Деревья и кустарники старшая группа. Занятие в старшей группе «Деревья-наши друзья

ГБОУ Школа 967 Воспитатель Судас Е.А.

Программное содержание. Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнять и закреплять знания о кустарниках и деревьях.

Материалы. Проектор. Изображение деревьев и кустарников. Плоды и листья кустарников и деревьев. Игрушка – Лесовичок.

Ход занятия.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам пришел! Это же Лесовичок.

Лесовичок. По лесу я хожу.
За порядком слежу.
Деревьям помогаю.
Ягодами угощаю.

Ребята, отгадайте, куда я вас приглашаю в гости.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

Дети. Лес.

Лесовичок. В путь! (Под музыку дети маршируют) . Вот мы и пришли. Кто же нас встречает?

Летом всех зверей накормит:
Белок, мишек и ежей.
Даст по шишке и позволит
Теплый дом построить в ней. (Елка)

Верно, молодцы! Попробуем еще..
Вот так дерево! Иголки
подлиннее, чем у ёлки!
Но на ёлочку похоже –

зелено всё время тоже.
Шишки круглые торчат –
вот забава для ребят! (Сосна)

А есть еще одно очень интересное дерево.

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.

(Лиственница)

Лиственница летом вся в иголках. А зимой уже без них. Как называется лес, в котором растут эти деревья? (Хвойные) . Почему (У них вместо листьев хвоя) . А одну как назвать? (Хвоинка) .

Воспитатель. А ребята и о других деревьях много знают и умеют отгадывать о них загадки, вот, например:

На лесной опушке
Стоят подружки.
Платьица белёны,
Шапочки зелёны.

(Березы)

Воспитатель. Чем весной береза нас угощает? Есть примета: если из березы весной течет много сока, то лето будет дождливое. А в медицине применяют почки березы. Послушайте следующую загадку.

Во дворе оно растёт...
Добывают пчёлы мёд
из цветочков золотых,
что в ветвях цветут густых.

От простуды и от гриппа
лечит лучший доктор...

(Липа) .

Какого цвета у липы ствол? (Черный) . Перед дождем листочки липы прикрывают цветочки. А чем полезна липа? (Цветы лечебные, их заваривают от простуды. Пчелы нам дарят липовый мед) .

Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.

(Рябина)

Чем полезна рябина? (Ягоды – корм для птиц, из них варят варенье) . Варенье какое? (Рябиновое) . Есть примета: если много рябины, то зима будет холодной.

Следующая загадка.

Распустила дева косы
Возле речки у откоса.
И подружкам всем на диво
Моет в речке кудри

(Ива)

Ивы любят влажную землю. Деревья эти высокие, раскидистые, веточки длинные, спускаются вниз, даже ствола не видно. Ива зацветает первой и листья сбрасывает первой. Иву никто не пугает. А оно все равно дрожит.

Лесовичое. Можно я загадаю загадку?

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.

(Клён)

Какой формы листья у клена?

Из чудесного яичка
Вылупляется не птичка -
Не скворец, не голубок,
А малюсенький дубок!

Воспитатель. С какого дерева эти детки? (С дуба) .

Пушистые комочки
Расселись на пруточке.
Весною зацветает,
И Пасху зазывает.

(Верба)

Кто из вас видел, как цветет верба?

(Ответы детей)

Лесовичок. Ребята. Я хочу с вами поиграть. Я раздам вам листочки, а вы найдите с какого они дерева.

Проводится игра «С какой ветки детки» .

Проводится физкультминутка.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что у меня в корзинке. (Орехи) . А где они растут. (На орешнике) .

В лесу на поляне
Стоит кудрявый Ваня
В зеленом кафтане.
Богач невелик,

А орешками наделит.

(Орешник)

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим лист орешника. Расскажите о нем.

Скажите, пожалуйста. Орешник это дерево или кустарник. (Кустарник) .

Какие еще вы знаете кустарники? (Ответы детей) .

Воспитатель. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте о каком кустарнике каждая загадка.

Где-то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки
Развешены на ветке.

(Шиповник)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Куст с шипами,
Ягодки с хвостами
В зеленой одежке
С полосатой стежкой.

