Приказы как органы власти на руси. Основные приказы и их функции

История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

Приказы

В XVII столетии вместо немногочисленной группы лиц к работе в государственных учреждениях России приступает особая специальная прослойка, получившая общее наименование приказных людей.

Приказные люди – специальная, в XVII в. сформировавшаяся в сословную группа служилых людей, основной обязанностью которых была работа в государственных учреждениях в центре и на местах.

Особенностью первой половины XVII в. также было широкое распространение временных приказов, хотя они оформлялись законодательным актом об их создании, определении функций, штата, бюджета и назначении главы. Отличались они от постоянно действующих функциональным и экстерриториальным характером, оперативностью работы.

Когда в 10–20-е гг. XVII в. восстанавливалась система государственного управления, разрушенная в Смутное время, начали функционировать примерно 20 центральных учреждений. Необходимость больших финансовых расходов на хозяйственные нужды привела к усилению фискальной деятельности приказов. Поэтому были воссозданы также и четвертные приказы, создан ряд новых постоянных и временных центральных учреждений по сбору налогов (приказ Большой казны).

Усиление значимости в Смутное время таких социальных групп, как дворянство и казачество, предопределил возрождение Поместного приказа, ведавшего массовой раздачей земель, и Казачьего приказа.

Новым для приказной системы было формирование Патриаршего упрощения в связи с возрастанием роли в управлении государством патриарха Филарета. С этого времени в стране установилось тройное деление приказной системы государственных учреждений (государственные, дворцовые, патриаршие приказы).

Ведомство каждого приказа создавалось вследствие исторической потребности в новом органе. Одни приказы ведали во всех отношениях какой-то территорией государства (Сибирский приказ, Костромская четь и т. д.), другие – управляли определенной категорией населения (Приказ холопий – холопами, Стрелецкий – стрелецким войском и т. д.); третьи заведовали определенным родом дел (Разбойный – уголовной юстицией, приказ Большой казны – финансами, Разрядный – военными делами, Посольский – дипломатическими сношениями и т. д.).

Наряду с крупными приказами существовали мелкие, вроде Аптекарского, ведавшего придворно-медицинской частью, Каменного, наблюдавшего за каменными постройками. Так же, как приказы, были устроены дворцовые учреждения, которые носили характер домашних хозяйственных контор царской семьи (мастерские палаты и др.).

Организация всех приказов была приблизительно одинакова. Они состояли из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из начальника приказа (часто члена Думы) и «товарищей». Они назывались судьями и были подчиненными по отношению к начальнику, поэтому, будучи по форме коллегиальным, приказное присутствие на деле таковым не являлось: дела решались не большинством присутствующих, а по усмотрению старшего. В мелких приказах также не было коллегиальности: делами ведал один начальник, без товарища. Канцелярия состояла из подьячих под начальством дьяков; численность и тех и других зависела от размеров приказной деятельности.

В XVII в. число приказов увеличилось с 44 в 1626 г. до 55 в 1698 г. Важнейшие приказы (Посольский, Разрядный) возглавляли думные дьяки. Допускалось совместительство, т. е. служба дьяков одновременно в двух приказах. Боярин Б. И. Морозов, например, был одновременно судьей в пяти приказах.

Во многих приказах штат не превышал 10 человек. В таких приказах, как приказ Большого прихода, Новгородской четверти, Разбойный, штат состоял из 22–27 человек. Особую группу представляли четыре крупнейших приказа: Поместный (73 человека), Большого дворца (73). Казанского дворца (46), Разрядный (45).

В 1637 г. в системе приказов появился новый территориальный приказ – Сибирский, выделившийся из Казанского для управления вновь присоединенными землями Сибири.

Приказы издавали разнообразные документы: жалованные грамоты, указы от имени царя, памятки, наказы-инструкции должностным лицам, доклады и пыточные грамоты. Систематизировались грамоты путем издания сводных документов – уставных грамот.

