Какие массовые мероприятия считаются официальными. Технология организации массовых мероприятий в молодёжной среде

Не секрет, что успех любого мероприятия зависит прежде всего от качества его организации. Организовать мероприятие, которое дарит позитивные эмоции, - непростая задача. А когда эти эмоции надо подарить сразу огромному числу людей, зарядить позитивом больше десяти тысяч человек?! Например, организовать большой музыкальный фестиваль в центральном парке города. И при этом обеспечить их безопасность, комфорт и хорошее настроение. Тогда задача усложняется во много раз. Причем сложной она становится еще только на моменте планирования мероприятия и его согласования. Именно об этих согласованиях мы постараемся рассказать в этой статье.

Все массовые мероприятия можно разделить на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты) и культурные, спортивные, театральные мероприятия, включая мероприятия частного характера. Организация первой группы мероприятий носит в основном разрешительный порядок и регулируется законодательством о собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях (мы подробно писали о них в номере сайт 4-2012). Вторая группа мероприятий носит в основном уведомительный характер.

Основным городским актом, устанавливающим процедуру согласования массовых мероприятий в Москве, является Распоряжение мэра Москвы №1054-РМ от 5 октября 2000 г. «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве». Организаторами указанных мероприятий могут быть юридические или физические лица, являющиеся инициаторами мероприятия и осуществляющие организационное, финансовое и иное обеспечение его проведения.

Согласно данному документу, мероприятия делятся на две группы: до 5000 и свыше 5000 человек. Уведомление о намерении провести массовое мероприятие в зависимости от количества его участников направляется для рассмотрения:

  • за 45 дней - на массовое мероприятие с количеством участников свыше 5000 человек либо если массовое мероприятие проводится на территории нескольких административных округов - в мэрию Москвы;
  • за 30 дней - на массовое мероприятие до 5000 человек - префектам или главам управ (на совсем небольшое по численности мероприятие) соответствующих административных округов Москвы.

Уведомление должно содержать информацию о названии мероприятия, программу с указанием места, времени, условий организационного, финансового и иного обеспечения его проведения, предполагаемого количества участников, контактной информации организаторов мероприятия. Уведомления рассматриваются в течение 10–15 дней, по результатам выносится распоряжение о согласии либо отказе в согласии на проведение массового мероприятия.

Массовые мероприятия, проведение которых связано с определенными рисками (например, при осуществлении торговли или организации фанзоны) должно быть обеспечено присутствием полиции, неотложной медицинской, противопожарной и иной необходимой помощью.

При планировании и рекламе мероприятий следует также обратить внимание на закон о рекламе (№38-ФЗ от 13 марта 2006 г.) и законодательство об устройстве фейерверков (Постановление правительства Москвы от 24.06.2003 №494-ПП «О местах проведения праздничных артиллерийских салютов и мерах по упорядочению в г. Москве устройства фейерверков негосударственными организациями»).

Вот основные организационные составляющие успеха. Дело только за знанием и четким соблюдением всех регулирующих норм и актов, слаженной работой организаторов и оперативным взаимодействием с администрацией.

Ключевые определения

Массовое мероприятие - требующее согласования с органами исполнительной власти города разовое массовое культурно-просветительное, театрально-зрелищное, спортивное или рекламное мероприятие, проводимое с 8:00 до 23:00.

Организатор массового мероприятия - юридические или физические лица, являющиеся инициаторами проведения массового мероприятия и осуществляющие организационное, финансовое и иное обеспечение его проведения.

Объект проведения массового мероприятия - здание или сооружение либо комплекс таких зданий и сооружений, включая прилегающую территорию, временно предназначенные или подготовленные для проведения массовых мероприятий, а также специально определенные на период их проведения городские площади, улицы, водоемы и другие территории.

Администрация объекта проведения массового мероприятия - юридическое, физическое лицо, в управлении которого находится объект проведения массового мероприятия.

Супертехнологичная площадка с крупнейшими проекционными поверхностями в мире! Светодиодные экраны в аренду от 2500 р./м2! В наличии на складе в Москве

Обратите внимание

1. Мероприятия, на которых осуществляется торговля или возможны иные действия, связанные с получением прибыли, должны быть обеспечены полицейским, медицинским, противопожарным и иным сопровождением (осуществляется на договорной основе).

2. Уборка места проведения мероприятия и прилегающей территории, обслуживание мобильных туалетов - на основании уведомления Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы (осуществляется на договорной основе).

