Оценивание работы на уроке. I

Урок литературного чтения в 4 В классе
Учитель: Чегодаева Елена Витальевна
Тема: Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Внутренний мир героя
Цели: - раскрыть смысл содержания рассказа Б. С. Житкова;
- учить характеризовать главного героя, его поступки.
Планируемые результаты:
- предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст);
- метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; П – анализ пословиц и поговорок, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебнике; К – ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
- личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Материал для чтения: Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: учебник литературного чтения, мультимедиапроектор, карточки со словами (характеризующими героя), фигура человечка из бумаги, портрет писателя, модель пароходика (корабля)
Сопровождение: песня А. Зацепина, М. Пляцковского «Ты слышишь, море!», фрагменты аудиозаписи рассказа 1974 года (читают артисты театра), презентация, мелодия танца «Яблочко».
I. ОРГ. МОМЕНТ
Звучит песня А. Зацепина, М. Пляцковского «Ты слышишь, море!» (1 куплет звучит громко; на 2 куплете звук уменьшить и начать беседу)
- О чем эта песня?- Какую картину представляете, слушая эту песню?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- Как вы думаете, можно ли эту песню как-то связать с жизнью Б. Житкова? (Слайд 1)
- Как вы думаете, мог ли юный Б. Житков быть на месте этого мальчика?
(Ответы детей: Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Ему не было и 10-ти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке в далекое море. Он быстрее всех своих одноклассников мог вязать морские узлы, грести, управлять парусником и отлично изучил морское дело)
Учитель обобщает ответы детей:
- Все виды морской службы прошел Житков – от юнги до помощника капитана. Он считал, что море закаляет дух, воспитывает в человеке стойкость к трудностям, ответственность за свои действия, чувство локтя и надежного плеча. Морская наука неодолимо манила его. Именно о море, пароходах, морском деле много рассказов написал Б. С.
- Один из его рассказов вы прочитали дома. Этот рассказ из цикла «Морские истории».
- Как он называется? (Слайд 2)
- Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении?
(Дети делятся своими мыслями, чувствами, переживаниями)
III. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
- Что является главным в рассказе?
(Главным в рассказе считается герой и его поступок)
- Определить тему сегодняшнего урока вам поможет стихотворение
М. Цветаевой. Послушайте его:
Одна половинка окна растворилась,
Одна половинка души показалась.
Давай-ка откроем и ту половину,
и ту половину окна!
- О каких половинках говорит автор?
- Что она имеет ввиду под первой половинкой? (Внешность человека, внешний вид)
- А вторая половинка? (Его душа, душевный мир)
- Какая половинка больше расскажет о человеке, поможет лучше узнать человека? (Его характер, поступки, чувства, переживания)
- Объедините все перечисленное в одно понятие.
- Значит, о чем будем говорить на уроке?
Учащиеся формулируют тему урока
На доске открывается тема: «Внутренний мир героя»
- Сегодня на уроке мы не только заглянем во внутренний мир героя, но попробуем правильно оценить его поступок.
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
А) Восстановление деформированного плана
- Но для начала вспомним и восстановим сюжет рассказа.
(1 человек у доски восстанавливает деформированный план рассказа)

От чьего имени идет повествование?
- Назовите предмет его обожания.
- Житков вообще часто поручал в своих произведениях повествование детям.
Б) Работа над художественным анализом произведения
и изображением внутреннего мира героя
Чтение учителем наизусть начала рассказа – описание пароходика (отрывок из 1 части рассказа - с.38, до слов «А пароходик важно стоял на полке…»). Модель пароходика учитель держит в руках.
- Почему бабушка, которая позволяла все своему внуку, вдруг отказала? Выскажите свои предположения.
- Памятная вещь, которой дорожат в каждой семье, называется реликвией.
(Прикрепить на доску)

