На теплой земле читать онлайн, соколов-микитов иван сергеевич. Зима вьюжная

Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег - при­шла зима.

Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья - ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее.

Много раз большими хлопьями начинал падать снег, и, просыпаясь, люди не узнавали поля - такой необыкновенный свет светил в окно.

По первой пороше охотники пошли на охоту. И целыми днями слы­шался по лесу заливистый лай собак.

Стоит охотник на краю леса, ждёт. Колобок не колобок - катится через дорогу серый. Свистнул охотник. Остановился серый, встал на задние лапы, под­нял уши - слушает, далеко ли собаки. Поднял охотник ружьё...

Звонко стучат на морозе топоры. Вздрогнув вершиной, грузно ва­лятся на землю высокие, покрытые инеем деревья. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.

У большого соснового пня жарко полыхает костёр, синий, пахучий стелется дым.

Греются у огня озябшие лесорубы, громко смеются:

Ай да мороз!

Едет лесоруб в лес, а борода у лесоруба белая, на усах сосульки, на шапке пушистый снег. Лошадёнка косматая в инее. Бежит лесоруб позади саней, валенками скрипит, рукавицами прихлопывает:

Ай да мороз!

А в лесу Мороз кружева развесил. Ни пером описать, ни в сказке сказать. Зацепишь дугою - летит за воротник снежная лёгкая пыль.

Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий разгонистый след. Лисий, строчёный, лапка за лапкой, вьётся вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку.

На вершинах ёлок грозди тёмно-лиловых шишек. Прыгают по шиш­кам бойкие птички - клесты. А внизу, на рябине, рассыпались груда­стые краснозобые снегири и, сполохнувшись, всей стаей слетели и, точно бусы, уселись на ветвях голой берёзы, стряхнув серебряный иней.

На улицах ходит ночью Мороз; темно в окнах, а в комнате тепло и уютно, горит светлая лампа, старая бабушка вяжет чулок.

Кот Васька забрался на печку.

Зимой и игры зимние: вечером - дома, а утром в погожий день ребята катаются с гор, а в оттепель лепят бабу.

А кто постарше - в школу.

Ходит Мороз по двору, постукивает, погромыхивает. Ночь звёздная, окна синие, на окнах Мороз ледяные цветы нарисовал - никому таких не вырисовать.

Ай да Мороз!

Ходит Мороз: то в стену стукнет, то по воротам щёлкнет, то отрях­нёт иней с берёзы и вспугнёт задремавших галок. Скучно Морозу. От скуки пойдёт на реку, стукнет по льду, станет звёзды считать, а звёзды лучистые - золотая озимь.

Утром затопят печи, а Мороз тут как тут - замороженными стол­бами стали над деревней голубые на позолотевшем небе дымы.

Ай да Мороз!

Иван Сергеевич Соколов-Микитов “Зима” – это первый рассказ, который мой сын вписал в свой читательский дневник. В этой статье я покажу как мы разбираем прочитанное, какое изложение произведения сделал ребенок. Также представлю дополнительные материалы, которые помогут разнообразить и дополнить занятие.

Здравствуйте уважаемые читатели, мы начинаем работу с читательским дневником. Сегодня разберем первый рассказ из книги издательства Речь, которую я описала в отдельной статье. Данное произведение короткое, понятное для восприятия ребенком (моему сыну сейчас 6 лет 4 месяца), именно с него мы и начнем учиться делать мини-анализ прочитанного.

Читаем текст

Выпал снег.
Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес. На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

Вот у обглоданных осинок натропил ночью зайчишка-беляк; подняв чёрный кончик хвоста, охотясь за птичками и мышами, пробежал горностай. Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след старого лисовина. По самому краю поля, след в след, прошли разбойники-волки.

А через широкую наезженную дорогу, взрывая копытами снег, перешли лоси…

Много крупных и мелких зверей и птиц живёт и кормится в накрытом снежною нависью, притихшем зимнем лесу.

