Крылатые ракеты россии и сша. «Уран», флотский и авиационный

США снова готовятся к борьбе между гигантами. В январе Пентагон обнародовал новую Стратегию национальной обороны, первую за 10 лет, в которой назвал Россию и Китай главными вызовами безопасности США. Министр обороны страны Джеймс Мэттис повторил эту мысль в предисловии к Обзору по конфигурации ядерных сил, где утверждается, что Штаты больше не могут позволить себе сокращение ядерных вооружений на фоне неуклонного роста ядерных арсеналов Китая и России. В Пекине и Москве, похоже, не собираются отступать. Все это предвещает новую эру глобальной конкуренции, сравнимую с периодом Холодной войны. Об этом говорится в материале частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor, который есть в распоряжении "Апострофа".

Новый фокус внимания

Тем не менее до последнего времени истинным фокусом стратегии США в области безопасности была борьба с терроризмом. Львиную долю военных ресурсов забирали продолжающиеся конфликты на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Тем временем Китай и Россия воспользовались отвлечением внимания Штатов и добились больших успехов в создании арсеналов и оттачивании своих военных возможностей. В нескольких областях, таких как противокорабельные ракеты, реактивная артиллерия и наземная противовоздушная оборона, эти две страны, возможно, даже превзошли США.

В свете этих тенденций у Вашингтона есть все основания беспокоиться о противостоянии сверхдержав. Но попытка сохранить первенство только приблизит эту гонку. Пока Штаты стремятся укрепить свои оборонные возможности, Китай и Россия удваивают свои усилия в этом направлении. Обе страны — ревизионистские державы, которые хотят изменить нынешний геополитический баланс (будь то в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях или в бывшем Советском Союзе), не откажутся от своих геополитических амбиций только потому, что США пытаются помешать им.


Повышение ставок

По мере усиления противостояния между Россией, Китаем и США, развитие военных технологий приведет к дестабилизирующей гонке вооружений. Все более функциональные системы противоракетной обороны будут играть центральную роль в этой борьбе. Чтобы оценить действие противоракетной обороны, необходимо рассмотреть перечень баллистических ракет, находящихся в распоряжении США, России и Китая.

Эти страны опасаются, что улучшение технологий ПРО сделает их арсеналы неэффективными. Обезоруживающий ядерный удар одной супердержавы еще больше снизит количество пригодных ракет, а оставшееся оружие может оказаться недостаточно мощным, чтобы преодолеть противоракетную оборону страны-агрессора при ответном ударе. Следовательно, хотя раннее лидерство США в технологиях противоракетной обороны побудит Россию и Китай продолжать работать над собственной защитой, оно также подтолкнет их к наращиванию наступательных вооружений.

Ядерное оружие станет еще одним предметом противостояния. Согласно американскому Обзору по конфигурации ядерных сил, США готовятся изменить свою позицию по поводу использования ядерного оружия и ввести новые единицы, в том числе боевую часть малой мощности для баллистических ракет, запускаемых с подводной лодки. Ядерное оружие малой мощности не является новой разработкой США, но его установка на ракетную подводную лодку — является таковым. Этот шаг вызван растущей обеспокоенностью по поводу того, что потенциальный враг (будь то такая сверхдержава, как Россия, или государство-изгой, как Северная Корея) прибегнет к стратегии "эскалации ради деэскалации". Согласно этой стратегии, уступающая в военной мощи страна будет использовать ядерное оружие малой мощности или тактическое ядерное оружие, чтобы препятствовать наступлению со стороны США с расчетом, что Вашингтон не воспользуется своим стратегическим ядерным арсеналом из страха начать разрушительную войну.

Размещение ядерного оружия малой мощности на подводных лодках предоставит США большую скорость и гибкость в их использовании. Однако решение не лишено рисков. Во-первых, один удар ядерной боеголовкой малой мощности вполне может перерасти в полномасштабную войну с использование стратегического оружия. Во-вторых, поскольку на подводном флоте США установлена значительная часть американского арсенала стратегических ядерных вооружений, добавление ядерного оружия малой мощности может создать проблему реагирования для государств-противников в случае запуска боеголовки. Противник зафиксирует приближающуюся баллистическую ракету, выпущенную с подводной лодки, но не будет иметь возможности понять, несет ли она боеголовку малой мощности или это первый залп массированного удара с использованием стратегического ядерного вооружения.

Появление боеголовок с суперзапалом также увеличивает риски. Технология суперзапала значительно повышает эффективность оружия против хорошо защищенных целей, таких как ядерные бункеры, путем оптимизации способности боеголовки нацелиться и cдетонировать в самой высокой позиции.

Хотя он в настоящее время используется только на стратегических ядерных боеголовках W76, супер-запал мог бы, вероятно, сработать и для ядерного оружия малой мощности. И поскольку ядерное оружие малой мощности не подпадает под действие тех же ограничений договоров о сокращении вооружений, как стратегические ядерные вооружения, повышение их точности с помощью технологии супер-запала может нарушить нынешний ядерный баланс. Чем больше стран приобретает ядерное оружие малой мощности, тем больше вероятность, что оно будет использовано.

Еще одним осложняющим фактором являются гиперзвуковые ракеты. Высокая скорость ракет — как минимум в пять раз больше скорости звука — облегчает их быстрое использование и повышает боеспособность, затрудняя их перехват.

Кроме того, некоторое гиперзвуковое оружие оснащено планирующим летательным аппаратом, что увеличивает его дальность действия, позволяя делать пуски за пределами досягаемости противника. Эти обстоятельства служат большим стимулом для принятия гиперзвуковых ракет на вооружение. По мере того, как все больше стран используют гиперзвуковые ракеты, наступательные способности оружия могут оказаться дестабилизирующим фактором. Государства могут сначала нанести удар (возможно, ядерным оружием), чтобы вывести из игры гиперзвуковые ракеты противника, прежде чем у противника будет возможность их использовать.


Потеря контроля

По мере того, как технологии производства оружия развиваются быстрым темпом, так же быстро устаревают договоры о контроле над вооружениями. США вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны в 2002 году, а в рамках Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности проявляется напряжение, которое должно усилиться с укреплением Вашингтоном своей системы обороны.

Обеспокоенные вложениями США в противоракетную оборону и технологию суперзапала, Россия и Китай аналогично попытаются расширить свои наступательные возможности.

