Советская 120 миллиметровая мина. Интернет-приложение журнала "байанай"

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 6/2008, стр. 36-42

120-ММ БУКСИРУЕМЫЙ КАЗНОЗАРЯДНЫЙ МИНОМЕТ «НОНА-М1»

Семен Федосеев

Окончание. Начало см. в «ТиВ» №5/2008 г.

Материал подготовлен при содействии 25 Отдела им. А-Г. Новожилова ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ»

Использованы фото

ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ»

и из архива редакции

120-мм буксируемый нарезной полуавтоматический казнозарядный миномет 2Б-23 предназначен для вооружения мотострелковых подразделений Сухопутных войск (минометные батареи мотострелковых батальонов) и парашютно-десантных подразделений ВДВ. Миномет буксируется армейскими автомобилями с расчетом и боеприпасами, десантируется парашютным способом на штатных парашютных платформах ВДВ.

Миномет обеспечивает поражение различных целей: живой силы противника (в том числе - в средствах индивидуальной бронезащиты); его огневых средств, расположенных открыто и находящихся в неперекрытых укрытиях полевого типа, на крутых обратных скатах высот, в глубоких лощинах, в ущельях, лесах; открыто расположенных бронированных объектов легкого класса по весу (БМП, БТР, БРМ, самоходные ракетные комплексы); командно-наблюдательных и наблюдательных пунктов мотопехотных (пехотных) подразделений; отделений (взводов) 81-120-мм буксируемых и самоходных минометов; разрушение окопов, траншей, ходов сообщения и легких деревоземляных сооружений.

2Б-23 может вести огонь с закрытых огневых позиций как подготовленных, так и неподготовленных, имеющих различный характер грунта (в том числе на болотистых и мягких грунтах с соответствующим оборудованием огневых позиций), в любое время года и суток.

В батальонах Сухопутных войск новый миномет должен заменять старый заслуженный 120-мм миномет ПМ-38 (полковой миномет обр. 1938 г. и его модификации). Десантники же пока планируют использовать миномет 2Б-23 для обучения расчетов самоходных орудий «Нона-С». Однако переброска миномета транспортным вертолетом вместе с тягачом, боекомплектом и расчетом может обеспечить боевое применение «Ноны-М1» и в ВДВ. В сочетании с возможностью буксирования легкими автомобилями и выбора позиции на резкопересеченной местности это делает миномет интересным и для горных мотострелковых подразделений.

Любопытно, что миномет 2Б-23 заинтересовал и МЧС: сравнительно легкое орудие, доставляемое вертолетом, ведущее огонь под большими углами возвышения с достаточно хорошей меткостью стрельбы и могуществом боеприпаса, может оказаться весьма полезным в борьбе с лавинами и ледяными заторами.

Устройство миномета

Миномет выполнен по жесткой схеме с поглощением силы отдачи грунтом через опорную плиту. Миномет состоит из пяти частей: ствольная часть, рама с казенником, двунога-лафет с колесным ходом, опорная плита, прицел МПМ-44М.

Ствольная часть состоит из ствола, обоймы, стопора, затвора, удержника, шворневой лапы. Ствол представляет собой трубу с нарезным каналом, в казенной части он имеет цилиндрическую камору и обтюрирующий скат. Нарезная часть ствола имеет 40 нарезов постоянной крутизны. Начало нарезов в казенной части имеет заходы в виде скосов на боковых гранях полей нарезов - эти заходы облегчают введение в нарезы выступов на ведущем пояске снаряда при заряжании. На дульной части ствола крепится шворневая лапа для сцепления миномета с автомобилем и для удобства перекатывания миномета силами расчета, а на казенной части - обойма, служащая для соединения ствольной части с казенником, а также для крепления затвора и удержника. Стопор служит для крепления затвора на обойме, обеспечения разворота затвора при его закрывании и открывании, а также фиксации в открытом положении. Ствольная часть шарнирно соединена с рамой с казенником и совместно с ней устанавливается шаровой опорой в опорную плиту.

Затвор в орудиях семейства «Нона» представляет собой, пожалуй, наиболее оригинальный узел. Во взаимодействии с рамой и казенником он обеспечивает окончательное досылание выстрела в канал ствола, закрывание и запирание канала ствола и производство выстрела. Затвор состоит из скалки, рамы с обтюратором, бойка, механизма возврата бойка и механизма блокировки бойка. Упруго-пластический обтюратор типа Банжа состоит из подушки (армированная проволокой асбестовая оболочка, заполненная резиновой массой и обжатая в дискообразную форму), переднего и заднего разрезных колец, двух центральных колец, шести малых колец и шести втулок. Положение бойка в затворе, в отличие от ранних орудий «Нона», мало зависит от состояния обтюратора, а точнее - от температурных изменений размеров подушки обтюратора. Это упрощает расчету регулировку и обслуживание орудия (миномета). Однако для надежной обтюрации пороховых газов при выстреле подушка обтюратора должна плотно прилегать к обтюраторному скату ствола. Такое плотное прилегание обеспечивается подбором дисков обтюратора различной толщины из группового комплекта ЗИП.

Миномет 2Б-23 в положении для стрельбы на колесах (при большом угле возвышения).

Дульная часть ствола миномета со шворневой лапой. Хорошо видны нарезы в канале ствола.

Рама с казенником объединяет в единое целое ствольную часть, опорную плиту и двуногу-лафет с колесным ходом и состоит из следующих частей: ложа, в котором крепится ствол и которое соединено с рамой цапфами; рамы с закрепленными на ней стопором и штангой; толкателя; вертлюга с укрепленным на нем кронштейном прицела; казенника, к которому прикреплены упор плиты, педаль, спусковой рычаг, кронштейн и упор.

Укрепленный в ложе ствол для заряжания поворачивается в вертикальной плоскости. Для уменьшения воздействия сил отдачи при выстреле на двуногу-лафет и прицел на раме с казенником установлены пружинные амортизаторы. Механизм открывания включает боевую плитку с выступом для стопорения ствола в запертом положении. В боевой плитке размещен ударный механизм, предназначенный для производства удара по бойку и включающий ударник и боевую пружину. Спусковой механизм приводится в действие поворачивающимся рычагом.

Двунога-лафет с торсионной подвеской колесного хода соединена с рамой быстроразъемным соединением. На оси двуноги-лафета размещены механизмы наведения, обеспечивающие придание ствольной части заданных углов вертикального и горизонтального наведения. Механизм наведения имеет возможность перемещения по оси в результате взаимодействия шестерни (получающей вращение от рукоятки через червячный привод) с зубчатой рейкой, нарезанной на одном из шлицев оси. Имеется также механизм горизонтирования. Винтовой подъемный механизм с двойным винтом смонтирован на каретке двуноги-лафета. Внутрь оси вставлены две штанги, на концах которых закреплены сошники, а в штанги вставлены оси с балансирами, на которых закреплены колеса. Балансиры соединены с торсионами.


Двунога-лафет при положении миномета для стрельбы с опорой на сошники: слева - с надетыми колесами, справа - со снятыми колесами (с увеличенной шириной колеи).

Миномет 2Б-23 в положении для заряжания:

1 - ствольная часть; 2 - двунога-лафет с колесным ходом; 3 - стойка прицела; 4 - прицел МПМ-44М; 5- кронштейн прицела; 6 - шпонка; 7 - рама с казенником; 8 - штанга; 9 - ручка; 10 - затвор; 11 - тросик; 12 - шнур с карабином; 13 - скоба; 14 - опорная плита; /5 - упор; 16-18 - рукоятки; А - упор.