3. Администрация объекта проведения мероприятия:

  • принимает распорядительный документ с указанием конкретных задач для всех служб объекта, участвующих в проведении мероприятия;
  • не менее чем за 5 дней до даты проведения мероприятия составляет акт готовности объекта;
  • за сутки и за 4 часа до начала массового мероприятия совместно с представителями правоохранительных и противопожарных органов, органов исполнительной власти проводит обследование объекта, включая предприятия торговли и общественного питания;
  • за 1,5 часа до начала мероприятия утверждает расстановку лиц, ответственных за определенные места, выставляет контрольно-распорядительную службу;
  • информирует по окончании мероприятия должностных лиц, принимавших распоряжение о согласии на его проведение.

4. Проведение фейерверков.

Устроитель фейерверочного показа (только юридическое лицо) должен иметь:

  • лицензию на право проведения фейерверочных показов, а также согласованную с ГУ МВД по г. Москве и Главным управлением МЧС России по г. Москве выкопировку схемы места проведения фейерверочного показа с обозначением пусковой площадки и границ охранной зоны;
  • специалистов, заключивших с ним трудовые договоры и соответствующих квалификационным требованиям по проведению фейерверочных показов;
  • автотранспорт, пригодный для перевозки используемой пиротехнической продукции и оборудования;
  • пусковое оборудование для проведения фейерверочных показов;
  • технологическую документацию, регламентирующую безопасность выполняемых работ;
  • разрешение на проведение фейерверка, выданное Департаментом региональной безопасности г. Москвы (запрос рассматривается не менее чем за 5 дней, разрешение выдается не менее чем за 4 дня до проведения фейерверка).

5. Ответственность организаторов

Административная или уголовная - в зависимости от деяния.

Основные законодательные акты для организатора массовых мероприятий

1. Распоряжение мэра Москвы №1054-РМ от 5 октября 2000 г. «Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве».

2. Постановление правительства Москвы от 30 сентября 2008 г. №869-ПП «О мерах по организации и проведению праздничных артиллерийских салютов и фейерверочных показов в городе Москве».

4. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях №195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (КоАП РФ).

Введение

II. Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, управление силами и средствами

III. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения нарушений порядка организации и проведения массовых мероприятий

IV. Взаимодействие органов внутренних дел с государственными органами и общественными объединениями при проведении массовых мероприятий

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

порядок массовый мероприятие нарушение

Введение

Жители и гости любого большого города, так или иначе, достаточно часто или редко, непосредственно сами, или опосредованно через родственников, друзей, знакомых, соседей, коллег и т.п. сталкиваются с проблемой физической безопасности. Практика показывает, что этот риск резко увеличивается во время проведения различных массовых мероприятий. Массовые мероприятия имеют большое социальное и культурное значение в жизни, подчеркивая функции, они удовлетворяют потребность горожан в культурном отдыхе, повышая гордость граждан за свой город и статус в России. Организация культурно-массовых, спортивных и общественно-политических мероприятий - один из критериев, по которому жители города судят о деятельности Правительства Москвы, общественных организаций, правоохранительных органов.

Новое качество проблемы общественной безопасности связанное с её обострением обусловлено рядом факторов (социально-экономических, правовых, политических и т.д.) как всеобщих, так и специфических. К первым относятся: изменения форм общественного строя, вызвавшие растущее стремление населения выражать свое мнение в формах непосредственной демократии (демонстрации, митинги) провал социально-экономических "реформ", вынуждающих порой население идти на крайние меры выражения своего недовольства путем целенаправленных массовых протестных действий: рост демократического правосознания, развитие института "прав человека", осознание своих гражданских прав, свобод и обязанностей, с одновременным ростом правосознания относительно мер, принимаемых правоохранительными органами при выполнении своих функций; активизация религиозной жизни, выражающаяся в многотысячных религиозных празднествах; развитие массовой и рок культуры, вкупе с необходимостью экономической поддержки крупных спортивных и зрелищных комплексов, окупающихся лишь при наличии многотысячной аудитории; значительное увеличение рисков связанных с угрозой индивидуальной и коллективной безопасности со стороны международного терроризма и национального экстремизма; рост объема производства и потребления алкоголя, его всеобщая доступность; распространение наркотиков; дальнейшая маргинализация населения, превращение его в "толпу". Нельзя не отметить влияние низкой профессиональной этики и журналистской культуры в средствах массовой информации, разжигающих порой негативные общественные настроения.