Иван Сергеевич написал данное повествование поющим, спокойным языком, используя периодически незнакомые для современных детей слова. В книге учтиво сделаны сноски с расшифровкой, вы можете увидеть их внизу страницы, кликнув на фото.

Фото увеличивается при клике

Работаем с читательским дневником

Есть много видов их заполнения, наш создан ориентируясь на уровень моего шестилетнего ребенка. Биография писателя пройдена нами отдельно, вы можете

Вопрос-ответ

Детям дошкольного и младшего школьного возраста можно, и даже нужно, помогать с заполнением дневника. Наш процесс таков: когда мой сын читал текст, я просто молчала, не перебивая. Затем задала наводящие вопросы, прося найти фразы в произведении, которые могут подтвердить его ответы. Мы обсудили прочитанное и сын записал краткую зарисовку.

Порой легче работать с текстами бОльшего объема, в них развиваются определенные события, которые проще вычленить. Тем не менее, я не заметила проблем у ребенка, ответить на мои вопросы по рассказу “Зима”.

Где и когда происходит действие? Зимой, в лесу.
Кто основные герои рассказа?

  • зайчишка-беляк с черным кончиком хвоста;
  • горностай;
  • старый лисовин (лис);
  • разбойники-волки;
  • лоси.

Понравившаяся фраза:

По самому краю поля, след в след, прошли разбойники-волки.

  • заячьи;
  • горностая;
  • лисьи;
  • волчьи;
  • лосиные.

Где прошли волки? По самому краю поля.
Через что перешли лоси? Через широкую наезженную дорогу.
Тебе понравился рассказ? Да.

Изложение прочитанного

Вся предыдущая работа проводится для того, чтобы дитя осознало главные мысли автора. А у родителя появляется возможность увидеть, понял ли ребенок суть произведения. Только после этого можно приступать к его описанию.

Хоть это и первый раз в жизни сына, мне хотелось увидеть его собственный потенциал. Поэтому, попросив сделать запись в читательском дневнике, я просто вышла из комнаты. Так я смогла понять что имеем на данный момент, над чем нужно работать, и в дальнейшем смогу брать этот текст за отправную точку. Вот что получилось у Александра.

Была зима, выпал снег. Он накрыл лес, сделались сугробы. Пробежал зайчишка, пробежал горностай. Охотники увидели цепочкой след старого лисовина. Пробежали волки, они искали добычу. В зимнем лесу многие звери не спят.

Развлекательная страничка

Обычно в дневнике юного читателя имеется место для рисунка, кроссворда или какого-то другого занятия по теме прочитанного. В этот раз мне показалось логичным дать возможность увидеть то о чем пишет прозаик. Я подготовила фото описанных им животных и их “узоры” на снегу. Всё это совсем несложно найти в картинках интернета. Александр сопоставил увиденное и вклеил на развороте.

Еще в детстве мне пришлось много слышать о волчьих охотах. Отец жил в лесной конторе, среди прекрасных охотничьих угодий. Нередко из города бывали к нам гости, и вместе с гостями отец уезжал на охоту. По вечерам за чайным столом, когда охотники возвращались, я слушал рассказы о необычайных охотничьих приключениях, и, кто знает, быть может, тогда зародилась во мне охотничья страсть.

В морозные зимние ночи не раз езживал отец на волков с поросенком. Живо представляю эту забытую нынче старинную охоту. Зима, мириадами алмазов искрится под месяцем снег, постукивает крепкий мороз по деревьям. По зимней накатанной дороге медленно двигаются широкие розвальни с высоким задком из плетенки. В розвальнях охотники в овчинных тулупах. Длинная веревка тащится за санями; подпрыгивая на неровностях дороги, волочится привязанная к веревке свиная мерзлая требушина. Издали кажется, что это за санями бежит маленькая собачонка.