В итоге гонка вооружений, вероятно, забьет последний гвоздь в гроб Договора об РСМД и, возможно, поставит под угрозу Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3).

Тем временем Пекин будет стремиться сохранить свои конкурентные преимущества в развитии гиперзвуковых вооружений, чтобы опередить Вашингтон в сфере противоракетной обороны. Хотя страны будут пытаться заключить новые соглашения о контроле над вооружениями в соответствии с изменившейся ситуацией, такой сделке будет мешать противостояние между тремя непохожими сверхдержавами.

Начало нового противостояния на фоне провала контроля над вооружениями и развития наступательных вооружений может подорвать глобальную стабильность. Усиливающаяся гонка вооружений и невыполнение соглашений о контроле над вооружениями подрывает доверие между великими державами и препятствует сотрудничеству. Между США, с одной стороны, и Россией с Китаем, с другой стороны, будет все больше разногласий и конфликтов.

Подпишитесь на нас

Развитие военно-космической техники в пятидесятые годы происходило главным образом в направлении создания межконтинентальных средств, способных наносить ущерб стратегического характера. Вместе с тем у человечества уже был накоплен опыт, полученный при разработке особого типа боеприпасов, сочетавшего свойства самолетов и ракет. Они приводились в жидкостным или твердотопливным двигателем, но при этом использовали плоскости, бывшей элементом общей конструкции. Это были крылатые ракеты. России (тогда СССР) они были не так важны, как межконтинентальные, но работа над ними уже велась. Через десятилетия она увенчалась успехом. Несколько образцов этого вида вооружений уже состоят в арсенале или вскоре займут свое место в строю средств, сдерживающих потенциального агрессора. Они вызывают страх и полностью отбивают желание напасть на нашу страну.

«Томагавки» с нейтронной бомбой - кошмар восьмидесятых

В самом конце восьмидесятых советская пропаганда уделяла большое внимание двум новым видам американского оружия. Нейтронная бомба, которой грозил Пентагон «всему прогрессивному человечеству», по своим убийственным свойствам могла посоперничать только с «Томагавками». Эти акулообразные снаряды с тонкими короткими плоскостями получили возможность подкрадываться к целям на советской территории незаметно, прячась от систем обнаружения в оврагах, руслах рек и других естественных углублениях земной коры. Очень неприятно ощущать собственную незащищенность, и граждане СССР возмущались тем, что коварные империалисты снова втягивают страну развитого социализма в новый виток гонки вооружений, и виной тому были эти крылатые ракеты. России нужно было чем-то отвечать на угрозу. И только некоторые особо информированные люди знали о том, что на самом деле нечто подобное уже разрабатывается в Советском Союзе, и дела идут не так уж плохо.

Американский топор

Прообразом всех современных крылатых ракет можно назвать немецкий самолет-снаряд V-1 (Фау-1). Внешне он напоминает американский «Томагавк», созданный четыре десятилетия спустя: те же прямые плоскости и узкий фюзеляж, простой до примитивности силуэт. Но разница есть, и очень большая. Боеприпас, получивший английское название Cruise Missile, - это не просто ракета, снабженная крылом, это нечто большее. За внешней простотой скрывается очень сложная техническая схема, главным элементом которой служит сверхбыстродействующий компьютер, мгновенно принимающий решения об изменении курса и высоты, во избежание столкновения с преградами. Это необходимо для полета на предельно малой высоте со скоростью, достаточной для соблюдения другого условия внезапности, - быстроты доставки заряда к цели. А еще важно было, чтобы хорошо работали «глаза» этой «акулы». Радар, установленный в носовой части снаряда, видел все преграды и передавал информацию о них электронному мозгу, который анализировал рельеф и выдавал управляющие сигналы рулям (предкрылкам, закрылкам, элеронам и пр.). Полноценная сверхзвуковая крылатая ракета у американцев тогда не получилась: на предельные режимы «Томагавк» выходит только на завершающем участке траектории, но это не мешает ему представлять реальную угрозу и сегодня, особенно по отношению к странам, не обладающим совершенными системами ПВО и ПРО.

Неизвестно доподлинно, что побудило советское руководство дать указание о начале разработок КР. Возможно, разведка сообщила о начале американских изысканий в этой области, но не исключено, что сама идея, возникшая в недрах засекреченных НИИ, заинтересовала кого-то из Министерства обороны. Так или иначе, в 1976 году работы начались, и срок их завершения был установлен небольшой - шесть лет. С самого начала наши проектировщики пошли по иному пути, чем их коллеги из США. Дозвуковые скорости их не прельщали. Ракета должна была преодолевать все рубежи защиты вероятного противника на сверхмалых высотах. И на сверхзвуке. К концу десятилетия были представлены первые опытные образцы, которые показывали на полигонных испытаниях отличные результаты (до 3 М). Секретный объект непрерывно совершенствовался, и в следующем десятилетии мог лететь уже быстрее четырех скоростей звука. Только в 1997 году мировая общественность смогла увидеть это чудо техники на выставке МАКС в павильоне научно-производственного объединения «Радуга». Современные крылатые ракеты России являются прямыми наследниками советской Х-90. Даже название это сохранено, хотя изменений упомянутое оружие претерпело множество. Элементная база стала другой.

Запуск этой ракеты предполагалось осуществлять с Ту-160, огромного стратегического бомбардировщика, способного нести в своем бомбовом отсеке 12-метровые боеприпасы с раскладывающимися плоскостями. Носитель остался прежним.

«Коала»

Современная российская крылатая ракета Х-90 «Коала» стала легче и короче своей прародительницы: ее длина менее 9 метров. Известно о ней немного, главным образом то, что само ее существование (без оглашения подробностей) вызывает озабоченность и раздражение наших американских партнеров. Причиной опасений стал повышенный радиус полета снаряда (3500 км), что формально нарушает условия договора о РСМД (ракетах средней и малой дальности). Но не это пугает США, а то, что эти стратегические крылатые ракеты (так их называют, хотя океан они преодолеть не могут) способны «взломать» все рубежи системы ПРО, которую США ненавязчиво, но упорно придвигают к российским границам.

Этот образец уже получил свое «натовское» обозначение: Koala AS-Х-21. У нас его называют иначе, а именно гиперзвуковым экспериментальным летательным аппаратом (ГЭЛА).

