Собор во флоренции санта мария дель фьоре. Навстречу приключениям

Собор Санта Мария дель Фьоре - поистине популярнейшее здание во Флоренции. Храм раскинулся в историческом центре, поражая своим величием, красотой, изяществом и специалистов, и просто любителей зодчества. После римского собора Святого Петра Санта Мария дель Фьоре - самое грандиозное религиозное сооружение в Италии.

При осмотре внимание обращается, прежде всего, на громадный купол красноватого оттенка. Его спроектировал знаменитый Брунеллески, архитектор-новатор и дилетант, не имевший профильного образования, специальностью которого было ювелирное дело. Это немудрено, ведь в 1-ой половине XV столетия термина «архитектор» банально не существовало. Авторами всевозможных архитектурных строений ставали художники, скульпторы или ювелиры.

Купол Санта Мария дель Фьоре - крупнейшее произведение Брунеллески во Флоренции. К слову сказать, средневековая Европа не славилась мастерами, умевшими возводить огромные купола. Эта технология умерла вместе с зодчими древнего Рима. Именно поэтому шедевр Брунеллески просто не мог остаться незамеченным.

История создания

В конце XII века Флоренция значительно разбогатела за счет торговцев шерстью и банкиров, и находящаяся в ней небольшая церковь уже не соответствовала культовому статусу города. Именно поэтому самыми влиятельными городскими купцами было решено построить новый собор и посвятить его Богородице. В честь имени самой Флоренции, что обозначает «цветущая», храму решено было дать имя «Собор святой Марии с цветком».

Фундамент храма был заложен в 1296 году. Существующий проект здания оказался достаточно дорогим, а строительство - долгим, однако богатые представители торговых гильдий и городские власти рискнули взять на себя все материальные расходы. Возведением собора поручено было заняться Арнольфо ди Камбио, на тот момент популярному зодчему, работавшему над церковью Санта Кроче и легендарным Палаццо Веккьо. Трудясь над храмом, он внес определенные архитектурные новшества, используя при постройке элементы готики и норманнской архитектуры.

Изначально были воздвигнуты центральный и боковые нефы, а также 8-угольный барабан на востоке собора. Однако уже в 1302 году архитектор скончался, что приостановило строительство на срок около 30 лет. Лишь в 1334 году, когда на его должность был назначен знаменитый художник Флоренции Джотто ди Бондоне, работы над Санта Мария дель Фьоре возобновились. Сосредоточив свои усилия на колокольне, он так и не смог завершить ее строительство, так как умер в 1337 году. Его завершил уже другой архитектор Франческо Таленти, когда в 1355 году был поставлен на руководящую должность по строительству собора.

Таким образом, почти спустя столетие после начала сооружения не построен был только куполовидный свод Санта Мария дель Фьоре. Из-за постоянной смены мастеров всплыли ошибки в расчетах, и городские власти уже отказывались выделять деньги для строительства лесов и подмостков для работников.

Конкурс 1418 года

Так повелось, что Санта Мария дель Фьоре считается , так и республики. А громадный купол (по замыслу - самый высокий в Италии), украшавший собор должен был напоминать о величии процветающего города. Именно поэтому городские власти, торговые гильдии и другие цеховые организации выделяли много средств для завершения возведения храма и его декорирования.

Сооружение купола собора стало самым знаменательным событием во Флоренции на протяжении XV века. В 1418 был объявлен конкурс на проект купола. Учитывая отношение местной власти к собору, жюри состояло лишь из граждан Флоренции. Некоторые поступающие предложения больше походили на фантастику. Однако, в конце концов, лучшими были признаны новаторские модели Гиберти и Брунеллески, причем последний предложил доселе неведомый способ кладки кирпича без использования лесов. В этом тандеме гениальный Брунеллески выступал конструктором-инженером, а Гиберти - художником-декоратором. Приступив к работе в 1420, великий зодчий Флоренции успешно реализовал проект уже в 1434.

Талантливый мастер невероятно точно просчитал все параметры 8-гранного башенного строения и вытянутого шпиля. Кроме этого, он смог воплотить в жизнь целый ряд приспособлений, позволяющих поднимать целиком на большую высоту купольные секции. Для того чтобы конструкция была больше стабилизирована, итальянский инженер установил там 6 горизонтальных колец и 24 вертикальных ребра жесткости, которые удерживали общий вес в 37 000 тонн.

Свод Санта Мария дель Фьоре в виде 8-гранного двухслойного купола, воздвигнутый без арматуры, покрытый черепицей темно-красного оттенка, обвитый белыми ребрами и увенчанный мраморным снежно - белым фонарем, стал истинным символом Флоренции. Купол Филиппо Брунеллески по праву может считаться первым большим достижением инженерии в эпоху раннего Ренессанса. Кропотливо продуманная система связей обеспечила ему прочность и устойчивость. Величественный свод и по сегодняшний день возвышается над Флоренцией.

Интерьер и архитектура собора

Фасад Санта Мария дель Фьоре производит не меньшее впечатление, чем ее купол. Он выполнен при помощи специальных мраморных плит, на которых нанесены многообразные скульптурные композиции. В дополнение к фасаду выстроена прямоугольная колокольня, декорированная большим количеством ниш, заполненных статуями, а также медальонами-шестигранниками с изображением библейских сюжетов.

Внутреннее же убранство Санта Мария дель Фьоре, наоборот, соответствует лаконичному духу католической святыни. Проповедовавший тогда доминиканский священник Джироламо Савонарола отличался строгостью взглядов, что отразилось и на интерьере строящегося собора. Своды здесь украшены фресками, изображающих граждан Флоренции, которые оказали значимое влияние на жизнь страны, церкви, города. Это Данте Алигьери, Николо да Толлентино, Джованни Акуто и другие.