К существенным особенностям двуноги-лафета Следует отнести переменную ширину хода: за счет горизонтального перемещения штанг молено менять ширину колеи и тем самым приспосабливать миномет к буксированию различными автомобилями. Стрельба из миномета может вестись как с надетыми колесами, так и со снятыми. Последний вид стрельбы считается основным, при этом ось колесного хода поворачивается так, чтобы опоры сошников встали на грунт.

Сварная опорная плита, как и в любом миномете, предназначена для передачи на грунт действия отдачи при выстреле и обеспечения устойчивости миномета при стрельбе. Используемая в настоящее время опорная плита представляет собой плиту для миномета комплекса 2С12 («Сани») с тремя сошниками и наваренным на нее дополнительным кольцом. Поворотный вкладыш обеспечивает горизонтальное наведение миномета в пределах 360° (с перестановкой двуноги-лафета). Плита имеет шесть ручек для переноски.

Опорная плита миномета, опущенная на грунт.

2Б-23 снабжен съемным электрооборудованием. При буксировании миномета оно служит для передачи сигналов от автомобиля на габаритные огни миномета, указатели поворота и торможения.

Всего конструкция миномета 2Б-23 включает 343 детали. Масса миномета в боевом положении составляет около 420 кг, в походном - 514 кг. Для сравнения: 120-мм полковые минометы обр. 1938 г. и обр. 1943 г. имели массу в боевом положении около 275 кг, а в походном - 560 кг.

Оптический минометный прицел МПМ-44М представляет собой модификацию стандартного, давно знакомого войсковым артиллеристам минометного прицела. Он состоит из визира и механизма наведения (угломерный механизм и механизм углов возвышения), устанавливается на кронштейн прицела или на стойку прицела. Прицел имеет кратность увеличения 2,55х, поле зрения 9°, диапазон измеряемых с его помощью углов (в тысячных) в горизонтальной плоскости - 60-00, в вертикальной плоскости - от 6-50 до 15-00. Цена деления шкал угломера и механизма углов возвышения (в тысячных): грубых - 1-00, точных - 0-01. Сетка прицела кроме перекрестия включает коллиматорную шкалу. Она используется в случае применения прицела в комплекте с орудийным коллиматором К-1 (когда нет удаленных и хорошо видимых точек наводки).

Для грубой наводки прицела на точку наводки или цель могут использоваться мушка и прорезь с левой стороны корпуса визира прицела. Для освещения сетки, шкал грубой и точной наводки, уровней прицела МПМ-44М, коллиматора К-1 применяется прибор ЛУЧ-ПМ2М.

Для управления огнем батарей минометов 2Б-23 используются штатные средства управления огнем наземной артиллерии. Подобное применение получат и перспективные разработки. Можно сказать даже, что эффективное использование возможностей минометов 2Б-23 (увеличенная дальность стрельбы и лучшая, чем у гладкоствольных минометов кучность, возможность быстрого открытия огня и широкий диапазон применяемых боеприпасов) требует модернизации комплекса средств разведки и управления.

Для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта предусмотрены комплекты ЗИП: одиночный - на каждый миномет, групповой - на шесть минометов, ремонтный - на 18 минометов.

Работа частей и механизмов миномета 2Б-23

Процесс заряжания миномета выглядит следующим образом. Для первого открывания затвора необходимо нажать ногой до упора педаль внизу миномета, при этом смещается назад боевая плитка, и ствольная часть освобождается. Для приведения ствольной части в положение для заряжания ее нужно потянуть за ручку. Повороту ствольной части относительно рамы с казенником способствует подпружиненный шток, действующий на бобышку ложи в направлении, перпендикулярном оси канала ствола, а также положение центра масс ствольной части впереди и выше оси цапф. При повороте ствольной части штанга с тягой, соединенная со скалкой затвора, перемещает затвор назад, при этом ролик стопора, взаимодействуя с фигурным пазом, в процессе продольного перемещения затвора поворачивает затвор влево-вниз. В конце поворота затвор фиксируется. В результате ствольная часть находится в положение для заряжания, линия заряжания свободна, удержник опущен. При открытом затворе, кстати, удержник можно вручную зафиксировать в поднятом положении - например, чтобы не выломать его банником при чистке ствола.

Боеприпасы перед заряжанием готовятся аналогично орудию 2С9 «Нона-С». Собранный выстрел вручную вводится с казенной части в канал ствола за удержник. При упоре выступа на пояске снаряда в заход нареза ствола заряжающий немного поворачивает снаряд до совпадения выступов с нарезами. При досылке оживальная часть снаряда или мины приподнимает удержник, тот пропускает выстрел и после досылания выстрела опускается вниз и удерживает выстрел в стволе от выпадания. После этого расчет энергично опускает ствольную часть за ручки вниз, при этом штанга за скалку тянет затвор вперед, а затвор за счет взаимодействия ролика с фигурным пазом поворачивается на линию досылания и, продолжая движение вперед, окончательно досылает выстрел в ствол.

В конце движения затвор кольцом и обтюратором поднимает удержник. В конце поворота ствольной части затвор утапливает боевую плитку, которая в крайнем нижнем положении стопорит ствол в запертом положении. Миномет готов к выстрелу.

Выстрел производится с помощью спускового шнура, пропущенного через отверстие кронштейна и закрепленного на рычаге спускового механизма. При натягивании шнура рычаг с взводом поворачивается, ударник перемещается назад и вместе с движущимся вперед патрубком сжимает боевую пружину. При дальнейшем повороте рычага происходит спуск ударно-спускового механизма, ударник с наконечником под действием боевой пружины идут вперед, ударяют по бойку, тот накалывает капсюль воспламенительного заряда выстрела. После накола капсюля боек под действием пружины и давления пороховых газов возвращается назад в исходное положение. Под действием отдачи миномет откатывается назад, передавая большую часть энергии отдачи опорной плите.

В конце выстрела, уже после вылета снаряда (мины) из канала ствола, ствольная часть вместе с рамой и казенником под действием упругих сил плиты и грунта накатываются вперед. При этом боевая плитка под действием собственной инерции стремится остаться на месте и, таким образом, движется относительно казенника назад. Это ее движение и используется для освобождения ствольной части.

По окончании наката движение ствольной части вперед, положение ее центра масс (а без выстрела в казенной части он, как уже говорилось, находится впереди и выше цапф) и усилие подпружиненного штока страгивают ствольную часть с места и поворачивают в положение для заряжания. В этом и заключается работа «полуавтоматики» миномета. Дальнейшая работа механизмов и частей происходит так же, как и при первом открывании затвора. Если по каким-либо причинам (например, уплотнение грунта под опорной плитой и, как следствие, отсутствие его упругого действия и наката вперед) ствольная часть после выстрела не переводится в положение для заряжания, ее нужно перевести в это положение вручную, как это описано для первого заряжания.

Миномет 2В-23 в боевом положении для стрельбы на малом угле возвышения.

Миномет 2Б-23 в разобранном для переноски состоянии (колеса от двуногли-лафета еще не отделены).

Расчет миномета 2Б-23 включает пять человек: командир, наводчик, замковый, заряжающий, установщик. К этому можно добавить водителя автомобиля, с той лишь поправкой, что буксируемый миномет 2Б-23 и его автомобиль-буксировщик не «привязаны» накрепко друг к другу. То есть автомобиль-буксировщик миномета при необходимости может использоваться для решения других задач, а в случае поражения автомобиля можно подцепить миномет к другому.

При буксировании автомобилем миномет зацепляют за крюк автомобиля шворневой лапой на ствольной части и страхуют цепью дульного чехла. При невозможности буксирования (например, на резко пересеченной местности) миномет можно без использования инструмента разобрать на б частей, каждая из которых по весу не превышает 100 кг. Для сравнения: масса ствола французского миномета МО-120-RT-61 составляет 114 кг, колесного лафета - 257 кг, опорной плиты - 190 кг.