Маленький Боря восхищен пароходиком, стоящим на полке.
Мечтательный герой населяет суденышко крохотными человечками, придумывает тайную жизнь на пароходике.
- Какие черты характера проявляются в этот момент у мальчика?
(Мальчик очень впечатлительный, его привлекает все красивое. Он фантазер, верит в чудеса, в тайную жизнь на пароходике)
- Зачитайте этот отрывок (с. 39)
- Как же развивались события дальше? Проверим восстановленный план.
1. Маленькие жильцы пароходика
2. Ночные наблюдения за пароходиком
3. Тайный план
4. Угощение исчезло
5. «Я больше не мог терпеть»
6. Охота на человечков
7. «Чего я наделал-то!»
Работа в группах (5 групп) – каждой группе для анализа по 1 эпизоду
Задания для работы в группах на экране:
(Слайд 3)
1. Прочитайте эпизод
2. Сформулируйте кратко, о чем говорится в данном эпизоде
3. Какие положительные и отрицательные черты характера проявились у мальчика в этом эпизоде? Подтвердите словами из текста.
Группы выбирают капитана и готовятся в течение 5 минут: (у каждой группы на столе фигура человечка из бумаги; комплект карточек с чертами характера, из которых учащиеся выбирают нужные для своего эпизода; клей-карандаш, чтобы приклеивать карточки на фигуру: красная сторона человечка – положительные черты, синяя сторона – отрицательные)
Первая группа – 2 часть
Вторая группа – 3 часть
Третья группа – 4 часть
Четвертая группа – 5 часть
Пятая группа – 6 часть
V. ФИЗ. МИНУТКА
- Перед тем, как вы поделитесь выводами, сделанными в группе, восстановим силы. Назовите любимый танец моряков. («Яблочко»). (Слайд 4)
Звучит музыка «Яблочко», дети выполняют несколько движений танца.
VI. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Ответы учащихся в группах. (Слайд 5)
- Представьте свои работы.
(Капитаны отвечают по плану у доски)
2 часть: во второй части «Ночные наблюдения за пароходиком» мальчик попросил бабушку не выключать ночник, для того, чтобы ночью наблюдать за человечками на пароходике. Он наврал бабушке, что не может спать без света (зачитать). Но на обман идет из-за любопытства. Он настойчивый (зачитать).
3 часть: мы работали над третьей частью «Тайный план». В ней рассказывается, как мальчик придумал, как вызвать из пароходика человечков: он положил на пароходик леденец. Он находчивый: придумал, как заставить человечков показаться на палубе (зачитать). Но обманывает бабушку: на прогулке сказал, что ему холодно (зачитать). Еще он это делает тайком от бабушки, скрывает свой план (зачитать).
4 часть: мы делали анализ четвертой части «Угощение исчезло». Когда ночью исчез леденец, Боря придумал снова положить хлеб на пароход. Он все время думает о человечках. Даже хотел тряпочку намочить чернилами и положить как коврик, чтобы человечки испачкали ножки и наследили, и тогда он увидит, какие у них ножки. Здесь у героя проявляется фантазия, настойчивость. Он наблюдательный(зачитать). Но он нарушает слово, данное бабушке, не прикасаться к пароходику (зачитать).
5 часть: из пятой части мы узнали, как мальчик устроил так, чтобы остаться дома и не ходить в гости с бабушкой, придумал свою болезнь – идет на обман (зачитать). Нарушил слово – решил взять пароходик в руки и посмотреть, что там внутри (зачитать), нетерпеливый, из-за большого желания поскорее увидеть человечков.
6 часть: в этой части мальчик устроил охоту на человечков. Совершает безрассудный поступок - взламывает пароходик. Не контролирует свои действия. Он совсем забыл про бабушку, про слово, которое дал бабушке, схватил пароход. Его желание достать человечков затмило его разум (зачитать). Но все-таки иногда задумывается, прав ли он (зачитать). Он еще маленький, поэтому такой нетерпеливый, не умеет себя контролировать.
Финал, 7 часть рассказа, читает учитель, или звучит аудиозапись, или фрагмент м/ф. (Слайд 6)
- Почему заплакал Боря?
(боялся наказания бабушки, стыдно, не сдержал слово, бабушка расстроится, не хотел огорчать бабушку, сломал пароходик, так и не увидел человечков)
- Как последние слова Бори в рассказе характеризуют его?
(раскаивается, переживает, чувство стыда, разочарования)
- А чему больше огорчилась бы бабушка: его жгучему любопытству и непослушанию, или сломанному пароходику?
- Как вы думаете, если бы можно было все вернуть назад, поступил бы Боря так второй раз, или повел бы себя по-другому?
- Мальчик так поступил не потому, что был злым, жадным или шаловливым. А потому, что им двигало неуемное любопытство, которое могло сломать веру бабушки в его честность. Значит, Боря осознал свой поступок, и это стало для него хорошим уроком.
VII. РЕФЛЕКСИЯ И ИТОГ УРОКА
- Во время чтения текста мы обращали внимание не только на действия и поступки героя, но и на черты характера, а также мотивы, руководившие поведением героя. К какому выводу мы должны прийти в результате нашего разговора? Можно ли понять главного героя? Объясните.
(Да, можно… герой - маленький мальчик, он очень хотел поиграть с пароходиком и в страстном желании увидеть человечков в конце концов ломает игрушку. Он горько плачет, потому что у него доброе сердце, и он не хотел огорчать бабушку, для которой пароходик дорог как память. Нет, нельзя… человек не должен управляться только чувствами, какими бы сильными они ни были. Эмоции не должны брать верх над разумом).
- Этот прекрасный кораблик был мечтой не только героя рассказа, но и самого Бориса Житкова. Он сделал честные шаги к осуществлению своей мечты и стал морским офицером.
- А что вы посоветуете герою?
(Так не поступать: не обманывать старших; быть послушным; не нарушать данное слово).
- Какую пословицу вы выберете как совет? (Слайд 7)
Не все сбывается, что желается.
Дал слово – держись, а не давши – крепись.
Большому кораблю – большое плаванье.
Звучит аудиозапись послесловия к рассказу (автор рассуждает о трусости и наталкивает детей на вывод, что надо не бояться всегда говорить правду). (Слайд 8)
- Чему же учит нас рассказ?
(Прежде чем совершить поступок, надо подумать, к чему он приведет. И как от этого будут чувствовать себя другие люди. Надо не бояться говорить правду, какая бы она ни была).
VIII. САМООЦЕНКА
- Возьмите листы самооценки и оцените свою работу на уроке с помощью цвета.

