Фразы клише для комментария. Аргументация своего мнения

I. Вступление (3-5 предложений)

Предложение 1. Именительные темы.

Предложения 2, 3, 4. Вопросы к тексту (дополнение или обстоятельство).

Предложение 5. Переход к след. части сочинения. Пример: Над этими и другими вопросами я задумался после прочтения данного текста.

II. Комментарий (9-12 предложений). N.B.!! Большая часть комментария формируется из анализа текста.

Предложение 1. Формулировка проблемы.

Пример а) Какова роль матери в жизни человека? Над этим вопросом размышляет (Ф.И.О автора текста).

Пример б) Роль матери в жизни человека - вот над чем размышляет (Ф.И.О автора текста).

Пример в) Роль матери в жизни человека.

Предложение 2. Классификация проблемы.

Виды проблем: Философские; Социальные; Политические; Духовные; Моральные; Этические; Экологические и др.

(большинство из них могут сочетаться друг с другом в текстах).

Пример а) Данный вопрос лежит в области социально-нравственной категории.

Пример б) Данный вопрос можно отнести не только к социальной, но и нравственной категории.

N.B.!! Использование конструкций "не только...., но и...." и др. приветствуется проверяющими.

Предложение 3. Актуальность, важность проблемы.

Пример: Данный вопрос актуален в наши дни, потому что касается каждого из нас и является предметом дискуссий в современном обществе.

Предложение 4.

В предложении №4 пишем: Абстрактное, казалось бы, понятие автор иллюстрирует случаем/примером из жизни: (далее пересказ текста в 2-3 предложениях (НЕ БОЛЬШЕ!)).

Пример: .....: перед нами долгожданная встреча Хурдина и его матери. Мы можем видеть взаимоотношения матери и сына...........(эта часть зависит только от текста, ничего выдумывать не нужно).

Вопросная (основная) часть комментария. Отвечаем на вопросы и тем самым анализируем текст. (Сами вопросы писать не нужно. Пишем ответы на них.)

Предложение 6: На что (конкретно) он обращает внимание читателя?

Предложение 7: Какие мысли и чувства публицист пытается пробудить в нас?

Предложение 8: Над чем, по мнению писателя, мы должны задуматься? Чем дорожить?

Предложение 9: Как правильнее поступать в подобной ситуации? (Не всегда уместно)

В этих предложениях нужно избежать повторов типа: Автор обращает внимание......

Пример: * Илья Александрович Маслов (1935-2008 гг.) - поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящен-

N.B.!! Проверяющие видят клише, поэтому нужно стараться анализировать как можно больше, это может дать вам дополнительные баллы за развернутый комментарий.

Также, в комментарий необходимо привести 2 примера и текста. Это может быть цитата или ссылка на предложение(я)

Пример: Публицист обращает наше внимание на доверительные отношения между матерью и сыном и пытается пробудить в нас желание задуматься над тем, какие отношения у нас самих (предложение 10). (Точка ставится именно после скобки)

(ВНИМАНИЕ! В публицистических текстах ответ содержится прямо в тексте. Его нужно найти и выписать. Придумывать ничего не нужно.)

Если текст художественный: Авторская позиция в анализируемом тексте прямо не выражена. Судить о ней мы можем по косвенным признакам: по поступкам героя, по его речи и по отношению к нему окружающих. Так, обратившись к поступку (имя героя), я могу сделать вывод о точке зрения автора. .........(отвечаем на вопрос проблемы)

художественных текстах ответ придется искать в поступках героев и т.д.)

IV. Собственная позиция (3-5 предложений)

Предложение 1:

б) Я придерживаюсь той же позиции, что и автор текста.

А) Почему меня волнует этот вопрос?

Б) Как проблема влияет на мою жизнь и жизнь окружающих меня людей

В) Почему я считаю важным размышлять над данной проблемой?

Г)каковы возможные последствия?

Можно использовать пословицы, поговорки(обязательно пояснить как вы понимаете их значение), ссылки на любимые книги/фильмы, на известные личности.

V. Аргументы (2 аргумента. 1 не менее 6 предложений) (минимум 12 предложений).

В качестве подтверждения собственной мысли обращусь к произведению (/роману/рассказу/стихотворению и т.д.) (ФИО автора).

Примеры: 1 аргумент: В качестве первого аргумента можно вспомнить роман Л.Н. Толстого "Война и мир".

2 аргумент: За вторым примером можно обратиться к рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма".

