Целенаправленный педагогический процесс направленный на. Педагогический процесс как система

Образование - это педагогический процесс движения заданной цели путем субъективно-объективных действий обучающих и обучаемых.. Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса (как синоним употребляется понятие «образовательный процесс»).

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Иными словами, под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания (в его узком специальном смысле).

По своей сути педагогический процесс - это процесс социальный. Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса - обеспечении все­сторонней подготовки людей к успешному решению возло­женных на них задач. В педагогическом процессе проис­ходят передача и активное усвоение социального опыта, осуществляемые посредством целенаправленно организуе­мой деятельности (учебно-познавательной, игровой, произ­водственной, художественно-творческой.и др.), путем обще­ния воспитателей и воспитуемых, систематического влияния на сознание, волю и эмоции последних.

Определяющими компонентами педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания, обусловливающие внутренние процессы изменения образованности, воспитанности и развития личности. В свою очередь, процессы обучения и воспитания состоят из определенных взаимосвязанных процессов: процесс обучения - из преподавания и учения, процесс воспитания – из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Основными функциями педагогического процесса являются:

Информационная (просвещение воспитанников);

Воспитательная (личностное изменение воспитанников);

Развивающая (всестороннее развитие воспитанников);

Аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);

Социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).


Структуру педагогического процесса рассматривают с двух позиций: субъектного состава (участники педагогического процесса) и процессуального состава.

Субъектами педагогического процесса являются воспитанники и воспитатели, состав которых отличается 6оль-шим разнообразием: воспитанники - от дошкольников до пожилых и старых людей; воспитатели - от родителей, педагогов-профессионалов до средств массовой информа­ции, обычаев, религии, языка, природы и т.д. Взаимодей­ствие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками накопленного человечеством многообразного опыта.


В процессуальной структуре педагогического процесса выделяют компоненты:

«целевой (определение целей обучения и воспитания). Цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором педагогического процесса;

Операционно-деятельностный (установление процедур по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса, организация деятельности педагогов и воспитуе­мых в соответствии с определенными принципами, исполь­зование средств, форм, методов работы для достижения цели);

эмоционально-мотивационный (формирование и раз­витие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональ­ных отношений между участниками процесса);

Контрольно-оценочный (осуществление контроля за ходом и результатами педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);

Результативный (эффективность протекания педагоги­ческого процесса, прогресс в достижении поставленной цели).


Педагогический процесс - это не просто совокупно субъектного и процессуального состава, а сложная динамично развивающаяся система, целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентов. Целостному педагогическому процессу присущи как внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие, так и движение, преодоление противоречий, образование нового качества. Поступательное движение педагогического процесса осуществляется в процессе в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных (являющихся следствием ошибочных педагогических решений) педагогических противоречий, которые являются движущей силой, источником функционирования и разви­тия педагогического процесса.

Педагогический процесс имеет свои особые закономер­ности. Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Среди общих закономерностейпедагогического процес­са И.П. Подласый выделяет следующие:

Динамики педагогического процесса. В педагогичес­ком процессе величина всех последующих изменений за­висит от величины изменений на предыдущем этапе. Чем выше предыдущие достижения, тем весомее конечный ре­зультат. Это значит, что педагогический процесс как разви­вающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер. Эта закономерность есть проявление следствия закона: тот ученик имеет более высокие общие достижения, у которого более высокие промежуточные результаты;

Развития личности в педагогическом процессе. Педагогический процесс способствует развитию личности. Тем­пы и достигнутый уровень личностного развития зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, приме­няемых средств и способов педагогического воздействия;

Управления учебно-воспитательным процессом. Эф­фективность педагогического воздействия зависит от ин­тенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами,


величины, характера и обоснованности коррек­тирующих воздействий на воспитуемых;

Стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, харак­тера и своевременности внешних (общественных, педагоги­ческих, моральных, материальных и других) стимулов;

Единства чувственного, логического, практического в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного;

Единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит как от качества педагогической деятельности, так и от качества собственной учебно-по­знавательной деятельности воспитуемых;

Обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей общества и личности, возможностей (мате­риально-технических, экономических и др.) личности и об­щества, условий протекания процесса (морально-психоло­гических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса - исходные ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций. (Принципы обучения и воспитания будут рассмотрены в соответствующих разделах).

В любом педагогическом процессе выделяют этапы, т.е. определенную последовательность его развития. Главными этапами педагогического процесса являются следующие:

Подготовка педагогического процесса (подготовительный);

Осуществление педагогического процесса (основной);

Анализ результатов педагогического процесса (заключительный).

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в трудах прогрессивных педагогов все чаще и чаще стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И. Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средства.

Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, учебного и воспитательного элементов школьной деятельности. От комбинации основных элементов всякой школы, отмечал он, более всего зависит ее воспитательная сила, без которой она является декорациями, закрывающими от непосвященных пробел в общественном воспитании. Прогрессивные идеи К. Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей – Н. Ф. Бунакова, П. Ф. Лесгафта, В. П. Вахтерова и др.

Особое место в ряду исследователей педагогического процесса занимает П. Ф. Каптерев. Общеобразовательный курс школы по его замыслу был призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н. К. Крупская, А. П. Пинкевич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко. Однако, начиная с 30-х годов, основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов.

Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 70-х годов. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Р. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и др.). Это объясняется сложностью педагогического процесса. Авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно «только на основе методологии системного подхода».

Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой – конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия аппарата той или иной науки, в свою очередь, отражают дифференциацию исходного, стержневого понятия.

Для педагогики роль такого стержневого понятия выполняет «педагогический процесс ». Оно, с одной стороны, обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой – выражает сущность этих явлений. Анализ понятия «педагогический процесс» поэтому выявляет существенные черты явлений образования как педагогического процесса в отличие от других родственных ему явлений.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников (педагогическое взаимодействие ), направленное на достижение поставленной цели, решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни был организован педагогический процесс, он имеет следующую структуру (рис. 5).