Обындевелая лошадь (для охоты выбирают самую смирную и спокойную), пофыркивая, неторопливо трусит по белой, прорезанной синими тенями дороге. В ногах у охотников живой поросенок в мешке. Изредка они теребят его за ухо, и поросенок заливается отчаянно звонко. Странно звучит в пустынной ночной тишине поросячий заливистый визг.

Охотники ездят, выбирая места, где, по их разумению, должны проходить ночью волки. Не всегда такая охота успешна. Нередко, проездив всю долгую зимнюю ночь, порядочно иззябнув, отец возвращался с пустыми руками.

Но зато особенное, незабвенное чувство испытывает охотник, когда после долгих часов езды по пустынным зимним дорогам в лесной редкой опушке мелькнут знакомые тени. В первый момент трудно уследить эти подвижные тени, при неверном свете месяца скользящие меж деревьев. Осторожные звери неприметно и скрытно преследуют подводу. Они бегут осторожно, проваливаясь в снегу, чутко приглядываясь, прислушиваясь к соблазнительному визгу, доносящемуся с дороги. Много раз выскакивают они на дорогу далеко за проехавшими санями, жадно обнюхивают следы. Запах и вид волочащейся на веревке свиной требухи их соблазняют. Все чаще и чаще появляются они на дороге, все ближе и ближе мятутся их легкие тени…

Изготовивши ружья, охотники ждут. Трудна и неверна стрельба при обманчивом свете. Трудно угадать расстояние, движения стрелка стесняет тяжелая зимняя одежда. Плохо нетерпеливому, слишком поспешному стрелку: преждевременный выстрел может погубить всю редкостную охоту. Напуганные выстрелом звери вряд ли вернутся, да и сомнительно, чтобы однажды обманутый догадливый зверь когда-нибудь опять вышел на нехитростную приманку.

Всего лучше ждать терпеливо, не шевелясь и не разговаривая, продолжая двигаться по дороге. Если ничего не помешает, голодые звери будут навертываться ближе и смелее. Но даже и в самые соблазнительные моменты охотнику следует удерживать пыл. Нужно дождаться минуты, когда какой-нибудь оголодавший волк навернется совсем близко к саням и, как бы удивившись собственной дерзости, замрет в сторожкой угрожающей позе. Это лучший момент для выстрела. Стрелку нужно помнить, как обманчивы ночью окружающие нас предметы, прицеливаться и стрелять быстро, но не торопясь. Поторопишься, выстрелишь - навек потеряешь.

Отец нередко возвращался с добычей. Разумеется, такая слишком любительская, изысканная охота не могла быть очень успешной. Вряд ли, даже и в старинные времена, когда всюду было много непуганого зверя, не слышавшего ружейного выстрела, самому счастливому стрелку за всю долгую жизнь удавалось убить из-под поросенка больше десятка волков. В наше время старинная эта охота сошла на нет. Несколько лет назад, живя в глухой округе, где всегда держалось много волков и где мы очень удачно охотились облавой, я пытался охотиться по-старинному, с поросенком. Все эти охоты прошли неудачно. Проездивши долгую ночь по полевым и лесным дорогам, замучив почти до смерти несчастного поросенка, обычно мы возвращались с пустыми руками. Очень возможно, что звери следили за нами и даже выходили где-нибудь на дорогу, чтобы обнюхать следы, но приблизиться не решались: слишком знакомы им встречи с охотником, знакома грозная сила ружья, которого они больше всего страшатся. Но даже и после таких бесплодных охот чувствовали мы себя всегда отменно. Уж очень красива лунная зимняя ночь, чудесны езда среди сверкающих чистых снегов и волнующее ожидание встречи со зверем. Полные радостной силы, мы возвращались позднею ночью, и тогда особенно приятными казались тепло и уют жилья, шум кипящего на столе самовара, возле которого мы обогревались.

Интегрированный урок

по теме:

«И.Соколов – Микитов.

