежегодных взносов государств-членов (свыше 60% бюджета покрывают США).

США постоянно использовали ОАГ в качестве орудия экономической, политической и идеологической экспансии в ЛА. Выдвинутая правящими кругами США «доктрина первоочередного разбирательства в ОАГ» пыталась сделать разрешение спорных вопросов, возникающих между государствами — членами ОАГ, сферой компетенции исключительно ОАГ, изъяв их из рассмотрения Совета Безопасности ООН. Под нажимом США ОАГ осуществила ряд акций по подавлению освободительного движения на континенте, попустительствовала агрессии США в Гватемале (1954) и Панаме (1964), участвовала в интервенции США в Доминиканской Республике (1965), во время которой под эгидой ОАГ были созданы (на временной основе) так называемые «межамериканские вооружённые силы» , приняла ряд антикоммунистических резолюций. После победы Кубинской революции (1959), в обстановке роста антиимпериалистических настроений в Латинской Америке, правящие круги США активизировали свою деятельность внутри ОАГ, с тем чтобы сохранить её под своим влиянием, придать своей политике видимость «общеамериканской» и под флагом ОАГ подавить антиимпериалистическое движение на континенте. На основании так называемой доктрины несовместимости, согласно которой государство, вступившее на социалистический путь развития, «не может принимать участия в работе ОАГ и её органов», 8-е Консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) под нажимом США приняло 30 января 1962 незаконное решение об исключении из ОАГ «нынешнего правительства» Кубы. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами — членами организации дипломатических и торговых отношений с Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранившая свои отношения с Кубой. В дальнейшем всё большее число латиноамериканских стран высказывалось за отмену антикубинских санкций. США стремились использовать ОАГ для пропаганды реакционных теорий «панамериканской солидарности» (см. Панамериканизм), «географического детерминизма», «экономическая взаимозависимости» и др., направленных на идеологическое разоружение латиноамериканских народов и оправдание экспансионистской политики американского империализма.

Со второй половины 60-х гг. усилилось стремление ряда латиноамериканских стран к проведению независимого внешнеполитического курса, обострились противоречия между латиноамериканскими странами и монополистическими кругами США. В этой обстановке США начали выступать с планами расширения военно-политических функций ОАГ. Латиноамериканские страны, напротив, стремились к усилению эффективности ОАГ в решении социально-экономических проблем и превращению её в орган равноправного межамериканского сотрудничества. Отражением этих противоречий явился, в частности, Протокол Буэнос-Айреса 1967. Помимо организационных изменений в структуре ОАГ протокол по инициативе латиноамериканских стран зафиксировал ряд положений, отвечающих их интересам (детализация процедуры мирного разрешения споров между государствами-членами, осуждение агрессии, юридическое закрепление принципа суверенного равенства государств, расширение круга решаемых ОАГ экономических проблем и др.). В то же время протокол оставлял в силе многие положения устава 1948, направленные на защиту интересов монополий США. Стремясь к усилению своего влияния в ОАГ, монополистические круги США создали в январе 1970 Ассоциацию содействия ОАГ, в которую вошли представители крупных корпораций и банков США, имеющих интересы в странах Латинской Америки. Ассоциация призвана усилить финансовую поддержку ОАГ и содействовать реализации частных американских инвестиций через экономические органы ОАГ.

Углубление противоречий между латиноамериканскими странами и США проявлялось на ежегодных сессиях ГА ОАГ. На 1-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Сан-Хосе, Коста-Рика, апрель 1971) представители Бразилии и Венесуэлы внесли проект резолюции, в которой содержался призыв к США вести торговлю с латиноамериканскими странами на более справедливой основе, не применять протекционистских мер, устранить таможенные барьеры (за резолюцию голосовали делегаты всех стран кроме США, представитель которых при голосовании воздержался).

