Тематическая неделя «Дары леса» подготовительная группа. Дары леса

Муниципальное бюджетное государственное дошкольное учреждение

детский сад № 74 общеразвивающего вида Калининского района

города Санкт – Петербурга

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе

«Дары леса»

подготовила воспитатель

Сидорова Алла Игоревна

Санкт – Петербург

Образовательная область: познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы.

Цель : закрепить у детей представления о лесных ягодах, как ценном объекте в экологии и промышленности.

Задачи:

Образовательные

Уточнить и систематизировать знания детей о лесных ягодах.

Закрепить представления о лесных ягодах, как одном из главных объектов в пищевой, хозяйственной промышленности.

Закреплять представления детей о ядовитых ягодах, о мерах предосторожности.

Развивающие

Развивать у детей эстетическое восприятие объекта через художественное слово.

Развивать речевую активность.

Развивать у детей логическое мышление, воображение, память.

Воспитательные

Повышать у детей интерес к изучению объектов живой природы.

Учить детей взаимодействовать с природой не нанося ей вреда (урона).

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, как живому объекту.

Оборудование и материалы : ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация (приложение №1)

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, репродукций, плакатов.

Чтение познавательной и художественной литературы.

Целевые прогулки в лес с родителями.

Дидактические игры.

Загадки, кроссворды.

Составление с детьми природоохранительных и запрещающих знаков о поведении человека в лесу.

Изготовление поделок из природного материала.

Посиделки – чаепитие «Без варенья и конфет, станет тусклым белый свет».

Рисование, лепка, аппликация по теме.

Организация занятия: на столе стоит плетеная корзина с муляжами грибов, лесных ягод, плодов деревьев (шишки), накрытая салфеткой.

НОД

Ребята, посмотрите, кто – то принес нам красивую корзину. Что же может в ней лежать? (ответы детей)

Мне очень интересно узнать, что же там лежит. А вам интересно?

Давайте же скорее посмотрим, что находится в корзине. (Рассмотреть содержимое корзины).

Как можно назвать содержимое корзины? (лесные подарки, дары леса)

Мы с вами на занятиях много узнали про лес, лесных обитателях, растениях леса. Давайте сейчас немного поговорим о дарах леса.

Отгадайте загадки. За правильную отгадку вы получите наклейку.

Слайд №2 – 1 и 2части.

Слайд №3 – 1 и 2 части.

Следующая загадка. Слайд №4 – 1 часть.

А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»

Слайд № 4 – 2 часть.

Среди полезных и вкусных ягод, в лесу растут и ядовитые ягоды. Давайте вспомним их название и еще раз посмотрим и запомним, как они выглядят.

Слайд №5.

Собирать ягоды можно по разному. Как вы собирали ягоды, когда ходили с родителями в лес? (ответы детей)

Как еще собирают ягоды? Люди используют специальные совки для сбора ягод. Слайд № 6.

Почему для растений лучше, если ягоды собирают рукой, а не совком? (ответы детей)

Вы правильно рассказали. Собирая ягоды совком, у растения повреждаются листья, стебли растений. Растения начинают болеть.

Ягоды вкусные, полезные. Их не только употребляют в пищу в натуральном виде, но и используют в приготовлении различных продуктов. Давайте посмотрим, куда добавляют лесные ягоды.

Слайд № 7.

Высушенные ягоды добавляют в чай.

Консервированными или свежими ягодами украшают пирожные, торты.

Из ягод делают мармеладные конфеты.

Добавляют ягоды в десерты, мороженое.

Добавляют в детское питание (пюре, каши).

Добавляют в йогурты, творожки.

Делают из ягод соки, варят компоты, кисели.

Из ягод варят варенье.

Сок ягод добавляют в кремы, шампуни, духи, мыло, моющие средства.

Слайд №8.

Как много полезного в такой маленькой ягоде – чудесного подарка леса!

Слайд №9.

Давайте беречь лес! Он наш друг и помощник! Сколько красот, чудес, нужного и полезного он дарит людям! Будем беречь природу!

Полученные наклейки вы можете наклеить в свои альбомы.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 1 с. Обшаровка

муниципального Приволжский Самарской области

СП д/с «Веселые ребята»

Конспект


НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ

на тему «Лес – наше богатство»

для детей старшей группы
Выполнила: Тулисова Т.С.