Витражи именитого собора заслуживают отдельного внимания. Здесь представлены 44 картины из стекла, украшающие собой арки нефов. Каждая посвящается деяниям святых Ветхого и Нового Заветов Библии. Полукруглые витражи, виднеющиеся в барабане купола, повествуют о жизненном пути Богоматери и Иисуса Христа. Сам же обширный свод был расписан в XVI веке великими художниками Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Картина посвящена Страшному суду, где снизу изображен Антихрист и жители Ада, а последующие кольца, уходящие вверх, отведены святым, ангелам, Богоматери и Христу. Пол собора, над созданием которого в начале 16 века работало сразу несколько знаменитых мастеров, выложен из мрамора.

Ныне Санта Мария дель Фьоре - одно из 5 самых величественных и грандиозных культовых сооружений мира длиной больше полутора сот метров и практически стометровой шириной. Единовременно собор может принять порядка 30 000 человек. Также при храме есть музей, отличная смотровая площадка, зал, сохранивший остатки древней церкви.

Информация для посещения

Собор находится по адресу: Соборная площадь, дом № 17. Добраться сюда не составит проблемы, ведь он расположен в центре Флоренции, являясь самой именитой городской достопримечательностью. Для проезда подойдут автобусы, едущие к Piazza del Duomo.

Не стоит удивляться очереди у главного входа, ведь здесь ежегодно бывает огромное количество туристов. Тем не менее плату за посещение собора не взимают.

Билет на посещение баптистерия, музея и смотровой площадки (колокольня + купол) составляет 10 евро. Он действует в продолжение шести дней после приобретения и сутки после первого использования.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – самая узнаваемая достопримечательность города. Великолепно декорированный, яркий образец готического искусства Италии, является своего рода символом Флоренции. Его красноватый купол и возвышающаяся колокольня виднеется почти из любого уголка города.

Строительство собора заняло не один век. Успело смениться несколько архитекторов. И не напрасно – сегодня «цветок святой Марии», как переводится название собора, поражает своей королевской грациозностью и монументальностью.

История создания собора Санта-Мария-дель-Фьоре

По замыслу архитекторов, собор во Флоренции по своему великолепию и масштабу должен был превзойти Пизанский и Сиенский соборы. Таким образом, стать главным собором Тосканы.

Собор построен на месте, где раньше располагался древнеримский храм, а после него — церковь Санта-Репарата. Поэтому место строительства главного кафедрального собора Флоренции уже было освящено задолго до его возведения.

Проект Арнольфо ди Камбио

Строительство собора началось еще в 1296 году по проекту Арнольфо ди Камбио. Под предводительством этого архитектора была построена основная часть здания.

Колокольня архитектора Джотто

После смерти Камбио в 1302 году работы по возведению собора были поручены знаменитому архитектору Джотто. Он построил колокольню и разработал эскизы фасадов здания. К сожалению, Джотто не удалось завершить строительные работы, т.к. в 1337 году он умер.

Казалось бы, наконец собор был практически построен. Но оставалось еще самое главное – купол.

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Дело в том, что возводить купол на огромной высоте было невозможно по техническим соображениям, а поднять готовый купол наверх – тоже задача не из легких.

Уникальный на тот момент способ поднятия купола на вершину собора предложил архитектор Филиппо Брунеллески. По его расчетам, для этого достаточно было использовать специальную систему консолей, состоящую из 24 вертикальных и 6 горизонтальных поясов. На вершине купола установили башенку-латерну — дело рук архитектора Микелоццо.

В общей сложности, работы по созданию и установке купола на соборе заняли 16 лет! И наконец, восхищающий своими размерами восьмигранный купол стал главным украшением прекрасного собора.

Окончание строительства

Однако, строительство собора еще не было закончено. После приостановки работ к созданию интерьера и украшению фасада приступили только в 19 веке. Полностью собор был построен только в 1887 году.

Архитектура собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор смотрится очень ярко и красочно, благодаря богато декорированному фасаду. Особый запоминающийся облик храму придает большое количество скульптурных элементов, которые видно издалека.

Фасад собора

Отделкой фасадов занимался Эмилио де Фабрис. Именно по его замыслу для декорирования фасада были использованы вертикальные и горизонтальные мраморные панели. Главными цветами отделки стали розовый, белый и зеленый.

По форме собор напоминает латинский собор с двумя трансептами и апсидой в форме полукруга, имеет три нефа. В длину здание достигает 153 метров, в ширину и высоту – 90 метров. Собор действительно восхищает своими размерами!

Центральный вход

Уже сам по себе центральный вход в собор представляет собой потрясающий образец неоготического искусства. Главные ворота выполнены из бронзы и богато декорированы разнообразными рельефными композициями – сценами из жизни Богородицы.

На передней части центрального входа возвышается барельеф Богородицы на троне, выполненный скульптором Тито Сарокки.

Арку над центральным входом украшает фреска с Мадонной, держащей лилию.

Интерьер собора

Внутри флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре приковывает взгляд богатый интерьер: преобладают композиционные элементы в стиле итальянской готики. Это и разнообразные арки, стрельчатые своды, галереи, многочисленные пилястры на стенах.

Внутреннее пространство собора поражает воображение своими размерами и одновременной лаконичностью убранства. Здесь нет такого огромного количества декоративных и скульптурных элементов, как снаружи.

В первую очередь обращают на себя внимание красочные витражи на арках нефов и трансептов. 44 изумительных витража изображают сцены из жизни святых, Христа и Богоматери.

На сводах собора располагаются уникальные фрески 15 века. Они изображают знаменитые флорентийцы: Джованни Аркуто, Данте Алигьери, Николо да Толлентино. Также здесь можно увидеть бюсты, выполненные Арнольфо ди Камбио, Бруннелески, Джотто ди Бондоне.

А наверху, под куполом собора Санта-Мария-дель-Фьоре, открывается настоящее чудо живописи — восхитительная роспись 16 века, выполненная Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Многоярусная роспись изображает сцены из Страшного суда, начиная с Ада и заканчивая изображением Богоматери и святых.

Главным религиозным сокровищем собора является урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, которая была обнаружена в 14 веке в руинах старинной церкви Санта-Репарата.