Зима в лесу»

2 класс

Валеева Р.Ш.

2012 – 2013 уч.г.

Интегрированный урок

внеклассное чтение, изобразительное искусство, технология,

окружающий мир, музыка

2 класс

Тема: И. Соколов-Микитов " Зима в лесу"

Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных) на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений.

Задачи:

1. познакомить с рассказом И. Соколова-Микитова «Зима в лесу»;

2. формировать умение работы с текстом, совершенствовать навык выразительного, осознанного, правильного чтения;

3. обогащать словарный запас детей, учить анализировать, сравнивать, делать выводы;

4. обучать коллективной работе (в парах, в группе), развивать коммуникативные компетенции;

5. создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений, развитие творческого воображения и художественного вкуса.

Урок сопровождается слайдовой презентацией (Приложение 1)

Ход урока.

I этап. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Цель : акцентировать внимание, вызвать интерес учащихся к теме урока, желание активно работать, получать и открывать новые знания.

Создать на уроке условия психологического комфорта.

Используемые педагогические приемы :

    наглядные сопровождение (аудио-визуальное, на основе ИКТ):

    Музыкально-художественное сопровождение - произведение П.И.Чайковского «Времена года» (звуки зимы);

    эмоциональное стимулирование (костюм зимы, сундук);

    слайдовая презентация иллюстраций зимнего пейзажа;

Учитель :

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Давайте улыбнёмся друг другу. Слайд 1 «Зимний лес»

На фоне музыкального сопровождения учитель с выражением читает стихи.

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много разных сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама!!!
Красавица, волшебница-зима!

II этап. Целеполагание и актуализация знаний. Активизация познавательной деятельности.

Цель: определение проблемы и постановка цели урока на основе активизации познавательной деятельности и создания творческих условий для её решения.

:

    элементы проблемного диалога (подводящие вопросы);

    активизация ассоциативного мышления на основе обыденных знаний обучающихся (характеристика зимы);

    «мозговой штурм» (определение соответствия авторов пройденных произведений)

    игра «Доскажи словечко»

    поисковый метод (определение следов животных);

    слайдовая презентация (игра «Загадочный сундучок»);

    совместная постановка проблемы урока (подводящие вопросы проблемной беседе);

    правильный поиск названий стихов и автора произведения;

    самопроверка

    создание проблемной ситуации (прогнозирование содержания текста);

    педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся и т.д.)

Учитель : О чем мы будем говорить на уроке? (о зиме)

Как только пора для Зимы наступает,
Свои сундучки она вновь открывает
Есть пять ледяных у нее сундуков:
В одном спит метель - это мать ветерков,
В другом сундуке затаилась пороша
И множество градин - стеклянных горошин,
А в третьем спит вьюга, в четвертом – снежинки
И иней в последнем - в хрустальной корзинке.

В моём Сундучке спрятались все зимние звуки. Давайте послушаем!

Слайд 2 «Звуки зимы»

Игра «Волшебный сундучок», учащиеся наполняют волшебный сундучок зимними словами – характеристиками.

Цель: пополнение словарного запаса, РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ.

(ИЗ СПИСКА, ПРЕДЛОЖЕННОГО УЧИТЕЛЕМ ребята выбирают зимние слова)

Учитель : Прочитайте с доски слова. Положите в волшебный сундучок только зимние слова.
- Какая зима? (морозная, дождливая, снежная, ласковая, лютая)

Что сделала зима? (заморозила, сковала, растопила, убаюкала, закутала.)

Слайд 3(зимние слова складываются в сундучок)

Учитель : Вы прочитали много произведений об этом волшебном времени года, и мы вспомним некоторые из них.

Целеполагание. Работа в парах . Создание проблемной ситуации.

Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах – карточки с названием произведений и фамилиями авторов. Ваша задача – соединить фамилию автора с названием произведения.

