"агрессоры" готовятся к войне. «Агрессоры

"Вот теперь настало время учений OPFOR и эскадрильи агрессоры "

Я до этого момента даже не представлял себе что обозначает эта аббревиатура, а тем более что за эскадрилья такая. Но надеюсь, что сейчас вместе с вами все узнаем...

OPFOR (Opposing Force) - аббревиатура, используется для обозначения противника при проведении двусторонних учений специальным воинским формированием ОПФОР. Ну, а так как наша тема связана с авиацией, то начнем с начала...

Изучая опыт боевых действий в Юго-Восточной Азии, командование ВВС США пришло к неутешительному для себя выводу, что, невзирая на подавляющее численное превосходство, эффективность американской авиации оказалась весьма низкой, а потери в живой силе и технике - «неприемлемо большими». Для решения этой проблемы Пентагон заказал исследование под кодовым названием «Красный Барон» («Red Baron»), целью его было выработать рекомендации по совершенствованию подготовки летчиков, которым предстояло завоевать «господство в воздухе» на будущих театрах военных действий.

В 1974 году исследование было завершено, на его основе командование ВВС сделало важнейший вывод: «необходимо пересмотреть методику обучения летчиков ведению воздушного боя, чтобы сделать его по-настоящему реалистическим».

Так появилась идея создания специального подразделения, способного имитировать действия авиации противника. Тогда же была сформирована 64-я учебно-тренировочная эскадрилья, приписанная к Центру боевого применения оружия тактических истребителей авиабазы Неллис (штат Невада) и получившая название «Агрессор».


Американские летчики прибыли на войну во Вьетнам с абсолютной уверенностью в собственном превосходстве над «азиатами», причем поразительная самонадеянность была характерна как для рядовых летчиков, так и для командования. Однако первые воздушные бои выявили неподготовленность американцев к ведению маневренного воздушного боя. Тактика ракетных залпов с дальней дистанции оказалась порочной. Юркие МиГ-17 легко занимали выгодное для атаки положение и расстреливали «Фантомы» и «Тандер-чифы» из пушек.

Сверхзвуковой «Фантом», конечно, являлся машиной куда более современной, чем МиГ-17, но американцы сами лишили себя почти всех козырей. «Фантомы» брали максимальную боевую нагрузку, которая размещалась на внешней подвеске и портила аэродинамику самолета. В результате скорость «призрака» почти сравнялась со скоростью МиГа, а на виражах легкий МиГ с опытным пилотом запросто обходил даже пустой «Фантом», не говоря о загруженном! Американцы могли надеяться только на ракетную атаку с дальней дистанции, но небольшие камуфлированные машины вьетнамцев обнаружить было весьма сложно, как визуально, так и помощью РЛС. Положение усугублялось отсутствиемна «Фантомах» стрелкового вооружения, из-за чего в ближнем бою «американец» представлял собой простую мишень. Появление у вьетнамцев МиГ-21 еще более усложнило ситуацию, доведя соотношение сбитых в воздушных боях самолетов до 4:1, разумеется, не в пользу США.

Причиной столь плачевной для американцев ситуации стало чрезмерное упование на «умное» ракетное оружие, из-за чего маневренный воздушный бой как таковой был исключен из боевой подготовки летчиков ВВС. Во флоте навыкам ведения таких боев обучались в основном пилоты «Крусейдеров», а экипажи палубных «Фантомов» отрабатывали только нанесение ударов по наземным целям. Итог такой направленности боевой подготовки хорошо виден на следующем примере. По данным министерства обороны США, летчиками «Крусейдеров» над Вьетнамом к 1968 г. было сбито 18 МиГов в 25 воздушных боях, в то время как «Фантомы» за это же время одержали лишь 12 побед в 39 воздушных боях.

Опыт войны ясно говорил о том, что маневренный воздушный бой с появлением ракет воздух-воздух вовсе не стал достоянием истории, а значит, летчиков-истребителей следовало к нему готовить.Первыми к этой мысли пришли в авиации флота. Ветеран вьетнамской войны, летчик авианосца «Корал Си» капитан Фрэнк Олт предложил сформировать в составе ВМС специальный учебный центр для отработки ведения маневренного воздушного боя (NAVY Fighter Weapon School), а с целью придания учебным боям реалистичности включить в его состав подразделение, имитирующее тактику противника. Подразделение это желательно оснастить самолетами, имеющими характеристики и габаритные размеры, макисмально близкие к характеристикам и размерам основного противника американских асов - МиГа-21.

Учебный центр вооружения истребителей, известный во всем мире (во многом благодаря известному голливудскому боевику) как «Топ Ган», был сформирован в марте 1969 г. на авиабазе Мирамар. Первоначально центр организационно входил в состав эскадрильи VF-121. На вооружении центра находились штурмовики А-4 «Скай-хок» и учебно-тренировочные Т-38 «Тэлон», а его задачей стала тренировка экипажей «Фантомов» для ведения боев с МиГами.

Деятельность «Топ Гана» положительно сказалась на результатах воздушных боев, что послужило поводом в 1972 году выделить Центр в отдельное подразделение ВМС США. Тогда же школу «Топ Ган» полностью перевооружили самолетами Т-38.

Новая система подготовки имела оглушительный успех. Опыт флота востребовали ВВС, а эскадрильи, имитировавшие тактику МиГов, начали расти, как грибы после дождя. Кроме широкоизвестного «Топ Гана», в подразделения «вероятного противника» переклассифицировали следующие эскадрильи флота VF-43 «Челленджерс» (официально с 1973 г. но фактически - с 1970 г.) VF-45 «Блэкбёрдс» (с августа 1976 г.), VFA-126 «Бандите» (с 1970 г.) и VFA-127 «Десерт Богиз» (с 1975 г.). Все эти эскадрильи получили общее прозвище «агрессоры».

«Агрессоры» не ограничивались имитацией тактики вражеских истребителей; идея была гораздо шире. Личный состав этих специальных подразделений тщательно изучал организацию и боевую технику вероятного противника - сначала Вьетнама, затем - СССР и стран Варшавского договора.

Порой доходило до смешного: чтобы ощутить себя «в шкуре» советских пилотов, экипажи «агрессоров» должны были постоянно любоваться на портреты членов Политбюро ЦК КПСС и плакаты с изображением «строителей коммунизма», развешанные по стенам, а в гарнизонном баре подавали русскую водку с соответствующей закуской.

Самолеты же должны были даже внешне походить на МиГ-21. Таких машин в США нашлось всего две -штурмовик А-4 «Скайхок» и истребитель F-5 «Тайгер». Наиболее популярным «агрессором» стал F-5. Но пока шла война в Индокитае, истребители этого типа направлялись прежде всего в ВВС Южного Вьетнама. «Агрессорам» пришлось довольствоваться двухместными учебно-тренировочными Т-38, которые имели схожие с F-5 конструкцию и характеристики.

Имитатор вертолета Ми-24, построенный фирмой "Орландо Геликоптер" на базе вертолета "Сикорский" Н-19

С середины 70-х оппонентами «агрессоров» стали «Томкэты», сменившие «Фантомы» на палубах авианосцев, а в 80-е годы новая техника пришла и в «краснозвездные» эскадрильи. «Тигры» неплохо имитировали МиГ-21, но на роль МиГ-23 (и уж тем более - МиГ-29 или Су-27) они никак не годились. ВМС начали поиск подходящей замены. В 1985 г. было принято решение закупить для исполнения роли противника истребители F-16 в облегченном варианте - F-16N, а пока они строятся - взять в лизинг у Израиля 26 истребителей «Кфир»; в США эти самолеты получили обозначение F-21A.

С апреля 1987 г. «агрессоры» начали получать F-16N (всего поставлено 26 одноместных F-16N и четыре двухместных TF-16N) и F/A-18. Кроме того, флот получил от ВВС некоторое количество старых, но надежных F-5. Стоит отметить, что прочность F-16N оказалась недостаточной для интенсивных полетов с высокими перегрузками, и в декабре 1994 г. «агрессоры» списали последний самолет этого типа.

