Статус резолюции генеральной ассамблеи оон. Резолюция ООН (Резолюция Совета Безопасности ООН) - это

377 (V). ЕДИНСТВО В ПОЛЬЗУ МИРА
(3 ноября 1950 года)
A
Генеральная Ассамблея,
признавая, что первыми двумя установленными целями Организации Объединенных Наций является:
"поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира",
"развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира";
подтверждая, что основной долг каждого государства - члена Организации Объединенных Наций, вовлеченного в международный спор, состоит в том, чтобы стремиться уладить такого рода спор мирными средствами, придерживаясь процедуры, изложенной в главе VI Устава, а также напоминая о достигнутых в прошлом Организацией успешных результатах в целом ряде подобных случаев,
усматривая наличие напряженности международных отношений, достигающей опасных размеров,
напоминая свою Резолюцию 290 (IV), озаглавленную "Необходимые условия мира", согласно которой пренебрежение принципами, изложенными в Уставе Организации Объединенных Наций, является главной причиной продолжающейся напряженности международных отношений, и желая сделать дальнейшие шаги по осуществлению целей этой Резолюции,
подтверждая важность выполнения Советом Безопасности его главной функции, заключающейся в поддержании международного мира и безопасности, и обязанность постоянных членов стремиться к единогласию и проявлять осмотрительность при осуществлении права вето,
подтверждая, что инициатива переговоров о заключении предусмотренных в статье 43 Устава соглашений о вооруженных силах принадлежит Совету Безопасности, и желая создать условия, необходимые для того, чтобы впредь до заключения таких соглашений Организация Объединенных Наций имела в своем распоряжении средства для поддержания международного мира и безопасности,
отдавая себе отчет в том, что невыполнение Советом Безопасности его обязанностей от имени всех государств - членов Организации - в частности, обязанностей, упомянутых в двух предшествующих пунктах - не освобождает членов Организации от их обязательств и не освобождает Организацию Объединенных Наций от возложенной на нее Уставом ответственности за поддержание международного мира и безопасности,
признавая, в частности, что невыполнение Советом Безопасности его обязанностей не лишает Генеральную Ассамблею ее прав и не освобождает ее от возложенных на нее Уставом обязанностей, касающихся поддержания международного мира и безопасности,
признавая, что для выполнения Генеральной Ассамблеей ее обязанностей в этом отношении требуются возможность вести наблюдение в целях установления фактов и обнаружения агрессоров; наличие вооруженных сил, которые могли бы быть использованы коллективно; а также возможность представления Генеральной Ассамблеей своевременных рекомендаций членам Организации Объединенных Наций относительно коллективных действий, которые для своей эффективности должны быть быстрыми,
A
1. постановляет, что если Совет Безопасности, в результате разногласия постоянных членов, оказывается не в состоянии выполнить свою главную обязанность по поддержанию международного мира и безопасности во всех случаях, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, Генеральная Ассамблея немедленно рассматривает этот вопрос с целью сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер, включая - в случае нарушения мира или акта агрессии - применение, когда это необходимо, вооруженных сил для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. В период между сессиями Генеральная Ассамблея может собраться на чрезвычайную специальную сессию, созываемую в течение двадцати четырех часов со времени поступления требования о таком созыве. Такая чрезвычайная специальная сессия созывается по требованию Совета Безопасности, поддержанному голосами любых семи членов Совета, или по требованию большинства членов Организации Объединенных Наций;
2. утверждает с этой целью поправки к своим Правилам процедуры, изложенные в Приложении к настоящей Резолюции;
B
3. учреждает Комиссию по наблюдению за поддержанием мира, которая в течение 1951 и 1952 календарных годов будет состоять из четырнадцати членов - а именно: Израиля, Индии, Ирака, Китая, Колумбии, Новой Зеландии, Пакистана, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Уругвая, Франции, Чехословакии и Швеции - и сможет наблюдать за положением в любом районе, где возникает напряженность международных отношений, продолжение которой может поставить под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и представлять об этом доклады. По приглашению или с согласия государства, в пределы которого Комиссия направляется, Генеральная Ассамблея, или в периоды между ее сессиями Межсессионный комитет, могут пользоваться этой Комиссией, если Совет Безопасности не выполняет возложенных на него Уставом функций в данном вопросе. Решения об использовании Комиссии выносятся большинством двух третей присутствующих и участвующих в голосовании членов. Совет Безопасности может также пользоваться Комиссией в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Уставом;
4. Комиссия уполномочивается назначать по своему усмотрению подкомиссии и пользоваться наблюдателями в целях облегчения исполнения его своих обязанностей;
5. рекомендует всем правительствам и властям сотрудничать с Комиссией и помогать ей в исполнении ею своих обязанностей;
6. предлагает Генеральному секретарю предоставить необходимый персонал и средства, используя для этого, по указанию Комиссии, группу наблюдателей Организации Объединенных Наций, предусмотренную в Резолюции Генеральной Ассамблеи 297 B (IV).
C
7. предлагает каждому члену Организации Объединенных Наций произвести учет его ресурсов с целью определить характер и объем той помощи, которую он в состоянии оказать для поддержки любых рекомендаций Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи, направленных на восстановление международного мира и безопасности;
8. рекомендует членам Организации, чтобы каждый из них содержал в составе своих национальных вооруженных сил части, подготовленные, организованные и снаряженные таким образом, чтобы они могли быть быстро использованы в соответствии с порядком, предусматриваемым в их основных законах, в качестве боевой единицы или единиц Организации Объединенных Наций по рекомендации Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи, с сохранением возможности использования таких частей для осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статей 51 Устава;
9. предлагает членам Организации Объединенных Наций сообщить возможно скорее Комитету коллективных мероприятий, предусмотренному в пункте 11, о мерах, принятых ими в целях проведения в жизнь постановлений предшествующего пункта;
10. предлагает Генеральному секретарю назначить, с одобрения Комитета, предусмотренного в пункте 11, группу военных экспертов, которых можно было бы использовать в случае просьбы об этом со стороны членов Организации, желающих получить технические указания относительно организации, подготовки и вооружения упомянутых в пункте 8 частей для их быстрого использования в качестве боевых единиц Организации Объединенных Наций;
D
11. учреждает Комитет коллективных мероприятий, состоящий из четырнадцати членов - а именно: Австралии, Бельгии, Бирмы, Бразилии, Венесуэлы, Египта, Канады, Мексики, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Турции, Филиппин, Франции и Югославии - и поручает этому Комитету, в консультации с Генеральным секретарем и с членами Организации по усмотрению Комитета, изучить, для представления доклада Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее не позднее 1 сентября 1951 г., методы, включая методы, упоминаемые в разделе C настоящей Резолюции, которые могут быть использованы для поддержания и укрепления международного мира и безопасности в соответствии с целями и принципами Устава, учитывая коллективную самооборону и региональные соглашения (статьи 51 и 52 Устава);
12. рекомендует всем государствам - членам Организации сотрудничать с Комитетом и содействовать ему в исполнении им своих обязанностей;
13. предлагает Генеральному секретарю назначить необходимый персонал и предоставить обслуживание, необходимые для эффективного выполнения целей, изложенных в разделах C и D настоящей Резолюции.
E
14. Генеральная Ассамблея, принимая изложенные выше предложения, вполне отдает себе отчет в том, что прочный мир не может быть обеспечен одними лишь соглашениями о коллективной безопасности, направленными против нарушений международного мира и актов агрессии, но что подлинный и прочный мир зависит также от соблюдения всех принципов и целей, установленных в Уставе Организации Объединенных Наций, а также от выполнения резолюций, вынесенных Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и другими главными органами Организации и направленных к поддержанию международного мира и безопасности, и в особенности, от соблюдения прав человека и основных свобод для всех и уважения к ним, а также от установления и поддержания условий, необходимых для обеспечения экономического и социального благополучия во всех странах;
15. настоятельно предлагает всем государствам - членам Организации Объединенных Наций полностью подчиняться совместным действиям, принимать в них более активное участие в сотрудничестве с Организацией, развивать и стимулировать всеобщее соблюдение прав человека и основных свобод и уважение к ним, а также усилить самостоятельные и коллективные меры в целях обеспечения условий, необходимых для экономической устойчивости и социального прогресса, в частности, путем развития малоразвитых стран и районов.