Ф.И. обучающегося ___________________________
«могу» - зелёный
«сомневаюсь» - жёлтый
«пока не могу» - красный 1. Можешь назвать героев рассказа? Ο
2. Можешь охарактеризовать главного героя? Ο
3. Можешь пересказать рассказ? Ο
4. Можешь сказать, чему учит рассказ? Ο
5. Удалось заглянуть во внутренний мир героя? Ο
- Покажите мне ваши листы самооценки. У многих из вас он загорелся зелёным цветом, а это значит, что вы поработали сегодня очень хорошо.
- Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: «Верь в своих воспитанников, каждый из них обязательно станет хорошим человеком!» Спасибо за сотрудничество.
- Прежде, чем закончить урок, давайте отправим наш корабль в далекое плавание. С каким настроением вы его отправите? Если вы спокойны за кораблик, уверены – прикрепите зеленый флажок; если отпускаете с радостью – желтый флажок; а если вы беспокоитесь за него – прикрепите красный флажок. (Слайд 9)
- Урок окончен.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Рассказать о семейной реликвии
Пересказ эпизода

Литературное чтение.

Тема урока: Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков»

Цели деятельности учителя

Показать, что самые необычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей; способствовать развитию умения анализировать название произведения, различать позиции автора и героя стихотворения, создать условия для формирования умения пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научится различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений; иметь представление о силе воображения; получит возможность научиться читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Метапредметные: регулятивные – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; познавательные – строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем

I. Организационный момент

– Проверим готовность к уроку.

На уроке не болтаем!

И в работу ум включаем:

Думай, мысли, вспоминай,

На вопросы отвечай!

– Я надеюсь, что у нас всё получится! Улыбнитесь друг другу и мне

II. Актуализация знаний.

- Какой раздел мы изучали на уроках литературного чтения?

Как бы вы ответили на вопрос – почему люди фантазируют?

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока .

– Откройте раздел «Содержание». Какое произведение изучали на прошлом уроке?

– С каким произведением познакомимся сегодня?

– Назовите страницу учебника.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто данное произведение ещё не читал.

– Как вы думаете, о чём это произведение?

IV. Первичное восприятие текста

– Понравилось произведение?

– Выразите своё мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– Какие мысли и чувства возникли у вас после чтения?

– Объясните значение слов:

Корма – задняя часть судна.

Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину.

– Где в тексте вы встретились с понятием «модель»?

– От чьего имени идет повествование?

– Назовите предмет обожания мальчика

V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста

– Что вы знаете о Житкове? Борис Степанович Житков – писатель, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г. Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать – пианистка. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград. В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60 детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами. Житков писал о разных профессиях. В своих произведениях он воспевал такие черты, как компетентность, усердие, а самое главное – чувство ответственности. Любовь к морю и другим странам была его величайшим источником вдохновения. Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации: циклы «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др. Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно. Задача творчества Житкова − сообщить полезные сведения и воспитать у читателя человеческие качества.

– Прочитайте первый отрывок из произведения Б. Житкова «Как я ловил человечков».

– Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы показать восхищение? (Сравнение.)

– Какое из данных средств художественной выразительности отметили? (Будочка – домик, винт – розочка, два черных пояса – метафора.)

VI. Синтетическая обобщающая беседа по тексту

– Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвией.

– Чем пароходик особенно понравился мальчику? (Пароходик особенно понравился мальчику тем, что был маленький, но совсем как настоящий: все его детали были очень подробно и искусно сделаны.) Почему бабушка отказалась дать его внуку поиграть? (Бабушка отказалась дать пароходик внуку поиграть, сказав, что это для нее дорогая память. Бабушка очень боится, как бы внук не повредил, не сломал пароходик. Она говорит: «Не то играть – трогать не смей. Никогда!» и «Дай честное слово, что не прикоснешься». Бабушка даже хочет спрятать пароходик: «…лучше спрячу-ка от греха подальше».)

– Найдите и перечитайте описание пароходика. Он увиден глазами мальчика? («Я такого никогда не видал» (в начале), «Ах, какие замечательные (якоря)! Если б хоть один у меня такой был!» (в конце). Мальчик использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «...будочка, как домик»; «с окошечками и дверкой»; «...винт, как медная розочка».)

– Докажите, что мальчик – из семьи, в которой есть моряки. Подтвердите и то, что мальчик очень наблюдательный. (Можно предположить, что в семье бабушки или среди друзей были моряки и этот пароходик – подарок от какого-то близкого человека, память о нем.) Обратите внимание на то, что мальчик знает правильные названия разных частей корабля, знает, из чего их обычно делают. Мальчик свободно использует эту терминологию при описании пароходика: «От мачт шли к бортам веревочные лестницы»; «А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулем винт…»; «На носу два якоря».

– Посмотрите в толковый словарь, чтобы уточнить, что такое мачта.

– Наблюдательность мальчика подтверждается именно тем, как подробно и точно он описывает пароходик, замечая мельчайшие детали. Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? Какими способами он пытался это проверить? Можно ли назвать мальчика хитрецом? (Пароходик был настолько тщательно и детально сделан, что все больше и больше казался мальчику настоящим («И непременно должна дверца в будочке отворяться»), поэтому его фантазия заселила пароходик человечками. Чтобы увидеть человечков, мальчик подолгу наблюдает за пароходиком: «Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко»; «Я долго глядел, пока был в комнате один. Никто не выглянул». Чтобы застать человечков врасплох, он идет на всевозможные хитрости: прячется за дверь и глядит в щелку на пароходик; просит бабушку зажечь на ночь ночник и наблюдает за пароходиком из-под одеяла.)

– Удалось ли ему обмануть бабушку и выдуманных человечков? (Мальчику удалось обмануть бабушку: она поверила, что внук боится спать без света. Его хитрая уловка подействовала и в отношении выдуманных человечков: мальчику показалось, будто дверка на пароходике приоткрылась.)

– Можно ли мальчика назвать фантазером и выдумщиком? Верит ли он в собственную выдумку? (Мальчик – герой рассказа – обманывает и хитрит не из корыстных соображений (он никому не хочет причинить зла), а потому, что он фантазер и верит в собственную выдумку.)

– Найдите и прочитайте строчки, из которых видно, что мальчик очень хорошо представляет себе человечков: их рост, их поведение и привычки. (Учащиеся читают первый и второй абзацы на с. 126.)

– Обратите внимание на то, как искренне расстроился мальчик, когда подумал, что спугнул человечка скрипом кровати.

– Какой разговор идет между бабушкой и Борей? Инсценируем его.

– Как будет бабушка разговаривать с внуком? А внук? Кто сможет сыграть эти роли? Как называется разговор двух героев? (Диалог.)

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Что мы сегодня исследовали?

– Для чего нам нужно это знать?

Чуть-чуть неясно…

Ещё придётся потрудиться…

Урок полезен и понятен…

Да, трудно всё-таки учиться…

– Кому на уроке было комфортно, кто получил удовлетворение от работы, предлагаю поднять карточку с изображением солнышка.

– Тем ребятам, кто чувствовал себя не совсем уверенно, кому надо еще немного поупражняться, предлагаю поднять карточку с изображением солнышка за облаком.

– Что на уроке было самым интересным? Трудным?

– Довольны своей работой на уроке?

– Удалось ли достигнуть поставленной цели?

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение.

2. Подготовить творческий пересказ от лица бабушки

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

литературного чтения

В 3 КЛАССЕ

Борис Житков «Про обезьянку»

УЧИТЕЛЬ: Павлось Л. И. .