Ка-28, принадлежащий 11-му бронекавалерийскому полку армии США

Поступившие на вооружение «агрессоров» в 90-е годы «Хорнеты» окрашены в серо-голубой цвет под Су-27 и МиГ-29 или пустынный -желто-коричневый. Художники, кроме нанесения камуфляжа, сделали попытку исказить форму самолетов, чтобы они на больших расстояниях воспринимались как советские истребители с большей степенью достоверности. (Впервые это было применено еще в конце 60-х годов на «Скайхоках», изображавших вьетнамские МиГи-17. Прим. ред.) Черные шевроны нанесены на фюзеляже в местах, примерно соответствующих расположению воздухозаборников Су-27. Законцовки килей и передние кромки крыльев «обрезаны» белой краской.

В отличие от уцелевших эскадрилий «агрессоров» VFC-12 и VFC-13, «Топ Ган» является именно учебным центром. В последние годы несколько сместились его приоритеты. Теперь летчики там обучаются не только воздушному бою, но и нанесению ударов по наземным целям. Кроме «Хорнетов», на вооружении центра боевого применения имеется несколько F-14.

Макет носовой части Ми-24П, установленный на вертолете Сикорский Н-19. Хорошо видны манекены пилотов.

В американских ВВС позднее, чем во флоте, оценили значение эскадрилий, имитирующих противника. Как ни странно, помогли им в этом... вьетнамские летчики. Из различных источников янки получили информацию, что вьетнамцы гораздо охотнее атакуют камуфлированные «армейские» «Фантомы», считая их более легкой добычей по сравнению с палубными машинами, окрашенными в серый цвет. Информация дополнялась статистикой - соотношение потерь в воздушных боях летчиков ВВС и вьетнамских пилотов в 1972 году было в пользу последних. В этих условиях USAF обратились к опыту NAVY по созданию специальных учебно-тренировочных подразделений.

Первым «агрессором» в ВВС США стала 64-я эскадрилья боевого применения оружия истребительной авиации, сформированная в октябре 1972 г. на авиабазе Неллис. Но командование не собиралось ограничиваться одной эскадрильей. 64th Fighter Weapon Sqadron создавался как часть 57-го авиакрыла боевого применения истребительной авиации (в июле 1973 г. название изменили на 57-е тактическое учебно-тренировочное авиакрыло, а 64-я эскадрилья стала называться тактической истребительной учебно-тренировочной эскадрильей «Агрессор»). Первыми самолетами 64-й эскадрильи стали учебно-тренировочные Т-38. В середине 1973 г. им на смену пришли стандартные для «агрессоров» F-5E.
Окончание войны во Вьетнаме только стимулировало дальнейшее увеличение количества «агрессоров»: в октябре 1975 г. в состав 57-го крыла вошла вновь сформированная 65-я эскадрилья, также вооруженная «американскими МиГ-21» - истребителями F-5E/F. Самолеты 57-го крыла имели оригинальный камуфляж, выдержанный в серо-голубых тонах (что странно, ведь МиГ-21 так никто не красил), встречались машины, окрашенные под Ирак и Ливию. Камуфляжная окраска каждого самолета директивно определялась штабом ВВС, а не являлась импровизацией «художников» с авиабазы Неллис.
В отличие от флотских «агрессоров», самолеты 57-го крыла не имели на килях красных звезд, но на бортах передней части фюзеляжа наносились двузначные тактические номера, размер и форма которых соответствовали стандартам советских ВВС. Тактический номер каждого самолета соответствовал последним двум цифрам серийного номера истребителя; «Тигры» 64-й эскадрильи имели красные номера с желтой окантовкой, 65-й - голубые с белой окантовкой или черные с желтой окантовкой. На вооружении каждой эскадрильи находилось по 18 истребителей, личный состав насчитывал 22 летчика.

F-5E Тайгер ВВС США из 64-й искадрильи "Агрессор".

Экипажи 57-го крыла вели учебные воздушные бои с истребителями, дислоцировавшимися на территории США, но поскольку авиабазы USAF имелись по всему миру, потребовалось сформировать еще два подразделения «агрессоров»-26-ю эскадрилью на филиппинской авиабазе Кларк и 527-ю на базе Олконбери в Великобритании. Первая «обслуживала» американских летчиков, размещенных в Азиатско-Тихоокеанском регионе, вторая - ВВС НАТО в Европе.
Так же как и в ВМС, личный состав «агрессоров» ВВС комплектовался только на добровольной основе опытнейшими летчиками с налетом не менее 500 ч, а претендентам на командные должности был необходим налет в 2000 ч. Служба в «агрессорах» считалась своего рода признанием высшего профессионализма летчика-истребителя, и конкурс в эти подразделения был очень высок.

Продолжительность службы в 57-м крыле и двух «заморских» эскадрильях ограничивалась тремя годами; с одной стороны, фиксированный срок службы позволял пропустить через эти подразделения большее количество личного состава, с другой - за три года пилоты утрачивали необходимое чувство опасности (а летали они на пределе возможностей своих машин).

Ан-2 11-го бронекавалерийского полка, прозванный американцами "Красным бароном".

Принятая оценка работы учебно-тренировочных эскадрилий аналогична оценке реальных воздушных боев - по количеству «условно сбитых». Высокий уровень летного мастерства наряду с желанием выиграть каждый бой позволял пилотам «Тигров» успешно «сбивать» куда более совершенные F-15 и F-16. Но за свои условные победы «агрессоры» порой платили реальной жизнью - аварийность в этих подразделениях всегда была минимум в 3 раза выше, чем в среднем по ВВС (иногда превышая средний уровень и в 7 раз). Всего лишь за год - с осени 1982 г. по осень 1983 г. в 57-м крыле разбилось пять истребителей.

Наблюдательный английский журналист отметил, что летчики «агрессоров» имеют «бычьи» шеи, у некоторых размер воротничка рубашек достигает 45. Объясняется это достаточно просто: практически в каждом полете летчики маневрируют с большими перегрузками, при которых увеличенная масса головы вкупе со шлемом давят на шею. Соответственно шейные мышцы быстро «накачиваются», что лишний раз свидетельствует об опасном характере полетов.
527-я эскадрилья «агрессоров» официально вошла в состав 10-го тактического разведывательного авиакрыла 1 апреля 1976 г. К концу месяца на авиабазу Олконбери военно-транспортными самолетами С-5 перебросили из США первые восемь F-5E, и личный состав «европейских агрессоров» приступил к тренировкам. В 1977 году на вооружении эскадрильи имелось уже 20 истребителей. Чаще всего противниками летчиков 527-й эскадрильи были F-15 из состава 35-го (место постоянной дислокации авиабаза Сустерберг, Нидерланды) и 36-го (западногерманская авиабаза Битбург) тактических истребительных авиакрыльев, а также F-16 из 86-го авиакрыла (авиабаза Рамштейн, ФРГ) и ВВС европейских стран НАТО.
Воздушные бои велись над акваторией Северного моря.

Подготовка личного состава 26-й «филиппинской» эскадрильи несколько отличалась от подготовки других «агрессоров», поскольку в качестве основных противников США в зоне Тихого Океана рассматривались КНР и Северная Корея. 26-я эскадрилья была самой малочисленной из «агрессоров» - 12 самолетов и 15 летчиков. «Тихоокеанские агрессоры» постоянно принимали участие в масштабных ежегодных учениях «Коп Тандер» (азиатский аналог маневров «Рэд Флэг«), в которых задействовали авиацию США, Южной Кореи и Филиппин. Учения проводились на южнокорейском полигоне Кун-Ни в районе авиабазы Осан. Угроза со стороны ВВС Китая и КНДР, по мнению американцев, была значительно меньшей, чем от авиации Варшавского договора, поэтому летчики 26-й эскадрильи уделяли большее внимание взаимодействию с ударными самолетами, прежде всего со штурмовиками А-10А; отрабатывалось как эскортирование штурмовиков, так и их атака.

Ми-24 и Ми-8, захваченные америкацами в Ираке, теперь учавствуют в маневрах армии США в качестве агрессоров.

Во второй половине 70-х годов американцы попытались приблизить боевые возможности F-5E к характеристикам МиГ-23, которые стали наиболее вероятным противником взамен МиГ-21. На «Тиграх» несколько увеличили тягу двигателей, расширили диапазон углов сканирования антенны РЛС, чтобы ее сектор обзора соответствовал сектору обзора РЛС «двадцать третьего». ЭПР F-5 также приблизили к ЭПР МиГ-23 путем установки отражателей.
Не менее опасным противником ВВС США считали МиГ-25, но его имитировать «Тигры» уже никак не могли. В то же время участие «двадцать пятых» в учениях «Рэд Флэг» считалось обязательным. На роль МиГ-25 в принципе подходил F-15, однако перевооружать на них «агрессоров» не стали (возможно, потому, что МиГ-25 не являлся самолетом, предназначенным для маневренного воздушного боя). МиГ-25 на учениях имитировали F-15 строевых тактических эскадрилий ВВС США.