Приложение
Правила процедуры Генеральной Ассамблеи изменяются следующим образом:
1. Существующий текст правила 8 становится пунктом "a" этого правила, в которое включается новый пункт "b", гласящий:
"Чрезвычайные специальные сессии в соответствии с Резолюцией 377 A (V) созываются в течение двадцати четырех часов по получении Генеральным секретарем требования о созыве такой сессии, поступившего от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых семи членов Совета, требования большинства членов Организации Объединенных Наций, выраженного путем голосования в Межсессионном комитете или иным образом, или требования, в которому присоединилось большинство членов Организации, как это предусмотрено в правиле 9".
2. Существующий текст правила 9 становится пунктом "a" этого правила, в которое включается новый пункт "b", гласящий:
"Это правило применяется также к требованию любого члена Организации о созыве чрезвычайной специальной сессии в соответствии с Резолюцией 377 A (V). В этом случае Генеральный секретарь сносится с другими членами Организации самыми быстрыми способами сообщения, которые имеются в его распоряжении".
3. В правило 10 включается в конце следующее положение:
"В случае созыва чрезвычайной специальной сессии в соответствии с правилом 8 "b", Генеральный секретарь извещает об этом членов Организации Объединенных Наций не менее, чем за двенадцать часов до открытия сессии".
4. В правило 16 включается в конце следующее положение:
"Предварительная повестка дня чрезвычайной специальной сессии сообщается членам Организации Объединенных Наций одновременно с уведомлением о созыве сессии".
5. В правило 19 включается в конце следующее положение:
"В течение чрезвычайной специальной сессии новые вопросы, предусматриваемые Резолюцией 377 A (V), могут быть включены в повестку дня большинством в две трети присутствующих и принимающих участие в голосовании членов Организации".
6. Правилу 65 предшествует новое правило, гласящее:
"Невзирая на положения какого бы то ни было другого правила процедуры и если только Генеральная Ассамблея не примет иного решения, Генеральная Ассамблея во время чрезвычайной специальной сессии собирается только на пленарные заседания и приступает непосредственно к рассмотрению вопроса, внесенного в требовании о созыве данной сессии, без предварительной передачи этого вопроса в Генеральный комитет или какой-либо иной комитет; председателем и заместителями председателя такой чрезвычайной специальной сессии являются соответственно председатели тех делегаций, из среды которых были избраны председатель и заместители председателя предыдущей сессии".

