Корабельные ЗРК самообороны: последний рубеж боевой устойчивости. VL MICA Многоцелевой ракетный комплекс

Зенитный ракетный комплекс ближнего действия VL MICA (Vertical Launch MICA) различного исполнения используется в качестве средства противовоздушной обороны подразделений сухопутных войск, авиабаз, командных пунктов и надводных кораблей от ударов крылатых ракет, управляемых авиабомб, самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов днем и ночью в любых погодных условиях.

ЗРК VL MICA разработан фирмой MBDA на базе управляемой ракеты MICA класса «воздух-воздух».

Комплекс отличается компактностью, высокой эффективностью и по своим боевым возможностям занимает промежуточное положение между ЗРК малой дальности «Mistral» и большой дальности PAAMS.

Модульная конструкция ракеты MICA позволяет иметь в боекомплекте комплекса средства поражения с различными системами самонаведения и использовать их достоинства в зависимости от боевой обстановки. Ракета MICA может оснащаться активной импульсно-доплеровской радиолокационной головкой самонаведения (MICA-EM) или тепловизионной (MICA-IR). Радиолокационная ГСН обеспечивает всепогодность комплекса и эффективно применяется против боевых средств противника с низкой ИК-сигнатурой (например, управляемые авиационные бомбы). Тепловизионному варианту отдается предпочтение при использовании для поражения целей с малой эффективной поверхностью рассеивания, в т.ч. небольших скоростных надводных целей.

Наземный вариант комплекса был впервые представлен в феврале 2000г. в Сингапуре на выставке Asian Aerospace. Испытания комплекса начались в испытательном центре CELM (Centre d’Essai de Lancement des Missiles — Франция) в 2001г. В феврале 2005г. была успешно проведена демонстрация возможностей нового комплекса с применением стандартной серийной ракеты MICA-IR, при этом была поражена цель на дальности около 10км. К январю 2006г. был осуществлен пуск 11 ракет VL MICA в различных вариантах комплектации.

Работы по системе корабельной ПВО на основе ракеты вертикального пуска VL MICA фирма MBDA в инициативном порядке начала в 2000г. Морской вариант комплекса VL MICA позиционируется, в первую очередь, как средство ПВО надводных кораблей небольшого водоизмещений, для которых существенны весогабаритные ограничения размещаемого вооружения, а также для усиления противовоздушной обороны крупных кораблей на ближних дистанциях. В апреле 2006г. в испытательном центре CELM успешно испытан ЗРК VL MICA с морской пусковой установки. В ходе испытаний VL Mica прямым попаданием поразила цель, имитирующую низколетящую противокорабельную ракету на дальности 10км. При испытательных пусках в октябре 2008 года прямым попаданием была поражена цель (БПЛА Banshee) на расстоянии 12 км.

В 2007г. ВМС Омана и компания MBDA заключили соглашение о поставке ЗРК VL MICA для трех патрульных кораблей океанской зоны (OPV) проекта «Khareef» (водоизмещение — 2500т, длина — 99м). Постройка первого корабля этого проекта началась в октябре 2007г. на верфи компании «VT Shipbuilding» в г.Портсмут. Срок передачи заказчику — 2010г, остальные — с шестимесячным интервалом. Комплекс VL MICA предполагается устанавливать на ракетные корветы проекта «Sigma», строящиеся на голландской верфи «Schelde Naval Shipbuilding» по заказу ВМС Марокко. Поставка трех корветов этого проекта должна быть завершена до 2012 года. Польские корветы типа «Gawron» пр. 621 (планируемая серия – 7 единиц) будут предположительно вооружены двумя модулями на 16 ракет VL MICA, расположенными в передней части надстройки. Первый корабль серии «Slazak» заложен в 2001г., срок сдачи — 2010-2011гг.

В декабре 2005г. Управление по вооружению DGA (Delegation Generale pour l’Armement) министерства обороны Франции заключило с фирмой MBDA контракт на два года на поставку зенитной управляемой ракеты VL MICA для всех родов войск. В рамках контракта MBDA выполняет работы по комплексированию ЗУР VL MICA с системами командования и управления СЕТАТ и МARTHA военно-воздушных и сухопутных сил Франции.

8 июля 2009г. в испытательном центре CELM ракетой MICA-IR, запущенной с наземной пусковой установки, был осуществлен успешный перехват низколетящей цели на дальности 15км и высоте 10м над поверхностью моря. Управление ракетой осуществлялось с командного пункта, расположенного на расстоянии 6км от пусковой установки. Целью испытаний, организованных MBDA, DGA и ВВС Франции, являлась демонстрация перспектив использования комплекса VL MICA для целей береговой обороны. Это был последний из серии 15 успешных испытательных пусков ЗРК VL MICA.

Типовой ЗРК VL MICA наземного базирования состоит из четырех пусковых установок, командного пункта комплекса и РЛС обнаружения. Пусковые установки комплекса могут размещаться на различных автомобильных шасси повышенной проходимости грузоподъемностью 5т (см. фото).

