Как вести наблюдение за природой. Наблюдения – один из основных методов самостоятельного изучения природы

Наблюдение – это метод целенаправленного восприятия пpедметов и явлений природы, в процессе которого выясняются отличительные признаки, изменения, происходящие в объектах восприятия. Это активная форма чувственного познания, обеспечивающая наглядно-образное отражение действительности. Наблюдение является наглядно-практическим методом и связано со всеми методами обучения: наблюдение иллюстративного характера (показ картин, таблиц); наблюдение исследовательского характера (постановка опытов).

Наблюдения помогают детям соприкоснуться с природой, открыть ее многообразие, красоту, почувствовать ритм окружающего мира, сделать первый шаг к оценке состояния и к защите природных объектов. Наблюдения должны нацеливать не только на расширение у детей представлений о мире, но и на выработку позитивной системы ценностей и установок по отношению к окружающей среде, на понимание собственных сложных взаимосвязей с природой. Наблюдения развивают эстетические чувства детей, их воображение, фантазию, учат экологической этике.

4.3.3. Разновидности наблюдений и требования к их проведению

По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные, групповые и фронтальные.

По продолжительности – кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения чаще всего проводятся на уроке, во время экскурсий; длительные наблюдения – во внеурочное время. Кратковременные наблюдения в основном нацелены на выявление свойств, качеств, признаков объектов. В ходе длительных наблюдений исследуются процессы развития в природе (рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе).

В начальной школе используются pазные фоpмы оpганизации наблюдений: на уpоках, экскуpсиях, дома, в уголке пpиpоды и т.д.

Весьма эффективны при организации наблюдений игровые ситуации. Например, можно попросить ребят представить себе, что они – ученые с другой планеты и должны внимательно осмотреть место, где приземлился их космический корабль, чтобы составить представление об обитателях Земли. Или предложить детям стать детективами – исследователями, которым придется заниматься поисками, например, насекомых и следов их деятельности.

Для развития сенсорного восприятия, организуя наблюдения предметов и явлений в самой природе, необходимо привлечь внимание учащихся к запахам, звукам и осязательным ощущениям как к средству получения информации об окружающем мире. С этой целью используют приемы и упражнения, развивающие все анализаторы: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, – например, «наблюдение вслепую». Дети могут работать в парах, играя роли пришельцев из Космоса, исследующих окружающий мир с завязанными глазами, и роботов, помогающих ориентироваться в пространстве. После такого наблюдения детям предлагается обменяться полученными впечатлениями, нарисовать предметы, которые они распознали с помощью каждого из органов чувств. Чем больше анализаторов участвует в наблюдении, тем объективнее и достовернее будут полученные результаты.

Требования к организации наблюдений (Л.Ф. Мельчаков):

· учет психологического уровня развития детей;

· организация активной исследовательской деятельности в ходе наблюдения;

· последовательность в выработке умений наблюдать;

· показ практической значимости наблюдений;

· необходимость фиксации результатов наблюдений в дневниках наблюдений и календарях природы;

· определенная подготовка родителей (необходимо разъяснить, какую помощь должны оказать детям родители, члены семьи в проведении наблюдений; от них прежде всего требуется внимание, заинтересованность, готовность помочь ребенку в этой работе);

· систематизация содержания наблюдений.

Чтобы наблюдения не были эпизодичными и случайными, а представляли собой определенную систему и могли дать желаемые результаты, педагог должен проделать следующую работу:

· определить содержание наблюдений по классам;

· выбрать место наблюдений, установить порядок наблюдений и их сроки;

· психологически и практически подготовить детей к наблюдениям;

· определить цели и задачи наблюдений по отдельным объектам, составить памятки наблюдений;

· подготовить оборудование (снегомерная рейка, гномон, компас, термометры, метр, флажок, барометр и др.);

· подготовить условные знаки, классные и индивидуальные календари наблюдений, тетради, обобщающие таблицы;

· определить приемы обработки информации и формы использования результатов наблюдений на уроках;

· установить связи и закономерности, которые будут изучаться как в процессе наблюдений, так и в процессе анализа результатов.

Для проведения наблюдений от учеников требуются определенные волевые усилия и осознанная их направленность. Необходимым условием организации учебного наблюдения является самостоятельный поиск ответов на поставленные педагогом задачи.

1. Наблюдения за солнцем, его относительным положением на небе в разное вpемя суток и года, местом и вpеменем восхода и захода, и на этой основе – за продолжительностью дня. Hаблюдения сопpовождаются измеpением длины тени от гномона и выявлением зависимости между количеством солнечного излучения и сезонными изменениями в пpиpоде.

2. Наблюдения за погодой (температуpой воздуха, облачностью, осадками, ветpом) в течение суток и года, за интенсивностью осадков и силой ветpа. Установление причинно-следственных связей между погодными явлениями. Исследование закономерностей pаспpеделения снежного покpова, его глубины; свойств снега в зависимости от температуpы воздуха. Определение и сравнение степени загpязнения снега в pазных местах (у доpоги, в паpке, на участке и т.д.). Наблюдение pазличных явлений (pосы, измоpози, гололеда и дp.) и установление их пpичин. Определение и сравнение степени загрязнения воздуха в своем микрорайоне.

3. Наблюдения за фоpмами повеpхности и полезными ископаемыми, динамикой pастительности в зависимости от фоpм pельефа, измеpение высоты холма или глубины овpага, сбоp коллекций полезных ископаемых.

4. Наблюдения за почвенным покровом, сравнение почв pазного состава, измеpение толщины почвенных слоев на обнажении, изготовление макетов почв, исследование водопроницаемости почвы.

5. Наблюдения за водоемами, колебанием уpовня воды по сезонам, исследование источников питания водоемов и некотоpых свойств гpунтовых вод, измеpение степени загpязнения воды в pазных водоемах.

6. Наблюдения за растениями и животными. Hаблюдение за сезонными изменениями, внешними особенностями и жизненными пpоявлениями (pаботой оpганов, фоpмами поведения животных и т.д.); знакомство с компонентами внешней сpеды и выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе тех, котоpые создаются тpудом людей); выявление пpиспособительных взаимосвязей живых оpганизмов со сpедой обитания; знакомство с хаpактеpом взаимоотношений живых существ и человека, со способами ухода и охpаны. Наблюдения сопpовождаются геpбаpизацией соpных или опавших частей pастений, коллекционированием плодов, семян, шишек и т.п.

