Как объяснить детям что такое отвращение. Отвращение, почему я чувствую к нему

Отвращение – эмоциональное состояние, которое в целом можно охарактеризовать как состояние неприятия субъектов или объектов внешнего мира . Человек может не принимать, т.е. выказывать отвращение по отношению к неживым объектам (пища, запахи, даже цвет) и к живым объектам, включая животных и людей.

Мимические проявления отвращения примерно такие же, как при недовольстве или раздражении , часто субъект еще сморщивает нос (как бы задерживает дыхание). Обращает на себя внимание тенденция отталкивания или объекта от себя или себя от объекта. В последнем случае человек слегка отводит голову назад, либо отворачивает голову. Можно представить себе образ ребенка, которого «воротит» от навязываемой ему манной каши.

Формы проявления отвращения следующие:

                        1. предубеждение;
                        2. пресыщение или отравление;
                        3. идиосинкразия.

В основе предубеждения лежит чужой, навязанный извне опыт. Самые распространенные – это расовые, националистические и религиозные предубеждения, при которых человек реагирует на человека другой расы, другой национальности или другой веры точно так же, как реагирует житель Крайнего Севера, привыкший есть оленину, на предложение съесть мясо змеи, лягушки или блюдо, приготовленное из некоторых членистоногих насекомых.

Представьте себе человека, который высказывает негативную точку зрения о каком-либо человеке или категории людей, с кем он даже не имел личного опыта общения, и свою негативную оценку базирует на мнении других, близких или авторитетных для него людей. Возможно, этот человек просто заблуждается. Но, если вы при этом часто наблюдаете у него мимику отвращения, просто недовольства или раздражения, речь идет о попытке проекции-выделения, в основе которой лежит реальное отвращение – отвращение к собственному ментальному интроекту, внедренному в психику человека как раз этими близкими и авторитетными для него людьми. Надо сказать, что подобные индивиды, обнаруживающие болезненные предубеждения, редко встречаются среди пациентов психиатрического контингента, хотя эти лица определенно обнаруживают психологические проблемы.

Пресыщение или отравление связано с проблемой метаболизма, неважно, о каком метаболизме идет речь – углеводном, белковом или информационном. При отравлении речь идет о негативном качестве принятой пищи или принятой информации (когда «ядовитые слова травят душу»). При пресыщении поступающая пища или информация могут носить даже позитивный характер, но в большом количестве они действуют как отравляющие агенты. И тогда даже черная икра может стать тошнотворным ядом, как это было показано в фильме «Белое солнце пустыни».

Депрессивные больные нередко могут выглядеть как отравленные в силу реального снижения метаболических процессов, как на соматическом уровне, так и на уровне информационной переработки. Характерные жалобы при этом – «муторно на душе», «плохо», «все опротивело». Если подобные жалобы подкрепляются характерной мимикой лица, речь идет не только об эмоциональном состоянии отвращения, но и реальном эндотоксикозе, требующем медикаментозного вмешательства.

Идиосинкразия – индивидуальная резковыраженная несовместимость субъекта с каким-либо веществом или объектом внешнего мира, которая переживается как чувство омерзения. Речь идет о биологической несовместимости, генерированной генным конфликтом, например, когда человек не переносит какие-либо продукты или химические вещества. Правда, этот конфликт не переживается как ярковыраженное эмоциональное состояние отвращения. Гораздо более эмоциональной выглядит идиосинкразия по отношению к каким-либо животным, например, многие люди испытывают чувство омерзения по отношению к змеям, тараканам, паукам, и это не является простым предубеждением. Природа этого явления непонятна, определенно речь идет об архетипическом конфликте – конфликте между высшими личностными структурами в человеке и его темной инстинктивной природой. Интересно, что длительно болеющие душевнобольные, у которых низшее бессознательное давно вышло из-под сознательного контроля, слабоумные пациенты, а также асоциальные психопаты, обнаруживающие отсутствие высших личностных структур, никогда не испытывают чувство омерзения. При этом некоторые поведенческие проявления данных индивидов могут вызвать чувство омерзения у здоровых людей (например, проявления нечистоплотности у некоторых больных).

Отвращение — чувство неприязни.