Тема работы "Охрана общественного порядка и обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий" является актуальной на сегодняшний день, когда довольно часто возникают различные опасные ситуации - беспорядки на стадионах во время спортивных матчей, концертов, накаленная обстановка во время выборов. Деятельность милиции при таких ситуациях имеет первостепенное значение.

I. Понятие и виды массовых мероприятий. Задачи органов внутренних дел и особенности охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий

1.1 Основные понятия и виды массовых мероприятий

Массовое мероприятие - это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан. Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Виды массовых мероприятий: По содержанию:

Общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);

Культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);

Спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады). По значимости:

Международные;

Региональные;

Местные.

По способу возникновения:

Организованные;

Спонтанные.

По месту проведения:

В зданиях, сооружениях:

На открытой местности.

По периодичности проведения:

Разовые;

Повседневные;

Периодические.

По возможности участия:

Общедоступные;

Ограниченные количеством участников или социальным статусом.1

1.2 Задачи ОВД и особенности охраны во время мероприятий

Задачи ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

1. Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан.

2. Оказание содействия в организации массового мероприятия.

3. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других нарушений, обеспечение общественной безопасности.

4. Обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения.

5. Обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

6. Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.

Силы ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

Силы милиции общественной безопасности: строевые части патрульно-постовой службы милиции, в т.ч. ОМОН; личный состав строевых подразделений ДПС ГИБДД: строевых подразделений милиции ведомственной охраны: строевых подразделений медицинских вытрезвителей; участковые уполномоченные милиции;

Специальные моторизованные оперативные части внутренних войск;

Силы криминальной милиции и других служб: уголовный розыск, ОБЭП, следствие, экспертно-криминалистические подразделения, сотрудники штабов, кадров и др.

Мероприятия, проводимые в подготовительный период:

1. Создается оперативный штаб. Определяется его состав и обязанности членов.

2. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.

3. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

4. Производится расчет необходимого количества сил и средств.

Массовое мероприятие - это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан. Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Виды массовых мероприятий: По содержанию:

Общественно-политические (конгрессы, симпозиумы, конференции);

Культурно-массовые (фестивали, народные гуляния);

Спортивные (спартакиады, спортивные матчи, олимпиады). По значимости:

Международные;

Региональные;

Местные.

По способу возникновения:

Организованные;

Спонтанные.

По месту проведения:

В зданиях, сооружениях:

На открытой местности.

По периодичности проведения:

Разовые;

Повседневные;

Периодические.

По возможности участия:

Общедоступные;

Ограниченные количеством участников или социальным статусом. 1

Задачи ОВД и особенности охраны во время мероприятий

Задачи ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

1. Создание условий для нормального осуществления массового мероприятия, обеспечения личной безопасности граждан.

2. Оказание содействия в организации массового мероприятия.

3. Предупреждение и пресечение возможных преступлений и других нарушений, обеспечение общественной безопасности.

4. Обеспечение строгого соблюдения участниками и зрителями.. установленных правил поведения.

5. Обеспечение безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.

6. Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где мероприятие не проводится.

Силы ОВД по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий:

Силы милиции общественной безопасности: строевые части патрульно-постовой службы милиции, в т.ч. ОМОН; личный состав строевых подразделений ДПС ГИБДД: строевых подразделений милиции ведомственной охраны: строевых подразделений медицинских вытрезвителей; участковые уполномоченные милиции;

Специальные моторизованные оперативные части внутренних войск;

Силы криминальной милиции и других служб: уголовный розыск, ОБЭП, следствие, экспертно-криминалистические подразделения, сотрудники штабов, кадров и др.

Мероприятия, проводимые в подготовительный период:

1. Создается оперативный штаб. Определяется его состав и обязанности членов.

2. Организуется пункт управления: стационарный или передвижной.

3. Разрабатывается или корректируется план обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

4. Производится расчет необходимого количества сил и средств.

5. Осуществляются дополнительные меры по усилению борьбы с преступностью и другими правонарушениями (комплексные операции).

6. Проводятся совещания, инструктажи, тренировки личного состава.

7. Осуществляется проверка транспорта, средств связи и других средств.

Виды нарядов:

Группа оцепления, включая милицейские и войсковые цепочки;

Пост наблюдения;

Группа сопровождения, патруль;

Мероприятия, проводимые в исполнительный период:

1. Проверка личного состава, его внешний вид, знание ими общих и особых обязанностей.

2. Непосредственное выполнение нарядами своих служебных обязанностей.