7. Наблюдения за человеком: за внешними признаками и способами функционирования своего оpганизма; за трудовой деятельностью людей.

8. Наблюдения за природными комплексами: за пpиpодными сообществами (лесным, луговым, водным, полевым и т.д.), составом, хаpактеpными особенностями; выявление отношений между компонентами сообщества, способов хозяйственного использования сообщества, определение экологического состояния.

Содержание наблюдений дифференцируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В 1-м классе наблюдения способствуют накоплению фактических данных о природе, формированию умений учебного наблюдения. Во 2-м классе наблюдения в большей степени направлены на выявление причинно-следственных зависимостей между предметами и явлениями природы. В 3-м классе наблюдения ориентированы на установление простейших закономерностей в природе, подводят детей к самостоятельным обобщениям и выводам. В 4-м классе школьники проводят самостоятельные наблюдения, интерпретируют их в соответствии со своим опытом, оформляют результаты.

4.3.5. Технология подготовки и проведения наблюдений

С младшими школьниками

В целом технология проведения наблюдения условно включает 4 этапа.

1. Подготовительный . Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они предмет, где видели, каким он был тогда, что они знают о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта.

На данном этапе учитель указывает цель, задачи, последовательность предстоящего наблюдения, дает задание. Этот этап может непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда – несколько отставать по времени от начала самого наблюдения.

2. Концентpация внимания на наблюдаемом объекте . Произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный на первом этапе.

Существует ряд приемов, способствующих удержанию произвольного внимания у младших школьников: использование сюрпризности, загадочности, неожиданности; показ и пояснение, демонстрация иллюстраций, постановка пpоблемных вопросов, использование художественных образов, загадок, стихотворений. Все они направлены, в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи вызывают волевые усилия и умственное напряжение ребенка, организуют, направляют и удерживают его внимание на наблюдаемом объекте.

3. Исследование наблюдаемого объекта . Этот этап самый длительный по времени. В результате исследования предмета у детей формируется точное и четкое представление о нем. Задача данного этапа заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного исследования и помочь их усвоить.

Исследование объекта или явления осуществляется по определенному алгоритму. Сначала он исследуется в целом. Как правило, дети обращаются к исследованию отдельных частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия младших школьников, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла их внимание к целостному восприятию. Первые минуты лучше отвести молчаливому созерцанию предмета. Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, а целенаправленным – таким его делает наводящее слово учителя (вопрос, указание). Рассматривая предмет, ребенок имеет возможность высказать о нем то, что знает. Важно уделять этому моменту ровно столько внимания, сколько необходимо, а именно: с одной стороны, удовлетворить желание детей показать, что предмет им знаком, а с другой – не дать возможности отвлечься от темы наблюдения, распылить свое внимание, погасить интерес к объекту.

Далее следует анализ наблюдаемогого предмета, распознавание формы, цвета, размера и других признаков. Учитель направляет внимание ребенка на особенности предмета. Младшие школьники сравнительно легко выделяют части предмета и несколько затруднены в выделении его свойств. Части и свойства предмета являются его признаками, которые ребенок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом.

Выделяя существенные признаки, ребенок учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным особенностям отличать его от других однородных предметов. Младшие школьники способны различить несколько признаков в воспринимаемом предмете или явлении. Если предмет малоизвестен детям, то его развернутый анализ проводится при непосредственном участии самого учителя, руководство и помощь которого при этом способствуют большей тонкости анализирующего восприятия.

Учитель направляет внимание детей на выделение тех признаков предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам данного рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление о типичном строении, окраске, форме и других признаках предмета. По мере усвоения навыков анализа умение наблюдать принимает все более самостоятельный характер.

Затем следует интерпретирующее исследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель – отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами. Учитель привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученные ими ранее знания (самостоятельно или под руководством педагога).

Чтобы дети смогли полнее запечатлеть обpаз наблюдаемого объекта, используются pазличные пpиемы. Можно пpедложить детям закpыть глаза и обследовать пpедмет с помощью дpугих оpганов чувств (нельзя пpобовать на вкус!); пpедставить пpедмет с закpытыми глазами; имитиpовать движения, звуки наблюдаемых пpедметов и явлений; сpавнить наблюдаемый пpедмет с дpугим; заpисовать объект или pаскpасить (контурный) pисунок и т.д.

4. Заключительный – подведение итогов и закрепление полученных представлений о предметах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались.

Как показывает опыт работы, при однократном восприятии даже обученный ребенок не всегда умеет четко выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями, по которым они протекали в процессе первичного восприятия.

Правильное построение наблюдений, обучение детей приемам исследования объекта является основой работы по развитию умения наблюдать и pазвитию наблюдательности.

Очень важно в начальной школе проводить наблюдения за природными объектами и явлениями по единому алгоритму.

Обобщенные планы наблюдений природных объектов и явлений

Объекты природы Явления природы
Название объекта Название явления
Внешние признаки объекта Внешние признаки явления. Количественная оценка явления
Местонахождение объекта, условия существования (обитания) Условия, при которых протекает явление.
Функциональные свойства объекта (жизненные проявления) Сущность явления, механизм его протекания.
Связь объекта с окружающими условиями (с другими объектами) Связь данного явления с другими. Причины происхождения явления
Значение объекта в природе и жизни человека Примеры использования явлений человеком
Способы охраны объекта Способы предупреждения вредного воздействия явления.

Наблюдения невозможны без руководства учителя, без его постоянной помощи. Пpи постановке пpактического задания учитель фоpмулиpует учебную задачу и pаскpывает стpуктуpу ее выполнения. Для организации самостоятельных или групповых наблюдений в классе или на экскурсии заранее готовятся инструктивные карточки с алгоритмом.

Например, изучая формы рельефа, школьники наблюдают за оврагом по плану :

1. Измерь шагами протяженность, глубину и ширину (в устье) оврага и отметь на схеме.