Во второй половине XVII в. в жизни России происходят существенные изменения: окончательно оформляется крепостное право, в то же время формируется всероссийский рынок, углубляется социальное расслоение деревни, происходят городские восстания, вспышки национального движения в Поволжье, мощная крестьянская война под предводительством Степана Разина. Одновременно удается вернуть основную часть утраченных в начале века земель. Продолжает осваиваться Сибирь, оборонительная линия продвигается на юг, юго-восток, юго-запад, осваиваются новые плодородные земли, создаются новые города.

Все эти процессы не могли не сказаться на государственных органах.

После принятия Соборного уложения 1649 г., удовлетворившего основные требования дворянства и верхушки посада, их политическая активность ослабела. Дворянство было больше всего заинтересовано в подавлении сопротивления закрепощенных крестьян. Поскольку старый государственный аппарат плохо справлялся с этими задачами, потребовалось изменить формы правления путем усиления абсолютистских начал и перестройки армии.

Особенностью абсолютизма в XVII в. являлось отсутствие постоянной армии и регулярной финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, собиравшегося для каждой военной кампании, и стрелецких полков, в мирное время занимавшихся промыслами и торговлей. Финансовая система не была единой, сбор налогов находился в ведении разных приказов, так же как и их распределение. Не было единой налоговой системы. Налоги и повинности были как постоянными, так и временными, вводимыми правительством в связи с конкретными событиями, например с войнами.

Смутное время начала XVII в. сильно отразилось на армии. Общая численность ратников резко уменьшилась, и ее удалось восстановить только к началу 30-х гг. С 1630 г. в России началось создание полков нового строя – солдатских, рейтарских, драгунских. Через 20 лет в эти полки стали проводить наборы из крестьян и посадских людей. Постепенно росла численность солдат и стрельцов, в то время как роль поместной конницы снижалась. Если в 1651 г. дворян и детей боярских было 37,5 тыс. человек, то в 1680 г. – 15,8 тыс. На службу в русскую армию начали поступать иностранцы. Стало единообразным вооружение полков: мушкеты и карабины вместо тяжелых пищалей, ручные гранаты, полковая артиллерия, нарезное многоствольное оружие, пушечные гранаты.

Изменения в XVII в. коснулись всех государственных учреждений. Наблюдается бюрократизация верховного управления. Уменьшается значение Боярской думы: в конце века она превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей. Об изменении характера Думы говорит увеличение ее неродовитой части – думных дьяков (от 2–3 до 11–12 человек).

Происходят существенные изменения в приказах как центральных учреждениях. Возникли новые территориальные приказы для управления освобожденными новыми землями (Литовский и Малороссийский), а также два приказа, связанных с новыми явлениями в управлении: Монастырский и Рейтарский, созданный для организации управления войсками нового строя, постепенно сменявшими дворянское ополчение.

Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел, возглавлявшийся самим царем. Он был создан в 1654 г. и просуществовал до 1675 г. Приказ являлся учреждением нового типа, он осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, но прежде всего был личной канцелярией царя.

Для этого времени характерно развитие дворцовых учреждений, их количество возросло с 14 до 19, а в 1664 г. выделился специальный Судный дворцовый приказ. В конце 50-х гг. создан Счетный приказ, контролировавший финансовую деятельность приказов. В 80-е гг. провели реформу по укрупнению приказов, что обусловило сокращение их числа до 37–38.

В 1682 г. отменено местничество, т. е. принцип занятия должности в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков. «Разрядные книги», где фиксировались родословные и назначение на должности, сожгли. С этого времени утвердился принцип служебного соответствия.

Так как местные учреждения не справлялись с поиском беглых крестьян, организовывались комиссии или приказы сыскных дел. Только за 1658–1663 гг. из Поместного приказа было отправлено на места 25 комиссий. С 60-х гг. XVII в. создание комиссий приняло массовый характер.

Вторая характерная черта развития приказов этого периода – резкое возрастание количества занятых в них людей. Если число приказных людей в России составляло в 40-е гг. XVII в. 1611 человек, то в 90-е гг. оно увеличилось почти в три раза и достигло 4567 человек. Из них большая часть была занята в московских приказах, а 1918 человек – в местных государственных учреждениях.