Тема: Борис Житков «Про обезьянку» Цель урока: 1.Познакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова. 2.Проанализировать рассказ Житкова «Про обезьянку». 3.Развивать речь учащихся. 4.Восспитывать любовь к животным. Ход урока: 1.Организационный момент. По деревьям, где лианы На густых макушках крон С громким шумом обезьяны Обустраивают дом – Там они живут, где ветки, Там дома их, где листва, Там у мам на спинах детки, Не страшна им высота. Все прыгучи обезьяны, Они быстро и шустры, Очень нравятся бананы Обезьянам из еды. 2.Новая тема. Работа над рассказом. -Какой рассказ мы читали на прошлом уроке и дома? а)рассказ о писателе -Кто его написал? Артур Солдаткин расскажет нам и жизни и творчестве Б. С. Житкова. Борис Житков родился 30 августа (11 сентября) 1882 г. в Новгороде; Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, Мать - пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским. Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей. Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях. А вот стать писателем Борис Житков не собирался. Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов. Это решило его судьбу. Вскоре в журналах появились веселые истории Житкова для детей: «Про слона», «Про обезьяну», «Мангуста», «Компас», «Гривенник» и др. Борис Степанович писал о настоящей храбрости, о товариществе, о массе интереснейших на свете вещей. И дети сразу полюбили его книги. Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами или сделать своими руками. Поэтому так увлекательны его рассказы. С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося во время шторма парусного судна (рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» - животным Борис Житков рассказал нам много. Житков скончался от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище. 3.Физкультминутка №1 (дыхательная гимнастика) 4.Речевая разминка.

Фотограф

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит; «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, - грозится еж, -

Если снимок не пришлешь».

( В. Берестов) -Выразительное чтение стихотворения. -Чтение по ролям. -Ребята, а чтобы сказала обезьянка? - Ребята, поднимите руки у кого дома есть домашние животные? - А какие животные у вас есть? На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке. 5.Проверка домашнего задания. (работа в группах) Тест№1

Б. С. Житков «Про обезьянку»

Выбери правильный ответ

А) школьный товарищ

Б) учитель

В) отец

Г) дальний родственник

2. Почему?

А) хотел сделать мальчику приятное

Б)хотел научить мальчика любить животных

В) потому что его отец велел ему убрать обезьяну из дома

3. Как выглядела обезьяна?

А) маленькая, рыжая с чёрными лапками

Б) ростом около метра, чёрная с рыжими пятнами

В) ростом чуть больше полуметра, серая с рыжими лапками

4. Что было на ней надето?

А) серый халат

Б) красная рубаха

В) синий жилет


Тест №2

Б. С. Житков «Про обезьянку»

Выбери правильный ответ

1. Кто предложил мальчику взять обезьяну?

А) школьный товарищ

Б) учитель

В) отец

Г) дальний родственник

2. Чем она питалась?

А) всем

Б) бананами и орехами

В) любыми фруктами

Г) мясом и рыбой

3. Почему у обезьянки не было хвоста?

А) у макак хвост не растёт

Б) у шимпанзе хвост не растёт

В) ей обрезали хвост

Г) ей в детстве откусила хвост собака

4. Что сделал Яшка, попав в дом?

А) прыгнул маме на голову, а потом на буфет

Б) прыгнул на люстру и стал на ней раскачиваться

В) прыгнул на обеденный стол и стал хватать еду

Г) стал прыгать по головам сестрёнок мальчика

Тест №3

Б. С. Житков «Про обезьянку»

Выбери правильный ответ

1. Как приняли обезьянку мама и сестры мальчика?

А) Яшка им понравился

Б) Яшка им не понравился

В) им было всё равно

Г) мальчику велели убрать из дома Яшку

2. Что делала обезьяна до вечера?

А) прыгала по верхам

Б) прыгала по полу

В) носилась по всему дому

Г) спала на буфете

3. Почему мальчик стал ловить её?

А) чтобы посадить в клетку

Б) чтобы привязать на ночь

В) чтобы накормить

Г) чтобы приласкать

4. Как поймали Яшку?