2. Какую форму имеют склоны оврага: крутые, пологие, вогнутые, выпуклые, ступенчатые?

3. Есть ли растительность на склонах оврага? Какая?

4. Найди места, где наблюдаются обвалы. Как они влияют на рост оврага?

5. Много ли оврагов в твоей местности?

6. Почему с оврагами нужно бороться?

7. Что делают люди, чтобы остановить рост оврагов?

8. Чем ты можешь помочь взрослым в борьбе с оврагами?

В процессе наблюдений за разными компонентами природы и природными комплексами учитель обращает внимание детей на экологические проблемы, связанные с загрязнением и разрушением природных систем. При наличии лабораторного оборудования младшие школьники могут изучить загрязнение воздуха, воды, снега; участвовать в мониторинге кислотных дождей и т.д.

Так, для изучения степени загрязнения воздуха из плотной бумаги и клейкой ленты, укрепленной липкой стороной вверх, делаются карточки, которые раскладываются на подоконниках в классе, на газонах, на игровых площадках. Через несколько дней их собирают и проверяют, сколько частиц на них налипло. Можно предложить детям: с помощью лупы исследовать состав загрязнения; подсчитать видимые частицы, которые прилипли к ленте, установить их форму и цвет; попытаться определить источники загрязнителей; сравнить, чем отличаются карточки, находившиеся в разных местах, и объяснить причины различий.

Большое внимание уделяется включению в наблюдение элементов игровой, поисковой и творческой деятельности.

«Охота» за насекомыми

Оборудование: лупа, сачок, бумага, карандаши.

Детям предлагается необыкновенная охота: отыскать следы деятельности насекомых. Это могут быть объеденные листья, ходы личинок жуков-короедов под корой деревьев, кладки яиц бабочек и др. После этого дети должны осторожно поймать разных насекомых и рассмотреть их через лупу.

Интересно изучать поведение муравьев. Школьники получают задания: выяснить, где живут и чем питаются муравьи; какой груз несут и каково его назначение; описать их движения, части тела; что они делают, встретив на своем пути препятствие (камень или палку). Выясняется, как себя ведут муравьи, когда встречаются с сородичами. Предлагается подумать, чем похоже поведение муравьев на поведение людей. Можно бросить кусочки пищи (колбасы, хлеба, сахара) и посмотреть, как поведут себя муравьи. Детям предлагается изобразить, как движутся муравьи, зарисовать муравейник.

После наблюдения все насекомые возвращаются в свое сообщество.

Найди свое дерево

Оборудование: повязки на глаза, карточки и фломастеры.

Для учащихся, которые никогда не интересовались деревьями, все они кажутся до скуки одинаковыми. Это занятие помогает увидеть, что каждое дерево на самом деле уникально и, когда его тщательно исследуют, может дать самые разные ощущения.

Дети разбиваются на пары, и одному ребенку в каждой паре завязывают глаза. Затем «зрячий» партнер бережно подводит своего товарища к какому-нибудь дереву, следя, чтобы тот не споткнулся и не упал. Дети с завязанными глазами тщательно ощупывают свои деревья, стараясь запомнить все особенности и характерные черты, по которым они смогут потом найти их.

Учитель управляет деятельностью детей. Примерное содержание вопросов и заданий:

1. Крепко, по-дружески, обхватите ствол дерева. Ваше дерево толстое или тонкое? Прижмитесь к нему носом и глубоко вдохните. У него есть запах?

2. Медленно обойдите вокруг дерева и обследуйте его с помощью ладоней и кончиков пальцев. Какое дерево на ощупь – гладкое или шероховатое? Попадают ли кончики пальцев в какую-нибудь трещину? Чувствуете ли вы сучки или ветки?

3. Обследовав дерево со всех сторон, вытяните руки как можно выше вверх, стараясь нащупать трещины коры и необычные участки ее поверхности. Затем медленно опустите ладони вниз, к основанию ствола, тщательно выискивая мох, который может расти на коре.

4. Найдите место, где ствол выходит из земли. Ощупайте землю руками и определите с помощью пальцев, есть ли вокруг дерева какие-либо растения.

После этого «зрячий» партнер отводит товарища к исходному месту, стараясь вести его извилистым путем, чтобы сделать задачу поиска дерева более сложной (но и более интересной). Повязка снимается, и ребенок ищет дерево, которое он исследовал. Затем партнеры меняются ролями и повторяют упражнение.

Проводится обобщающая беседа. Вопросы направлены на установление экологических зависимостей. Какие живые существа могут обитать в щелях коры дерева? Какие части дерева используются в пищу некоторыми животными? Какие животные обитают на верхушках деревьев?

Что произошло бы, если бы дерево перестало давать семена? Как изменилась бы жизнь животных и птиц? Что произойдет, если с дерева содрать кору? Какие животные существа потеряют кров, если спилить старое дерево?

Далее каждому ребенку предлагается представить и нарисовать себя в образе дерева, ответить на вопросы: если бы ты был деревом, то какое место бы выбрал для жизни? Чего бы ты боялся? Что бы ты любил? С кем бы ты дружил?

I. Словесные приемы:

2. Художественное слово.

4. Сравнение.

1. Сюрпризный момент.

2. Игровая ситуация.

3. Имитация.

5. Игровое упражнение.

1. Практические действия.

2. Практические задания.

Классификация и характеристика дидактических игр

Использование природоохранных акций и экологических праздников

В процессе воспитания детей

Экологическая акция - ряд конкретных действий, проводимых с целью
формирования экологической культуры, экологического сознания, мировоззрения
у детей и взрослых.

Акции представляют собой комплекс мероприятий, проводимых в достаточно длительный период (например, в течение месяца).

К мероприятиям акции привлекаются как взрослые, так и дети.

Акции, как правило, приурочены к определенным датам, например

В новогодние праздники проводится акция "Зеленая елочка - живая иголочка". Ее цель: показать бессмысленность вырубки елей. В акцию входит ряд мероприятий:

Цикл наблюдений за елью на участке.

Создание плакатов в защиту елей.

Новогодний утренник у искусственной елки.

Украшение живой ели на участке.