Для разборки миномета на крупные части расчет переводит его в боевое положение, после этого ствольная часть отделяется от рамы с казенником, затем рама с казенником отделяется от двуноги-лафета и опорной плиты. При сборке на позиции сначала рама с казенником вставляется в плиту, затем присоединяется двунога-лафет с колесным ходом, ствольная часть соединяется с рамой с казенником. Разумеется, при таких размерах и массе частей расчет может переносить разобранный миномет только на небольшие расстояния и в несколько «ходок», либо с привлечением бойцов от поддерживаемого подразделения (особенно с учетом необходимости переноски боеприпасов). К разборке миномета (благо производится она быстро) расчет может прибегать и в случае большого заглубления опорной плиты в грунт. Тогда после разборки оставшаяся в грунте плита извлекается за трос с помощью автомобиля.

Для горных частей, также как и для воздушно-десантных, важна возможность переброски миномета с расчетом и боекомплектом транспортно-боевым вертолетом и высадки на небольшую площадку. Правда, горные войска и в настоящее время должны рассчитывать на такое испытанное средство транспорта, как вьючные лошади, а части разобранного миномета находятся «на пределе грузоподъемности» лошади для перевозки во вьюках в горах.

Немного о боеприпасах

Для стрельбы из миномета 2Б-23 («Нона-М1») могут использоваться 120-мм выстрелы орудий семейства «Нона» с осколочно-фугасными снарядами с готовыми нарезами на ведущем пояске и с оперенными минами из боекомплекта 120-мм минометов. В этот перечень входят выстрелы:

ЗВОФ54 с осколочно-фугасным снарядом ЗОФ49;

ЗВОФ55 с активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом ЗОФ50;

ЗВОФ54-1 с осколочно-фугасным снарядом ЗОФ49 с взрывателем АР-5;

53-ВОФ-843Б и ЗВОФ79 с осколочно-фугасной миной ОФ-843Б;

ЗВОФ57 и ЗВОФ69 с осколочно-фугасной миной ЗОФ36;

53-ВД-843 с дымовой миной Д-843;

ЗВС24 с осветительной миной ЗС9;

ЗВ34 с зажигательной миной;

ЗВД16 и ЗВД17 с дымо-курящей миной ЗД14.

Могут применяться и оперенные мины зарубежного производства к 120-мм минометам.

К орудиям семейства «Нона» разработаны и новые боеприпасы. Для повышения эффективности осколочного действия в одном из новых снарядов реализованы более равномерная дроблимость корпуса и повышенная до 2500 м/с скорость разлета осколков. Выстрелы с новыми снарядами могут войти и в боекомплект «Ноны-M1».

Возможно использование «Ноны-М1» в комплексе с управляемой 120-мм миной по типу мины комплекса «Грань». Но пока доработки мины для стрельбы из нарезного миномета и опытов такой стрельбы, насколько известно, не проводили.

Выстрелы для орудий семейства «Нона», включая миномет 2Б-23 (показаны с миной

и снарядами в инертном снаряжении).

О других системах

120-мм миномет давно любим нашей армией. 120-мм полковой миномет обр. 1938 г., разработанный под руководством Б.И. Шавырина, стал одним из лучших образцов в период Второй мировой войны. Его модернизированный образец оставался на вооружении и после войны. В 1955 г. на вооружение был принят созданный Б.И. Шавыриным 120-мм миномет М-120, дальность стрельбы которого за счет использования дальнобойного заряда была увеличена с 5,7 до 7,17 км.

В конце 1960-х гг. 120-мм минометы в Советской армии были переданы из полкового звена в батальонное. Это заметно повышало огневые возможности батальонов, но одновременно потребовало от 120-мм минометов большей подвижности.

В ЦНИИ «Буревестник» под боекомплект М-120 был разработан облегченный 120-мм минометный комплекс «Сани», принятый на вооружение в 1979 г. под индексом 2С12. Комплекс включает миномет 2Б11, колесный ход 2Л81 и транспортную машину 2Ф510 на базе автомобиля ГАЗ-66-05. Миномет - дульнозарядный, выполнен по схеме мнимого треугольника, с отделяемым колесным ходом. Масса миномета в походном положении - 300 кг, в боевом положении - 210 кг. Масса ствола миномета 2Б11 - 74 кг, двуноги-лафета - 55 кг, опорной плиты-82 кг. Прицельные приспособления включают прицел МПМ-44-04, орудийный коллиматор К-1 и прибор ЛУЧ-ПМ2М.

«Возимый» характер миномета позволяет достичь высокой маршевой скорости - до 90 км/ч. Но это требует специально оборудованного автомобиля (лебедка, два мостка-аппарели, приспособления крепления миномета в кузове). С учетом перевозки в кузове автомобиля миномета, расчета из 5 человек, одиночного комплекта ЗИП, разместить на том же автомобиле можно лишь небольшую часть боекомплекта. Так что для перевозки боеприпасов требуется отдельная машина. Скорость буксирования за автомобилем по шоссе - 60 км/ч (на дальность не более 30 км), а по пересеченной местности при смене огневых позиций в сцепке за тягачом - не более 20 км/ч (на дальность до 5-10 км).

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Несмотря на то что за последние годы военная техника была существенно модернизирована, миномётное вооружение до сих пор остаётся основным оружием для любого военного подразделения. В целом это происходит по причине того, что при разработке этого оружия разработчикам удалось совместить высокую огневую эффективность с незначительной стоимостью. Это оружие лучше всего подходит для обеспечения огневой особенно в тех случаях, когда боевые действия проводятся в труднодоступной местности со сложным рельефом.

Виды миномётов

Наибольшую популярность в военной отрасли заработал миномёт 120 мм образца 1943 года под названием ПМ-43, на основе которого было разработано большое количество современных модификаций:

  • 2Б11 - стандартный вариант;
  • 2Б24 - отечественная модификация существенно превосходящая по огневым показателям все импортные аналоги;
    2В11 - модификация, лицензионно выпускаемая в Болгарии;
  • 2С12 - представляет собой миномётный комплекс, получивший название «Сани». Его конструкция представлена машиной 2Ф510 (автомобиль ГАЗ-66), на которой транспортируется установка, и колёсным ходом 2Л81, предназначенным для использования со стандартной версией миномёта 2Б11;
  • 2К32 - миномёт класса 2Б24 располагается на бронированной гусеничной основе;
  • 2Б25 - используется специальными подразделениями. Обладает рядом преимуществ, позволяющих производить атаки, при которых противник не может определить местоположение установки и, как следствие, устранить её. Выпускается ещё и в варианте «Командос» с дальностью стрельбы до 3 км при общем весе конструкции, не превышающем 12 кг.

Применение 2Б11

В том случае, если требуется уничтожение или подавление навесным огнём передвижений пехоты или боевых сил противника, миномёт 120 мм, характеристики которого полностью отвечают заявленным требованиям, станет незаменимым орудием. При этом его весьма разнообразна. Он может использоваться для стрельбы на крутых спусках, горных массивах, ущельях, лесах. С успехом применяется для уничтожения вражеских окопов, траншей и разнообразных военных сооружений лёгкой конструкции. При необходимости с его помощью можно проделывать отверстия в проволочных заграждениях или отражать атаки противника в любое время суток.