После этих вступлений клише просто не существует. Существует только ваше личное размышление.

VI. Вывод (3-5 предложений).

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение

Для вступления:

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости. знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье ….

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что …. Другие подчёркивают …. Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. …. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья …. Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким - либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный …. В этих словах звучит …. Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что …. (О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности …. Кто-то считает, что …. Кто-то ….

15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …. Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Для формулировки темы (проблемы) исходного текста:

1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему.

3) Данный текст посвящён теме (проблеме).

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему.

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах.)

9) Волнующую всех нас проблему. поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это.

11) Проблема. не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое.? (В чем заключается.? Какую роль в жизни человека играет.?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.

Для комментирования проблемы:

8) В тексте доказывается мысль о том, что.

9) Основная мысль текста заключается в том, что.

Для выражения своего мнения:

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

Для аргументации собственной позиции:

- с использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с.

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как.?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как.

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас).

- из читательского опыта

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности.

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях.

- из зрительского опыта

1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах).

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи.

Для заключения:

1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»: Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что …. 2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста: «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

4) (Использование цитаты) «…,» - писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что ….

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как …. Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…».

Как определить проблему в предложенном тексте? Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор. Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по данной проблеме, помните о том, что оно должно быть представлено корректно и развёрнуто. Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие, но и подробно объяснить, в чём оно состоит.

Согласие с позицией автора текста

  1. Нельзя не согласиться с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).
  2. Я разделяю мнение автора и считаю, что... .
  3. Трудно спорить с автором о том, что... . И моя позиция состоит в... .
  4. Думаю, что следует согласиться с автором в том, что... .
  5. Я одобряю позицию автора и вслед за ним скажу, что... .
  6. Мне близка позиция автора относительно... . Я тоже считаю, что... .
  7. Нет сомнения в том, что слова автора о... заслуживают одобрения. По моему мнению, ... .
  8. Следует согласиться, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений.
  9. Я согласен с автором текста в том, что: (далее идёт формулировка важного тезиса). Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним, например, судьбу заглавного героя романа И.А. Гончарова "Обломов"...
  10. Я с интересом прочитал текст писателя NN. Автор помог мне увидеть проблему (далее идёт формулировка проблемы) с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, служит дополнительным аргументом в пользу того, что... (далее идёт формулировка важного тезиса).
  11. Я согласен с автором текста и тоже считаю: (далее идёт формулировка важного тезиса). В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. У меня есть подруга Марина, довольно образованная девушка. К моему удивлению, она:
  12. Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет... (далее идёт авторский тезис, вывод).
    К сожалению, в наше время часто... (далее идёт пример-аргумент).

НЕсогласие (полное или частичное) с позицией автора исходного текста

  1. В целом разделяя позицию автора относительно... , выскажу особое мнение о... . Я считаю, что... .
  2. Пожалуй, я соглашусь с автором в том, что... . Однако на вопрос о.... у меня собственная точка зрения, которая состоит в том, что... .
  3. Текст писателя NN произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны, (идёт согласие)..., но с другой -... (выражается своё мнение). Попытаюсь обосновать свою точку зрения по этому вопросу.
  4. В целом доводы автора текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что... (формулируется авторская мысль). Готов объяснить свою точку зрения...
  5. Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что... (далее идёт мысль автора + свой аргумент).
  6. Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что... (далее идёт мысль автора + свой аргумент).

Как корректно возразить автору, излагая свою позицию

  1. Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что … .
  2. Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что … .
  3. На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  4. Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
  5. Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что … .
  6. Автор, несомненно, прав, утверждая, что … , но я убеждён(а), что его мнение о … вызовет читательскую дискуссию, так как … .
  7. Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что … .
  8. По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что … .
  9. Автор справедливо осуждает … , однако я не могу согласиться с тем, что … .
  10. Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и иная точка зрения: … .
  11. Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что … .
  12. Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что … .
  13. Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что … .
  14. Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что … .
  15. Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что … .
  16. Вызывает сомнение тезис о том, что … .
  17. Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
  18. Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
  19. Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора … .

Каждый встреченный мной человек

Путь к

в чём-то меня превосходит,

ЕГЭ-2017

и мне есть чему у него поучиться.

Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Крюковской СОШ

Пузанова Любовь Викторовна


Алгоритм написания сочинения-рассуждения

по прочитанному тексту

1. Вступление.

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к поставленной проблеме.

5. Собственная позиция.

6. Аргумент.

7. Литературный аргумент.