Общий принцип его действия состоит в том, что, покинув бомболюки Ту-160 на высоте от 7 до 20 километров, он распрямляет дельтовидное крыло и оперение, затем запускается ускоритель, разгоняющий снаряд до сверхзвука, а уже после этого происходит запуск маршевого двигателя. Скорость на снижении доходит до 5 М, и на ней ГЭЛА мчится к цели, которую уже можно считать обреченной. Перехватить эту КР практически невозможно.

«Уран», флотский и авиационный

Противокорабельные ракеты также чаще всего бывают крылатыми. Их траектория, как правило, сходна с боевыми курсами наземных собратьев. Разработкой этого вида вооружений в СССР занималось конструкторское бюро «Звезда». В 1984 году главному конструктору Г. И. Хохлову было поручено создание комплекса средств борьбы с надводными морскими целями водоизмещением до пяти тысяч тонн (то есть относительно небольших) в условиях активного электронного противодействия и сложной метеорологической обстановки. Результатом усилий коллектива стала Х-35 «Уран», по своим характеристикам она примерно соответствует параметрам американской КР «Гарпун» и может применяться в залповом режиме. Дальность поражения равна 120 км. Комплекс, оснащенный системой обнаружения, идентификации и наведения, устанавливается не только на боевых единицах ВМФ, но и на авиационных носителях самолетах МиГ-29, Ту-142, Як-141 и других), что значительно расширяет возможности этого оружия. Запуск производится на сверхмалых высотах (от 200 м), противокорабельные ракеты этого типа несутся на скорости более 1000 км/ч практически над волнами (от 5 до 10 м, а на конечном отрезке траектории и вовсе опускается до трех метров). Учитывая небольшие размеры снаряда (4 м 40 см в длину), можно допустить, что перехват его очень проблематичен.

«Сотки Х»

После того как средства ПВО, как советские, так и американские, достигли в своем развитии высоких возможностей, от применения свободнопадающих боеприпасов отказались практически все страны. Наличие добротных, надежных и мощных стратегических бомбардировщиков побудило военное руководство искать им применение, и оно нашлось. В США Б-52, а в СССР Ту-95 стали использовать в качестве летающих пусковых установок. В девяностые годы главным боеприпасом российских носителей тактических и стратегических зарядов, доставляемых к цели самолетами без пересечения рубежей ПВО, стали Х-101. Параллельно с ними разрабатывались почти полностью идентичные образцы, способные нести ядерные заряды. Обе КР в настоящее время засекречены, знать их тактико-технические характеристики положено только ограниченному кругу лиц. Известно лишь о том, что некий новый образец на вооружение принят, отличается он повышенным боевым радиусом (более пяти тысяч километров) и потрясающей точностью поражения (до 10 метров). Боеголовка Х-101 имеет осколочно-фугасную начинку, и для нее является наиболее важным именно этот параметр. Носитель спецзаряда может быть и не таким точным: при взрыве мощностью в десятки килотонн несколько метров вправо или влево большой роли не играют. Для Х-102 (ядерного носителя) важнее дальность.

«Крылатая» стратегия

Все предметы, в том числе и типы вооружений, можно рассматривать только в аспекте сравнения. Существуют различные оборонные доктрины, и в то время, когда одни страны стремятся к абсолютному глобальному доминированию, другие просто хотят обезопасить себя от возможных агрессивных поползновений. Если сравнивать крылатые ракеты России и США, то можно прийти к выводу о том, что технические параметры не превышают возможностей их соперников. Обе стороны делают ставку на увеличение боевого радиуса, что постепенно выводит КР из разряда тактических средств, придавая им все большую «стратегичность». Мысль о том, чтобы получить возможность разрешить геополитические противоречия путем нанесения неожиданного и всесокрушающего удара, не впервые посещает головы пентагоновских генералов - достаточно вспомнить планы бомбардировок советских крупных промышленных и оборонных центров, разработанные еще в конце сороковых и начале пятидесятых годов, сразу же после появления у США достаточного количества атомных боеголовок.

AGM-158B увеличенной дальности, США

Появление нового образца вооружений в США является событием общенационального масштаба. Налогоплательщикам приятно осознавать, что на деньги, уплаченные ими в бюджет, государство приобрело еще одно доказательство американского глобального доминирования. Рейтинг правящей партии повышается, избиратели ликуют. Так было и в 2014 году, когда стратегические силы США получили новую КР AGM-158B воздушного базирования, созданную в рамках оборонной программы Joint Air To Surface Standoff Missile Extended Range, сокращенно JASSM-ER, что означает, что это средство предназначено для нанесения ударов по земной поверхности и имеет расширенную дальность применения. Широко разрекламированное новое оружие, если судить по опубликованным данным, ни в чем не превосходит Х-102. Дальность полета AGM-158B указана расплывчато, в широком диапазоне - от 350 до 980 км, что означает ее зависимость от массы боевой части. Скорее всего, реальный радиус с ядерным зарядом у нее такой же, как и у Х-102, то есть 3500 км. Крылатые ракеты России и США имеют примерно одинаковую скорость, массу и геометрические размеры. Говорить об американском технологическом превосходстве не приходится еще и по причине лучшей точности, правда, как уже отмечалось, такого уж большого значения при ядерном ударе она не имеет.

Другие КР в России и США

Х-101 и Х-102 - не единственные крылатые ракеты на вооружении России. Кроме них боевое дежурство несут и другие образцы, оснащенные пульсирующими воздушно-реактивными двигателями, как 16 Х и 10 ХН (они пока опытные), противокорабельные КС-1, КСР-2, КСР-5, с бризантными боеголовками фугасно-проникающего или осколочно-фугасного или ядерного действия. Можно вспомнить и о более современных КР Х-20, Х-22 и X-55, ставших прообразом Х-101. А еще есть «Термиты», «Москиты», «Аметисты», «Малахиты», «Базальты», «Граниты», «Ониксы», «Яхонты» и другие представители «каменной» серии. Эти крылатые ракеты России уже много лет стоят на вооружении авиации и флота, и о них общественности известно достаточно много, хотя и не все.

У американцев также есть несколько типов КР более раннего поколения, чем AGM-158B. Это тактический «Матадор» MGM-1, «Акула» SSM-A-3, «Борзая» AGM-28, упомянутый «Гарпун», «Быстрый ястреб» универсального базирования. Не отказываются в США и от проверенного «Томагавка», но ведут работы над перспективной X-51, способной лететь на гиперзвуковых скоростях.