3. Вводятся предусмотренные планом ограничения в движении транспорта и пешеходов, удаляются из зоны оцепления, лица, не имеющие отношение к мероприятию.

Заключительный период:

1. Поддержание порядка в местах рассредоточения участников

мероприятия, обеспечение их безопасности (особенно футбольных, хоккейных команд и музыкальных ансамблей и др.).

2. Наряды обеспечивают также выход зрителей и других участников мероприятий к остановкам общественного транспорта.

3. Разбор службы нарядов руководителями участков и оценка мости личного состава органов внутренних дел и приданных сил.

Современные массовые мероприятия являются выражением общественной активности, способом организации населением своего досуга, удовлетворения духовных и культурных потребностей, участия в общественных процессах и политической жизни, приобщения к спорту и искусству. В жизни людей присутствует большое количество всевозможных массовых мероприятий: от свадебных церемоний до уличных шествий, от театральных спектаклей до повсеместных народных гуляний. Отдельное массовое мероприятие, порой, способно поразить своими масштабами и размахом.

Классификация массовых мероприятий

Классифицировать мероприятия, являющиеся массовыми, можно следующим образом:

По целям и задачам:

  • культурные;
  • спортивные;
  • зрелищные;
  • рекламные и коммерческие: торговые ярмарки, презентации, распродажи;
  • деловые приемы и встречи: собрания, приемы, фуршеты и прочее;
  • духовные: молебны, шествия и другие.
  • общественные: конференции, конгрессы и симпозиумы;
  • политические: встречи, заседания, приемы и так далее.
  • культурные: народные гуляния, фестивали;
  • спортивные;
  • событийные: выставки, показы и прочее;

По значимости:

  • международные;
  • государственные;
  • региональные;
  • местные;
  • локальные;
  • частные.

По способу возникновения:

  • заранее подготовленные, запланированные;
  • стихийные.

По месту проведения:

  • в помещениях и специальных сооружениях;
  • на местности (в черте населенного пункта, за его чертой).

По периодичности проведения:

  • повседневные;
  • сезонные;
  • периодические;
  • разовые.

По доступности:

  • свободного доступа;
  • с ограничениями (к примеру, закрытые клубные мероприятия).

По уровню безопасности:

  • высшей категории (с присутствием высокопоставленных государственных или зарубежных лиц);
  • первой категории (с участием должностных лиц регионального значения, известных людей);
  • второй категории (без участия VIP).

Организация и подготовка массового мероприятия

Организация массовых мероприятий - сложное и ответственное занятие. Одних организаторских способностей явно будет недостаточно. Потребуются разносторонние знания, достаточный опыт, хорошо развитая интуиция и предусмотрительность, а также немалое количество денег, в зависимости от грандиозности задуманного.

При организации какого-либо мероприятия следует знать и помнить, что «во главе угла» всегда стоит закон. Чтобы планируемое массовое мероприятие не превратилось в стихийное бедствие, нужно следовать букве закона, четко выполнять все действующие требования, закрепленные законодательно, следовать определенным правилам и рекомендациям.

Собрание людей подобно водному потоку - в обычных условиях течет по руслу, но при разгуле стихий способно «выйти из берегов», сметая и круша все на своем пути. Люди эмоциональны, они способны впадать в панику, страх перед чем-либо не оставит человека в безмятежном состоянии.

Поэтому при организации массовых мероприятий нужно уметь предусмотреть многое, в первую очередь обеспечить безопасность всех участников. А впоследствии продумать, как сделать максимально комфортным их времяпрепровождение. И лишь в последнюю очередь заняться просчетом своей планируемой прибыли (если мероприятие носит коммерческий характер).

Проведение массовых мероприятий может принести большую прибыль в случае грамотной организации и подготовки, но может нанести и серьезный финансовый ущерб, если будут допущены ошибки во время подготовительного этапа.

Законодательная база

Организация массовых мероприятий регламентируется действующими ФЗ и другими нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровня. Законы, регулирующие организацию и проведение мероприятий (массовых): основным законом является 54-ФЗ (19.06.2004) в последней редакции,

Выбор места проведения

Массовое мероприятие может быть проведено на любой территории, пригодной для этой цели. Наиболее популярные места массовых мероприятий:

  • помещения;
  • сооружения;
  • улицы;
  • площади;
  • спортивные арены;
  • парки;
  • скверы;
  • загородные участки и прочее.

В двух словах - где угодно. При единственном «если». Если это не запрещено законом и не создаст угрозы безопасности.

