Экологические сказки. Экологические сказки как средство эмоционального познания природы детьми старшего дошкольного возраста Короткая экологическая сказка для детей дошкольного возраста


Маленькие путешественницы

Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – маленькие семена-орешки. Когда семена созрели, незабудка сказала им:


Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам собираться в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте смелыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь там.


Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. В это время подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а потом уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке. Весёлые речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на влажную мягкую землю.



Семечко оглянулось по сторонам и, честно говоря, немного расстроилось: «Земля, конечно, хорошая – влажная, чернозёмная. Вот только кругом слишком много мусора».



Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела изящная незабудка. Шмели издалека замечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром.


Однажды на берег реки пришли подружки – Таня и Вера. Они увидели хорошенький голубой цветочек. Таня хотела сорвать его, но Вера удержала подругу:


Не надо, пусть растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и сделаем вокруг цветка маленькую клумбу. Будем приходить сюда и любоваться незабудкой! – Давай! – обрадовалась Таня.


Девочки собрали банки, бутылки, куски картона и другой мусор, сложили его в ямку подальше от незабудки и прикрыли травой и листьями. А клумбу вокруг цветка украсили речными камешками.


Как красиво! – полюбовались они своей работой.


Девочки стали приходить к незабудке каждый день. Чтобы никто не сломал их любимый цветок, они сделали вокруг клумбы небольшую изгородь из сухих веточек.


Прошло несколько лет, незабудки пышно разрослись и своими цепкими корнями скрепили почву на речном берегу. Почва перестала осыпаться, и даже шумные летние ливни больше не могли размыть крутой берег.


Ну, а что же случилось с другими семенами незабудки?


Они долго лежали у воды и ждали своего часа. Как-то раз у реки появился охотник с собакой. Собака бежала, тяжело дыша и высунув язык, ей очень хотелось пить! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду. Одно семечко вспомнило слова мамы о том, как важно быть находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть.


Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко поехало на ней верхом. Долго бежала собака по кустам и болотам, а когда вместе с хозяином вернулась домой, то прежде чем войти в дом, хорошенько отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку возле крыльца. Оно пустило здесь корешки, и весной на грядке расцвела незабудка.



Хозяйка стала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять землю, и через год возле крыльца выросла целая семейка голубых нежных незабудок. Они щедро угощали пчёл и шмелей сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья – яблони, вишни и сливы.


В этом году у нас будет богатый урожай! – радовалась хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели любят мой сад!


А теперь пришла пора рассказать о третьем семечке незабудки.


Его заметил дядюшка муравей и решил отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки целиком? Не волнуйтесь! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают только её, а семечко останется нетронутым.


Вот так оказалось семечко незабудки в лесу возле муравейника. Весной оно проросло и вскоре, рядом с муравейным теремом, расцвела красивая голубая незабудка.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Катя и божья коровка

Эта история произошла с девочкой Катей.

В летний полдень Катя, сняв туфли, бегала по цветущему лугу.

Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и полюбоваться плывущими в небе облаками. Примяв стебли, она легла на траву и тотчас почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, словно отлакированной спинкой, украшенной пятью чёрными точками.

Катя стала рассматривать красного жучка и вдруг услышала тихий приятный голосок, который произнёс:

Девочка, пожалуйста, не мни траву! Если хочешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам.

Ой, кто это? – удивлённо спросила Катя. – Кто со мной разговаривает?

Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок.

Разве божьи коровки разговаривают? – ещё больше удивилась девочка.

Да, я умею говорить. Но говорю я только с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка.

Понятно! – протянула Катя. – Но скажи, почему нельзя бегать по траве, ведь её так много! – спросила девочка, окинув взглядом широкий луг.

Когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, земля становится слишком твёрдой, не пропускает к корням воздух и воду, и растения погибают. Кроме того, луг – это дом многих насекомых. Ты такая большая, а мы маленькие. Когда ты бежала по лугу, насекомые очень волновались, повсюду раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» - объяснила божья коровка.

Извини, пожалуйста, - сказала девочка, - я всё поняла, и буду бегать только по дорожкам.

И тут Катя заметила красивую бабочку. Она весело порхала над цветами, а потом села на травинку, сложила крылышки и … исчезла.

Куда делась бабочка? – удивилась девочка.

Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: - Я хочу быть другом.

Ну и правильно, - заметила божья коровка, - у бабочек есть прозрачный хоботок, и через него, словно через соломинку, они пьют цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам очень нужны бабочки, пчёлы и шмели – ведь это насекомые-опылители.

Вот и шмель! – сказала девочка, заметив на розовой головке клевера большого полосатого шмеля. Его трогать нельзя! Он может укусить!

Конечно! – согласилась божья коровка. – У шмеля и пчёл есть острое ядовитое жало.

А вот ещё шмель, только поменьше, - воскликнула девочка.

Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо.

Ого! Какая хитрая муха! – удивилась Катя.

Да, все насекомые очень хитрые, - с гордостью произнесла божья коровка.

В это время в высокой траве весело и звонко застрекотали кузнечики.

Кто же это стрекочет? – спросила Катя.

Это кузнечики, - объяснила божья коровка.

Мне бы хотелось увидеть кузнечика!

Словно услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Увидеть его в зелёных зарослях было невозможно.

А кузнечик-то тоже хитрец! Его не найдёшь в зелёной траве, как чёрную кошку в тёмной комнате, - засмеялась девочка.

Видишь стрекозу? – спросила божья коровка у Кати. – Что ты можешь сказать о ней?

Очень красивая стрекоза! – отозвалась девочка.

Не только красивая, но и полезная! Ведь стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух.

Долго беседовала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась разговором и не заметила, как наступил вечер.

Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы.

Она осторожно посадила божью коровку на ромашку, вежливо попрощалась с ней:

Спасибо, милая божья коровка! Я узнала много нового и интересного.

Почаще приходи на луг, и я расскажу тебе ещё кое-что о его обитателях, - пообещала ей божья коровка.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2
Приключения Тополиной Пушинки

Наступило лето и полетел с тополей белый пух. И кругом будто снежная метель, кружатся пушинки, как снежинки. Одни пушинки падают возле тополя другие посмелее садятся на ветки других деревьев, залетают в открытые форточки.

Высоко на веточке сидела маленькая белая Тополиная Пушинка. И очень ей было страшно покидать свой домик. Но вдруг подул сильный ветер и оторвал Пушинку от веточки, и занес ее далеко от тополя. Летит Пушинка, летит и увидела внизу много деревьев, и зеленую лужайку. Опустилась на лужайку, а рядом растет Береза. Увидела она Пушинку и говорит:

Кто это такой маленький?

Это я, Тополиная Пушинка. Меня ветер сюда занес.

Какая ты маленькая, меньше одного моего листочка, - сказала Березка и начала смеяться над Пушинкой. Пушинка посмотрела на Березку и гордо сказала:

Хотя я и маленькая, но вырасту большим, стройным тополем.

Рассмеялась Березка от этих слов, а тополиная Пушинка пустила в землю зеленый росток и начала быстро расти, а однажды она услышала рядом голос:

Ой ребята, смотрите, что это?

Это маленький Тополек, – ответил другой голос. Пушинка открыла глаза и увидела вокруг себя столпившихся ребят.

А давайте будем за ним ухаживать,- предложил кто-то из ребят.