В связи с ростом численности бюрократического аппарата оплата труда чиновников становилась существенной статьей государственных расходов. Правительство предпринимало попытки уменьшить их оклады и приостановить рост их численности. Тенденция к увеличению штатов обусловила потребность в подготовке кадров, годных для приказных работ. Такая подготовка была организована при Поместном приказе.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Приказы Непосредственно управление страной с конца XV в. осуществляли дьяки (с греч. – служитель церкви). С середины XVI в. «избы-канцелярии» были преобразованы в постоянно действующие государственные учреждения – приказы. Самым старым приказом, впервые упоминаемым в

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Приказы В XVII столетии вместо немногочисленной группы лиц к работе в государственных учреждениях России приступает особая специальная прослойка, получившая общее наименование приказных людей.Приказные люди – специальная, в XVII в. сформировавшаяся в сословную группа

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора

Боярская дума и приказы С падения царевны Софьи чуть не целых двадцать лет, до губернской реформы 1708 г., в самые тяжелые годы, когда заваривались наиболее крутые меры - военные, промышленные, финансовые, ни в центральном, ни в областном управлении не видим коренных

автора Ключевский Василий Осипович

Приказы Удельное управление по отношению, какое существовало в нем между центром и областью, не подходит ни под один из основных административных порядков: это не была ни централизация, ни местное самоуправление. Деятельность местных земских властей остается

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Приказы счетных и тайных дел Контроль финансовый был поручен приказу Счетных дел: он считал государственные доходы и расходы по книгам всех других центральных приказов и областных учреждений и стягивал к себе остатки от текущих расходов, где таковые оказывались,

автора Боханов Александр Николаевич

Из книги Почему Гитлер проиграл войну? Немецкий взгляд автора Петровский (ред.) И.

РАСИСТСКИЕ ПРИКАЗЫ ВЕРМАХТА Антисемитские взгляды в вермахте были, по-видимому, распространены столь же широко, как и в германском населении в целом. Они проистекали не только из нацистской пропаганды, но и из более старых традиций. Характерное освещение такого

Из книги Оскал смерти. 1941 год на Восточном фронте автора Хаапе Генрих

Приказы о расстрелах По моим субъективным ощущениям, через несколько считаных минут мы уже продолжали наше размеренное походное движение по направлению к реке Мемель, двигаясь по широкой песчаной дороге. Полуторачасовой сон оказался, скорее, во вред, чем на пользу. Не

Из книги Немецкая оккупация Северной Европы. Боевые операции Третьего рейха. 1940-1945 автора Зимке Эрл

Оперативные приказы по армии «Норвегия» В марте армия «Норвегия» приостановила планирование операции, дожидаясь уточнения своей задачи. Началась концентрация 2–й горнострелковой дивизии в районе Киркенеса для участия в операции «Реннтер»; передовые части группы СС

Из книги Пилоты Его Величества автора Грибанов Станислав Викентьевич

Высочайшие приказы ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в 16-й день декабря 1914 года, всемилостивейше соизволил пожаловать за отличия в делах против неприятеля.Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени: 4-го Туркестанского стрелкового полка поручику Андрею Олейнику за

Из книги Студзянки автора Пшимановский Януш

Приказы На командном пункте собрались четыре капитана - Кулик, Гжегож Вашкевич (заместитель командира по технической части), начальник штаба Эдвард Вонсовский и даже начальник отдела вооружения из штаба бригады Чеслав Наперальский, прославившийся тем, что, еще сражаясь

Из книги Последний бой Василия Сталина автора Алексашин Максим

Приказы о маскировке перед войной ПРИКАЗ О МАСКИРОВКЕ АЭРОДРОМОВ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ№ 0367 27 декабря 1940 г.Приказом НКО 1939 г. № 0145 требовалась обязательная маскировка всех вновь строящихся оперативных аэродромов. Главное управление ВВС Красной

Из книги Войска НКВД на фронте и в тылу автора Стариков Николай Николаевич

Приложение 11. Приказы Сталина Середина лета 1942 года. Идет война народная. Ее горячее дыхание ощущается во всех делах советских людей, в их горестях, слезах, в труде. Катастрофическое поражение Красной Армии на южном крыле советско-германского фронта. Решается вопрос