ЦЕЛЬ
ЗАДАЧИ

Рис. 5. Структура педагогического процесса

Структура педагогического процесса представлена следующими основными компонентами :

целевой – включает в себя цели (стратегическую и тактические) и задачи, которые могли бы быть определены как подчиненные (локализованные) цели, реализуемые в определенных условиях;

деятельностный – характеризует формы, способы, средства, методы организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса;

ресурсный – отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение;

результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.

В своем первом приближении к определениюпедагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения, воспитания и развития. Сущностной характеристикой педагогического процесса поэтому являются целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность. Только в целостном педагогическом процессе возможно достижение цели его реализации: формирование цельной, гармоничной личности.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между цельностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Например, в процессе обучения преследуется формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитание личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил и идеалов, ценностных ориентаций, но в то же время формируются представления, знания и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами. На практике принцип целостности реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, то есть деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.

Таким образом, педагогический процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образования. Целостность , общность и единство , – главные характеристики педагогического процесса .

Педагогический процесс как целостность может быть так же рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всегопедагогическую систему (Ю. К. Бабанский).

«Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление». В педагогической литературе и образовательной практике понятие «система» употребляется часто безотносительно к его реальному, истинному содержанию. Нередко это понятие персонифицируется (например, система Макаренко, система Сухомлинского и т.п.), иногда соотносится с тем или иным уровнем образования (система дошкольного, школьного, профессионально-технического, высшего образования и т.п.) или даже с образовательной деятельностью конкретного учебного заведения. Однако понятие «педагогическая система» выходит за рамки узко понимаемой персонализации. Дело в том, что при всем своеобразии, неповторимости и многочисленности педагогических систем они подчиняются общему закону организационного строения и функционирования системы как процесса.

В этой связи под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система.

Педагогический процесс осуществляется в рамках педагогической системы . Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс, а собственно педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. Существуют статические и динамические педагогические системы .

К статическим педагогическим системам относятся дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, альтернативные образовательные учреждения (гимназии, лицеи, колледжи и др.), авторские педагогические системы, профессиональные учебные заведения (училища, техникумы, лицеи, колледжи, вузы), учреждения дополнительного образования (спортивные, художественные, музыкальные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т. п.), учреждения повышения квалификации и др.

Ученые считают, что для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов : педагогов и воспитанников (субъектов), содержания образования и материальной базы (средств).

Педагогический процесс является динамической педагогической системой (рис. 6), системообразующим элементом которой выступает цель, обеспечивающая субординацию элементов системы по вертикали. Цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором и представляет собой многоуровневое явление. Она ориентирована на цели воспитания, обучения, развития и для их осуществления, цель педагогического процесса всецело подчиняется целям образования. По горизонтали систему координирует уровень развития и подготовленности субъектов педагогического процесса.

Объектом усвоения является содержание образования, на которое направлена деятельность (взаимодействие) субъектов. Содержание – это та часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

В педагогике принято выделять в содержании педагогического процесса две органически взаимосвязанных области – содержание образования и содержание воспитания . Каждая из этих областей имеет специфику, которую очень условно можно было бы определить следующим образом: содержание образования отвечает на вопрос «Чему учить?», содержание воспитания – «Какие качества, свойства, отношения и т.д. личности следует формировать?». Уже сама формулировка вопросов дает представление о том, что содержание образования реализуется прежде всего в процессе обучения и самообразования, То есть в интеллектуальной деятельности (кстати, и изучается эта проблема, главным образом, в рамках дидактики), содержание воспитания имеет отношение к процессу целенаправленного формирования личности во всех сферах ее жизнедеятельности (в обучении, в труде, общении и т.п.). Выше уже отмечалось, что это разделение условно: все функции педагогического процесса выступают только в единстве.


Рис. 6. Структура педагогического процесса как целостной динамической системы

Способами осуществления педагогического процесса являются воспитание и обучение. Поэтому педагогический процесс выполняет три основные функции :

· образовательную (формирование мотивации, способов и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентации и отношений;);

· воспитательную (формирование определенных качеств, свойств и отношений человека);

· развивающую (формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности).

Все три функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития (Л.С. Выготский указывает на то, что обучение должно опережать развитие); воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.

Реализация в единстве всех компонентов содержания образования, а они отражают образовательные, развивающие и воспитательные задачи, при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника, и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления.

Целостность педагогического процесса объективно заложена в целостности содержания образования, целостности педагогической деятельности и деятельности обучающихся. Целостность содержания образования заключается в единстве его четырех компонентов: знаний (в том числе о способах выполнения действий), умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру (к учению, труду, человеку, природе, обществу, самому себе).

Таким образом, целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство и взаимодействие составляющих его компонентов (табл. 3).

Таблица 3.

Отдельные аспекты целостного педагогического процесса

Аспект Содержание аспекта педагогического процесса
Целевой Единство функций обучения, воспитания и развития личности
Содержательный Отражение в содержании образования элементов (в их взаимосвязи): знаний, в том числе умений и навыков; опыта творческой деятельности; опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру
Процессуальный (организационный) Единство процессов педагогического, взаимного, предметного и личного взаимодействия, образования и самообразования
Операционально-технологический Внутренняя целостность всех относительно самостоятельных компонентов педагогического процесса, единство преподавания и учения, учения и других видов деятельности

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования есть не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;

3) процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

4) процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй – собственно педагогические, а третий – взаимные, следовательно, охватывают педагогический процесс в его целостности.

Результаты педагогического процесса анализируются его субъектами и сверяются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы, и педагогическое взаимодействие продолжается. Таким образом, педагогический процесс является самонастраивающейся системой. Относительно стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и содержание образования, а наиболее подвижными – методы, средства и организационные формы, с помощью которых в основном осуществляется управление педагогическим процессом.

Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка:

Структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания;

Преобразование содержания образования в учебный материал;

Анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

Выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

Анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников, которые как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса.