Основные разновидности 120 мм мин, используемых в 2Б11

Работоспособность, которой достиг миномёт 120 мм, характеристики которого указаны с расчётом на 5 человек, за последние годы была существенная улучшена в ЦНИИ «Буревестник». Теперь конструкция транспортируется на автомобилях УРАЛ-43206 и бронированных гусеничных МТ-ЛБ, позволяя гарантировать сопровождающему экипажу максимальную степень защиты.

Основные используемые мины:

  • осколочно-фугасная с весом до 15,9 кг;
  • зажигательная;
  • дымовая;
  • осветительная;
  • агитационная.

При этом время, которое необходимо потратить на то, чтобы в случае необходимости занять огневую позицию, составляет 8 мин, а для того, чтобы оставить её, потребуется потратить около 6 мин.

Начало производства современных миномётов

Стандартный миномёт 120 мм, ТТХ которого полностью основываются на первоначальном образце времён Второй мировой войны, вышел в свет в 1979 году в ЦНИИ "Буревесник" (Нижний Новгород, Россия). Он получил название 2Б11 и, став на вооружение в 1981 году, начал серийно выпускаться на фирме «Мотовилихинский завод», за время работы которого было выпущено порядка 1500 миномётных орудий этого типа.

Устройство миномёта 2Б11

По сути, миномёт 120 мм - устройство с безоткатной конструкцией, устанавливаемой при помощи двуноги и казенника с опорной пятой на жёсткой плите. Она выполняет роль опоры, которая должна размещаться непосредственно на грунте. Поскольку зарядка производится только через дуло, а в условиях боевых действий возможна закладка двойного заряда, первый из которых послужит взрывателем второго, спровоцировав взрыв непосредственно в дуле миномёта, большинство модификаций 2Б11 получили на дульном срезе специальный механизм, предотвращающий подобное действие и как следствие - получение окружающими существенных травм.

По сравнению с образцом 1943 года миномёт 120 мм, характеристики которого получили существенные изменения, отливается из современных материалов, существенно облегчающих его конструкцию и транспортировку. Конструкция была оборудована прицелом модели МПМ-44М, обеспечивающим максимальную точность попадания на расстоянии от 480 до 7100 м. При необходимости МПМ-44 можно увеличить более чем на 2°, обеспечивая более чем на 9°.

Немаловажным оказалась ещё и возможность переводить миномёт 120 мм, фото которого представлено ниже, в боевое положение менее чем за 2 минуты, что существенно экономит время на произведение выстрела в условиях неожиданной атаки противника.

В том случае, когда применение 2Б11 проводится в местности, где не проедет машина 2Ф510, миномёт устанавливают непосредственно на гусеничные шасси, существенно облегчая транспортировку орудия.

Миномёт 120 мм ТТХ

Миномёт 2Б11 может использовать для стрельбы всевозможные типы мин с калибром 120 мм. К данной категории относятся даже управляемые мины категории КМ-8 "Грань", уже по этому факту можно должным образом судить о боевых характеристиках, которые показывает миномёт 120 мм. Отзывы военнослужащих о данном орудии позволяют судить и о максимальных показателях дальности стрельбы, которая составляет около 7500 м при заряде обычными.

Общая масса для всех модификаций, включая непосредственно 2Б11, составляет 210 кг, позволяя производить более 15 выстрелов за минуту с начальной скоростью заряда не менее 325-м/c. Конструкция ствола с длиной 1740 мм обеспечивает вертикальный угол наведения в пределах от +45° до +80°. Горизонтальные показатели при этом колеблются в пределах ±5°, сохраняя показатели визирования в 360° с углом горизонтального обстрела от 5° до 26°.

Основные данные

Миномёт 120 мм, радиус поражения которого при стрельбе управляемыми минами достигает 9000 м, на сегодняшний день является самым эффективным орудием для подавления огневой силы противника и прикрытия передвижения отрядов пехоты.

Стрельба производится путём миномётных выстрелов с взрывателями класса ГВМЗ-7 и переменным зарядом. Примечательно, что машина 2Ф510 (автомобиль ГАЗ-66) с V-образным 8 цилиндровым двигателем, в которой транспортируется 2Б11, может перевозить вместе с ним только строго определённый запас зарядов, размещающихся в 24 ящиках. Боекомплект рассчитан на произведение 48 выстрелов, которые может сделать миномёт 120 мм. Характеристики устройства позволяют совершать загрузку и выгрузку 2Б11 в без применения

В том случае, если людей для совершения этой процедуры по каким-либо причинам недостаточно, миномёт транспортируется на буксире. При этом двигатель 2Ф510 является бензиновым и относится к классу ЗМЗ-66-06, мощность которого достигает 120 л. с. При этом максимально допустимая скорость передвижения по трассе составляет 90 км/ч.

В том случае если автомобиль с миномётной установкой должен преодолевать реку вброд, для нормального прохождения машины придётся выполнить предварительные замеры. В самом глубоком месте максимально допустимый уровень воды не должен превышать 1 м.

Оснащена гидравлическим приводом с несколькими контурами и гидроваккуумными усилителями на каждом из них. Данные факторы позволяют обеспечить надёжность транспортировки 2Б11 даже в тяжёлых боевых условиях. Единственная слабость 2Ф510 заключается в зависимой подвеске на полиэллиптических рессорах с амортизаторами.

Перспективы для 2Б11

В настоящее время разработчики заняты формированием нового облика унифицированного комплекта 120 мм миномёта 2Б11 для того, чтобы обеспечить конструкции максимальную дальность стрельбы с полной автоматизацией подготовки и ведения огня высокоточными боеприпасами.

Комплектация миномёта будет напрямую зависеть от того, какими будут его грузоподъёмность и размеры. При этом упрощённая система, созданная на гидропневматической опоре, планируется к размещению на шасси класса «Тигр» и IVECO, что окажет существенное влияние не только на транспортировку, но и на лёгкость использования. Планируется настолько усовершенствовать уже существующий вариант, что огневая атака будет производиться без шума, пламени и дыма, сопровождающего выстрел.

Беспрерывная разработка новых моделей и улучшение уже существующих миномётных установок обеспечивает поддержку стабильно высокого рейтинга России в области военной промышленности и обеспечивает государству одно из первых мест на мировой арене.

Благодаря простоте конструкции и боевым качествам минометы давно и прочно заняли свое место в структуре артиллерии современных сухопутных войск. Вскоре после своего появления этот тип начали устанавливать на различных самоходных шасси, что позволило значительно улучшить их мобильность и живучесть. Идея самоходного миномета дожила до наших дней и вряд ли от нее откажутся в ближайшее время. Бронированное колесное или гусеничное шасси дает боевой машине возможность быстро выходить на позицию и покидать ее, а новые более совершенные минометы способны эффективно поражать цели за минимальное время и с минимальным расходом боеприпасов.

Общие тенденции


В области самоходных минометов в последние годы наметились несколько тенденций, направленных на повышение боевых качеств. Прежде всего, необходимо отметить постепенный переход от систем калибра 81 или 82 миллиметра к более серьезным вооружениям. В течение последних десятилетий почти все ведущие страны стали активно развивать направление 120-мм самоходных минометов. Фактически подобное оружие представляет собой компромисс между весовыми и габаритными показателями и огневой мощью. При приемлемых размерах именно минометы калибра 120 мм позволяют посылать к цели сравнительно крупные боеприпасы на достаточно большое расстояние.

Одной из самых современных в мире гаубиц считается немецкая Panzerhaubitze 2000 (в сокращенном варианте - PzH 2000, где цифровой индекс указывает новое тысячелетие). Эксперты единогласно относят ее к совершенному образцу полевой артиллерии в мире, имеющей серийный выпуск.