Вкус того, что вы хотите выплюнуть, даже только мысль о том, что вы едите что-то отвратительное, может вызвать у вас чувство отвращения. Запах, который вы хотите выгнать из своего носового хода или спрятаться от него, который вызывает еще большее отвращение. И снова, всего лишь мысль о том, насколько отталкивающее может пахнуть, может вызвать бурное отвращение. Одним видом, вещь, которую вы считаете противной, чтобы пробовать на вкус, может вызвать приступ отвращения.

Звуки также могут вызвать отвращение, если они относятся к каким либо гнусным событиям. Прикосновение, ощущение чего либо неприятного, например скользкого, будет поводом для отвращения. Вкусы, запахи и прикосновения, которые вы находите омерзительными никоим образом не являются универсальными.

То, что является омерзительным для людей одной культуры, может быть привлекательным для других. Наиболее наглядно это демонстрируется с помощью пищи — мясо собаки, бычьи яйца, сырая рыба, мозги ягненка — вот пример противоположного отношения к понятию отвращения. Даже в рамках одной культуры нет единого мнения по этому поводу.

В нашем обществе некоторые люди любят есть сырые устрицы, а другим становится невыносимо даже от вида поедания устриц. В семьи может быть разногласие; дети часто видят некоторые продукты отвратительными, но потом они поймут что эти продукты аппетитны. Отвращение обычно приводит к избавлению и ухода от ответов. Удаление объекта или себя от объекта является целью. Тошнота и рвота могут произойти с самым чрезвычайным, безудержным, примитивным опытом отвращения. Эта реакция может быть вызвана не только попробовав что-то неприятное, но, и увидев это, а также почувствовать это. Конечно, тошнота и рвота происходят без отвращения, и аналогично отвращение происходит без рвоты и тошноты.

Выражение отвращения вызывают не только вкусы и запахи, ощущения или мысли, образы или звуки, а также действия, вид людей и простые идеи. Люди могут быть не только с виду оскорбительными, иногда на них даже противно смотреть. Некоторые испытывают отвращение при виде обезображенных, хромых или уродливых людей. Отвратительным может быть и вид человека с открытой раной.

Вид крови во время операции тоже может вызвать отвращение. Некоторые действия людей бывают возмутительными. Человек, который издевается или плохо обращается с домашними животными. Человек, которому доставляет удовольствие сексуальное извращение.

Разлагающее отношение к жизни и к людям. Отвращение проявляется с различной силой. Противоположность тошнотворно-рвотному отвращению — лёгкая неприязнь, когда человек отрворачивается от неприятного объекта. В этом лёгком отвращении реакция отдаления или отталкивания может и присутствовать, и скрываться; но неприязнь испытывается в любом случае.

Когда приходите в гости и хозяин подаёт вам своё новое блюдо, запах еды может быть немного неприятным, но вы сможете себя пересилить и попробовать. Человек, источающий мерзкий запах, может вас немного отталкивать, вы не захотите с ним общаться, но сможете перебороть свою неприязнь. Когда вы видите как ваш друг воспитывает ребенка, вы можете испытывать умеренное отвращение, если бы вы отнеслись не одобрительно к его методам, но ваша дружба помогла бы пережить это, и вы бы могли все еще с ним общаться. Презрение — близкий родственник отвращения, но они отличаются в некоторой степени. Презрение испытывают только к людям или к их поступкам, но не ко вкусам запахам и прикосновениям. Вступив в экскременты собаки вы могли бы почувствовать отвращение, но никогда презрение; идея съесть мозги телят могла бы быть отвратительна, но это не будет вызывать презрение.

Однако вы можете чувствовать презрение к людям, которые едят такие отвратительные вещи, поскольку в презрении есть элемент снисходительности к объекту презрения.

Презирая людей или их действия, вы чувствуете себя обычно морально выше чем они. Их проступки унизительны, но у вас не будет обязательно реакции отделаться от них, как если бы вы чувствовали отвращение.

Насмешка — это разновидность презрения, в котором высмеиваются чьи-то недостатки, иногда с элементом юмора, который развлекает человека, показывающего презрение и травмирует получателя. Часто отвращение или презрение испытываются вместе с гневом. Вы можете злиться на кого-то, за то что вам он противен.