Из книги Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика автора Клостерман Пьер

Часть третья Приказы ВВС Великобритании

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 3. Приказы В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни

Из книги Нестор Махно, анархист и вождь в воспоминаниях и документах автора Андреев Александр Радьевич

Приказы и телеграммы Махно Приводимые нами приказы и телеграммы Махно относятся к последним дням совместного сотрудничества Батьки с советским командованием. Первые два документа, нами публикуемые, являются ответом на телеграмму т. Каменева, тогдашнего Чрезвычайного

I Коротко о главном

В этот период окончательно сформировались приказы: как система центрального отраслевого управления. Дворянско-чиновничья бюрократия начинает играть важную роль в управлении государством, прежде всего приказы.

1. Приказы, ведавшие специальными отраслями управления:

Посольский, Ямской, Каменский, Разрядный, Книгопечатного дела, Разбойный, Витскарский, Печатный, Монастырский, Золотого и серебряного дела, Сыскной, Челобитный, Большого приказа.

2. К военным приказам следует отнести: Стрелецкий, Казачий, Оружейный, Пушкарский, Бронный, Иноземный.

3. Судебно-административные функции осуществляли приказы: Поместный, Земский, Холопьего суда.

4. Приказы, ведавшие определенными территориями: Московский, Владимирский, Дмитровский, Сибирский, Нижнеградская четь, Устюжская четь, Костромская четь, Галицкая четь, Владимирская четь, Смоленский, Рязанский, Казанского дворца, Малороссийский и др.

5. Дворцовыми делами и финансами ведали приказы: Новая четверть, Большого дворца, Большой казны, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Большого прихода.

Приказы в своих руках сосредоточили вопросы управления по отраслям и судебным функциям. Как и раньше приказы дублировали друг друга как в работе по своим отраслям, так и в вопросах территориального управления, что вводило некоторую путаницу в системе управления и суде.

II Подробно

Приказная система управления. Переход к ней (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период ее становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляла дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия). Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать в походах со своими полками и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились "служилые люди по отечеству" (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и "служилые люди по прибору" (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ , который регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества (по родовитости, знатности).

Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ , который следил за тем, чтобы они получали поместные земли за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими войсками ведал Казачий приказ.

Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы . В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины).

В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ , который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц.

Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре.

При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию - взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ .

Система судебных приказов возникает в конце XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ .

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ , который ведал внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. Отсутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должны были принимать участие ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики должен решить лично он. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа.

Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ , который выполнял одновременно множество других функций. В связи с распространением кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанностьХолопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах.

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались - по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, создание полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа , а воссоединение Украины с Россией сопровождалось созданиемМалороссийского приказа , возвращение смоленских земель -Смоленского приказа и т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества. В государственном аппарате росло влияние "беспородных людей". Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше-2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и "сидеть негде, стоя пишут". Рост числа приказных служителей - свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

Органами центрального управления в Московском государстве были приказы. Московские приказы развились из тех первоначально единоличных и временных правительственных поручений, которые московский великий князь давал своим боярам и вольным слугам, “приказывая” им ведать какую-либо отрасль дворцового хозяйства и управления.. Вообще приказ есть частное поручение, а не орган. Но в 16-17 веках эти “единоличные поручения” превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название изб или приказов. Вместе с приказом ведать дело они получили определенные полномочия и компетенцию. Приказы превратились в органы Верховной власти. Они существовали благодаря власти царя и были от нее неотделимы.

Причина появления приказов - централизация. Это были учреждения московского порядка со строгой вертикальной структурой.

Особенностью приказов была их публичность. При присоединении удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий - наместник великого князя московского. (Удельный же князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьей.) Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, позже составивших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы.

История создания.

На рубеже двух веков - 15-16 - складываются только основы приказной системы. При Иване 3 и Василии 3 уже действуют некоторые территориальные приказы - чети или четверти, и некоторые отраслевые приказы - казенный, Разряд. Время Ивана Грозного - время расцвета приказного строя московского государства. Этому способствовали реформы внутреннего управления, проводившееся царем.