В других странах

Даже в дальних краях, где о российской или американской военной угрозе военные аналитики могут говорить лишь в фантастико-гипотетическом аспекте, инженеры и ученые занимаются разработкой собственных крылатых ракет. Не очень удачный опыт боевых действий на Фолклендских островах побудил руководство Аргентины выделить средства на проектирование «Табано AM-1». Пакистанская «Хатф-VII Бабур» может запускаться с наземных установок, кораблей и субмарин, имеет дозвуковую скорость (около 900 км/ч) и дальность до 700 км. Для нее даже предусмотрена, помимо обычной, ядерная боевая часть. В КНР производится три типа КР (YJ-62, YJ-82, YJ-83). Тайвань отвечает «Сюнфэном 2Е». Ведутся работы, порой очень успешные, в европейских странах (Германии, Швеции, Франции), а также в Британии, цель которых не состоит в том, чтобы превзойти крылатые ракеты России или США, а получить для собственных армий эффективное боевое средство. Создание такой сложной и высокотехнологичной техники обходится слишком дорого, а передовые достижения в этой области доступны только сверхдержавам.

Американская ракета и советские двигатели April 21st, 2013

Первый испытательный запуск предназначенной для доставки грузов на Международную космическую станцию /МКС/ ракеты «Антарес», которая разрабатывается американской компанией «Орбитал сайенсиз», в очередной раз перенесен. Об этом сообщило в субботу Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства /НАСА/.

Первоначально предполагалось, что старт будет произведен с расположенного всего в 240 км от Вашингтона космодрома на острове Уоллопс в Атлантическом океане еще в среду. Однако, за 12 минут до запуска на стартовой позиции произошло преждевременное отделение кабелей от второй ступени носителя. В связи с этим пуск был отложен до пятницы. Затем его по погодным условиям перенесли на субботу. Теперь ракету предполагается запустить позднее — в воскресенье в 17:00 по времени Восточного побережья США / 01:00 понедельника мск/. Причина нового переноса старта — сильные ветры на большой высоте в районе космодрома, пояснило НАСА.

Цель запуска — удостовериться в том, что все узлы и блоки двухступенчатой ракеты «Антарес» функционируют как положено, и предпринять попытку проверить, насколько уже сейчас жизнеспособен план снабжения МКС частными подрядчиками НАСА при помощи создаваемых на коммерческой основе носителей.

Базирующаяся в Даллесе /штат Вирджиния/ «Орбитал сайенсиз» является одной из двух американских компаний, с которыми у НАСА подписаны контракты на доставку грузов к МКС. Другая такая фирма — это «Спейс-экс» /SpaceX/ из Калифорнии. С «Орбитал сайенсиз» у НАСА заключен договор на 1,9 млрд долларов, со «Спейс-экс» — на 1,6 млрд.

Ракета «Антарес», высота которой составляет 40 м, а диаметр — 3,9 м, должна будет вывести на орбиту после чуть менее 10 минут полета имитатор, или «симулятор массы», как его именуют конструкторы, отделяющегося грузового модуля «Сигнэс» /созвездие Лебедь/, который и должен впоследствии стыковаться с МКС. Выводимый сейчас на орбиту муляж этого блока вскоре сойдет с орбиты и через несколько месяцев сгорит в плотных слоях атмосферы. Вместе с ним на орбиту намечается также доставить три малых спутника НАСА и один коммерческий наноспутник. Стыковки муляжа с МКС не предусматривается.

Если нынешний запуск пройдет без проблем, то первый из восьми предусмотренных контрактом с НАСА «рейсов» снабжения МКС компания «Орбитал сайенсиз» намеревается выполнить осенью текущего года.

Жидкостные двигатели НК-33 для первой ступени ракеты — российского производства. Их выпускает самарское предприятие ОАО «Кузнецов». В свое время эти силовые установки создавались для ракеты «Н1″, которая должна была доставить советских космонавтов на Луну. Однако, в 1974 году работы по этому проекту были прекращены. В настоящее время НК-33 используется в первой ступени новой российской ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в», дебютный запуск которой планируется осуществить позднее в этом году.

В США двигатели НК-33 модифицируются для установки на ракете «Антарес» компанией «Аэроджет» /Aerojet/, после чего получают название «Эй-джей-26″ /AJ-26/.

В ночь с 22 на 23 февраля 2013 года на Среднеатлантическом региональном космодроме (MARS) специалистами корпорации «Orbital Sciences» («Орбитал Сайенсиз») проведены огневые стендовые испытания первой ступени ракеты-носителя среднего класса «Антарес» с двигателями НК-33/AJ26, модифицированными корпорацией «Aerojet Corporation» («Аэроджет»). Как известно, техническую поддержку по адаптации двигателя НК-33/AJ26 к РН «Антарес» в рамках проекта с компанией «Аэроджет» оказывают специалисты ОАО «Кузнецов».

На второй ступени ракеты «Антарес» установлены американские твердотопливные двигатели «Кастор-30″.

Ракета предназначена для доставки полезной нагрузки массой до 6120 кг на орбиты высотой 250-300 км.

Космодром на острове Уоллопс, являющемся частью территории штата Вирджиния, был построен в 1945 году. До сих пор он использовался главным образом для суборбитальных запусков.

Н-1 – «Царь-ракета»

Немного истор и и:

Двигатель НК-33 был сделан для ракеты Н-1 – «Царь-ракеты», как называли ее на Байконуре. Она должна была доставить первого советского космонавта на Луну еще в конце 60-х. Четырежды стартовала «Царь-ракета» с космодрома. Четырежды на орбиту выйти не смогла.
К тому времени на Луне побывали американцы, умер Сергей Павлович Королев, а Политбюро ЦК КПСС приняло решение опередить американцев на Марсе, лунную программу закрыть, все двигатели НК-33 уничтожить.

Создатель двигателей академик Кузнецов их не уничтожил, а спрятал. НК-33 прятали и от западных разведок, и от родного Политбюро. Но, казалось бы, где можно спрятать несколько десятков гигантских ракетных двигателей?
Гениальный конструктор и в этом вопросе проявил оригинальность. Двигатели спрятали в месте, откуда видно всю Самару и которое у всей Самары на виду. Тем не менее, заводская вертолетная площадка 30 лет скрывала тайну академика.