Ракета MICA выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащается крестообразным широкохордным крылом малого удлинения. В носовой части корпуса установлены плоскости дестабилизатора, имеющие в плане прямоугольную форму. В средней части ракеты расположен РДТТ фирмы «Protac», снаряжаемый зарядом малодымного смесевого топлива. Двигатель обеспечивает максимальную скорость полета ракеты VL MICA М=3. В хвостовой части расположены аэродинамические рули, блок системы управления вектором тяги двигателя (СУВТ) и приемник линии передачи данных. СУВТ вместе с аэродинамическими рулями обеспечивает маневрирование ракеты с перегрузкой до 50g на дальности до 7км и с перегрузкой до 30g на дальности 10км. Боевая часть — осколочно-фугасная направленного действия весом 12кг, взрыватель — активный доплеровский радиолокационный.

Ракета MICA EM оснащается активной импульсно-доплеровской ГСН AD4A (12-18 ГГц), разработанной фирмами «Dassault Electronique» и «GEC-Marconi». ГСН AD4A способна самостоятельно захватывать цель на траектории и обеспечивает поражение целей с любого направления, на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности. ГСН AD4A размещается в носовом отсеке ракеты под радиопрозрачным керамическим обтекателем. Модифицированный вариант AD4A используется также в составе зенитной ракеты «Aster» комплексов SAMP-T и PAAMS.

Биспектральная тепловизионная головка самонаведения (ТГСН) ракеты MICA-IR, работающая в диапазоне 3-5 и 8-12мкм, разработана фирмой «Sagem Defense Segurite». ТГСН содержит матрицу чувствительных элементов, установленную в фокальной плоскости, электронный блок цифровой обработки сигналов, встроенную криогенную систему охлаждения матрицы замкнутого типа. Система охлаждения ТГСН обеспечивает автономное функционирование приемника в течении 10 часов. Высокая разрешающая способность и комплексные алгоритмы позволяют ТГСН эффективно сопровождать цели на больших дистанциях и отсеивать тепловые ловушки.

Ракета запускается вертикально с последующим склонением в сторону цели помощью СУВТ. ЗУР VL MICA применяется в режиме захвата цели ГСН после пуска и имеет максимальную дальность более 10км (по ряду источников до 20км). До захвата цели головкой самонаведения ракета управляется инерциальной системой управления до данным первичного целеуказания, переданным на ракету. Линия передачи данных используется для передачи команд коррекции на ракету на среднем участке траектории до захвата цели головкой самонаведения. Использование принципа «выстрелил-забыл» позволяет эффективно противодействовать насыщению системы ПВО объекта при массированных атаках средств воздушного нападения противника. Темп стрельбы составляет две секунды. Пуск ракет осуществляется непосредственно из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), которые служат для их транспортировки и хранения (см. фото). Каждый контейнер имеет длину 3,7 м и массу 400 кг в снаряженном состоянии.

Для обнаружения воздушных целей и выдачи целеуказания могут использоваться оптико-электронные средства, общекорабельные системы обнаружения (для морского варианта) или любые трехкоординатные РЛС типа «Giraffe-100» фирмы «Ericsson», RAC 3-D фирмы «Thales Raytheon Systems» и TRML-3D фирмы EADS (для сухопутногого варианта). Оценка угрозы (боевого средства противника) осуществляется боевой информационно-управляющей системы (БИУС) корабля-носителя или командным пунктом комплекса, которая затем передает результаты целераспределения на блок сопряжения с ракетой.

ЗРК VL MICA в наземном варианте может применяться автономно или интегрироваться в единую систему ПВО объекта с помощью волоконнооптических линий обмена информацией.

Для размещения ЗРК VL MICA на надводных кораблях могут использоваться оригинальные пусковые установки, вертикальные пусковые установки ЗРК «VL Seawolf» и система вертикального пуска SYLVER (SYSteme de Lancement VERtical), разработанная компанией DCNS. Система SYLVER предназначена для запуска ракет различных типов: зенитных (Mica, VT1, Aster-15, Aster-30), ПРО (Standard–II Block IV), ударных (SCALP Naval, Tactical Tomahawk). Выпускается четыре типоразмера системы: A-35, A-43, A-50 и A-70. Для размещения ракет VL MICA могут использоваться модули из 8 ячеек А-43 или 4 ячеек А-35. Каждый модуль имеет собственный канал отвода газов. Палубная плита, люки ячеек и люк газоотводного канала – бронированные,герметичные. Модуль А-43 имеет длину 5.4м и весит 7.5т. Сопряжение ЗРК VL MICA с БИУС корабля-носителя осуществляется по цифровому каналу локальной сети с помощью специального электронного блока сопряжения. На 8 пусковых ячеек требуется установка одного блока сопряжения и 4 антенн линии передачи данных «корабль-ракета».

Поддержать

УР MICA оснащается тепловой или активной радиолокационной ГСН, на выбор. Французская ракета необычна уже тем, что ее можно использовать как в ближнем воздушном бою, так и с дальних дистанций. MICA (Missile d’interception et de combat aerien) является главным оружием модернизированных Mirage 2000 и истребителей нового поколения Rafale. Ракета заменила сразу два типа УР «воздух—воздух»: Magic II малой дальности с инфракрасным (ИК) наведением и среднюю Matra Super 530 с радиолокационным наведением.

Специалистам фирмы «Matra» (позже MBDA) удалось учесть противоречивые требования к управляемым ракетам средней и
малой дальности в части аэродинамики, маневренности, силовой установки, аппаратуры. На УР MICA установлено крыло с большой хордой, двигатель с изменяемым вектором тяги, ГСН выполнена сменной.Первый пуск ракеты состоялся в 1991 году, а в 1996-м ее выбрали как основное вооружение для Mirage 2000 и Rafale. Франция могла закупить AMRAAM и Sidewinder, но французские политики и промышленники решили поддержать отечественного производителя.