Приказ вмещал в себя судейские и административные функции. Они были судами для лиц в подведомственным им отраслях управления. Стрельцы судились в Стрелецком приказе, иностранные специалисты в Иноземном приказе и т.д. Приказы, будучи административными органами, рассматривали дела порученные их надзору самостоятельно. В случае невозможности разрешить дело, оно представлялось рассмотрению Боярской Думы.

Состав приказа.

Приказ возглавлялся судьей, как правило, членом Думы. Иногда судей было несколько, но не больше трех, если дела были многочисленны. За судьями шли приказные дьяки, подьячие, обслуживающий персонал, в основном сторожа. Структурно приказы разделялись на стволы и повытья. В каждом приказе или судных избах были два сторожа. Они открывали двери тем, кто давал деньги, а кому нечего было дать, перед тем закрывали. Во всех приказах все дела записывались в книги. Во всех приказах были подьячие - помощники дьяков. Их количество колебалось от 20 до 50 в зависимости от приказа. Подьячие переписывали грамоты набело. Дьяк брал грамоту и ее подписывал. Производилась довольно сложная процедура склеивания грамоты, на склейках писалось так, что никто не мог подделать грамоту. Иными словами грамота была защищена от подделки.

Время от времени приказы подвергались ревизии по указу государя. Порядок работы приказов упорядочивался. Со временем были заведены особые книги для регистрации состоявшихся решений за рукою дьяков. Верховная власть часто предпринимала меры к тому, чтобы заставить приказы следить за исполнением своих указов.

Серьезной проблемой приказов было разграничение их компетенции. Одно и тоже дело могли ведать несколько приказов. В результате в Московском царстве было необычайное множество коллизий.

Классификация приказов.

группа приказов - финансово-казенная. Это прежде всего приказ Большого Дворца (первое упоминание - 1547). Первейшей его функцией было не финансы, а суд. Кроме того, приказ ведал гербовым сбором и рядом других налогов. Затем следует упомянуть Казенный приказ или приказ Большия Казны (1578)

В ведомстве этого приказа был Монетный двор. Этот приказ заведовал государственным золотом и иным запасом, как сказали бы сейчас. Приказ Большого Прихода, Счетный приказ, Поместный, Золотого и Серебряного дела, Хлебный, Холопий, Новая Четверть и прочие приказы. Практически каждый приказ ведал своей статьей доходов, поэтому все они могли войти в состав финансово-казенного управления..

2. группа приказов - судебно-административные приказы: Разбойный, Московский, Владимирский, Земский приказы. Ведению Разбойного (1539) подлежали тяжкие уголовные преступления. Ведомству Разбойного приказа подлежали губные старосты и тюрьмы. Приказ сочетал в себе и чисто полицейские функции. Московский и Владимирский приказы - исключительно сословные учреждения. В Московском приказе судилась элита, “Московских чинов люди”, во Владимирском - все остальные. Челобитный (1571) приказ также являлся судным приказом. Челобитный приказ - необходимая инстанция перед верховной апелляционной инстанцией, которой была Дума. Нередко челобитья из него разбирал сам царь. Челобитный приказ, кроме того, являлся высшим административным судом России.

Приказ - высшая отраслевая судная инстанция, до него, как правило, тяжущийся должен был пройти суд в низших инстанциях.

3. группа приказов - полицейские приказы. Полиция - забота государства по благоустройству жизни подданных. Ямской приказ (1516), приказ Житны, Аптекарский и ряд других.

4. группа приказов - приказы по военному делу. Разрядный приказ (1535) - аналог Генштаба. Стрелецкий приказ. Рейтарский, Иноземный ведали полками нового строя. Пушкарский и Оружейный (1511) ведали закупкой и производством оружия и снаряжения. Бронный (1573) приказ ведал изготовлением конской сбруи, доспехов, луков и стрел. Казачий приказ

4. группа приказов- приказы иностранных дел: Посольский (1567). В его ведении состояли иностранцы. Приказ выкупал пленных, осуществлял общее управление связями Москвы с Константинопольским патриархом. Он ведал некоторыми городами: Касимовым и Романовым, уездом Великой Пермью. Печатный приказ, в котором хранилась государственная печать прикладывавшаяся к государственным актам, посылавшимся за границу. Полоняничный приказ стоял в подчинении посольского приказа. Существовал с 1663 по 1678. Панский приказ (Неволин).