В конце 80-х годов «агрессоры» начали получать новые F-16C «Файтинг Фолкон». В 1988-89 гг. перевооружили 64-ю, 527-ю и 26-ю эскадрильи. Одновременно начался и процесс сокращения «агрессоров». 7 апреля 1989 г. командир 65-й эскадрильи подполковник Майк Кернер совершил последний в истории этого подразделения «боевой» вылет. В настоящее время в составе ВВС осталась только одна эскадрилья «агрессоров» - 64-я.

В начале 1999 г. американцы радикально решили проблему матчасти 64-й эскадрильи, скупив оптом и подешевке лучшую часть молдавских ВВС - полтора десятка МиГ-29. Скандальной сделкой заинтересовался парламент суверенной и независимой виноградной республики, но дело сделано - МиГи «уплыли» за океан. По сообщениям западной прессы, вскоре они заменят F-16 в роли «агрессоров».

«Гнездом агрессоров» американских сухопутных войск стал полигон Форт-Ирвин в штате Калифорния. В 1981 г. здесь начали создавать Национальный учебный центр, в котором по типу полигона Неллис планировалось с максимальным приближением воссоздавать обстановку реального боя с подразделениями армий Варшавского договора. В 1982 г. «гвардейский мотострелковый батальон» или OPFOR (Opposition Force - силы противника) Национального учебного центра первый раз принял участие в маневрах. На вооружении батальона состояли муляжи советских танков, БМП, ЗСУ и прочей техники.

Параллельно с созданием полноразмерных имитаторов армия использовала для тренировки расчетов ПЗРК гораздо более дешевые радиоуправляемые модели-копии истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 в масштабе 1:9 и боевых вертолетов Ми-24 в масштабе 1:5.

Согласно известному советскому лозунгу 30-х годов «от модели к планеру, от планера - к самолету», следующим шагом стала переделка мотопланера «Ротек» «Пантера-2+». В 1987 г. фирма «Ротек» построила по заказу армии США один имитатор вертолета Ми-24 и один - штурмовика Су-25.

Для имитации силуэта вертолета Ми-24 на планере смонтированы ложные двигатели и фюзеляж, макет подфюзеляжной турели и дополнительное крыло с макетами блоков НАР и направляющих ПТУР. Планер камуфлирован на манер Ми-24, а участки конструкции, которые для вертолета являются лишними, окрашены белой краской с разводами «под облака». Имитация работы двигателей и шума несущего винта осуществляется с помощью магнитофона и динамиков, стрельба из пулеметов - лучом лазера и стробоскопом.

Пилотируемая модель Су-25 сделана по тому же принципу -планер оборудован дополнительным каркасом, обтянутым специальным покрытием, и отдаленно напоминает форму Су-25. Специальное оборудование воспроизводит характерные шумы советского штурмовика и стрельбу из бортовой пушки.

Но даже самые дорогие и совершенные суррогаты не могли полностью заменить Ми-24, тем более, что если ВВС смогли найти неплохой аналог МиГ-21 в своих арсеналах, то в армии ничего даже отдаленно напоминающего русский «крокодил» не было. Аналитики из Пентагона считали совершенно необходимым раздобыть где-нибудь советский вертолет, детально изучить его достоинства и недостатки, после чего по возможности - использовать в процессе боевой учебы.

Охота за «Хайндом» («НАТОв-ская» кличка Ми-24) шла по всему миру. Наконец, в 1985 г. афганские летчики-перебежчики угнали пару Ми-24 в Пакистан. Разумеется, вскоре «пакистанские» вертолеты оказались в США.

Вертолет SH-60-F, принадлежащий центру лесного вооружения Топ Ган, служит для имитации атак Российских вертолетов на американские боевые корабли.

«Звездным часом» для западных разведок и всяческих «агрессоров» стал 1989 год: рухнула Берлинская стена, а Национальная Народная Армия ГДР прекратила свое существование вместе со страной. Вся боевая техника Восточной Германии досталась ФРГ, а значит, стала доступной и западногерманским союзникам.

Падение Варшавского пакта подвело черту под «холодной войной». Не случайно 1990 год стал роковым для крылатых «агрессоров» ВВС и ВМС, а вот в армии США все обстояло с точностью до наоборот. В ноябре 1990 г. сформировано Командование тактических испытаний и оценки ОРТЕС (Operational Test and Evaluation Command) - единая организация, отвечающая, в том числе и за использования в учебном процессе военной техники советского производства. Такие учения регулярно проводятся на военных базах Форт-Брэгг, Форт-Ракер, Форт-Полк и Форт-Ирвин.

С 1995 г. начали проводиться комплексные двусторонние («голубые силы» и «красные силы») учения армии, ВВС и флота. К ним также привлекались и уцелевшие эскадрильи «агрессоров» ВВС и ВМС. «Агрессоры», естественно, играют за «красные силы» (интересно, что американцы по-прежнему воспринимают нас как «красных»). Авиационная компонента армии США, задействованная в «красных силах», представлена тремя вертолетами Ми-24 (из них один Ми-24П), тремя Ми-8, одним Ка-28, одним Ми-14, одним Ми-2 и двумя антоновскими бипланами. Вся эта техника сведена в 11-й бронекавалерийский полк, иногда именуемый «Красной Гвардией».

История появления этой летающей коллекции советской авиатехники не афишируется. Есть данные, что по крайней мере один Ми-25 получен из Пакистана, откуда второй - неизвестно, но его камуфляж соответствует окраске ливийских вертолетов, применявшихся в Чаде. Ми-14 и Ми-24П -часть наследства армии ГДР, еще один Ми-24 и «восьмерки», возможно, захвачены в ходе операции «Буря в Пустыне». Самолеты и вертолеты подверглись в США незначительной модернизации, заключающейся, главным образом, в установке радиосвязного оборудования американского производства и устройств для имитации и контроля результатов стрельбы. На Ми-2 в окнах сдвижных дверей смонтированы шкворневые установки для пулеметов М249 «Миними» калибра 5,56 мм, а на Ми-24 турельные пулеметы ЯкБ заменили на 20-мм автоматиче¬ские пушки М197.

Вся авиатехника окрашена индивидуально, а каждый самолет или вертолет имеет еще и написанное на борту имя. Как уже отмечалось, один Ми-24 носит ливийский камуфляж, но летает без опознавательных знаков под именем «Patience», второй Ми-24, как и одна из «восьмерок», «принадлежит» армии Саддама Хуссейна. Ми-24П, Ми-2 и оба Ан-2 несут опознавательные знаки в виде красной звезды, вписанной в окружность красного цвета. На Ми-14 и Ка-28 никаких опознавательных знаков нет.

Существование армейских «агрессоров» долго скрывалось. Первое появление Ан-2 на авиашоу в Форт-Брэгге в 1992 г. вызвало если не сенсацию, то по крайней мере большое удивление у публики. Через год «на людях» появились американские Ми-24 и Ми-8. Наконец, в 1995 г. вся имеющаяся в наличии техника (вся ли?) была выставлена на публичное обозрение во время очередного авиашоу в Форт-Блиссе.

Армейские «агрессоры» (хотя в общем-то сам этот термин в армии США не используется, в отличие от авиации ВМФ и ВВС) широко задействованы в различных учениях и даже «наносят удары» по боевым кораблям. Так на маневрах флота в северной части Мексиканского залива в 1995 г. Ми-24 и Ми-8 имитировали атаки крейсера «Анцио» и фрегата «Кэйп Сент-Джордж», входивших в ордер авианосца «Эйзенхауэр».

Интересна оценка американскими специалистами такого, в общем-то антикварного, самолета, как Ан-2. Особое впечатление на янки произвели превосходные взлетно-посадочные характеристики биплана, его маневренность на малых скоростях вблизи земли и малозаметность. Американские РЛС оказались не в состоянии отслеживать «кукурузник» даже при полете на средних высотах. Американцы считают, что по своим характеристикам Ан-2 вплотную приближается к вертолету и идеально подходит для скрытой доставки разведывательно-диверсионных групп за линию фронта. Ну и конечно же, «Антон» вполне подходит и для своей традиционной работы -выброски парашютистов на всяческих шоу, в которых принимают участие «красногвардейцы». Один из американских Ан-2 несет на борту гордую надпись - «Red Baron», сложно сказать чего здесь больше - иронии или уважения.