Многорежимная ракета

Управляемая ракета (УР) «воздух—воздух» MICA выпускается в двух вариантах: MICA-RF с активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) (на фотографии крайняя слева) и MICA-IR с тепловой ГСН. Настоящий залп (две УР можно выпустить за 2 секунды) почти не оставляет противнику времени на противоракетный маневр. Сигнал от ИК ГСН MICA-IR до пуска ракеты передается бортовой аппаратуре истребителя Rafale. По словам одного пилота Rafale—участника ливийских событий 2011 года, MICA это не только ракета, но и дополнительный источник информации о противнике. Появление MICA с ее многорежимностью инициировало дискуссию специалистов по поводу результативности воздушного боя на малых и средних дистанциях. Многие считали новую УР лишь компромиссом, который не добавляет эффективности. До боевого применения УР ее преимущества были убедительны лишь на бумаге, теперь все изменилось. Индия планирует вооружить ракетами MICA свои Mirage 2000, которые пока уступают пакистанским F-16 с УР AMRAAM. Представляет интерес сравнение MICA и AIM-120. Обе ракеты способны поражать цели за пределами визуальной видимости. Масса AIM-120 — 152 кг, длина 3,7 м. Масса MICA — 112 кг, длина 3,1 м. Скорость обеих УР близка к М=4, но MICA маневреннее.

Советский след

Подобно многим инновациям в области УР «воздух—воздух» идея единой ракеты с головками самонаведения различных типов заимствована у СССР. В Советском Союзе разработали и приняли на вооружение несколько таких УР, включая ракеты средней дальности Р-23 и Р-40 поколения 1960-х годов. В «радийном» варианте эти УР оснащались полуактивной радиолокационной ГСН. На MICA активная радиолокационная ГСН, технология 1980-х годов. Активная ГСН позволяет реализовать концепцию «пустил — забыл», поскольку ракета снабжена собственной РЛС. Внедрением двигателя с изменяемым вектором тяги конструкторы УР MICA также обязаны советским инженерам. Впервые такой двигатель появился на Р-73, а уже позже на AIM-9X и IRIS-T. Но MICA является единственной в мире ракетой средней дальности с изменяемым вектором тяги.

Эксплуатанты

Ракетами MICA сначала снабдили (в 1997 году) французские Mirage 2000-5, позже УР этого типа получили Rafale ВВС и ВМС Франции. Также предусмотрена возможность вооружения разведчиков Mirage F1. Первым зарубежным покупателем MICA стал Тайвань, затем такие же УР вместе с Mirage 2000 закупили Греция и ОАЭ. Возможно, УР MICA могут применять модернизированные Mirage F1 ВВС Марокко. ВВС Омана использовали свои Mirage 2000-5 с УР MICA в 2011 году для патрулирования запретной для полетов зоны над Ливией.

Европейское ракетное объединение MBDA в распространенном 4 декабря 2012 года пресс-релизе впервые официально сообщило, что Королевская гвардия Омана стала первым заказчиком и эксплуатантом разработанного MBDA наземного варианта зенитного ракетного комплекса VL MICA (Ground Based Air Defence - GBAD). Пресс-релиз сообщает об учебно-боевой стрельбе ЗРК VL MICA, произведенной Королевской гвардией Омана на полигоне Абир в центральной части этой страны из полученной штатной системы 24 сентября 2012 года. Запущенная ракета MICA с активной радиолокационной головкой самонаведения успешно поразила воздушную мишень на дистанции более 14 км от пусковой установки.

ЗРК VL MICA использует в качестве ЗУР производимые MBDA France модифицированные управляемые ракеты MICA класса "воздух-воздух" средней дальности с активной радиолокационной или инфракрасными головками самонаведения. Максимальная эффективная дальность стрельбы ЗРК VL MICA заявлена в 20 км.

MBDA официально заявила о заключении первого контракта на продажу ЗРК VL MICA в июне 2009 года, но до настоящего времени не раскрывала Оман в качестве стартового заказчика. Параметры контракта также не сообщались. В поставке для Омана комплекс монтируется на шасси автомобилей Rheinmetall MAN с колесной формулой 8х8 и 6х6, включая четырехконтейнерные самоходные пусковые установки вертикального пуска и РЛС обнаружения Cassidian TRML-3D.

Оман был также стартовым заказчиком корабельного варианта ЗРК VL MICA, который установлен на трех корветах проекта Khareef, построенных в Великобритании корпорацией BAE Systems по заключенному в январе 2007 года контракту. Однако из-за затягивания постройки этих кораблей и выявившихся на корветах в ходе испытаний ряда недостатков, потребовавших многочисленных доработок и переделок, все три построенных корабля до сих пор остаются в Великобритании и не переданы оманскому флоту.

Зенитный ракетный комплекс ближнего действия VL MICA (Vertical Launch MICA) различного исполнения используется в качестве средства противовоздушной обороны подразделений сухопутных войск, авиабаз, командных пунктов и надводных кораблей от ударов крылатых ракет, управляемых авиабомб, самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов днем и ночью в любых погодных условиях. ЗРК VL MICA разработан фирмой MBDA на базе управляемой ракеты MICA класса "воздух-воздух". Комплекс отличается компактностью, высокой эффективностью и по своим боевым возможностям занимает промежуточное положение между ЗРК малой дальности "Mistral" и большой дальности PAAMS.