От ягодок - хруст,
Что за куст? (Крыжовник)

Что за кустарник ароматный?
Ягод вкус его приятный -
Висят, как черный виноград,
И каждый пробовать их рад!

Давно у вас в саду растет,
Свой дом не бросит, не уйдет,
Теперь его там родина.
Как куст зовут?... (Смородина)

Воспитатель. Живя на даче или в деревне, летом вы ходите в лес. Если в лесу на деревьях хвоя. То это какой лес? (Хвойный) . Если на деревьях растут только листья? (Лиственный) . Что общего в строении и у деревьев и у кустарников? (Корень) . А различия. (У дерева один ствол, а у кустарника несколько, кустарники ниже деревьев) .

Лесовичок. А знаете ли вы, как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор) . Одни березы? (Березовая роща) . Одни дубы? (Дубрава) .

Воспитатель. В березовой роще много… (берез) . В дубраве… (Дубов) . В сосновом бору… (сосен) . На липовой аллее растет много… (лип) .

Лесовичок. Много вы знаете, но нам пора прощаться. Но я хочу вам рассказать стихотворение.

Лес – наш друг!
И не сразу, и не вдруг,
Мы узнали: ЛЕС – наш друг.
Нет без ЛЕСА кислорода,

Сникнет сразу вся природа,
Без него дышать не сможем
И никто нам не поможет.
Сдуют ветры урожай

И тогда – прости, прощай!
Обмелеют наши реки,
Высохнут они навеки,
Заболеют все зверушки

Вплоть до маленькой норушки.
Нет без ЛЕСА нам лекарств,
На столах не будет яств.
Пропадёт тогда планета,

Горько мне писать всё это.
А поэтому, друзья,
Призываю всех вас я:
Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,
Цените каждую травинку
И на листике дождинку.
Сбережём ЛЕС от огня

Для тебя и для меня.
Красота живая – ЛЕС,
Пусть растет он до небес!

(Н. Филимоненко)

Лесовичок прощается с детьми и уходит. Дети возвращаются в группу.

Наталья Вольская
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи на тему «Деревья и кустарники»

Конспект НОД

«Ознакомление с окружающим и развитие речи »

на тему : «Деревья и кустарники »

подготовительная группа

Цель : закреплять знания о деревьях и кустарниках .

Задачи :

- образовательные задачи : уточнить и систематизировать

знания детей о разных видах деревьев и кустарников ;

формировать умение образовывать прилагательные от

существительных.

- обучающие задачи : дифференцировать понятия : «дерево » «кустарник » .

Коррекционно-развивающие задачи : закреплять умение

образовывать и употреблять относительные прилагательные

(от названий деревьев : клён – кленовый, дуб – дубовый, берёза –

берёзовый и т. д.); способствовать обогащению словаря по теме;

устанавливать причинно - следственные связи, рассуждать,

делать вывод (сравнивать деревья и кусты , деревья между собой );

развивать понятие обобщения ; развивать наблюдательность .

- воспитательные задачи : воспитывать речевую самостоятельность в высказываниях; воспитывать бережное отношение к природе.

4. Материал, оборудование :

демонстрационный и раздаточный материал с изображением деревьев и кустарников , игра-лабиринт : «Чей лист?»

5. Пропедевтическая работа :

Наблюдения за разными видами деревьев и кустарников на улице ,

за их изменением в природе;

Рассматривание деревьев в парке – узнавание их;

- беседа : «Деревья нашего двора » .

Чтение рассказов, стихов о деревьях :

Л. Н. Толстой «Дуб и орешник» ,

А. Богдарин «Ель» ,

П. Воронько «Липка» ,

Ф. Петров «Калинонька» ,

Ю. Ефремов «Сосна» ,

З. Александрова «Белая черёмуха» ,

С. Коган «Клён» ,

Л. Соловьёва «Рябина» ,

А. Прокофьев «Берёза» ,

Разучивание загадок, считалок о деревьях ;

Рассматривание иллюстраций;

Проведение словесно-дидактических игр : «Раз, два, три к названному дереву беги » , «Чей лист?» , «Четвёртый лишний» ,

«Узнай по описанию» , «Назови ласково» ;

Упражнения на развитие речевого дыхания : «Дует ветер в лесу» ;

Упражнение на развитие слухового внимания : «Что шуршит?»