Сведения о появлении в СССР новых боевых вертолетов «Хокам» (Ка-50) и «Хэйвок» (Ми-28) вызвало в США огромный интерес. Естественно, американцы захотели «прикупить» образцы, тем более что в начале 90-х казалось, будто вся Россия выставлена на распродажу. ВВС США вышли на некую коммерческую фирму, согласившуюся поставить в США «живой» Ка-50. Но к счастью, сделка не состоялась, как, впрочем, пока не состоялось и перевооружение российской армии на новые вертолеты. Пришлось американцам вспоминать опыты с переделкой своих вертолетов в российские.
Разработка вертолета-мишени «Хокам-Х» началась в 1994 г. канадской фирмой «Бристоль Аэрос-пейс» по заказу министерства обороны США. Основой послужил боевой вертолет АН-1 «Кобра»; машину для переоборудования предоставили сами американцы. Также как и Н19/Ми-24, американский «Ка-50» может эксплуатироваться как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах.

Интерес американского флота к имитации винтокрылой техники нового «союзника» (или все-таки - старого противника?) не простирается так далеко, как у армейцев. В 1997 г. Центру боевого применения военно-морского вооружения и авиации (авиабаза Фаллон) были переданы несколько вертолетов SH-60F для использования в качестве «агрессоров». Вертолеты имеют песочно-коричневую камуфляжную окраску, на бортах нанесены красные звезды и тактические номера в стиле российской армии.

18-я эскадрилья ("Синие лисы"), 354-е авиакрыло, авиабаза Эйлисон (Аляска) (18th Agressor Squadron, Eielson Air Force Base)

64-я эскадрилья, 57-е авиакрыло, авиабаза Неллис (Невада) (64th Agressor Squadron, Nellis Air Force Base)

65-я эскадрилья, 57-е авиакрыло, авиабаза Неллис (Невада) (65th Agressor Squadron, Nellis Air Force Base)

401-я тренировочная эскадрилия морской пехоты США ("Снайперы"), Marine Fighter Training Squadron 401 (VMFT-401) "Snipers"

13-смешанная эскадрилья ВМС США "Святые", Fighter Squadron Composite (VFC-13) Saints

есть еще TOPGUN-ы летчики школы ВМС США, их так же причисляют к "агрессорам", 111-я и 12-я эскадрильи ВМС. У ТОР-ов символика, емнип, ничего общего с "агрессорской" не имеющая. Про 111-ю и 12-ю не в курсе.

дополнение- с топганами ошибся:

Если об «агрессорах» ВВС США в свое время писали предостаточно, не преминув указывать, что подобная методика подготовки летного состава воспитывает в американских летчиках ненависть к СССР и всему социалистическому лагерю, то существование аналогичных подразделений в составе советской армии старательно замалчивалось.

Тем не менее опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке заставил задуматься не только американский, но и советский генералитет. В отчетах с мест событий указывалось, что тактика ведения воздушного боя в советских ВВС (а именно нашу школу прошли вьетнамские и арабские летчики) устарела и не соответствует требованиям времени. Вот тогда-то и было принято решение о создании специальной группы из числа самых опытных летчиков-истребителей строевых частей.
В начале 1970 года на базе одного из истребительных полков ВВС Туркестанского военного округа организовали Центр подготовки летного состава, где начали оттачивать боевое мастерство пилоты, собиравшиеся отправиться в «дальние командировки».

В Центре имелись эскадрильи, укомплектованные самолетами «МиГ-21ПФМ», «МиГ-21СМ» и «МиГ-21УМ(УА)». Подготовка проводилась по программе «Кавказ» («500-е упражнение»), в которую входила отработка одиночного и группового полетов, сложного и высшего пилотажа, боевого маневрирования, одиночных и групповых маневренных воздушных боев на средних, малых и предельно малых высотах.


К 1972 году Центр выпустил несколько групп летчиков, которые затем приняли участие в боевых действиях в Египте.

После первых успехов командование пришло к выводу, что боевой опыт необходимо внедрять во всех авиачастях. Центр в Туркмении перепрофилировали: две эскадрильи вместе с другими частями и подразделениями обеспечения и контроля (в том числе - подразделение радиоуправляемых мишеней «Ла-17») вошли в состав Базы ВВС по проверке боевой подготовки строевых частей истребительной авиации.

Эскадрильи укомплектовывались летчиками с опытом воздушных боев во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и теми из молодежи, кто прошел подготовку по программе «Кавказ». Именно с этой элитой авиации предстояло посоревноваться пилотам со всего Советского Союза, время от времени посещавшими туркменскую Базу.

Так началась почти двадцатилетняя история советских эскадрилий «Агрессор». Хотя название это ни разу ни в одном документе не фигурировало, в кругу военных летчиков эти подразделения окрестили именно так.

Подобно коллегам в США, летчики Базы обладали высочайшим уровнем подготовки, и «воевать» с ними было непросто.

Со временем летчиков, имевших реальный боевой опыт, становилось всё меньше - они старели и уходили в отставку - а в строю их заменяли пилоты 1-го класса. Обновлялась и техника. Осенью 1975 года вторая эскадрилья Центра получила на вооружение самолеты «МиГ-23М» и «МиГ-23УБ». В 1987 году первая эскадрилья освоила самый современный истребитель того времени - «МиГ-29».

В конце восьмидесятых возникла интересная проблема: к проверкам на Базе привлекались авиаполки на истребителях, однотипных «местным». И летчикам, особенно при выполнении групповых маневренных воздушных боев, было сложно определить, где «свой», а где «чужой». Для решения проблемы командование приняло решение нанести на самолеты, принадлежащие Базе, отличительную окраску: так называемые «коньячные полосы» на верхних поверхностях крыльев и фюзеляже и «акулью пасть» в носовой части. Уже по инициативе летчиков и техников Базы возникла также неофициальная символика учебных эскадрилий: у первой - леопард в прыжке, у второй - викинг с дубинкой. Обе эмблемы, несмотря на их шуточный характер, очень напоминают символику некоторых американских подразделений, обожающих агрессивные образы.

Время шло, и осенью 1991 года было запланировано переучивание второй эскадрильи на истребители «Су-27», были готовы и эскизы их «агрессорской» раскраски. Однако развал Советского Союза, случившийся в декабре того же года, поставил крест на этих планах. Начальник Базы полковник Константин Петрович Морозов стал министром обороны Украины. База же перешла сначала в состав Вооруженных Сил СНГ, а затем - под юрисдикцию России, но на территории Туркменистана…

Михаил Никольский. Журнал АвиАМастер, 1/2000


источники
http://pentagonus.ru/publ/3-1-0-101
http://www.vertopedia.ru/articles/show/20
http://topwar.ru/1265-agressory.html
http://war-community.ru/forum/index.php?showtopic=1601

---

HTML clipboard

Эскадрилья "Агрессор"

А. Гольц

Людей в серо-голубой униформе военно-воздушных сил США во время моей поездки я встречал в каждом из важнейших командных центров Пентагона. Ведь именно ВВС выполняют функции по контролю за военной ситуацией по всему миру и в непосредственной близости от границ США.

О том месте, которое занимают военно-воздушные силы в структуре военной машины США, можно было уже судить по тому, как проходили слушания в комитете палаты представителей по делам вооруженных сил. Я попал как раз на то заседание комитета, где обсуждался бюджет ВВС. В документе под названием «ВВС и безопасность США: глобальный размах - глобальная мощь», последовательно проводилась мысль о том, что ВВС - это как раз тот вид вооруженных сил, который позволяет распространить американскую мощь по всему миру. Речь идет и о ядерном противостоянии Советскому Союзу - напомню, что не только стратегическая бомбардировочная авиация, но межконтинентальные ракеты наземного базирования организационно подчинены Стратегическому авиационному командованию. В то же время немало внимания предлагалось уделять поддержанию в высокой боевой готовности сил тактической авиации.

Именно на нее командование ВВС, как следует из этого документа, возлагает задачу достижения превосходства в воздухе в случае любого военного конфликта. ВВС должны обеспечивать все операции сил быстрого развертывания повсюду в мире, а также осуществлять поддержку боевых действий американских войск и войск американских союзников.