воспитатель

Конспект

НОД по познавательному развитию с использованием ИКТ

на тему «Лес – наше богатство»

для детей старшей группы.

Цель:

Закрепить знания о том, что лес – это сообщество растений и животных , которые не могут жить друг без друга. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

Задачи:

Образовательные: формировать представление о роли леса в жизни человека ; уточнить знания о разновидностях лесов; сформировать обобщающие понятия «хвойные» и «лиственные» деревья; закрепить их отличительные особенности. Закрепление деления деревьев на хвойные и лиственные.

Развивающие: развивать связную речь, умение общаться, обобщать, делать выводы; развивать умение чётко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения.; активизировать словарь (ельник, сосновый бор, сосняк, березовая роща или березняк, осинник); развивать умение образовывать прилагательные от существительных: ель – еловая, сосна – сосновая; развитие воображения и творческого мышления; отработка понятия « хвоя » и «листва».

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений; бережное отношение к «зеленому другу»; формировать умение заботливого отношения к природе.

Воспитывать интерес к классической музыке. Поддерживать двигательную активность.


Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:

Рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень»; беседы по иллюстрациям с изображением деревьев во все времена года. Прослушивание музыкальных произведении Грига, Шопена, Бизе, Шумана, Чайковского из музыкальной программы «Малыш в лесу». Чтение стихов, рассказов о лесе, загадывание загадок. Экскурсия детей с родителями в лес . Сбор природного материала.

Материал:

Звукозапись звуков леса. Иллюстрации деревьев.


Логика образовательной деятельности:

Дети произвольно садятся на ковер, начинает звучать музыка. Сегодня мы с вами отправимся в лес.

Воспитатель: Мы попали в лес. Что вы услышали?

Ответы детей.

Воспитатель: (Загадывает загадку о лесе).

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Чудеса увидишь в нем.

Ребята, а что такое лес?

(Выслушивает ответы детей). Конечно, лес - это не только много деревьев. Это и кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери.

Ребёнок читает стихотворение.

«В лесу».

Мы летом в лесу

Собирали малину,

И доверху каждый

Наполнил корзину.

Мы лесу кричали

Все хором: «Спасибо!»

И лес отвечал нам:

«Спасибо! Спасибо!»

Потом вдруг качнулся,

Вздохнул и … молчок.

Наверно, у леса

Устал язычок.

(М. Файзуллина)

Воспитатель: (Беседа по теме с использованием ИКТ). Ребята, лес прекрасен в любое время года, а как узнать, что этот лес весенний.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, правильно, на деревьях ещё нет листьев, но почки набухли. Тает снег, бегут ручьи, появились протралены. Прилетают с юга птицы .
Воспитатель: А кто из Вас бывал в осеннем лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот посмотрите. Как красиво! Ребята, какие признаки осени вы знаете?
Воспитатель: Правильно, листья на деревьях опадают, становится холодно, солнце не греет, небо закрыто облаками, погода пасмурная, идёт моросящий дождь и птицы улетают в теплые края .
Проводится викторина « Путешествуем в лесу».

Воспитатель: На какие две большие группы можно разделить все деревья в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие деревья растут в хвойном лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК. Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.

Лес, в , называется – ОСИННИК.

Воспитатель: Для чего дереву листья?

Ответы детей.

Воспитатель: У каких деревьев плоды или семена?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто живет на дереве?

Ответы детей.

Воспитатель: (загадывает загадку):

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Ответы детей.

Воспитатель: Докажите, что вы дали правильный ответ.

Дети: Весной дерево цветёт, радует нас своей красотой. Летом в тени дерева прохладно . Осенью на многих деревьях поспевают плоды (яблоки, груши, сливы). Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печь.

Воспитатель: Назовите части дерева. Как оно растет?

Воспитатель: Молодцы, ствол дерева: внизу толстый, вверху тоньше, покрыт корой. От ствола идут ветки, на них иголки или листья, в плодах семена . Корни находятся глубоко в земле, их не видно.

Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли».
Мы к лесной лужайке вышли, (ходьба на месте)

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, (прыжки на месте)

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал - (хлопки в ладоши)

Не споткнулся, не упал.

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки (показ иллюстраций).

У какого дерева на упругих ветках появились осенью колобки в беретках?

Ответы детей.