Росла Тополиная Пушинка быстро, прибавляя, что ни год на метр, а то и больше. Вот она уже обогнала Березку и выше всех деревьев поднялась. И превратилась в Серебристый Тополь. Тополь грел на солнышке свою серебристую макушку и свысока поглядывал на Березку и на ребят играющих на лужайке.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Сказка о Радуге


Жила на свете Радуга, яркая и красивая. Если тучи покрывали небо и на землю обрушивался дождь, Радуга пряталась и ждала, когда тучи раздвинутся и выглянет кусочек солнышка. Тогда Радуга выскакивала на чистый небесный простор и повисала дугой, сверкая своими цветами-лучиками. А было у Радуги этих лучиков семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Люди увидели Радугу на небе и радовались ей. А дети пели песенки:



Радуга-Радуга, Радуга-дуга!



Принеси нам, Радуга, хлеба-молока!



Поскорей нам, Радуга, солнышко открой;



Дождь и непогоду ус-по-кой.



Очень любила Радуга эти детские песенки. Заслышав их, тотчас откликалась. Цветные лучики не только украшали небо, но и отражались в воде, множились в больших лужах и капельках дождя, на мокрых оконных стеклах... Все были рады Радуге...



Кроме одного злого волшебника Черных Гор. Он терпеть не мог Радугу за ее веселый нрав. Он злился и даже закрывал глаза, когда она появлялась после дождя на небе. Решил злой волшебник Черных Гор погубить Радугу и отправился за помощью к древней Фее Подземелья.



— Скажи мне, древняя, как избавиться от ненавистной Радуги? Уж очень мне надоели ее сияющие лучики.



— Укради у нее, — проскрипела древняя Фея Подземелья, — только один какой-нибудь лучик, и Радуга умрет, потому что жива она, только когда семь ее цветов-лучиков вместе, в одной семье.



Обрадовался злой волшебник Черных Гор.



— Да неужели так просто? Я хоть сейчас вырву из ее дуги любой лучик.



— Не торопись, — глухо проворчала Фея, — вырвать цвет не так-то просто.



Надо на ранней утренней заре, когда Радуга еще спит безмятежным сном, тихо подкрасться к ней и, как перо у Жар-птицы, вырвать ее лучик. А потом намотать его на руку и умчаться подальше от этих мест. Лучше на Север, где короткое лето и мало гроз. С этими словами древняя Фея Подземелья и подошла к скале и, стукнув по ней своей клюкой, вдруг исчезла. А злой волшебник Черных Гор подкрался тихо и незаметно к кустам, где на утренней заре среди цветов спала красавица Радуга. Ей снились цветные сны. Она не могла и предположить, какая беда повисла над ней. Злой волшебник Черных гор подполз к Радуге и протянул свою когтистую лапу. Радуга даже не успела вскрикнуть, как он вырвал из ее шлейфа Синий лучик и, крепко намотав его на кулак, бросился бежать.



— Ой, я, кажется, умираю... — только успела сказать Радуга и тут же рассыпалась по траве сверкающими слезинками.



— А Злой волшебник Черных Гор мчался на Север. Большая черная ворона несла его вдаль, а он крепко держал в руке Синий лучик. Злой волшебник свирепо улыбался, подгоняя ворону, и так спешил, что даже не заметил, как впереди засверкали переливчатые разводы Северного сияния.





А Синий лучик, увидев среди множества цветов Северного сияния и синий цвет, крикнул изо всех сил:



— Брат мой, Синий цвет, спаси меня, верни меня к моей Радуге!



Синий цвет услышал эти слова и тотчас пришел на помощь брату. Он подошел к злому волшебнику, вырвал лучик из его рук и передал быстрым серебристым облакам. И очень вовремя, потому что Радуга, рассыпавшаяся на мелкие сверкающие капли-слезинки, стала высыхать.



— Прощайте, — шептала она своим друзьям, — прощайте и передайте детям, что я больше не явлюсь на их призывы и песенки.





Случилось чудо: Радуга ожила.



— Смотрите-ка! — воскликнули радостно дети, увидев на небе пляшущую Радугу. — Это же наша Радуга! А мы ее уж заждались.



— Смотрите-ка! — говорили взрослые. — Радуга засияла! Но вроде не было дождя? К чему бы это? К урожаю? К радости? К добру...
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Дождевой червяк

Жили-были брат и сестра – Володя и Наташа. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего боялась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, который плёл свою паутину на чердаке.


Летом дети играли в прятки возле дома, как вдруг небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сначала упали крупные тяжёлые капли, а потом хлынул проливной дождь.


Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали большие воздушные пузыри, а мокрые листья стали ещё ярче и зеленее.


Вскоре ливень стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и сотни маленьких радуг заиграли в дождевых капельках.


Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а когда задевали мокрые ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй.


В огороде сильно пахло укропом. На мягкий влажный чернозём выползли дождевые червяки. Ведь дождь залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно.


Володи поднял червяка, положил его на ладонь и стал рассматривать, а потом захотел показать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала:


Володька! Брось сейчас же эту гадость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие противные – скользкие, холодные, мокрые.


Девочка расплакалась и убежала домой.


Володя вовсе не хотел обидеть или напугать сестру, он швырнул червяка на землю и побежал за Наташей.


Дождевому червяку по имени Верми стало больно и обидно.


«Какие глупенькие дети! – подумал Верми. – Они даже не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».


Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под большими ворсистыми листьями собирались поболтать дождевые червяки со всего огорода.


Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо спросили его друзья.


Вы даже не представляете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь землю – и никакой благодарности!


Верми рассказал о том, как Наташа назвала его противным и гадким.


Какая неблагодарность! – возмутились дождевые червяки. – Ведь мы не только рыхлим и удобряем землю, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают вода и воздух. Без нас растения будут хуже расти, а могут и совсем засохнуть.


И знаете, что предложил молодой и решительный червячок?


Давайте все вместе уползём в соседний сад. Там живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не даст!


Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад.


Сначала люди не заметили отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сразу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды.


Не пойму, что случилось с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Земля стала чересчур твёрдой, все растения сохнут.


В конце лета папа стал перекапывать огород и с удивлением заметил, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка.


Куда же делись наши подземные помощники? – огорчённо размышлял он – Может быть дождевые черви уползли к соседям?


Папа, почему ты назвал червяков помощниками, разве они полезные? – удивилась Наташа.


Конечно, полезные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам цветов и трав попадают воздух и вода. Они делают почву мягкой и плодородной!


Папа пошёл посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большущий ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его друзья вернулись в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Наташа и Володя стали относиться к дождевым червям бережно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Елочкина беда

Было это давным давно, никто уже и не помнит, каким ветром занесло это еловое семечко на лесную полянку. Лежало оно, лежало, набухло, пустило корешок, а кверху росток. С той поры минуло много лет. Там где упало семечко выросла стройная, красивая Елочка. И как она была хороша, так же была мила и вежлива со всеми. Все любили Елочку и ухаживали за ней. Ласковый Ветер сдувал пылинки и причесывал ее. Светлый Дождик умывал. Птицы пели ей песни, а лесной доктор Дятел лечил.

Но однажды все изменилось. Проходил мимо Елочки лесник, остановился и залюбовался ею:

Ах как хороша! Это самая красивая Елочка во всем моем лесу!

И возгордилась тогда Елочка, заважничала. Она уже не благодарила ни Ветер, ни Дождь, ни Птиц, ни Дятла, никого. На всех смотрела она свысока, насмешливо.

Какие вы все возле меня маленькие, уродливые и грубые. А я красавица!

Ветер нежно качнул ветки, хотел Елочку причесать, а она как разозлится:

Не смей дуть, растреплешь мне прическу! Я не люблю, когда на меня дуют!

