Разливы нила.

Нил является одной из самых крупных рек Земли. Он удивителен и тем, что своими водами реке удалось проложить маршрут по самой засушливой местности Земли. Некоторые местности, которые сейчас являются пустынными, когда-то представляли саванну. Здесь ученые обнаружили множество стоянок первобытных людей. Поэтому уже с тех времен человека стало интересовать, в каком направлении течет река Нил.

Где начинается Нил?

Для начала нужно рассмотреть, какова длина этой реки. Нил берет свое начало у озера Виктория. В него, в свою очередь, впадает несколько рек. И самой отдаленной из этих рек является Рукарара. Если включать ее исток в общую протяженность Нила, тогда она составит 6852 км. Но если брать длину реки от озера Виктория, то она составит 5600 км.

Какая из всемирных рек самая длинная?

Еще до недавнего времени Нил считался самой длинной речной системой на всей планете. Так было до того момента, когда была открыта река Амазонка. Протяженность ее составляла 6992 км. Разница между этими двумя крупнейшими речными артериями составляет всего лишь 140 км. Эта информация была опубликована Бразильским Национальным институтом космических исследований в 2008 году.

Голубой и Белый Нил

Чтобы понять, в каком направлении течет река Нил, необходимо тщательно рассмотреть его истоки. Нил протекает по северо-восточной территории Африки. Река начинается в Уганде (здесь она называется Белый Нил), а также на (Голубой Нил). Длина Белого Нила составляет 957 км. В эту часть Нила впадает река Собат. Воды этого притока содержат в себе большое количество глинистых взвесей, отчего Нил на этом участке приобретает белесоватый оттенок. Голубой Нил намного длиннее Белого. Он начинается на Абиссинском нагорье.

В летнее время года в Абиссинском нагорье выпадает большое количество дождей. Река становится бурной и полноводной, и воды несутся в дельту Нила. В этот период река кардинально меняется - ее воды приобретают кроваво-красный оттенок и остаются такими до начала то есть практически до ноября. Но на самом деле это обогащение воды новыми элементами играет очень важную роль для удобрения почв, так как с его помощью насыщается плодородный слой в дельте. Во многих районов дельты, как и во времена фараонов, урожай собирают по три раза в год.

Окрестности Нила

В каком направлении течет Нил? Длинная-длинная и бурная река протекает с юга на север. Выйдя из Каира, река образует при помощи огромного количества рукавов дельту. Здесь находится большое количество городов, а общее число населения составляет 38 млн человек.

Обе реки - Белый и Голубой Нил - соединяются на территории Судана, в его столице Хартуме. Затем они впадают в Средиземное море. По траектории реки расположено десять стран. Это Египет, Судан, Руанда, Танзания, Кения и другие. Аравийская и разделяются между собой долиной Нила.

Протяженность вместе с истоками

В каком направлении течет Нил? является его истоком. Оно находится на Восточно-Африканском плоскогорье. Этот участок Нила называется Виктория-Нил. Итак, общая протяженность Нила от истоков составляет 6700 км, а длина от границы с Суданом и до Средиземного моря - 1500 км. В самом конце реки находятся плодородные почвы, которые не утратили своего значения для экономики египетского государства и по сей день благодаря реке Нил. Истоки и верховья Нила между собой находятся на расстоянии 4120 м. Нил течет по направлению с юга на север.

Животные Нила

Некоторые интересные сведения обязательно должно включать описание реки Нил по плану: географическое положение, города на его берегах, история реки. Не менее важным является и природа обитатели. В его водах нашли себе приют большое количество рыб, птиц, различных животных.

Одними из самых удивительных рыб являются рыбы бишира. Они живут в Ниле только во время засухи, а в другие периоды бишира перемещается в болотистые местности. Кроме них известны также и клювокрылые рыбы, электрический сом, По берегам пасутся буйволы, антилопы, отдыхают бегемоты и

О первых системах орошения известно, что они возникли приблизительно в 2134-2040 году до нашей эры. Уже тогда первобытные племена знали, в каком направлении течет река Нил, и старались строить ирригационные сооружения для орошения местных земель. Каждый год в течение всей истории египетского государства происходил разлив Нила. Почвы в окрестностях реки были самыми плодородными.

Для поселившихся здесь когда-то предков египтян не имело значения, в каком направлении течет река Нил - в течение всей истории он всегда был источником рыбы, здесь выращивали тростник для изготовления папируса, различные фрукты и овощи. Древний Египет был процветающим государством вплоть до завоевания римлянами.