Особый интерес представляют оригинальные часы с обратным ходом, выполненные в 1443 году Паоло Учелло.

Пол в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре заслуживает отдельного внимания. Он был выполнен в 16 веке несколькими скульпторами.

Склеп собора

В склепе собора находятся гробницы флорентийских священников. Здесь же расположена могила создателя купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре – Филиппо Брунеллески, и могила другого архитектора собора — Джотто.

Излюбленное место туристов

На Соборной площади рядом с собором всегда много отдыхающих итальянцев и туристов. И неудивительно: ведь собор представляет собой один из самых величественных и масштабных храмов мира. Только представьте, одновременно в нем может находиться до 30 тысяч человек.

В соборе также располагается музей, где хранится множество интересных реликвий, и остатки церкви Санта-Репарата. А сверху, со смотровой площадки купола, открывается потрясающий вид на город и его окрестности.

Для посещения смотровой площадки купола желающим нужно преодолеть 463 ступеньки. Вход с северной стороны собора.

Музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore)

Расположенный недалеко от собора музей Дуомо заслуживает отдельного внимания. Это бывшая мастерская архитектора собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески, открытая как музей в 1891 году.

В музее выставлены многочисленные макеты и проектировочный чертеж купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре, изготовленный Брунеллески.

Здесь также хранятся многие украшения и знаменитые флорентийские скульптуры 15 века, перенесенные сюда из собора. Среди них скульптура «Пророк Аввакум» Донателло, статуя «Кающаяся Мария Магдалена», статуя Папы Бонифация VIII, выполненная Арнольфо ди Камбио, и незаконченная скульптура «Пьета», над которой работал Микеланджело.

Как добраться до собора

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре располагается в центральной части Флоренции по адресу .

Найти собор очень легко – его видно издалека и возле него всегда много туристов. Если вы поедете на автобусе, то вам подойдет любой автобус, идущий до Соборной площади.

Часы работы собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор открыт для посещения с понедельника по среду и в пятницу с 10.00 до 17.00, в четверг – с 10.00 до 15.30, в субботу – с 10.00 до 16.45, в воскресенье – с 13.30 до 17.00. Во время проведения торжественных мероприятий время, когда собор открыт, может изменяться.

Музей открыт с 9.00 до 20.00 ежедневно, в воскресенье – до 13.45. Музей закрыт каждый первый вторник месяца.

На смотровую площадку купола собора можно подняться ежедневно с 8.30 до 20:00.

Стоимость посещения

Вход в кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный! Поэтому нет необходимости покупать билет, если вы хотите посмотреть только собор. Смело вставайте в очередь у входа, которая двигается достаточно быстро, и не беспокойтесь о билетах.

А вот для посещения музея Дуомо, баптистерия Сан-Джованни, крипты древней церкви Санта-Репарата смотровых площадок на куполе и колокольне Джотто действует единый билет стоимостью 18 Евро по состоянию на 2019 год. Билет действителен в течение 72 часов после первого использования. По билету можно войти один раз в каждую достопримечательность.

На официальном сайте собора Санта-Мария-дель-Фьоре можно купить билеты и, соответственно, выбрать удобный день посещения. Обязательно распечатайте его.

Приобрести билет можно также на месте — напротив северных ворот баптистерия в Centro Arte e Cultura.

Название : La Cattedrale di Santa Maria del Fiore (it), The Cattedrale di Santa Maria del Fiore (en)

Другие названия : Санта-Мария-дель-Фьоре / Собор Святой Марии в цветах

Местонахождение : Флоренция (Италия)

Создание : 1296 - 1470 гг.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Филиппо Брунеллески, Арнольфо ди Камбио

Заказчик / Основатель : Медичи



История постройки

Собор, известный также под именем Санта-Мария дель Фьоре, начали стоить в 1296 году как готический храм, облицованный мрамором по традиции тосканской архитектуры романского периода. Грандиозный купол, самый высокий в Тоскане, вознеся над собором превосходства Флоренции в соперничестве средневековых городов-государств Италии. Постройка нефа завершилась в 1418 году. Конструкция нефа уже предопределила восьмигранную форму купольного барабану, опиравшегося на столбы, но решение задачи по возведению купола еще не было найдено.

Новаторский проект Филиппо Брунеллески сочетал в себе знание достижений готики и римского инженерного искусства со смелым практическим подходом. Достроенный мастером собор стал связующим звеном между средневековой готикой и архитектурой новой эпохи, проникнутой духом научных и эстетических изысканий. Брунеллески совершил переворот в развитии зодчества и проложил дорогу эпохе Ренессанса, превратившей Италию в центр новой культуры и искусства.

Архитектура собора

  1. Символ Флоренции. Грандиозный купол собора, покрытый темно-красной черепицей и связанный мощными белыми ребрами, будто царит над городом. Творение Брунеллески утвердило превосходство Флоренции над городами-соперниками – Пизовй, Сиеной и Луккой.
  2. Фонарь. Спроектированный Брунеллески беломраморный фонарь был завершен после смерти архитектора. Фонарь закрывает окулюс – круглое отверстие в вершине купола – и перераспределяет действие силы тяжести, уменьшая распор на стены барабана.
  3. Высокий купол. Впечатляющая высота купола, еще более увеличенная барабаном, потребовала профиля, который направил бы давление вертикально на опорную конструкцию. Барабан купола был дополнительно укреплен железными скобами.
  4. Ребра. В дополнении к 8 мощным ребрам, выступающим над поверхностью сегментов на 4 метра, в конструкции купола скрыты еще 16 ребер, лучами расходящиеся от центра.
  5. Многогранный купол. Проект отличали оригинальное конструктивное решение и продуманная строительная технология. Брунеллески соединил свободно опирающийся купол с многогранным куполом из 8 сегментов, уменьшив массу сооружения за счет пустоты между двумя оболочками. Древнеримская кирпичная кладка «в елку» и концентрическое расположение каменных блоков позволили впервые отказаться от кружал (временных деревянных помостов), которые невозможно было поставить при такой высоте и огромной ширине пролета.
  6. Укрепленный купол. Жесткость конструкции внутренней оболочки из камня и кирпича обеспечивают ребра, связанные рядами опоясывающих каменных колец. Внешняя оболочка купола выполняла роль защитного слоя.
  7. Каменные блоки. в основании купола размещены каменные блоки – перемычки между внешней и внутренней оболочками. На выступающих шипах крепился деревянный помост, на котором работали строители.
  8. Кампанила. Строительство кампанилы, или колокольни (1334-59 гг.), было начато Джотто и закончено уже после его смерти А. Пизано и Ф. Таленти. Стройная 4-ярусная квадратная башня высотой 84 метра украшена готическими окнами и лишена опорных столбов.
  9. Апсиды. В 1421 году площадь здания, крестообразного в плане, как все готические соборы, была увеличена за счет пристройки апсиды в форме полувосьмигранника. В апсидах разместились капеллы.
  10. Мраморные инкрустация. Разноцветные полосы мраморной облицовки и линии выступающих карнизов подчеркивают в облике собора горизонтальные членения – в противовес вертикальным, преобладающим в готической архитектуре Северной Европы.