Воспитатель: В каждый дом , под Новый год это деревце придет Зеленое и колкое оно зовется?

Ответы детей.

Воспитатель : Развесила бабуся оранжевые бусы, прилетели свиристели, все бусы съели.

Ответы детей.

Воспитатель : Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки.
Ответы детей.


Воспитатель: Береза - щедрое и доброе дерево. Но русская береза красива в любое время года !

Чтение стихотворения «Люблю берёзку русскую».

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идёт, где не горожено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнётся, но не ломится!

Воспитатель: Лес нам дарит удивительную красоту, дает тень и прохладу в жаркий день , целебные травы, чистый воздух, плоды. Ребята, а кому нужны деревья в лесу?

(Приложение 1).

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, назовите значение леса для человека. Посмотрите внимательно на картину и расскажите, зачем лес нужен людям. (Приложение 2).

Ответы детей.

Игра «Лесной платочек».

Дети сидят на ковре. Перед детьми лежат шишки ели и сосны, семена клена и ясеня, желуди, накрытые платком. Педагог предлагает детям приложить ладошку под платочком и определить на ощупь: « Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? », « Что это? »

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, мы с вами поиграли, теперь давайте поговорим о правилах поведения в природе . (Приложение 3).

Ответы детей.

Воспитатель: Ребятки, а теперь попрощаемся с лесом:

До свиданья, лес прекрасный!

Мы дружить с тобою будем,

Никогда ты не грусти

И расти на радость нам!

И улыбки всем дари!


Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Тема недели : «Дары леса» (лес, деревья, ягоды, грибы) (6-7 лет) Совместная деятельность воспитателя и детей

(игры все по теме, беседы, проблемные ситуации, ВХЛ, наблюдения, опыты)

Коммуникация (речевое развитие)

«Интерьвью у осеннего леса»

Цель: познакомить с интересной формой работы – интервью. Учить правильно формировать и задавать вопросы.

О.Н. Иванова, Г.Н. Короткова

«Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду»; стр.82

№ 1 « Чего нет?» Цель: учить образовывать имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа; составлять с этими словами предложения.

2 «Горький – сладкий». Цель: учить давать качественную оценку вкусовым качествам овощей: горький – сладкий; подбирать антонимы.

3 «Подбери родственное слово». Цель: учить подбирать родственные слова.

4 «Разложи и расскажи». Цель: учить располагать синонимы по мере возрастания.

5 «Как сказать иначе?» Цель: учить образовывать причастия и употреблять их в речи.

6 «Изменялки, прибавлялки». Цель: учить образовывать глаголы с приставками вы-, пере-, за-, от-.

№ 7 «Много». Цель: учить употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа в сочетании с наречием «много».

8 «Самое – самое». Цель: учить употреблять сравнительную степень имён прилагательных в различных падежах.

9 «Составь сочетание». Цель: учить образовывать имена прилагательные от существительных.

10 «Найди быстро ошибку». Цель: учить образовывать от имён существительных прилагательные.

Беседы : «Зачем ягоды в лесу? Кому они нужны?» Цель:

Ситуативный разговор «Зачем ягоды в лесу? Кому они нужны?»

Цель: совершенствовать речь как средство общения, развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта.

Индивидуальная работа

«В гости к берендею»

Цель: Учить образовывать относительные прилагательные; Закрепить умение составлять загадки – описания, подбирать синонимы, антонимы.

В.Н. Макарова и др.

«Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников»; стр. 57

Познание: РЭМП

5 Четырёхугольник

Цель: познакомить с признаками четырёхугольника; учить ориентироваться в пространстве, отражать речи направление; закрепить названия частей суток.

В.П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст»; стр.16

1.Д/и «Назови соседей».

2. Сбор и сравнение листьев по размеру, окраске, форме (сериация).

3. рисование мелом цифр на асфальте.

4. Игры с лабиринтами.

5. Работа в тетрадях в клетку.

6 Число и цифра 6

Цель: познакомить с образованием числа 6 и цифрой 6; учить называть числительное по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить слова определять положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырехугольной формы.

В.П. Новикова «Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст»; стр.19

Социально-коммуникативное развитие

. Беседа «Друзья природы»

Цель: Расширять знания детей о лесе и его обитателях; воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение вести себя на природе; развивать речь.