Еще одна интересная тенденция, наблюдаемая в этой области, касается архитектуры боевых машин. Регулярно появляются новые самоходные минометы, вооружение которых располагается не внутри бронекорпуса, но во вращающейся башне. Такой «гибрид» классической САУ и миномета обладает преимуществами обоих классов техники и благодаря этому способен решать широкий круг задач. Самоходные минометы последнего времени почти всегда оснащаются продвинутой автоматизированной системой управления огнем и рядом другой электронной аппаратуры. Кроме того, минометы осваивают и те приемы ведения огня, которые ранее были свойственны лишь гаубицам – например, MRSI или «шквал огня», когда орудие делает несколько выстрелов с максимальным темпом и разным возвышением ствола, из-за чего несколько мин подлетают к цели почти одновременно.

В области боеприпасов для самоходных минометов наблюдаются ровно те же тенденции, что и в прочих сферах вооружения. Наряду с осколочно-фугасными минами создаются новые типы корректируемых. Кроме того, предпринимаются попытки создания кассетных боеприпасов. Оружейники стремятся увеличить точность и могущество новых мин, а также пытаются увеличить дальность их полета. Последнее достигается в основном при помощи создания активно-реактивных мин, имеющих собственный реактивный двигатель. В настоящее время в США идет программа PERM (Precision Extended Range Munition – «Высокоточный боеприпас увеличенной дальности»), целью которой является создание корректируемой мины с дальностью полета до 16-17 километров, что примерно вдвое больше аналогичного показателя обычных боеприпасов.

Рассмотрим некоторые зарубежные самоходные минометы, созданные в течение последних лет.

Германия

В конце девяностых годов немецкая компания Rheinmetall в инициативном порядке провела модернизацию гусеничного шасси Wiesel 1. Получившаяся машина Wiesel 2 с улучшенными характеристиками привлекла внимание военных и вследствие этого стала основой для нескольких разработок, в том числе и самоходного миномета. В 2004 году начались испытания двух 120-мм минометов на базе Wiesel-2. В состав нового комплекса Advanced Mortar System вошли три машины: собственно миномет, командный пункт с системами связи и управления, а также разведывательная машина.


Ввиду малых габаритов базовой машины Wiesel-2 120-мм миномет в боевом положении размещается за пределами ее бронированного корпуса. При переведении в походное он укладывается на специальные удерживающие устройства поворотом вперед и фиксируется. Миномет крепится на противооткатных устройствах, которые, в свою очередь, устанавливаются на поворотном лафете. Горизонтальное наведение осуществляется в пределах 30° от оси машины вправо и влево, вертикальное – в секторе от +35° до +85°. Боевая машина оснащена автоматизированной цифровой системой управления огнем. Для наведения используются ручные механизмы или приводы, управляемые СУО. Максимальная дальность стрельбы при использовании новых боеприпасов, созданных «Рейнметаллом», превышает 8 километров. В укладках боекомплекта бронированной машины помещается до 30 мин. Экипаж боевой машины состоит всего из трех человек, один из которых – механик водитель. После модернизации бронешасси Wiesel-2 имеет боевую массу около 4,2 тонны, что делает его пригодным для перевозки по воздуху и десантирования.

В 2009 году Минобороны Германии и Rheinmetall подписали контракт, согласно которому в ближайшие годы армия получит 38 самоходных минометов Wiesel-2, а также по 17 разведывательных и командирских машин. Первые партии уже поставлены. Имеются сведения о продолжении поставок таких самоходных минометов после выполнения имеющегося контракта.

Израиль

В начале двухтысячных годов компания Soltam Systems создала систему CARDOM (Computerised Autonomous Recoil rapid Deployed Outrange Mortar – «Автономный компьютеризированный скорострельный миномет с увеличенной дальностью огня и противооткатными устройствами»), предназначенную для установки на различные шасси. Система CARDOM представляет собой набор технических средств, которые позволяют монтировать на имеющееся шасси нужный миномет соответствующего калибра. На базовом автомобиле или бронетранспортере устанавливается поворотная платформа с системой наведения по горизонтали и вертикали. Для расширения списка пригодных к использованию шасси инженеры Soltam Systems предусмотрели противооткатные устройства, несвойственные минометам.


Помимо орудийной платформы в состав CARDOM входят системы навигации, баллистический вычислитель и другое оборудование. Основным типом оружия, пригодным для использования в системе CARDOM является 120-мм миномет Soltam K6 с полуавтоматической системой заряжания. При его использовании устройства наведения позволяют вести огонь в любом направлении на дальности до 7,2 км (при использовании обычных мин). Опытный расчет может обеспечить скорострельность до 15-16 выстрелов в минуту.

Системы CARDOM уже состоят на вооружении израильской армии. Версия для Израиля монтируется на доработанное шасси бронетранспортера M113 и носит имя Keshet («Лук»). В середине прошлого 2012 года Soltam Systems в соответствии с договором поставила Испании первую партию систем CARDOM с 81-мм минометами, смонтированными на шасси четырехколесных автомобилей. Ожидается подписание контракта на поставку систем CARDON в США, где они будут монтироваться на шасси Stryker.

Китай

Ориентировочно в середине двухтысячных годов на вооружение Народно-освободительной армии Китая поступил новый самоходный миномет PLL-05, созданный компанией NORINCO и объединяющий в себе все плюсы миномета и пушки. На шестиколесном шасси WZ551 смонтирован новый боевой модуль с универсальным орудием, пригодным для ведения огня в широком диапазоне углов наведения. Стоит отметить, первые упоминания о PLL-05 появились еще в начале прошлого десятилетия, но тогда эта боевая машина предлагалась только на экспорт. Очевидно, несколько лет спустя, из-за отсутствия спроса, самоходный миномет переработали в соответствии с требованиями китайской армии и начали его серийное производство.

По своей концепции PLL-05 сильно напоминает советский/российский проект 2С9 «Нона-С»: на базовом шасси установлена башня с универсальным орудием, сочетающим в себе лучшие качества миномета и пушки. Боевой модуль PLL-05 вращается в горизонтальной плоскости на 360°, а система установки миномета позволяет вести огонь с возвышением от -4° до +80°. 120-мм миномет способен использовать широкий спектр боеприпасов. При использовании стандартных осколочно-фугасных мин максимальная дальность стрельбы не превышает 8,5 километров. При стрельбе активно-реактивными минами этот показатель увеличивается до 13-13,5 км. Также имеются сведения о существовании кассетной мины, несущей 30 бронебойных субэлементов. Заявленная пробиваемость – до 90 мм. Также для миномета PLL-05 создан кумулятивный боеприпас, позволяющий поражать бронированные цели на дальностях до 1100-1200 метров. Максимальный темп стрельбы вне зависимости от типа боеприпаса – 7-8 выстрелов в минуту.

Боевой модуль PLL-05 с универсальным минометом калибра 120 мм также может устанавливаться на других шасси. В частности, на выставках вооружений и военной техники демонстрировался вариант на базе восьмиколесного бронетранспортера Type 07P. Тем не менее, техника для армии делается на основе шестиколесной бронемашины. Вероятно, на этом сказались весовые показатели обоих вариантов: имеющиеся в НОАК PLL-05 примерно на пять тонн легче самоходного миномета на базе Type 07P. Таким образом, боевые машины с весом около 16,5 тонн могут перевозиться транспортными самолетами Shaanxi Y-8.