Я просто хотел сдуть пыль, чтобы ты была еще прекраснее, - ответил Ласковый Ветер.

Отлети от меня! – пробурчала горделивая Елочка.

Обиделся Ветер и улетел на другие деревья. Дождь хотел побрызгать на Елочку, а она как зашумит:

Не смей капать! Я не люблю когда на меня капают! Ты мне все платье промочишь.

Я умою твои иголочки, и они будут еще зеленее и красивее, - ответил Дождь.

Не тронь меня, заворчала Елочка.

Обиделся Дождь и утих. Дятел увидел кароедов на Елочке, сел на ствол и давай кору долбить, червяков доставать.

Не смей долбить! Я не люблю когда меня долбят, – закричала Елочка. - Ты испортишь мой стройный ствол.

Я хочу, чтобы на тебе не было зловредных козявок! – ответил услужливый Дятел.

Обиделся Дятел и перепорхнул на другие деревья. И вот осталась Елочка одна, гордая и довольная собой. Целыми днями она любовалась собой. Но без ухода стала терять она свою привлекательность. А тут еще и кароеды приползли. Прожорливые они залезали под кору, точили ствол. Всюду появилась червоточина. Поблекла Елочка, загнила, затрухлявила. Переполошилась она бедная, зашумела

Эй Дятел, санитар лесной, спаси меня от червей! Но Дятел не услышал ее слабый голос, не прилетел

Дождик, Дождик, умой меня! И дождик не услышал.

Эй Ветер! Подуй на меня!

Пролетающий мимо Ветер чуть- чуть дунул. И случилась беда: Елочка закачалась и надломилась. Надломилась, затрещала и рухнула на землю. Так и закончилась эта история о зазнавшейся Елочке.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Родник

С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.


Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.


Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.


В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.


Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.


Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.


Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.


Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.


Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?


Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.


У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.


Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.


Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.


Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.


Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:


Артёмка! Где ты?



Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:


Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.


Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Почему у земли платье зеленое

Что на земле самое зеленое? — спросила однажды маленькая девочка у своей мамы.



— Трава и деревья, дочка, — ответила мама.



— А почему они выбрали зеленый цвет, а не какой-нибудь другой?



На этот раз мама задумалась, а затем сказала:



— Творец попросил волшебницу Природу сшить для своей любимицы-Земли платье цвета веры и надежды, и Природа подарила Земле платье зеленого цвета. С тех пор зеленый ковер благоухающих трав, растений и деревьев рождает в сердце человека надежду и веру, делает его чище.



— Но трава к осени сохнет, а листья опадают.



Мама снова долго думала, а потом спросила:



— Сладко ли тебе сегодня спалось в твоей мягкой кроватке, доченька?



Девочка удивленно посмотрела на маму:





— Вот так же сладко, как ты в своей кроватке, спят цветы и травы на полях и в лесах под мягким пушистым одеялом. Отдыхают деревья, чтобы набраться новых сил и порадовать сердца людей новыми надеждами. А чтобы не забыли мы за долгую зиму, что у Земли платье зеленого цвета, не растеряли надежды свои, елочка с сосенкой нам на радость и зимой зеленеют.
http://www.ostrovskazok.ru/den-zemli/ekologicheskie-skazki-2

Как скворец себе дом выбирал

Дети смастерили скворечники и повесили их в старом парке. Весной прилетели скворцы и обрадовались – отличные квартиры подарили им люди. Вскоре в одном из скворечников жила большая и дружная семья скворцов. Папа, мама и четверо малышей. Заботливые родители целыми днями летали по парку, ловили гусениц, мошек и приносили их прожорливым деткам. А любопытные скворчата по очереди выглядывали из круглого оконца и с удивлением осматривались кругом. Необыкновенный, манящий мир открывался им. Весенний ветерок шелестел зелёными листьями берёз и клёнов, раскачивал белые шапки пышных соцветий калины и рябины.


Когда птенцы подросли и оперились, родители стали учить их летать. Три скворчонка оказались смелыми и способными. Они быстро освоили науку воздухоплавания. Четвёртый же никак не решался выбраться из домика.


Мама-скворчиха задумала выманить малыша хитростью. Она принесла большую аппетитную гусеницу и показала лакомство скворчонку. Птенец потянулся за угощением, а мама отодвинулась от него подальше. Тогда голодный сынок, цепляясь лапками за оконце, высунулся, не удержался и стал падать. Он испуганно запищал, но вдруг его крылышки раскрылись, и малыш, сделав круг, приземлился на лапки. Мама тотчас подлетела к сыночку и наградила его за смелость вкусной гусеницей.


И всё было бы хорошо, но как раз в это время на тропинке появился мальчик Илюша со своим четвероногим любимцем – спаниелем Гариком.


Пёс заметил на земле птенца, залаял, подбежал к скворчонку и потрогал его лапой. Илюша громко закричал, бросился к Гарику и взял его за ошейник. Птенец замер и от страха прикрыл глаза.


Что же делать? – думал мальчик. – Надо как-то помочь птенцу!


Илюша взял скворчонка на руки и отнёс домой. Дома папа внимательно осмотрел птенца и сказал:


У малыша повреждено крыло. Теперь нам надо лечить скворушку. Я предупреждал тебя, сынок, чтобы ты весной не брал Гарика с собою в парк.


Прошло несколько недель и скворчонок, которого назвали Гошей, поправился и привык к людям.


Весь год он жил в доме, а следующей весной люди выпустили Гошу на волю. Скворец сел на ветку и огляделся.


Где же я буду теперь жить? – подумал он. – Полечу-ка я в лес и подыщу себе подходящий домик.


В лесу скворец заметил двух весёлых зябликов, которые носили в клювиках прутики, сухие травинки и вили себе гнездо.


Уважаемые зяблики! – обратился он к птицам. – Не подскажите ли вы, как мне найти себе жильё?


Если хочешь, живи в нашем домике, а мы себе построим новый, - любезно ответили птички.


Гоша поблагодарил зябликов и занял их гнёздышко. Но оно оказалось слишком тесным и неудобным для такой крупной птицы, как скворец.


Нет! Ваш домик мне, к сожалению, не подходит! – сказал Гоша, попрощался с зябликами и полетел дальше.


В сосняке он увидел нарядного дятла в пёстром жилете и красной шапочке, который крепким клювом долбил дупло.



Как не быть! Есть! – ответил дятел. – Вон на той сосне осталось моё прошлое дупло. Если оно тебе приглянется, то можешь в нём поселиться.


Скворец сказал: «Спасибо!» и полетел к сосне, на которую указал дятел. Гоша заглянул в дупло и увидел, что оно уже занято дружной парочкой синиц.


Делать нечего! И скворушка полетел дальше.


На болоте возле реки серая уточка предложила Гоше своё гнездо, но и оно не подошло скворцу – ведь скворцы не вьют гнёзда на земле.


День уже клонился к вечеру, когда Гоша вернулся к дому, где жил Илюша, и сел на ветку под окном. Мальчик заметил скворца, открыл окно, и Гоша влетел в комнату.


- Папа, - позвал Илюша отца. – Наш Гоша вернулся!


- Если скворец вернулся, значит он не нашёл себе в лесу подходящего домика. Придётся нам смастерить для Гоши скворечник! – сказал папа.


На другой день Илюша с папой сделали для скворца красивый теремок с круглым окошком и привязали его к старой высокой берёзе.


Кто землю украшает

Давным-давно Земля наша была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.