Авиационная ракета MICA

Модульная конструкция ракеты MICA позволяет иметь в боекомплекте комплекса средства поражения с различными системами самонаведения и использовать их достоинства в зависимости от боевой обстановки. Ракета MICA может оснащаться активной импульсно-доплеровской радиолокационной головкой самонаведения (MICA-EM) или тепловизионной (MICA-IR). Радиолокационная ГСН обеспечивает всепогодность комплекса и эффективно применяется против боевых средств противника с низкой ИК-сигнатурой (например, управляемые авиационные бомбы). Тепловизионному варианту отдается предпочтение при использовании для поражения целей с малой эффективной поверхностью рассеивания, в т.ч. небольших скоростных надводных целей.

Наземный вариант комплекса был впервые представлен в феврале 2000г. в Сингапуре на выставке Asian Aerospace. Испытания комплекса начались в испытательном центре CELM (Centre d’Essai de Lancement des Missiles - Франция) в 2001г. В феврале 2005г. была успешно проведена демонстрация возможностей нового комплекса с применением стандартной серийной ракеты MICA-IR, при этом была поражена цель на дальности около 10км. К январю 2006г. был осуществлен пуск 11 ракет VL MICA в различных вариантах комплектации.

Работы по системе корабельной ПВО на основе ракеты вертикального пуска VL MICA фирма MBDA в инициативном порядке начала в 2000г. Морской вариант комплекса VL MICA позиционируется, в первую очередь, как средство ПВО надводных кораблей небольшого водоизмещений, для которых существенны весогабаритные ограничения размещаемого вооружения, а также для усиления противовоздушной обороны крупных кораблей на ближних дистанциях. В апреле 2006г. в испытательном центре CELM успешно испытан ЗРК VL MICA с морской пусковой установки. В ходе испытаний VL Mica прямым попаданием поразила цель, имитирующую низколетящую противокорабельную ракету на дальности 10км. При испытательных пусках в октябре 2008 года прямым попаданием была поражена цель (БПЛА Banshee) на расстоянии 12 км.

В 2007г. ВМС Омана и компания MBDA заключили соглашение о поставке ЗРК VL MICA для трех патрульных кораблей океанской зоны (OPV) проекта "Khareef" (водоизмещение - 2500т, длина - 99м). Постройка первого корабля этого проекта началась в октябре 2007г. на верфи компании "VT Shipbuilding" в г.Портсмут. Срок передачи заказчику - 2010г, остальные - с шестимесячным интервалом. Комплекс VL MICA предполагается устанавливать на ракетные корветы проекта "Sigma", строящиеся на голландской верфи "Schelde Naval Shipbuilding" по заказу ВМС Марокко. Поставка трех корветов этого проекта должна быть завершена до 2012 года. Польские корветы типа "Gawron" пр. 621 (планируемая серия – 7 единиц) будут предположительно вооружены двумя модулями на 16 ракет VL MICA, расположенными в передней части надстройки. Первый корабль серии "Slazak" заложен в 2001г., срок сдачи - 2010-2011гг.

В декабре 2005г. Управление по вооружению DGA (Delegation Generale pour l’Armement) министерства обороны Франции заключило с фирмой MBDA контракт на два года на поставку зенитной управляемой ракеты VL MICA для всех родов войск. В рамках контракта MBDA выполняет работы по комплексированию ЗУР VL MICA с системами командования и управления СЕТАТ и МARTHA военно-воздушных и сухопутных сил Франции.

8 июля 2009г. в испытательном центре CELM ракетой MICA-IR, запущенной с наземной пусковой установки, был осуществлен успешный перехват низколетящей цели на дальности 15км и высоте 10м над поверхностью моря. Управление ракетой осуществлялось с командного пункта, расположенного на расстоянии 6км от пусковой установки. Целью испытаний, организованных MBDA, DGA и ВВС Франции, являлась демонстрация перспектив использования комплекса VL MICA для целей береговой обороны. Это был последний из серии 15 успешных испытательных пусков ЗРК VL MICA.

Типовой ЗРК VL MICA наземного базирования состоит из четырех пусковых установок, командного пункта комплекса и РЛС обнаружения. Пусковые установки комплекса могут размещаться на различных автомобильных шасси повышенной проходимости грузоподъемностью 5т.

Ракета MICA выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащается крестообразным широкохордным крылом малого удлинения. В носовой части корпуса установлены плоскости дестабилизатора, имеющие в плане прямоугольную форму. В средней части ракеты расположен РДТТ фирмы "Protac", снаряжаемый зарядом малодымного смесевого топлива. Двигатель обеспечивает максимальную скорость полета ракеты VL MICA М=3. В хвостовой части расположены аэродинамические рули, блок системы управления вектором тяги двигателя (СУВТ) и приемник линии передачи данных. СУВТ вместе с аэродинамическими рулями обеспечивает маневрирование ракеты с перегрузкой до 50g на дальности до 7км и с перегрузкой до 30g на дальности 10км. Боевая часть - осколочно-фугасная направленного действия весом 12кг, взрыватель - активный доплеровский радиолокационный.