Объединенные Арабские Эмираты

Оригинальный подход к конструированию самоходных минометов применила компания IGG (International Golden Group) при создании боевой машины Agrab («Скорпион»). Этот самоходный миномет, в отличие от аналогичных машин зарубежного производства, был сделан на базе армейского автомобиля-внедорожника. В качестве шасси для перспективной боевой машины инженеры IGG выбрали броневик RG31 Mk 6 MPV южноафриканского производства. Такой выбор был обоснован особенностями ландшафта Эмиратов и близлежащих регионов. Авторы проекта Agrab посчитали, что проходимость четырехколесного бронеавтомобиля будет достаточной для выполнения поставленных задач, а комплекс защиты, выполненный в соответствии с концепцией MRAP, обеспечит безопасность экипажа и оружия.





В задней части броневика разместили боевой модуль с высокими бронированными бортами. Перед стрельбой задний борт откидывается и при помощи специальной фермы приводит в боевое положение 120-мм миномет сингапурского производства SRAMS (Super Rapid Advanced Mortar System – «Сверхскоростная перспективная минометная система»). Точные углы наведения оружия неизвестны, но исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод о горизонтальном секторе шириной около 50-60 градусов и возвышении до 75-80. Внутри боевого модуля размещены укладки на 58 мин. За ведение огня в боевом модуле SRAMS отвечает система управления огнем Arachnida. Электроника позволяет вычислять данные для стрельбы и передавать их на механизмы наведения. При необходимости расчет миномета может воспользоваться ручными механизмами. При использовании стандартных осколочно-фугасных мин боевая машина Agrab способна обстреливать цели на расстояниях до 8-8,5 километров. Максимальная дальность стрельбы осветительными минами не превышает 7-7,5 км. О существовании других боеприпасов пока ничего не говорилось, но калибр и характеристики миномета, вероятно, позволяют расширить номенклатуру применяемых мин.

Самоходный миномет Agrab создавался компанией IGG в инициативном порядке. В 2007 году начались испытания первого прототипа. Дальнейшие тесты и доводка перспективной боевой машины продолжались до 2010 года, после чего вооруженные силы Объединенных Арабских Эмиратов выказали желание приобрести партию новой техники. В 2011 году Минобороны ОАЭ заказало у IGG 72 самоходных миномета общей стоимостью около 215 миллионов американских долларов.

Польша

В 2008 году свой проект самоходного миномета представила Польша. Тогда компания Huta Stalowa Wola (HSW) начала строительство первого прототипа нового боевого модуля RAK. Как и некоторые зарубежные разработки, новая польская башня с вооружением должна была сочетать в себе возможности миномета и пушки.



Первый прототип боевой машины RAK был собран на базе советской самоходки 2С1 «Гвоздика», что позволило сэкономить время на доработку шасси под новый боевой модуль. Внутри бронированного объема башни RAK помещен 120-мм казнозарядный миномет и все необходимые агрегаты. Заявленная скорострельность системы – до 10-12 выстрелов в минуту, что достигается при помощи автоматизированной системы заряжания. Вертикальные углы наведения миномета – от -3° до +85°; горизонтальные – без ограничений. Для управления огнем используется система производства компании WB Electronics. Максимальная дальность поражения цели стандартной миной, как и у других самоходных минометов калибра 120 мм, не превышает 8-8,5 километров. При использовании мин с дополнительным реактивным двигателем этот показатель увеличивается до 12 километров.

Первые прототипы самоходного миномета PAK делались на основе шасси самоходной артиллерийской установки «Гвоздика», но в дальнейшем компания HSW выбрала другое базовое шасси. Им стала бронемашина Rosomak, представляющая собой лицензионную версию финского бронетранспортера Patria AMV. По имеющимся данным, в настоящее время идет мелкосерийное производство самоходных минометов RAK, но информация о количестве собранных машин отсутствует.

Сингапур

Упоминавшийся выше миномет SRAMS, используемый в комплекса Agrab, был создан сингапурской фирмой STK (Singapore Technologies Kinetics) в конце девяностых годов и вскоре его приняли на вооружение. Боевой модуль SRAMS проектировался с учетом требований сингапурских военных, что значительно повлияло на его облик.

Так, боевая машина, поступившая на вооружение сингапурской армии, сделана на базе сочлененного гусеничного транспортера STK Bronco. Все агрегаты миномета располагаются на заднем звене машины, что позволило грамотно разнести оружие и аппаратуру. Миномет оснащен оригинальной системой заряжания: расположенные рядом со стволом агрегаты поднимают мину на уровень дульного среза и опускают ее в ствол. Подача мин на механизм заряжания осуществляется вручную. Таким оригинальным и в то же время сложным образом была решена проблема скоростного заряжания дульнозарядного миномета: он может делать до десяти выстрелов в минуту. Сам миномет SRAMS устанавливается на противооткатных устройствах, а также оснащается оригинальным дульным тормозом. В результате этих мер значительно снижается отдача, что позволяет устанавливать боевой модуль на сравнительно легкие шасси наподобие автомобилей, как это сделано в комплексе Agrab. Горизонтальное наведение миномета SRAMS возможно лишь в пределах сектора шириной 90°. Вертикальное – от +40 до +80 градусов. Стрельба при этом ведется «через крышу» переднего модуля транспортера. Автоматизированная система управления огнем AFCS располагается в кабине гусеничной машины и позволяет поражать цели стандартной миной на дальностях до 6,5-6,7 километров.

Самоходный миномет SRAMS на базе гусеничного шасси STK Bronco был принят на вооружение в первой половине двухтысячных годов и до сих пор остается основным подобным оружием в сингапурской армии. Для возможных поставок на экспорт компания STK проводила некоторые доработки конструкции боевого модуля. В частности, существует прототип на основе американского автомобиля HMMWV, оборудованный минометом SRAMS и опускаемой опорной плитой.

Финляндия и Швеция

В конце девяностых финская компания Patria в сотрудничестве со шведской BAE Systems Hagglunds создала оригинальный боевой модуль для самоходных минометов под названием AMOS (Advanced Mortar System – «Перспективная минометная система»). Он имел характерное отличие от зарубежных разработок подобного назначения, а именно два орудия. После нескольких лет проектирования, испытаний и доводки новая система поступила на вооружение армий Финляндии и Швеции.

Башни серийных финских и шведских самоходных минометов AMOS установлены на гусеничное шасси CV90. В самой башне размещены два 120-мм орудия, автоматика заряжания и вспомогательная аппаратура. В рекламе комплекса AMOS особо отмечалось, что он способен сделать десять выстрелов в течение четырех секунд. Однако практическая скорострельность двух минометов ограничена 26 выстрелами в минуту. Вращающаяся башня не оставляет мертвые зоны, а наклон блока стволов от -5 до +85 градусов позволяет стрелять стандартными минами на расстояние до десяти километров. Стоит отметить, на определенной стадии испытаний удавалось забрасывать боеприпас на 13 километров, но более мощная отдача плохо сказывалась на агрегатах всей боевой машины. В связи с этим максимальную дальность стрельбы также ограничили. Система управления огнем позволяет рассчитывать углы наведения орудий с учетом внешних условий. При необходимости она обеспечивает стрельбу в движении со скоростью не более 25-30 км/ч, но в таком случае дальность эффективного огня сокращается в два раза. Если нужно поразить цель в движении на расстоянии, близком к максимально возможному, существует еще один алгоритм работы вычислителей. При его применении все расчеты производятся на ходу, после чего следует короткая остановка и залп. Далее самоходный миномет может покинуть позицию и продолжить расчеты для атаки из другого места.

Финские и шведские вооруженные силы заказали несколько десятков самоходных минометов AMOS и активно применяют их на учениях. Для поставок на экспорт пришлось создать специальную модификацию боевого модуля с одним минометом. Такая башня получила название NEMO (NEw MOrtar – «Новый миномет»). От базовой конструкции NEMO отличается лишь несколькими деталями, прямо связанными с количеством вооружения. Стоит отметить, одноствольный вариант финско-шведского миномета, в отличие от оригинальной системы, заинтересовал зарубежных покупателей. Уже выполняются заказы Саудовской Аравии, ОАЭ и Словении. Также желание приобрести боевые модули NEMO выказывала Польша, но контракт пока не подписан.