Купол собора Санта Мария дель Фиоре

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Обычно исторический обзор архитектуры раннего итальянского Ренессанса принято начинать именно с возведения Брунеллески купола собора Санта-Мария дель Фьоре, что отнюдь не объясняется какими-нибудь узкими традициями, а имеет свое обоснование.

Задача возведения купола собора Санта-Мария дель Фьоре была не только чрезвычайно трудна для того времени в конструктивном отношении - методы римских мастеров за время средневековья были позабыты, - но, помимо этого, имела и общегуманистическое значение.

Старые готико-романские церкви, с их мистически-эмоциональным содержанием, с их декоративностью, с их формообразованием, как нельзя лучше соответствовали феодально-замкнутой общественной структуре, но ни в какой мере не могли удовлетворить новой идеологии, требовавшей функционально-логичной организации пространства, фасада и архитектурных масс, величественных, монументальных построек и новых, не менее величаво-спокойных архитектурных средств. Одним из этих средств являлось купольное перекрытие, уравновешенная красота которого в полной мере отвечала поставленным целям.

Возвратясь во Флоренцию, Брунеллески был приглашен попечителями Санта-Мария дель Фьоре и консулами Шерстяного цеха на совещание местных архитекторов и инженеров по поводу возведения этого купола, а через три года после совещания (1420) был объявлен уже широкий конкурс на изготовление модели и проекта купола.

Касательно возведения купола у архитекторов существовали различные мнения. Одни предлагали от уровня земли заложить столбы, на которые опирались бы арки и которые поддерживали бы тяжесть сруба; другие склонялись к тому, что купол в целях его облегчения следует сделать из туфа. Большинство же сходилось на необходимости соорудить посредине собора временный столб и поставить на нем свод, подобный куполу флорентийского баптистерия.

В разрез с мнением большинства, Брунеллески настаивал на возведении купола без громоздких и тяжелых дорогостоящих лесов и без подведения вспомогательных опор и сруба. Ему удалось убедить магистрат Флоренции в осуществимости подобного замысла и, практически подтвердив его постройкой небольшого свода над так называемой капеллой Каппони, он наконец получил заказ на возведение купола над Санта-Мария дель Фьоре.

При постройке он не мог, конечно, слепо копировать купол Пантеона , который изучал в Риме. Во-первых, этот купол покоится на цилиндрическом барабане, в соборе же Санта-Мария дель Фьоре предстояло перекрыть восьмигранную призму, в силу чего и будущий купол должен был иметь восьмигранную форму. Во вторых, он предполагал создать такой купол, который был бы виден издалека и господствовал бы над Флоренцией. В силу этого купол должен был приобрести известную остроконечность, стрельчатость. Требование стрельчатости купола диктовалось в значительной мере желанием мастера сохранить общность приема с самим собором, построенным, как известно, по чертежам более чем столетней давности и поэтому несущим ряд типично готических черт и приемов. Кроме того, необходимо было соблюсти единство рисунка собора и общего габарита.

В то же время Брунеллески было ясно, что сравнительно крутой подъем позволит ему избежать сильного горизонтального распора. Эта же идея, как известно, лежала и в основе всей готической стрельчатости.

Основная конструктивная мысль Брунеллески заключалась, как он пишет в своей записке, в том, что высокая дуга купола, «поднимаясь в своем изгибе все выше и выше, будет наконец нагружена фонарем, и они будут взаимно друг друга укреплять». Дальше он добавляет: «Купол ни в коем случае не может быть правильным, шаровидным сводом, так как верхняя его часть, на которой должен стоять фонарь, настолько велика, что нагрузка ее скоро привела бы к крушению».

При этом мастер убеждает себя, что купол следует сделать двойным, состоящим из наружной и внутренней оболочки. Наружная оболочка, по его мнению, должна служить для защиты внутренней оболочки от атмосферных влияний и дождя. Радиус кривизны наружного свода был установлен им в 4/5 наибольшего диаметра.

Как же выполнил Брунеллески эту сложную производственную и конструктивную задачу?

В основание купола - для преодоления горизонтального распора - он положил массивные железные связи, а затем начал сплошную кирпичную кладку из специально обожженных лекальных кирпичей до высоты примерно трех метров. Далее он разделил своды, причем сделал их различной толщины, так что наружная оболочка была несколько толще внутренней. По мере повышения сводов обе оболочки делались постепенно тоньше. Помимо оболочек снаружи было возведено восемь угловых ребер по числу граней купола и еще шестнадцать ребер по два ребра на каждый скат купола. Ребра сделаны из известняка и выше первых трех метров сплошной кладки соединялись каменными кольцами, скрепленными процинкованными железными обручами.