Словарная работа : корень, кора, крона, почки.

Ход занятия:

Вводная часть.

Звучит музыка : шум леса, пение птиц.

Воспитатель : Царство растений земли делится на три государства. Я вам загадаю загадки, а отгадки будут названиями этих государств.

1 Много рук, а нога одна.

Воспитатель : Правильно, первое государство – Деревья

2 Я на дерево похож , да не дерево : у него один ствол, да большой, а у меня

много, да маленьких.

Воспитатель : Правильно, второе государство – Кустарники , а третье государство – это Растения.

Основная часть.

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о двух государствах : Деревьев и Кустарников .

Внимательно рассмотрите картины на доске и назовите различия в строении

деревьев и кустарников .

Воспитатель : Что общего в строении есть у деревьев и у кустарников ?

Воспитатель : Какие деревья вы знаете ? Назовите их.

Воспитатель : Какое дерево по величине ?

Воспитатель : Где чаще всего растут деревья ?

Воспитатель : Из каких частей состоит?

Воспитатель : Как изменяется в разные времена года?

Воспитатель : Какую пользу дерево может принести людям?

Воспитатель : Почему люди сажают деревья в городе ?

Воспитатель : Назовите кустарники , которые вы

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Качает деревцо .

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше , выше.

Воспитатель : Ребята! Перед вами на столе лежат картинки. Рассмотрите их.

Дидактическая игра «Узнай, куст или

дерево

Воспитатель : Что это, дерево или куст ?

Воспитатель : Как ты догадался?

Воспитатель : Как называется дерево (куст ?

Дидактическая игра «Чей лист?»

Заключительная часть

Обобщающая деятельность детей.

Публикации по теме:

ЦЕЛЬ: познакомить детей с насекомыми ЗАДАЧИ: Развивать зрительную память, внимание. Воспитывать чувство заботы о живой природе. Обучать.

Дата: 05.05.2014 (вторник) Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Утро НОД I прогулка Проблемная.

Тема недели: «Осень» (деревья и кустарники) (с 21.09 по 25.09) Итоговое мероприятие___ Четверг.

Календарное планирование в средней группе «Осень. Деревья и кустарники» Тема недели: «Осень» (деревья и кустарники) (с 21.09 по 25.09) Итоговое мероприятие___ Понедельник.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие по лесу. Деревья и кустарники» для подготовительной группы Цели: Развитие речи: Продолжать учить детей - работать над тексом, понимать содержание, отвечать на вопросы; - учить составлять небольшие.

Конспект НОД «Деревья и кустарники» в соответствии с ФГОС ДО КОНСТРУКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с детьми пятого года жизни Тема: «Кустарники и деревья» Разработала:.

НОД «Деревья и кустарники»

Цель: Расширять представления о деревьях и кустарниках.
Задачи:
Развивать познавательную активность через ознакомление с особенностями строения и внешнего вида сосны.
Закреплять знания о понятиях «дерево» и «кустарник».
Закреплять знания о названии и внешнем виде березы, рябины, ели.
Продолжать знакомить с особенностями строения и внешнего вида сосны.
Продолжать формировать коммуникативные способности (умение детей работать в группах)
Развивать прогностические умения детей (умение предвидеть результат при проведении опытов).
Воспитывать умение видеть красоту в обычной жизни, восхищаться красотой родной природы.

Оборудование : слайдовая презентация, репродукции картин, дневники для фиксации результатов опытов, ветка сосны, дидактическая игра «Разрезные картинки», емкость с водой, ветка тополя.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, чтение стихов, проведение бесед и дидактических игр.

План проведения.