Швейцария

В конце девяностых годов швейцарская компания RUAG Land Systems представила свою новую разработку под названием Bighorn. Этот боевой модуль представляет собой поворотную платформу с минометом и набором электронного оборудования, предназначенную для установки на бронированные машины различных типов. Миномет Bighorn в первую очередь предлагался для установки на бронетранспортеры MOWAG Piranha, чем обусловлены его габариты, масса и сила отдачи.

120-мм миномет монтируется на поворотной платформе с подъемным механизмом и противооткатными устройствами. Последние, по официальным данным, позволяют сократить отдачу на 50-70% по сравнению с минометами, не использующими подобные механизмы. Модуль Bighorn предназначен для монтажа в десантном отделении любой подходящей бронемашины. Стрельба в таком случае ведется через открытый люк в крыше. Из-за этого горизонтальное наведение миномета возможно только в пределах сектора шириной 90°. Углы возвышения – от +40 до +85 градусов. Заряжание производится полуавтоматической системой: расчет подает мины на специальный лоток и дальнейшая загрузка боеприпаса в ствол производится механическим устройством. Заявленная максимальная скорострельность – до четырех выстрелов за 20 секунд. Максимальная дальность при использовании самого мощного порохового заряда не превышает 10 километров. Интересно расположение приборов управления огнем. Вся электроника скомпонована в небольшой консоли, располагающейся рядом с минометом. Управление наведением производится либо джойстиком, либо вручную, при помощи соответствующих механизмов.

Боевой модуль Bighorn мог стать основой для нескольких типов самоходных минометов на базе разных шасси. Испытывались варианты на основе MOWAG Piranha (Швейцария), FNSS Pars (Турция) и т.д. Во всех случаях были определены преимущества и недостатки миномета и сопутствующих систем, однако дальше доводки дело не пошло. За пятнадцать лет, прошедшие после разработки системы Bighorn, ни одна страна не заинтересовалась им и даже не инициировала переговоры по контракту. Компания-разработчик продолжает совершенствование минометного комплекса, однако его перспективы остаются туманными.

Нетрудно заметить, что на протяжении последних лет развитие самоходных минометов идет в соответствии с двумя основными идеями. Первая из них подразумевает монтаж платформ с оружием и электроникой внутрь корпуса имеющихся машин (прежде всего, бронетранспортеров). В результате получается простой и удобный в использовании минометный комплекс, пригодный для выполнения всех возлагаемых на него задач. Вторая концепция заметно сложнее, хотя и подразумевает ощутимое увеличение боевых качеств. Возможности такого самоходного миномета растут благодаря использованию полноценной орудийной башни с большими углами вертикального наведения. Несмотря на очевидные преимущества, самоходные минометы второго типа вряд ли смогут полностью вытеснить боевые машины, сделанные в соответствии с первой идеей. Имея большие огневые возможности, «башенные» минометы серьезно проигрывают в стоимости и сложности конструкции. Поэтому в течение следующих лет даже в самых мощных и развитых армиях будут встречаться самоходные минометы обоих типов.

По материалам сайтов:
http://army-guide.com/
http://globalsecurity.org/
http://army-technology.com/
http://armyrecognition.com/
http://strategypage.com/
http://military-today.com/
http://ruag.com/

120-мм полковой миномет был разработан в СКБ-4 на заводе № 7 «Арсенал» им. Фрунзе под руководством Б.И. Шавырина в 1938 году. Он представлял собой гладкоствольную жесткую систему (без противооткатных устройств), сконструированную по схеме «мнимого треугольника». Официально 120-мм полковой миномет был принят на вооружение Красной армии в феврале 1939 года, а его серийное производство началось уже 1 сентября, после испытаний во время советско-японского вооруженного конфликта у реки Халхин-Гол.

Основными элементами конструкции полкового миномета являлись: ствол, двунога-лафет, опорная плита и прицельные приспособления. Ствол миномета состоял из трубы, казенника со стреляющим приспособлением, обтюрирующего кольца, предотвращающего прорыв пороховых газов в месте соединения трубы с казенником, а также хомута с опорами для укладки и крепления ног двуноги по-походному. В дульной части канала имелась конусная фаска для обеспечения удобства заряжания (для направления стабилизатора мины при опускании ее в ствол). Двунога-лафет придавал стволу необходимые углы вертикальной и горизонтальной наводки. На ней монтировались подъемный, поворотный, горизонтирующий механизмы и прицельные приспособления. Резкие удары силы отдачи во время выстрела по двуноге с прицельными приспособлениями гасила пружина амортизатор. Она смягчала жесткие толчки на двуногу. Углы возвышения миномета (вертикальная наводка) обеспечивались установкой двуноги-лафета и подъемным механизмом. Горизонтальная наводка осуществлялась с помощью поворотного механизма и перестановкой двуноги-лафета.

В отличие от 82-мм миномета, опорная плита 120-мм миномета представляла собой арочную конструкцию. Ее верхний лист был изготовлен методом глубокой штамповки. К нему приваривались снизу ребра жесткости, обеспечивающие опору плиты на мягком грунте. 120-мм минометы образца 1938 года комплектовались коллиматорными прицелами МП-41, МП-42, МПМ-44 и стойками, использовавшимися при построении параллельного веера. Стрельба из миномета могла вестись как самонаколом капсюля минометной мины об ударник, так и с помощью стреляющего механизма, позволявшего вести стрельбу из укрытия с помощью спускового шнура. При стрельбе самонаколом обеспечивалась максимальная скорострельность до 15 выстрелов в минуту, стрельба с помощью стреляющего приспособления, как правило, использовалась для обеспечения безопасности расчета при обращении с мощным выстрелом.

В боекомплект миномета входили 120-мм минометные мины: осколочно-фугасная стальная; осколочно-фугасная чугунная; фугасная стальная; дымовая чугунная; зажигательная чугунная; осветительная. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасной чугунной миной массой 15,9 кг составляла 5900 м. Боевые выстрелы к 120-мм миномету состояли из мины, взрывателя, хвостового патрона и 5 дополнительных зарядов. Основной заряд находился в хвостовом патроне. Дополнительные заряды надевались на трубку стабилизатора мины и крепились на ней с помощью петли. Для перевозки миномета был разработан колесный ход с механизмом подрессоривания, который прицеплялся к передку с боеприпасами. Перевозка миномета производилась четырехконной запряжкой. Миномет на колесном ходе мог транспортироваться также в прицепе за автомашиной со скоростью до 35 км/ч. Механическая тяга полкового миномета на колесном ходу могла выполняться гусеничным тягачом «Комсомолец», грузовым автомобилем повышенной проходимости ГАЗ-ААА и бортовым автомобилем ГАЗ-АА или ГАЗ-MM. Миномет мог вести огонь при углах вертикальной наводки в 45° и 80°. Мина оставляла воронки глубиной до 1,5 м. Начальная скорость полета мины достигала 272 м/с. Расчет миномета состоял из 6 человек: командир, наводчик, заряжающий, установщик (он проверял стойку миномета и устанавливал положение взрывателя на мине) и 2 подносчика (при перевозке на лошадях они же были ездовыми).

К 1941 году стрелковые дивизии имели в своем составе по 12 120-мм полковых минометов (по одной минометной батарее из 4 минометов в каждом стрелковом полку). Отдельные минометные батальоны имели по 48 120-мм минометов. К 22 июня 1941 года на вооружении Красной армии состояло уже более 3000 полковых минометов.