Венцы обоих сводов, в дополнение к этому, связаны еще длинными известковыми камнями. Кроме того, на высоте каждых примерно шести метров проведены небольшие сводики, выполненные целиком из прочного песчаника. На высоте двенадцати метров произведена кладка из кирпича, которая доведена до самого фонаря. Тщательно продумав структуру купола, Брунеллески не оставил без внимания мельчайших строительных деталей и вспомогательных приспособлений. Он интересовался водостоками, внутрикупольными лестницами, проходами. Тщательно продумана была и конструкция венчающего фонаря.

В ходе строительных работ мастер лично руководил каменщиками, сам на месте разрешал все возникавшие текущие вопросы, заботился о заготовке материала, вел всю административную работу, проверял качество работ, сам производил расчеты с рабочими, даже, чтобы не терять рабочего времени, организовал на куполе столовую с кухней.

Ему не суждено было возвести купол до конца: ко дню его смерти купол был доведен лишь до начала фонаря, полностью же закончен архитектором Джулиано да Майано в 1467 году.

Каковы же результаты, которых добился Брунеллески своей работой над куполом Санта-Мария дель Фьоре?

Самым главным является то, что была решена проблема купольного покрытия большого пролета, имевшая огромное значение на протяжении всей эпохи Возрождения. Правда, применение куполов в церковном зодчестве весьма распространено было и раньше (в Равенне, Венеции), но сама трактовка купольной формы была там совершенно иная. В то время как проторенессансные и романские зодчие использовали для своих построек примеры Византии и Востока, Брунеллески брал в качестве образца, главным образом, купольные сооружения античного Рима.

Достойную оценку творчества Брунеллески, нашедшего свое яркое выражение в куполе Санта-Мария дель Фьоре, дал Микеланджело . Работая над куполом собора Св. Петра в Риме и вспоминая купол работы Брунеллески, он сказал: «Повторять тебя не хочу, лучше сделать не умею».

Брунеллески были найдены конструктивные приемы, которые легли в основу всего дальнейшего строительства купольных сооружений. Ему удалось достигнуть необыкновенно органичного единства купола с построенным значительно раньше собором и таким образом сохранить общность стиля всего здания.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва
  • Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Мол. гвардия, 1990.
  • Нил Стивенсон "Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира" Издательство "Дорлинг Киндерсли" Лондон-Йью-Йорк-Сидней-Москва

Церковь Санта-Мария-дель-Фьоре является одной из главных Это целый архитектурный ансамбль, в который входит баптистерий (крестильня) и кампанила (колокольня). Последняя служит и ориентиром заблудившемуся туристу, поскольку она возвышается на девяносто метров. А ярко-красный купол Санта-Марии-дель-Фьоре является визитной карточкой столицы Тосканы. Кстати, о названии. Церквей, посвященных Богоматери, во Флоренции несколько. Совсем недалеко от вокзала располагается Санта-Мария-Новелла. Она похожа на инкрустированную шкатулку своим черно-белым фасадом. Но некогда она навевала на флорентийцев ужас, поскольку была церковью доминиканцев и инквизиции. А вот «Мадонна-в-Цветах» была для горожан местом собраний, символом величия Флоренции. Это или, как принято называть в Италии, Дуомо. В этой статье мы дадим наиболее полную информацию об этом храме.

Исторические предпосылки строительства

Это был конец тринадцатого столетия, когда после поражения гибеллинов власть папы римского упрочилась. И чтобы показать торжество католической церкви над «патаренской (альбигойской) ересью», стали возводиться огромные соборы. Они должны были возвышаться над всем городом как символ доминирования папской власти. К тому же не следует забывать о феодальной раздробленности, которую тогда переживала Италия. Дуомо Флоренции должен был «утереть нос» таким давним соперникам города, как Пиза и Сиена. Город также нуждался в таком храме, который был бы способен вместить все население. А огромная по тем временам Флоренция превосходила по числу жителей Лондон. Тридцать тысяч человек - вот какова вместимость кафедрального собора столицы Тосканы. Это по задумке архитекторов должен был быть крытый форум, где могли собраться все горожане христианского вероисповедания от мала до велика. Конечно, суммы постройка требовала астрономической. Но Флоренция тринадцатого веков переживала расцвет. Красильни шерсти и торговля приносили стабильный доход городу. А потому деньги на строительство были.

История Дуомо

Местом для возведения кафедрального собора была выбрана уже обветшалая за несколько веков церковь Святой Репараты. Решение о сносе построенного в четвертом столетии храма было принято в 1289 году. Как это принято и сейчас, был объявлен конкурс, но тендер выиграла флорентийская гильдия искусств, которая и поручила своему члену, зодчему Арнольфо ди Камбио, разработать проект. В заказе уточнялось, что Дуомо (Флоренция) должен стать большим по размерам и богаче украшенным, чем кафедральные соборы Сиены и Пизы. Первый камень в строительство был заложен папским легатом кардиналом Пьетро Валериано Дурагуерра в сентябре 1296 года. Арнольфо ди Камбио лично руководил работами. Но после смерти мастера в 1302 году строительство остановилось на целых двадцать восемь лет. Вероятно, сказалась нехватка средств на осуществление такого масштабного проекта. Но тут в строительство вмешались силы небесные. В цоколе Санта-Репарата были «чудесным образом обретены» мощи Зиновия Флорентийского. Новость о чуде была доведена до ушей христианского народа проповедниками, и дары благочестивых паломников помогли продолжить строительство.

Планировка собора

По проекту Арнольфо ди Камбио, эта постройка должна быть выполнена в форме Однонефная Санта-Репарата была дополнена еще двумя нефами по бокам. На конце их был задуман купол восьмиугольной формы. Полукруглая апсида и два боковых трансепта завершали планировку Дуомо. Флоренция в 1330 году назначила главным архитектором Джотто - самого модного и высокооплачиваемого мастера того времени. Но амбициозный зодчий вместо того, чтобы продолжать дело своего предшественника, занялся возведением колокольни. Джотто умер в 1337 году, когда был построен только первый ярус кампаниллы. А в 1347 году во Флоренцию пришла черная чума, и всем стало не до кафедрального собора. После окончания эпидемии работы возобновились. За без малого семьдесят лет строительства сменилось шесть главных архитекторов. Ими были Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини, Альберто Арнольди, д’Амброджо Джованни, Нери ди Фьораванте и Андреа Орканья.