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагогическое взаимодействие является сложным процессом, состоящим из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную и универсальную характеристику педагогического процесса. Технология педагогического взаимодействия представлена схематически (рис. 7).

Рис. 7. Технология педагогического взаимодействия

Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: «ученик – ученик», «ученик – коллектив», «ученик – учитель», «учащиеся – объект усвоения» и т.п.

Принято различать виды педагогических взаимодействий , а следовательно, и отношений :

- педагогические (отношения воспитателей и воспитанников);

- взаимные (отношения со взрослыми сверстниками, младшими);

- предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

- отношения к самому себе .

Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны , два взаимообусловленных компонента : педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть : прямые икосвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеруобратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь жемногообразны и ответные реакции воспитанников : активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие «педагогическое взаимодействие» поэтому шире, чем категории «педагогическая деятельность», «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», сводящие педагогический процесс к субъект-объектным отношениям. Оно подразумевает активность двух важнейших участников педагогического процесса – педагога и воспитанника, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ход и результаты.

Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента: педагогов и воспитанников, выступающих наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.

Этот подход противоречит традиционному пониманию педагогического процесса как специально организованного, целенаправленного, последовательного, планомерного и всестороннего воздействия на школьника с целью формирования личности с заданными качествами. Традиционный подход отождествляет педагогический процесс с деятельностью педагога,педагогической деятельностью особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе.

Представляется, что традиционный подход является следствием некритического, а потому и механистического переноса в педагогику основного постулата теории управления: если есть субъект управления, то должен быть и объект. В результате в педагогике субъект – это педагог, а объектом, естественно, считается ребенок, школьник или даже обучающийся под чьим-то

руководством взрослый. Представление о педагогическом процессе как субъект-объектном отношении закрепилось вследствие утверждения в системе образования авторитаризма как социального явления. Но если ученик – это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических воздействий, т.е. внешней, направленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы). Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагогической системы.

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. С помощью методов, средств и организационных форм педагогического процесса осуществляется взаимодействие его субъектов. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Подметодами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействияпедагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.Этовзаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни идеятельности учащихся.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами . Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов, убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Нередко методические приемы и методы отождествляют со средствами обучения и воспитания , которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Важнейшим выражением акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся являются формы организации педагогического процесса . Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления. В педагогике принято выделять формы воспитания и обучения, формы организации учебного процесса и формы организации (организационные формы) воспитания.

Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, то есть содержанием образования.

Предпосылкой возникновения педагогических систем является цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Эта цель способствует заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, в педагогическом процессе социальный опыт трансформируется в качестве формируемого человека (личности ). А успешное усвоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Таким образом, цель , будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т. е. внешней силы по отношению к ней. Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами)функционирования педагогической системы в педагогическомпроцессе являются обучение и воспитание. От их педагогическойинструментовки зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах – педагогах и воспитанниках.

Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют, таким образом, технологии образования (или педагогические технологии), в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования.Педагогическая технология в целом представляет собой последовательную, взаимообусловленную систему действий педагога, связанную с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемую в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы, поэтому может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники.

Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь «педагогическая деятельность – деятельность воспитанника». Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение «воспитанник – объект усвоения».

Целостная педагогическая деятельность способствует реализации всех компонентов содержания образования (рис. 8). Целостная деятельность обучающихся – это единство учения и других видов деятельности.

Рис. 8. Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования

Как уже отмечалось ранее, основным исходным отношением в педагогическом процессе является собственно педагогическое отношение с позиций субъект-субъектного подхода в системе «педагог – воспитанник». В ходе взаимодействия педагоги и воспитанники решают определенную педагогическую задачу, которая является основной единицей педагогического процесса.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача . Педагогическая задача – это конкретная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью, соотнесенной с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Основное отличие педагогической задачи от всех других заключается в том, что ее цель и результат заключаются в изменении самого действующего субъекта, овладевающего определенными способами действия. Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой.

Педагогические задачи могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат – в изменении самого действующего объекта, заключающемся в овладении им определенными способами действия.

Развивающаяся во времени, педагогическая задача должна удовлетворять следующим условиям : обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей; наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе. Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и естьпедагогическая задача.

Поскольку педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы имеет задачную структуру, т.е. может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами, то и с этой точки зрения единицей педагогического процесса есть все основания рассматривать материализованную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его этапы должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой.

Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство , а именно: являются задачами социального управления. Однако «клеточкой» педагогического процесса можно считать только оперативные задачи, выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов :

1) анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

2) проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий;

3) осуществление плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и коррекция течения педагогического процесса;

4) анализ результатов решения.

Структура педагогического процесса универсальна: она присуща как в целом процессу целенаправленного формирования личности в условиях определенной воспитательной системы, так и любому локальному по целям и задачам процессу воспитательного взаимодействия.

Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования – результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу.

Поступательное движение педагогического процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным, осуществляется в результате научно обоснованного разрешения объективных и своевременного осознания и устранения субъективных педагогических противоречий , являющихся следствием ошибочных педагогических решений. Эти противоречия являются движущими силами педагогического процесса :

1. Наиболее общее внутренне противоречие объективного характера , представляет собой противоречие между уровнем развития ребенка, состоянием его знаний, умений и навыков и возрастающими требованиями жизни. Усложнение общественной жизни, постоянный рост требований к объему и качеству обязательной информации, умений и навыков, которыми должен обладать учащийся, порождает целый ряд сложностей, связанных с увеличением количества обязательных для изучения предметов, видов учебной, трудовой, физической и иной деятельности.

2. Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями их реализации.Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива и отдельных воспитанников, их конкретизации и обеспечения принятия самими детьми.

3. Главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте , представляет собой несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Это противоречие конкретизируется целым рядом второстепенных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

4. Субъективные противоречия педагогического процесса : между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание; между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.

Наиболее общая устойчивая тенденция воспитания как общественного явления состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Это основной закон педагогического процесса .