Плодородность тучных равнин Нильской долины, на которых три раза году вызревают посевы, связана с отложением ила рекой во время разливов. Постоянство и правильность, с которыми в продолжение многих веков Нил раздаёт свои щедроты, были долгое время предметом удивления человека и объяснялись вмешательством божественной силы или разумной волей самой реки.

Равномерные подъемы и спады воды в египетском Ниле действительно замечательны. Разливы наших русских рек связаны с таянием снегов в их ближайших окрестностях, тогда как Нил в своём низовье разливается вне связи с какими бы то ни было переменами в природе окружающей местности. С марта до июня река имеет самый низкий уровень воды. Затем вода начинает подниматься, в сентябре разлив достигает максимума, после чего начинается постепенный спад. В Асуане в апреле и мае расход воды составляет 530 куб. м в секунду, в сентябре же — 7620 куб. м в секунду.

Режим Нила зависит от климатических условий его бассейна. Течение Нила простирается от экватора до 32° с. ш., захватывая три совершенно различные климатические области. Экваториальные дожди питают верхний отрезок Белого Нила, вытекающего из озера Виктория, летние дожди Эфиопии питают Голубой Нил. Ниже устья последнего Нил течёт через бездождевую пустыню, где испарение и разбор воды на орошение истощают его водные запасы.

Верхний отрезок Белого Нила имеет очень равномерный расход воды (около 600 куб. м в секунду).

В обширном аллювиальном бассейне перед устьем реки Собат Нил среди низких болотистых пространств разветвляется на рукава, в половодье здесь заливается водой громадная область, при этом большая часть воды теряется посредством испарения. Нижний отрезок Белого Нила своей водой обязан главным образом Собату, который в своём устье имеет расход воды в апреле 380 куб. м в секунду, а в ноябре — 1040 куб. м в секунду.

Голубой Нил, служащий главным источником нильской воды в Египте, имеет с марта по май расход воды только 190 — 170 куб. м в секунду. Но потом он вздувается благодаря летним дождям на Абиссинском нагорье и в сентябре несёт уже 7580 куб. м воды в секунду. Сильно повышает свой уровень в сентябре также река Атбара (1950 куб. м в секунду). От Атбары до самого устья, т. е. на протяжении около 2700 км, Нил больше не получает ни одного притока. Следовательно, Нил в Египте разливается от дождей на Абиссинском нагорье, когда реки, стекающие с него, несут массу воды и, размывая горные породы, получают много ила. Этот ил и осаждается в нижнем течении Нила в виде плодородной аллювиальной почвы.

Больше всего воды и ила во время абиссинских дождей приносится Голубым Нилом,

Верхний отрезок Белого Нила (выше устья Собата) служит источником воды для Нила в Египте с февраля по июнь.

Во время низкого стояния воды Нил между Хартумом и Вади-Хальфа в значительной степени получает питание из грунтовых вод своей долины. Эти воды проникают в аллювиальные наносы поймы при половодье, а в межень выходят обратно в речное русло.

Высота нильского половодья в разные годы неодинакова. Для жителей Египта высота подъёма Нила имеет громадное значение: чем больше воды, тем богаче урожай.

До сих пор наши изыскания убедительно показывали, что в основном астрономическая деятельность древних египтян была связана с наблюдениями явлений, сопутствующих наступлению нового года. Также совершенно ясно, что в самую далекую древность солнечный год у египтян начинался в летнее солнцестояние и что это солнцестояние и тогда и сейчас совпадало с началом разлива Нила в Гелиополе и Мемфисе, важнейших центрах Северного Египта в эпоху первых династий.

На заре цивилизации было совсем не очевидно, что солнце можно использовать для измерения времени, как мы делаем сейчас; и в этой связи достаточно отметить, как по-разному смотрели на этот вопрос древние народы. Например, Египет очень отличался в этом отношении от Халдеи и Вавилонии, а потом от представлений, бытовавших у евреев. В египетских надписях мы встречаем упоминания луны, но они доказывают лишь то, что она занимала подчиненное положение по отношению к солнцу, по крайней мере в поздние времена. Семидневная неделя была совершенно незнакома египтянам. Все, что с нею связано, относится к более поздним периодам. Процитированный Лепсиусом отрывок из Книги мертвых ничего не доказывает, так как, если верить Краллю, его перевод ошибочен. В Вавилонии же, по-видимому, луне поклонялись так же, как и солнцу, и, что естественно, пользовались ею для измерения времени. В смысле месяцев это был довольно хороший способ. Кроме того, естественно, что в Вавилонии, где людям приходилось много путешествовать по пустыне ночью, они очень внимательно наблюдали за движениями луны.