Ракета MICA EM оснащается активной импульсно-доплеровской ГСН AD4A (12-18 ГГц), разработанной фирмами "Dassault Electronique" и "GEC-Marconi". ГСН AD4A способна самостоятельно захватывать цель на траектории и обеспечивает поражение целей с любого направления, на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности. ГСН AD4A размещается в носовом отсеке ракеты под радиопрозрачным керамическим обтекателем. Модифицированный вариант AD4A используется также в составе зенитной ракеты "Aster" комплексов SAMP-T и PAAMS.


Зенитный ракетный комплекс SAMP-T


Зенитный ракетный комплекс PAAMS

Биспектральная тепловизионная головка самонаведения (ТГСН) ракеты MICA-IR, работающая в диапазоне 3-5 и 8-12мкм, разработана фирмой "Sagem Defense Segurite". ТГСН содержит матрицу чувствительных элементов, установленную в фокальной плоскости, электронный блок цифровой обработки сигналов, встроенную криогенную систему охлаждения матрицы замкнутого типа. Система охлаждения ТГСН обеспечивает автономное функционирование приемника в течении 10 часов. Высокая разрешающая способность и комплексные алгоритмы позволяют ТГСН эффективно сопровождать цели на больших дистанциях и отсеивать тепловые ловушки.

Ракета запускается вертикально с последующим склонением в сторону цели помощью СУВТ. ЗУР VL MICA применяется в режиме захвата цели ГСН после пуска и имеет максимальную дальность более 10км (по ряду источников до 20км). До захвата цели головкой самонаведения ракета управляется инерциальной системой управления до данным первичного целеуказания, переданным на ракету. Линия передачи данных используется для передачи команд коррекции на ракету на среднем участке траектории до захвата цели головкой самонаведения. Использование принципа "выстрелил-забыл" позволяет эффективно противодействовать насыщению системы ПВО объекта при массированных атаках средств воздушного нападения противника. Темп стрельбы составляет две секунды. Пуск ракет осуществляется непосредственно из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), которые служат для их транспортировки и хранения. Каждый контейнер имеет длину 3,7 м и массу 400 кг в снаряженном состоянии.

Для обнаружения воздушных целей и выдачи целеуказания могут использоваться оптико-электронные средства, общекорабельные системы обнаружения (для морского варианта) или любые трехкоординатные РЛС типа "Giraffe-100" фирмы "Ericsson", RAC 3-D фирмы "Thales Raytheon Systems" и TRML-3D фирмы EADS (для сухопутногого варианта). Оценка угрозы (боевого средства противника) осуществляется боевой информационно-управляющей системы (БИУС) корабля-носителя или командным пунктом комплекса, которая затем передает результаты целераспределения на блок сопряжения с ракетой.

ЗРК VL MICA в наземном варианте может применяться автономно или интегрироваться в единую систему ПВО объекта с помощью волоконнооптических линий обмена информацией.

Для размещения ЗРК VL MICA на надводных кораблях могут использоваться оригинальные пусковые установки, вертикальные пусковые установки ЗРК "VL Seawolf" и система вертикального пуска SYLVER (SYSteme de Lancement VERtical), разработанная компанией DCNS. Система SYLVER предназначена для запуска ракет различных типов: зенитных (Mica, VT1, Aster-15, Aster-30), ПРО (Standard–II Block IV), ударных (SCALP Naval, Tactical Tomahawk). Выпускается четыре типоразмера системы: A-35, A-43, A-50 и A-70. Для размещения ракет VL MICA могут использоваться модули из 8 ячеек А-43 или 4 ячеек А-35. Каждый модуль имеет собственный канал отвода газов. Палубная плита, люки ячеек и люк газоотводного канала – бронированные,герметичные. Модуль А-43 имеет длину 5.4м и весит 7.5т. Сопряжение ЗРК VL MICA с БИУС корабля-носителя осуществляется по цифровому каналу локальной сети с помощью специального электронного блока сопряжения. На 8 пусковых ячеек требуется установка одного блока сопряжения и 4 антенн линии передачи данных "корабль-ракета".

Тактико-технические характеристики
Максимальная дальность стрельбы, км 10 (20)
Максимальная скорость полета, М 3
Потолок боевого применения, м 9000
Габариты ракеты, мм:
- длина 3100
- диаметр 160
- размах крыла 480
Стартовая масса, кг 112
Масса боевой части, кг 12
Темп стрельбы, выстр/c 2

Уже несколько лет подряд в СМИ и периодической печати продолжает подниматься тема дальнобойных корабельных ЗРК и ЗРС: С-300 «Форт-М», либо «PAAMS». Но в современном морском противостоянии, рано или поздно, встанет вопрос собственной выживаемости того или иного корабля из ударной группировки.

Учитывая самое разнообразное сочетание и методику применения современных противокорабельных ракет, ясно, что практически ни один боевой корабль не будет иметь в боекомплекте столь много ЗУР большой дальности, тем более, что большинство кораблей с водоизмещением до 5000 т не несут таких систем. В делах обороны ближнего рубежа необходимы быстрые ЗРК с минимальным временем реакции и высокоманевренной ЗУР-перехватчиком, которые способны сдерживать массированные точечные удары ПКР или ПРЛР, так называемые «звёздные налёты».