Наблюдение за выброшенными елками.

Цель экологических праздников - вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их содержание.

Праздники посвящаются временам года, уборке урожая, отдельным датам. Например: "Здравствуй, лето!", "День Рождения Земли", "Праздник зубной щетки", "Праздник Воды" и т.д.

Праздники готовятся на знакомом детям материале, но не чаще одного раза в 2 месяца.

Программа по ознакомлению с природой определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно определить в три группы:

Внешний вид животного, его жизненные проявления

Среда обитания, характер приспособленности к условиям жизни

Приносимая польза.

При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным.

В младшей группе нужно воспитывать интерес и бережное отношение к живым существа, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными.

Ознакомление детей с животными и в целом с природой, осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Занятия проводятся во всех возрастных группах, в младшей - 2 занятия в месяц. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки. Целевые прогулки проводятся, начиная со второй младшей группы (с выходом за пределы участка детского сада - к водоему, на луг и т.д. На них малышей знакомят с природными явлениями (гнездование грачей и т.д.)

Целенаправленная педагогическая работа проводится не только на занятиях. Для углубления интереса детей к миру животных воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь.

Знания о животных дети получают разными методами: наглядными (через книгу и картинку, кинофильм); практическими (игровой метод, труд); словесными (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы).

Особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой - наблюдение. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

Наблюдение - важнейший метод познания животного мира - характеризуется следующими особенностями:

Его можно организовать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно

Наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становиться объектом длительного изучения

Оно способствует непосредственному общению с животным.

Наблюдение за домашними животными с малышами должны быть не длительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и повадки.

Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению.

Наблюдения в младшей группе должны прежде всего вызывать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. На это нацеливаются первые вопросы и высказывания воспитателя: «Посмотрите, какой симпатичный котенок, пушистый, полосатый...», «Кто это? Щенок!». Возникновению первых эмоциональных реакций способствуют загадки, потешки, которые предшествуют началу непосредственного наблюдения. Например: «Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет».

Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюдения, должны направляться прежде всего на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет и величина) и его проявлениях (движение, питание, издаваемые звуки). Характер вопросов зависит от цели наблюдения, а последовательность часто определяется его ходом.

Детям младшего дошкольного возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?), учитывая особенности возраста, иногда целесообразно задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши у кролика длинные или короткие?». Воспитатель старается связать новое с тем, что уже дети знают: «Расскажите о своей кошке», «А кто еще видел кроликов?».

Малыши быстро утомляются, поэтому педагогу не следует затягивать наблюдение длинными объяснениями. Воспитатель должен обобщать высказывания детей короткой, образной фразой: «Кролик белый, пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит морковку».

В связи с тем, что занятия, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, коротки, а живой объект вызывает у них обычно большой интерес и эмоциональную активность, при проведении наблюдения не нужно увлекаться использованием таких средств, как художественная литература и иллюстративный материал. Внимание в процессе наблюдения должно быть сосредоточено на животном, поэтому использовать указанные средства можно лишь в начале или в конце занятия.

Так, стало традиционным начинать занятие с загадки, небольшого стихотворения об этом животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, место обитания. Дети могут придумать животному кличку, послушать про него песенку или спеть ее вместе с воспитателем. Это придает занятию завершенность и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном.

Среди приемов ознакомления детей с животными большое значение имеют рассказы педагога. Особая ценность рассказов в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.

К рассказу предъявляют следующие требования:

Материал необходимо излагать доступно;

В рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособленности к условиям жизни.

Речь педагога должна быть эмоциональной. Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.

Рассказ воспитателя о пользе, приносимой домашними животными, обычно является частью занятия по ознакомлению с ними. Так, дети младшей группы получают очень простые представления о полезности некоторых млекопитающих: корова дает молоко, овца -шерсть, собака стережет дом. Такое занятие проводится с использованием иллюстративного материала. Постепенно, группа к группе, знания углубляются и расширяются.

Интересной формой работы с детьми может быть составление рассказов по картинкам, соединенным в виде ширмы. На них изображены животные в естественных условиях обитания. Малыши с помощью воспитателя называют животное, рассказывают, где оно живет («Это зайка, он живет в лесу»).

Наряду с наблюдениями и рассказами для расширения представлений о животных используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и т.д.

При ознакомлении детей с животными используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально-положительный настрой способствует углублению их интереса к животным.

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. Дети помогают воспитателю в уходе за животными в уголке природы. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций. Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.


Приемы руководства наблюдениями в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования

Этап Цель каждого этапа Приемы Руководство
Младшая группа Средняя группа Старшая группа
Подготовительный Вызвать интерес к объекту наблюдения Показ диафильма иллюстраций - Обращение к личному опыту - Обращение к личному опыту; - Краткая беседа, ориентирующая на новое
Начало наблюдения Сосредоточить и направить внимание детей на объект, вызвать интерес к объекту наблюдения - Сюрпризный момент; - Момент ожидания; - Рассматривание иллюстраций; - Чтение стихотворения - Привлечение детей к созданию обстановки; - Сюрпризный момент; - Чтение стихотворения; - Загадывание загадки; - Привлечение прошлого опыта детей; - Рассматривание иллюстраций - Прямая постановка познавательной задачи
Основная часть Формирование точного представления об объекте наблюдения: - восприятие объекта в целом; - рассматривание отдельных особенностей внешнего вида; - наблюдением за поведением - Вопросы конкретные, констатирующие (Что? Кто? Какой? Что делает?); - Включение обследовательских действий (потрогать, посмотреть, понюхать и т.д.); - Проговаривание новых слов; - Игровые приемы; - Имитация движений, звуков; - Трудовые поручения; - Приближения объекта к детям и установление своеобразных контактов с детьми (котенок хочет, чтобы...(имя ребенка) послушал, как он мяукает); - Выделение общевитальных признаков (ты смотришь глазками, а у котика есть глаза?) - Вопросы не только конкретные, но и проблемные, поисковые (Зачем? Почему?); - Включение обследовательских действий; - Сравнение 2-х непосредственно представленных объектов; - Показ способов ухода; - Привлечение детского опыта; - Поручения поискового характера - Вопросы проблемные, поисковые; - Вопросы-задания (наблюдайте за кроликом и скажите, почему он прыгает, а не ходит); - План ответа на вопрос; - Сравнение: один объект наглядно представлен, другой - на картине; один представлен наглядно, другой - по памяти; - Дидактические игры, упражнения, игры-поручения; - Практические занятия; - Рассказ воспитателя с использованием наглядного материала (картины, слайды, диафильмы)
Заключительная часть Подведение итога, закрепление полученных знаний, поддержание интереса к объекту наблюдения - Чтение стихотворения; - Исполнение песенки; - Игра; - Обобщающий рассказ воспитателя; - Поощрение всех детей - Обобщающий рассказ детей по вопросам воспитателя; - Составление детьми загадки-описания; - Чтение стихотворения; - Игра; - Обобщающий рассказ детей; - Составление загадок детьми; - Дидактическая игра; - Дифференцированная оценка