В ходе проведения занятия используется слайдовая презентация.
В группе раздается голос: (1 слайд)
- Ой, где это я? Кто вы?
Воспитатель: Здравствуйте. Мы ребята из детского сада. А вы кто?
Книга: Я большая лесная книга. Я пришла к вам в гости и хочу с вами поиграть. Я принесла вам корзину сюрпризов. Вот мой первый сюрприз: разрезные картинки.(2 слайд)
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Книга: Молодцы ребята! А вы можете назвать, что изображено на картинках?(3 слайд)
Ответы детей.(деревья и кустарники)
Книга: Молодцы! Давайте еще поиграем. Ответе на вопросы викторины.(4 слайд)
Воспитатель: Ребята, а перед тем как мы начнем викторину сделаем разминку.
Дети выполняют упражнения.
Викторина:
1. От кого дерева лист.
2. Узнать дерево по плоду.
3. Что лишние нарисовал художник.
4. Что перепутал художник.
5. Что необходимо для роста растений?
Книга: Ребята, вы такие молодцы! Вы хорошо ответили на вопросы моей викторины. Посмотрите в корзину, вас там ожидает ещё один сюрприз.(20 слайд)
Воспитатель показывает детям ветку сосны.
Дети называют от кого она дерева.
Книга : Татьяна Ивановна, расскажите нам с ребятами поподробнее об этом дереве.
Воспитатель: Хорошо я вам все подробно расскажу. Первая название дерева означает скала, гора, то есть растущее на скалах, другая -смолистое дерево. Сосны - вечнозелёные, богатые смолой деревья, обыкновенно очень крупные. Сосна обыкновенная Это большое дерево до 40 м высоты с кроной - в начале она похожа на пирамидку, в старости же на зонтик. Иглы хвои сидят по 2 вместе, снизу тёмно-зелёного, сверху голубовато-зелёного цвета, большей частью 4-5 см длины. Кора красно-бурая. Шишки (молодые) конической формы, щиток их чешуй ромбической формы. Семена с длинным крылом. Сосна чрезвычайно распространена по всему северу России и большей части Сибири и образует как чистые леса, так и леса в смеси с елью и другими породами. А так же сосновые почки используют при лечении.
Сосновые почки
Утка крякнула с порога:
- Простудилась я немного.
Я минуту каждую
Кашляю и кашляю…
Дятел книгу полистал,
Дятел книгу почитал,
Подчеркнул две строчки:
"Сосновые почки".
Не лекарство – просто чудо,
Вмиг пройдет твоя простуда.
Книга: Ребята, правда это очень красивое и полезное дерево, а художники и поэты воспевали это дерево.(23 слайд)
Воспитатель: Да это дерево часто вдохновляло художников и поэтов для создания произведений искусств. Например: Иван Шишкин очень часто на своих полотнах изображал сосну и сосновый бор. Одна из его картин «На севере диком» показывает все красоту этого дерева зимой, а на создание этой картины его вдохновило стихотворение Михаила Лермонтова «На севере диком».

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой -
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растет.

В картинах Ивана Шишкина мы можем увидеть не только одиноко стоящие дерево сосны, но целые сосновые рощи так на его картинах «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Сосновый бор» мы видим величавый и густой лес.(26-28 слайды)
Лес
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский
А так же зимний лес в его картинах очень красив!
Художник Андрей Мартынов на своей картине «Байкал» изобразил величие нашего родного края. (29 слайд)
Книга: Спасибо это очень интересно. Я приготовила вам очередной сюрприз это репродукции картин, вы можете внимательно их рассмотреть в свободное время. (30 слайд)
Книга : Зимой могут быть зелеными не только ветка сосны, но и любая веточка для этого нам нужна теплая комната и вода. Давайте поставим опыт возьмем веточку, а вы, Надежда Сергеевна приготовьте воду. Если вы поставите веточку в воду, то к празднику мам у вас на ветки распустятся листья.(31-32 слайд)
Воспитатель: Уважаемая книга, мы сейчас проведем опыт, а для того чтобы проследить как нашей ветки будут распускаться почки на нашей ветки мы будем вести дневник наблюдений.
Дети заполняют дневник наблюдений.

Книга: Ребята, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
1. На что похожа сосна, когда еще маленькая?
2. На что похожа сосна, когда вырастает большая?
3. Сбрасывает ли осенью сосна свои листья?

Книга: Ну, вот и пришла пора прощаться и поэтому хочу вам подарить раскраски для того, чтобы вы лучше запомнили, о чем мы с вами сегодня говорили, а ещё я посвящаю в свои друзья и дарю вам медали. До свидания.
Итог.

Презентация на тему: Деревья и кустарники

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ".