Солнышко принялось согревать Землю, Вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, потому что вокруг них расстилалась только серая однотонная земля, а других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной Радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.

С тех пор Радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает она над землей и смотрит, красиво ли Земля украшена.

И вдруг видит Радуга-дуга черные раны-пожарища, серые вытоптанные пятна, развороченные ямы. Кто-то порвал, пожег, вытоптал разноцветное платье Земли.
– Ой, — сказал Одуванчик, — зачем Вы на меня садитесь? Я ведь такой маленький и хрупкий, а моя ножка очень тонкая и может сломаться.
– Нет, — сказала пчелка, — твоя тонкая ножка не сломается, она как раз рассчитана на то, чтобы удержать тебя и меня. Ведь на каждый цветок обязательно должна сесть пчелка.
– Зачем тебе на меня садиться, я ведь маленький, а кругом, посмотри, сколько много места, — удивился Одуванчик. — Я просто расту и радуюсь солнышку и не хочу, чтобы мне кто-нибудь мешал.
– Глупенький, — ласково сказала пчелка, — послушай, что я тебе расскажу. Каждую весну, после долгой зимы, распускаются цветы; и мы, пчелки, перелетаем с цветка на цветок, чтобы собрать сочный, вкусный нектар. Потом мы относим этот нектар к себе в улей, там из нектара получается мед.
– Теперь я все понял, — сказал Одуванчик, — спасибо, что объяснила мне это, теперь я буду рассказывать об этом всем Одуванчикам, которые еще появятся на этой полянке.
Тучи — помощники
Веселая Тучка, проплывая однажды над огородом, где росли огурцы, помидоры, кабачки, лук, укроп и картошка, заметила, что овощи очень грустные. У них поникла ботва, а корешки стали совсем сухие.
– Что с вами случилось? — с тревогой спросила она.
Печальные овощи ответили, что они завяли и перестали расти, потому что уже давным-давно не было дождика, который так им необходим.
– Может я смогу вам помочь? — смело спросила Тучка.
– Ты еще такая маленькая, — ответила большая тыква, которая считалась главной на грядке. Вот бы налетела огромная туча, грянул гром и пролил сильный дождик, — задумчиво сказала она.
– Я соберу своих подружек и помогу овощам, — решила тучка, улетая.
Она прилетела к Ветерку и попросила его сильно подуть, чтобы собрать все маленькие тучки в одну большую и помочь пролиться дождю. Шальной Ветерок с радостью помог, и уже к вечеру большая туча раздувалась все сильнее и сильнее, и, наконец, лопнула. Веселые капельки дождя полились на землю, и напоили все вокруг. А удивленные овощи высоко поднимали свои вершки, как будто не хотели пропустить ни одной капельки дождя.
– Спасибо тебе, Тучка! И тебе, Ветерок! — дружно сказали овощи. — Теперь мы обязательно вырастем и подарим радость всем людям!

Приключения листика
Здравствуйте! Меня зовут Листик! Я родился весной, когда почки начинают набухать и распускаться. Чешуйки моего домика — почки — раскрылись, и я увидел, как мир прекрасен. Солнышко своими ласковыми лучами прикасалось к каждому листочку, каждой травинке. И они улыбались в ответ. Вот пошел дождик, и мой ярко-зеленый наряд покрылся каплями, словно разноцветным бисером.
Как весело и беззаботно пролетело лето! Птицы чирикали целыми днями на ветках моей мамы Березки, а по ночам теплый ветерок рассказывал мне о своих путешествиях.
Время летело быстро, и я стал замечать, что солнышко светит не так ярко и уже не греет. Ветер подул сильный и холодный. Птицы стали собираться в дальнюю дорогу.
Однажды утром я проснулся и увидел, что мое платье стало желтым. Сначала я хотел заплакать, но мама Березка меня успокоила. Она сказала, что пришла осень, и поэтому все вокруг меняется.
А ночью сильный ветер сорвал меня с ветки и закружил в воздухе. К утру ветер стих, и я упал на землю. Здесь лежало уже много других листьев. Нам было холодно. Но вскоре с неба посыпались белые хлопья, похожие на вату. Они укрыли нас пушистым одеялом. Мне стало тепло и спокойно. Я почувствовал, что засыпаю, и спешу с вами попрощаться. До свидания!

«Жил-был у бабушки серенький козлик…»

(современная экологическая сказка)

У леса на опушке, в лубяной избушке, жила, как говорится, была одна бабушка. В детстве она занималась йогой, и её так и прозвали – Йога. А когда она постарела, то стали её звать Баба Йога, а те, кто не знал её раньше, называли попросту – Баба Яга.
И так сложилась её жизнь, что не было у неё ни детей, ни внуков, а был лишь маленький серенький козлёнок. На него и тратила Бабушка Яга всю свою природную доброту – баловала, одним словом. То капусточки самой вкусной с огорода принесёт, то морковки отборной, а то и вообще в огород козлёнка запустит – ешь, мол, родименький, что душе твоей угодно.
Шли год за годом. И, конечно же, как и всегда бывает с теми, кого балуют, превратился наш серенький козлёночек в большого серого козла. А поскольку работать он так и не научился, то толку с него было как с козла молока. Целыми днями лежал на диване, ел капусту, да реп слушал. Да так он тащился от этого репа, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А потом и сам сочинять стал: лежит и орёт во всю свою козлиную глотку:
– Я серый козёл, я гроза огородов,
Меня уважает куча народу.
И если кто камнем в меня бросает,
То после сполна за козла отвечает.
Сказать по правде, камнем в него никто и не бросал – кому охота с таким козлом связываться. Это он придумал так, для рифмы и для собственной храбрости. А потом и сам в это поверил. И настолько расхрабрился наш козёл, что захотелось ему пойти в лес погулять – зверей повидать, да себя, такого крутого, показать.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго собирался наш козёл: то наряд его не устраивал, не модный, мол, то настроения не было. Бабушка Яга совсем уж с ног сбилась, разыскивая для своего любимого козла супермодные обновки:
– Устала я, бедная, а ничего здесь не поделаешь – как говорится: «любовь зла, полюбишь и козла».
Но вот, наконец-то, собрался. Уже весна настала. Идёт он по лесу, орёт свой хвалебный реп, а тут навстречу ему выходит, кто бы вы думали? Ну, конечно же, волк. Кстати, прошу заметить, тоже серый. Идёт, и свою песню поёт:
– Нет в житье моём невзгод,
Нету в нём кручинушки,
Изучаю целый год
Пестики, тычиночки.
Ля-ля-ля-ля. Ля-ля-ля.
Пестики, тычи-но-чки!
Вдруг увидал волк козла, да так на месте и замер. От возмущения громадного. А козёл наш стоит, ни жив, ни мёртв от страха – шутка ли сказать, первый раз нос к носу с настоящим волком повстречался. Даже свою бейсболку с металлическими рогами уронил. Весь свой реп вмиг позабыл, весь трясётся, только и может сказать:
– Бе-е-е-да!
– Это ты что ж такое делаешь, - рычит на него волк, – зачем ты сюда пришёл, я тебя спрашиваю?! Чтоб ноги твоей больше здесь не было!
– Я, э-э-это, я не-е-е-е знал…
– Ногу убери, сколько раз тебе говорить!
– Я бо-о-ольше так не-е-е буду.
– Убери ногу! А не то я тебе сейчас как дам больно!
– А чё-ё я такого сделал? Как чё, так сразу козёл виноват! Я вам, между прочим, не козёл отпущения.
– Что сделал? А сам не видишь, козёл ты безрогий! Чуть на цветочек не наступил. Это же подснежник – первоцвет. Они сейчас только на этой полянке и остались – все остальные такие как ты вытоптали.
Посмотрел козёл под ноги – и правда: растут на полянке цветочки дивные, нежные. А у его копыт – так сразу несколько. И красоты они дивной, неописуемой. Стоит он, и шелохнуться боится – обувка у него тоже металлическая, тяжёлая да неуклюжая.
А волк тем временем подошёл к нашему козлу, да так, что ни один цветочек не задел, схватил козла и … переставил его в другое место, безопасное. Только волк его на землю опустил, как козёл от радости, что спасся, такого стрекача задал, что только ветер за ушами свистел.
И остались от него бейсболка с рогами и ботинки новомодные. Поместил их волк в ботанический музей, чтобы все смотрели, да сами бы такими козлами не становились.
А козёл с тех пор в лес ни ногой, реп забросил, и стал книжки умные про природу читать, чтобы уметь редкие цветы от обычных отличать. Как знать, может ещё и человеком станет!
Тут и сказочке конец, кто всё понял – молодец,
Ну а ты не будь козлёнком, береги весенний лес.