Например, если человек пьет слишком много на вечеринке, и начинает быть неуклюжим, его жена может чувствовать отвращение и гнев, она будет злиться на него за то что он отвратителен. К растлителю могут испытывать отвращения к его половому акту, или могут чувствовать гнев к его моральным проступкам.

Если действия человека вызывают у вас скорее отвращение, чем гнев, то, обычно, это происходит, потому что они (действия) не позиционируются вами, как опасные; ваша ответная реакция отделаться от этого человека будет сильнее, чем реакция защищаться или нападать.

Часто отвращение будет использоваться, чтобы маскировать гнев, потому что в некоторых частях нашего общества есть табу против выражения гнева. Как это ни парадоксально, люди могут вполне предпочесть, чтобы к ним чувствовали гнев, чем отвращение. Вы отталкиваете людей, если вызываете отвращение.

Предпочитаете ли вы вызывать отвращение, или гнев зависит от интенсивности отвращения или гнева, а так же направлено ли это чувство на конкретное действие, или на вас непосредственно. В сочетании с отвращением возможен не только гнев (злость или раздражение), но и удивление, страх, грусть, счастье или радость. Каждая из этих реакций будет рассмотрена и продемонстрирована. Людям может нравиться чувство отвращения, хотя, вероятно, это не является одним из самых распространенных примеров проявления радости.

Некоторые люди могут даже выискивать неприятный запах или вкус, заигрывая с отвращением ради удовольствия, которое они получают, испытывая отвращение от чего-либо. Во многих культурах детям не разрешают интересоваться вещами, которые могли бы заставить их или других чувствовать отвращение. Они приучены стыдиться получать удовольствие, испытывая при этом неприязнь. Другие, вполне взрослые люди, которые находят некоторое удовольствие в отвращении, могут скрывать это от остальных, они могут испытывать чувство вины в связи с тем, что они расценивают это как извращение, или они могут даже не осозновать, что им нравится испытывать отвращение.

Гораздо более распространенным и более социально приемлемым эмоциональным проявлением, чем наслаждение отвращением, является наслаждение презрением. Те люди, что полны презрения к остальным, зачастую являются объектами уважения и восхищения, по той причине, что их пренебрежительное и неприязненное отношение подразумевает власть и моральные нормы (этих людей). Некоторые люди культивируют (практикуют и совершенствуют) презрительное высокомерие, как преобладающую манеру поведения в межличностных отношениях: это демонстрируется по отношению к каждому, достойному (по их мнению) презрения.

Высокомерные, самодавольные и недосягаемые, они смотрят на мир свысока и могут наслаждаться своим превосходным положением в обществе, поддерживая тем самым свою горделивую осанку.

Многие люди, несомненно, не могут испытывать удовольствие, чувствуя презрение. Для них довольно рискованно признать такое самонадеянное (и дерзкое) чувство. Некоторые люди просто не выносят чувство отвращения. Жизненный опыт настолько ядовит, что даже тончайший намёк на презрение способен вызвать острый приступ тошноты.

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Не уверена, что написала в тот раздел, надеюсь, ничего страшного?

Мне 19 лет, учусь на любимую профессию, денег хватает, все хорошо, но периодически на меня накатывает абсолютно беспричинное чувство отвращения к какому-либо человеку, или просто так. Мне настолько неприятно, что я чувствую какое-то послевкусие (?) этого чувства еще целый день, оно будто где-то в солнечном сплетении засело, хочется расплакаться или просто лечь и лежать лицом в подушку. Я конечно с этим борюсь, как могу, но не всегда получается.

Я смотрю на кассиршу в супермаркете, очень приятную, милую девушку, и в следующую секунду меня уже трясет, она кажется какой-то... Я не могу это описать, но мне становится противно, страшно, грустно. Я прихожу в университет и вижу своего одногруппника, он как обычно, но сегодня меня от него тошнит, сегодня он кажется мне жалким, мерзким, неживым. На следующий день все в порядке. Иногда я просыпаюсь утром, и это чувство появляется после какого-то сна, но такое, мимолетное, забывается через полчаса, такие сны я не запоминаю, хотя обычно помню все. Иногда такое чувство появляется от каких-то ситуаций, иногда просто так, абстрактно. Как-то пару лет назад я познакомилась с хорошим парнем, мы ходили, держались за ручки и все такое. И как-то мы шли по улице, весна, все очень красивое, он берет меня за руку как обычно и меня прямо пробивает таким омерзением, я сказала ему, что мне срочно надо домой, уехала, и больше никогда ему не писала и не звонила, и каждое воспоминание связанное с ним окрашено этим отвращением. Я бы подумала, что это как-то связано с каким-то травмирующим опытом, и сразу начала вспоминать все самое трагичное в своей жизни - самое, кажется, жуткое что со мной было, это попытка самоубийства сестры. Я долго не могла оправиться от этого, и к ней кстати отвращение чувствую перманентно, но легкое, и я его не показываю, потому что все же люблю её. Но я вспомнила, что чувствовала такие приступы и в детстве, и в 10 лет, и в 8, еще до всех этих событий.