B
В целях поддержания международного мира и безопасности, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и, в частности, с главами V, VI и VII Устава,
Генеральная Ассамблея
рекомендует Совету Безопасности:
принять необходимые меры к обеспечению проведения предусмотренных Уставом мероприятий по выявлению любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии и по мирному урегулированию споров или ситуаций, могущих угрожать поддержанию международного мира и безопасности;
разработать мероприятия по скорейшему проведению в жизнь положений статей 43, 45, 46 и 47 Устава Организации Объединенных Наций о предоставлении государствами - членами Организации в распоряжение Совета Безопасности вооруженных сил и об эффективном функционировании Военно-штабного комитета.
Указанные выше положения ни в какой мере не должны препятствовать Генеральной Ассамблее выполнять ее функции, предусмотренные Резолюцией 377 A (V).

C
Генеральная Ассамблея,
признавая, что основная функция Организации Объединенных Наций состоит в том, чтобы содействовать миру, безопасности и справедливости и поддерживать их среди всех народов,
признавая, что на всех государствах - членах Организации лежит обязанность содействовать делу мира в соответствии с их обязательствами, предусмотренными Уставом,
признавая, что Устав возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности,
подтверждая вновь важное значение единогласия постоянных членов Совета Безопасности по всем вопросам, которые могут угрожать миру во всем мире,
напоминая свою Резолюцию 190 (III), озаглавленную "Призыв к великим державам возобновить усилия к примирению своих разногласий и установлению длительного мира",
рекомендует, чтобы постоянные члены Совета Безопасности:
a) собирались и обсуждали, коллективно или в ином порядке - а если окажется необходимым, то и с другими заинтересованными государствами - все вопросы, которые могут угрожать международному миру и препятствовать работе Организации Объединенных Наций, с целью разрешения основных расхождений и достижения соглашения в соответствии с духом и буквой Устава,
b) уведомляли Генеральную Ассамблею, а если она не заседает, то членов Организации Объединенных Наций, о результатах своих совещаний, как только это окажется целесообразным.

Генеральная Ассамблея ООН – главный директивный, совещательный и представительный орган Организации Объединенных Наций. Состав Ассамблеи формируется из представителей всех государств членов ООН. На сегодняшний день в состав Организации Объединенных Наций входят 193 государства, каждое из которых представлено своей делегацией на заседаниях Генеральной Ассамблеи. Сессии Ассамблеи проходят в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

История создания Организации Объединенных Наций

Идея создания международной организации, главной задачей которой было поддержание мира и безопасности зародилась во время Второй мировой войны. Первым шагом к созданию ООН стало подписание Соединенными Штатами Америки и Великобритании документа, в котором были изложены основные принципы международной безопасности. Он был подписан 14 августа 1941 года президентом США Ф. Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем на военно-морской базе Арджентия в Ньюфаундленде. Документ получил название Атлантической хартии.

Вскоре к Атлантической хартии присоединились 26 стран входящих в антигитлеровскую коалицию. 1 января 1942 года ими была подписана декларация Объединенных Наций, в которой выражалась поддержка основным пунктам хартии.

На московской конференции, проходившей с 19 по 30 октября 1943 года, представители СССР, США, Великобритании и Китая подписали декларацию, в которой призывали создать международную организацию, которая занималась решениями проблем мировой безопасности. Вопрос по созданию такой организации также поднимался на встрече руководителей стран-союзников 1 декабря 1943 года в Тегеране.

С 21 сентября по 7 октября 1944 года на заседаниях проходивших в Вашингтоне, дипломаты СССР, США, Великобритании и Китая договорились о структуре, целях и функциях новой организации. 11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции Сталин, Черчилль и Рузвельт высказались о готовности создать «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

Итогом этой договоренности стала Конференция прошедшая в Сан-Франциско 25 апреля 1945 года. На этой конференции делегаты от 50 стран подготовили Устав новой организации. 24 октября 1945 года Устав ООН был ратифицирован странами – постоянными участниками Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Китай, Франция) и таким образом была создана Организация Объединенных Наций.