С этим связан один интересный момент: у этих древних народов небесные тела, предоставлявшие им способы и единицы измерения времени, рассматривались практически в одной категории. Так, например, в Египте использовалось солнце, и единицей времени был год; а в Вавилонии единицей времени был месяц, потому что основным мерилом времени была луна. Поэтому, если речь шла о периодах времени, то один народ мог очень легко решить, что период, используемый другим народом, - это год, тогда как на самом деле это месяц, и наоборот. Есть предположение, что продолжительность жизни Мафусаила и других персонажей, якобы проживших очень долгую жизнь, на самом деле нужно считать не в солнечных годах, а в лунных - то есть, говоря точнее, в лунных месяцах. Это вполне разумно, ведь, если поделить число лет на двенадцать, окажется, что это довольно близко к современной продолжительности жизни, и нет никаких причин, почему это не могло быть так.

Думается, есть мало сомнений в том, что Египет был страной, где солнце считалось самым точным мерилом времени.

Ра, солнце, был главным богом Древнего Египта. Ему поклонялись во всех номах. Уже древнейшие тексты (см. тексты Менкаура в Британском музее) повествуют о сияющем пути Ра по небу и его ежедневной борьбе с тьмой.

«Египтяне, - говорит Ранке в первой главе своей «Всеобщей истории», посвященной Египту, - определили видимое движение солнца и в соответствии с ним разделили год, в отличие от вавилонян, научным и практичным образом, так что Юлий Цезарь перенял календарь у египтян и ввел его в Римской империи. За ним последовали и другие народы, и с тех пор египетский календарь использовался повсеместно уже в течение семнадцати веков. Его можно считать самым замечательным наследием древнейших времен, оказавшим влияние на весь мир».

Откуда бы ни явились древние египтяне - из региона, где время измерялось по луне, или нет, - как только они обосновались в долине Нила, где тогда, как и сейчас, ежегодный разлив реки в летнее солнцестояние, словно маятник, неуклонно отмеряет годы, их календарь прочно встал на солнечную основу. Следовательно, именно природа, Нил - от которого зависело благосостояние страны - способствовали установлению египетского года. Солнцестояние и разлив Нила стали точкой отсчета древнего египетского года.

Словами, что Египет - это дар Нила, мы обязаны отцу истории, который имел в виду не только оплодотворяющее действие реки, но и то, что от Нила и связанных с ним процессов целиком зависят условия человеческой жизни в Египте. Так же верно и то, что и египетский год, и эта часть египетской археологии, и миф, который главным образом интересует астрономов, тоже дары Нила.

Гелиакический восход Сириуса и других звезд в начале ежегодного разлива, все мифы, возникшие из символов этих звезд, - многочисленные доказательства того, что река с ее разными уровнями воды в разное время года играла большую роль в жизни народа. По существу, это была истинная и уникальная основа жизни народа.

В этом у Нила есть аналог или даже аналоги. Чем Нил был для Египта, тем же Тигр и Евфрат были для обширного региона Западной Азии, где мы также видим, что ежегодный разлив был источником плодородия, зрелищем, которое вдохновляло поэтов, и событием, вызывавшим большое внимание астрономов.

Совершенно естественно, что на Евфрат, Тигр и Нил смотрели как на божества, что боги Нильской долины, с одной стороны, и региона, орошаемого Тигром и Евфратом, с другой, были богами, именами которых давали клятвы, которым поклонялись, чтобы заручиться их милостью, и у которых были местные храмы и свои культы.

Богом Тигра и Евфрата был Эа. Богом Нила был Хапи. Это то же имя, что и у быка Аписа, основание культа которого приписывают Менесу . Конечно, Менес, Мен или Мени, как его называют, имел все причины основать культ бога реки, ведь он, по-видимому, первым из людей выступил с идеями ирригации, и я слышал, как заслуженные чиновники, отвечавшие в последнее время за современные ирригационные системы, с восхищением говорили о задумках и работах Менеса. Был ли такой же Менес и у Тигра в той же древности, история умалчивает; но, по рассказам путешественников, половодье Тигра еще более величественно, чем у Нила, хотя и Нил во время разлива производит сильное впечатление: вся плодородная долина превращается, так сказать, в морской залив с островками тут и там, которые при ближайшем рассмотрении оказываются деревней, и ее глиняные хижины слишком часто разрушаются под хлестом волн, гонимых сильным северным ветром.