Пойдя против воли Политбюро, Кузнецов рисковал и должностью генерального конструктора, и званием академика, и двумя звездами Героя соцтруда.
«Благодаря тому, что у него был колоссальный авторитет в области, колоссальный авторитет в отрасли — это помогло ему такой шаг совершить, — говорит Валерий Данильченко, главный конструктор Самарского научно-техническго комплекса им. Н.Д.Кузнецова. — Он не побоялся заявить высочайшему чину в Политбюро, он сказал — «Кроме власти, вам нужно иметь и голову».

НК-33 — первый космический двигатель для авиационного конструктора Николая Кузнецова. Впервые в мире в своем самарском бюро он создал двигатель закрытого цикла. Высочайшая эффективность закрытых систем привлекала многих. Но ни один ученый в мире не знал, как заставить работать турбину в среде горячего кислорода. Конструкторы бюро Кузнецова эту задачу решили первыми.
«В турбонасосном агрегате были встроены предварительные насосы. Это сделало двигатель компактный, с меньшим числом трубопроводов, — поясняет Валерий Данильченко. — Двигатель до сих пор остается непревзойденным по соотношению массы и тяги двигателя».

Безымянка — рабочая окраина Самары. Именно она стала космическим кулаком страны. Все местные заводы работали на полеты к звездам. В середине 60-х инженеры и рабочие знали: это они стали первыми на околоземной орбите. Теперь надо было стать первыми на Луне.
«Первое время по освоению двигателей работали, можно сказать, круглые сутки. Я, например, бывало, по 5-6 дней не выходил с завода, — вспоминает Леонид Фирман, помощник генерального директора ОАО «Моторостроитель».
- На стапелях стелили брезент, спали по 2-3 часа, а потом слесаря опять начинали работу».

Рискованное решение Кузнецова в наши дни выглядит гениально-прозорливым маркетинговым ходом. Спустя четверть века спрятанные двигатели показали миру. Они произвели фурор. Специалисты американского агентства «Аэроспейс» назвали их лучшими в мире и захотели приобрести всю партию. Сейчас за НК-33 борются американцы и французы. В Самаре же надеются, что двигатели потребуются на родине — для программы «Космический старт». И тогда слова Николая Кузнецова, произнесенные еще на первых испытаниях, — «будет жить» — станут пророческими.

В начале 2013 года самарское научно-производственное объединение «Кузнецов» начало год с успешного испытания космического двигателя НК-33А. Это очередное приёмо-сдаточное испытание мотора, который предназначен для лётно-конструкторских работ в рамках проекта создания ракеты-носителя «Союз-2-1 Б». На испытательном стенде агрегат отработал заданное время и подтвердил, что является одним из лучших двигателей по степени надёжности, экономичности и удельной массе. Сейчас мотор отправлен в сборочный цех завода, откуда его передадут заказчику – «ЦСКБ-Прогрессу».

Опционный договор о поставке до 2020 г. 50 двигателей заключен с американской корпорацией «Орбитал сайенсиз» (Orbital Sciences), выпускающей спутники и ракеты-носители, и компанией «Аэроджет» (Аerojet), являющейся одним из крупнейших в США производителем ракетных двигателей.

Двигатель НК-33 прост в эксплуатации и техническом обслуживании, но вместе с тем обладает улучшенными характеристиками и надежностью. При этом его стоимость в 2 раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге.

Простота конструкции и уникальный технологический подход устраняют необходимость в применении экзотических материалов, покрытий и сложных производственных процессов.

НК-33 является самым надежным двигателем, работающем на кислороде и керосине, и демонстрирует максимальное отношение тяги к массе.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
стартовая масса 360 т
компоненты топлива: окислитель жидкий кислород
горючее керосин
тяга: у Земли 154 Тс
в пустоте 171,475 Тс
общий ресурс 365 с
удельный импульс тяги: у Земли 297,23 с
в пустоте 331 с
расчетный суммарный расход компонентов топлива через двигатель в т. ч. :
горючего 147 кг/с
окислителя 376 кг/с
масса двигателя: сухого 1240 кг
залитого 1393 кг
габариты двигателя: высота 705 мм
диаметр среза сопла 1490,5 мм

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 февраля 2018 года американская компания SpaceX осуществила запуск своей ракеты-носителя Falcon 9 с испанским спутником наблюдения за земной поверхностью PAZ и двумя экспериментальными микроспутниками Microsat.

Ракета стартовала с базы ВВС США Ванденберг (штат Калифорния), ее первая ступень использовалась повторно (ранее участвовала в запуске 24 августа 2017 года).

Первоначально PAZ планировалось вывести на околоземную орбиту в 2015 году с помощью российско-украинской ракеты «Днепр», однако запуск постоянно переносился. Microsat являются прототипами телекоммуникационных аппаратов будущей спутниковой системы SpaceX, которую компания планирует создать к 2027 году и обеспечить с ее помощью покрытие высокоскоростным интернетом всей поверхности Земли.

Falcon 9 (англ. «Сокол») - американская частная ракета-носитель частично многоразового использования. Предназначена для запуска многоразового космического корабля Dragon, а также различных спутников.

Ракета разработана в 2005-2008 годах компанией SpaceX (Space Exploration Technologies, город Хоторн, штат Калифорния), основанной в 2002 году канадско-американским инженером, миллиардером Илоном Маском . Создана на базе Falcon 1, запуски которой проводились в 2006-2009 годах. В 2011 году стоимость программы по разработке Falcon 9 оценивалась Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) в $3 млрд 977 млн, а SpaceX - в $1 млрд 659 млн В декабре 2008 года NASA и SpaceX подписали контракт об использовании созданных компанией ракеты Falcon 9 и корабля Dragon для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС), предусматривающий 12 миссий. На эти цели NASA выделило компании $1,6 млрд (в случае заказа дополнительных полетов общая сумма контракта возрастает до $3,1 млрд). Впоследствии была достигнута договоренность об увеличении миссий до 20.

Модификации

Всего разработано пять модификаций ракеты-носителя. В 2010-2013 годах проводились запуски базовой версии ракеты Falcon 9 v1.0.