Законодательные ограничения в выборе места проведения

Существуют отдельные места, где изначально запрещены мероприятия. Даже нет смысла согласовывать этот вопрос с представителями территориальной администрации, так как факт их разрешения будет являться грубейшим нарушением должностных обязанностей, а, следовательно, нарушением закона. Это влечет за собой неминуемое наказание - от «поставить в угол» до «посадить на нары». Итак, под запретом территории, находящиеся вблизи:

  • опасных объектов производства и иных объектов с повышенными требованиями техники безопасности;
  • путепроводов;
  • нефтепроводов;
  • газопроводов;
  • линий электропередач, высоковольтных станций;
  • телевизионных и радиовышек;
  • воинских частей;
  • исправительных и иных учреждений;
  • детских площадок.

А также ряд других территорий, указанных в ФЗ.

Публичные мероприятия

Существует понятие «публичное мероприятие». подробно описано в 54-ФЗ. Оно характеризуется как открытое, доступное и мирное собрание (акция) людей, организованная лицом или группой лиц либо общественной организацией, политической партией, религиозным обществом. Цели такого мероприятия могут быть различными: реализация гарантированного права свободы слова и выражения своего отношения по поводу чего-либо, оглашение требований, обсуждение социальных вопросов, политики и экономики и многое другое. Есть пять основных видов публичных мероприятий:

  • собрание, митинг;
  • демонстрация, шествие;
  • пикетирование.

В роли организаторов данного мероприятия не могут быть: несовершеннолетние и недееспособные. А также представители запрещенных в РФ партий и организаций, религиозных общин и т. д. Проведение массовых мероприятий подобной формы не может быть начато ранее семи часов утра и заканчиваться позднее двадцати трех часов (по местному времени).

Культурно-массовые мероприятия

Невозможно переоценить пользу, которую приносят культурно-массовые мероприятия. Их основное предназначение - духовное развитие общества. Такого рода мероприятия имеют ряд направлений:

  • гедонистическое, представляющее собой развлекательный характер, способствующее развлечь людей, временно отвлечь от проблем житейских, зарядить позитивом и дать волю ярким эмоциональным всплескам;
  • образовательное, способствующее получению новых полезных знаний, расширению кругозора, и самообразованию населения;
  • развивающее, направленное на формирование эстетических вкусов, совершенствование творческих способностей;
  • воспитательное, прививающее самоорганизацию, формирующее систему духовных ценностей;
  • социальное, дающее стимул к социальной активности;
  • художественно-творческое, приобщающее к культурно-творческому процессу.

Культурно-массовые мероприятия - это фестивали, смотры, конкурсы (регионального и федерального уровня, а также международные), увеселительные праздничные мероприятия, тематические концерты, познавательные программы, выставки, ярмарки и многое-многое другое.

Спортивно-массовые мероприятия

Спортивные состязания, физкультурно-массовые мероприятия - свидетельство того, что общество вовлечено в процесс физического развития и совершенствования, стремится к новым спортивным достижениям. Спортивно-массовые мероприятия, проводимые на территории России, многообразны и впечатляют своей масштабностью.

Это и профессиональные соревнования практически по всем известным видам спорта, и физкультурно-оздоровительные мероприятия различных уровней и всевозможной направленности. Как говорится, было бы только желание. Возможностей и благоприятных условий заняться профессиональным спортом и физической культурой - хоть отбавляй. Физическому развитию в России уделяется большое внимание. И это не случайно.

Здоровье нации - первостепенная государственная задача

Здоровье человека - это совокупность показателей его физического, духовно-психологического состояния. Физическая культура - одна из составляющих культуры общечеловеческой. Справедливо крылатое выражение, заимствованное от латыни (Децим Юний Ювенал), - «в здоровом теле - здоровый дух».

Много ли стран может похвастать тем, что их лидер «гоняет шайбу» по льду или борется на татами? Многие лидеры способны удержаться на лошади? Не говоря уже о том, что без седла. Эти строки далеки от политической и иной пропаганды. Обычная констатация фактов.

Суть в другом. День бега, день спортивной ходьбы, день плавания, день спортивной гимнастики и так далее. Можно перечислять и перечислять. Спортивно-массовые мероприятия для детей и взрослых, семей и пожилых людей, «Кожаный мяч», «Золотая шайба» - это только перечисление самых известных и популярных мероприятий, полюбившихся россиянам. А сколько подобных остается «за кадром»? Множество.