Конечно, время разлива этих рек влияло не только на жизнь народа, но даже на всю страну, расположенную на их берегах. Тигр и Евфрат разливаются в весеннее равноденствие - главным в стране было равноденствие, храмы направлены к востоку. Нил разливается в солнцестояние - религия была основана на солнцестоянии, и солнечные храмы уже не смотрели на восток. Для египтян разлив реки на сельскохозяйственные земли был словно рассвет, прогоняющий ночную тьму; солнечный бог дня побеждал звездных богов ночи; победоносный владыка земли снова поражал своих врагов.

Египет, по словам Амра ибн аль-Аса, сначала открывается в виде пыльной равнины, потом пресного моря и, наконец, луга, полного цветов.

На первый взгляд кажется, что если год определяли, так сказать, локальные природные условия, то и деление его на сезоны должно быть таким же, как и у нас . Это неверно. Земля и река дают совершенно разные условия.

Никто, пожалуй, так правдиво и поэтично не описал происходящее на самом деле, чем Осборн, который так пишет о времени, когда уровень воды в Ниле низок : «Нил сжимался в своих берегах, пока не стал вдвое уже обычной ширины, и его мутная, осклизлая, застойная вода, казалось, едва течет в непонятном направлении. Широкие отмели и крутые наносы черной, пропеченной на солнце нильской грязи образуют оба берега реки. Повсюду за ними песок и бесплодие; ибо хамсин, или песчаный ветер продолжительностью пятьдесят дней, только что прекратился. Тут и там в пыльном, неясном, палящем воздухе видны стволы и сучья деревьев, но их листья так густо покрыты пылью, что издалека их не отличить от песка окружающей пустыни. В этот сезон только самым тягостным и трудоемким поливом можно сохранить хоть какой-то намек на зелень даже в увеселительных садах паши. Первый признак того, что этот самый страшный сезон приближается к концу, - это поднявшийся северный ветер (этезии у греков), который дует резко, часто со свирепыми порывами, в течение всего дня. Вскоре ветер освобождает от пыли кроны рощ, покрывающих Нижний Египет, которые продолжают зеленеть. Яростный жар солнца, стоящего в самом зените, тоже, как правило, смягчается этим мощным влиянием, которое преобладает в этот и три последующих месяца на всей египетской земле».

Потом начинается половодье: «Пожалуй, нет в природе более радостной картины, зрелища, которое сильнее пробуждает уверенность в божьей милости, чем подъем Нила. День за днем и ночь за ночью мутный прилив величественно гонит волны по опаленным пескам земли, унылым пустошам. Почти ежечасно, пока мы медленно поднимались по нему перед этезийским ветром, мы слышали оглушительное падение илистого берега и видели по тому, как суетливо все живое бросается к этому месту, что Нил преодолел очередное препятствие и что его набегающие волны разливают жизнь и радость по очередной пустыне. Мало какие впечатления я вспоминаю с большим удовольствием, чем тот раз, когда я увидел, как Нил ворвался в один из больших каналов его ежегодного половодья. Вся природа кричит от радости. Мужчины, дети, буйволы прыгают в его освежающих водах, широкие волны блестят стайками рыб, а сверху тучами летает всевозможная дичь. Но это празднество природы не ограничивается созданиями высокого порядка. В тот миг, когда приход плодоносных вод увлажняет песчаную землю, она буквально оживает из-за бесчисленных насекомых. Невозможно стоять на берегу одного из этих величественных потоков, видеть, как ежесекундно он сметает какое-то препятствие на его возвышенном пути, становясь все шире, и не чувствовать, как сердце переполняется любовью, радостью и уверенностью в великом Творце этого ежегодного чуда милости».