А) подманили сахаром

Б) загнали в угол и накинули платок

В) загнали в чулан и заперли дверь


-Самопроверка. Вспомните урок окружающего мира, тему когда мы говорили о разнообразии животных, вспомните, что мы узнали о макаках? 6.Физкультминутка №2 7.Продолжение работы над текстом. -Как встретили обезьянку в семье мальчика? -Прочитайте, как Яшка провел вечер в новой семье. -Как решили оставить Яшку на ночь? (его решили привязать за жилет к кровати) -Где переночевал Яшка ?(он спал в кровати мальчика, а тот даже не знал об этом. Видимо Яшка замерз ночью на полу, вот и забрался под одеяло) -Что мальчик сделал, когда пошел в школу ?(Он привязал Яшку к двери) -А почему он это сделал? Как вы думаете ?(Оставшись один, Яшка мог наделать много дел в квартире) -Найдите на странице 80-89 отрывки, в которых автор рассказывает о проделках обезьянки. (работа в группах) 1 группа читает отрывок о том, как он скакал с ножом. 2 группа, как обрывал цветы. 3 группа, как сбрасывал известку с лестницы на отца. -За что Яшка мстил отцу? -Что значит выражение «отец поймал и отдул Яшку »?(Он его наказал) -Расскажите,как Яшка вел себя с наступлением зимы ?(Когда началась настоящая зима, Яшка стал грустным, он постоянно мерз, мордочка у Яшки стала печальная, обвисшая, он повизгивал, и жался к мальчику. Так мальчик носил его на себе) -Расскажите, пользуясь текстом, как Яшка помирился с отцом ?(Дети рассказывают отрывок о конфетах, которые отец дал Яшке) -Что Яшка делал, когда хотел понравиться ?(он становился очень ласковым, залезал на плечи, и начинал в голове искать, это значит, что он уж вас очень любит). -Что он начинал искать в голове? (обезьянки так делают, они друг у друга ищут в шерсти блох. У людей конечно ничего не было. Но Яшка так проявлял свою любовь) -Прочитайте выразительно отрывок о даме, которая приходила в гости. (дети читают отрывок на стр. 91-92, до слов «И вот настала весна») 8. Итог урока. - Хотел бы вам иметь такую обезьянку? - Как вы думаете, справились бы вы с ней? ? А нужно ли в доме держать диких животных? 9. Домашнее задание. а) Сочинить историю, о том, как у вас появилась в доме обезьянка. б) Нарисовать иллюстрацию к понравившимся отрывкам. 10. Рефлексия. - Выберите себе солнышко и обоснуйте свой выбор. Резерв -как вы думаете, почему мальчик взял обезьянку к себе? -Хорошо ли было Яшке в этой семье? -Какие победы одержал Яшка во дворе? -Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки? Сожалели ли об этом окружающие? Объясните.

Житков Борис Степанович Урок географии

Борис Степанович Житков

Борис Степанович Житков

Урок географии

На острове Цейлоне есть город и порт английский Коломбо*. Большой город, портовый. Превосходный порт. Огорожен каменной стеной прямо от океана - метров на тридцать. И на солнце, на тропическом, этот блеск как вскрикивает все равно. Зыбь двинет в стенку - бух, а вода взмоет в небо, будто ужаленная. А зыбь ходит, как гора, как зеленая стеклянная гора. Ее солнце сверху отвесно пронизывает, и она идет на тебя, если на пароходе, например, и вся эта прозелень насквозь светится зеленым воздухом.

* Теперь Коломбо - столица независимого государства Шри Ланка.

Люди там живут, на этом острове, черные. Сингалезы. Они курчавые, на наших цыган похожи. И они в эту зыбь лезут на двух бревнах, прямо-таки на двух бревнах, сбитых двумя перемычками, - ну, как сани морские. Так вот на двух таких бревнах выходят под парусом в океан за рыбой. Они, конечно, не верхом на этих бревнах сидят... Нет, на одном бревне, что побольше, борта нашиты, две доски, а другое - только противовес. И под парусом такая история устилает в хороший ветерок километров по тридцать в час. А там ветер летом дует из-под Африки.

А зимой дует с берега, из Азии. Муссон этот ветер называется. Юго-западный и северо-восточный муссон. Ровный дует, как доска. До того сильный, что можно вперед наклониться и стоять, как с поддержкой. Вот он и разводит эту сумасшедшую зыбь. А сингалезы не боятся. Дуют в океан и там из глубины вот этаких рыбищ вытаскивают - во! Метровой длины.

А на острове растут пальмы. Леса пальмовые, вот как у нас сосновые. Только ствол пальмовый потоньше. И, конечно, не шишки растут там, а кокосовые орехи. Кокосовые пальмы растут.