Первое заседание Генеральной Ассамблеи ООН состоялось 10 января 1946 года в Центральном зале Вестминстерского дворца в Лондоне. На ней присутствовали делегации 51 государства. Первая резолюция Генеральной Ассамблеей была принята 24 января 1946 года. Она касалась мирного использования атомной энергии и ликвидации ядерного и другого оружия массового поражения.

Динамика увеличения стран-членов ООН

Структура Генеральной Ассамблеи ООН

Генеральная Ассамблея была учреждена в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций в 1945 году. Руководит Ассамблеей председатель, который выбирается голосованием. Также методом голосования выбирается 21 заместитель председателя. При голосовании каждое государство-участник ООН имеет 1 голос. Председатель и его заместители избираются на одну сессию и выполняют свои обязанности в течение той сессии на которой они были выбраны. Действующий председатель Генеральной Ассамблеи ООН – Сэм Кутеса (Уганда).

Каждая новая сессия Генеральной Ассамблеи ООН начинается с решения организационных вопросов, после чего начинаются общие прения. В ходе проведения общих прений представители всех государств имеющих членство в ООН получают возможность высказать свою позицию на тему международных вопросов. Как правило, общие прения проходят 7 дней, после чего Ассамблея переходит к решению вопросов стоящих на ее повестке. Поскольку вопросов, находящихся в рассмотрении Генеральной Ассамблеи ООН очень много, для оптимизации ее работы были созданы специальные комитеты. Комитеты разделены по тематике вопросов и занимаются непосредственным их обсуждением. После чего резолюции вынесенные комитетами рассматриваются на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. На сегодняшний функционирует 6 главных комитетов:

  • Первый комитет рассматривает вопросы посвященные разоружению и международной безопасности. Действующий председатель комитета - Кортни Рэттри (Ямайка);
  • Второй комитет рассматривает вопросы касающиеся экономической и финансовой деятельности. Действующий председатель комитета – Себастьяно Карди (Италия);
  • Третий комитет рассматривает вопросы связанные с социальными и гуманитарными проблемами, а также рассматривает вопросы культуры. Действующий председатель комитета – София Мескита Боргес (Тимор Лешти);
  • Четвертый комитет занимается рассмотрением политических вопросов, которые не входят в юрисдикцию других комитетов. В их числе вопросы деколонизации и деятельности БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ). Действующий председатель комитета – Дурга Прасад Бхаттараи (Непал);
  • Пятый комитет рассматривает административные и бюджетные вопросы Организации Объединенных Наций. Действующий председатель комитета –Франтишек Ружечка (Словакия);
  • Шестой комитет рассматривает вопросы международного права. Действующий председатель комитета – Тувако Натэниел Манонги (Танзания);

Помимо шести основных комитетов функционируют комитет по проверке полномочий и генеральный комитет. Комитет по проверке полномочий насчитывает 9 членов, назначаемых Генеральной Ассамблеей в задачу которых входит проверка полномочий представителей государств-членов ООН.

Генеральный комитет занимается организационными вопросами Ассамблеи. В его задачу входит оказывать содействие Председателю в составлении повестки дня для каждого пленарного заседания, устанавливать очередность рассматриваемых вопросов и координировать работу основных шести комитетов. Кроме этого, генеральный комитет предоставляет рекомендации по дате закрытия сессии Генеральной Ассамблеи. В состав комитета входит председатель, 21 его заместитель и руководители шести основных комитетов.

Кроме комитетов, действуют другие вспомогательные органы, решающие более узкий круг вопросов. Вспомогательные органы подразделяются на советы, комиссии и рабочие группы. Советы и комиссии делятся на исполнительные и консультационные. На сегодняшний день действуют Исполнительные совет Детского фонда ООН, Исполнительные совет Мировой продовольственной программы, Исполнительный совет Программы развития ООН в области народонаселения. К консультационным органам относятся Совет по вопросам разоружения и консультационная комиссия БАПОР. Кроме этого, в структуре Генеральной Ассамблеи функционируют:

  • Комиссия международного права. Занимается вопросами прогрессивного развития международного права и его кодификацией;
  • Комиссия ООН по праву международной торговли. Занимается вопросами содействия унификации права международной торговли;
  • Комиссия по разоружению;
  • Комиссия по международной гражданской службе. Занимается вопросами создания единой международной гражданской службы путем применения общих норм и методов в отношении персонала;
  • Комиссия по миростроительству. Занимается вопросами предотвращения военных конфликтов;
  • Комиссия ревизоров. Оказывает независимые аудиторские услуги.