8. Заключение .


Вступление

- Вопросно-ответное единство.

  • Цепочка вопросительных

предложений.

- Риторический вопрос.

- Цитата.

- Личные впечатления, чувства и

жизненный опыт.


Возможные варианты вступления

  • Д. С. Лихачёв – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в мире. Его волнуют все проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ответственности личности перед обществом, природой. Перед Землёй.
  • Автор текста Д.С. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он поднимает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
  • Д.С. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям,

которых волнуют общечеловеческие проблемы,

одной из которых является проблема

ответственности человека перед обществом,

природой, перед всей Землёй.


Способы формулирования проблемы

Проблему можно:

а). Сформулировать своими словами

( проблема + сущ. в родительном падеже ).

б). Процитировать.


Речевые клише для формулирования проблемы

В данном тексте

Даётся – истолкование, описание, критическая оценка…

Показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…

Подвергается – критике, рассмотрению, анализу…

- (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое...

Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся

проблема ответственности человека перед обществом, природой, всей Землёй

Следует отметить, что данная проблема существует давно,

однако актуальна она и в наши дни.

И меня, жителя современного общества, этот вопрос не

может не волновать.

- Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.


В данном случае это проблема ответственности человека перед обществом, природой,

всей Землёй.


Примеры речевых клише

То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как… – (Автор) заостряет внимание на… – (Автор) раскрывает проблему на материале… – Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему... – Размышляя над актуальной во все времена

проблемой (актуальной особенно в наше время),


Комментируем проблему исходного текста

1-й абзац . «За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?»

4-й абзац. «…Отвечать за других – это значит отвечать за самого себя»

«Только человек,…способный поступиться своими

интересами,…достоин права отвечать за других».

Иными словами : Ответственность – это умение поступиться своими интересами

во имя интересов окружающих.


Комментируем проблему исходного текста

Далее автор приводит пример из книги Рони «Борьба за огонь», через который Д. Лихачёв ненавязчиво помогает нам понять, что ответственность – это умение поступаться со своими интересами во имя интересов окружающих. Ведь «… отвечать

за других – это значит уметь отвечать

за самого себя».


Комментируем проблему исходного текста

5-й абзац . В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия.

Рассуждая о нашем времени, автор подводит читателя к выводу, что безответственность человека сегодня имеет более страшные последствия, чем в каменный век. Д.С. Лихачёв сравнивает Землю с космическим кораблём, всех живущих на ней называет одной командой, и

читателю становится понятно, как много

зависит от её слаженной работы.


– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”.

– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).

– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора) – убедительно доказывает, что… – обращает внимание на то, что… – выражает тревогу… – верно (тонко) замечает…


« Автор искренне убеждён, что в наши дни халатность может привести к гибели человечества. Он горячо заявляет, что сегодня человек « отвечает за всё на земле: за воздух, океаны, леса, реки » . И потому поступки каждого из нас должны быть « разумны и человечны » .


Построение текста-рассуждения:

Тезис

Аргументация

Вывод


Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

Мне не раз приходилось сталкиваться с... – Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. – Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...

- Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…

- Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…

- Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

- Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…

- Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

- Похожая ситуация рассматривается также писателем… в

произведении…

- Судьба героя /сюжет произведения/ размышления

писателя заставляют задуматься над… /прийти

к выводу о том, что…


Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...

Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...

Любой историк скажет, что...


Литературный аргумент из произведения В. Распутина «Прощание с Матёрой».

О нравственной ответственности за жизнь на земле пишет В. Распутин. Его «Прощание с Матёрой» - это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе,

к земле.


В арианты клише д ля заключения

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...

В заключение хочется заметить, что...

... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь.

Таким образом, нельзя однозначно

ответить..., но в то же время можно

утверждать, что...


Примерный вариант заключения по прочитанному тексту Д. Л. Лихачёва :

«Задуматься над проблемой, поднятой автором в тексте, - значит не только открыть для себя что-то, но и ясно понять, что человек – существо разумное, и потому он в ответе за всё!»


Полезные клише к заданию С1 по русскому языку.

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…


1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...

3) Данный текст посвящён теме (проблеме) ...

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах...)

9) Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...

11) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.


1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

4) Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.


8) В тексте доказывается мысль о том, что...

9) Основная мысль текста заключается в том, что...


1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.


- с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с...

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как...?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как...

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...

- из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...

- из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...


1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .

2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

4) (Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

Как определить проблему в предложенном тексте?

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.



Loading...Loading...