Затем появилась модификация Falcon 9 v1.1 (запускалась в 2013-2015 годах) и ее конфигурация Falcon 9 v1.1 ® с возвращаемой ступенью (2014-2016). На запусках Falcon 9 v1.1 ® отрабатывался спуск и посадка многоразовой ступени.

Следующим этапом стало создание Falcon 9 FT (FT - Full Thrust, «полная тяга», или Falcon 9 v1.2). Третья модификация оснащена возвращаемой ступенью, которая способна выдерживать около двух-трех повторных запусков. Впервые Falcon 9 FT стартовала 22 декабря 2015 года, эксплуатируется в настоящее время.

В октябре 2016 года Маск сообщил о начале работ по модификации Falcon 9 FT (Block 5), которая станет окончательной. Компания SpaceX рассчитывает использовать ее многоразовую ступень не менее десяти раз и проводить повторные запуски через 24 часа после посадки. Переходной версией между третьей и пятой модификациями будет Falcon 9 FT (Block 4), ее первый запуск был успешно проведен 14 августа 2017 года.

Характеристики

Falcon 9 - двухступенчатая ракета-носитель тяжелого класса. Длина (высота) эксплуатируемой версии - 70 м, диаметр - 3,66 м, стартовая масса - до 550 т.

Заявленная грузоподъемность - порядка 8,3 т на геопереходную орбиту и 22,8 т на низкую опорную. За время эксплуатации самый тяжелый полезный груз, выведенный Falcon 9 в космос, составляет около 9,6 т. Столько весят десять спутников Iridium NEXT с адаптером, которые запускались одновременно в январе, июне, октябре и декабре 2017 года.

Ракета оснащена жидкостными ракетными двигателями производства SpaceX: на первой ступени установлено 9 Merlin 1D, на второй - один Merlin Vacuum. В качестве топлива используется керосин (окислитель - жидкий кислород). Топливные баки изготовлены из алюминий-литиевого сплава.

Для повышения точности выведения полезного груза на орбиту система управления ракеты сопряжена со спутниковой навигационной системой GPS. Для надежности Falcon 9 производителем разработана автоматическая остановка процедуры запуска: при обнаружении проблемы происходит откачка топлива, и ракета снимается со стартовой площадки. Затем после выяснения причины и доработки она используется для повторного пуска. Кроме того, предусмотрена возможность работы при аварийной остановке одного или двух двигателей первой ступени во время полета.

Возвращаемая ступень

SpaceX разработана технология по возвращению на землю отработавшей первой ступени, оснащенной четырьмя раскладывающимися посадочными опорами для мягкого приземления. Управляемый спуск осуществляется с помощью торможения двигателей и парашюта. После посадки на специальную морскую платформу (длина - 90 м, ширина - 50 м) судна-робота в акватории Мирового океана или на спецплощадку на территории базы ВВС США на мысе Канаверал (штат Флорида) первая ступень может использоваться повторно.

Впервые эксперимент по возвращению первой ступени был проведен 29 сентября 2013 года после запуска Falcon 9 v1.1. Ступень планировалось плавно спустить и приводнить в океан, однако из-за сильного вращения она упала на воду и разрушилась. Первая успешная посадка на землю состоялась 22 декабря 2015 года (запускалась Falcon 9 FT), на морскую платформу - 8 апреля 2016 года (Falcon 9 FT).

В общей сложности к 22 февраля 2018 года мягкую посадку ступени удалось осуществить в 21 случае: девять раз на землю и 12 на морскую платформу. Шесть раз ранее возвращенные ступени ракеты использовались повторно: 31 марта, 23 июня, 12 октября, 15 и 23 декабря 2017 года, 1 февраля 2018 года (запускались 8 апреля 2016 года, 14 января, 19 февраля, 4 и 25 июня, 1 мая 2017 года соответственно).

Статистика запусков

Запуски Falcon 9 осуществляются с арендуемых SpaceX пусковых площадок баз ВВС США Ванденберг и на мысе Канаверал, а также Космического центра им. Джона Кеннеди, расположенном на острове Мерритт северо-западнее мыса Канаверал. Кроме того, SpaceX в 2014 году начала строительство собственного космодрома на юге штата Техас, недалеко от города Браунсвилл в районе населенного пункта Бока Чика. Его возведение обойдется примерно в $85 млн, ввод в строй ожидается в 2018 году.

Стоимость одного запуска ракеты составляет в среднем $60-65 млн (зависит от массы и объема выводимой полезной нагрузки). Примерно во столько же оценивается запуск «Протона-М» аналогичного класса (около $65 млн). Однако российская ракета - полностью одноразовая. SpaceX за счет повторного использования первой ступени Falcon 9 планирует сократить стоимость запуска примерно на 30%.

Впервые Falcon 9 стартовала 4 июня 2010 года с базы ВВС США на мысе Канаверал с прототипом корабля Dragon. В ходе второго запуска, 8 декабря того же года с мыса Канаверал, на орбиту был выведен полноценный Dragon (первый демонстрационный полет корабля).

Всего к 22 февраля 2018 года было произведено 48 запусков ракеты-носителя - 44 успешных, два неудачных и два частично неудачных. Из них 15 раз ракета Falcon 9 стартовала с кораблем Dragon (включая один аварийный запуск), один раз - с военным беспилотным космопланом X-37В.

Предыдущий запуск состоялся 1 февраля 2018 года с мыса Канаверал. Ракета вывела на орбиту телекоммуникационный спутник GovSat-1 компании SES (Люксембург).

Инциденты

Частично неудачными были два запуска ракеты с мыса Канаверал в 2012 и 2014 годах, сопровождавшиеся потерей попутного груза (основной задачей был вывод на околоземную орбиту корабля Dragon). 8 октября 2012 года из-за аварийной остановки одного из девяти двигателей первой ступени Falcon 9 был потерян спутник связи Orbcomm компании SpaceX (для запуска использовалась версия Falcon 9 v1.1). 18 апреля 2014 года не удалось развернуть на орбите 104 фемтоспутника (сверхмалые аппараты массой до 100 г) - они сгорели внутри блок-кассеты, в которой размещались.

ЧП помещало американской ракете стать рекордсменом по количеству одновременно запущенных космических аппаратов. Всего Falcon 9 v1.1 ® должна была вывести в космос 109 космических аппаратов: корабль Dragon, четыре малых аппарата и 104 фемтоспутника. В настоящее время мировой рекорд по количеству удачно выведенных одновременно на орбиту спутников принадлежит индийской ракете PSLV, с ее помощью 15 февраля 2017 года было запущено 104 аппарата (включая наноспутники).