Слайд 4

(Карточки)

С. Есенин

И. Соколов-Микитов

А. Барто

Ф. Тютчев

«Дело было в январе»

«Чародейкою зимою»

«Берёза»

«Зима в лесу»

Самопроверка (слайд 5)

С. Есенин

«Берёза»

Ф. Тютчев

«Чародейкою зимою»

А. Барто

«Дело было в январе»

И. Соколов-Микитов

«Зима в лесу»

Учитель: Все верно сделали! Молодцы! Поэты восхищались этим волшебным временем года! А вы знаете эти стихи?

Игра «Доскажи словечко»

Обучающиеся вспоминают строчки стихов любимых поэтов:

1.С.Есенин. «Белая береза под моим окном…….(принакрылась снегом точно серебром)

На пушистых ветках снежною каймой…(распустились кисти белой бахромой)

2.А.Л.Барто «Дело было в январе…..(стояла елка на горе)

А возле этой елки…(бродили злые волки).

3.Ф.Тютчев.

«Чародейкою зимою…..(околдован лес стоит)

И под снежной бахромою, неподвижною, немою……(чудной жизнью он блестит)

Учитель стимулирует активность младших школьников

Введение в тему урока

Учитель

Что вы заметили? А еще что можно сказать? (все поэты, А И.С.Соколов -Микитов -писатель)

Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока.

III этап. Открытие новых знаний. Знакомство с творчеством И.Соколова - Микитова и его произведением «Зима в лесу».

Цель : формирование метапредметных универсальных учебных действий на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений

Используемые педагогические методы и приемы :

    работа со словарем (обогащения словарного запаса детей)

    работа с текстом (отработка умений):

    с лушания образца художественного чтения (« Живое слово»);

    выразительного, правильного, осознанного чтения (чтение «цепочкой», выборочное чтение, «жужжащее» чтение);

    выделения основной мысли текста озаглавливание частей текста обоснование своего выбора, составление плана рассказа (элементыметода критического мышления);

    анализа , сравнения, вывода ;

    слайдовая презентация («И.С. Соколова - Микитов» «Первый снег», «Следы животных», «Охотник»);

    краткая биографическая справка о писателе на основе книжной выставки с произведениями писателя;

    беседа (обратная связь)

Наглядность: портрет писателя, выставка с произведениями писателя.

Слайд 6 Портрет писателя

1.Рассказ учителя.

Расширение кругозора учащихся.

Мотивирование на читательский интерес.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) родился в простой семье. Мальчик получил хорошее "домашнее" образование, в семье большое внимание уделялось художественным произведениям, мальчик с детства полюбил читать и был очень любознательным ребенком.

И. С.Соколов-Микитов очень любил природу, был путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал в детском журнале «Юный натуралист».

(выставка произведений И.С. Соколова - Микитова)

Основной темой в творчестве писателя была природа. И сейчас мы в этом убедимся.

Учитель :

Ребята, сегодня познакомимся с произведением И.С Соколова-Микитова «Зима в лесу». (Запись О. Табакова «Зима в лесу»)

2.Знакомство с произведением И.Соколова-Микитова «Зима в лесу».

А) прогнозирование проблемы произведения (Словарная работа по развитию речи):

Учитель: Прочитайте ключевые слова на экране. О чем или о ком будем читать? (о мишке, о зайчике, о снеге, о звериных следах)

Слайд 7 Работа со словарем

    пороша – (свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега (толковый словарь русского языка С. И. Ожегов.)

    большая толстая коряга

    медвежья лесная квартира

    заяц натропил

Б) Работа с текстом (Чтение произведения).

Чтобы лучше понять писателя, его замысел произведения послушаем этот текст в записи народного артиста Олега Табакова.

Живое слово-самый тонкий инструмент, который помогает услышать и понять красоту окружающего мира. (И.С.Соколов- Микитов «Зима в лесу».)

Слайд 8 (развитие умения слушания)

3. Проверка восприятия (обратная связь).