с "пятью помощниками" (на примере одного)

В средней группе даем детям знания, что про все, что происходит вокруг, дети узнают с помощью "пяти помощников", это глаза, уши, нос, язык, руки.

Например, о помощнике "Нос" дети должны знать: у каждого человека есть нос. Носы бывают разные: большие и маленькие, длинные и курносые. Все они одинаково красивые и хорошие "помощники". Носом дышат и различают запахи. Нос имеет ноздри и крылья. Нос надо держать в чистоте, чтобы хорошо дышать и чувствовать запахи.

Для того чтобы дать детям эти сведения, используем разнообразные методы и приемы:

Рассматривание модели "Нос";

Самонаблюдение с помощью зеркала;

Заполнение альбома "Про меня" (дети рисуют на портрете свой нос);

Взаимонаблюдения, в процессе которых убеждаются, что носы бывают разные;

Рассматривание фотографий, рисунков проводится с этой же целью;

Дидактические игры "Узнай по запаху", "Найди такой же по запаху";

Опыты: дышать, зажав нос; "понюхать" ртом;

Наблюдение в природе "Чем пахнет осень?";

Художественное слово (загадки про нос).

Методические приемы руководства за наблюдениями в природе

Наблюдение - основной метод познания природы. Приемы можно условно классифицировать на словесные, игровые и практические.

I. Словесные приемы:

1. Вопросы /активизируют мышление, речь, должны ставиться в соответствии с возрастом, в четкой последовательности, быть конкретными, задаваться всем детям/.

2. Художественное слово.

3. Словесное пояснение /объяснение/.

4. Сравнение.

II. Игровые приемы - делают наблюдение интересным, сосредотачивают внимание детей; закрепление.

1. Сюрпризный момент.

2. Игровая ситуация.

3. Имитация.

4. Приближение объекта к детям.

5. Игровое упражнение.

III. Практические приемы способствуют применению и закреплению полученных в ходе наблюдения знаний.

1. Практические действия.

2. Практические задания.

Экологическая тропинка /оборудование, подбор объектов/

Экотропинка - это специально проложенный маршрут по естественным ландшафтам с целью изучения природы. Бывает двух видов: 1) на территории земельного участка д/с; 2) за ее пределами /в природном ландшафте/.

Основным критерием выбора маршрута является как можно большее количество объектов, их разнообразие и доступность.

Составляется план экотропы на бумаге. В начале тропы таблица - стенд; на каждой остановке таблички с фотографиями объекта. Вместе с детьми воспитатель придумывает название каждой остановки ("Березовая роща", "фитоогород",...).

Необходимо составить паспорта тех объектов, которые есть на тропе и рекомендуем по использованию тропинки, выбрать "хозяина" тропинки, чтобы детям было интереснее общаться с природой. /Например, хозяин - лесовичок./

Экотропинка выполняет оздоровительную, познавательную, релаксационную функции.

Большое внимание в программах по природоведению для начальных классов уделяется наблюдениям детьми окружающей природы. Многие конкретные представления у школьников формируются на основе непосредственного наблюдения и изучения природы. А. Я. Герд – один из основателей методической системы преподавания природоведения – отмечал, что все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов, а никак не чтением статей. Вот почему наблюдения являются одним из основных методов приобретения природоведческих знаний в начальных классах.

Под наблюдением понимают непосредственное восприятие учащимися объектов живой и неживой природы с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Наблюдения, во-первых, позволяют сформировать конкретные и образные представления и понятия об окружающей действительности и на этой основе развивать логическое мышление, устную и письменную речь младших школьников. Во-вторых, они способствуют формированию основ материалистического мировоззрения, убеждают детей в постоянном изменении и развитии природных явлений, их взаимосвязи и закономерности всего происходящего в природе, материальности мира и единства природы. Наблюдения помогают борьбе с религиозными предрассудками, способствуя, таким образом, выработке атеистических убеждений. В-третьих, наблюдения позволяют формировать одно из важнейших качеств личности – наблюдательность, которая связана с воспитанием устойчивого внимания, развитием памяти, пытливости, любознательности, умением устанавливать связи между различными природными явлениями.

Правильно организованные наблюдения помогают воспитанию таких необходимых качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, чувство ответственности перед коллективом, бережное отношение к приборам, школьному имуществу, способствуют воспитанию воли и упорства в достижении цели, выработке у учащихся умения работать систематически, развивают инициативу и самостоятельность.

При правильной организации наблюдений у детей развиваются навыки пользования некоторыми метеорологическими приборами (термометром, флюгером); умения, необходимые при оформлении записей о погоде, составлении и чтении диаграмм и др. Все эти умения и навыки имеют большое значение в подготовке учащихся к самостоятельной практической деятельности.

Хорошо известная народная пословица гласит: «Мало смотреть, надо уметь видеть». Поэтому важно умело организовать проведение наблюдений и методически правильно их построить. Эту работу можно проводить в следующей последовательности: выбор учителем объекта наблюдений; подготовка учащихся к наблюдениям; формирование простейших представлений и понятий (в ходе занятий); четкая постановка цели наблюдений; разработка заданий и распределение их между детьми; приготовление оборудования для наблюдений; запись результатов наблюдений; обработка наблюдений и предварительные выводы из них; установление простейших причин, следствий, связей; использование наблюдений в учебной работе и практической деятельности.