На 2-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, апрель 1972) генеральный секретарь ОАГ Г. Пласа Ласо подчеркнул, что латиноамериканская политика США в 60—70-е гг., в частности дискриминационные меры, направленные на то, чтобы выйти из экономического кризиса за счёт других стран, «неблагоприятно повлияла на состояние межамериканских отношений». Делегаты Чили, Перу, Венесуэлы, Эквадора и др. осудили выступление государственного секретаря США У. Роджерса, в котором содержалась угроза применения экономии, санкций в отношении стран, национализирующих собственность американских монополий. Была принята резолюция «Об укреплении принципов невмешательства и самоопределения народов и мерах по обеспечению соблюдения этих принципов». Отражением новой расстановки сил в ОАГ явились выступления ряда делегатов за расширение связей с СССР и другими социалистическими странами, в частности за аннулирование санкций против Кубы.

На 3-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, апрель 1973) представители Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Перу, Чили, Уругвая потребовали радикальной реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на принципах «идеологического плюрализма», означающего признание за странами региона права избирать по своему усмотрению экономический, социальный, политический строй. Они настаивали на пересмотре устава ОАГ, её политических и юридических принципов, перенесении штаб-квартиры организации в столицу одной из латиноамериканских стран. Представитель Колумбии призвал к пересмотру Межамериканского договора о взаимной помощи 1947. Сессия одобрила декларацию об «идеологическом плюрализме», резолюцию о создании специальной комиссии по перестройке межамериканской системы. Решительному осуждению большинства делегатов на этой и последующих сессиях подверглась позиция США в вопросе о Панамском канале. По инициативе Панамы, Перу, Чили, Эквадора была принята резолюция, предусматривающая разработку системы мер «с целью недопущения вмешательства многонациональных компаний во внутренние дела государств».

Совместные выступления стран Латинской Америки в ОАГ и рост антиимпериалистических настроений на континенте вынудили правительство США наряду с дифференцированным подходом к отдельным государствам региона выдвинуть осенью 1973 лозунг «нового диалога» со странами Латинской Америки. Встречи представителей США и стран Латинской Америки и предшествовавшие им совещания латиноамериканских стран в рамках «нового диалога» происходили вне ОАГ, что свидетельствовало об углубляющемся кризисе этой организации.

«Новый диалог» не устранил острых противоречий между латиноамериканскими странами и США. На 4-й сессии ГА ОАГ (Атланта, США, апрель 1974) генеральный секретарь ОАГ Плата Ласо констатировал, что кризис межамериканской системы является символом кризиса в отношениях между США и Латинской Америкой.

Новой акцией США, направленной против интересов стран Латинской Америки, стал принятый конгрессом США закон 1974 о торговле, нанёсший тяжёлый удар по экспорту латиноамериканских товаров в США. Резолюция чрезвычайного заседания Постоянного совета ОАГ в Вашингтоне (январь 1975) квалифицировала закон как дискриминационный в отношении стран Латинской Америки и противоречащий основным принципам ОАГ. Резолюция, требующая от правительства США изменить закон в соответствии с принципами устава ОАГ, была принята также на 5-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, май 1975). На сессии была создана комиссия в составе представителей Коста-Рики, Мексики, США и Уругвая для подготовки плана новой реформы ОАГ.

На специальном Совещании стран — членов ОАГ (Сан-Хосе, июль 1975) был принят так называемый пакт Сан-Хосе о пересмотре некоторых положений пакта Рио-де-Жанейро 1947. В документе закреплён принцип невмешательства и право каждого государства региона самостоятельно избирать свою политическую, экономическую и социальную систему. Одна из статей предусматривает необходимость коллективной гарантии экономической безопасности стран — членов ОАГ как условия поддержания мира и безопасности на континенте. В то же время сохранено положение об организации «взаимной обороны» в случае так называемого внеконтинентального вторжения, что даёт империалистическим кругам США возможность использовать ОАГ в своих интересах. Консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ в Сан-Хосе 20 июля приняло резолюцию, предоставившую странам — членам ОАГ право самостоятельно решать вопрос об их отношениях с Кубой, что означало фактическую отмену антикубинских санкций. В докладе комиссии по правам человека были документально засвидетельствованы и осуждены грубейшие нарушения прав человека в Чили после военного переворота 1973.