- понравился ли вам этот рассказ?

Какие животные встретились в лесу?

Какую картину зимы нарисовал в своем рассказе писатель?

IV этап. Физминутка (музыкально - танцевальная пауза «Синий иней»)

Использование технологии здоровьесбережения.

Слайд 9

4. Работа над произведением И.С.Соколова - Микитова «Зима в лесу»

И. Соколова-Микитова « Зима в лесу».
I.



Но вот пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки.
Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
II.
Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать.
Много следов в лесу. Вот пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка

Вот ночью хорёк проскакал. Вот пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица...
Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу.
III.

Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.

5. Работа по частям. Сколько смысловых частей? (Составление плана по ходу)

1 часть. "цепочкой "

    Кому плохо в осеннем лесу и почему? Прочитайте.

    Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте.

    Озаглавьте 1 часть этого рассказа

«Первый снег» Слайд 10

2 часть . " Жужжащее чтение".

    Зачем отправился охотник в лес?

    Кого в лесу увидел охотник?

    Как озаглавим 2 часть рассказа?

«C леды на снегу» Слайд 11

Игра «А, ну-ка отгадай!»

Косолапый, неуклюжий….(мишка)

Шустрая, запасливая……(белка)

Косой….. (заяц)

Хитрая, осторожная………..(лисица)

3 часть. "На диктора".Иванова Наташа, Серов Феликс, Шабуранов Рома)

Читает хорошо читающий ученик.

    Кому лучше всех зимой в лесу?

    Как медведь готовился к зиме?

    Как чувствует медведь в этой берлоге?

    Озаглавьте 3 часть рассказа.

«Медвежья квартира» Слайд 12

Учитель.

Молодцы, ребята! Мы составили план рассказа И.Соколова-Микитова » Зима в лесу»

Слайд 13

    Первый снег.

    Следы на снегу.

3.Медвежья квартира

Учитель:

Какие краски возьмете для рисования картины?

V этап.Закрепление и проверка понимания учебного материала. Творческая работа учащихся «Пишем страничку учебника».

Цель: проверка понимания содержания урока, закрепление и обобщение знаний обучающихся и его практическая отработка через творческую работу.

Используемые педагогические методы и приемы :

    ИЗО – студии («Зимняя сказка». Картинный план. « Первый снег»),

    Мастерская моделирования («Медвежья квартира»),

    Исследовательская мастерская («Следы на снегу»)

    Игровые мастерские («Пазлы», «Путаница», «Заплатка», «Доскажи словечко», «Зимний лес»)

    дозированная помощь учителя (учитель - консультант)

    беседа (обсуждение)

    метод аналогий;

    игровые приемы;

    приемы решения логических задач;

    работа с дидактическим материалом;

    уровневая дифференциация (групповая и индивидуальная работа)

    педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся, подведение итогов этапа урока и т.д.)

1.Творческая работа по парам (звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)

Учитель: Вы очень хорошо поработали. Предлагаю самим изготовить книжку с рассказом Соколова-Микитова «Зима в лесу». Откройте конверты с заданием. Внимательно читайте. Желаю успехов и творчества!

Учитель оказывает дозированную помощь

У нас есть план рассказа, мы его составляли, чтобы передать своими словами содержание текста или пересказать его.

Творческая лаборотория: «В мастерской художника». Учитель дает задание по парам.

1 пара . (ИЗО – студия) «Первый снег».

Задание : нарисовать пейзаж к 1 части. Наложить снег ватными дисками, украсить снежинками и подготовить пересказ 1 части.

2 пара . (Мастерская «Следопыты»)

Задание : наклеить Следы животных и подготовить пересказ 2 части.

3 пара. ( Мастерская моделирования ) Медвежья квартира . ( Смастерить медвежью берлогу и приготовить пересказ 3 части.)

4 пара . (ИЗО – студия «Зимняя сказка»

Задание: нарисовать обложку книги.