Массовые пробеги, лыжные гонки, заплывы в бассейне и на открытой воде, туристические походы, сплав на байдарках, массовые спуски на горных лыжах, всего не перечислить, даже если задаться целью. Вот это не реклама ли? Это ли не гордость за нацию (образное выражение, под которым следует понимать весь многонациональный российский народ)?

9.6. К ВОПРОСУ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ «МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ» И «ПУБЛИЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ»

Мараев Темирхан Идрисович, капитан полиции, адъюнкт. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются понятия «массовое мероприятие» и «публичное мероприятие», дается разграничение этих понятий. Вопросы охраны общественного порядка органами внутренних дел при проведении массовых мероприятий.

Ключевые слова: массовое мероприятие, публичное мероприятие, охрана общественного порядка, органы внутренних дел.

ON THE ISSUE OF THE DELIMITATION OF THE CONCEPTS OF "MASS ACTION" AND "PUBLIC EVENT"

Maraev Temirkhan Idrisovich, Police Captain, adjunct. Place of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: [email protected]

Annotation: The article discusses the concept of "mass action" and "public event", given the distinction of these concepts. Questions of protection of public order law-enforcement bodies during public events. Keywords: the massive event, public event, the protection of public order, law-enforcement bodies.

Публичное мероприятие - это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов больших групп (масс) людей в общественных местах, а также - способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан и по своему содержанию относятся к социальным явлениям, порождающим особые условия для охраны общественного порядка на той территории, где они проводятся.1

Массовое мероприятие - это организованное действие (совокупность действий), совершающееся в общественных местах, с участием больших масс (групп) людей в целях удовлетворения их потребностей в экономической, политической, социально-культурной, духовной и других сферах.2

В законодательстве Российской Федерации официально закреплено понятие «публичное мероприятие», в свою очередь понятие «массовое мероприятие» в законодательстве нигде не отмечено. Так, что же в законодательстве понимается под понятием «публичное мероприятие».

Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Анализируя понятие «публичное мероприятие» можно сделать вывод, что само понятие имеет узкую направленность, которое выражается в конкретных фор-

1 Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

2 Фармон, В.П. Обеспечение правопорядка в ходе массовых

мероприятий / Вестник МВД России. 2007. № 1.

мах проведения, а именно собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, нежели понятие «массовое мероприятие», которое выражается в различных формах проведения, где основными признаками являются: массовость людей и общественное место.

Массовое мероприятие может проводиться в любом месте, кроме случаев, если на место проведения не наложено ограничение или полный запрет на проведение подобных мероприятий. Местом проведения могут выступать улицы, пешеходные зоны, скверы, площади, дороги, здания (включая прилегающую территорию к ним), стадионы, концертные залы, а также иные места, предусмотренные для проведения массовых мероприятий.

По территориальному признаку мероприятия могут быть районного, межрайонного, городского, областного, республиканского и государственного масштаба, что в существенной степени обусловливает объем привлекаемых для охраны общественного порядка сил и средств.3

От места проведения массового мероприятия зависит масштаб мероприятия, который определяется количеством граждан принимающих в нем участие и соответственно количество сотрудников органов внутренних дел. Массовые мероприятия по территориальному признаку можно разграничить на следующие уровни: районный, межрайонный, городской, областной, республиканский и государственный.

Массовое мероприятие - можно охарактеризовать следующими основными признаками:

Количество участвующих граждан;

Наличие общественного места;

Организованность его проведения;

Общая цель.

Массовые мероприятия, с учетом их интересов можно разделить на следующие виды:

Массовые общественно-политические мероприятия;

Культурно-массовые мероприятия;

Массовые религиозные мероприятия;

Спортивно-массовые мероприятия;

Массовые специальные мероприятия;

Иные массовые мероприятия.

Обстановка, складывающаяся при проведении массовых мероприятий, существенно отличается от обычной, повседневной охраны общественного правопорядка на улицах и в других местах. Этой обстановке свойственны следующие особенности:

Изменяется обычный ритм жизнедеятельности населения, вводятся ограничения на движение транспорта и пешеходов, на торговлю отдельными видами товаров в районе проведения массового мероприятия;

Сосредоточение больших масс людей на ограниченной территории само по себе создает трудности в обеспечении общественного порядка и безопасности;

Состояние оперативной обстановки во многом зависит от состава участников массового мероприятия, их отношения к нему, эмоциональной возбужденности, наличия или отсутствия противоречий между группами участников;

Большое влияние метеорологических условий, в частности, резкое ухудшение погодных условий в кон-

3 Коркин А. В. Методика расчета сил и средств органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении культурно-массовых и публичных мероприятий. Екатеринбург.: УрЮИ МВД России, 2008.

ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Мараев Т.И.

це мероприятий, проводимых на открытых стадионах, может создать угрозу безопасности;

Массовые акции нередко используются различными преступными группами для достижения своих целей. Например, разжигания конфликтов на национальной почве;

Особая обстановка требует использования дополнительных сил и средств органов внутренних дел большой подготовительной работы, организации взаимодействия с другими государственными органами, общественными объединениями.4

Перечисленные обстоятельства учитываются при организации охраны общественного порядка в рассматриваемых условиях и в конечном счете обусловливают выбор приемов и методов деятельности полиции, включая конкретные меры воздействия на поведение участников и зрителей массовых мероприятий с целью приведения его в соответствие с требованиями правовых и иных социальных норм, а также при привлечении сил и средств других министерств и ведомств.

В целях обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий органы внутренних дел не редко сталкиваются с введением режима ограничения, т.к. в обычном режиме невозможно добиться соблюдение общественного порядка. В ряде случаев приходится прибегать к огораживанию или оцепление территории проведения мероприятия, проводить досмотровые мероприятия участников с ограничением свободного входа без досмотра, не допускать на территорию проведения граждан, не имеющих отношение к мероприятию. Кроме этого на ограниченную территорию проведения массового мероприятия не допускаются лица, находящиеся в алкогольном опьянении и с крупными багажом. При проведении крупных массовых мероприятиях возможно полное или частичное перекрытие транспортного потока с возможными путями объезда. Также могут вводиться ограничения по торговле алкогольной продукций.

Массовые мероприятия возможно разделить на две категории запланированные и незапланированные. Запланированные массовые мероприятия проводятся в соответствием с законодательством Российской Федерации, где организаторы или инициативные группы обращаются в органы местного самоуправления с предоставлением информации о проводимом мероприятии, а именно: о месте проведения, цели и программы проведения, количества участников и другие необходимые сведения. По результатам согласования, информация о мероприятии доводится до сведения органов внутренних дел. К незапланированным массовым мероприятиям можно отнести несогласованные акции, которые проводятся спонтанно в любом месте без уведомления органов местного самоуправления. Несогласованные акции, как показывает практика, проводятся неформальными организациями и отдельными протестующими группами граждан, целью которых является привлечение к себе внимания людей, средств массовой информации, с использованием транспарантов провокационного содержания, звукового или шумового сопровождения с возможным перекрытием транспортного потока. Несогласованные массовые мероприятия нередко перетекают в массовые беспорядки и погромы, угрожающие безопасности

4 Голованев И.В. Особенности расчета сил ОВД при охране общественного порядка во время проведения массовых публичных мероприятий /Вопросы совершенствования деятельности МОБ: Сборник № 9 - ГУООП МВД РФ - М. 2002.

граждан, а в ряде случает государственной стабильности и безопасности.

Примером массового мероприятия, переросшего в массовые беспорядки можно привести: «Марш миллионов», проходивший 6 мая 2012 года на Болотной площади. Так, 6 мая 2012 года в г. Москве на Болотной площади было согласовано проведение массового мероприятия «Марш миллионов» с заявленным количеством участников до 5 тысяч человек (количество участников в несколько раз превысило заявленное).

Если рассматривать психологию и проработать данный вопрос можно отметить такое явление, как возможность формирования «группы», «толпы» и «массы». Известный ученый Э. Канетти связывает возникновение или формирование массы с повышением у людей чувствами солидарности и страха, «втягивающими в себя вся и всех».5 В связи с этим такие основы присуще толпе, в которую на основе переживаемых факторов входят люди. К таким факторам можно отнести эмоциональное состояние, которые может выражаться в повышенной агрессии, проявление жестокости, состояние озлобленности или наоборот радости.

Массы людей подвержены легкому внушению. Находясь в общей массе, люди могут быть раздражительными, импульсивными, изменчивыми, иметь повышенные эмоции и иметь одностороннюю цель. Такое состояние массы людей, как правило, в большей степени имеет свойство преувеличения оценки тех событий, которые происходят на самом деле. Находясь под воздействием постоянных эмоций, человек подвержен воздействию общей массе, т.к. это обусловлено общей сплоченностью и единством. Несмотря на наличие у человека разносторонних взглядов, во время нахождения в массе он будет придерживаться только одного мнения - мнения массы (толпы).