С основным законом тесно связаны специфические законы, проявляющиеся как педагогические закономерности . Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными причинами (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества), природой человека (формирование личности человека протекает в прямой зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей), сущностью педагогического процесса (обучение, воспитание и развитие личности неотделимы друг от друга) и т.д.

В педагогике выделяют следующие законы и закономерности педагогического процесса:

1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса . Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения.

2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся . Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

3. Закон целостности и единства педагогического процесса . Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.

4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики .

5. Закономерность динамики педагогического процесса . Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

6. Закономерность развития личности в педагогическом процессе . Темп и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности, воспитательной и учебной среды, применяемых средств и способов педагогического воздействия.

7. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом . Эффективность педагогического воздействия зависит от:

Интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;

Величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых

8. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

Действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

Интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и др.) стимулов.

9. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от: интенсивности и качества чувственного восприятия; логического осмысления воспринятого; практического применения осмысленного.

10. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от: качества педагогической деятельности, качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

11. Закономерность обусловленности педагогического процесса:

Потребностей общества и личности;

Возможностей общества (материально-технических, экономических и др.);

Условий протекания процесса (морально-психологических, эстетических и др.).

12. Существует закономерная связь между обучением и воспитанием : обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает педагогический процесс.

13. Закономерность зависимости между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения . Согласно этому положению обучение не может состояться если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частое выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников при рассогласовании целей эффективность обучения значительно снижается.

14. Закономерность взаимодействия всех компонентов обучения , обеспечивающая достижение результатов, соответствующих поставленным целям. Данная закономерность как бы соединяет в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации педагогического процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.

Учитывая все вышесказанное можно охарактеризовать условия построения целостного педагогического процесса :

Преобладание субъект-субъектных отношений между педагогами и воспитанниками;

Осуществление в педагогическом процессе деятельности педагогов и воспитанников по алгоритму: анализ ситуации, планирование, выполнение учебных действий, коррекция, анализ эффективности;

Осуществление субъектами педагогического процесса целостной деятельности, направленной одновременно на освоение содержания образования и преобразование своей личности как в учебное, так и во внеурочное время;

Комплексное планирование образовательных, развивающих и воспитательных задач;

Направленность целостной деятельности педагогов на организацию содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей жизнедеятельности обучающихся.

Соблюдение этих условий способствует формированию базовой культуры личности, ее интеллектуальному, нравственно-эстетическому и физическому развитию.

Педагогический процесс – это понятие включает в себя метод и способ организации воспитательных отношений, которые заключаются в систематическом и целенаправленном выборе и применении внешних факторов развития субъектов обучения. Под педагогическим процессом понимается процесс обучения и воспитания личности как особая общественная функция, для реализации которой необходима среда определенной педагогической системы.

Понятие «процесс» произошло от латинского слова processus и означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом определяется постоянное взаимодействие субъектов и объектов образовательной деятельности: воспитателей и воспитываемых. Педагогический процесс нацелен на решение данной задачи и приводит к изменениям, заранее намеченным, к преобразованию свойств и качеств учащихся. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, где опыт превращается в качество личности. Основная особенность педагогического процесса представляет собой наличие единства обучения, воспитания и развития на основе сохранения цельности и общности системы. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» однозначны.

Педагогический процесс – это система. Система состоит из различных процессов, в том числе формирования, развития, воспитания и обучения, неразрывно связанных со всеми условиями, формами и методами. Как система, педагогический процесс состоит из элементов (компонентов), в свою очередь расположение элементов в системе – это структура.

Структура педагогического процесса включает в себя:

1. Цель – выявление итогового результата.

2. Принципы – это основные направления в достижении цели.

4. Методы – это необходимая работа учителя и ученика с целью передачи, переработки и восприятия содержания обучения.

5. Средства – способы «работы» с содержанием.

6. Формы – это последовательное получение результата педагогического процесса.

Целью педагогического процесса является эффективное прогнозирование итога и результата работы. Педагогический процесс состоит из различных целей: целей непосредственно преподавания и целей обучения на каждом уроке, каждой дисциплине и т. д.

Нормативные документы России представляют следующее понимание целей.

1. Система целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).

2. Система диагностических целей в определенных программах, где все цели разделены на этапы и уровни обучения и представляют собой отображение содержания определенных учебных курсов. В системе образования такой диагностической целью может выступать обучение профессиональным навыкам, тем самым ученик готовится к будущему профессиональному образованию. Определение таких профессиональных целей образования в России – это итог важных процессов в системе образования, где обращается внимание, в первую очередь, на интересы подрастающего поколения в педагогическом процессе.

Метод (от греч. шеШоскж) педагогического процесса – это способы взаимоотношений учителя и ученика, это практические действия обучающего и обучающихся, способствующие усвоению знаний и использованию содержания обучения в качестве опыта. Методом является определенный обозначенный путь достижения заданной цели, способ решения задач, приводящих в результате к разрешению поставленной проблемы.

Различные виды классификации методов педагогического процесса могут определяться следующим образом: по источнику познания: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), практические (упражнения, тренировки, самоуправление), наглядные (показ, иллюстрирование, предъявление материала), на основе структуры личности: методы формирования сознания (рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование), методы формирования поведения (упражнения, тренировки, игра, поручение, требование, ритуал и т. д.), методы формирования чувств (стимулирования) (одобрение, похвала, порицание, контроль, самоконтроль и т. д.).

Компонентами системы являются педагоги, учащиеся и условия обучения. Являясь системой, педагогический процесс состоит из определенных компонентов: целей, задач, содержания, методов, форм и результатов взаимоотношений учителя и ученика. Таким образом, система элементов представляет собой целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты.

Целевой компонент процесса представляет собой единство всех разнообразных целей и задач образовательной деятельности.

Деятельностный компонент – это взаимоотношения учителя и ученика, их взаимодействие, сотрудничество, организация, планирование, контроль, без чего невозможно прийти к итоговому результату.