2.Самостоятельная работа в парах.

Игровые мастерские:

5 пара -Игра «Путаница »

Задание:

- составь предложения 1 части так, чтобы они были в правильной последовательности ;

Приклей на страничку;

Обрадовались беляки-зайцы. Голодный и холодный шумит лес. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки.

Голодный и холодный шумит лес.
Плохо осенью в лесу белякам-зайцам.
Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка.
Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.

6 пара - Игра « Пазлы ».

Задание:

А) -собрать картинку и наклеить на страничку;


Б) - продолжи предложение, проверь по тексту.

Собрался по первой пороше охотник …

Вот пронеслась от дерева к дереву…

7 пара «Заплатка».

Задание:

-наклеить недостающие кусочки и подписать картинку;

-

-продолжи предложение и проверь по тексту учебника.

Вот пробежала через поляну….

Вот ночью … проскакал.

8 пара-Игра «Следопыты».

Задание :

Узнай следы зверей;

Допиши словечко;

Косолапый __________ Шустрая, запасливая____________

Беляк - _________ Осторожная, хитрая____________

9 пара - Оживи картинку, сделай ее зимней.

Выбери название и подпиши картинку.

    Лучше всех в лесу лежебоке-медведю.

    Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире.

    Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.


10 пара - «Мастерская писателя».

Задание:

- придумать концовку рассказа.

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник…

VI этап. Систематизация и обобщение знаний. Проверка работы творческих групп

Цель: выявить уровень усвоения пройденного материала на уроке в форме.презентации творческого продукта.

Используемые педагогические методы и приемы :

    презентация творческого продукта творческих мастерских учащихся;

    создание творческого продукта коллективной работы «Пишем страничку Учебника»

    педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся)

    подведение итогов (оценка учебной деятельности учащихся на уроке)

Учитель:

У нас получилась книжка и картинный план, он вам поможет пересказать текст своими словами.
Какие вы молодцы, ребята! Посмотрите, какая книжка-самоделка у нас получилась! Теперь вы тоже сможете стать учителями!

VII этап. Домашнее задание.

Цель : развитие оригинального мышления и творческих способностей учащихся.

Используемые педагогические методы и приемы :

    подготовка пересказа;

    уровневая дифференциация (задания по выбору):

- «Мастерская волшебника» (рисунки, стихи, загадки, кроссворды, аппликации о зиме).

Учитель:

Предлагаю дома побыть волшебниками, художниками и поэтами. Девочкам - сочинить стихотворение о зиме или загадку. Мальчикам - придумать продолжение рассказа, а всем- подготовить пересказ текста.

VIII этап. Рефлексия.

Вам понравился урок?

Кому было легко?

На парте у ребят картинки:

снежинка – урок понравился, настроение хорошее,

тучка – урок не понравился, настроение грустное

(учащиеся оценивают урок)

X этап. Итог.

Учитель: Как только я цветок встречаю,

Люби!” – ко мне цветок взывает.

Лишь подхожу я к деревцу,

Погладь!” – склоняется к лицу.

А на гнезде увижу птицу,

Привет!” – пропеть она стремится.

Присядь!” – лягушка из болота.

Побудь!” – кузнечик из осота...

О, как прекрасен мир вокруг!

Иду домой, как добрый друг!

Учитель раздает детям памятку «Правила друзей природы».

Межпредметная связь: более подробно с «Правилами друзей природы вы познакомитесь на уроке по «Окружающему миру» или на классном часе.

Будь природе другом!

1. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.

2. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4. Береги лягушек, жаб, головастиков.

5. Не лови диких животных и не уноси их домой.

6. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

7. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

8. Не шуми в лесу.

Учитель подводит итог. Оценивает работу учащихся на уроке.

Вы очень активно работали! Спасибо! Всем ставлю «5»! Молодцы! Вы это заслужили. Вы подарили мне радость общения. А где же мой сундучок? А там….наши герои! Угощайтесь! Спасибо за урок! До свидания!