Рабочие группы создаются Генеральной Ассамблеей в соответствии с принятыми резолюциями и решениями на пленарных заседаниях. Группы подразделяются на группы открытого состава и специальные рабочие группы. К группам отрытого состава относятся группы рассматривающие вопросы: защиты прав пожилых людей, финансового положения ООН, импорта и экспорта обычных видов вооружений и пр. Специальные рабочие группы занимаются вопросами: активизации деятельности Генеральной Ассамблеи, обеспечению мира в Африке, координации встреч на самом высоком уровне касающихся экономического развития государств и пр.

Задачи и функции Генеральной Ассамблеи

Генеральная Ассамблея ООН является наиболее представительным органом этой организации, так как в нее входят делегации всех стран-членов ООН. По своей сути Генеральная Ассамблея является консультационным международным органом. Ведь в отличие от резолюций Совета Безопасности ООН, резолюции Генеральной ассамблеи носят не обязательный, а рекомендательный характер.

Но в то же время, принятые Ассамблеей резолюции имеют большое морально-политическое значение для международных отношений. Нынешний Пан Ги Мун заявил, что хотя резолюции Генеральной Ассамблеи не носят обязательный характер, ООН в своей работе будет руководствоваться их положениями.

Такое заявление Пан Ги Муна связано в первую очередь с тем, что на резолюцию Генеральной Ассамблеи не налагается . Это отличает резолюции ГА от резолюций Совета Безопасности ООН. Хотя решения СовБеза являются обязательными к выполнению для всех стран-участниц ООН, резолюция может быть принята только в том случае если ни один из постоянных участников Совета Безопасности не проголосовал «против». Резолюции Генеральной Ассамблеи принимаются при условии 50% большинства при голосовании. При рассмотрении особо важных вопросов, для принятия положительного решения, необходимо согласие 2/3 делегатов.

Генеральная Ассамблея ООН является форумом для обсуждения всех проблем международной политики прописанных в Уставе организации. Согласно действующего Устава, Генеральная Ассамблея призвана выполнять следующие функции:

  • Обсуждение вопросов касающихся поддержания мира и безопасности, вопросов разоружения. Вынесение рекомендаций по этим вопросам;
  • Обсуждение и вынесение рекомендаций по вопросам касающихся организации и Устава ООН.
  • Организация исследований в областях международного права и международного сотрудничества в различных областях. Содействие осуществлению прав и свобод человека;
  • Вынесение рекомендаций по мирному урегулированию конфликтов;
  • Рассмотрение и утверждение бюджета ООН;
  • Избрание и утверждение представителей в руководящие органы ООН.

Кроме этого, Генеральная Ассамблея ООН может принимать необходимые меры, в случае когда имеется угроза безопасности мира, а Совет Безопасности ООН не может принять решение из-за его ветирования одним из своих постоянных членов. Это прописано в резолюции «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года.

Порядок работы Генеральной Ассамблеи

Генеральная Ассамблея ООН является сессионным органом. Сессии бывают ежегодные очередные и внеочередные специальные. Очередные сессии Генеральной Ассамблеи начинаются в третий вторник сентября. При этом Генеральный секретарь извещает всех участников, как минимум за 60 дней до начала заседаний. Также Генеральным секретарем составляется предварительная повестка дня очередной сессии и любая из стран-участниц имеют право не менее чем за 30 дней до открытия сессии внести на рассмотрение дополнительные пункты.

На первом заседании в обязательном порядке проводятся выборы Председателя Генеральной Ассамблеи ООН, его заместителей, глав шести основных комитетов, а также оговаривается дата закрытия сессии.

Внеочередные сессии Ассамблеи созываются Генеральным Секретарем ООН по требованию Совета Безопасности или в случае получения от большинства членов ООН уведомлений о созыве такой сессии. Направить уведомление о созыве внеочередной сессии может любой член ООН, а Генеральный Секретарь обязан известить других участников. Сессия созывается, если в течение 30 дней большинство участников дадут свое согласие на проведение заседаний.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Генеральная Ассамблея,

рассмотрев доклад Специального комитета по вопросу об определении агрессии, созданного в соответствии с ее резолюцией 2330 (XXII) от 18 декабря 1967 г., охватывающей работу его седьмой сессии, проходившей с 11 марта по 12 апреля 1974 года, включая проект определения агрессии, принятый Специальным комитетом на основе консенсуса и рекомендованный для принятия Генеральной Ассамблеей,

будучи глубоко убеждена, что принятие определения агрессии будет способствовать укреплению международного мира и безопасности:

1. Утверждает определение агрессии, текст которого прилагает к настоящей резолюции;

2. Выражает свою признательность Специальному комитету по вопросу об определении агрессии за его работу, в результате которой было выработано определение агрессии;

3. Призывает все государства воздерживаться от всех актов агрессии и других видов применения силы, противоречащих Уставу Организации Объединенных Наций и в соответствии с ;

4. Обращает внимание Совета Безопасности на определение агрессии, изложенное ниже, и рекомендует ему, по мере необходимости, учитывать это определение в качестве руководства при установлении в соответствии с Уставом наличия акта агрессии.