Аварией завершился запуск 28 июня 2015 года. Стартовавшая с мыса Канаверал ракета Falcon 9 v1.1 ® взорвалась на 139-й секунде полета, еще до отделения первой ступени. В результате были потеряны корабль Dragon и 8 малых спутников Flock 1f. Обломки ракеты и космических аппаратов упали в Атлантический океан. К аварии привел разрыв одного из стальных стержней, удерживающих баллон со сжатым гелием внутри бака с жидким кислородом в верхней ступени ракеты (гелий необходим для поддержания высокого давления в баке). Оторвавшийся баллон «выстрелил» в направлении верхней части бака, что привело к взрыву. После установления причины аварийного запуска SpaceX заявила о внесении изменений в конструкцию ракеты.

Неудачным был запуск, проведенный 8 января 2018 года с мыса Канаверал. Ракета Falcon 9 FT должна была вывести в космос военный спутник под названием Zuma, но он не был обнаружен на околоземной орбите Стратегическим командованием ВВС США. Компания SpaceX заявила, что ракета отработала штатно. В конце января ВВС сняли претензии к SpaceX за неудачный запуск. Как выяснилось, к потере Zuma привела неисправность в системе отделения спутника от верхней ступени ракеты. За эту систему ответственна фирма Northrop Grumman, построившая космический аппарат по заказу властей.

Кроме того, 1 сентября 2016 года произошло ЧП на пусковой площадке SpaceX на мысе Канаверал во время предстартовых испытаний. За два дня до запланированного запуска при заправке топливом взорвалась Falcon 9 v1.2. Никто не пострадал. Ракета и установленный на ней израильский спутник связи Amos-6 были разрушены, также повреждения получила стартовая площадка (эксплуатация возобновилась в декабре 2017 года после проведенного ремонта). На время расследования инцидента запуски Falcon 9 были приостановлены и не проводились более четырех месяцев. Специалисты SpaceX пришли к выводу, что к взрыву привело повреждение одного из баллонов системы подачи гелия в резервуар с жидким кислородом на второй ступени ракеты.

Перспектива

В начале 2017 году в SpaceX заявляли, что компания имеет контракты более чем на 70 запусков Falcon 9 в ближайшие несколько лет. Их общая сумма не разглашается, но по оценкам экспертов, может достигать $10 млрд В частности, SpaceX имеет контракт с американской компанией-оператором спутниковой связи Iridium на запуск 75 новых космических аппаратов Iridium NEXT на общую сумму $492 млн (40 спутников уже были запущены в 2017 году). В перспективе ракета станет выводить в космос пилотируемую версию корабля Dragon v2, который будет использоваться для доставки экипажей на МКС.

На базе Falcon 9 компания создала сверхтяжелую ракету-носитель Falcon Heavy грузоподъемностью до 63,8 т, ее первый испытательный запуск был проведен 6 февраля 2018 года.

В сентябре 2017 года на Международном конгрессе по астронавтике в Аделаиде (Австралия) Маск представил проект многоразовой ракетно-космической системы (условное название - BFR, Big Falcon Rocket), которая впоследствии может заменить созданные в SpaceX ракеты Falcon 9, Falcon Heavy и корабль Dragon. Согласно планам компании, BFR будет универсальной и в разных версиях сможет использоваться для полетов на околоземную орбиту, миссий к Луне и Марсу, а также для сверхбыстрой перевозки пассажиров из одной точки Земли в другую (в пределах одного часа).

В США успешно испытали новые противокорабельные ракеты (ПКР) дальнего радиуса действия . Ракеты производства компании «Локхид Мартин» были запущены из ВПУ – вертикальной пусковой установки Mk 41. По информации компании «Локхид Мартин», всего было осуществлено 4 пуска имитаторов ракет LRASM. Целью проведенных испытаний была проверка выхода ракет из ВПУ без повреждений ее конструкции, покрытия самих ракет, приемника воздушного давления.

Испытания были проведены для оценки уровня риска использования новых противокорабельных ракет из ВПУ Mk 41 и проводились в рамках работ по интеграции новых ПКР в состав современного корабельного вооружения.

Ракеты проекта LRASM – это высокоточные, автономные ПКР, запуск которых происходит вне зоны объектовой ПВО противника, ракеты предназначены для использования в ВВС и ВМС США. В конце 2013 года компания «Локхид Мартин» планирует провести летные испытания варианта ракеты LRASM BTV (Boosted Test Vehicle) из той же вертикальной пусковой установки, а в следующем году проведет 2 запуска управляемых испытательных ракет за счет федерального бюджета (4 проведенных ранее пуска были осуществлены на деньги компании).

Новая американская ПКР LRASM создается для замены уже устаревшей ПКР «Гарпун», спроектированной компанией «Боинг». Необходимость разработки новой противокорабельной ракеты вызвана тем, что имеющиеся в арсенале американских ВМС ракеты не обладают достаточной дальностью полета и крайне уязвимы при прорыве современной корабельной системы ПВО. Работы в рамках программы LRASM предусматривают создание вариантов оружия, которое может быстро поступить на вооружение ВМС США после окончания серии летных испытаний в 2013-2014 годах.

Противокорабельная ракета LARSM может оснащаться фугасной или бронебойной боевыми частями и является всепогодным автономным оружием, которое может использоваться в любое время суток. На ПКР смонтирована многорежимная головка самонаведения, линия передачи данных, доработанная цифровая помехозащищенная система спутниковой навигации, которая предназначена для обнаружения и поражения наиболее приоритетных целей в корабельном ордере противника.

С момента снятия с вооружения американских ВМС противокорабельной версии знаменитой ракеты «Томагавк» – TASM – флот США оказался без дальнобойного противокорабельного оружия. Единственной специализированной ПКР (не считая возможности использовать против кораблей противника «Стандарты») осталась ракета RGM-86 «Гарпун». Это достаточно эффективное оружие, но радиус действия данной ракеты даже в лучших ее модификациях не превышал рубежа в 280 км.