И лазят сингалезы, как обезьяны, на этот гладкий пальмовый ствол. Обхватит руками, пальцами, ладошкой, сам сложится пополам и ногами, ступнями упрется в ствол.

Вот так и лезет сингалез. Сорвал кокос, бросает, товарищ внизу ловит. Ведь кокос весь как в чехле. На нем еще до скорлупы пальца на три обмотки. То есть, что я! Ну, будто бы волосом он упакован кругом, а сверху тонкая кожурка. И если ее содрать, то вот тогда доберешься до скорлупы. У конца ореха три глаза, то есть дырочки, они мягким закупорены, и сингалез пальцем ткнул в одну, в другую - и готовы дырки - сует: пей.

Там сок внутри. Ух, какой освежающий! Это не березу сосать. Это он мне сок потому дал, что обрадовался, что я не англичанин. Он не здорово понял, что я русский. Может, и не знал, что такие есть. А понял только, что не англичанин, и сразу задружился. "Не англичанин? Пей, пей, пожалуйста". Я весь орех выпил. А если англичанин, он бы к нему волком. Да и понятно. Я бы на их месте бил бы их прямо в лесу этими кокосами с пальмы, с самой маковки.

Да вот, извольте: выезжаю я на шлюпке на берег. Надо лодочнику заплатить. Мелочи нет. Я говорю лодочнику: "Пойди вот к полисмену, разменяй". А полисмен ходит - здоровый дядя, плотный, прямо тучный мужчинища. Тросточка бамбуковая под мышкой. Лодочник худощавый. Подходит, на ладошке мою деньгу протягивает. Полисмен из-за спины оглянулся, вытянул из-под мышки палочку - трах со всей силы по ногам лодочника моего. Он запрыгал. Подбегает ко мне. Значит, поговорил с полисменом. Я к полисмену:

Что это за безобразие? За что человека бьете? Что, с вами говорить нельзя?

Вам говорить можно. Пожалуйста, - и даже рукой к своему шлему притронулся. - Вам что? Разменять? Сделайте одолжение.

Взял монету и пошел к ларьку.

По скольку вам нужно? По десяти?

Повернулся к ларечнику:

А ну, давай по десяти!

И ларечник высыпает мелочь на прилавок - каких угодно-с! А полисмен не спеша выбирает для меня монетки почище. Потом мне вполголоса сказал:

Нас, господин, белых, мало, а их по сто тысяч на одного англичанина приходится. Надо строго. Надо, чтобы они от одного имени английского тряслись.

Вот в маленьком фаэтончике, кабриолетике, на двух колесах, то есть в оглоблях, - там человек. Сингалез. На нем только трусики одни. А в колясочке - англичанин, туша этакая, и морда, как бифштекс. Развалился, как под ним эта колясочка не лопнет! Ножищи выпятил; на них, как копыта, ботинки с подошвой - во! - в два пальца. И каблучища с кузнечный молот. И он этим каблучищем в худую эту черную спину тычет, подгоняет. А тот бежит, чуть язык за плечи не закинул, весь мокрый. Жарища ведь, баня. Это вот у них извозчики - рикши. Они ко мне приставали, чтобы повезти. Да не могу я на людях ездить. Черт меня побери совсем! Они все от чахотки помирают.

Есть еще колония у них, у англичан: Сингапур. Это для флота база. Вот тут малайцы живут. Желтые они. Как крашеные. Прямо удивляешься, до чего желтые. Будто желтуха у каждого. Только здесь тоже на людях ездят. Кругом рай земной. Бананы, пальмы, море. Такие цветы, как будто сплошные это оранжереи. Дай, думаю, поеду, погляжу на всю эту роскошь. Ведь вот цветы какие, с горсть. А красота вот она какая там.

Сажусь в трамвай.

За город? - спрашиваю.

Да, - говорят, - последняя остановка отсюда за две мили.

Трамваи открытые, лавки поперек, ступеньки с обеих сторон во всю длину. Вижу, трое малайцев сидят на лавочке, как раз мне, четвертому, место есть. Сел. Хвать, малайцы снимаются, будто духу моего не выносят, и на заднюю площадку перебираются. Ну, думаю, надо им объяснить, что я не англичанин, авось не будут так ненавидеть. Оборачиваюсь, говорю громко:

Ай эм рашен, ноу инглиш. Тэйк ёр плейс, плиз.

Это значит: "Я русский. Садитесь, пожалуйста".

Улыбаются, стоят. А я один на лавке сижу.

"Не верят", - думаю. Тут по ступенькам добирается до меня кондуктор: билет получите.