Приложение

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АГРЕССИИ

Генеральная Ассамблея,

исходя из того, что одной из основных целей Организации Объединенных наций является поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и установления угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира,

напоминая, что согласно статье 39 Устава ООН Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями и для поддержания или восстановления международного мира и безопасности,

напоминая также об обязанности государств по Уставу разрешать свои международные споры мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость,

учитывая, сто ничто в этом определении не может истолковываться как каким-либо образом затрагивающее сферу действия положений Устава в отношении функций и полномочий органов Организации Объединенных Наций,

считая также, что, поскольку агрессия является наиболее серьезной и опасной формой незаконного применения силы, таящей в себе в условиях существования различных видов оружия массового уничтожения возможную угрозу мирового конфликта со всеми его катастрофическими последствиями, на данной стадии следует дать определение агрессии,

вновь подтверждая обязанность государств не использовать вооруженную силу в целях лишения народов их прав на самоопределение, свободу и независимость или нарушения территориальной неприкосновенности,

вновь подтверждая также, что территория государства является неприкосновенной и что она не должна быть объектом, даже временно, военной оккупации или других мер применения силы, предпринимаемых другим государством в нарушение Устава , что она не должна быть объектом приобретения другим государством в результате таких мер или угрозы их применения,

вновь подтверждая также положения Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций ,

будучи убеждена, что принятие определения агрессии оказывало бы сдерживающее влияние на потенциального агрессора, облегчало бы констатацию актов агрессии и осуществление мер для их пресечения, а также способствовало бы оказанию помощи жертве агрессии и ограждению ее прав и законных интересов,

считая, что хотя вопрос о том, совершен ли акт агрессии, должен рассматриваться с учетом всех обстоятельств в каждом отдельном случае, тем не менее желательно сформулировать основные принципы в качестве руководства для такого определения,

одобряет нижеследующее определение агрессии:

Статья 1

Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций , как это установлено в настоящем определении.

Пояснительное применение: В настоящем определении термин "государство"

а) употребляется, не предрешая вопроса о признании или вопроса о том, является ли государство членом Организации Объединенных Наций;

б) включает там, где это уместно, понятие "группы государств".

Статья 2

Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.

Статья 3

Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;

е) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актом, или его значительное участие в них.

Статья 4

Вышеприведенный перечень актов не является исчерпывающим, и Совет безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава.

Статья 5

1. Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.

2. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность.

3. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.

Статья 6

Ничто в настоящем определении не должно толковаться как расширяющее или сужающее каким-либо образом сферу действия Устава , включая его положения, касающиеся случаев, в которых применение силы является законным.

Статья 7

Ничто в настоящем определении, и в частности в статье 3, не может каким-либо образом наносить ущерба вытекающему из Устава праву на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права и о которых упоминается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций , в частности народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства, а также праву этих народов бороться с этой целью и испрашивать, и получать поддержку в соответствии с принципами Устава и согласно вышеупомянутой Декларации.

При их толковании и применении изложенные выше положения являются взаимосвязанными, и каждое положение должно рассматриваться в контексте всех других положений.

Текст документа сверен по:
"Международное публичное право"
т.2, М.: БЕК, 1996 год

Вконтакте

Резолюция 3379 Генеральной Ассамблеи ООН «Ликвидация всех форм расовой дискриминации» была принята 10 ноября 1975 г. на XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Она ставила Израиль в ряд с государствами, практикующими апартеид, такими как Южная Африка и Родезия, и постановляла, что сионизм - это форма расизма и расовой дискриминации. Аналогичные резолюции были приняты различными специализированными учреждениями ООН.

В будущем эта резолюция стала для США официальным обоснованием для бойкота Всемирных конференций по борьбе против расизма и расовой дискриминации, организованных ООН, в 1978 и 1983 гг., которые также бойкотировали Израиль и Южная Африка и на которых со стороны африканских, арабских и социалистических стран звучали обвинения Израиля в расовой дискриминации арабского населения.

Принятие резолюции

В 1975 г. с инициативой принять на XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцию, осуждающую сионизм как форму расизма и расовой дискриминации, выступили арабские страны.

В ходе дискуссии международный сионизм осудили представители социалистических стран. Так, представитель УССР подчеркнул, что сионизм является формой расизма, а представитель Кубы указал, что сионизм, оккупировавший арабские территории в 1967 г., продолжает препятствовать осуществлению основных прав коренного населения.

По мнению советского юриста Лидии Моджорян, после выступления представителя США Мойнихэна, который выступил против всех, кто критиковал Израиль, произраильскую политику США и международный сионизм, разгорелись ожесточённые дискуссии. Данное выступление, согласно данным Лидии Морджорян, сделало Мойнихэна настолько непопулярным среди членов ООН, что послужило одной из причин ухода с поста представителя США в ООН.