Справедливости ради замечу, что конгрессмены отнюдь не спешили соглашаться со всеми предложениями министра ВВС Д. Раиса и начальника штаба ВВС генерала Л. Уэлча.

Так и министр, поддержанный затем генералом, довольно напористо убеждал конгрессменов в том, что СССР постоянно модернизирует свои стратегические силы. По мнению руководства ВВС, Соединенным Штатам ничего другого не остается, как начать производство стратегических бомбардировщиков В-2 «Стелс» («невидимок»), а также развернуть мобильную ракету «Миджитмен» и ракеты MX на железнодорожных платформах.

Разве изменения, происходящие в мире и в советско-американских отношениях, не требуют другого подхода к стратегическим арсеналам? - задал вопрос Л. Эспин, председатель комитета. - И нужны ли нам одновременно две мобильные стратегические ракеты? Нужно ли нам столько бомбардировщиков В-2?

Вновь сославшись на огромные «потенциальные возможности» «советских ядерных сил», генерал Уэлч пытался убедить присутствовавших в необходимости реализации всех этих программ. Но тут же ему резко возразил конгрессмен Р. Дэлламс. В итоге же слушаний члены комитета получили четкое представление о позиции министерства ВВС по всем затрагивавшимся вопросам. И надо сказать, в целом законодатели в высшей степени сочувственно отнеслись к идее распространения на весь мир глобальной мощи ВВС США.

Но не меньше внимания, чем финансированию программ по созданию новой техники, уделяется подготовке личного состава. В этом не раз пришлось убедиться во время поездок. Мы побывали в училище ВВС в Колорадо-Спрингс. Конечно, впечатляет прекрасная материальная база: сотни аудиторий и лабораторий, обширная библиотека. В распоряжении четырех тысяч кадетов несколько спортивных арен, хоккейное поле, площадка для тенниса. Нам показали центр по изучению иностранных языков. Русский, арабский и другие языки учат здесь, используя новейшее видеооборудование и компьютеры.

Кому-то, правда, может показаться, что будущие офицеры изучают дисциплины, далекие от летной работы. Так, например, существует кафедра менеджмента и бизнеса. Один из профессоров1 ее в звании полковника очень подробно растолковывал мне, как важно будущему кадровому офицеру ВВС приобщаться к бизнесу. Ведь боевые машины закупаются у частных фирм, частный же сектор обеспечивает ремонт боевой техники, через него же идет значительная часть снабжения на любой базе. И знание специфики заключения контрактов в такой ситуации отнюдь не лишнее. Другой профессор, тоже полковник, рассказывал, как детально преподают будущим офицерам американские законы. Ведь только на их основе должен он строить отношения с начальниками и подчиненными. Все это, конечно, в идеале. В жизни бывает и по-другому. Так, из программы местных теленовостей я узнал, что в день, когда мы были в училище, проходил суд над кадетом, который издевался над своими товарищами.

Но вернемся к учебному процессу. Что до непосредственно летной подготовки, то по существу, как я понял, в стенах училища преподают только ее азы. Главная задача - определить, способен ли человек летать. Непосредственно же пилотами становятся в специальных учебных центрах ВВС уже после окончания училища. А в Колорадо-Спрингс главная цель, говорили нам преподаватели, - подготовить офицера, обладающего широкими знаниями во многих областях. Подготовить лидера, способного руководить, способного завоевать авторитет.
Знания, полученные в училище, будут, что так же особо подчеркивалось, служить выпускникам училища и в том случае, если им придется прервать службу. Вот почему кадеты очень уверенно смотрят в завтрашний день.

Нет проблемы и с превращением гражданского специалиста в военного. Признаюсь, мне не удалось поговорить с летчиками, которые, учась в гражданских колледжах, закончили школы подготовки резерва (аналогия с ДОСААФ) и пришли после этого служить в ВВС. Авиаспорт к резервам отношения практически не имеет.

Выпускники Колорадо-Спрингс доказывали, что подготовка у пилотов из гражданских вузов гораздо хуже. Но вот на авиабазе в Лэнгли командующий тактической авиацией США представил капитана Кэтрин Корбан, командира одной из лучших технических команд. Ее подчиненные обеспечивают возможность в течение двадцати четырех часов развернуть эскадрилью боевых самолетов в любом районе земного шара. Я спросил, где она прошла подготовку. Капитан Корбан ответила - в школе бизнеса одного из университетов. Но а как же со знанием военной техники? Для этого потребовалось не более двух лет практической службы в вооруженных силах, ответила Корбан...
Как бы то ни было, главная подготовка и военных летчиков и технических специалистов идет непосредственно в войсках, в специальных учебных центрах. Мне довелось ее видеть в учебном центре морской авиации на базе «Мэримор» в Сан-Диего. Надо сказать, что даже приезд советской делегации не внес изменений в учебный график. И только закончились демонстрационные полеты команды пилотов-асов «Топган», как сразу же начались учебные. Буквально над нашими головами истребители F-14 вели отработку конвейерной посадки и взлета с палубы авианосца.

Еще с одним элементом учебной подготовки нас познакомили в Лэнгли, на авиабазе, где расположено командование тактической авиации США. Инструктор капитан ВВС показал нам тренажер, к которому подключена видеосистема с записью учебного боя. Благодаря ей воссоздается вся динамика воздушной схватки. В память компьютера заложены не только варианты правильных действий, но и возможные ошибки. И пилот может тут же убедиться, как любой из ошибок воспользуется противник.

Оттачиваются же боевые навыки в серии полевых маневров. Наиболее известными из них являются маневры «Ред Флэг». Организаторы стремятся максимально приблизить условия проведения учений к боевым. В частности, на полигоне устанавливаются имитаторы пусков ракет ПВО, активно действуют средства электронной борьбы. Одновременно против самолетов тактической авиации действует эскадрилья «Агрессор». На ее вооружении специальная модификация истребителей-бомбардировщиков F-16, которые напоминают советские «миги». А ее летчики действуют в соответствии с тактикой, принятой в наших Вооруженных Силах.

Наконец, особое место занимают тактические маневры, в ходе которых отрабатывается взаимодействие с сухопутными войсками. Его я увидел в Техасе на полигоне в Форт-Худе, крупнейшей армейской базы. Их ход и сценарий достаточно определенно говорят о задачах ВВС.
Сценарий учений, их ход свидетельствовали: в вооруженных силах США идет тщательная отработка деталей концепции «воздушно-наземной операции». В первую очередь это касается сглаживания высокой степени взаимодействия авиации, артиллерии и механизированных подразделений. Вертолеты появились практически мгновенно после артналета. И не успел последний из «Апачей» завершить атаку, как она была поддержана штурмовиками.

Особый разговор, конечно, о той технике, которой располагают ВВС США. В городе Форт-Уорт в том же Техасе мы побывали на заводе компании Дженерал Дайнемикс, производящей истребители-бомбардировщики F-16. Все 100 процентов продукции этого завода имеют исключительно военное применение. После осмотра его цехов своими впечатлениями поделился известный советский авиаконструктор, член Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности Г. В. Новожилов:
- Мы увидели современное, очень продуманное с технологической точки зрения производство. Обращает на себя внимание широкая роботизация.

Заместитель директора программы производства самолетов F-16 Д. Ханкок с немалой гордостью рассказывал о необычайной эффективности этого истребителя-бомбардировщика. А возникавшие на экране конференц-зала диаграммы подтверждали его слова. Одна показывала, как из года в год росло производство (на заводе создано свыше 4 тысяч этих самолетов). Другая диаграмма демонстрировала, что не менее успешно идет и торговля ими. Десятки государств - европейские союзники США по НАТО, Израиль, Южная Корея, Таиланд, Пакистан и другие - приобрели крупные партии F-16.

Поэтому-то с холодным недоумением выслушивали представители компании наши вопросы о планах конверсии. Зачем нужна конверсия, если самолет так хорошо продается, пожимали плечами они. А если интерес к этому самолету будет падать, то мы готовы производить принципиально новый. Компания занимается бизнесом, и только.

Как известно, американская военщина не жалеет средств, чтобы продолжать захватническую внешнюю политику. И в подготовке местных пилотов участвует так называемая «элита» ВВС США - авиасоединение «Агрессор». Попробуем разобраться.

Начинать внезапные массированные бомбардировки неугодных Вашингтону стран и планомерно уничтожать мирное население - вот характерная особенность американской авиационной стратегии. При этом, несмотря на финансовые издержки, «янки» продолжают перевооружать свои авиакрылья.