Купол Дуомо (Флоренция)

К 1418 году стены были завершены. Оставалось только возложить на них купол. Но тут возникли сложности инженерного характера. Площадь предполагаемого купола была настолько обширной, что зодчие опасались, как бы он не рухнул. К тому же было непонятно, как доставлять строительные материалы на высоту свыше девяносто метров. Работы были прерваны на сорок лет. Флорентийский совет объявил очередной конкурс. Построить купол взялся Филиппо Бруннелески. Для стабилизации конструкции гениальный инженер установил на восьмигранном основании двадцать четыре вертикальных ребра и шесть горизонтальных колец. Такой каркас уже свыше половины тысячелетия удерживает тридцатисемитонный купол Санта-Марии-дель-Фьоре. Всё в нем рассчитано до мелочей. Даже лантерна (фонарная башенка) является не просто архитектурным украшением. Она добавляет нагрузку на барабан постройки, делает купол более устойчивым.

Параметры собора

Еще до того как купол Бруннелески был достроен, флорентийский Дуомо освятили. Это произошло в 1436 году. Для этой церемонии во Флоренцию прибыл сам римский понтифик, Евгений Четвертый. Это придало Санта-Марии-дель-Фьоре дополнительный вес в глазах мирян и клира. Величественная постройка поражает размерами. Общая площадь кафедрального собора составляет 8300 кв.м. Храм простирается на сто пятьдесят три метра в длину и на 90 м в ширину. Вместе с тем храм не производит впечатления массивного, давящего. Благодаря мастерству зодчих он как бы парит. Стены возвышаются на сорок пять метров. Их венчает купол диаметром в 42 м. Общая высота храма (от подножия до креста на верхушке) - сто четырнадцать метров. Но трудно поверить, что собор был полностью закончен лишь в 1887 году.

Внешняя отделка

Да-да, прекрасный фасад, прославивший Дуомо (Флоренция), является не произведением мастеров треченто или ренессансного квадроченто. Дело в том, что в шестнадцатом веке разыгрался настоящий строительный скандал. Многочисленные чиновники из магистрата пытались нагреть руки на тендерах. В результате Франциск I, великий герцог, приказал остановить работы по украшению фасада. Лишь в 1876 году за дело разрешили взяться зодчему и скульптору Эмилио де Фабрису. Он и придумал эту игру цветного мрамора, по палитре напоминающую итальянский флаг. Дизайнер использовал камень из Прато (зеленый), Мареммы (розовый) и Каррары (белый). Такая полихромная отделка выделяет собор. Над можно увидеть фрески, отражающие земную жизнь Девы Марии. Центральный вход украшает статуя Богоматери с младенцем Христом на руках. Барельеф окружают двенадцать апостолов. Сверху расположена ажурная готическая розетта. Рядом с ней видны медальоны с изображениями видных деятелей Флоренции.

Интерьер

Дуомо внутри не менее роскошный, чем снаружи. Но есть и определенный контраст между кружевной вязью внешнего декора и лаконичностью убранства интерьера. Об этом позаботился в свое время доминиканский проповедник Саванарола, упрекавший флоренийцев в том, что они больше думают о внешнем лоске, чем о духовной составляющей религии. Но до фресок пятнадцатого столетия, расположенных на своде собора, местные пуритане так и не добрались (на радость потомкам). Эти картины изображают известных флорентийцев - Данте Алигьери, Джотто, Николо да Толлентино, Джованни Акуто и других. Главной католической святыней храма, привлекающей сейчас не столько паломников, сколько туристов, являются мощи Зиновия Флорентийского, которые, как мы помним, дали стимул к дальнейшему строительству Дуомо. Еще одно украшение собора - часы, разработанные в 1443 году Паоло Уччело. Стрелки этого хронометра движутся в обратном направлении, отмеряя время, оставшееся до Страшного Суда.

Витражи

Нельзя обойти вниманием прекрасные Сорок четыре витража украшают трансепты и арки нефов собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Их можно рассматривать часами. Самые верхние витражи - в куполе - иллюстрируют деяния Христа и жизнь Мадонны. А нижние картины посвящены пророкам Ветхого и святым Нового Завета. Сам купол, первоначально белый (Бруннелески полагал, что его детище является настолько прекрасным, что в дополнительном декоре не нуждается), был в конце шестнадцатого века расписан художниками Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Эта эпическая фреска изображает загробную жизнь. Нижний ярус - это грешники ада, которым недоступно покаяние. Вместе с Антихристом они будут мучиться вечно. Выше изображены души в Чистилище. А совсем вверху, у свода купола, в сонме ангелов небесных можно увидеть Иисуса Христа, Деву Марию, фигуры Апокалипсиса и святых.

Архитектурный комплекс

Дуомо (Флоренция) включает в себя не одну церковь Санта-Мария-дель-Фьоре, а несколько строений. Баптистерий, названный в честь Иоанна Крестителя, намного древнее, чем кафедральный собор. Он существовал еще во времена маленькой церквушки Санта-Репарата (4 столетие), а современный вид принял в двенадцатом веке. Рядом с пятым по величине собором в мире возвышается колокольня. Ее фундамент был заложен еще главным зодчим собора Арнольфо ди Камбио. Проект был разработан Джотто. Он же возвел и первый ярус этой восьмидесятипятиметровой кампанилы. Далее его проект воплощал в жизнь Андреа Пизано, а довершил творение Франческо Таленти. Как и кафедральный собор, колокольня облицована тремя видами ценного мрамора. Сейчас всякий может подняться на смотровую площадку на вершине колокольни. С нее открывается умопомрачительный вид на Флоренцию и окрестные холмы. Кстати, похожая площадка есть и на куполе собора.