Несмотря на протесты ряда латиноамериканских стран, 6-я ежегодная сессия ГА ОАГ (июнь 1976) была проведена в Сантьяго (Чили). Большинство делегатов сессии выступило с осуждением подавления гражданских и конституционных свобод в Чили. В результате позиции, занятой представителем США, сессия приняла резолюцию, в которой проблема прав человека ставилась применительно к Западному полушарию в целом и обходилось молчанием положение в Чили. В специальной резолюции, принятой на сессии, содержался призыв к конгрессу США отменить дискриминационные статьи закона о торговле.

7-я сессия ГА ОАГ (Сент-Джорджес, Гренада, июнь 1977) приняла резолюцию, призывающую отказаться от практики нарушения прав человека и осуждающую эту практику; при этом был отвергнут доклад о мнимом нарушении прав человека на Кубе. На сессии не получили реализации предложения ряда делегаций об изменении устава ОАГ с целью включить в него положения о необходимости установления нового международного экономического порядка и др.

На 8-й сессии ГА ОАГ (Вашингтон, июнь 1978) был принят ряд резолюций, отражавших недовольство латиноамериканских стран дискриминационной политикой США в области торговли, их протекционизмом и игнорированием консультативных органов ОАГ. В специальной резолюции о транснациональных корпорациях содержалось требование о невмешательстве корпораций во внутренние дела стран, на территории которых они действуют. Участники сессии осудили нарушения прав человека в Чили, Уругвае, Парагвае.

Консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ (Вашингтон, июнь 1979) приняло резолюцию, осуждающую диктаторский режим в Никарагуа и требующую отставки диктатора А. Сомосы. В то же время сессия отклонила предложение США о создании так называемых вооруженных сил по поддержанию мира (режим Сомосы в Никарагуа пал под ударами демократических сил страны в июле 1979).

9-я сессия ГА ОАГ (Ла-Пас, Боливия, октябрь 1979) отразила озабоченность народов Латинской Америки наращиванием военного присутствия США в Карибском бассейне. На сессии была принята «Декларация Ла-Паса», проект которой представлен странами Андской группы. Декларация призывает к строгому соблюдению принципа невмешательства государств — членов ОАГ во внутренние дела друг друга и призывает воздерживаться от действий, способных нанести ущерб торговле с развивающимися странами. Эти положения декларации свидетельствуют о намерении латиноамериканских стран более решительно, чем в прошлом, противостоять экономическому диктату США.

10-я сессия ГА ОАГ (Вашингтон, ноябрь 1980) характеризовалась выступлениями представителей латиноамериканских стран против гегемонистской политики США, за развитие отношений между США и странами Латинской Америки на принципах «идеологического и политического плюрализма» и равноправного партнёрства. Негативную реакцию участников сессии вызвало навязанное делегацией США обсуждение вопроса о правах человека в том направлении, как его трактовала американская администрация. Представители многих латиноамериканских стран высказывались за рассмотрение этой проблемы в более широком плане, с учётом её социально-экономических и политических аспектов.

Несмотря на постоянные попытки США сохранить и усилить своё влияние в ОАГ, в деятельности этой организации всё более даёт себя знать стремление латиноамериканских стран к защите своих национальных интересов и независимому развитию, к продолжению процесса разрядки международной напряжённости, что ведёт к повышению их роли в системе современных международных отношений. Показателем растущего стремления латиноамериканских стран к единству действий, к координации дипломатических акций в целях содействия осуществлению экономических, социальных и других мероприятий вне рамок ОАГ явилось создание ряда латиноамериканских организаций без участия США, в частности Специальной латиноамериканской координационной комиссии, Андского пакта, Амазонского пакта, Латиноамериканской экономической системы и др.