Реальные ситуации, в которых это чувство было бы уместно, происходят со мной крайне редко. Скажу еще, что вероятно с 13 лет у меня была депрессия или какое-то другое расстройство. Каждый день плакала, думала, что родители желают мне зла, расстраивало то, что жизнь кончится, что планеты вращаются в огромной галактике, которую я никогда не узнаю, думала, что все хорошее давно кончилось, просыпалась и сразу в слезы, чистила зубы и плакала. В общем весь период с 13 до 16 был похож на кривую линию, где внизу апатия, слезы в метрополитене, ненависть к себе, своему телу (не ела по пять дней), а наверху истерическое счастье, любовь к себе, чуть ли не мания величия. В такие пики все вокруг было радостным и быстрым, мне казалось я горы сверну, я лучше всех, что я настолько невероятна, что меня просто никто не сможет понять, потому что чтобы меня понять, нужно быть такой же невероятной как я, а таких людей больше нет, ну и т.д. Потом в 16 я как-то смогла это побороть, и мое состояние стало спокойным, никаких скачков настроения, я здраво оцениваю свои силы, свое тело, свои отношения с семьей и окружающими. Только вот это вот омерзение. Оно похоже на першение в горле, на мертвого ребенка, на страшные огромные глаза, я не знаю как всё это описать, накатывает примерно раз в 3 дня. Питаюсь нормально, свежим воздухом дышу часто, ну, если это вдруг важно. Спасибо за ответ.

На вопрос отвечает психолог Кондаурова Ксения Вадимовна.

Здравствуйте, уважаемая Анна. Мне не полагается ставить "диагнозы" по интернету, но судя по тому, что Вы пишите о периоде своей жизни с 13 до 16 лет (необъяснимые перепады настроения, сначала депрессия, потом истерическое счастье, причем депрессия очень яркая именно с утра), у Вас есть симптомы циклотимии. Это абсолютно не страшно, почитайте об этом в интернете. В таком случае чувство отвращения является немного видоизмененной депрессией, которая нашла свой предмет. Как это могло сработать? Вы испытывали депрессию и тревогу, причем когда явного повода для этого не было. Это вызывало еще большую тревогу. Поэтому ваша психика нашла предмет для вымещения всех негативных чувств - других людей. Это как тревожные дети, которые смотрят фильмы ужасов, чтобы выместить с их помощью свои страхи. А поскольку испытывать депрессию к малознакомому человеку - это как-то странно, она видоизменилась в отвращение. Но отголоски депрессии долетают до Вас все равно. Это мои фантазии, реальный механизм может отличаться.

Но, поскольку я все же не психиатр, да и в живую с Вами я не общалась, я могу ошибаться. Давайте разберем и другой вариант.

Итак, возможно, я ошибаюсь и Ваше состояние вызвано не биологическими причинами. В таком случае, причины в стиле Вашей жизни, способах реагирования, Вашем отношении к себе и окружающим. Т.е. в Вашей психике.

И здесь, я думаю, тоже срабатывает тот же механизм опредмечивания. Возможно, Вы чувствуете неудовлетворенность или тоску, которая вымещается именно таким способом. В таком случае Вам нужно разбираться, что именно вас не устраивает в вашей жизни, кому или чему действительно предназначены эти негативные чувства. Подсказка: иногда чувство отвращения накатывает, когда происходит какое-то насилие. Не важно, физическое, психологическое, над человеком ли его свершают или он сам его над собой совершает.