Основным требованием в организации наблюдений является глубоко продуманная программа, в которой не только раскрываются содержание, последовательность наблюдений, способы их проведения, но и указываются пути практического использования результатов.

Постоянный контроль за проведением наблюдений обеспечивает систематичность и правильность их выполнения учащимися, а также закрепление умения наблюдать.

Следует проводить специальную работу по обучению учащихся наблюдать, постепенно усложняя задания. Можно выделить несколько этапов формирования таких умений: наблюдения под руководством учителя (проводят в I классе, когда учащиеся еще не имеют навыков наблюдения за окружающей природой и умения фиксировать те или иные изменения в ней); кратковременные систематические наблюдения (учащиеся проводят по заданиям учителя на экскурсиях, например во время осенней экскурсии во II классе сравнивают изменение окраски листьев, наблюдают за созреванием и распространением плодов и т. д.); длительные самостоятельные наблюдения (за прорастанием семян, появлением листьев на ветке, поставленной ранней весной в воду, и т. д.); наблюдения, связанные с исследовательской работой (за развитием растений на пришкольном участке при разных условиях ухода за ними, за развитием животных в уголке живой природы и т. п.).

Учителю необходимо овладеть структурой наблюдений, т. е. приемами их организации: постановкой перед учащимися цели наблюдения и осознанным уяснением этой цели; четким выделением круга наблюдаемых объектов; выделением основных признаков наблюдаемых природных объектов; организацией обобщений и выводов.

В уголке природы в любой сезон года для воспитанников найдется дело. Они наблюдают и ухаживают за растениями и животными не только постоянно находящимися в классе. Большая воспитательно-образовательная работа проводится с материалами, которыми пополняется уголок в разное время года. Дети видят их во время прогулок и экскурсий, на участке дошкольного учреждения и за его пределами. Для более длительных наблюдений они приносят некоторые растения и животных в уголок природы. Сезонный материал используется педагогом для проведения занятий и при организации самостоя­тельной детской деятельности.

Осенью сюда вносят выкопанные с клумб и рабаток цветущие растения; некоторое время они продолжают цвести в помещении. Красивы низкорослые сорта растений (астры, бархатцы, петунии и др.) .

Кроме цветущих грунтовых растений, дошкольники приносят с экскурсий и прогулок разноцветные осенние листья деревьев и кустарников. Воспитатель учит ребят (всех возрастных групп) из листьев делать небольшие букеты. Чтобы листья дольше сохраняли хороший вид, их можно прогладить теплым утюгом. Организуя рассматривание листьев, педагог объединяет детей в небольшие группы. В беседе об осенней поре подчеркивает, какие в это время года на деревьях яркие, разных оттенков листья, упражняет дошкольников в узнавании листьев известных им деревьев и кустарников .

Воспитатель готовит из листьев различные дидактические пособия, а также панно для украшения комнаты. Кроме листьев, можно поставить1-2 веточки с плодами, например рябины или снежноягодника, они хорошо украшают помещение. Здесь находятся не только декоративные, но и дикорастущие растения, цветущие до поздней осени (ястребинка, кульбаба осенняя, клевер) Воспитатель привлекает ребят к сбору сухих семян деревьев (ясеня, липы, клена), из которых затем делают забавные игрушки, пособия для занятий, интересные коряги, шишки, камешки. Если на участке дошкольного учреждения разбит огород, после сбора урожая в уголке природы можно устроить выставку овощей, выращенных детьми. Воспитатель вместе с детьми младшего школьного возраста рассматривает эти овощи, отмечает, какие они крупные, красивые, как их много. После этого можно провести занятие, на котором организовать дидактическую игру «Магазин овощей» либо провести беседу об овощах и их выращивании.

Занятие «Рассматривание овощей"

Цель занятия. Закрепить знания дошкольников об овощах, их названии, форме, размере, цвете, поверхности, вкусе; продолжать учить ребят описывать овощи, отмечая их существенные признаки. Учить отличать овощи на ощупь и на вкус. Пополнить словарь дошкольников обобщающим словом «овощи» и понятием «похожие».

Подготовка к занятию. Приготовить на подносах 2 набора овощей: морковь, лук, свекла, помидор, огурец; в одном набope-овощи собраны по одному экземпляру, в другом - парные, большие и маленькие.

Ход занятия. Дети сидят на стульях, расставленных полукругом. На столе педагога - овощи на подносах и «чудесный мешочек», они закрыты салфеткой.

Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: «Что лежит на моем столе? (Дети перечисляют.) Как можно одним словом назвать то, что лежит на подносе? Правильно, это овощи. Где выросли эти овощи? Правильно, на нашем огороде. А кто их вырастил? (Старшие дети.) А вы им помогали? Мы сегодня рассмотрим эти овощи. Лена, возьми с этого подноса какой хочешь овощ. Что ты взяла? (Морковку.) Расскажи о морковке: какого она цвета, круглая или нет? Погладь ее: какая она? (Так воспитатель помогает ребенку рассказать все, что он знает о моркови.) Теперь пойдет Толя и возьмет другую морковку с этого же подноса. Она такая же, как первая? (Нет, она больше.) Значит, они похожи, но одна большая, другая маленькая. Положите их в мешочек. Теперь Миша возьмет еще две похожие свеклы и расскажет о них. (Воспитатель вызывает еще одного-двоих детей и просит рассказать о других овощах так же, как это делали предыдущие ребята.) Давайте поиграем. Кого я вызову, тот скажет, какие овощи хочет достать из мешочка. (Ребенок достает предмет, называет его; дети проверяют.) Вова достанет из мешочка похожий овощ, но меньший по величине. (Показывает.)

Воспитатель вызывает двоих-троих ребят; одному из них предлагает взять с подноса один из овощей и показать другому, а тому - достать такой же. После этого проводится игра «Угадай на вкус», в ходе которой все дети определяют на вкус овощи. В заключение педагог подводит итог: какие красивые и вкусные овощи вырастили на своем огороде для всех старшие ребята.