Результативный компонент процесса показывает, насколько был эффективен процесс, определяет успехи и достижения в зависимости от поставленных целей и задач.

Педагогический процесс – это обязательно трудовой процесс, который связан с достижением и решением общественно значимых целей и задач. Особенность педагогического процесса состоит в том, что труд учителя и ученика объединяются вместе, составляя необычные взаимоотношения объектов трудового процесса, что является педагогическим взаимодействием.

Педагогический процесс являет собой не столько механическое объединение процессов воспитания, обучения, развития, сколько совершенно новую качественную систему, которая может подчинить объекты и участников своим законам. Все составляющие компоненты подчинены единой цели – сохранению целостности, общности, единства всех составляющих.

Особенность педагогических процессов проявляется при определении влиятельных функций педагогического действия. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Также обучение, воспитание и развитие выполняют в целостном процессе и другие взаимопроникающие задачи: например, воспитание проявляется не только в воспитательной, но и в развивающей и образовательной функции, а обучение неотрывно связано с воспитанием и развитием.

Объективные, необходимые, существенные связи, характеризующие педагогический процесс, отражаются в его закономерностях. Закономерностями педагогического процесса являются следующие.

1. Динамика педагогического процесса. Педагогический процесс предполагает поступательный характер развития – общие достижения учащегося растут вместе с его промежуточными результатами, что указывает как раз на развивающий характер отношений между педагогом и детьми.

2. Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами:

1) генетический фактор – наследственность;

2) педагогический фактор – уровень воспитательной и образовательной сферы; участие в учебно-воспитательной работе; средства и методы педагогического влияния.

3. Управление учебно-воспитательным процессом. В управлении учебно-воспитательным процессом имеет большое значение уровень эффективности педагогического воздействия на учащегося. Данная категория существенно зависит от:

1) наличия систематической и ценностной обратной связи между учителем и учеником;

2) наличия определенного уровня влияния и корректирующих воздействий на ученика.

4. Стимулирование. Эффективность педагогического процесса в большинстве случаев определяется следующими элементами:

1) степень стимулирования и мотивации педагогического процесса учащимися;

2) соответствующий уровень внешнего стимулирования со стороны учителя, который выражается в интенсивности и своевременности.

5. Единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) качества личностного восприятия учащегося;

2) логики усвоения воспринятого учащимся;

3) степени практического использования учебного материала.

6. Единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Логическое единение двух взаимодействующих начал – это степень педагогического воздействия и учебно-воспитательная работа учащихся – определяет эффективность педагогического процесса.

7. Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от:

1) развития самых разносторонних желаний человека и реалий общества;

2) имеющихся материальных, культурных, экономических и других возможностей у человека для реализации своих потребностей в обществе;

3) уровня условий выражения педагогического процесса.

Итак, важные особенности педагогического процесса выражены в основных принципах педагогического процесса, которые составляют его общую организацию, содержание, формы и методы.

Определим главные принципы педагогического процесса.

1. Гуманистический принцип, который означает, что в направленности педагогического процесса должно быть проявлено гуманистическое начало, а это означает стремление к единению целей развития и жизненных установок определенной личности и общества.

2. Принцип взаимосвязи теоретической направленности педагогического процесса с практической деятельностью. В данном случае этот принцип означает взаимосвязь и взаимовлияние между содержанием, формами и методами образования и учебно-воспитательной работы с одной стороны, и изменениями и явлениями, происходящими во всей общественной жизни страны – экономике, политике, культуре, с другой стороны.

3. Принцип сочетания теоретического начала процессов обучения и воспитания с практическими действиями. Определение значения воплощения идеи практической деятельности в жизни подрастающего поколения предполагает впоследствии систематическое приобретение опыта общественного поведения и дает возможность сформировать ценные личностно-деловые качества.

4. Принцип научности, который означает необходимость привести в соответствие содержание образования с определенным уровнем научно-технических достижений общества, а также в соответствии с уже накопленным опытом цивилизации.

5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, при которой дети имели бы возможность убедиться в правдивости теоретического изложения, подтвержденного практическими действиями.

6. Принцип коллективизма процессов обучения и воспитания. Этот принцип имеет в своей основе соединение и взаимопроникновение различных коллективных, групповых и индивидуальных методов и средств организации обучающего процесса.

7. Систематичность, преемственность и последовательность. Данный принцип подразумевает закрепление знаний, умений и навыков, личностных качеств, которые были усвоены в процессе обучения, а также систематическое и последовательное их развитие.

8. Принцип наглядности. Это один из важных принципов не только процесса обучения, но и всего педагогического процесса. В данном случае основанием наглядности обучения в педагогическом процессе можно считать те законы и принципы исследования внешнего мира, которые приводят к развитию мышления от образно-конкретного к абстрактному.

9. Принцип эстетизации процессов обучения и воспитания применительно к детям. Выявление и развитие у молодого поколения чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему дает возможность формировать у них художественный вкус и увидеть неповторимость и ценность общественных принципов.

10. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самостоятельности школьников. Очень важно с детских лет приучать человека к выполнению определенных видов работ, поощрять инициативу. Этому и способствует принцип сочетания эффективного педагогического управления.

11. Принцип сознательности детей. Этот принцип призван показать значение активной позиции учащихся в педагогическом процессе.

12. Принцип разумного отношения к ребенку, при котором сочетаются требовательность и поощрения в обоснованном соотношении.

13. Принцип сочетания и единения уважения к собственной личности, с одной стороны, и определенный уровень требовательности к себе же, с другой стороны. Это становится возможным тогда, когда существует фундаментальная опора на сильные стороны личности.

14. Доступность и посильность. Данный принцип в педагогическом процессе предполагает соответствие между построением работы учеников и их реальными возможностями.

15. Принцип влияния индивидуальных характеристик учащихся. Этот принцип означает, что содержание, формы, методы и средства организации педагогического процесса изменяются в соответствии с возрастом учащихся.

16. Принцип эффективности итогов процесса обучения. Проявление этого принципа основывается на работе мыслительной деятельности. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.