Психологи и нейробиологи, изучающие природу эмоций, предполагают, что многие морально-нравственные установки человечества выросли из чувства отвращения, которое у человека, по сравнению с животными, необычайно развилось и усложнилось. Отвращение является основой многих предрассудков и мешает людям относиться друг к другу по-человечески.

Все мы хорошо знаем, что многие наши моральные оценки и суждения основаны больше на эмоциях, чем на рассудке. Сложнее ответить на вопрос, хорошо ли это, могут ли эмоции служить надежной основой благополучного существования и развития социума. Не только дилетанты, но и некоторые эксперты полагают, что эмоции, интуитивные побуждения и прочие природные позывы — вполне надежные критерии истинности в этических вопросах. Эта точка зрения основана на предположении, или, скорее, на интуитивной убежденности в том, что первая, непосредственная, не затуманенная всяческими умствованиями эмоциональная реакция и есть самая верная, потому что она идет «из глубины души» и несет в себе «глубинную мудрость». Голос сердца, одним словом. На это особенно напирают противники клонирования, стволовых клеток, искусственного осеменения и других технологий, «покушающихся на самое святое» и «вызывающих естественное отторжение».

Тем временем дотошные нейробиологи проникают всё глубже в пресловутые «глубины души», и то, что они там находят, не всегда похоже на мудрость, которую следует почитать превыше рассудка.

Несколько исследовательских коллективов в последние годы активно изучают природу отвращения — одной из базовых человеческих эмоций, которая, как выясняется, сильно влияет на общественную мораль и социальные отношения. Обзорная статья, опубликованная 14 июня в журнале Nature , знакомит читателей с их достижениями.

Нельзя сказать, чтобы отвращение было исключительно человеческим чувством: животным оно тоже свойственно, но в меньшей степени и в гораздо более простых формах. И обезьяна, и кошка, и новорожденный младенец, взяв в рот что-нибудь неприятное на вкус, могут выплюнуть это с характерной гримасой. Но от «невкусно» до «противно» — немалая дистанция. Только человек, вышедший из младенческого возраста, способен отказаться от пищи лишь на том основании, что она не там лежала или не к тому прикасалась. Пол Розин (Paul Rozin) из Пенсильванского университета , один из пионеров в данной области исследований, полагает, что с появлением разума первичная, унаследованная от животных предков эмоция резко расширилась, включив в себя, в частности, идею контакта, перенесения «скверны» путем прикосновения. Так, добровольцы, участвовавшие в экспериментах Розина, наотрез отказывались пить сок, к которому прикоснулся усиком простерилизованный таракан, или есть из безупречно чистого ночного горшка.

Из этой особенности первобытного мышления, очевидно, выросла так называемая контагиозная магия (см. Дж. Фрезер. «Золотая ветвь», глава 3). У животных и новорожденных детей ничего подобного не наблюдается.

Биологический, эволюционный смысл отвращения представляется более-менее понятным: это вполне адаптивное, способствующее выживанию стремление избежать контактов с заразой, не есть негодную и опасную пищу, а также сохранить собственную целостность, удерживая внутри то, что должно быть внутри (например, кровь), и снаружи то, что должно быть снаружи (например, фекалии).

Отвращение у людей отчетливо делится на «первичное» — это практически бессознательная психическая реакция на всякие мерзости — и «вторичное», или моральное, касающееся более абстрактных предметов, таких как идея клонирования. Связь между ними самая тесная. Во всех без исключения человеческих культурах принято распространять слова и понятия, обозначающие объекты первичного отвращения, на людей, нарушающих моральные и общественные нормы — например, на лживых политиков, продажных чиновников и т. п. Люди, заклейменные таким образом, могут даже восприниматься как источник некой мистической «заразы», вроде каких-нибудь тараканов. К примеру, предложение надеть на себя хорошо выстиранный свитер Гитлера не вызывает у большинства людей ни малейшего энтузиазма. По мнению Розина, это означает, что идея «заразности» в человеческом сознании распространяется и на моральные качества личности, иначе чем объяснить неприязнь к ни в чём не повинному свитеру.

Пол Блум, известный читателям «Элементов» как автор статьи о сопротивлении научному знанию , настроен более скептически: по его мнению, настоящее отвращение люди испытывают только к тем абстрактным идеям, которые непосредственно ассоциируются с объектами «первичного» отвращения, а во всех остальных случаях (например, когда говорят об «отвратительных политических технологиях»), это не более чем метафора.