В результате длительной дискуссии XXX сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 3379. Резолюцию поддержали арабские страны, страны третьего мира и социалистического блока. В ней содержится напоминание о принятой на XVIII сессии резолюции, которая провозглашала Декларацию ООН об упразднении всех форм расового различия или превосходства, содержащей указания на то, что «всякая доктрина о расовом различии или превосходстве в научном отношении неверна, в моральном отношении подлежит осуждению, в социальном отношении несправедлива и опасна», и на выраженную в ней тревогу в связи с «проявлениями расовой дискриминации, всё ещё имеющими место в некоторых районах мира, которая в ряде случаев укореняется правительствами отдельных стран путём законодательных, административных или других мер». В резолюции 3379 отмечается резолюция, принятая XXVIII сессией, осудившая «нечестивый союз между южноафриканским расизмом и сионизмом».

В резолюции напоминается, что международный сионизм был прежде осуждён рядом международных межправительственных и неправительственных организаций.

Итоги голосования

Албания, Алжир, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Белорусская ССР, Болгария, Бразилия, Бурунди, Венгрия, Гайана, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Германская Демократическая Республика, Гренада, Дагомея, Египет, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Катар, Кипр, Китайская Народная Республика, Конго, Кувейт, Куба, Лаос, Ливан, Ливийская Арабская Джамахирия, Мавритания, Мадагаскар, Малайзия, Мали, Мальдивы, Мальта, Марокко, Мексика, Мозамбик, Монголия, Нигер, Нигерия, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Польша, Португалия, Руанда, Сан-Томе и Принсипе, Саудовская Аравия, Северный Йемен, Сенегал, Сирийская Арабская Республика, Сомали, Союз Советских Социалистических Республик, Судан, Танзания, Тунис, Турция, Уганда, Украинская ССР, Чад, Чехословакия, Шри-Ланка, Экваториальная Гвинея, Южный Йемен.

Aris Katsaris , GNU 1.2 Против

Австралия, Австрия, Багамы, Барбадос, Бельгия, Берег Слоновой Кости, Великобритания, Гаити, Гондурас, Дания, Доминиканская Республика, Израиль, Ирландия, Исландия, Италия, Канада, Коста-Рика, Либерия, Люксембург, Малави, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Сальвадор, Соединённые Штаты Америки, Уругвай, Федеративная Республика Германия, Фиджи, Финляндия, Франция, Центральноафриканская Республика, Швейцария, Швеция.

Воздержались

Аргентина, Бирма, Боливия, Ботсвана, Бутан, Венесуэла, Верхняя Вольта, Габон, Гана, Гватемала, Греция, Заир, Замбия, Кения, Колумбия, Лесото, Мавритания, Непал, Папуа Новая Гвинея, Парагвай, Перу, Сингапур, Сьерра-Леоне, Таиланд, Того, Тринидад и Тобаго, Филиппины, Чили, Эквадор, Эфиопия, Ямайка, Япония.

Оценка резолюции

Положительная

Как отмечала советский юрист доктор юридических наук профессор Лидия Моджорян, резолюция 3379 «сформулировала юридическую квалификацию международного сионизма как неправомерное явление, как разновидность расизма, теория, организационная структура и деятельность которого несовместимы с международным правом и представляют постоянную угрозу миру и добрососедским отношениям между государствами».

Советский учёный доктор исторических наук профессор Евгений Пырлин охарактеризовал резолюцию как «обвинительный акт не только против сионизма, но и против политики израильского руководства - политики экспансии и войны».

По мнению советско-российского учёного доктора исторических наук профессора Александра Барышева, решение об осуждении сионизма как формы расизма связано с многочисленными израильскими нападениями и агрессией, геноцидом палестинцев и с попытками Израиля разрушить арабскую цивилизацию.

Отрицательная

Президент Центрального комитета немецких католиков Бернхард Фогель сказал после принятия резолюции: «Для нас мучительно саморазрушение морального авторитета Объединённых Наций».

Президент Конференции католических епископов США Джозеф Бернардин выразил «глубокое несогласие и большое разочарование в связи несправедливой резолюцией, принятой ООН».

По данным израильского учёного-политолога Йоханана Манора, одного из координаторов кампании за отмену резолюции 3379, в середине 1980-х годов с осуждением резолюции выступили Сенат США, парламент Австралии, Европейский парламент, а также законодательные собрания Перу и Уругвая. Правительство Австралии по инициативе местной сионистской организации заявило, что резолюция не соответствует провозглашаемым целям ООН, и взяло на себя обязательство добиваться её отмены и привлечь к этой борьбе страны Азии.