Осень

Жила-была красавица Осень . Любила она наряжать деревья в красные, желтые, оранжевые наряды. Любила она слушать, как опавшие листья шуршат под ногами, любила, когда к ней в гости приходили за грибами в лес, за овощами в огород, за фруктами в сад.
Но все печальнее становилась Осень . Знала она, что скоро придет сестра ее — Зима, покроет все снегом, скует реки льдом, ударит крепким морозом: Вот собрала Осень всех зверей — птиц, рыб, насекомых — и приказала медведям, ежам, барсукам спрятаться в теплые берлоги и норы; зайцам да белкам сменить шубки на теплые, незаметные; птицам — тем, кто боится холода да голода, — лететь в теплые края, а рыбам, лягушкам и другим водным жителям зарыться поглубже в песок, в ил и там спать до весны.
Все послушались Осени . И когда сгустились тучи, пошел снег, поднялся ветер и стал крепчать мороз, он уже был не страшен, потому что все были готовы к зиме.

На Западе давно обратили внимание на проблемы экологии. Раздельный сбор мусора, переход на электромобили и экологическое воспитание детей стали общественными приоритетами. В России эта культура лишь начинает зарождаться. Осенью уже несколько лет проводится Неделя окружающей среды, в её рамках детей и взрослых призывают заботиться о мире, в котором мы живём.

Малыши обучаются беречь природу, ценить её красоту и взаимодействовать с нею.

Экологическое воспитание подразумевает формирование необходимых знаний об устройстве животного и растительного мира и их значении. Особое внимание уделяется человеку. Люди являются частью живой природы, поэтому бережное отношение к природе позволит сохранить здоровье.

Проведение параллелей между природой и домом, в котором мы живём, поможет детям лучше понять значение заботы об окружающей среде.

Дошкольный возраст - благодатное время для воспитания бережного отношения к природе. Дети в этом возрасте очень чуткие и отзывчивые.

Экологическое воспитание начинается с практических задач. Это уход за домашними животными, подкормка птиц, бережное отношение к растениям, экскурсии на природу, раздельный сбор мусора, переработка отходов в поделки и полезные вещи.

Чтение литературных произведений также способствует формированию бережного отношения к окружающей среде. Это могут быть любые детские книги о природе.

После прочтения нужно проводить беседу и обращать внимание на моменты, в которых герои демонстрировали заботу о природе.

Экологические стихи для дошкольников

Я. Аким. «Наша планета»

Красивое стихотворение о красоте нашей планеты.

С. Михалков. «Прогулка»

Стихотворение о том, как ребята приехали отдохнуть на реку и не нашли свободного места из-за разбросанного мусора. Идея стихотворения - призыв убирать за собой мусор после летних пикников.

А. Усачев. «Мусорная фантазия»

Стихотворение-сказка о мире, в котором мусорные горы заполонят все вокруг. Произведение учит детей не бросать мусор на улице.

С. Михалков. «Будь человеком»

История о мальчике, который ради забавы спалил муравейник. Автор с грустью описывает испуганных насекомых, метавшихся в огне. Стихотворение учит ответственности и человечности по отношению к живым существам.

Стихотворение учит детей относиться к птицам не как к игрушкам, а как к живым существам, которым требуются забота и участие.

В. Орлов. «Что нельзя купить»

В произведении легко и доступно рассказывается о самом ценном на этой планете - природе. Автор говорит о том, что купить можно все на свете, кроме красоты природы.

С. Михалков. «Случай на зимовке»

Рассказ в стихотворной форме об охотнике, который спас медвежонка от собак. Испуганный медвежонок, спасаясь от собак, залез на высокую скалу и не мог спуститься самостоятельно. Охотник снял его, сделал фотографии на память и отпустил.

С. Михалков. «Зяблик»

История о мальчике, мечтавшем иметь зяблика в клетке. Однако он не учёл, что птица требует заботы и ухода. После возвращения с дачи мальчик обнаружил полуживого зяблика, лежащего в своей клетке. Стихотворение учит ответственности по отношению к домашним питомцам. Мальчик из произведения понял, что пока не готов к такой ответственности, и выпустил на волю своего зяблика.

Детские стихи о природе для дошкольников знакомят детей с художественными описаниями с помощью литературных приёмов. Малыши учатся описывать свои ощущения, понимать стихотворные формы и вместе с тем привыкают к уважительному и бережному отношению к природе.

Дошкольникам можно просто читать стихи о природе, без какого-либо воспитательного компонента. Ребёнок сам начинает чувствовать волшебство леса, удивительный мир животных и птиц, красоту цветов. Если чтение произведений сопровождается небольшими походами или экскурсиями, малыш проникается уважительным отношением ко всему живому.

Сказки на экологическую тему для дошкольников

В. Бианки. «Анюткина утка»

Рассказ о девочке Анютке, дочке охотника. Она увидела в груде дичи живую утку, выходила её и отпустила на волю. Рассказ о детской доброте и отзывчивости.

К. Ушинский. «Весна»

Рассказ о приходе весны. Автор с любовью описывает её признаки и изменения, происходящие в природе. Чтение рассказа полезно сопровождать иллюстрациями. При этом обязательно нужно обращать внимание на красоту, которую передает автор своими описаниями. Дети учатся понимать метафоры и сравнения в литературных произведениях.

М. Пришвин. «Лесной доктор»

Рассказ о дятле, который добывает пропитание добычей личинок, вредящих деревьям. На этом примере дети начинают понимать, как мудро устроена экосистема леса. Все животные и птицы взаимосвязаны, без одних нет жизни другим.

В. Чаплина. «Крылатый будильник»

Рассказ о городских птицах зимой - воробьях и синицах. Мальчик вместе с отцом смастерил кормушку, чтобы птички могли найти пропитание в холодное время года. Отец объяснил сыну, как нужно заботиться о птицах и почему нельзя стрелять в них из рогатки. Мальчик когда-то так делал, но после разговора с отцом ему стало стыдно. Ребёнок начал с удовольствием заботиться о птицах.

С. Сахарнов. «Морские сказки»

Дети знакомятся с особенностями жизни морских обитателей.

М. Пришвин. «Золотой луг»

Рассказ о том, как за ночь луг стал золотым, - на нём распустились жёлтые одуванчики.