Музей

Есть еще одно строение в комплексе Дуомо. Это музей. Это здание, хоть и светское, тоже очень примечательно. Ведь в нем располагалась мастерская Бруннелески. В 1891 году в этом здании открылся музей, который непременно нужно посетить. Ведь собор Дуомо во Флоренции постоянно обновлялся. Старые части, представляющие огромную историческую и культурную ценность, переносились в музей. Там можно увидеть не только хоры, которые служили певчим пятнадцатого века, но и многое из внутреннего убранства церкви, баптистерия и колокольни. Настоящей жемчужиной экспозиции являются макеты и чертежи купола, созданные самим Филиппо Бруннелески. Заслуживает внимание также коллекция скульптур, некогда украшавших фасад и интерьеры храма. Среди них выделяется незавершенная работа Микеланджело - «Мадонна, оплакивающая Христа» (Пьетта).

Храм-музей

Пройти в Дуомо и полюбоваться фресками и витражами может каждый желающий. Вход в церковь абсолютно бесплатный. Не пугайтесь очереди у главных ворот, она движется очень быстро. Но чтобы взглянуть на купол вблизи, а также подняться на смотровую площадку или спуститься в крипту, где представлены остатки древней церкви Санта-Репарата, нужно заплатить денег. Если вы намерены детально ознакомиться с архитектурным комплексом Дуомо, лучше купить единый (комплексный) билет.

Стоимость посещения и часы работы

Собор Дуомо открыт каждый день. Но время, когда туристам можно попасть внутрь, меняется в зависимости от дней недели. С понедельника по среду храм открыт с пол-одиннадцатого до пяти. По четвергам и пятницам он закрывается в половине четвертого, по субботам - в 16:45. В воскресенье Санта-Мария-дель-Фьоре открывается только с половины второго и работает до шести. Вход на смотровую площадку и в музей доступен с 10:30 до семи ежедневно, лишь в субботу туда пускают до 16:40. Скрипту с руинами Санта-Репараты можно посмотреть за скромную плату в три евро. Подъем к куполу или на обзорную площадку колокольни стоит 6 Є. Лучше купить единый билет. Он стоит немало - тридцать евро. Но он действует целые сутки после первого контроля и открывает двери в музей, баптистерий, на смотровые площадки кампанилы и купола, крипту, а также на кладбище неподалеку.

Общие сведения о соборе

Одной из самых красивых и величественных достопримечательностей Флоренции и Италии в целом является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore). Это роскошный комплекс, возведенный в готическом стиле, который помимо самого собора, включает в себя баптистерий и колокольню.

Великолепная достопримечательность, название которой дословно переводится на русский язык как «цветок святой Марии» , в настоящее время принадлежит к Всемирному наследию ЮНЕСКО и находится под охраной государства.

Местонахождение собора Санта-Мария-дель-Фьоре и фотографии

Расположился величественный собор Санта-Мария-дель-Фьоре на просторной главной площади , которая носит название Дуомо.

Это местечко по праву считается самым сердцем этого итальянского города.

Удобнее и быстрее всего добираться сюда, воспользовавшись автобусными маршрутами №6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, а также 71. Если же вы прибыли во Флоренцию на поезде, прогулка от железнодорожного вокзала до собора займет у вас не более пятнадцати минут.

Время работы и режим экскурсий

Соборный комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре открыт для посещений ежедневно, кроме Новогодних праздников, Рождества, Крещения и Пасхи.

График работы собора:

  • С понедельника по четверг: 10:00-17:00
  • В пятницу: 10:00-16:00 или 10:00-17:00 (в зависимости от времени года)
  • В субботу: 10:00-16:45
  • В воскресенье и по всем религиозным праздникам: 13:30-16:45.

Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре является свободным . Каждый день с 10:30 по 12:00, а также с 15:00 для посетителей этой достопримечательности проводятся бесплатные экскурсии.

Баптистерий Сан-Джованни, входящий в состав этого готического комплекса также открыт для ежедневных посещений. За вход сюда необходимо заплатить три евро.

Несколько дороже обходится туристам экскурсия в башню собора. Стоимость билета в эту достопримечательность составляет шесть евро. Башня открыта для посетителей каждый день с 08:30 до 19:00.

Знаете ли вы о существовании такой достопримечательности Италии, как ? Историю создания и фото этого архитектурного творения найдете на нашем сайте!

История, архитектура и описание собора Санта-Мария-дель-Фьоре


Величественный и грандиозный комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре по праву завоевал звание символа Флоренции. В конце XIII столетия началось строительство кафедрального собора, автором которого являлся знаменитый архитектор Арнольфо ди Камбио.

Собор был возведен в том самом месте, где в былые времена располагалась древняя базилика Санта Реперата. Спустя почти двести лет у собора Санта-Мария-дель-Фьоре появился красивейший купол, изготовленный из красного кирпича - этот элемент признан самым крупным куполом в мире .

Что касается строительства фасада собора, оно было завершено только лишь в девятнадцатом столетии. Освятил собор Папа Римский Евгений IV, а произошло это знаменательное событие 25 марта 1436 года.

Благодаря неповторимому и гармоничному сочетанию натурального мрамора трех различных оттенков - белого, розового и зеленого - фасад этой величественного здания постоянно притягивает к себе восторженные взоры туристов, прибывших во Флоренцию со всего мира.

Выдающийся комплекс сооружений Санта-Мария-дель-Фьоре включает в себя целых пять самостоятельных памятников архитектуры, каждый из которых заслуживает особого внимания туристов.

К ним относятся:

  • огромный кирпичный купол;
  • баптистерий Сан-Джованни;
  • склеп Святого Репарата;
  • колокольня Кампанила Джотто;
  • галерея-музей Опера-дель-Дуомо.

Для соборного комплекса Санта-Мария-дель-Фьоре характерен весьма строгий дизайн интерьера. Фасад собора украшает статуя Божьей Матери, которая держит на своих руках святого младенца и цветок лилии.