Будь природе другом!

1.Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.

2.Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!

3.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

4.Береги лягушек, жаб, головастиков.

5.Не лови диких животных и не уноси их домой.

6.Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.

7.Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.

8.Не шуми в лесу.

Интересные рассказы для младших школьников и дошкольников про зиму. Зимние рассказы для детей. Рассказы Н. И. Сладкова, И. С. Соколов-Микитов.

Рассказы о зимней природе, о поведении животных в природе, о поведении лосей, о том как переживают зиму цветы и растения.

Столовая-прорубь. Н. И. Сладков.

Бывают такие быстрые речки, что в них зимой не везде замерзает вода. У такой полыньи, у живой воды, любят зимовать птички оляпки. Целыми днями летают они у полыньи, садятся на обледенелые камни, весело приседают, кланяются и даже поют. Да так звонко, весело и старательно, что даже из клюва парок вырывается! И хоть мороз, а они купаются, плавают и ныряют. Но всё это только до той поры, пока сильный мороз не скуёт полынью. На дно не нырнуть, водяных жуков и личинок не достать. Тут уж не до песен. Сидят на камнях скучные и голодные. Вот тут-то и надо взять длинный шест и разбить лёд в полынье. Это нетрудно: лёд ещё тонкий, глубина под ним по колено, а бить можно прямо с берега. И оляпки тогда не улетят на другую речку, а останутся тут жить: жуков ловить, вас веселить.

На лесной дороге. Автор: И. С. Соколов-Микитов

Одна за другой идут по зимней дороге нагружённые брёвнами тяжёлые машины. Выбежал из лесу лось.

Смело перебегает широкую наезженную дорогу.

Остановил шофёр машину, любуется сильным, красивым лосем.

Много лосей в наших лесах. Целыми стадами они бродят по засыпанным снегом болотам, скрываются в кустарниках, в больших лесах.

Люди не трогают, не обижают лосей.

Только голодные волки решаются иногда нападать на лосей. Рогами и копытами обороняются от злых волков сильные лоси.

Никого не боятся лоси в лесу. Смело бродят по лесным полянам, переходят широкие просеки и наезженные дороги, нередко подходят близко к селениям и шумным городам.

Подснежники.

А под снегом что?

Валежник, древесный лом. Палые листья, хвоя. Хвощи и папоротники, которых зазимок не побил. Не побил их мороз с осени, доймёт сейчас: земля-то, поди, на метр вглубь промёрзла.

Пусть так: снег валит, мороз ёлки на лучину щеплет. Как бы ни было, как раз зимой и ждёт своего часа весна. Под снегом брусника зеленым зелена, с осени проклюнулись всходы трав, и какая-нибудь окоченелая былинка в пазушках листьев пеленает бутоны — цветами они развернутся ранними, когда рухнут сугробы, растекутся лужи.

В разгар зимы под снегом весна: писк и беготня, возня и весёлые игры. И у кого бы это? Да у мышей!

Полёвка с виду точно как мышь. Хвост лишь короче и уши маленькие. Себе на уме полёвка, не жалеет сил на благоустройство норки: отдельно спальня и детская, туалет отдельно и отдельно кладовая с запасом съестного добра. Нет норки, так гнездо свито из травяной ветоши. Во мху, под пластами древесного мусора, палых листьев устроены ходы-улочки к кустам — кору грызть; к зарослям трав — семена собирать; от норы к норе — к соседям в гости бегать.

Общительны полёвки, держатся кучно. В норах и гнёздах тепло. Иногда и душно. Делаются поэтому лазейки на поверхность, чтобы свежего воздуха, как из форточки, хлебнуть.

Темень под снегом.

Ночь или день, зима или лето — какая полёвкам разница? Тепло им и сытно, кладовые от запасов ломятся. И пищат в гнёздах мышата...

Вот так подснежники!



Loading...Loading...