Для поддержания состояния массы людей необходимо наличие ее лидера или можно выразиться оратора, которой в любой момент может поднять ее настроение, эмоции и повести ее за собой. Управляя толпой оратор может одной фразой призвать ее к совершению противоправных действий, а при возникновении каких-либо препятствий на пути, у толпы сразу же может возникнуть повышенная агрессивность, ненависть, ярость.

В толпе человек понимает лишь «волевой язык коллективной воли» и подчиняется ее приказам, «следуя архаичным правилам... воли толпы».

Выражение коллективных настроений и эмоций приводит в большинстве случаев граждан к потере контроля над своими действиями и поступками, они склонны к потребности подчинения толпы. Примером, такой толпы можно привести различные празднования и гуляния людей, которые отмечают свои профессиональные праздники (день студента, день воздушно-десантных войск и др.), финалом которых является употребление алкогольных напитков и нарушение общественного порядка. Такого рода мероприятия сопровождаются органами внутренних дел с задействованием большого количества сил и средств.

Учитывая все перечисленные обстоятельства, одной из основных задач органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности является противодействие экстремизму и терроризму.

В результате вышеизложенное можно сделать вывод о том, что масштаб массовых мероприятий зависит от

5 Канетти Э. Масса // Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998. С. 317)

следующих факторов, как количество участников, место проведения, значимость, количество сил и средств задействованных в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности. Все эти факторы влияют на построение организации охраны общественного порядка и общественной безопасности силами органов внутренних дел.

Учитывая то, что в российском законодательстве отражено только узкое понятие «публичное мероприятие», которое включает в себя только определенные виды мероприятий, в законодательство целесообразно включить понятие «массового мероприятия», которое намного шире и включает в себя широкий спектр проводимых мероприятий в обществе (общественно-политические, религиозные, спортивно-массовые, культурные-массовые и др.).

Массовые мероприятия представляют собой высокоорганизованные действия массы людей, проводимые в общественных местах с целью выражения своего мнения по различным направлениям общественной жизни.

Кроме этого понятие «публичное мероприятие» стоит включить в структуру понятие «массовое мероприятие». Помимо этого, законодательно необходимо закрепить каждый вид массовых мероприятий. Наличие пробелов в законе влекут за собой появление новых видов массовых мероприятий, которые никак не регулируются, а порой и перерастают в несогласованные акции. В настоящее время ряд таких массовых мероприятий не имеют своего отражения в законодательстве (например: встреча депутата со своими избирателями).

В российском законодательстве отражаются только вопросы публичных мероприятий, их организация и проведения, а вопросы о порядке организации и проведении культурно-массовых, религиозных, спортивно-массовых и иных мероприятий в федеральных законах не отражены.

Список литературы

1. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 09.03.2016)

2. Голованев И.В. Особенности расчета сил ОВД при охране общественного порядка во время проведения массовых публичных мероприятий /Вопросы совершенствования деятельности МОБ: Сборник № 9 -ГУООП МВД РФ - М. 2002.

3. Коркин А. В. Методика расчета сил и средств органов внутренних дел, привлекаемых для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении культурно-массовых и публичных мероприятий. Екатеринбург.: УрЮИ МВД России, 2008.

5. Канетти Э. Масса // Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1998. С. 317)

6. Фармон В.П. Обеспечение правопорядка в ходе массовых мероприятий / Вестник МВД России. 2007. № 1.

Рецензия

на статью слушателя 3 факультета Академии управления МВД России, Мараева Т.И., К вопросу о разграничении понятий «массовое мероприятие и «публичное мероприятие»

Представленная на рецензию статья затрагивает весьма актуальную тему. На сегодняшний день массовые мероприятия проводятся все чаще и чаще, вследствие чего необходима их четкая правовая регламентация. Эта проблема несомненно требует детального рассмотрения со стороны как ученых-исследователей, так и практических работников органов внутренних дел.

Важно отметить, что статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих теоретический и практический интерес, написана простым и доступным языком, читать её интересно, хорошо структурирована, представляется очень своевременной, отмечает важную актуальную проблему.

Статья слушателя 3 факультета Академии управления МВД России, Мараева Т.И. «К вопросу о разграничении понятий «массовое мероприятие и «публичное мероприятие» имеет важное теоретическое значение и практический интерес, в связи с чем, может быть опубликована.

Доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции А.С. Ускова



Loading...Loading...