Джонатан Хайдт (Jonathan Haidt) из Вирджинского университета полагает, что нашел доказательство единой физиологической природы «первичного» и морального отвращения: ему удалось экспериментально показать, что обе эмоции приводят к замедлению пульса, а при особенно острой реакции — еще и к чувству «комка в горле». По мнению Хайдта, это показывает, что моральное отвращение — никакая не метафора, а самое настоящее отвращение.

Бразильский нейробиолог Жоржи Молл (Jorge Moll) пришел к сходным выводам, наблюдая за активностью мозга испытуемых при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ). Оказалось, что при «первичном» и моральном отвращении возбуждаются одни и те же области мозга, а именно боковая и средняя лобноглазничная кора (lateral and medial orbitofrontal cortex) — эти области отвечают и за некоторые другие неприятные переживания, такие как сожаление об упущенных возможностях . Однако выявились и различия: моральное отвращение связано с более сильным возбуждением передней части лобноглазничной коры, которая считается более эволюционно молодой и, по-видимому, отвечает за обработку наиболее абстрактных эмоциональных ассоциаций.

Независимо от того, являются ли «первичное» и моральное отвращение одним и тем же или разными чувствами, «первичное» отвращение само по себе может оказывать вполне реальное влияние на наши моральные суждения и оценки и, как следствие, на наше отношение к людям и социальное поведение. Психологи из Принстонского университета при помощи МРТ показали, что возбуждение отделов мозга, отвечающих за страх и отвращение, снижает активность тех отделов, которые отвечают за жалость, сочувствие и вообще за восприятие других людей как людей (в отличие от неодушевленных объектов). Иными словами, вид противного, грязного бомжа автоматически вызывает чувство отвращения, которое не дает нам помыслить об этом человеке как о личности, заставляя воспринимать его как «кучу мусора».

Розин, Хайдт и некоторые их коллеги предполагают, что отвращение может играть существенную — и в основном негативную — роль в жизни человеческих коллективов. Если изначально отвращение выполняло в основном функции гигиенического характера, то в ходе дальнейшей эволюции это чувство, похоже, было «рекрутировано» для выполнения совсем иных, чисто социальных задач. Объект, вызывающий отвращение, должен быть отброшен, изолирован или уничтожен, от него необходимо дистанцироваться. Это делает отвращение идеальным «сырым материалом» для развития механизмов поддержания целостности группы, что могло быть крайне важно для первобытных людей. Предполагают, что небольшие коллективы наших предков жестоко конкурировали друг с другом. Сплоченность группы повышала ее шансы на выживание, а противостояние внешним врагам — наилучший способ добиться максимальной сплоченности (см.: Межгрупповая конкуренция способствует внутригрупповой кооперации , «Элементы», 28.05.2007).

Возможно, еще на заре человеческой истории наши предки научились испытывать отвращение к разного рода чужакам, «не нашим», «не таким, как мы». Марк Хаузер (Marc Hauser), психолог из Гарвардского университета , работающий также и с обезьянами, отмечает, что непростые отношения между группами бывают не только у человека, но и у других социальных животных, которые тоже прекрасно умеют отличать своих от чужих. Но люди почему-то особенно сильно зациклены на своих межгрупповых различиях и придают им, по сравнению с животными, непомерно большое значение. Для подчеркивания межгрупповых различий сплошь и рядом привлекаются морально-нравственные оценки, в том числе основанные на чувстве отвращения (к примеру, русское слово «поганый» исходно значило всего-навсего «иноверец, язычник»). По словам Хайдта, если первичное отвращение помогало выжить индивидууму, то моральное отвращение помогало выжить коллективу, сохранить целостность социума — «и именно здесь отвращение проявляет себя с самой отвратительной стороны».

Нечистоплотные политики во все времена активно использовали отвращение как инструмент сплочения и подчинения коллективов, натравливания одних групп на другие. Нацистская пропаганда называла евреев «крысами» и «тараканами». Те же эпитеты применяли к своим противникам враждующие партии во время недавней резни в Руанде. Если люди начинают испытывать отвращение к чужакам, они уже не могут воспринимать их как людей, чувствовать жалость или сострадание.