В политических и деловых кругах латиноамериканских стран — членов ОАГ растёт заинтересованность в развитии связей со всеми странами мира. Усиливаются тенденции к расширению отношений с СССР и другими социалистическими странами.

Литература:

Гвоздарёв Б. И., Организация американских государств, М., 1960;

его же, Эволюция и кризис межамериканской системы, М., 1966;

его же, Латинская Америка в современных международных отношениях, М., 1974;

Неоколониализм США в Латинской Америке, М., 1970;

Внешняя политика стран Латинской Америки после Второй мировой войны, М., 1975;

Межгосударственные отношения в Латинской Америке, М., 1977;

США и Латинская Америка, М., 1978;

Manger W., Pan-America in crisis. The future of the OAS, Wash., 1961;

Dreier J., The Organization of American States and the hemisphere crisis, N. Y.—Evanston, 1962;

Stoetzer О. С., The Organization of American States, N. Y.—Wash.—L., 1965;

El sistema interamericano. Estudio sobre su desarrollo у fortalecimiento, Madrid, 1966;

Informe del Secretario General de la Organización de los Estados Americanos, Unión Pan-americana, Wash., 1958—70;

Las relaciones interamericanas. Una antología de documentos, Car., 1975;

Plaza G., 1968—1975, seven years of change, Wash., 1975.

Сегодня дозволительно причислить ОАГ. Объединение, именуемое Организацией американских государств, имеет четкие цели и принципы своей деятельности, официально утвержденный Устав, разветвленную структуру и внушительный ряд государств-членов. Нашей задачей будет подробно познакомиться с вышеперечисленным.

Что такое ОАГ

Организацией американских государств (англ. Organization of American states, фр. Organisation des États américains, исп. Organización de los estados americanos, порт. Organização dos Estados Americanos) , ОАГ (OAS) именуется международное объединение государств, образованное в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в колумбийском городе Боготе. Его базой стал Панамериканский Союз (1889 г.) - консультативное объединение ряда американских республик.

В составе ОАГ 35 (33 в настоящее время) стран-членов. Рабочих языка четыре - английский, португальский, испанский и французский. Управляющий орган организации - это Генеральная Ассамблея. Штаб-офис объединения расположился в США - Вашингтоне.

Образование организации американских государств. ОАГ: история

ОАГ в форме Панамериканского союза начала свою работу в 1889 году - с Первой американской международной конференции, проходившей в Вашингтоне. Именно тогда была подготовлена база для ее учреждений и положений, а также было одобрено основание этого объединения. Годом создания Организации американских государств считается 1948 - год подписания ее Устава. В силу он вступил в 1951 г.

Для большинства стран-членов была характерна практика вступления в ОАГ сразу же после получения или отвоевания независимости. Исключением стали Канада (1990 г.) и Гайана (1991 г.) Вторая стала последней страной, принятой на сегодня в этот американский союз.

До 1962 г. Куба считалась полноправным членом ОАГ, однако после выбора ею пути социализма Генеральная Ассамблея в целях обеспечения безопасности своих членов решила исключить это государство из числа своих участников. Организация американских стран также обязала своих членов разорвать все дипломатические отношения с Кубой, хоть некоторые из них и голосовали против этого. Только 3 июля 2009 г. приостановка участия этой страны в ОАГ была отменена, однако кубинское правительство не поспешило принять решение вернуться в союз.

В 1971 г. было решено ввести институт наблюдателей ОАГ. В 2015 г. этим статусом обладают уже 70 государств, в число которых входит и Российская Федерация. В настоящее время авторитет и позиции Организации американских государств существенно ослабили сугубо латиноамериканские объединения без участия Соединенных Штатов - UNASUR (Союз южноамериканских наций), CELAC (Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна).

В апреле 2017 г. Николас Мадуро отправил в Генеральный секретариат ОАГ послание, в котором сообщил, что его государство немедленно покидает союз.