Таким образом, определяя поэтапно единство воспитания и обучения в педагогическом процессе, цель как системообразующий компонент образовательной системы, общую характеристику системы образования в России, а также особенности, структуру, закономерности, принципы педагогического процесса, мы смогли раскрыть основную идею лекции и выяснить, каким образом процесс образования, являясь основополагающим, системным, целенаправленным и объединяющим процессы воспитания и обучения, оказывает влияние на развитие личности, а, значит, на развитие общества и государства.


| |

В современной педагогической науке существует несколько разнообразных точек зрения на понимание сущности педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, Б.П.Битинас, З.И.Васильева, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин, Г.И.Щукина др.). Вы можете выделить и сравнить разные авторские позиции по данному вопросу, излагаемые в учебных пособиях.

Такое общее определение дает возможность выделить ведущие характеристики и особенности педагогического процесса детского сада.

Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются:

Целенаправленность;

Целостность;

Наличие связей между участниками;

Системность и процессуальность (деятельностный характер).

Рассмотрим эти характеристики подробнее.

Целенаправленность педагогического процесса. Всеми авторами педагогический процесс рассматривается как процесс по достижению особых педагогических целей. Однако сама цель педагогического процесса понимается по-разному.

Характер целей педагогического процесса детского сада обусловлен современными тенденциями развития педагогической науки и практики дошкольного образования. В самом общем виде – характеристика цели педагогического процесса определяется рядом простых вопросов – зачем ребенку нужен детский сад? Для чего родители приводят ребенка в дошкольное учреждение?

Для начала выразим свою собственную позицию и опровергнем распространенное мнение о том, что детский сад – это время и место, готовящие ребенка к школе. Такая, к сожалению, чрезвычайно распространенная точка зрения, приводит к тому, что цели педагогического процесса детского сада становятся связаны не с развитием ребенка, а с подготовкой его к сдаче вступительных испытаний в школу. При таком понимании задач дошкольного образования, этот период становится не самоценным этапом в жизни человека, а подготовительным шагом перед началом следующего; а жизнь ребенка с ее уникальными ценностями и смыслами, которые могут быть прожиты только в дошкольном возрасте начинает все больше приобретать черты школы.

дошкольное образовательное учреждение рассматривается как уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром – опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям. В дошкольном возрасте происходят процессы, которые позволяют детям открывать мир для себя и одновременно раскрывать себя миру. Поэтому цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. В связи с этим, собственно педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.

Каков же механизм определения целей педагогического процесса? Или, иначе говоря, – откуда берутся цели педагогического процесса?

Причины появления целей педагогического процесса понимаются в современной педагогике неоднозначно – от диктуемого социального заказа общества до следования личностным потребностям и интересам ребенка. Цели педагогического процесса часто отождествляются с целями деятельности педагога, которая разными авторами трактуется весьма широко – от деятельности по формированию, управлению и руководству – до деятельности помощи, со-действия и поддержки.

Для педагога важно знать, что цели педагогического процесса образуются путем соединения в единой точке четырех составляющих:

Ценностная позиция педагога. Цели педагогического процесса определяются особенностями Вашей педагогической позиции, Вашей интерпретацией философии детства, своеобразием Вашего ценностного отношения к ребенку, Вашего понимания приоритетных задач дошкольного образования.

Целевые установки образовательного учреждения. Цели педагогического процесса определяются теми нормативными документами, в которых заложен социальный заказ на то, каким хочет видеть общество выпускника данного образовательного учреждения. На ступени школьного и профессионального образования такими документами в первую очередь являются государственные образовательные стандарты. Детский сад – как образовательное учреждение особого типа, менее подвержено стандартизации. Его целевые установки определяются нормативными документами, и, конечно же, задачами выбранной образовательной программы.

Учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей. Цели педагогического процесса определяются индивидуальными особенностями воспитанников. Имеющийся в арсенале педагогической науки и практики современный диагностический инструментарий, Ваша педагогическая интуиция и мастерство позволяют Вам изучать свои воспитанников, корректировать цели их развития и воспитания, по сути, превращая педагогический процесс в индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Учет социальных запросов родителей. Цели педагогического процесса определяются с учетом того, как видят родители пребывание своего ребенка в детском саду. Это может быть желание присмотра и ухода за ребенком, организации его общения и игр со сверстниками, раннего специального обучения и подготовки к школе.

Сложность определения целей педагогического процесса заключается в том, чтобы найти гармоничное единство часто противоречащих друг другу составляющих. Подчеркнем, что они равноценны и их равнозначный учет определяет в конечном итоге результативность педагогического процесса.

Целостность педагогического процесса. Одной из ведущих характеристик педагогического процесса является его целостность. Целостность как внутреннее единство и непротиворечивость всех компонентов педагогического процесса характеризует высший уровень его организации.

Целостность – характерная черта педагогического процесса детского сада. Ведь в отличие от системы школьного образования в педагогическом процессе детского сада нет четкой границы в формах организации процессов воспитания и обучения ребенка. Однако в современной науке и практике дошкольного образования проблема целостности педагогического процесса рассматривается как одна из ведущих. Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранения природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта в процессе включения в социокультурный опыт, единства развития и образования.

Итак, какой же педагогический процесс можно назвать целостным? Или каковы сущностные характеристики целостного педагогического процесса детского сада?

Во-первых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка. Возрастные особенности дошкольника, гибкость, подвижность и сензетивность в развитии соматики, физиологии, психики требуют особого рода сопровождения малыша в педагогическом процессе. Наличие комплекса достоверной информации о состоянии здоровья, развитии психических процессов, проявлении особых склонностей, достижениях и проблемах каждого ребенка позволяет проектировать линии его индивидуального целостного развития. Использование системы медико-психолого-педагогического сопровождения в педагогическом процессе превращает его на этапе практической реализации в индивидуальный образовательно-развивающий маршрут дошкольника.