группа приказов - областные приказы. Это чети и четверти. Они появились в результате проведения централизации. С централизацией государства уделы начали дробить, сначала на уезды, потом волости, станы, вплоть до отдельных общин и деревень. Наследники получают уже не уделы, а части бывших территорий уделов. Из остатков этих уделов составляются особые территориально-податные единицы - чети и трети. Чети именуются по именам дьяков, позже (с упразднением наместничеств) появляются территориальные чети. Например: Костромская, Устюжская, Новгородская и др. чети. Наряду с четями существовали дворцы: Казанский дворец, Мещерский и т.д. Их отличие от четей - инкорпорирование области силою оружия или общим согласием, как например Малороссийский приказ.

группа приказов - приказы государственно-церковного управления. Патриарший разряд, приказ церковных дел, патриарший двор. Монастырский приказ, ведавший судом над церковными властями.

последняя группа приказов выделена в отдельную группу. Это были приказы, созданные по случаю решения какой-то одной проблемы. Например: Панихидный приказ, который ведал отправлением панихид по умершим царям. Можно также выделить приказ Немецких кормов, приказ Государя Тайных дел. Монастырский приказ (1649) ведал управлением церковным земель. Было очевидно, что государство намеревается постепенно секуляризовать церковные земли. Монастырский приказ - первый шаг в этом направлении. Приказ Государя Тайных дел (1658) занимался слежкой за высшими должностными лицами государства. Он также ведал многочисленными царскими делами. Он был лично подчинен царю. Во многом его можно считать органом эпохи абсолютизма. В приказе Тайных дел служили дьяки “в государеве имени”. Они имели право подписывать за царя указы. Но это не означало, что они издавали законы. Просто они оформляли таким образом частную волю царя. Это были, как правило, устные распоряжения, которые дьяк облекал в письменную форму.

Приказы можно классифицировать на постоянные (Псольский, Большия Казны, Разряд) и временные (Доимочный, Тайных дел, упраздненный после смерти Алексея Михайловича, Даточный)

Список литературы

Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов -на-Дону, 1995.

Лекции Исаева М.А.

Исаев И.А. История государства и права. Москва, 1994.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/


Судебный приговор или на любое действие приказных, на обидчиков вообще. Это неограниченное право челобитья настолько важно, что его нельзя обойти молчанием, изучая приказный строй. Московские цари долго не делают попыток ограничить его, даже тогда, когда с ростом государства оно стало для них явно очень обременительным. Впервые в Уложенье 1649 г. было постановлено: «не бив челом в приказе, ни о...

Польше Смоленщину и теряла выход к Балтийскому морю. Итак, «смутное время» было потрясением всей политической, социальной и экономической жизни страны. Оно явилось испытанием Московского государства на жизнестойкость. Постепенно Россия начала выходить из социальной катастрофы, восстанавливать государственность, разрушенную в период «Смуты». В условиях разрухи и тяжелого финансового положения...

Злая в них». Тогда создалось народное сказание о Шемякином суде, суд стал страшен, разорителен, потому что в основу его легло не восстановление попранной злой волей правды, а выгоды судьи. Московское государство возникло из удельного княжества, создавалось постепенно, по мере того, как Москва вбирала в свои пределы и под высокую руку московского государя удельные княжества. Этот рост Москвы был, ...

И сокольничия. На место казначея удельной эпохи, принимавшего и хранившего княжеские доходы впредь до распоряжения князя, с образованием Московского государства, с увеличением поступлений и расходов и отчетности по ним, возник целый ряд приказов, а именно: приказ Большой казны, который под управлением боярина казначея собирал и хранил преимущественно прямые налоги и ведал судом и управой гостей и...

Приказ в Москве.