При проведении занятия можно использовать листья овощных растений. Дошкольникам дают задание найти «вершки» и «корешки», загадать загадки об овощах и найти «отгадки» - овощи, лежащие здесь же на подносе. В ходе занятия воспитатель просит дошкольников вспомнить и рассказать, как они ухаживали за овощными растениями, и подводит ребят к выводу: вырастили хороший урожай, потому что все вместе много работали, хорошо ухаживали за растениями. Подобное занятие можно провести после срезки и пересадки цветущих растений из цветника; кроме растений, можно использовать семена цветочных растений, собранные младшими дошкольниками. В процессе ознакомления детей с овощами, фруктами и семенами цветочных растений, деревьев и кустарников воспитатель формирует у дошкольников знания об осени как о времени года, когда все растения отцветают, созревают семена; в огородах и садах собирают урожай.

Поздней осенью (конец октября - ноябрь) педагог проводит уроки-занятия по посадке луковиц для выгонки. В начале занятия педагог показывает иллюстрацию луковичного растения - тюльпана или нарцисса, спрашивает ребят, как оно называется, когда цветет. Затем рассматривают луковицы этих растений. Дети насыпают в горшочки землю, в середине делают лунку, в которую сажают луковицу.

Горшочки с луковицами выносят в подвал или помещают на чердак, где температура воздуха зимой 4-60, ставят в шахматном порядке в бочку или ящик и засыпают все песком так, чтобы его слой был выше верхнего ряда горшков на 10 см.

Ящик с песком, в котором находятся горшки с луковицами, поливают примерно 1 раз в 2 недели. За 2-3 месяца в таких условиях луковицы развивают мощную корневую систему, а в середине зимы начинается рост надземной части. Как только над слоем песка покажутся свернутые в трубочку листья, горшки с луковицами вынимают из ящика и переносят в более теплое место; до тех пор, пока над свернутыми листьями не покажется бутон, они должны быть в темноте (на них можно надеть бумажные колпаки или перевернутые горшки). Теперь луковицы поливать надо чаще и обильнее, чем прежде. При появлении бутона горшки с луковицами переносят в самое светлое, желательно более прохладное место. Вскоре растения зацветают. Как и все луковичные, цветут они недолго, быстро отцветают. Через некоторое время по окончании цветения постепенно сокращают поливку, а когда листья засохнут, луковицы вынимают, просушивают и осенью сажают в грунт (два года подряд они в выгонке цвести не будут, так как выгонка истощает растения).

Подводя итог вышесказанному сделаем следующие выводы. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. В дошкольном учреждении необходимо создание зоны природы или, другими словами, эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОУ. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это, прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и выращивание.

Елена Cкребцова
Наблюдение в природе

Наблюдения за неживой природой

1. Наблюдение за солнцем

Цель : уточнить знания детей о солнце, рассказать о его значении для жизни на Земле, формировать элементарные навыки, связанные с осуществлением наблюдения , развивать наблюдательность , связную речь, обогащать словарный запас, воспитывать интерес к окружающему миру

Художественное слово :

Солнышко осеннее,

выйди на дорожки.

Солнышко осеннее,

нам согрей ладошки.

(Г. Лаптева)

Солнышко-ведрышко,

Взойди поскорей,

Освяти, обогрей,

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят,

Солнышко, высвети!

Красное, выблестни!

Беседа :

Почему на улице все такое красивое, громко щебечут воробьи? Это все из-за солнышка : оно осветило все вокруг, всем стало тепло и весело. Небо ясное, без туч. Поднимите лицо к солнышку. Оно ласкает личики деток своим теплом. И даже если закрыть глазки, все равно вы почувствуете солнышко на своем лице. Попробуйте, приятно!

Осенью солнышко не так сильно греет, как летом. Тепла уже меньше. Поэтому люди одеваются теплее. А придет лето, и снова станет жарко.

2. Наблюдение за небом

Цель : учить детей видеть особенности осеннего неба (темное, низкое, тучи закрывают солнце, расширять представления о сезонных изменениях в природе и погоде , познакомить с природными явлениями , характерными для осени, учить видеть в форме облаков знакомые предметы, развивать воображение, познавательный интерес, связную речь

Художественное слово :

Листва всю землю устилает,

Рыжеют черные поля.

И в серых тучах день скучает,

И ветру сдались тополя…

(Г. Новицкая)

Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Беседа :

Наблюдение за небом (темное, серое, низкое, понаблюдать за низко и быстро плывущими облаками, закрепить понятие «туча» (тучи темные) . Обсудить с детьми, какого цвета небо, почему не видно солнца, почему облака и тучи плывут по небу.

3. Наблюдение за ветром

Цель : расширять представления детей о ветре, учить замечать движение деревьев во время порыва ветра, создавать ветер, при помощи вертушек определять его направление, учить выявлять наличие и наиболее наглядные свойства ветра, показать взаимосвязь природных явлений , связанных с ветром

Оборудование : игрушки-вертушки, цв. бумажные полоски, ленты

Художественное слово :

Дует, дует ветерок,

Развивается флажок,

К небу шарики летят,

Облаками стать хотят.

Ай да ветер-ветерок,

Шарикам взлететь помог! (Г. Лаптева)

Беседа :

Присмотритесь к листьям на деревьях. Что это с ними происходит? Они шевелятся. Это ветерок с ними здоровается. Он их гладит, щекочет. Поиграть с ними хочет ветерок. Ветер мы не видим, но можем посмотреть, как он играет с вертушками, лентами. Хотите поиграть с ветром? (детям раздаются вертушки)

4. Наблюдение за дождем

Цель : учить детей характеризовать погоду (пасмурно, небо серое, много туч, развивать интерес к явлениям природы , обратить внимание на то, как идет дождь (например : моросит, падает из туч вниз на землю крупными каплями, формировать представление о сезонных явлениях, обогащать словарный запас, развивать связную речь

Оборудование : лейки разной формы и величины, зонтики

Художественное слово :

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал.