С 1942 года полковой миномет состоял на вооружении не только стрелковых полков и дивизий, но и танковых, мотострелковых и моторизованных бригад, механизированных и стрелковых корпусов. В бригадах и полках были отдельные батареи 120-мм минометов (по 4, а с 1943 года – по 6 минометов), а в корпусах и армиях – отдельные минометные полки (2 - 3 минометных дивизиона трехбатарейного состава, всего 36 минометов). С 1944 года эти полки вошли в состав минометных бригад артиллерийских дивизий.

120-мм полковой миномет предназначался для поражения живой силы и огневых средств противника, а также для проделывания проходов в проволочных заграждениях и минных полях. Большая крутизна траектории полета мин позволяла уничтожать закрытые цели, не поражаемые огнем стрелкового оружия и артиллерийским настильным огнем. Полковой миномет отлично зарекомендовал себя во время советско-финской войны 1939 - 1940 годов. Уже первые бои показали, что 120-мм миномет является не только «оружием ближнего боя», но и мощнейшим огневым средством пехоты, особенно при нехватке артиллерии. «Лучшего «дворника» для очистки окопов от близко расположенного противника, чем миномет, и искать не надо», - писала в 1943 году газета «Красная звезда», называя минометы опорой пехоты в ближнем бою.

Большие потери материальной части советской артиллерии в первые месяцы Великой Отечественной войны крайне остро поставили вопрос о необходимости резкого увеличения производства 120-мм минометов, поскольку при сопоставимой массе боеприпасов полковой миномет образца 1938 года был в девять раз легче и примерно во столько же раз дешевле близкой к нему по калибру 122-мм гаубицы образца 1938 года.

Наряду с подключением к производству 120-мм миномета еще ряда предприятий, увеличение их выпуска могло быть достигнуто также упрощением конструкции и снижением трудоемкости и расхода металла. Поэтому Б.И. Шавырин получает задание разработать упрощенный миномет, который при сохранении боевых характеристик 120-мм миномета образца 1938 года имел бы более простую конструкцию, меньшую трудоемкость и высокую технологичность изготовления.

Группа конструкторов во главе с Б.И. Шавыриным в сжатые сроки разработала новую конструкцию 120-мм полкового миномета, который в отличие от миномета образца 1938 года имел упрощенный ствол с привинтным казенником, более простой амортизатор с увеличенным ходом, а также измененную конструкцию двуноги, поворотного и подъемного механизмов. Упрощенный миномет не комплектовался колесным ходом и передком, поэтому его можно было перевозить в кузове автомашины вместе с расчетом и боеприпасами. Упрощенный миномет образца 1941 года по боевым характеристикам не уступал штатному, а по некоторым показателям даже превосходил его. Его производство было освоено уже в конце 1941 года, что позволило на том же оборудовании увеличить выпуск минометов в 1,8 раза. Трудоемкость производства удалось сократить почти вдвое, а расход материалов – на 26%. В 1943 году 120-мм полковой миномет претерпел еще одну модернизацию, которая была проведена конструкторским коллективом под руководством А.А.Котова. Ее целью было при сохранении и повышении боевых и эксплуатационных характеристик сделать конструкцию миномета еще более технологичной и менее трудоемкой.

В первую очередь усовершенствованию подвергся ствол миномета. Стреляющий механизм, встроенный в казенник ствола вновь был упрощен. Кроме того, если раньше для замены сломанного ударника приходилось разбирать миномет и свинчивать казенник со ствола, то теперь новая конструкция стреляющего механизма позволяла заменить ударник без разборки миномета, что было особенно важно в боевой обстановке. Еще одним важным новшеством стал оригинальный предохранитель от двойного заряжания, сконструированный Н.М. Афанасьевым. Боевая эксплуатация дульнозарядных минометов выявила их один из наиболее существенных недостатков - возможность двойного или повторного заряжания миномета с дула, что происходило при интенсивной стрельбе в боевых условиях - из-за невнимательности боевого расчета (преимущественно при стрельбе беглым огнем или при возобновлении стрельбы после длительного перерыва), когда заряжающий мог не заметить выстрела из своего миномета и послать в ствол вслед за первой вторую мину. Это также могло произойти при осечке; слабом наколе капсюля первой мины; затяжном выстреле или недоходе мины до бойка из-за загрязнения канала ствола, корпуса мины или попадания в канал ствола посторонних предметов. Выстрел, произведенный из миномета, заряженного двумя минами, неизбежно вел к гибели расчета, если он не находился в укрытии и выводу из строя миномета. Поэтому минометы были оснащены очень надежными автоматически действующими предохранителями от двойного заряжания, надевавшиеся на дульную часть ствола. Теперь послать в ствол вторую мину вслед за первой препятствовала лопатка предохранителя.

Предохранители от двойного заряжания безотказно работали при стрельбе минами любого типа; на всех зарядах, предусмотренных для данного миномета; под любыми углами возвышения и горизонтального наведения; при различных темпах стрельбы; с огневых позиций на любом грунте. С 1943 года 120-мм полковой миномет выпускался уже только с таким предохранителем. Кроме того, миномет снабжался амортизаторами с более длинным ходом пружины и качающимся прицелом, что упростило механизм горизонтирования. Был также разработан новый колесный ход с подрессориванием.

Миномет образца 1943 года выпускался до конца войны и наряду с 120-мм минометами образца 1938 года и образца 1941 года зарекомендовал себя чрезвычайно эффективным и мобильным оружием. Если в начале Великой Отечественной войны минометы рассматривались как средство непосредственной поддержки пехоты, то к концу ее они превратились в один из основных видов артиллерии. Боевую работу 120-мм полкового миномета хорошо иллюстрирует пример расчета братьев Шумовых, слава которого гремела по всему Ленинградскому фронту. С 1942 года в одном расчете 120-мм миномета воевало шесть братьев. Они стрелял так, что в воздухе одновременно находились восемнадцать мин, т.е. когда на позициях противника разрывалась первая мина, в ствол опускалась двадцатая мина, а восемнадцать уже летели на врага. Отбивая яростные атаки врага, расчищая путь пехоте, они произвели из своего миномета 13 986 выстрелов, уничтожив свыше 400 солдат и офицеров противника, разрушив 29 ДОТов и блиндажей, подавив огонь 13 пулеметов и 11 минометов. Минометный расчет Шумовых прошел по дорогам войны свыше 800 км. Он участвовал в летних боях 1943 года в районе Синявино, в разгроме противника под Ленинградом в январе 1944 года и в освобождении Прибалтики. В боях за Родину пали смертью храбрых Василий, Семен и Иван, Александр, Лука и Авксентий Шумовы возвратились домой.

120-мм полковые минометы выпускались в годы Великой Отечественной войны на заводах: № 4 им. Ворошилова (г. Красноярск), № 7 «Арсенал» им. Фрунзе (г. Ленинград), № 221 «Баррикады» (г. Сталинград), «Двигатель Революции» (г. Горький) и ряде других.

В 1940 - 1945 годах Красная армия получила 50 751 120-мм полковых минометов всех модификаций.

Годы выпуска – 1940 - 1945

Всего выпущено – 50 751 ед.

Калибр – 120 мм

Масса в боевом положении - 275 кг

Длина ствола – 1860 мм

Расчет - 6 человека

Скорость движения – до 35 км/час

Скорострельность – до 15 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы - 5900 м

Дальность прямого выстрела – 450 м

Углы обстрела:

по горизонтали 6°

по вертикали +45° +80°



Loading...Loading...