Игровое упражнение «Съедобный, несъедобный». Цель: закрепляем представление о съедобных и несъедобных грибах.

Дидактические игры: «Отгадай, где чей листок». Цель: закрепляем названия деревьев

по форме листьев; «Что лишнее?»; «Лесовик и лесные ягоды» Цель: совершенствовать формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, повторить правила безопасного поведения в лесу

Беседы:

- «О вреде ядовитых грибов для человека»;

- «О пользе лекарственных растений, о правилах их сбора»;

- «О пользе лесных ягод для человеческого организма» Цель : закрепить знания детей о лесных ягодах, произрастающих в нашем лесу, дать представление об их пользе для здоровья человека.

- «Деревья нашего леса» Цель: актуализировать и дополнить знания детей о видах деревьев и почему они важны для человека.

С/р игры:

- «Юные защитники природы» Цель : воспитание бережного отношения к природе.

- «Магазин». Сюжет «Купи ягоды » Цель: продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща, распределять роли по интересам и правильно выбирать атрибуты к игре.

- «Семья». Сюжет «бабушка варит компот из ягод» Цель: закрепить названия ягод, формировать обобщающее понятие «ягоды», учить правильно подбирать атрибуты к игре

Т.Н. Вострухина «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет»; стр. 172

Познание: развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности в природе

«Экскурсия в уголок леса»

Цель: Познакомить детей с лесом, с профессиями связанными с лесом, научить детей поведению в лесу.

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группы»; стр.137

1.Наблюдение за красотой осенних кустарников и деревьев. Цель: развития эстетического восприятия детей ;

Наблюдение за неживым объектом – рассматривание березы.

2. Исследовательская деятельность: сравнить листья брусники с листьями клюквы, ягоды брусники с ягодами клюквы.

3. Игры с осенними листьями на прогулке. Составить букет из осенних листьев.

4. Д/и «Найди листок, как на дереве»;

«Лесовик и лесные ягоды» Цель: совершенствовать формированию у детей осознанно правильного отношения к природе, повторить правила безопасного поведения в лесу;

«Съедобное- несъедобное» Цель : дать детям представление о съедобных и несъедобных ягодах.

художественно-эстетическое развитие

Рисование: «В лесном царстве, лесном государстве»

Цель: развиваем образное и творческое мышление, желание изображать грибы, похожие на настоящие, подчеркнуть индивидуальность каждого гриба, разнообразие цветовой палитры

стр. 417

Лепка: «Грибное лукошко» (по замыслу)

Цель: создание по замыслу композиции из грибов в лукошке. Совершенствование техники лепки. Развитие чувства формы и композиции.

Лыкова «ИЗО деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа» стр. 40

Аппликация: «Осенняя ветка»

Цель: закрепляем умение вырезать объемные, симмитричные формы, красиво располагать их, развивать эстетическое восприятие

Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»

стр. 553

1.Предложить детям выложить натюрморты из овощей и фруктов.

2. Предложить детям из зерна, бобовых, крупы выложить контур цветов.

3. Предложить детям составить композицию из веток с ягодами, плодами и семенами деревьев и кустарников.

4. Упражнять детей в приемах раскатывания, сплющивания, вдавливания.

5. Упражнять детей в отборе тонких оттенков, светлого, радостного колорита весны.

6. Рассмотреть с детьми произведения народно-прикладного искусства, в которых народные мастера и художники использовали растительный орнамент (траву, цветы, листья, ягоды и др.).

7. Вспомнить с детьми, какие геометрические элементы входят в изображение растительных элементов (Хохлома). Соединяя овалы, чёрточки, мастер создает необычные цветы, листья, ягоды, не копируя при этом окружающую природу.

8. Лепка: «Корзина с ягодами» Цель: учить лепить из пластилина различные ягоды в качестве атрибутов для сюжетных игр, развивать навыки лепки фигурок из составных частей.

9. Аппликация «Дары леса - ягоды» Цель: развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания, сочетания различных видов аппликации для получения выразительного образа.

Анастасия Дягина
Проект в старшей группе «Дары леса»

По доминирующей деятельности: познавательно-исследовательский

По количеству участников: групповой

Характер контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: краткосрочный

Заявитель: дети старшей группы

Проблема: Во время совместной прогулки, бесед с детьми мы обнаружили, что дети плохо ориентируются в знаниях о съедобных и несъедобных грибах и ягодах окружающих нас в наших окрестностях. Мы считаем, что незнание природных живых объектов, может вызывать опасность для их здоровья.