После разлива наступает время сева. Последствия разлива, как рассказывает Осборн, «проявляются в картине плодородия и такой красоты, какую редко можно встретить в другой стране в любое время года. Яркая зелень прорастающих злаков, рощи гранатовых деревьев, пылающие ярко-алыми цветками, свежий бриз, наполненный благоуханием розовых садов и апельсиновых зарослей, каждое дерево и куст покрыты ароматными цветами. Незнакомец в земле Хама встречает мало природных красот. Это правда, что они довольно похожи, и он заметит мало различий между деревьями и растениями, попадет ли он впервые в сады Александрии или на равнину Асуана. Однако все это одинаково лишь потому, что невозможно ничего прибавить к сладости запахов, яркости цветов или изысканной красоте многообразия растений, среди которых он блуждает. Это монотонность, но монотонность рая».

Наводнение добирается до Каира в день, очень близкий к летнему солнцестоянию. Река достигает максимального подъема и начинает спадать около осеннего равноденствия. К зимнему солнцестоянию Нил снова успокаивается в своих берегах, и к нему возвращается голубой цвет. На этот промежуток приходится время сева.

Начиная с наводнения (летнее солнцестояние) мы имеем:

1) сезон, или тетрамен , наводнения, с июля по октябрь;
2) сезон сева, с ноября по февраль;
3) сезон урожая, с марта по июнь.

С древнейших времен год делился на двенадцать месяцев, и первый месяц был посвящен богу мудрости Тоту (Джехути):

Названия сезонов и месяцев можно встретить даже на строительном материале самой большой пирамиды в Дахшуре, и уже в древнейших надписях мы видим ссылки на календарь. На стелах в мастабах, где мертвые молят Анубиса о хорошем погребении, есть список праздничных дней, в которые следует приносить жертвы мертвым.

Современный календарь (в описании Бругша и де Руже), несомненно, сохранился с древнеегипетских времен. Он хорошо подходит для местности в районе Каира. Отношение основных моментов разлива к солнцестоянию в этой части реки таково:

Дабы показать, что древнеегипетская астрономия - если брать конкретно ее - в основном занималась ежегодным наводнением и всеми следствиями этого наводнения и как был установлен, насколько нам известно, первый тропический год на планете, нужно пристально рассмотреть действительные факты наводнения не только для Египта в целом, но и для разных пунктов на линии протяженностью несколько тысяч километров, вдоль которой тут и там рассыпаны города и храмы еще с древнейших эпох.

В незапамятные времена колебания уровня воды в реке были тщательно зафиксированы для разных точек реки. Во французском «Описании Египта» мы находим полное описание так называемого ниломера в Асуане (у первого порога), который датируется, возможно, еще началом V династии.

В замечательной книге Эберса о Египте есть описание гораздо более современного ниломера на острове Рода.

Ниломер, или «микьяс», который мы можем видеть сейчас на Роде, как говорят, сменил тот, что был привезен туда из Мемфиса в какое-то неизвестное время. По Эберсу, Макризи видел остатки старого ниломера в 1417 году.

Современный ниломер находится внутри сооружения, чья крыша опирается на простые деревянные колонны. В четырехугольной емкости, которая сообщается с рекой по каналу, стоит восьмиугольный столб с мерными делениями, надписанными на арабском языке. Единица измерения - пик (иногда его называют локоть) = 0,54 метра, который делится на 24 кирата. Из-за того, что в сравнительно поздние времена русло реки поднялось, ниломер во время высокого Нила затапливается на глубину 2 локтей.

Подъем Нила теперь можно тщательно изучить, так как на реке расставлены водомеры. Это асуанский водомер 1869 года, армантский 1887 года, сохагский водомер 1889 года и асиутский водомер 1892 года. Эти водомеры находятся на следующих расстояниях от Асуана.

На водомер на острове Рода не стоит полагаться, так как плотина уничтожила его ценность как измерительного устройства. Высота этих водомеров над уровнем моря такова:

Метры
Асуан 84,158
Армант 69,535
Сохаг 56,00
Асиут 53,10
Рода 13,14

Большая неопределенность возникает из-за того, что нет четких различий между показаниями водомера летом и в период, когда подъем идет непрерывно. Видимо, в конце весны идут достаточно сильные дожди, чтобы Нил заметно поднялся, так же как и зимой бывают заметные подъемы по всей долине, когда грязевые отметины остаются на скалах в Асуане и Манфалуте. Независимо от показаний водомера во время подъема Нила есть некоторые факты, которые поражают любого наблюдателя. В начале подъема появляется зеленая вода . Это случается в июне, но даты могут быть разными, как и даты максимального подъема.