К. Паустовский. «Собрание чудес»

Рассказ о стремлении мальчишек попасть на Боровое озеро, вокруг которого ходили слухи и легенды. По пути ребята повстречали множество чудес. На прогулке мальчики прониклись красотой леса и его волшебных уголков. В детях чувствуется любовь к природе. Один в разговоре защищает лес, ведь деревья - это кислород и жизнь.

Произведения Н. Сладкова, Б. Житкова, Г. Скребицкого, К. Паустовского и других детских писателей описывают жизнь растительного и животного мира доступно для дошкольников. Эти произведения можно отнести к части экологического воспитания, ведь они посвящены гармонии, которая царит в природе.

Рассказы и сказки учат детей доброте, ответственности и отзывчивости.

Чтение произведений о природе должно сочетаться с практическими занятиями. Это могут быть как походы в лес, так и реальная помощь животным и птицам. На примере заботы о животных дети учатся учитывать интересы других, у них формируются сопереживание и отзывчивость. Это полезные качества для дальнейшей социализации. Дошкольники учатся видеть красоту в привычных природных явлениях, это развивает их эстетическое восприятие.

Экологическое воспитание в сочетании с чтением произведений о природе поможет будущим поколениям бережнее относиться к окружающей среде.

Справочно:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Поддержите проект - пожертвуйте 49р. через безопасный денежный перевод от «Яндекса»:

  • «Вконтакте»:

Экологические сказки предназначены для детей любого возраста, но часто их изучают уже в старшем школьном периоде. Они предназначены для более легкого игрового восприятия важных глобальных проблем окружающей среды. Экологическая сказка про ледник, который тает, про вымирающий вид животных или вырубаемые деревья помогает осознать проблемы не только на интеллектуальном уровне. Подобный вид изучения материала дает возможность прочувствовать проблему и присоединиться к ее изучению. Экологические сказки также прекрасно помогают учителю разобраться в уровне ориентирования учеников в проблемах местного и глобального уровня.

Экологические сказки для дошкольников

Дошкольников также крайне важно подключать к проблеме уже с ранних лет. Так крохи поймут, что мусор нужно выкидывать в мусорные баки, а не на тротуар. Цветы лучше сажать, а не рвать с клумб. Важно садить деревья и беречь природу.

Экологическая сказка про каплю

Жила была капля воды, которая дружила с другими каплями. Они постоянно прогуливались, но очень медленно. Никогда никуда не спешили. Но затем капли перелили в чайник и поставили на плиту. Их жизнь быстро изменилась, из-за тепла капли начали суетиться и метаться из стороны в сторону. Вскоре даже изменились их тела и они стали очень легкими, превращаясь в пар.
Капля почувствовала, что в новом состоянии она будто бы имеет крылышки. Они дали ей возможность оторваться от других подруг и взлететь. Капле было немного грустно прощаться с подругами. Но с другой стороны, было намного интереснее узнать новое и увидеть мир с высоты. Капля поднялась высоко к небесам. Там она нашла новый красивый дом, который назывался тучкой. Ей очень нравилось на небе. Иногда рядом пролетали самолеты, иногда ветер дул сильно и она летела быстро. Иногда долго висела над одним местом и успевала все рассмотреть. Поля, леса, моря, города, дороги. Все с высоты казалось маленьким и красивым. Как-то раз ветер принес каплю к множеству других капель и в тучке становилось очень тесно. Где-то рядом даже появились молния и гром.
Наконец-то тучка не выдержала и порвалась, капля почувствовала себя настолько тяжелой, что земное притяжение вновь обрело над ней власть. Она начала лететь вниз. Упала на землю и проникла глубоко под нее. А там встретило корень цветочка и насытило его, ведь он очень хотел пить.


Сценарий экологической сказки можно придумать самостоятельно. Для этого необходимо выбрать главные темы изучаемого предмета и разобраться, какая из них ребенку понравилась больше всего. Вместе можно придумать героя, проблему, поиски решения проблемы и завершение, в котором добро победит зло.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Татьяна Филатова
Экологические сказки для дошкольников

Экологическая

сказка

«Чудесная полянка»

Жили-были в сказочном лесу трое друзей : зайчонок Ушастик, бельчонок Рыжик, и лисенок Хитрец. Решили они устроить пикник на самой красивой полянке леса.

Рано утром друзья взяли все самое необходимое и пошли по лесу в поисках красивой солнечной полянки. Но как только друзья выходили на какое-нибудь солнечное местечко, так оно обязательно было завалено разным мусором.

Друзья были очень расстроены. Они решили выяснить, кто все это натворил. Рыжик прокричал : «Я догадываюсь, кто мог это сделать» . Ушастик сказал : «Нужно все проверить и убедиться в наших подозрениях» . Лисенок предложил : «Давайте разделимся, обследуем лес, найдем подозреваемых.»

В лесу кроме лесных зверей жили и сказочные герои : в глубине леса – Леший, на опушке – Баба – Яга, возле оврага – Кощей. Они были знатными хулиганами. Леший считал себя хозяином и творил, что вздумается. Баба-Яга всем грозила всех отравить или превратить в лягушек. А Кощей дружил только со своим драконом, любил все блестящее и драгоценное. Каждое лето все жители сказочного леса устраивали «Праздник сказок » , где делились успехами в добрых делах. Вот хулиганы решили навести порядок в своих и похвалиться чистотой у себя в жилищах, а весь мусор выбросили в лес.

Друзья пошли в разные стороны леса, а местом встречи обозначили центральную поляну. Час спустя Ушастик уже дошел до домика Лешего. Леший продолжал наводить в своем жилище порядок, а из окна вылетали разные бумажки, пакеты и старые тряпки. Ушастик крикнул в окно : «Разве можно разбрасывать мусор по

всему лесу?» В ответ услышал злобный ответ : «Я хозяин, где хочу там и бросаю. Главное дома чистота!» зайчонок огорченный пошел обратно.

В это время Рыжик по деревьям добрался до избушки Бабы-Яги. Та тоже готовилась к празднику : выбрасывала из избушки трухлявую вековую мебель, решила в городе приобрести новую, современную. Рыжик осторожно подобрался к избушке и сделал бабушке замечание : «Бабулечка, не могли бы вы сложить обломки в одну кучку, а не разбрасывать их по всему лесу?» Баба- Яга даже не ожидала такого от маленького зверька. Она схватила свою лопату и чуть было не поймала бельчонка. Рыжик еле успел убежать по высоким деревьям.

Хитрец путешествуя по лесу добрался до крутого оврага, где жил Кощей со своим драконом. У тех возле логова валялись различные осколки битого стекла. Лисенок даже не осмелился близко подойти к логову. Но теперь он знал, кто же разбросал по лесу бутылки и склянки.

Трое друзей встретились на центральной поляне. Они рассказали друг другу об увиденном. Лисенок предложил : «А давайте пригласим этих хулиганов с нами на пикник на этой самой засоренной полянке. Пусть они поймут, что натворили». Друзья согласились.

Они попросили сороку отнести хулиганам приглашения.

Пока те шли до центральной полянки, они постоянно наталкивались на кучи мусора. Леший поскользнулся на пакетах. Кощей стал перелезать через кучу поломанной мебели, и его чуть было не засыпало. Баба-Яга даже поранила ногу о разбитую бутылку, когда стала приземляться на метле. Они даже уже подумали, что никогда и не дойдут до центральной поляны. Наконец пришли, но не очень обрадовались этому. Рыжик, Ушастик и Хитрец ждали гостей, но скатерть не накрывали.