Достаточно долгое время в ВМС США не обращали на эту проблему особого внимания. «Холодная война» благополучно закончилась: флот России, многократно сократившийся в размерах, перестал представлять тот уровень угрозы, которая могла бы потребовать от американских военных разработки новой дальнобойной ПКР. Адмиралы американского флота абсолютно были уверены в том, что палубные самолеты F/A-18, вооруженные ракетами «Гарпун» массированной атакой в состоянии уничтожат абсолютно любой существующий надводный корабль противника. Для тех редких случаев, при которых бы надводный корабль противника приближался на дистанцию поражения к надводному кораблю США – было достаточно и «Гарпунов» для самообороны.

Во всем этом был лишь 1 недостаток: «Гарпун», являясь ракетой достаточно старого исполнения, никак не подходил к современным вертикальным пусковым ячейкам Mk-41. В то же время командование американским флотом в 2000-х годах избавились от всех ракет, которые не подходили к этим универсальным ПУ (тем самым кардинально уменьшив расходы на обслуживание пусковых систем), но ракету «Гарпун» военные вынуждены были сохранить вместе с его контейнерными пусковыми установками Mk-141.

При этом традиционный кормовой «Шалашик», состоявший из 2-х направленных в противоположные стороны ПУ Mk-141, таил в себе ряд недостатков. Такие пусковые установки занимали достаточно много места на корабельной палубе и мешали другим системам вооружений. Для пуска ПКР «Гарпун» необходимо было повернуться бортом к противнику (а это требовало времени: помимо этого, в одном залпе можно было выпустить не более ½ всех ракет). Наконец – и это было самым главным недостатком – торчащие пусковые установки значительно увеличивали ЭПР корабля и его заметность на радарах противника.

Адмиралы ВМС США пытались решить данную проблему. Но на версию «Гарпуна», приспособленную для вертикального запуска, Конгресс в свое время (еще в 90-е годы) денежных средств не дал. «Холодная война» закончилась, флот США провел самое масштабное списание вооружений в своей истории и мог обойтись и существующими противокорабельными ракетами. Однако к 2000-м годам ситуация изменилась.

Быстрый рост китайского флота – особенно покупка китайцами эсминцев с дальнобойными ЗРК и авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг») стали причиной серьезного беспокойства американских военных. Патрулирующие небо истребители и дальнобойные зенитные ракеты делали радиус действия «Гарпунов» не таким уж безопасным. Помимо этого, значение технологий уменьшения ЭПР значительно выросло по мере развертывания более совершенных головок самонаведения противокорабельных ракет.

В принципе, флот США без особых проблем мог вернуть на вооружение TASM – благо, оба ее компонента, «Томагавк» и «Гарпун» по-прежнему оставались в производстве. Но данные ПКР были уже прошлым веком данного вида вооружений. Американский флот нуждался в лучшем оружии. Именно поэтому в 2009 году, агентство перспективных оборонных исследований – DARPA – обратилось к компании Lockheed с предложением о создании перспективной дальнобойной ПКР, относящейся к новому поколению. В ходе работ по данному проекту определились 2 перспективных направления:

— LRASM-A – дальнобойная ПКР, построенная по стелс-технологии и перемещающаяся с дозвуковой скоростью.
— LRASM-B – сверхзвуковая ПКР, по схеме аналогичная русско-индийской разработке «БраМос».

В январе 2012 года, после проведения тщательного сравнения проектов, от проекта LRASM-B было решено отказаться. США не обладают особенно богатым опытом разработки сверхзвуковых ракет, и неминуемо оказалась бы на этом поле в роли догоняющей стороны. При этом в стелс-технологиях США успешно лидируют. Кроме того, эксперты считают, что на решение, которое поставило крест на проекте LRASM-B, повлияло испытание Тайванем собственной сверхзвуковой ПКР. Американцы посчитали, что в самом крайнем случае всегда смогут обратиться к своему давнему союзнику за лицензией не ее впуск. В результате, все усилия инженеров компании Lockheed были сосредоточены на проекте LRASM-A.

LRASM-A создавалась подразделением «Страйк контрол», расположенным в Орландо (штат Флорида), как малозаметная дозвуковая крылатая ракета, оснащенная дополнительными датчиками, обладающая высокой выживаемостью. Ракета создавалась на базе проекта КР воздушного базирования AGM-158B JASSM-ER с установкой дополнительных системам и датчиков. Предполагается, что ракета LRASM-A будет оснащена осколочно-фугасной БЧ. Для обеспечения боевой живучести новая противокорабельная ракета должна совершать энергичные маневры, что потребует существенного увеличения характеристик двигательной установки.

В качестве носителей новой противокорабельной ракеты предполагаются надводные корабли, получившие вертикальные пусковые установки Mk-41, самолеты F-35 и F/A-18F. Также интерес к развертыванию подобных ракет уже выразили ВВС США, которые хотят получить возможность использовать ракеты с борта стратегических бомбардировщиков B-1B. Насчет возможности развертывания ракеты на подлодках пока что ничего не известно.

Предполагается, что ракета LRASM использует комплексную, многокомпонентную систему поиска и идентификации надводных целей. Помимо инерциально-спутниковой системы наведения ракета оснащается радиолокационной головкой самонаведения на движущийся объект и оптико-электронной системой наведения. При этом в памяти бортового компьютера ракеты хранится целый архив образов потенциальных кораблей противника в различных ракурсах, что помогает ПКР поражать нужные цели.

ПКР может быть запущена в район поиска без первоначального целеуказания: выйдя в заданный сектор, ракета самостоятельно подбирает схему поиска и пытается найти цель. Во время полета ракета в непрерывном режиме поддерживает двусторонний канал связи со спутниковыми системами, с носителем, уточняя информацию относительно нахождения целей, оптимальной траектории движения и потенциально опасных районов поиска. Сенсорная аппаратура ракеты в состоянии идентифицировать встреченные корабли, и находить среди них те, которые совпадают с предварительно запрограммированными параметрами цели.

Определив данные параметры, противокорабельная ракета LRASM формулирует схему предстоящей атаки. Летящие ракеты могут поддерживать между собой связь и могут производить комплексную атаку на надводные соединения противника. Атака целей производится на сверхмалой высоте полета: при этом ПКР выбирает оптимальный маршрут к цели, избегая поражения кораблями сопровождения и выбирая вектор атаки, который наименее выгоден для средств противодействия ПВО противника. При этом ракета активно использует аппаратуру радиоэлектронной борьбы.



Loading...Loading...