Картина Янова А.С.1880-е годы.

Серпуховской художественно-исторический музей.

Органы власти на Руси за столетия претерпели большие изменения. Сначала это была дружина князя, затем появилась Боярская дума Следующими возникли приказы . Что входило в ведение приказов, какие были приказы, кто их ввёл на Руси? Ответим на эти вопросы.

Приказы

Приказы - это органы государственной власти на Руси. Учреждена была приказная система власти Иваном Грозным по реформе центрального управления в 155о году. Однако появились приказы значительно раньше.

Из истории названия

Откуда пошло такое название? Объяснение очень простое: царь « приказывал» боярину ведать той или иной сферой общества или отдельной областью страны. Отсюда и появилось название - приказы.

Из истории возникновения приказов

    Первые приказы появились при Иване 3, было это примерно в 1512году. Тогда были следующие приказы: разрядный. Казённый, конюшенный, постельный, холопий, житный и приказ Большого двора(заведовал землями самого князя Московского).Отдельные приказы заведовали делами в присоединённых территориях, а также в самом государстве.

    Василий 3- отец Ивана Грозного - ввёл новые должности, поэтому были созданы и специальные приказы для них. Это: ловчий, оружничий, кравчий. Это произошло в 1509, 1511 и 1514 годах соответственно.

    Наконец, при Иване Грозном в Судебнике, принятом в 1550 году приказная система сформировалась окончательно. Все последующие цари добавляли новые приказы, объединяли несколько или упраздняли некоторые совсем.

    Приказы заменены коллегиями были Петром Первым в, однако некоторые приказы остались и просуществовали довольно долго. Например, в 1730 был восстановлен Сибирский приказ (до 1755). Полностью приказы исчезли в правление Екатерины II в 1775 году, но и то некоторые учреждения продолжали называться приказами (например, Приказ общественного призрения), правда, круг полномочий у них был иным.

Таким образом, приказы довольно долго существовали в России.

Другие названия приказов:

палаты, избы, дворцы, избы, дворы, трети, четверти.

Данные названия, хотя и синонимы, однако имеют некоторые различия.

Избы - органы власти, имеющие меньше полномочий, чем приказы.

Дворы и дворцы ведали только хозяйственными делами.

Интересна история названий « треть» и « четверть». При Иване III государство делилось на три части. Значит, трети - органы власти, ведавшие делами в каждой из этих трёх частей. То же произошло и со слово « четверть». Только это было при Иване IV- страну поделили на 4 части.

Приказы в России

Приказ

Какими делами ведал

Челобитный

1571- 1685 гг. Челобитная - это прошение индивидуальное или коллективное, обращённое к царю(« челом били», то есть низко кланялись, чело- лоб).

Посольский

1549-1720. ведало отношениями с другими странами, хотя имело и ряд других полномочий.

Поместный

Ведало всем землевладением в государстве. Упразднён в 1719г.

Стрелецкий

Создан в период реформ в 1555-1556 голах, ведал стрелецким войском и городовыми казаками.

Пушкарский

Имел военно- административные и судебные функции, связанные с делами в войсках.

Бронный

Обязанности - изготовление вооружения для войска: шлемы. сабли, луки, самострелы и др.

Разбойный

С 1571 года до 1701. ведал разбойными делами, грабежами, убийствами, тюрьмами.

Печатный

Удостоверял подлинность грамот, указов. Любых письменных актов путём приложения к государственной печати, занимался сбором Печатных пошлин. Просуществовал до 1763 г.

Холопий

В 1681 году объединён с Судным приказом.

Сокольничий

С 1550г. Ведал придворной соколиной охотой. При Алексее Михайловиче этим стал заниматься приказ тайных дел.

Земские приказы

Ведал управлением Москвой и некоторыми другим и городами, наведением в них порядка.

Галицкая четверть

Ведала финансами и судом на данной территории. С 1606-1667, затем вошла в Посольский приказ.

Устюжская четверть

Ведала финансами и судом на данной территории.

Новая четверть

С 1597. Ведала финансами и судом на данной территории.