В нынешних условиях, когда Запад продолжает раскручивать маховик антироссийской истерии, американцы не только проводят информационную войну, но и стремятся заполучить новейшие летательные аппараты нашего производства. И спецподразделение «Агрессор» как раз подходит для выполнения упомянутых задач.

По неполным данным, по состоянию на ноябрь 2017 года в американской авиации имеются следующие подразделения «Агрессоров»:

  • Эскадрилья «Red Hats» («Красные шапки»), оснащена новейшими машинами разных типов и модификаций не только собственного производства, но и истребителями МиГ-29 и Су-27П, дислоцирована в секретной «Зоне 51», штат Невада;
  • 18-я эскадрилья, укомплектована многоцелевыми истребителями F-15C и F-16C, место дислокации - авиабаза «Эйльсен», штат Аляска;
  • 64-я эскадрилья, имеет на вооружении F-16C, расположена на авиабазе «Неллис», штат Невада;
  • 65-я эскадрилья, оснащена тактическими истребителями F-15C, также дислоцирована на авиабазе «Неллис»;
  • 26-я эскадрилья «космических агрессоров» (её задача - защита космических объектов США от радиоэлектронных средств борьбы и систем поражения вероятного противника, место расположения - авиабаза «Шривер», штат Колорадо);
  • 507-я эскадрилья «агрессоров» ПВО, дислоцирована на авиабазе «Неллис»;
  • 527-я эскадрилья «космических агрессоров», расположена на авиабазе «Шривер»;

Кроме того, ещё в 1980-х годах для подготовки лётчиков-инструкторов в авиации ВМС США были сформированы следующие учебные заведения:

  • Школа боевого применения оружия истребительной авиации, более известная под названием «Top Gun» («Лучший стрелок»); оснащена истребителями F-16С и F/A-18С, дислоцирована на авиабазе «Мирамар», штат Калифорния;
  • Центр боевого использования штурмовой авиации, имеет на вооружении истребители F/A-18C и F/A-18Е, самолёты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) EA-6B и EA-18G, расположена на авиабазе «Фаллон», штат Невада;
  • Центр боевого использования средств ПВО авиации морской пехоты, имеет в своём составе истребители пятого поколения F-35В, место дислокации - авиабаза «Юма», штат Аризона.

После свержения коммунистических режимов в Восточной Европе ещё в ноябре 1990 года по инициативе Министерства обороны США было сформировано Командование тактических испытаний и оценки ОРТЕС (Operational Test and Evaluation Command) - специальная военная структура, отвечающая, в том числе, и за использование в учебных полётах авиатехники советского (российского) производства. Учения регулярно проводятся на военных базах «Форт-Брэгг», «Форт-Ракер», «Форт-Полк» и «Форт-Ирвин».

Помимо американской техники, «агрессоры» эксплуатируют и советские летательные аппараты, полученные у стран Восточной Европы, а также у республик бывшего СССР. В частности, «янки» имеют в наличии истребители МиГ-21бис, МиГ-29, Су-27П, многоцелевые вертолёты Ми-2/Ми-8Т/Ми-17, ударные винтокрылые машины Ми-24В/Ми-24П, тяжёлые транспортные самолёты Ил-76ТД, лёгкие бипланы Ан-2. Так, Су-27П и МиГ-29 американцы получили от Украины и Молдавии; Ми-8Т/Ми-17/Ми-14ПЛ/Ми-24В были приобретены у стран Восточной Европы, а также захвачены у иракской армии. Данная техника используется для изучения её лётных параметров, а также для ознакомления местных лётчиков с особенностями её пилотирования.

Необходимо отметить, что эскадрильи «агрессоров» ещё с 1970-х годов являются главными подразделениями регулярно проводимых на авиабазе «Неллис» ежегодных учений «Красный Флаг», на которых пилоты ВВС США и стран НАТО учатся вести воздушный бой с «русскими асами». Для большей реалистичности самолёты «агрессоров» выкрашены в камуфляж, напоминающий раскраску наших истребителей.

Кроме того, даже служебные и жилые помещения данных эскадрилий оформлены соответствующей символикой (красные звёзды, флаги, эмблемы и т.д.), а личный состав пародирует советские и российские военные ритуалы. В воздухе «агрессоры» ранее вели учебные бои в соответствии с военными уставами ВВС СССР и стран Варшавского Договора. Ныне, с эскалацией международной напряжённости данное авиасоединение готовит пилотов в соответствии с военными стандартами Военно-воздушных сил России, Китая и КНДР.

В спецподразделение набирают по жёсткому конкурсу только самых опытных лётчиков-добровольцев, имеющих более 600 часов налёта на истребителях F-15С и F-16С, получивших к тому же квалификацию пилотов-инструкторов. а претендентам на командные должности необходим налёт в 2000 часов. Служба в «агрессорах» считается своего рода признанием высшего профессионализма лётчика-истребителя, и конкурс в эти подразделения и сегодня очень высок. Более того, до зачисления в состав эскадрилий все кандидаты проходят дополнительный курс обучения на авиабазе «Неллис».

В ходе этого курса они должны выполнить, как минимум, 40 учебных вылетов для отработки тактики воздушного боя, принятой в ВВС «вероятного противника», прослушать соответствующий теоретический курс классных занятий и сдать выпускные экзамены. По сообщениям американской военной печати, многие из проводящих эти занятия инструкторов имеют опыт полётов на истребителях МиГ-29 и Су-27П. Они также регулярно посещают междунар одные авиасалоны, где знакомятся с новейшими образцами иностранной авиатехники, прежде всего российской.

Как отмечало ещё в мае нынешнего года американское аналитическое издание «The National Interest», ВВС США, готовясь к войне с Россией, закупают для тренировок своих пилотов российские самолёты. Так, американская армия приобрела для тренировок три истребителя МиГ-29, которые были доставлены «с территории бывшего Советского Союза». При этом функционирует целый ряд компаний, которые оказывают услуги по поставкам российской военной техники, в частности «Tactical Air Support» и «Draken International», которые предоставляют полный спектр авиационной техники, начиная от последних модификаций тренировочных самолётов и заканчивая истребителями МиГ-21бис.

Однако не только пилотированию учат американских вояк. «Думать, как враг» пропагандируют историки, политологи, культурологи, советологи - то есть, те специалисты, которые знают психологию русского (советского) человека. Накал эмоций между «агрессорами» и обычными пилотами способствовал достижению целей, поставленных командованием: «янки» люто ненавидят всё русское (советское) и при любом упоминании о нашей стране (даже будучи на земле, в обычной обстановке) буквально свирепеют. Также на личный состав Военно-воздушных сил США рассчитана злобная пропаганда разного рода на Россию - денег на русофобские издания официальный Вашингтон выделит всегда.

В нынешней сложной международной ситуации необходимо учитывать, что Запад, прикрываясь так называемой «демократизацией», «декоммунизацией», и другими демагогическими лозунгами, стремится любой ценой продвигать русофобию с целью разрушения России. Разве стали нас русофобы больше любить и меньше ненавидеть после развала Советского Союза? Нет, не стали. Поводы всегда найдутся, а цель одна.

Кроме того, нужно признать, что освоение нашей авиатехники, улучшенная подготовка американских пилотов (при поддержке марионеточных режимов Восточной Европы) в учебных боях, рост финансирования военных программ - всё это для ВВС США не прошло даром. Так, в ходе воздушной агрессии НАТО против Югославии в 1999 году лётчики Североатлантического альянса сбили, по разным данным, от четырёх до шести сербских истребителей МиГ-29. Комментарии излишни.

Ещё один существенный момент: международные юристы фактически не осуждают откровенно незаконное и дерзкое использование американскими пилотами российской государственной символики на своих самолётах. Как известно, по международному праву заниматься такой практикой категорически запрещено. Очевидно, что у России есть отличный повод для предъявления Вашингтону судебного иска с серьёзной суммой компенсации за причинённый моральный ущерб и нанесение вреда государственным интересам.

Таким образом, в плане изучения российской авиационной техники американцам повезло больше, чем кому бы то ни было; последствия распада Советского Союза мы пожинаем до сих пор...