Страны-участники объединения

Итак, кто входит в Организацию американских государств:

  • Доминика;
  • Перу;
  • Уругвай;
  • Барбадос;
  • Гондурас;
  • Антигуа и Барбуда;
  • Мексика;
  • Сальвадор;
  • Парагвай;
  • Гайана;
  • Тринидад, Тобаго;
  • Сент-Люсия;
  • Колумбия;
  • Никарагуа;
  • Боливия;
  • Суринам;
  • Панама;
  • Чили;
  • Сент-Винсент, Гренадины;
  • Коста-Рика;
  • Доминиканская республика;
  • Гватемала;
  • Сент-Китс, Невис;
  • Багамские о-ва;
  • Аргентина;
  • Белиз;
  • Канада;
  • Эквадор;
  • Гренада;
  • Мексика;
  • Бразилия;
  • Ямайка.

Ранее в составе союза также числилась Куба и Венесуэла.

Цели ОАГ

Цели Организации американских государств, исходя из Устава, следующие:

  • и безопасности на двух американских континентах.
  • Первоочередное соблюдение принципа невмешательства, укрепление в странах-участниках представительной демократической власти.
  • Способствовать мирному решению споров между странами-членами, а также предупреждать возможное назревание конфликтов.
  • Объединять свои силы в случае внешней агрессии.
  • Способствовать решению ряда проблем стран-участников - экономических, социальных, юридических.
  • Способствовать общему социальному, культурному и экономическому развитию.
  • Сделать направлением своего развития ограничение числа вооружения, пустив все ресурсы на социальное и экономическое развитие.

Основные принципы деятельности союза

Создание Организации американских государств подразумевало неукоснительное соблюдение ее участниками ряда принципов:

  • Нормой взаимодействия участников служит международное право.
  • Отношения стран-участников выстраиваются на уважении прав суверенитета государств и личностей их граждан, а также на основе неукоснительного соблюдения предписанных международными договорами обязательств.
  • Отношения между участниками ОАГ складываются на принципах доброй воли и взаимодоверия.
  • Каждое государство-участник своей главной целью должно выбрать устройство эффективной представительной демократии.
  • Сотрудничество стран ОАГ строится на принципах невмешательства в политику друг друга, независимости государственных систем.
  • Страны-участники выступают против агрессивных войн.
  • Агрессия против одного государства-члена расценивается как агрессия против всей ОАГ.
  • Все споры между участниками должны решаться только мирным путем.
  • Экономическое сотрудничество должно приводить к общему благосостоянию граждан стран-членов.
  • Основой мира выступает социальная безопасность и справедливость.
  • Личные права всех граждан равны - вне зависимости от их пола, расы и возраста.
  • Духовное единство стран ОАГ строится на взаимоуважении национальных культур друг друга, стремлении к высоким идеалам общечеловеческой культуры.
  • Работа образовательных учреждений государств ОАГ должна строиться на пропаганде всеобщего мира, свободы и равенства.

Структура ОАГ

Организация американских государств (ОАГ) осуществляет свои цели следующей иерархией органов:

  • Генеральная Ассамблея;
  • консультативный совещательный орган министров иностранных дел государств-участников;
  • Советы;
  • Межамериканский комитет по юридическим вопросам;
  • специальная Межамериканская комиссия по правам человека;
  • Генеральный секретариат;
  • специализированные учреждения и конференции.

Возможно дополнительное создание по конкретным вопросам вспомогательных учреждений и органов.