По обе стороны от статуи Девы Марии выстроились скульптуры всех двенадцати апостолов . В самой верхней части фасада - в круглом окошке, носящем название «тимпан» — находится изображение Небесного Отца, который будто бы наблюдает за грешным миром со своей высоты…

Купол для собора спроектировал известный итальянский архитектор по имени Филиппо Брунеллески. Это сооружение по праву является единственным и уникальным в своем роде. Во время его возведения, которое продолжалось с 1418 по 1434 год, совершенно не прибегали к использованию лесов.

Вес этой грандиозной конструкции, на строительство которой было потрачено приблизительно четыре миллиона кирпичей, составляет около сорока тонн. При этом высота купола - 42 метра, а ее диаметр - 45 с половиной метров. Постройка настолько крепка, что ей абсолютно не страшны ни грозы, ни землетрясения, ни любые другие устрашающие явления природы.

Необходимо пешком преодолеть 460 ступеней для того, чтобы перед глазами открылся наиболее красивый и выигрышный вид на купол собора. Удивительной красоты фрески, созданные мастером Джорджо Вазари и завершенные его учеником Федерико Цуккари, будоражат воображение каждого, кому посчастливилось хоть раз взглянуть на них!

А на верхней части этого великолепного купола яйцевидной формы располагается смотровая площадка , забравшись на которую можно вдоволь наслаждаться самыми привлекательными и живописными видами Флоренции.

Наиболее древним сооружением в комплексе является Баптистерий Сан-Джованни (святого Иоанна). Построенный в 5 столетии, изначально он исполнял роль языческого храма, однако, спустя определенное количество времени был перестроен и видоизменен исходя из потребностей последователей христианской религии.

Свой теперешний вид баптистерий приобрел в середине XI века, когда его богато украсили дорогим мрамором, а также дополнили монументальным куполом и апсидой прямоугольной формы с западной стороны сооружения. Несколько столетий позже баптистерий приобрел в качестве наружного украшения великолепные дверные комплекты, выполненные из бронзы, над которыми расположились мраморные скульптуры.

Одним из ярчайших примеров готической архитектуры, которая процветала во Флоренции в 14 столетии, является восхитительная колокольня Джотто , входящая в комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре.

Для этой часовни создано четкое квадратное основание, а также оформление фасада мрамором выполнено точно таких же цветов, которые использовались при оформлении собора - белого, розового и зеленого.

Неповторимую элегантность колокольне придает значительное количество оконных конструкций, которые имеют преимущественно крупные размеры и остроконечную форму. На 400-метровой высоте располагается большая и просторная терраса, с которой открываются чарующие панорамы Флоренции.

Склеп Святого Репарата располагается прямо на том самом месте, где некогда (а именно, до 1379 года) располагалась старинная базилика под названием Санта Репарата. Судя по обнаруженным в 1965-1973 годах остаткам древней базилики, можно было определить, что она состояла из трех нефов, области поклонения, а также центрального зала, окруженного колоннадами.

Повышенное внимание туристов привлекает разноцветная мозаика, использовавшаяся для декорирования пола. Один из малочисленных элементов, сохранившийся в мозаике до сегодняшнего времени - павлин бессмертия . На стене, имеющей полукруглую форму, сохранилась красивая фреска, создателем которой являлся знаменитый итальянский живописец Джотто.

Музей собора Опера ди Санта Мария дель Фьоре

Одним из наиболее значимых сооружений в соборном комплексе Санта-Мария-дель-Фьоре является музей Опера ди Санта Мария дель Фьоре. Основанный в далеком 1296 году в качестве здания, предназначенного для администрации строительства Собора, он пережил несколько реставраций и был торжественно открыт 3 мая 1891 года.

На сегодняшний день музей соборного ансамбля Санта Мария дель Фьоре официально признан второй по счету (после Ватикана) самой крупной и обширной в мире коллекцией священного искусства. Кроме того, на территории этого музея по сей день находятся реставрационные мастерские.

В первой экспозиции музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре были представлены шедевры искусства, которые сейчас располагаются в самом здании кафедрального собора - скульптура папы римского Бонифация VIII, а также статуя «Мадонна с младенцем на троне», которую гораздо чаще называют «Мадонной со стеклянными глазами».

А также здесь были представлены художественные работы Арнольфо ди Камбио, выполненные специально для первого фасада собора. Декорацию двух хоров выполняли знаменитые мастера Донателло и Лука делла Роббиа .

А над созданием серебряного алтаря для баптистерия, отображающего фрагменты из жизни Иоанна Крестителя, работали такие выдающиеся мастера, как Микелоццо, Веррокьо, Поллайоло и Кенини.

Спустя некоторое время экспозиция музея была дополнена другими скульптурными композициями, созданными великими мастерами Донателло, Масо ди Банко, Андреа Пизано, а также Нанни ди Бартоло.

В настоящее время среди экспонатов музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре представлены :

  • скульптура «Мария Магдалина» из дерева, выполненная мастером Донателло;
  • работа Андреа Сансовино «Крещение Христа»;
  • работа Лоренцо Гиберти «Врата рая»;
  • знаменитая скульптура под названием «Пьетта», созданная Микеланджело специально для собственного надгробия автора;
  • барельефы для хоров собора, изготовленные из мрамора скульптором Баччьо Бандинелли;
  • разнообразные священные реликвии и церковная утварь;
  • богатая коллекция макетов фасада и куполов собора, выполненных из древесины.

В настоящее время музей собора Опера ди Санте Мария дель Фьоре является временно недоступным для широкой публики. Однако с ноября 2015 года его двери вновь откроются для многочисленных посетителей.

На страницах нашего сайта вы найдете обзор лучших отелей и — замечательного города, находящегося на берегу Лигурийского моря!

Чем известен Римини — один из самых популярных среди туристов городов Италии? Достопримечательности и фото смотрите .



Loading...Loading...