Актуальность: В настоящее время, совершая прогулки в лес, мы видим картину потребительского отношения к природе: разбросанный мусор, поломанные деревья, разорены муравейники… Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу. Дети в недостаточной степени имеют представление о многообразии деревьев, грибов, ягод, которые растут в наших лесах. Общение с природой, познание её, облагораживает человека, делает его более чутким. Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочее достижение технического прогресса, очень важно помочь ребенку, увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. Чем больше ребенок узнает природу своей Родины, тем больше начинает любить ее.

Объект проектной деятельности: Явления живой и неживой природы.

Предмет проектной деятельности: Грибы, ягоды, лес.

Цель проекта: Формировать знания детей о разнообразии растительного мира нашего леса, его пользе для здоровья, экологическую культуру, развитие положительных эмоций, интереса к миру растений в совместной деятельности с взрослыми.

Задачи проекта:

Развивать знания о ягодах, грибах, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи в природе;

Формировать наблюдательность и любознательность ко всему живому;

Формировать знания правил поведения в лесу;

Формировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

Формировать бережное и ответственное отношение к миру природу.

Гипотеза: В ходе работы над проектом, дети станут участниками познания окружающего мира совместно с взрослыми. Научатся наблюдать и правильно оценивать экологические ситуации.

Ресурсы проекта:

Учебно-методическая литература;

Аудио, видео проигрыватели;

Интернет;

Дидактические материалы;

Воспитатели, дети, родители, логопед, музыкальный руководитель;

Этапы проекта:

Организационный:

1. Подборка материала, пособий, литературы по теме. Изготовление дидактических игр, разработка конспектов

2. Проявление у детей инициативы и желания участвовать в познавательной деятельности.

3. Помощь родителей в подборке материала.

Основной:

1. Чтение книг, проведение бесед по теме проекта, пополнение развивающей среды. Подбор загадок, стихотворений, пословиц, поговорок. Разучивание песен. Организация экскурсий в парк.

2. Активное участие детей в реализации проекта: участие в беседах. Составление рассказа с родителями о грибах и ягодах, Составление описательного рассказа по схеме о деревьях. Участие в экскурсии. Участие в творческой деятельности при изготовлении коллективной работы. Самостоятельная деятельность

3. Консультация для родителей по экологическому воспитанию. Папка-передвижка на экологическую тему. Анкетирование. Составление с ребенком рассказа о грибах и ягодах. Участие в экскурсии.

Заключительный:

1. Оформление выставки детско-родительских работ. Презентация проекта

2. Активное участие детей в презентации проекта

3. Письменное пожелание от родителей по экологическому воспитанию детей в ДОУ.

План образовательной деятельности:

Социально-коммуникативное развитие: Д/и «Сбор грибов», д/и «Чей силуэт?» д/и «Съедобное – несъедобное», д/и «Назови гриб», С/р игра «В лес за грибами», с/р игра «Семейный обед из грибных блюд», д/и «Запасы зверей», д/и «С какого дерева листок?», д/и «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт?».

Речевое развитие: Чтение В. Даль «Война грибов», сказка Сутеева «Под грибом», д/и «Варим варенье», р/и «Угадай по описанию (грибы, ягоды, деревья, дикие животные)», р/и «Назови грибы и ягоды, растущие в наших лесах». Рассказ по схеме «Деревья»; Беседа: «Грибы и ягоды – дары леса», Пословицы и поговорки о грибах, ягодах, Загадывание загадок, чтение стихов, чистоговорок, Беседа «Лекарственные растения», Беседа: «Зачем грибы и ягоды в лесу? Кому они нужны?». Беседа: «Берегите лес!».

Познавательное развитие: ОБЖ «Как стать друзьями природы», Беседа «Осторожно – лес! (ядовитые растения, грибы, ягоды, Конструирование: «Осенние деревья», д/и «Что где растёт», экскурсия в парк, эксперимент «Почему на лужах лёд?»,

Итоговое занятие «Путешествие в лес». Просматривание альбома «Времена года в лесу». Просмотр мультфильмов «Как грибы лес спасли», «В лесной чаще», «Однажды в лесу». Развивающий мультфильм про ягоды. Рассматривание картин о лесе.

Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Сказочный лес», лепка «Грибы для белочки», рисование «Лесная поляна», аппликация «В лесу». Коллективная работа (аппликация) «Краски леса». Прослушивания песен «Грибочки», «Грибы – ягоды», «Ягодная полянка», «Сказочный лес», «Берегите лес». Прослушивание музыки «Звуки леса».

Физическое развитие: М/и «Боровик», п/и «Найдем грибок», м/и «Грибной марш» п/и «У медведя во бору», п/и «Белкины запасы», п/и «Хитрая лиса». Физминутка «По тропинке в лес», «На лесной опушке в ряд». Пальчиковая гимнастика «Кого встретили в лесу». Дыхательная гимнастика «Музыка леса».

Ожидаемый результат:

В конце проекта дети имеют представления об окружающем природном мире. Различают живую и неживую природу. Имеют представления взаимосвязи живой и неживой природы. Проявляют бережное отношение и заботу к объектам природного окружения. Могут отличить съедобные ягоды, грибы от несъедобных. Знают названия многих грибов, ягод и деревьев, которые растут в наших лесах.

Продукт проекта:

Кормушки для птиц;

Выставка детских работ «Дары осеннего леса»;

Консультация для родителей «Экологическое воспитание»;

Анкеты для родителей;

Коллективная работа «Краски леса»;

Папка-передвижка на экологическую тему.

Презентация проекта: Открытая НОД «Путешествие в лес».

Рефлексия: В результате работы нашего проекта, дети узнали о взаимосвязи живой и неживой природы. О значении бережного отношения человека к природе. Узнали о съедобных и несъедобных грибах и ягодах окружающих нас в наших окрестностях. Обогатили словарный запас названиями грибов, ранее для них не знакомыми. Стали проявлять бережное и заботливое отношения к природному окружению.

Список использованной литературы:

Н. С. Голицына; «Конспекты комплексно-тематических занятий»;

О. В. Дыбина: «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», 2014год;

Н. В. Коломина: «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», 2010год;

Периодические издания;

Интернет ресурсы;

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», 2014год.

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Очень много интересных поделок вы разместили в своих блоках. Хотелось бы и мне, предоставить вашему вниманию творческие.

Интегрированное занятие в старшей группе для детей с нарушением интеллекта «Дары осени» Цель: 1. Воспитывать умение слушать стихотворение, воспроизводить с помощью вопросов учителя содержание. 2. Упражнять в умении составлять.

Календарно-тематическое планирование на неделю по теме «Дары леса: грибы» (старшая группа). Непосредственно образовательная деятельность:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дары осени» 1 часть Дидактическая игра: Угадай о чём я сказала а) оранжевая сладкая… б) рассыпчатая вкусная росла в земле… в) зеленый хрустящий… Словарный.

Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предшествующая работа:

  • наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;
  • чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;
  • рассматривание иллюстраций о лесе;

Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

  • ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
  • иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  • хвоя сосны и ели в тарелочках;
  • шишки сосны и ели в контейнерах;
  • иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  • мяч для игры;
  • раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев (каких?), живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

А кто хозяин леса?

Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

Правильно, правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки:

Елка – Зеленушка.

Береза – Веселушка.

Рябина – Краснощечка.

Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка : “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка : “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка : “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка : “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа

Ну что не боитесь отправиться в лес. Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Давайте мы с вами скажем волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.

(В это время в группу влетает самолетик – письмо. Воспитатель читает.)

“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.

Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.

(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1

1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)

Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

Задание 2

Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?

У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

Чем еще отличаются эти деревья?

Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.

Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

На ветвях этих деревьев растут листочки.

Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

Какие деревья растут в хвойном лесу?

Сосны, ели.

Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

Почему эти деревья стоят зеленые?

Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

Что вы можете рассказать о ёлочке?

Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

Какой ствол у сосны?

Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

Чем они похожи?

Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

Иголочками.

По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

Скажите, почему хвойный лес так называется?

Какие хвоинки у сосны?

Длинные, мягкие, светлые.

Короткие, колючие, темные.

Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

Какие шишки у ели?

Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

Что вы расскажете про сосновые шишки?

Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

Входит старичок-лесовичок

Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.

Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ! (все вместе)

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.
  2. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.
  3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.
  4. Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20
  5. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.


Loading...Loading...