По мнению Молла и других экспертов, отвращение и по сей день служит источником предвзятости и агрессии. Нужно десять раз подумать, прежде чем принимать решения на основе подобных эмоций, идущих «из глубины души». История это подтверждает. Были времена, когда омерзительными, нечистыми считались, к примеру, женщины (особенно во время менструации), психически неполноценные люди или межрасовый секс. Сегодня мало кто в цивилизованных странах будет защищать подобные взгляды, и многие действительно — на физическом уровне — перестали испытывать отвращение ко всему перечисленному. Если в прошлом отвращение не было хорошим моральным индикатором, то с чего бы ему стать таковым сегодня? Во многих случаях то, что кажется нам отвратительным, действительно плохо и вредно, но это не значит, что разумные люди должны строить свои отношения на дремучих слепых инстинктах.

В статье рассказывается также о еще не опубликованных результатах, полученных Блумом и его коллегами. Известно, что люди очень сильно различаются по степени выраженности эмоции первичного отвращения: одни чуть в обморок не падают при виде таракана или неспущенной воды в унитазе, а другим хоть бы что. Оказалось, что существует значимая корреляция между этим показателем и политическими убеждениями. Люди, склонные испытывать сильное отвращение к «первичным» стимулам, чаще придерживаются консервативных взглядов и являются убежденными противниками клонирования, генно-модифицированных продуктов, гомосексуализма, мини-юбок, искусственного осеменения и прочих безобразий. Люди с пониженной брезгливостью, напротив, обычно имеют либеральные взгляды и просто не могут понять, отчего всё вышеперечисленное может кому-то казаться отвратительным.

Исследования в данной области только начинаются, так что речь идет лишь о самых первых, предварительных результатах, многие из которых могут в дальнейшем и не подтвердиться. «Тем не менее, — заключает Дэн Джонс — трудно не прийти к выводу, что если мы будем меньше думать брюхом (guts), а больше — головой и сердцем, то сможем раздвинуть границы своей моральной вселенной». Под «сердцем» здесь, надо полагать, подразумеваются те отделы префронтальной коры, которые отвечают за человечное отношение к другим людям, сочувствие и сопереживание.

December 16th, 2014

Эмоция отвращения.
Отвращение - это проявление глубокой неприязни. Вкус чего-то, что вы хотите немедленно выплюнуть, или даже просто мысль о необходимости съесть что-то подобное, вызывает у вас отвращение. Отвращение может вызывать запах, звук, внешний вид чего-то, прикосновение.
Отличительные признаки отвращения:
Самые важные подсказки для идентификации отвращения дают рот и нос и в меньшей степени - брови и нижние веки.
· Верхняя губа приподнята
· Нижняя губа тоже приподнимается и придвигается к верхней губе или же опущена и слегка выдвинута вперед
· Нос сморщен
· Щеки приподняты
· Проявляются морщинки под нижними веками, а веки приподняты, но не напряжены.
· Брови опущены, в результате чего происходит опускание век.

Степень интенсивности отвращения:
В случае легкого отвращения нос морщиться слабее, а верхняя губа поднимается менее заметно.
Эмоция презрения.
Пренебрежительное отношение к собеседнику, особенно, если этот собеседник Вы сами, не всегда заметно. Обычно пренебрежение хорошенько маскируется за притворной улыбочкой, другое дело, что и притворную улыбочку мы не всегда можем идентифицировать как притворную. И очень часто ошибаемся, полагая, что произвели хорошее впечатление на человека (не зря же он нам улыбается, верно?), а этот человек в действительности не знает, как от вас отделаться и вообще считает, что все ваши слова - сплошная несуразица, и Вы - такой же «не пойми что». Поэтому, чтобы избежать подобных неприятных ситуаций (никому не нравятся насмешки), необходимо повнимательнее приглядеться к этой эмоции и, соответственно к вашему собеседнику, не проявляет ли он их. Приготовьтесь к тому, что Вы узнаете много нового о себе и своих знакомых, и не всегда эти знания будут Вас радовать…
Как проявляется презрение.
Презрение проявляется в плотно сжатых, слегка приподнятых уголков рта и плотно сомкнутых губах, притом один уголок рта приподнят чуть сильнее, изображая ассиметричную улыбку.