Россия, имея статус морской сверхдержавы, является полноправным лидером по оборонительным системам своих боевых кораблей, и имеет в арсенале ВМФ два типа таких систем (стандартный не берём во внимание): ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик». Все эти системы приняты на вооружение кораблей ВМФ РФ.

КЗРК «Кинжал» — детище НПО «Альтаир» является комплексом ближнего рубежа, обеспечивающим хорошую самооборону от обильных ударов авиации и ВТО в радиусе 12 км. Благодаря радиолокационному посту К-12-1, он способен перехватывать даже небольшие свободнопадающие бомбы. «Кинжал» — 4-х канальный ЗРК, его ЗУР 9М330-2 идентична с зенитной ракетой 9М331, которой вооружён наземный ЗРК «Тор-М1», реализован катапультный старт.

Комплекс имеет максимальную дальность перехвата – 12 км, высоту полета цели – 6 км, скорость перехватываемой цели – 2550 км/ч, время реакции по ПКР – около 8 с. УВПУ 4С95 – 8-ми ячеичная револьверного типа, как и Б-203А комплекса С-300Ф(ФМ).

Радиолокационный пост К-12-1 позволяет сопровождать 8 воздушных целей, обстреливать 4, обнаруживать низколетящие цели (высота 500 м) на дальности около 30 км, учитывая возможность интеграции «Кинжала» с корабельными РЛК-ДРЛО типа «Фрегат-МА» или «Подберёзовик», дальность слежения возрастает до 200-250 км (по высотным целям).

Антенный пост снабжён ОЛПК, который позволяет расчёту операторов визуально наблюдать за целью и подлётом к ней ЗУР, управляемой по радиокомандному методу. Антенный пост также способен управлять работой 30-мм ЗАК АК-630М и корректировать работу ЗРАК.

Высокоманевренная ракета с БЧ весом 15,6 кг может маневрировать с перегрузкой 25-30ед. На корабли ВМФ России чаще устанавливается 2 антенных поста К-12-1, что делает систему 8-канальной (БПК проекта 1155 «Удалой»), ну и в случае с — 4 антенных поста, открывая для обороны авианесущего ракетоносца целых 16 каналов. Боезапас внушительный – 192 ЗУР.

ЗРАК «Кортик» также прикрывает ближний рубеж нашего единственного авианосца в 8-ми километровой зоне, но ещё и прикрывает полуторакилометровую мёртвую зону «Кортика», «стирая в порошок» крупные фрагменты уничтоженных «Кинжалом» целей с помощью двух 30-мм АП АО-18. Их общий темп стрельбы приближается к 200 выстр/с.

КЗРАК «Кортик» на борту корвета «Стерегущий» — круглосуточно готов к бою

КЗРС, представленная БМ «Кортика», может насчитывать до 6 БМ и 1 ПБУ. На ПБУ установлен радиолокационный обнаружитель, а также система аналитического распределения между БМ наиболее опасных целей. На каждом роботовидном БМ монтируется спарка 30-мм АО-18 (АК-630М); 2х3 или 2х4 блока ЗУР 9М311, та же, что и на ЗРАК 2К22 «Тунгусска».

Ракета имеет скорость – 600 м/с, и БЧ массой 15 кг, способна настигать цели, «выкручивающие» 7-кратные перегрузки со скоростью до 1800 км/ч. Радиолокатор подсвета и наведения способен обеспечить пропускную способность около 6 целей/мин для каждого модуля. Для «Адмирала Кузнецова» это значит ещё 48 обстрелянных за минуту целей, в дополнении к 16 каналам «Кинжала»,- это 64 цели! Как Вам оборона нашего корабля? Бывает, что и один в поле – воин…

А сейчас Вашему вниманию ещё два компактных и современных КЗРК, боевые элементы которых зарекомендовали себя весьма хорошо.

Корабельная модификация ЗРК VL MICA . Сконструирован комплекс на базе французской ракеты класса «воздух-воздух» «MICA». Конструкция ракеты предлагает 2 варианта ГСН,- инфракрасную (MICA-IR) и активную радиолокационную «EM». Темп стрельбы чуть быстрее «Кинжала» (около 2 с). Ракеты снабжены ОВТ и способны к реализации 50-кратных перегрузок на скоростях до 3120 км/ч, есть и аэродинамические рули, дальность стрельбы комплекса -12…15 км.

Боевая часть – ОФ с массой 12 кг, имеет направленное действие, что подтверждает хорошую точность систем наведения. ГСН ЗУР «MICA-EM» — активная радиолокационная AD4A, с частотой работы 12000-18000 МГц, имеет высокую степень защиты от шумовых и естественных помех, способна захватывать цели на дистанции 12-15 км, селекционируя дипольные отражатели и радиоэлектронное противодействие.

ЗУР «MICA» в ячейке УВПУ

Начальное целеуказание и подсвет могут осуществляться большинством западно-европейских корабельных радиолокационных систем, таких как «EMPAR», «Sampson», «SIR-M» и других, более старых модификаций. Ракеты комплекса «VL MICA» могут размещаются в УВПУ корабельного ЗРК «VL Seawolf» или более универсальной «SYLVER», которые предназначены для применения как зенитных ракет (систем PAAMS, VL MICA, Standart последних модификаций), так и крылатых (SCALP, BGM -109 B/E).