Леший очень разозлился : «Хозяин пришел! Почему стол не готов!» Кощей закричал : «Мы шли, устали, проголодались, а вы нас не встречаете как положено. Где угощение!» Хитрец ответил : «Где ж нам скатерть расстелить, если везде мусор, который, между прочим, вы набросали». А Рыжик добавил : «Ну мы, конечно, можем накрыть стол прямо на мусоре» … Ушастик сказал : «Подумаешь, посидим на стекляшках»

Тут то хулиганы поняли, что натворили, стали они у друзей прощение просить. Хитрец ответил : «вы попросили прощения – это очень хорошо, но нужно исправлять свои ошибки». Баба-Яга своей волшебной метлой быстро смела бумажки и пакеты в кучки, Леший со своими помощниками лесными собрали всю поломанную мебель. А кощей со своим драконом собрали все битые стекла по всему лесу и переправили х на стеклозавод на переработку.

После такой работы все вместе разожгли костер под ночным небом, пели и веселились до утра. А утром пригласили на чудесную чистую полянку всех лесных жителей на праздник сказок .

А в вашем лесу все полянки чистые? Кто следит за их красотой?

Экологическая

сказка

«Кваки –Защитник» .

Возле дома с розовой крышей располагалась большая клубничная грядка. Над ней летали красивые разноцветные бабочки, трудолюбивые пчелки. Иногда появлялись гусеницы и слизни, с которыми боролся лягушонок по имени Кваки. Ни-кто с ним не хоте дружить. Никто с ним не играл. Все его обижали и дразнили : «Ты противный и гадкий, весь в бородавках и слизи» . Даже хозяйка клубничной грядки постоянно его гоняла, думала, что он поедает ягоды. Кваки приходилось постоянно прятаться под листьями кустиков клубники и тихонько грустить.

Однажды после очередного боя со слизнями бабочки снова начали дразнить Кваки : «Кваки, Кваки –замараки. Слизней и гусениц поедает, а сам такой же скользкий и противный». Пчелки только добавили : «Лентяй. Ничего не делает, кроме того, что лежит под кустиками, отдыхает». Кваки не выдержал. И ушел с клубничной грядки в глубину огорода, в заросли крапивы. Бабочки и пчелы там не летали. А в глубине крапивы было тихо и влажно.

Слизни и гусеницы с соседних огородов, которые знали отважного Кваки, прознали об этом, и радостные приползли на грядку с ароматной клубникой. Они стали поедать ягоды. Много недоеденных ягод роняли на землю. Опавшие ягоды начинали портиться. На гнилостный запах начали слетаться мошки и комары. А хозяйка огорода не могла понять, почему это происходит. Кроме того жуки поели цветы клубники. Гу-сеницы целыми стаями грызли листья. Только теперь бабочки и пчелы поняли, кого обидели, что лягушонок защищал клубничную грядку.

Бабочки отыскали Кваки в зарослях крапивы в глубине огорода, вместе с пчелами попросили у него прощение. Ля-гушонок вернулся на клубничную грядку. После великой битвы слизняки, гусеницы и жуки оставили клубнику. Даже хозяйка клубничной грядки, когда заметила Кваки, не стала его прогонять. Теперь хозяйка знала, какой нужный для клубники стал лягушонок.

А вы поняли!

Экологическая

сказка

«Две березки»

Жили – были в городском парке две подружки, молодые березки. Одна росла возле аллеи, другая чуть в стороне, в глубине парка. Та, что стояла возле аллеи, всегда хвасталась : «Я у всех на виду! Мной все любуются! Обо мне все заботятся! Зимой вокруг меня даже снег расчищают! А ты, подруга вечно на отшибе, в сугробах вязнешь»! Другой березке, конечно, обидно было слушать от подруги такие слова, но она ничего не могла с этим поделать.

Каждое утро группа ребят наводили порядок в парке : собирали мусор, осенью сгребали листву. Но вот пришла зима, и ребята расчищали дорожки в парке. Они старались расчистить дорожки как можно шире. Даже те деревья, которые стояли вдоль аллеи были освобождены от снега. Березка, стоящая возле дорожки, была очень горда этим.

Зимние морозы крепчали. Однажды утром березка из глубины парка заметила, что её подруга стоит грустная, склонилась почти до земли. Тогда она спросила свою гордую подругу : «Что с тобой случилось, подружка? Почему ты не рада ясному морозному деньку?» Та ей ответила : «Я очень замерзла. Мои корни не чувствуют земли» - и склонилась еще ниже над расчищенной дорожкой. Молодой березке стало жаль свою подругу, она стала думать что же делать. А легкий серебристый и пушистый снег падал и падал. И тут березка, стоящая в глубине парка, заметила, что ветерок наметает из этого пушистого снега небольшие сугробы.

Она выпрямилась, подняла свои тонкие ветви и закричала деревьям в парке : «Милые друзья, поднимите свои могучие ветви, взмахните ими, чтобы поднялся ветер. Наш ветер задует снегом мою маленькую подружку».

В это самое время по парку шли ребята с лопатами. Ребята увидели склонившуюся березку и решили укрепить её ствол снегом. Они быстро забросали снегом слабую березку до середины ствола. Уже через день березка повеселела, выпрямилась и весело беседовала со своей подругой о будущей весне.

Когда ребята увидели спасенную березку, они поняли, что с ней произошло. А вы?

Описание работы : Экологические сказки предназначены для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Цель данных сказок - научить бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде - источнику всего живого, научить любить свой край (Прихоперье).

Надеюсь, будут полезны для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

Предыстория

В тихом заброшенном пруду жил с незапамятных времён Водяной. Он давно постарел и оброс тиной. А в последние годы всё чаще можно было

услышать его грустную песню:

«Я Водяной, я Водяной.

Никто не водится со мной.

В моём пруду - болото,

Пришёл бы ну хоть кто-то

Вокруг меня жестянки,

Бумага, банки, склянки..

Давно я без лягушек -

Покинули подружки.

Эх, жизнь моя…»

Услышали печальную песню дети:

Как это? Почему в пруду склянки? А куда исчезли лягушки?

Водяной, прежде не показывающийся на глаза людям, на этот раз не стал скрываться в глубине пруда. Он рассказал, каким прекрасным местом был его родной пруд совсем ещё недавно. От воспоминаний совсем расстроился Водяной и горько заплакал:

Придётся перебираться в соседнее озеро, на чужбину, а моё, родное, оставить.

Жалко стало детям несчастного Водяного.

Без чистой воды он погибнет, - решили ребята. - Нужно вернуть этому месту былую чистоту и красоту.

А людям дети захотели рассказать, что будет с планетой, если не станет ВОДЫ.

История одной Капли (грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из этой струйки, с опаской посмотрела вниз. В какую-то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и дерзкого Родника. Со своими сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась среди шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька смотреть в чистое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.

Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным, превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и песчаные насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.

Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных лесов и высоких гор.

И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси, лебеди-шипуны, серые цапли. Наведывались с восходом солнца на водопой косуля и олень, гроза здешних лесов - кабан со своим выводком - был не против отведать самой чистой и вкусной студёной воды.

Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её прохладой в летний зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши и взрослые устроили на Реке каток и теперь скользили по сверкающему зеркалу льда на санках и коньках. И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из-под толщи льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое повидала. Узнала она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек, который так любил бывать на берегу, наслаждаться Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а расходует её совсем не по-хозяйски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное будущее.

«А ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ БУДУЩЕЕ? - с ужасом подумала Капля. - Ведь я отправляюсь, кажется, в НИКУДА»

Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

Заблудилась однажды Тучка. Попала она в пустыню.