Испытания учебно-боевого самолета M-346 Master в качестве «агрессора» - боевого самолета воображаемого противника. Такая имитация нередко используется военно-воздушными силами разных стран мира для отработки навыков и тактики ведения воздушного боя с потенциальными противниками. У ВВС и ВМС США даже есть специально созданные эскадрильи, которые во время учений играют, что называется, «за немцев». Эти эскадрильи носят названия «Агрессор» и «Противник» соответственно. На учениях они летают и ведут воздушные бои по правилам того воображаемого противника, чью роль они играют.

«Агрессор» Ripple ВВС США

Фотография: U.S. Air Force

Сегодня в состав ВВС США входят 18-я эскадрилья «агрессоров» на авиабазе «Эйльсен» на Аляске, а также 64-я и 65-я эскадрильи «агрессоров» на авиабазе «Неллис» в Неваде. Основными самолетами «агрессоров» являются модифицированные истребители F/A-18 Hornet, F-16 Fighting Falcon и F-15 Eagle, которые во время учений чаще всего имитируют боевые самолеты МиГ-29 и Су-27, а также китайские J-10 и J-11.


Истребители Hornet

Фотография: U.S. Navy

В составе ВМС и Морской пехоты США числятся эскадрильи «противников» VMFT-401 на базе «Юма» в Аризоне, VFC-12 на базе «Оушана» в Вирджинии, VFC-111 в «Ки-Уэст» во Флориде и VFC-13 в «Фэллон» в Неваде.


TA-4J Skyhawk «противников» ВМС США имитирует советскую раскраску

Фотография: U.S. Navy

Кроме того, под контролем ВМС США находится Боевая школа морской авиации, более известная под названием TopGun. Эта школа не является эскадрильей, однако ее инструкторы очень часто выступают в роли агрессоров на учениях американских ВМС. «Противники» летают на истребителях F-16 и F/A-18.


Подготовка «противников» к взлету

Фотография: U.S. Navy

Кроме того, американским «агрессорам» и «противникам» принадлежат боевые самолеты A-4 Skyhawk, F-5A/E Freedom Fighter/Tiger II, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, Су-27, а также вертолеты Ми-2, Ми-8, Ми-24 и транспортники Ан-2. Правда, в настоящее время эта авиационная техника используется редко, в основном для имитации самолетов ВВС Ирана или Северной Кореи.


Подготовка учебного оружия «противников»

Фотография: U.S. Navy

Советские образцы летательных аппаратов используются американскими военными для изучения летных параметров самолетов и вертолетов, а также для ознакомления летчиков с особенностями ее пилотирования.


Советский МиГ-29 играет роль «агрессора» в ВВС Германии

Фотография: U.S. Air Force

Истребители «агрессоров» и «противников» при необходимости оснащаются подвесными контейнерами с линзами Люнеберга , чтобы увеличить эффективную площадь рассеяния до такого же показателя боевых самолетов воображаемого противника.


F-16 и F-15 имитируют цветовые схемы российских ВВС

Фотография: U.S. Air Force

Все боевые самолеты, играющие «за немцев», имеют усиленные конструкции крыла и фюзеляжа. Летательные аппараты также оснащены системами имитации вооружения, которые позволяют распределять виртуальные точки запуска ракет с крыла, фиксировать цели и оценивать эффективность применения имитированного оружия.


F/A-18 «противника»

Фотография: U.S. Navy

Имеющиеся у военных самолеты позволяют с высокой степенью адекватности имитировать практически все существующие истребители четвертого поколения потенциальных противников. Пятого поколения «агрессоров» пока не существует. ВВС США не исключают, что в перспективе роль истребителей пятого поколения российского или китайского производства будут играть перспективные боевые самолеты F-35 Lightning II. Однако произойдет это не раньше середины 2020 годов.


«Агрессорский» F-16

Фотография: U.S. Air Force

Страны, не располагающие собственными эскадрильями воображаемых противников, нередко прибегают к услугам частных компаний. США тоже нередко бывают их клиентами, поскольку собственные «агрессоры» не способны обеспечить достаточный уровень подготовки летчиков.


F-16 «агрессоров» и F-2 ВВС Японии

Фотография: U.S. Air Force

По разным оценкам, потребность ВВС США, Канады, Израиля и НАТО составляет 260-280 тысяч часов имитированного воздушного боя, из которых страны способны удовлетворить только 35-40 тысяч часов. Частные компании не оказывают услуг воздушного боя, но предоставляют различные самолеты для отработки наведения и оценки возможностей радаров и вооружения.

Василий Сычев

Изучая опыт боевых действий в Юго-Восточной Азии, командование ВВС США пришло к неутешительному для себя выводу, что, невзирая на подавляющее численное превосходство, эффективность американской авиации оказалась весьма низкой, а потери в живой силе и технике – «неприемлемо большими». Для решения этой проблемы Пентагон заказал исследование под кодовым названием «Красный Барон» («Red Baron»), целью его было выработать рекомендации по совершенствованию подготовки летчиков, которым предстояло завоевать «господство в воздухе» на будущих театрах военных действий.

В 1974 году исследование было завершено, на его основе командование ВВС сделало важнейший вывод: «необходимо пересмотреть методику обучения летчиков ведению воздушного боя, чтобы сделать его по-настоящему реалистическим».


Так появилась идея создания специального подразделения, способного имитировать действия авиации противника. Тогда же была сформирована 64-я учебно-тренировочная эскадрилья, приписанная к Центру боевого применения тактических истребителей авиабазы Неллис (штат Невада) и получившая название «Агрессор».

Позднее к «агрессорам» добавили 65-ю эскадрилью (в составе 57-го авиакрыла, базирующегося в Неваде), 26-ю эскадрилью (в составе командования ВВС США в зоне Тихого океана, авиабаза Кларк на Филиппинах) и 527-ю эскадрилью (в составе 10-го тактического разведывательного авиакрыла 3-й воздушной армии командования ВВС США в Европейской зоне, авиабаза Олконбери в Великобритании).

На вооружении этих эскадрилий состояли устаревшие одноместные истребители «F-5E» («Тайгер-2») и двухместные «F-5F» («Т-38»), близкие по своим характеристикам к советским самолетам «МиГ-21». При подготовке к воздушному бою истребители «агрессоров» обычно оснащались одной учебной ракетой AIM-9P «Сайдвиндер» со специальной головкой самонаведения, которая подавала сигнал в головные телефоны шлема летчика в момент, когда цель оказывалась на «расстоянии выстрела». При оценке результатов боя получение этого сигнала засчитывалось как поражение цели.

Поскольку радиолокационная станция самолета «F-5E» имеет небольшую дальность обнаружения цели, наведение истребителя на противника осуществлялось с наземного пункта управления. При этом сам процесс наведения соответствовал методике, принятой в Военно-воздушных силах СССР и стран Варшавского Договора. Для пущего правдоподобия на фюзеляжи «агрессоров» наносились советские обозначения и советская же маскировочная раскраска. Напрашивались уже красные звезды на крыльях и хвостовом киле, однако для подобной «демонстрации намерений» авторам концепции не хватило наглости – вместо красных звезд рисовали эмблему 57-го авиакрыла – мишень, пробиваемую зарядом картечи.

В состав «Агрессора» отбирали только лучших из лучших. Каждый кандидат должен был иметь самостоятельный налет на реактивных истребителях не менее 500 часов, опыт ведущего группы и квалификацию летчика-инструктора. Что примечательно, количество вакантных мест в эскадрильях «агрессоров» всегда было меньше числа желающих их занять, потому конкуренция при отборе кандидатов оказывалась чрезвычайно велика.

Как правило, в составе 64-й и 65-й учебных эскадрилий проходили спецподготовку шестеро отобранных летчиков. Основному этапу обучения на базе Неллис предшествовал курс подготовки в Школе по изучению вооруженных сил Советского Союза и стран Варшавского Договора, географически расположенную на территории авиабазы Боллинг (округ Колумбия).
В ходе обучения каждому летчику предстояло поучаствовать в 41 тренировочном вылете и отсидеть 121 час лекций, посвященных не только теории и тактическим приемам воздушного боя, принятым в ВВС СССР, но и социалистических стран, текущему политическому положению и тому подобным вещам.

Примерно половина летчиков, прошедших подготовку в 64-й и 65-й эскадрильях, оставались служить там же, а остальные направлялись в другие учебные подразделения военно-воздушных сил.

Продолжительность службы летчиков в эскадрильях «Агрессор» составляла обычно три года, по истечении которых они возвращались в свои боевые части, где их опыт применялся для повышения уровня подготовки летного состава.