И устал и перестал. (И. Токмакова)

Беседа :

Осенний ветер пригнал по небу тучку с водой. Стал ветер плясать и прыгать по толстой тучке. Из нее полился осенний дождик. Падают дождинки и сливаются в лужицы. Осенью дождик холодный, и лужицы холодные. Мы вышли на прогулку после дождя. Сделайте вдох. Что вы почувствовали? Воздух свежий, приятный. Посмотрите на травку. Что о ней можно сказать? Какая она? А дорожка какая? Она тоже мокрая. Это прошел дождик, везде разбросал свои капельки-дождинки. Давайте еще поищем его мокрые следы : на скамейке, на цветах, на лесенке. Все вокруг стало чистым и ярким. И трава мокрая, и дорожки мокрые, стоят сырые скамеечки. Дождь вымыл деревья и крыши. И теперь все вокруг чистое и яркое.

5. Наблюдение за первым льдом на лужах

Цель : обратить внимание детей на корочку льда, покрывшую лужицы, помочь выявить свойства льда (тонкий, прозрачный, выяснить, почему замерзла вода в лужах, учить устанавливать простейшие взаимосвязи в природе , подводить детей к пониманию связи природных явлений – солнце днем пригревает, лед на лужицах тает, ночью будет мороз, и вода снова превратится в лед

Художественное слово :

В ноябре, в ноябре

Утром травы в серебре.

Как серебряные блюдца

Блещут лужи на заре.

Беседа :

Посмотрите на лужицу, что вы заметили. На луже корочка льда. Лед какой? (Прозрачный, тонкий) . Почему замерзла вода? (Из-за мороза) . Лед тонкий и хрупкий. Если слегка наступить, лед трескается.

6. Наблюдение за инеем

Цель : выявлять и расширять представления детей о свойствах снега, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать интерес к явлениям неживой природы

Художественное слово :

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

Гуси, гуси! га-га-га!

Надевайте тапки, берегите лапки. (Е. Авдиенко)

Иней лег на ветки ели,

Иглы за ночь побелели. (С. Маршак)

Беседа : Педагог задает детям загадку. Что это? Иней. Воспитатель обращает внимание детей на легкий белый налет на скамеечках, дорожках, на железных предметах. Объясняет разницу между инеем и снегом. Подвести к выводу, что иней, как снег и лед – замерзшая вода. На улице стало холоднее. Нужно теплее одеваться, чтобы не заболеть.

7. Наблюдение за людьми в осенней одежде

Цель : познакомить детей с особенностями осенней погоды, формировать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между изменениями в осенней погоде и поведением людей, выбором одежды

Художественное слово :

Красные сапожки

Аннушке на ножки.

Будет Аннушка по лужам ходить,

Да сапожки носить.

Беседа :

Пришла осень. Принесла холода. Все люди надели теплую одежду и обувь. Это важно, чтобы не заболеть. Когда здоров, то можно играть на улице. Мы будем правильно одеваться и станем здоровыми.

8. Наблюдение за следами на песке

Цель : выявлять и расширять представление детей о свойствах воды и песка, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать интерес к явлениям неживой природы

Художественное слово :

Если ножкой топну я

На сырой дорожке,

То останется, друзья,

След от мокрой ножки.

Оставлять следы не лень,

Буду топать целый день. (Г. Лаптева)

Беседа :

Осенняя погода прохладная. Недавно прошел дождик, намочил дорожки, клумбы, песок. Давайте проверим : останется ли след на мокром песке? (Рассматривают следы, оставленные на песке) Чей след больше? Чей меньше? А кто еще оставил следы на нашем участке? Давайте сравним эти следы.

9. Наблюдение за туманом

Цель : познакомить с таким природным явлением , как туман, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность

Художественное слово :

Кто - то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром - исчез!

Не осталось не пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

(И. Токмакова)

Беседа :

Во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли) . Земля, почва, растения дышат накопленным теплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.

Наблюдения за живой природой

1. Наблюдение за птицами

Цель : формировать у детей общее представление о птицах, их повадках, познакомить с отдельными видами птиц (ворона, голубь, воробей, формировать эмоциональную отзывчивость, прививать желание заботится о пернатых, воспитывать доброжелательность, любовь к природе

Художественное слово :

Заглянула осень в сад -

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Желтые метели.

Под ногами первый лед

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнет,

А запеть – стесняется. (В. Степанов)

Беседа :

Посмотрите, к нам на участок прилетели воробьи. Как говорит воробей? (Пи-пи!Чик-чирик) Воробей веселый! Он громко чирикает, значит с нами разговаривает. Воробушек прыгает на двух ножках, перышки распушит, головкой крутит. С наступлением холодов птицам все труднее находить себе корм. Они прилетают к человеку за помощью, за угощением. Воспитатель с детьми кормит птиц. Нужно не забывать подкармливать птиц. Птиц мы называем пернатыми друзьями, пернатые, потому что у них растут перышки.

2. Наблюдение за листьями деревьев, листопадом

Цель : развивать умение различать понятия : «листопад» , «листочки» , «деревце» , обогащать словарный запас, расширять представления об осенних явлениях природы , формировать интерес к художественному слову

Художественное слово :

Опустел скворечник –

Улетели птицы, листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят. (И. Токмакова)

Беседа :

Листочки упали с деревьев на землю. Это явление называется «листопад» . Листики лежат как красивый ковер. Когда на них наступают, то листочки шуршат, как будто говорят : «Осень» . Осень раскрасила листья в разные цвета? Какого цвета листья? Из листочков можно собрать красивый букет, который можно поставить в вазу, подарить маме, а если правильно высушить их, можно делать аппликации из гербария (Дети собирают листья)

3. Наблюдение за осенними цветами

Цель : расширять представления детей о живой природе , о цветковых растениях, знакомить с растениями нашей местности, цветущими осенью, учить передавать полученные впечатления в речи

Беседа :

На прогулке воспитатель подводит детей к клумбе, где растут дубки, бархатцы.

Бархатцы бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Дубки - растения с мелкими или крупными разного цвета цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.

5. Наблюдение за березой

Цель : уточнить характерные признаки дерева, закрепить названия частей, учить сравнивать предметы.

Художественное слово :

Наступила осень, пожелтел наш сад,

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетели птицы в теплые края.

… Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой… (И. Бунин)

Беседа :

Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит) . Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются.

Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.



Loading...Loading...