Президент США Джордж Буш, представляя в 1991 г. ходатайство об отмене резолюции 3379, заявил, что приравнивание сионизма к расизму - это насмешка над принципами ООН и отказ от Израиля.

В 1998 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал резолюцию 3379 «низшей точкой в отношениях Израиля и Объединённых Наций», сказав, что «её отрицательные последствия трудно переоценить». За семь лет до этого американский профессор-политолог Майкл Кёртис назвал эту резолюцию низшей точкой за всё время существования ООН.

Ответ Израиля

В обращении к Генеральной ассамблее ООН в день принятия резолюции, Посол Израиля Хаим Герцог заявил, в частности, что эта резолюция представляет собой «ещё одно проявление ожесточённой антисемитской, анти-еврейской ненависти, которая вдохновляет арабское общество».

В конце своей речи он сказал: «Для нас, еврейского народа, эта резолюция основана на ненависти, лжи и высокомерии, лишена всякого морального или юридического значения. Для нас, евреев, это не более чем кусок бумаги, и мы будем рассматривать его как таковой» - после чего разорвал копию резолюции, которую держал в руках.

Отмена

После крушения восточного блока, по требованию США и Израиля, резолюция была отменена 16 декабря 1991 г. резолюцией 46/86 Генеральной Ассамблеи ООН. За принятие резолюции проголосовало 111 государств (в том числе почти 30 из числа голосовавших за оригинальную резолюцию, включая СССР), против - 25, воздержалось - 13. Израиль также обуславливал свое согласие на участие в Мадридской мирной конференции 1991 г. отменой резолюции 3379.

По мнению чрезвычайного и полномочного посла, доктора исторических наук и профессора Дипломатической Академии МИД РФ Александра Барышева, резолюция была отменена без всяких объяснений со стороны Генеральной Ассамблеи ООН, что связано с изменившимися международными условиями и «яростным» давлением США являющегося, по мнению Барышева, центром мирового сионизма и империализма. Мнение о давлении США подтверждает и Йоханан Манор, со ссылкой на «Jerusalem Post» сообщающий о том, что послам США в других странах были даны инструкции: предупредить, что отказ голосовать за отмену резолюции 3379 может сказаться на отношениях этих стран с США.

Полезная информация

Резолюция 3379 Генеральной Ассамблеи ООН «Ликвидация всех форм расовой дискриминации»

Текст резолюции

Генеральная Ассамблея ООН
Резолюция от 10 ноября 1975 года № A/RES/3379(XXX)
Ликвидация всех форм расовой дискриминации

Генеральная Ассамблея,

  • ссылаясь на свою резолюцию 1904 (XVIII) от 20 ноября 1963 года, в которой провозглашается Декларация Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации (995_338), и, в частности, на заявление в ней о том, что «всякая теория расового различия или превосходства в научном отношении ложна, в моральном отношении предосудительна, в социальном отношении несправедлива и опасна», и на выраженную в ней тревогу в связи с «проявлениями расовой дискриминации, все еще имеющими место в некоторых районах мира, которая в ряде случаев укореняется правительствами отдельных стран путем законодательных, административных или других мер»,
  • напоминая также, что в своей резолюции 3151 G (XXVIII) от 14 декабря 1973 года Генеральная Ассамблея осудила, среди прочего, нечестивый союз между южноафриканским расизмом и сионизмом,
  • отмечая Мексиканскую декларацию 1975 года о равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир, провозглашенную Всемирной конференцией в рамках Международного года женщины, проходившей в Мехико с 19 июня по 2 июля 1975 года, в которой провозглашается принцип, состоящий в том, что «международное сотрудничество и мир требуют достижения национального освобождения и независимости, уничтожения колониализма и неоколониализма, иностранной оккупации, сионизма, апартеида и расовой дискриминации во всех ее формах, а также признания достоинства народов и их права на самоопределение»,
  • отмечая также резолюцию 77 (XII), принятую Ассамблеей глав государств и правительств Организации африканского единства на ее двенадцатой очередной сессии, проходившей в Кампале с 28 июля по 1 августа 1975 года, в которой говорится, что «расистский режим в оккупированной Палестине и расистские режимы в Зимбабве и Южной Африке имеют одинаковое империалистическое происхождение, составляют единое целое, обладают аналогичной расистской структурой и являются органически связанными в своей политике, направленной на подавление достоинства и неприкосновенности человеческой личности»,
  • отмечая также Политическую декларацию и стратегию упрочения международного мира и безопасности и укрепления солидарности и взаимопомощи между неприсоединившимися странами, принятую на Конференции министров иностранных дел неприсоединившихся стран, проходившей в Лиме с 25 по 30 августа 1975 года, которая самым решительным образом осудила сионизм как угрозу международному миру и безопасности и призвала все страны выступить против этой расистской и империалистической идеологии,
  • постановляет, что сионизм является формой расизма и расовой дискриминации.


Loading...Loading...