Как тут красиво! - подумала Тучка, глядя вокруг. - Всё такое жёлтенькое…

Налетел ветер, выровнял песчаные холмы.

Как тут красиво! - вновь подумала Тучка. - Всё такое ровненькое…

Сильнее стало припекать солнце.

Как тут красиво! - в очередной раз подумала Тучка. - Всё такое тёплое…

Так прошёл целый день. За ним второй, третий… Тучка всё ещё восторгалась увиденным в пустыне.

Неделя прошла. Месяц. В пустыне было и тепло, и светло. Солнышко облюбовало это место на земле. Ветер часто наведывался сюда.

Не было здесь только одного - голубых озёр, зелёных лугов, пения птиц, всплеска рыб в реке.

Заплакала Тучка. Нет, не видать пустыне ни пышных лугов, ни густых дубрав, не вдыхать её обитателям аромат цветов, не слышать ей звонкую трель соловья.

Нет здесь самого главного - ВОДЫ, а, значит, нет и ЖИЗНИ.

Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

Над лужайкой кружила встревоженная Пчёлка.

Как ж-ж-же быть? Дож-ж-ждя нет уж-ж-же много дней.

Она оглядела лужайку. Понуро опустили свои головки колокольчики. Ромашки сложили белоснежные лепестки. С надеждой глядели в небо поникшие травы. Невесело переговаривались между собой берёзки и рябинки. Их листочки постепенно из нежно-зелёных превращались в грязно-серые, желтели на глазах. Тяжело стало Жучкам, Стрекозам, Пчёлкам и Бабочкам. Изнывали от жары в своих тёплых шубах, прячась в норы, и не обращая друг на друга внимания, Заяц, Лиса и Волк. А Дедушка Медведь забрался в тенистый малинник, чтобы хоть там спастись от палящего солнца.

Надоела жара. А Дождя всё не было.

Дедушка Медведь, - прожужжала Пчёлка, - подскаж-ж-жи, как быть. Нет спасения от ж-ж-жары. Дож-ж-ждик, наверное, забыл про нашу луж-ж-жайку.

А ты найди вольный Ветер- ветерок, - ответил старый мудрый Медведь, - он гуляет по всему миру, знает обо всём, что делается на свете. Он поможет.

Полетела Пчёлка на поиски Ветерка.

А тот озорничал в это время в дальних странах. Еле-еле нашла его Пчёлка, рассказала о беде. Поспешили они на забытую Дождиком лужайку, а по пути прихватили с собой лёгкое Облачко, отдыхающее на небосводе. Не сразу поняло Облачко, почему потревожили его Пчёлка и Ветерок. А когда увидело засыхающие леса, поля, луга, несчастных животных, заволновалось:

Помогу лужайке и её обитателям!

Нахмурилось Облачко и превратилось…в дождевую Тучку. Тучка начала раздуваться, застилая собой всё небо.

Дулась - дулась, пока не разразилась тёплым летним Дождём.

Дождик лихо отплясывал по ожившей лужайке. Он шёл по Земле, и всё вокруг

питалось ВОДОЙ, сверкало, радовалось, пело ГИМН ДОЖДЮ И ДРУЖБЕ.

А Пчёлка, довольная и счастливая, в это время сидела под широким листом Одуванчика и думала о ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЕ ВОДЫ и о том, что часто мы не ценим этот удивительный дар природы.

История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.

Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.

Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:

Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!

Но никто не отозвался.

Ах, так! - воскликнул Лягушонок. - Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!

И он скорчил забавную гримасу.

Мама - Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.

Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.

Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!

Какой ты у меня маленький, - вновь засмеялась Мама. - Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?

Угу, - кивнул зелёной головкой Лягушонок.

А про себя подумал:

Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!!!

Разве озеро - свалка? (современная сказка о Рыбаке и Рыбке)

Жил Старик со своею Старухой у самого синего озера.

Жили уже тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, а Старуха пряла свою пряжу.

Раз пошёл Старик к озеру.

Закинул он невод в воду - пришёл невод с тиной тёмною.

Он в другой раз закинул свой невод - пришёл невод с мусором,

и было его тут видимо-невидимо.

В третий раз закинул он невод - показалась

из воды старая автомобильная шина.

Удивился Старик, испугался:

«Тридцать лет я рыбачил и три года,

а такого ни разу не лавливал.

Раньше-то всё рыбка попадалась».

Хотел уж было Старик

воротиться к своей Старухе,

да услышал за спиной всплеск слабый.

Вновь закинул Старик в воду невод.

Пришёл невод с одной Рыбкою.

С непростою Рыбкою - еле живою.

«Спаси, старче, озеро наше,

сохрани живым для потомков».

Задумался Старик:

«Жил я у озера тридцать лет и три года

и не ведал,

что творится у самого моего порога.

Уничтожали озеро постепенно,

сваливая мусор у берегов,

забрасывая его в прозрачную воду

и не думая о том,

что губят озеро и его обитателей».

Отбросил Старик невод,

собрал вдоль берегов банки, бутылки,

бумагу и целлофановые пакеты,

выкатил из воды автомобильные шины.

Стал он кликать Рыбку.

Приплыла к нему Рыбка,

но ничего не сказала,

лишь хвостом по воде плеснула

и ушла в глубокое озеро.

И с тех пор приходит Старик к озеру,

но не рыбачить,

а охранять покой Рыбки,

ведь очень сильно обидели её люди,

ПРЕВРАТИВ ОЗЕРО В СВАЛКУ.

Святой источник на Хопре (правдивая история об одном родничке)

История этого родника началась очень давно. Ещё в 1827 году.

На пологом берегу Хопра много деревьев наросло, кустарников. И вот одна девчушка набрела как-то раз на кустик, а на нём висела странная дощечка с рисунком. Девочка рассказала о находке местному священнику. Когда люди пришли на берег за дощечкой, её не было на месте. Пропала! Только после молитвы вновь оказалась странная дощечка на месте. И это была не просто дощечка, это была икона Божьей Матери. Иконку назвали Явленной, потому как явилась она людям на радость.

Так гласит легенда.

Но есть у легенды продолжение с тех времён и по сию пору.

На месте находки появился из земли родничок. Он был маленький, но живой. Нашёл он маленькую ямку и наполнил её водой чистой, прозрачной, студёной. Жил родник, радовал путников и паломников, которые часто стали приходить к этому святому месту.

Но не долгим оказалось безоблачное существование родника.

Пришли злые люди, которые завидовали, что есть на земле Хоперской такое чудесное место, засыпали родник землёй, чтобы не посмел на свет показаться. Но пробился упрямый родничок сквозь преграду, показался на радость людям из земли.

Тогда злые люди пришли снова к роднику и заковали его в бетон. Только напрасно. Родничок так любил жизнь, что никакой бетон не удержал его. Просочился через бетон и забил радостным фонтанчиком. Не посмели больше злые люди обижать родник. Ведь оказался он сильнее зла и зависти.

Место у родника стали называть Святым источником - ИСТОЧНИКОМ ВЕРЫ, ЛЮБВИ И ТОРЖЕСТВА ЖИЗНИ.

И сейчас приходят к Святому источнику и стар, и млад, просят Явленную о защите, пьют чистую родниковую воду и верят, что вода эта прибавит им силы и здоровья.

Заключение

Когда детские сказки услышал старый Водяной, он тихо сказал:«Надеюсь, что нынешнее поколение будет мудрее своих предков и сохранит на Земле воду , а значит, сохранит и жизнь! »



Loading...Loading...