Во-вторых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач. В педагогическом процессе детского сада с детьми взаимодействует большое количество педагогов. В современных дошкольных учреждениях появляется все больше дополнительных образовательных услуг, а значит и все большее количество специалистов, решающих, как правило, узконаправленные задачи. Необходима согласованность работы педагогов, выбор общих приоритетных задач развития и воспитания, целостное видение ребенка в условиях взаимодействия с разными специалистами и проектирование единого педагогического процесса. Реализация здоровьесберегающей функции педагогического процесса в современных условиях связана с нахождением способов интеграции разных видов деятельности детей, организации образовательного процесса, синтезирующего работу разных специалистов.

В-третьих, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка. Макро- и мезо-факторы, современная социокультурная среда изменили жизнь ребенка, наполнили ее новыми культурными атрибутами. Изменился предметный мир, окружающий дошкольника, стали доступны новые источники информации. Целостность педагогического процесса может быть обеспечена в том случае, если обогащение социокультурного опыта ребенка происходит на основе, и с учетом уже имеющегося опыта, индивидуальной субкультуры, источником которого выступает не только педагогический процесс детского сада, а окружающая дошкольника жизненная среда.

В-четвертых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность в процессе взаимодействия ребенка с миром взрослых. Эффективность педагогического процесса, оптимизация его развивающего потенциала возможны в том случае, если педагог хорошо информирован о своеобразии жизни ребенка в семье, а родители знают, чем живут дети в детском саду. Постижение мира дошкольника, понимание его права на этот уникальный мир – это задачи, объединяющие и педагогов, и родителей в общем процессе развития ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет выстраивать единые стратегические линии становления целостности личности, раскрытия ее внутреннего потенциала.

В-пятых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного пространства. Современный педагогический процесс проектируется как система условий, позволяющих каждому ребенку реализовать индивидуальные потребности и в то же время – взаимодействовать с детским сообществом. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

Характер связей между участниками педагогического процесса. Наиболее распространенным видом связей между педагогом и детьми является взаимодействие как особый вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи.

Процесс взаимодействия педагога и детей в педагогическом процессе может быть организован как:

Процесс воз-действия

Процесс без-действия

Процесс со-действия

Взаимодействие как воз-действие более характерно для авторитарного подхода и выражается в стремлении педагога сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью. Оценка эффективности педагогических воздействий и успешность развития детей оценивается по степени приближения к этому идеалу. Для такого типа взаимодействия характерна уровневая дифференциация детей с низкими, средними и высокими показателями. Педагог сам выбирает способы и формы взаимодействия, направленные на повышение уровня развития воспитанников. Данный тип взаимодействия часто встречается в практике дошкольного образования. Его преимущества связаны с легкостью организации, однако, при воз-действии педагога на детей право ребенка на индивидуально-уникальную линию развития не обеспечивается.

Взаимодействие как без-действие характерно для педагогов либерального или формального типа. Формальная организация педагогического процесса, жизнедеятельности детей проявляются в том, что педагог лишь номинально выполняет возложенные на него функции. Способы и формы взаимодействия носят обобщенный характер, рассчитанный на «среднего» ребенка, педагог не вникает в детские проблемы, поверхностно решает задачи педагогического процесса. Такой тип взаимодействия, пожалуй, наиболее опасен, и, к сожалению, в силу целого ряда причин присутствует в практике детского сада.

Организация взаимодействия как процесса со-действия присуща личностно-ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, т.е. субъект-субъектные отношения педагога и детей.

При таком типе взаимодействия педагогом предлагаются способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую «палитру» ролевых взаимоотношений и сотрудничества. Процесс со-действия наиболее сложен в практической реализации, поскольку педагог не только определяет задачи собственной деятельности, но и проектирует задачи деятельности ребенка таким образом, чтобы он воспринимал их как свои собственные.

Для педагогического процесса детского сада уже традиционным стало принятие личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и воспитанников. Каковы же характерные отличия данной модели?

1. Особое отношение педагога к ребенку. Педагог воспринимает ребенка как уникального целостного человека. Педагогические задачи связаны с постижением мира ребенка, изучением его внутреннего потенциала, обогащением индивидуального социокультурного опыта. Принципиально важным является позитивное отношение педагога к детским проявлениям. Каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. «Разгадка» этой уникальности и таланта – вот проявления истинного педагогического мастерства. Поступки и продукты деятельности ребенка оцениваются по «формуле успеха», с точки зрения достижений. В этом случае процесс развития ребенка становится процессом обретения все новых и новых высот и открытий, а не процессом исправления имеющихся недостатков.

2. Организация педагогического взаимодействия способами поддержки и сопровождения, что предполагает (О.С. Газман):

Рассмотрение педагогического процесса как процесса, основанного на принципах внутренней свободы ребенка и педагога, творчества, гуманизма взаимоотношений;

Отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности;

Оказание педагогической помощи ребенку в познании себя и своих возможностей, в ситуациях затруднения и переживаниях успехов.

Смысл способов поддержки и сопровождения заключается в поддержании педагогом того уникально неповторимого, индивидуально-единичного качества или способности, которые заложены в каждом конкретном человеке и развиваются им.

Системность и процессуальность (деятельностный характер) педагогического процесса. Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта – совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процесса как системы характерны следующие признаки:

Целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса. Изменение или исчезновение одной из составляющих педагогического процесса изменяет весь характер его протекания.

Структурность. Структура педагогического процесса включает следующие основные компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный.

Открытость. Педагогический процесс детского сада – открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека.

Множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.

Собственно структура педагогического процесса детского сада как системы представлена на схеме 1.

Системное рассмотрение педагогического процесса позволяет рассмотреть его структурные компоненты в статичном, пространственном изображении.

Если же говорить о реальной практике организации педагогического процесса, то в этом случае можно отметить такую важную характеристику педагогического процесса как процессуальность или осуществление педагогического процесса во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой деятельность последовательно сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач. Сама же педагогическая задача, как результат осознания педагогом целей развития и воспитания ребенка, а также условий и способов их реализации на практике – является единицей или «кирпичиком» педагогического процесса. В ходе организации педагогического процесса педагог решает разные по содержанию, по уровню сложности, по масштабности результатов задачи. Это и задачи, которые заранее проектируются по результатам развития ребенка и задачи, которые возникают ситуативно в ежедневной жизнедеятельности детей.