Несимметричность выражения на лице - отличный повод внимательнее приглядеться. Дело в том, что эмоции проявляются несимметрично, если человек пытается скрыть Истинную эмоцию за Ложной. Однако, наши эмоции проявляются не зависимо от нас, т.е. автоматически, и подавить их полностью не может никто (в том случае, если человек здоров психически и физиологически: существуют патологии, которые приводят к абсолютной неспособности больного выказывать эмоции.) отсюда и асимметричность. Допустим человек пытается выглядеть вежливым или радостным, но при этом, на самом деле, испытывает сильный гнев. Истинная эмоция будет проявляться наружу всяческими способами - в гневно насупленных бровях или плотно сжатых губах. А может возникнуть «смешанное» выражение: при этом человек улыбается, но один уголок губ «презрительно» уползает вверх - появляется так называемая насмешка.

презрение (с элементами злости, проявл.в сжатых губах)

презрение


Гипер-презрение

Согласитесь, неприятно, когда над Вами в тайне насмехаются. Думаю, научиться хорошо распознавать эту эмоцию просто необходимо! Впрочем, как и все остальные.
Но, вернемся к отвращению!

Комбинации отвращения и…
…Презрения:

· с морщен нос
· ассиметрично поджаты губы

…Удивления:

удивление отвращение

…Страха:

а) страх б) отвращение с) страх и отвращение

Итак, с отвращением все более-менее понятно. Потренируйтесь в его распознавании на Ваших близких, естественно, не предупреждая о том, что вы хотите сделать. Покажите или расскажите им что-нибудь отвратительное, и понаблюдайте за их реакцией. Не забывайте, что истинные чувства держаться на лице очень мало, в противном случае эмоции наигранны, т.е. фальшивы. Это может означать, что Вы не совсем угадали с объектом, вызывающим отвращение. Быть может кому-то и нравится запах стухшей варенной капусты …

Эмоция радости .
Поздравляю, Вы почти на финишной прямой! Осталось совсем чуть-чуть упорства, и Вас не сможет обмануть никто на свете!
Хотелось бы в это верить, неправда ли? Я могу сказать со стопроцентной точностью (читай 99,9%), что после прочтения этой статьи Вы не станете «читать мысли людей», посмотрев им в лицо и даже вряд ли сможете сходу начать определять ложь. Конечно, Вы получите кое-какие общие знания, но, чтобы действительно суметь применить их, необходима тренировка - частая и упорная. Все зависит только от Вас!
Радость - пожалуй, единственная позитивная эмоция. Остальные либо негативные (презрение, отвращение, злость, печаль), либо смешанные(удивление).
Не буду расписывать «что», да «как» происходит с человеком, который испытывает эту замечательную эмоцию, а перейду сразу к основному.
Как проявляется радость.
Радость проявляется с помощью нижней части лица и нижних век.
· Уголки губ оттянуты назад и вверх
· Рот может быть приоткрыт или закрыт.
· Морщины (носогубные складки) идут вниз от носа к областях, находящимся у краев рта
· Щеки приподняты
· Нижние веки могут быть подняты, но не напряжены, под ними появляются морщинки
· Морщинки в виде «гусиных лапок» идут от внешних уголков глаз к вискам.



Радость тоже бывает различной интенсивности
От легкой улыбки до ликования.

Однако, к большому сожалению, радость бывает и поддельной:
Поддельную улыбку довольно просто разглядеть. Когда улыбка ненастоящая морщинки вокруг глаз не возникают. Часто такая улыбка - простое открывание рта или «показ зубов».

СМЕШАННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ РАДОСТИ.
Очень часто радость комбинируется с другими эмоциями, потому что, как нам кажется, самый надежный способ скрыть отрицательную эмоцию - это показать положительную, т.е. улыбнуться!
РАДОСТЬ И УДИВЛЕНИЕ

РАДОСТЬ И ГНЕВ
("злятся" лоб и глаза)

РАДОСТЬ И СТРАХ

а)страх б) радость с) страх(лоб,верхние веки) и радость(нижние веки, рот)

Испуганная улыбка, причем, обратите внимание, губы не просто приподнимаются вверх, как это бывает при улыбке, а оттягиваются назад, как в страхе. Глаза и брови тоже "испуганные"



Loading...Loading...