«Агрессоры» активно использовались в учениях различного масштаба, в ходе которых экипажи выступали за вероятного противника, то есть по большому счету – за СССР и страны Варшавского Договора. Примерно половина вылетов выполнялась прямо на авиабазе Неллис в рамках знаменитых и ежегодно проводимых учений «Красный флаг» («Red flag»).

В зависимости от задач, отрабатываемых на учениях, самолеты «агрессоров» выступали в самых различных ролях. Например, если тактические истребители из обычной части выполняли полет с боевой нагрузкой для нанесения ударов по наземным целям, «агрессоры» выступали в роли истребителей ПВО с задачей не дать прорваться ударным самолетам к цели.

Понятно, что оценка работы любых подразделений ВВС производится по количественным и качественным результатам проведенных ими воздушных боев. Поэтому личный состав крайне заинтересован в уничтожении как можно большего числа самолетов противоборствующей стороны и стремится выполнить задачу, используя все свои возможности. Как отмечали в западной печати, действия летчиков эскадрилий «Агрессор» были весьма успешны. Этот успех определялся прежде всего высоким уровнем профессиональной подготовки летчиков и их стремлением победить во что бы то ни стало. Даже летая на устаревших машинах, «агрессоры» довольно часто «сбивали» самые современные и хорошо вооруженные истребители – такие, как «F-15» и «F-16».

Впрочем, стремление победить любой ценой зачастую приводило летчиков к рискованным ситуациям. Согласно сообщениям западных военных журналов, аварийность полетов в эскадрильях «Агрессор» на порядок выше, чем в обычных боевых частях. Зафиксированы даже отдельные попытки таранов – когда, оказавшись в «безвыходном положении», пилоты учебных эскадрилий пытались взять противника на испуг, имитируя лобовую атаку с неизбежным столкновением.

* * *
Если об «агрессорах» ВВС США в свое время писали предостаточно, не преминув указывать, что подобная методика подготовки летного состава воспитывает в американских летчиках ненависть к СССР и всему социалистическому лагерю, то существование аналогичных подразделений в составе советской армии старательно замалчивалось.

Тем не менее опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке заставил задуматься не только американский, но и советский генералитет. В отчетах с мест событий указывалось, что тактика ведения воздушного боя в советских ВВС (а именно нашу школу прошли вьетнамские и арабские летчики) устарела и не соответствует требованиям времени. Вот тогда-то и было принято решение о создании специальной группы из числа самых опытных летчиков-истребителей строевых частей.
В начале 1970 года на базе одного из истребительных полков ВВС Туркестанского военного округа организовали Центр подготовки летного состава, где начали оттачивать боевое мастерство пилоты, собиравшиеся отправиться в «дальние командировки».

В Центре имелись эскадрильи, укомплектованные самолетами «МиГ-21ПФМ», «МиГ-21СМ» и «МиГ-21УМ(УА)». Подготовка проводилась по программе «Кавказ» («500-е упражнение»), в которую входила отработка одиночного и группового полетов, сложного и высшего пилотажа, боевого маневрирования, одиночных и групповых маневренных воздушных боев на средних, малых и предельно малых высотах.

К 1972 году Центр выпустил несколько групп летчиков, которые затем приняли участие в боевых действиях в Египте.

После первых успехов командование пришло к выводу, что боевой опыт необходимо внедрять во всех авиачастях. Центр в Туркмении перепрофилировали: две эскадрильи вместе с другими частями и подразделениями обеспечения и контроля (в том числе – подразделение радиоуправляемых мишеней «Ла-17») вошли в состав Базы ВВС по проверке боевой подготовки строевых частей истребительной авиации.

Эскадрильи укомплектовывались летчиками с опытом воздушных боев во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и теми из молодежи, кто прошел подготовку по программе «Кавказ». Именно с этой элитой авиации предстояло посоревноваться пилотам со всего Советского Союза, время от времени посещавшими туркменскую Базу.

Так началась почти двадцатилетняя история советских эскадрилий «Агрессор». Хотя название это ни разу ни в одном документе не фигурировало, в кругу военных летчиков эти подразделения окрестили именно так.

Подобно коллегам в США, летчики Базы обладали высочайшим уровнем подготовки, и «воевать» с ними было непросто.

Со временем летчиков, имевших реальный боевой опыт, становилось всё меньше – они старели и уходили в отставку – а в строю их заменяли пилоты 1-го класса. Обновлялась и техника. Осенью 1975 года вторая эскадрилья Центра получила на вооружение самолеты «МиГ-23М» и «МиГ-23УБ». В 1987 году первая эскадрилья освоила самый современный истребитель того времени – «МиГ-29».
В конце восьмидесятых возникла интересная проблема: к проверкам на Базе привлекались авиаполки на истребителях, однотипных «местным». И летчикам, особенно при выполнении групповых маневренных воздушных боев, было сложно определить, где «свой», а где «чужой». Для решения проблемы командование приняло решение нанести на самолеты, принадлежащие Базе, отличительную окраску: так называемые «коньячные полосы» на верхних поверхностях крыльев и фюзеляже и «акулью пасть» в носовой части. Уже по инициативе летчиков и техников Базы возникла также неофициальная символика учебных эскадрилий: у первой – леопард в прыжке, у второй – викинг с дубинкой. Обе эмблемы, несмотря на их шуточный характер, очень напоминают символику некоторых американских подразделений, обожающих агрессивные образы.
Время шло, и осенью 1991 года было запланировано переучивание второй эскадрильи на истребители «Су-27», были готовы и эскизы их «агрессорской» раскраски. Однако развал Советского Союза, случившийся в декабре того же года, поставил крест на этих планах. Начальник Базы полковник Константин Петрович Морозов стал министром обороны Украины. База же перешла сначала в состав Вооруженных Сил СНГ, а затем – под юрисдикцию России, но на территории Туркменистана…

* * *
В октябре 1990 года, после объединения Германии, летательные аппараты ВВС Национальной народной армии ГДР влились в состав люфтваффе. Борта самолетов украсились крестами и новыми эмблемами эскадрилий.

Сначала командование Люфтваффе отнеслось к советским истребителям, стоявшим на вооружении ВВС ГДР, довольно скептически, но, прикинув экономические аспекты, приняло решение оставить в эксплуатации 24 истребителя «МиГ-29» (20 одноместных и 4 двухместные машины) советского производства. Для технической поддержки немецких «МиГов» в 1993 году было создано российско-германское совместное предприятие MAPS (MIG Aircraft Product Support GmbH).

В процессе учебных боев с различными истребителями западного производства выяснилось, что «МиГ-29» по ряду летных характеристик превосходит американские самолеты того же класса.
В конце сентября 1998 года состоялись плановые военно-воздушные учения стран НАТО, в которых немецкие «МиГ-29» выиграли все воздушные бои с американскими истребителями «F-16», «F-4», а также с французскими «Миражами-2000».

В ходе учений выявилось «безусловное превосходство» (так выразился представитель американского командования) российских самолетов над западными аналогами.
«Один на один я легко побью любого, – заявил журналистам командир 73-й эскадрильи люфтваффе полковник Рейнхард Мак, – в том числе и F-15. Исключение может составить только последний вариант F-16».

«МиГи-29» германских ВВС были модернизированы под стандарты НАТО. После чего шесть машин впервые приняли участие в американских учениях «Красный флаг» в качестве «агрессоров». Как показали эти учебные бои, на дистанциях в 65 километров преимущество имеют американские истребители; по мере сокращения расстояния ситуация выравнивается, и на 17 километрах предпочтительнее выглядит «МиГ».

Поскольку в настоящее время Россия и страны НАТО считаются союзниками, в коммюнике об этих учениях, ставших достаточно частыми, отдельно подчеркивалось, что участие немецких «МиГов» не должно расцениваться как подготовка к войне с нашей страной – однако на вооружении стран, объявленных врагами или «потенциальными противниками» США, можно увидеть и «МиГи», и «Су». Так, во время войны с Югославией летчики НАТО сбили шесть «МиГов-29», принадлежавшим сербским ВВС, – подготовка в играх против «агрессоров» не прошла даром.

Ныне истребители «МиГ-29» переданы Германией Польше. Варшава собирается использовать эти бывалые истребители на протяжении пяти лет, после чего будут закуплены новые. Роль учебных «агрессоров» переходит к полякам…



Loading...Loading...