Для КЗРК «VL MICA» применяется индивидуальный специальный размер восьмиячеечного контейнера УВПУ «SYLVER» – А-43, который имеет длину 5400 мм и массу 7500 кг. Каждый контейнер оборудуется четырёхантенным блоком и модемом синхронизации по радиокомандному каналу.

Варианты отражения воздушных атак с помощью КЗРК «MICA»

Данный комплекс очень технологичен, эффективен, и поэтому весьма неплохо «приживается» в ВМС развивающихся стран: в ВМС Омана ими оснащены 3 корвета пр. «Хариф», также на малозаметных корветах «Фаладж» ВМС ОАЭ и на малазийских корветах «Nakhoda Ragam» и др. А его относительно небольшая стоимость и хорошо известная и проверенная в ВВС Франции ракета «MICA» обуславливает её дальнейший успех на рынке морских вооружений.

Корвет ВМС Омана «Хариф» имеет КЗРК самообороны «MICA» на борту

И последний, не менее слабый оборонительный КЗРК нашего сегодняшнего обзора, — «Umkhonto» (на русском — «Копьё»). Сконструирован комплекс компанией Denel Dynamics. По массогабаритным размерам ЗУР комплекса близки к авиационной ракете БВБ «V3E A-Darter», также имеется ОВТ и аэродинамические рули.

Как и в комплексе «MICA», так и в «Umkhonto» используются ракеты с ИК-ГСН («Umkhonto-IR») и АРГСН («Umkhonto-R»). Ракеты имеют максимальную скорость — 2125 км/ч и дальность перехвата 12 км (для ИК-модификации) и 20 км (для АР-модификации). ЗУР «Umkhonto-IR» имеет унифицированную с ракетой «V3E A-Darter» ИК-ГСН, которая подробно описывалась в нашей предыдущей статье, касающейся прогресса ВС ЮАР. Головка имеет большие углы прокачки координационного устройства высокую угловую скорость визирования, что позволило ЗУР на вираже «дотягивать» до 40 ед., что ставит её на «одну ступеньку» с ракетами Р-77 и «MICA».

Более низкая, чем у «Дартер» (100 ед.) максимальная перегрузка обусловлена в 1,4 раза большей массой ЗУР, чем у воздушного варианта (125 против 90 кг) и меньшей тяговооружённостью. Осколочно-фугасная БЧ имеет вес 23 кг, что обеспечивает высокий поражающий эффект.

Наведение на цель у двух ракет инерциальное с радиокомандной коррекцией – в начале траектории, и тепловое или активное радиолокационное – в конце, т.е. принцип «пустил-забыл». Это очень важный фактор для современного ЗРК, позволяющий разгрузить боевую насыщенность РЛС подсвета методом освобождения занятых целевых каналов при массированном налёте средств воздушного нападения.

Ракета стартует в режиме «горячего пуска» из направляющей УВПУ, каждая направляющая также является ТПК для ракет и имеет собственный стартовый газоход. Боевая информационно-управляющая система комплекса позволяет вести одновременный перехват 8 сложных воздушных целей. Компьютеризированная система всех модулей, от антенного до ПБУ, позволяет проводить быструю диагностику на наличие неполадок, что делает этот комплекс одним из самых удачных в своём классе.

Фрегат ВМС ЮАР типа «Валур»

Патрульный катер класса «Хамина» ВМС Финляндии

Нашёл своё применение ЗРК «Umkhonto» в ВМС ЮАР и Финляндии. В ЮАР он установлен на четырёх фрегатах класса «Valour» пр. «МЕКО», а финских ВМС на передовых малозаметных катерах береговой обороны класса «Hamina».

В данной статье мы описали 3 лучших системы ближней обороны корабельного ордера, появление которых позволяет воочию проанализировать технический потенциал государства-изготовителя к закреплению на беспощадной военной и экономической мировой арене.

/Евгений Даманцев /

Авиационная ракета MICA "двойного назначения" (малой/средней дальности) предназначена для перехвата и уничтожения высокоманевренных пилотируемых и беспилотных средств противника днем и ночью, с любых направлений, в переднюю и заднюю полусферы, на фоне земли и при активном радиоэлектронном противодействии.

Разработка управляемой ракеты (УР) MICA (Missile d" Interception et de Combat Aerien) была начата в инициативном порядке фирмой "Matra" в 1982 году. Данная система вооружения создавалась как единая для замены ракет малой дальности "Magic-2" и средней дальности "Super 530D/F". Полномасштабные работы по программе MICA в соответствии с заданием ВВС и ВМФ Франции были развернуты с 1987 г.

Ракета проектировалась как универсальная платформа для размещения различных взаимозаменяемых (модульных) систем самонаведения. В зависимости от варианта MICA может оснащаться активной импульсно-доплеровской головкой самонаведения (MICA-EM) или тепловизионной (MICA-IR). При создании ракеты большое внимание уделялось увеличению максимальной баллистической и гарантированной дальностей полета. Как ракета малой дальности MICA имеет относительно малую стартовую массу, высокую маневренность, систему газодинамического управления, возможность применения с пусковых устройств ракет AIM-9. Так же, как и ракеты средней дальности, эта ракета имеет инерциально-корректируемую систему наведения и большую системную дальность пуска, свойственную ракетам этого типа. Ввиду общей тенденции расширения областей боевого применения современных ракет "воздух-воздух" ракета MICA может быть условно отнесена к ракетам "двойного назначения" - малой/средней дальности.