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: шиповник, смородина, малина, барбарис, боярышник, шипы, комочки, гроздья, ягоды, осина, рябина, липа, яблоня, ель, сосна, береза, почки, ветки, ствол, листья, плоды, семена, сережки, крона, верхушка, кора, корни, шишки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: белоствольная, стройная, высокая, низкое, изящная, красивая, большое, резные, березовые, еловые, шуршащие, шершавая, ветвистое, вечнозеленое, развесистая, маленькие, зеленый, желтый, красный, колючий, гладкий, круглый, продолговатый, сладкие, кислые, зрелые, горькие, твердые, мягкие, сочные, полезные, лекарственные.

ГЛАГОЛЫ: колется, растут, стоят, колышутся, опадают, зреют, качается, сорвать, собирать, цветет, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?

ОТЛИЧАТЬ ДЕРЕВО ОТ КУСТА ПО ПРИЗНАКАМ:
Взрослое дерево выше куста.
У дерева один ствол.

РАССКАЗ ПРО БЕРЁЗУ.
Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза - это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы.Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке.
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?

ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.

ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.

ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА.
У дома росла ель. На ели были шишки. Лена собирала шишки в мешок. Лена дала шишки маме. Мама сделала из шишек игрушки.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ.
Где росла ель?
Что сделала мама из шишек?
Какие бы вы игрушки смогли сделать из шишек?

ПЕРЕСКАЗ

ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок. (Лиственница)

Весной зеленела, летом загорела,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)

Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)

Летом - снег! Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)


Цель: активизировать словарь по теме
Задачи: 1. Закрепление представлений о деревьях
2. Учить составлять короткие рассказы.
3. Учить согласовывать существительные с числительными.
4. образовывать существительные с уменьшительно –ласкательными суффиксами
Оборудование: картинки с изображением деревьев, листьев разных деревьев, контурное изображение деревьев, карандаши простые, рисунки.
Ход занятия.
Орг. момент. Задание 1.
Отгадай загадки
В белом сарафане
Стояла на поляне.

Скачать конспект

Летели птицы,
Сели на косицы.
(Береза)
Ничего сама не шьет,
А в иголках - круглый год.
(Елка)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
(Дуб)
Введение в тему.
Вспомнить какие деревья и кустарники мы изучали на прошлом занятии.
Артикуляционные упражнения «Как язычок гулял в лесу»
— «варенье»
— «лошадка»
— «индюшонок»
— «грибок»
— «трубочка»
Задание 2. Игры «Сосчитай до пяти»
Одно дерево - два дерева…
Один клен-…
Одна рябина -…
Один дуб -…
Один - много
Дерево - много деревьев.
Осина -…
Желудь -…
Назови ласково
Куст - кустик.
Дерево - …
Трава-…
Ветка -…
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
Ветер дунул — полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (импровизация движений)
Задание 3. Закончи предложение
В нашем дворе растет стройная…
Под дубом мы нашли много…
Листья желтеют и опадают…

Какое слово самое длинное?
Дуб, береза, клен, ветка.
Сук, ель, липа, рябина.
Лист, веточка, куст, желудь.
Исправь ошибку
Тополиная пух.
Желтое листья.
Стройные береза.

Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Потому и потолстел.
Задание 4. «Соберем гербарий» образование относительных прилагательных.
Сорву с дуба какой лист?…….(дубовый)
Сорву с клена ………(кленовый)
Сорву с березы……(березовый) и т. д.
Задание 5. Работа в тетрадях
Задание 6. «Что около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около.
Дуб около елки.
Липа около березы и т. д.
Что не так?
Желуди растут на липе.
После осени наступает лето.
Береза - это хвойное дерево.
Задание 7. Закончи предложение.
Дуб большой, а рябина……
Сосна высокая, а куст…..
Пчела летает, а гусеница…….
Дорога широкая, а тропинка…..
Волк злой, а зайчонок….
Какое слово отличается от других?
Ветка, конфетка, ветка, ветка.
Зуб, дуб, дуб, дуб.
Куст, куст, хруст, куст.
Подбери признак/действие
Береза (какая?) -…
Дуб (какой?) -…
Листья -(что делают?) - ..
Задание 8 . Что можно увидеть в лесу?
Работа по картинкам (составить рассказ)
Итог занятия.



Loading...Loading...