Педагогический процесс как педагогическая система

В организации педагогического процесса можно выделить ряд этапов:

1. Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации.

2. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса.

3. Этап анализа результатов решения поставленной задачи.

Педагогический процесс рассматривается в педагогике как целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие взрослых и детей. Он представляет собой определенную систему, компоненты которой – это содержание, средства, методы, формы взаимодействия воспитателя и воспитуемых. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» – о направленности на преобразование личности человека (ребенка).

Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле – это совокупность всех условий, средств и методов, направленных на решение одной глобальной задачи. Например, педагогический процесс дошкольного учреждения направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста. Педагогический процесс в широком смысле включает в себя и большую, глобальную задачу, и сочетание всех компонентов воздействия на личность.

Употребляя понятие «педагогический процесс» в узком смысле, мы имеем в виду сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Например, педагогический процесс, направленный на решение задач нравственного, эстетического и других сторон воспитания; или еще более узко – направленный на воспитание честности, навыков культурного поведения, начал творчества и т. д.

Внимание педагога (чаще – педагога-исследователя) концентрируется на отборе методов, средств, форм организации, которые помогут решить данную задачу. Но реализуется она на фоне других задач воспитания и развития личности и одновременно с их решением. Это происходит потому, что педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.

Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной, заключительный.

На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель и конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания (на современном этапе это концепция личностно ориентированного подхода, предполагающего реализацию воспитателем «Декларации прав ребенка»).

Так, воспитатель считает важным воспитание у детей положительного отношения к труду. Данная цель конкретизируется с учетом возраста. Затем изучается характер отношения к труду в данной группе, ставятся задачи применительно к конкретным детям, подбираются компоненты воздействия, формулируется желаемый результат.

Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированным на основе выяснения состояния вопроса в практике и прогнозирования результата.

План реализуется на втором, основном, этапе педагогического процесса. На основном этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, внести необходимые дополнения или изменения. Думающий педагог не прячется от анализа ошибок, не обольщается первыми положительными результатами, а выясняет их причины. Этот этап потому и называется основным, что именно в процессе его реализации решаются воспитательно-образовательные задачи.

Очень важно на этом этапе постоянно поддерживать и учитывать обратную связь – ответную реакцию ребенка на воздействие.

Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов. Анализ имел место и на основном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным.

Несмотря на трудоемкость этой работы, она очень важна для становления настоящего педагога.

Можно выделить несколько принципов построения педагогического процесса в дошкольном учреждении:

– учитывать возрастные возможности детей;

– опираться на интересы ребенка;

– решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

– учитывать положение о ведущей деятельности, ее смене и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

– осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

– создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность;

– стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка».

В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20–30–е гг. XX в. он строился по организующим моментам. Каждый из них включает следующие части программы: общественно-политическое, трудовое, физическое воспитание, природоведение, ИЗО, математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела и предлагались конкретные формы взаимодействия. В конце каждого организующего момента указывалось содержание работы с родителями.

Работа по организующим моментам предполагала, что в выделенное для нее время дети будут получать необходимые знания, закреплять их в играх, труде, изобразительной деятельности и т. д.

Положительным в данном подходе было то, что дети в течение довольно длительного времени имели возможность сосредоточиться на определенном познавательном материале; у них формировались навыки социального поведения, мировоззрение.

В общих методических указаниях особо отмечается, что воспитатель должен быть внимателен к тому, что и как усваивают дети.

Негативным же было то, что построение педагогического процесса на основе выделения «организующих моментов» приводило к формализму и заорганизованности. В дальнейшем применялись и другие формы: тематическая и комплексная. Сущность тематической формы заключается в том, что в качестве основы педагогического процесса выделялась какая-то тема. Содержание ее раскрывалось, как правило, на занятиях. Изучение одной темы охватывало несколько занятий. В тему могла быть включена и другая тема, близкая по содержанию. Содержанием тем мог стать какой-то один раздел программы (чаще всего – раздел общественно-политического воспитания), а другие разделы изучались параллельно.

Комплексное построение педагогического процесса («комплексы») характеризовалось попыткой установить логическую взаимосвязь между разными разделами. В один «комплекс» входили различные виды деятельности детей или разное, но близкое по теме содержание. Все названные подходы к построению педагогического процесса отмечены стремлением сгруппировать, сблизить воспитательные воздействия, давать их концентрированно, целенаправленно. Такая идея отвечает особенностям дошкольного возраста. Но принцип концентрированности не может быть применен ко всему содержанию сразу, и тогда какие-то его стороны становятся второстепенными, а внимание педагога к их освоению снижается. Страдает главное – разностороннее развитие личности. К тому же выбор темы или содержания «комплекса» нередко носил субъективный, «вкусовой» характер.

Современный подход к данной проблеме – организация педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей цели выдвигается воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития ребенка на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. Многоплановость содержания и форм позволяет удовлетворять и развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация – направлять это развитие в общее педагогически ценное русло.

Отличительной особенностью такого процесса является то, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходят, меняясь, различные виды деятельности, наиболее оптимальные для реализации доминирующей цели. Другие виды деятельности выполняют сопутствующую роль. Например, в старшей группе в качестве доминирующей выдвинута цель воспитания положительных взаимоотношений между детьми.

Центральной формой работы с дошкольниками становится совместная деятельность, позволяющая упражнять детей в положительных связях. Это могут быть игра, труд, организованные на принципе совместности. Сопутствующей деятельностью являются занятия (этические беседы), самостоятельная индивидуальная художественная деятельность (ребенок готовит что-то для всей группы или мастерит подарок для друга), праздники и др.


Похожая информация.




Loading...Loading...