Летные испытания УР MICA начались в 1991 году. Ракета была принята на вооружение в варианте MICA-IR в 1998 г. и в варианте MICA-EM в 1999 г. Ракетой вооружены самолеты "Mirage" 2000-5/9, "Rafale-M", "Mirage-F1", "Mirage-III", "Mirage-V", "Harrier", "Jaguar". Возможна также ее установка на самолеты "Hawk", F-16.

Совмещение в ракете MICA функций оружия средней дальности и оружия ближнего маневренного боя, наличие модификаций с различными головками самонаведения, реализация автономных режимов применения в соответствии с принципом "пустил-забыл", малые габаритные размеры и масса делают ракету весьма привлекательной на рынках вооружений, особенно в регионах Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Ракета MICA может составить реальную конкуренцию российским ракетам РВВ-АЕ и модернизированной Р-73. Вопрос сопряжения с носителями российского производства является решаемой технической задачей.

С 1994 года фирмы "Matra" и ONERA ведут совместные исследования по разработке прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ВРД) для УР MICA. Применение ВРД может в перспективе обеспечить значительное увеличение дальности полета.

На базе авиационной УР MICA разработан комплекс ПВО VL-MICA.

В настоящее время УР MICA состоит на вооружении ВВС Франции, Греции, Катара, Тайваня, ОАЭ и др.

Ракета MICA выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащается крестообразным широкохордным крылом малого удлинения. В носовой части корпуса установлены плоскости дестабилизатора, имеющие в плане прямоугольную форму. В средней части ракеты расположен РДТТ фирмы "Protac", снаряжаемый зарядом малодымного смесевого топлива. РДТТ обеспечивает максимальную скорость полета ракеты равную M=3.5-4. В хвостовой части расположены аэродинамические рули, блок системы управления вектором тяги двигателя (СУВТ) (см. фото) и приемник линии передачи данных. СУВТ включается сразу после схода ракеты с пусковой направляющей и вместе с аэродинамическими рулями обеспечивает маневрирование ракеты с перегрузкой до 50g.

Боевая часть - осколочно-фугасная, взрыватель - активный радиолокационный.

Для подвески ракеты служат подкрыльевые рельсовые пусковые установки, обеспечивающие запуск с перегрузкой до 9g, или пневматические катапультные, обеспечивающие запуск из внутренних отсеков носителя (до 4g). Электрические разъемы и узлы подвески УР MICA совместимы с ракетами AIM-9, "Super 530" и "Magic".

Для управления ракетой используется комбинированная система управления: командно-инерциальная система на начальном участке траектории и система самонаведения на конечном участке. В зависимости от варианта ракета может оснащаться активной импульсно-доплеровской ГСН (MICA EM) или тепловизионной ГСН (MICA IR). Ракета MICA может применяется в следующих режимах:

* Пуск по цели за пределами визуальной видимости с захватом цели головкой самонаведения на траектории по целеуказанию от инерциальной системы и получением команд коррекции с самолета-носителя в случае изменения траектории цели.

* Пуск по цели за пределами визуальной видимости с захватом цели головкой самонаведения на траектории без использования линии передачи данных. В этом режиме ракета применяется в соответствии с принципом "пустил—забыл", траектория полета на маршевом участке оптимизирована для достижения максимальной дальности.

* Пуск с захватом цели ГСН ракеты на подвеске самолета-носителя по информации от прицельных систем носителя, носитель после пуска - автономен.

* Пуск с захватом визуально наблюдаемой цели ГСН ракеты на подвеске самолета-носителя с использованием нашлемной системы целеуказания (НЛЦ).

На участке самонаведения ракета MICA EM управляется активной импульсно-доплеровской ГСН AD4A (12-18 ГГц), разработанной фирмами "Dassault Electronique" и "GEC-Marconi". ГСН AD4A способна самостоятельно захватывать цель на траектории и обеспечивает поражение целей с любого направления, на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности. ГСН AD4A размещается в носовом отсеке ракеты под радиопрозрачным керамическим обтекателем. Модифицированный вариант AD4A используется также в составе зенитной ракеты "Aster" комплексов SAMP-T и PAAMS.

Биспектральная тепловизионная головка самонаведения (ТГСН) УР MICA-IR, работающая в диапазоне 3-5 и 8-12мкм, разработана фирмой "Sagem Defense Segurite". ТГСН содержит матрицу чувствительных элементов, установленную в фокальной плоскости, электронный блок цифровой обработки сигналов, встроенную криогенную систему охлаждения матрицы замкнутого типа. Система охлаждения ТГСН обеспечивает автономное функционирование приемника в течении 10 часов. Высокая разрешающая способность и комплексные алгоритмы позволяют ТГСН эффективно сопровождать цели на больших дистанциях и отсеивать тепловые ловушки. ТГСН обладает способностью захвата цели на траектории после запуска ракеты, сопрягается с инерциальной системой управления и линией передачи данных, что позволяет получить большие дальности пусков и обеспечивает возможность применения при пеленгах, превосходящих углы прокачки координатора. ТГСН построена на цифровой элементной базе, что позволяет перепрограммировать алгоритмы работы. Сопряжение с бортом самолета по стандарту MIL-STD-1553.



Loading...Loading...