Устав Организации американских государств

Устав ОАГ был принят 30.04.1948 г. в Боготе (Колумбия). Он состоит из 3 частей, 23 глав и 151 статьи. Его структура такова:

  • Часть 1:
    • Природа документа, перечисление основных целей организации.
    • Принципы ОАГ.
    • Положения, касаемые членов организации.
    • Раскрытие понятия "всестороннее развитие" в рамках данного союза государств.
  • Часть 2:
    • Структура организации.
    • Положения о Генеральной Ассамблее.
    • Принципы работы Консультативного Совещания министров внутренних дел.
    • Советы организации: общие положения; статьи, разбирающие работу Постоянного совета.
    • Межамериканский социальный и экономический совет.
    • Совет по образованию, науке и культуре.
    • Юридический комитет Организации американских государств.
    • Комиссия по правам человека.
    • Генеральный секретариат.
    • Статьи о специализированных конференциях.
    • Пункты о специализированных учреждениях.
  • Часть 3:
    • Различные положения документа.
    • Ратификация и время действия.
    • Перечисление временных положений.

О Генеральной Ассамблее

Высшим управляющим органом Организации американских государств признана Генеральная Ассамблея. Она выполняет внутри структуры ряд важных функций:

  • Определяет общие векторы деятельности и политики всей системы.
  • Рассматривает все вопросы, касающиеся взаимоотношений между членами.
  • Координирует деятельность всех нижестоящих органов и учреждений.
  • Укрепляет и развивает сотрудничество с ООН.
  • Активно содействуют сотрудничеству с другими международными организациями в социальной, экономической и культурной сфере, отдавая предпочтение союзам со схожими целями.
  • Одобряет бюджетную программу Организации американских государств, устанавливает размер квот участников.
  • Заслушивает все годовые доклады и отчеты подконтрольных органов и учреждений.
  • Принимает общие нормы, на которых работает Генеральный секретариат.
  • Принимает полностью свой регламент и 2/3 повестки дня.

Абсолютно все страны ОАГ представлены в Генеральной Ассамблее; каждая имеет право только на один голос. Данный высший совет собирается ежегодно в городе, который выбирается по принципу чередования. Все резолюции одобряются большим числом голосов. Исключение - проекты, прописанные в Уставе, для принятия которых необходимо 2/3 "за".

О членах ОАГ

Приведем наиболее значимые положения о членах Организации американских государств:

  • Вход в объединение открыт для любой американской страны или союза государств, согласных принять все обязательства Устава и ратифицировать его.
  • Решение о принятии нового члена определяется голосованием всех участников - для положительного вердикта необходимо 2/3 голосов.
  • Все входящие в ОАГ государства обладают равными правами и обязанностями.
  • Каждый из участников не должен быть ограничен в самобытном пути развития своей политической, экономической и социальной жизни.
  • Никто из членов не имеет права даже косвенно вмешиваться во внутренние государственные дела другого.
  • Территория каждого из государств-членов неприкосновенна.
  • Все споры решаются только мирным путем - это арбитраж, примирение, прямые переговоры, судебная процедура и т. д.
  • Если неприкосновенность и целостность одного или нескольких государств-участников будет нарушена, то другие члены ОАГ должны встать на защиту его/их суверенитета.

Раскрытие понятия "всестороннее развитие" в рамках ОАГ

Всестороннее развитие участников Организации американских государств (ОАГ), оговоренное в его Уставе, означает следующее:

  • Постоянное увеличение ВВП, справедливое распределение национального дохода, адекватные налоговые системы, модернизация сельского хозяйства, стабильный уровень цен, справедливые з/п, внедрение современных достижений в медицину, создание достойного уровня жизни для населения и т. д.
  • Предоставление доступа на мировые рынки своим регионам, создание благоприятных условий для заключения международных бизнес-соглашений, расширение возможностей для экспорта и т. д.
  • Уважение личных прав своих граждан, предоставление им экономической стабильности, социальной защищенности, свободы духовного развития; создание юридической системы, защищающей права каждого без исключения гражданина; создание профсоюзов; обеспечение всеобщего начального и среднего образования и свободный доступ к получению высшего и т. д.

ОАГ является одним из старейших американских международных объединений. Организация объединяет на сегодня 33 страны, имеет разветвленную структуру, собственный Устав с четко обозначенными целями и принципами деятельности.



Loading...Loading...