Да, - говорю, - а почему люди ушли? Вон уж на площадке давка, говорю. - Жара такая, пусть сядут, а то я уйду, людей спугнул.

Кондуктор объясняет:

Правило уж такое. Желтый с белым не смеет на одной лавке сидеть.

А мне, - говорю, - очень будет приятно. Очень прошу вас.

Кондуктор улыбается, плечами пожимает.

Не имею права допустить нарушения, меня со службы погонят, если кто увидит.

Мне придется, - говорю, - пешком идти: не хочу людей пугать, не желаю, чтобы из-за меня давка была.

А вот, - говорит кондуктор, - передняя лавка свободна вовсе.

Так чего же, - говорю, - они не сядут, а на площадке жмутся?

Для белых эта лавка. Желтые не имеют права там сидеть. Передняя - это чтобы продувало и от желтых духу бы не несло на господ. Нехорошо, если желтые впереди.

А сам - как лимон. Тоже малаец.

"Вот, - думаю, - тут уж довели до самой точки: не только имени, духу боятся".

Пришлось мне перебраться на переднюю лавку. Сижу, как идиот. То есть, как англичанин. И не могу я так. Хоть сходи. И вдруг выдумал: спинка-то у скамейки переворачивается, когда трамвай назад идет, все спинки переворачиваются, и все сиденья тогда глядят в другую сторону. Я перевернул спинку и сел задом по движению. И колени в колени с малайцами, что сидели на второй лавке. Я давай с ними болтать. Весь трамвай загудел. Но, вижу, улыбаются. Кондуктор не посмел ничего сказать. Видно, в правилах не было предусмотрено такого случая, как бы сказать, ну такого... бузового.

Да-с, так вот еду. Говорю: я русский и вообще черт с ними, с правилами и с англичанами.

У нас, - говорю, - этого нет, дорогие друзья. У нас в трамвае все навалом, и будь ты малаец, или эфиоп, или, говорю, китаец - все равно. У нас, говорю, даже англичан пускают.

Они как фыркнут! Однако осторожно. Крепко у них так в головах насчет англичан завинчено.

А тут вскоре сел англичанин. Позвал кондуктора, и пришлось спинку переворачивать. Англичанин даже не взглянул на меня, сел на один край, я на другой.

А вот еще одно английское гнездо. Тоже база. Гонконг. Тут уж китайцы. Они там все в отдельном квартале. Улочка узенькая, шагов десять ширины, и, как флаги на веревках, повешены вывески. Из материи. Живут до того скучно, что одни только двери, кажется, и есть. Стен будто совсем нет.

И валит по этой улочке полным ходом трамвай. И китайские мальчишки, как воробьи, прыскают из-под трамвая. Я прямо глаза жмурил - вот-вот задавит. Однако - никого. А улица полна народу. И за трамваем народ сейчас же смыкается, как вода.

Что это, - спрашиваю соседа, - тесно так живут?

Сосед был голландец, он ответил:

Места им отведено мало, а их много. Вы посмотрите их на воде.

Я пошел к воде. Правду сказать, не видать было воды. Под берегом все битком забито было китайскими шлюпками. Как мостовая. Я спросил:

Нельзя ли покататься?

Ах, пожалуйста! - И сейчас же меня один китаец повел через чужие шлюпки дальше и дальше по этой шлюпочной площади. Шлюпки все палубные, очень аккуратно сделаны, чистенькие. - Вот, - говорит, - это моя. - И стал подымать парус.

Я взялся за руль. Вышли мы из кучи шлюпок, все китайцы помогали, проталкивали. И надо всеми шлюпками стоит запах китайской пищи: кунжутного масла и чесноку. И у нас из люка шел тот же дух.

Тут ветерок покрепче нажал, я ногой уперся в брезент: впереди брезент пакетом лежал. Вдруг пакет зашевелился, как живой. Я даже струхнул сначала. Смотрю, из пакета - голова, круглая, как на шахматной пешке. Китайчонок. Жмурится на солнце.

Это, - говорит хозяин, - мой сын.

Я достал две картинки от папирос, даю ему. Он взял и что-то по-китайски крикнул. И вдруг из люка - китайская девчонка. Мальчик побежал по палубе года ему три. Я кричу: "Упадет!" Китаец мой только смеется. Мальчишка стал с девчонкой картинки делить. Я нашарил еще одну в кармане и кричу: "На еще!" Он увидал. Смотрю, вылезает еще девчонка. ...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

Loading...Loading...