Казанский приказ

50-60-е годы 16 века. Управлял делами на юго-востоке страны. Ликвидирован в 1708 г. в связи с образованием Казанской губернии.

Сибирский приказ

Ведал делами присоединённой Сибири, создан Фёдором Иоанновичем. С 1637 по 1773 г.

Патриарший казённый приказ

В 1589 году при Фёдоре Иоанновиче было установлено на Руси патриаршество. В связи с эти и появился приказ, ведавший делами церкви.

Приказ каменных дел.

Учреждён при Борисе Годунов. Ведал он строительством в городах.

Дворцовый

При Михаиле Фёдоровиче,

Судный

При Михаиле Фёдоровиче, судебный орган с 1593 года.

Аптекарский

При Михаиле Фёдоровиче, в ведомстве находились аптекари, доктора, лекари, лекарства. До 1716 года(медицинская коллегия0.

Приказ тайных дел

При Алексее Михайловиче, в 1563 году, закрыт при Фёдоре Алексеевиче. Ведал следственными делами по особа важным государственным делам.

Хлебный

С 1663-1679, ведал царскими пашнями, соединён с приказом Большого дворца.

Панихидный

Цель приказа- повиновение лиц царской фамилии. С 1663-1686гг.

Рейтарский

Орган военного управления, ведал рейтарами, то есть конными войсками, часто наёмными, сборами, выдачей жалования. С 1649 по 1701. Далее – Приказ Военных дел, с 1711- Главная военная канцелярия.

Приказ строения богаделен

Закрыт в 1680, при Фёдоре Алексеевиче.

Монастырский

С 1649 года, ведал судебными делами духовенства. Упразднён в 1725 году, стал Камер-конторой святейшего Синода.

Таков далеко не полный перечень приказов, существовавших в России.

Состав приказов

    Во главе приказа стоял окольничий , назначаемый царём из бояр.

    Одна часть служащих занималась принятием решений - судьи.

    Другие занимались письменной частью это дьяки и подьячие , о есть дьяк- это начальник канцелярии приказа, подьячий- его помощник, заместитель.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Прика́зы, органы центрального и местного управления в России середины 16 - середины 18 веков, а также названия стрелецких полков в 16-17 веках. Термин произошел от слова «приказ» в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин вошел в обращение с середины 16 века. Зарождение приказной системы происходило в конце 15 - начале 16 веков. Система постоянных приказов сложилась в ходе преобразований середины 16 века. В это время начали функционировать приказы: Большого дворца (1534), Большого прихода (1554), Земский (1564), Казанский (1560-е годы), Казенный (1512), Костромской четверти (1560-е годы), Ловчий (1509), Новгородской четверти (1560-е годы), Оружейной палаты (первая половина 16 века), Печатный (1553), Полоняничный (середина 16 века), Посольский (1549), Разрядный (первая половина 16 века), Сокольничий (1550), Стрелецкий (1571), Устюжской четверти (1560-е годы), Холопий (середина 16 века), Челобитный (середина 16 века), Ямской (1550).

Военные реформы привели к созданию Разрядного приказа, ведавшего личным составом и службой поместного войска, и Поместного приказа, которому было поручено обеспечение служивших помещиков землей. Стрелецкий приказ ведал стрелецким войском. Перестройка системы «ямской гоньбы» (службы связи) привела к возникновению Ямского приказа. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного приказа. Расширение международных связей способствовало становлению самостоятельного Посольского приказа. Следствием разобщенности отдельных земель, вошедших в состав единого Русского государства, стало создание наряду с общегосударственным финансовым Приказом Большого прихода территориальных судебно-административно-финансовых четвертей (Чети), а также специальных судебных региональных приказов. Расширение границ на юго-восток обусловило появление Приказа Казанского дворца.

Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказы были постоянно действующими учреждениями, в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций; для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.

Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов (Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.

С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег. Временный характер носили многочисленные сыскные приказы. К середине 17 века насчитывалось около восьмидесяти приказов.

В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были предприняты попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы Большого прихода и Новой четверти. Приказу Большой казны были переданы финансовые функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий. Лишь немногие из приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года.



Loading...Loading...