Современные наблюдения показывают, что дни начала подъема, первого разлива, второго разлива и окончательного спада варьируются, и, исходя из этого, кажется очевидным, что у древних египтян не могло быть водомера с фиксированным нулевым уровнем и фиксированной точки начала физического подъема воды, но им приходилось догадываться по серии наблюдений о среднем времени начала, о среднем времени появления красной воды или о среднем подъеме до определенного уровня.

Для начала разберемся с зеленой водой. Обычно ниломер на острове Рода отмечает подъем реки на 2-5 сантиметров, вода слегка утрачивает свою прозрачность и свежесть, которую еще сохраняет. Зеленый цвет - это матовый оттенок осклизлой, солоноватой воды из тропиков, и еще не был найден фильтр, который мог бы очистить такую воду. Зеленым цветом она обязана водорослям.

К счастью, эта фаза редко продолжается дольше трех-четырех дней. Те, кому приходится пить воду в таком состоянии даже столь короткое время, сильно мучаются расстройствами мочевого пузыря. Городские жители обычно готовятся к этому заранее, запасаясь водой в резервуарах и баках.

Как заметил полковник инженерных войск Росс в 1887 и 1890 годах, когда из-за медленного отхода Нила работникам ирригационных сооружений приходилось удерживать многие резервуары в провинции Гиза, а также в 1888 году, когда вода долго оставалась застойной, вода в резервуарах позеленела - появились водоросли и болотный запах - так же, как июньская зеленая вода.

Из-за этого было решено, что раз нильская вода в русле реки - даже в самых застойных запрудах - не зеленеет, то, видимо, зелень появляется только при абсолютной неподвижности воды. Выше Гондокоро есть обширные заболоченные местности, и потому считается, что летняя зеленая вода, которая появляется неожиданно, приходит из этих болот, когда ее сзади выталкивает новая вода, вот почему она предшествует разливу. До сих пор никто еще не произвел тщательных наблюдений за постепенным приходом зеленой воды.

Река поднимается быстро, и вода постепенно становится мутнее. Однако проходит десять-двенадцать дней перед тем, как Нил в последний раз и самым необычным образом меняет внешний вид. Мистер Осборн так описывает это : «Это было в конце - как мне казалось - долгой и очень душной ночи, когда я поднялся с дивана, на котором тщился уснуть, на палубу корабля, тихо стоявшего у Бени-Суэфа, города в Среднем Египте. Над восточными холмами только что показался верхний ореол солнечного диска. Когда его лучи пали на воду, я с удивлением увидел темно-красные блики. Оттенок воды постепенно становился все насыщеннее, по мере того она все больше освещалась солнцем, и еще до того, как оно полностью вышло из-за вершин холмов, передо мной предстала истинная река крови. Подозревая какой-то морок, я поспешно встал и, перегнувшись через борт, увидел, что глаза не обманывают меня. Вся масса воды была непрозрачная, темно-красного цвета, очень напоминающего кровь, больше, чем любое другое природное явление, с которым ее можно было сравнить. Потом я заметил, что за ночь река заметно поднялась на несколько дюймов. Пока я взирал на эту поразительную картину, ко мне подошли арабы и объяснили, что это Красный Нил. Красный цвет и непрозрачность воды в этом необычайном состоянии реки постоянно изменяются. В какие-то дни, когда подъем реки не превышает нескольких дюймов, вода возвращается в состояние полупрозрачности, хотя при высоком Ниле она, по-видимому, никогда не теряет темно-красного оттенка, который нельзя отфильтровать. Однако это не то же, что зеленая примесь, совсем вредоносная; нильская вода никогда не бывает более здоровой, более вкусной и освежающей, чем во время разлива. В другие дни река поднимается гораздо быстрее, и тогда количество взвешенного в воде ила в Верхнем Египте превышает все, что я видел в любой другой реке. Не раз я видел, что ил мешал течению потока. Как-то стакан воды в таком состоянии оставили стоять на некоторое время. Верхняя часть воды была совершенно непрозрачная, цвета крови. Осадок черной грязи занял примерно четверть стакана. Значительная часть ее оседает, прежде чем река достигает Среднего и Нижнего Египта. Там я никогда не видел нильскую воду в таком состоянии, и, более того, нет никаких наблюдений о том, чтобы река краснела. Совершенно ясно, что краснота не может происходить из Белого Нила, но, должно быть, это первые наводнения Голубого Нила и Бахр-эль-Азраля, которые спускаются вниз».

Один из важных вопросов в рамках нашего исследования связан с тем, как влияют на локальные календари разных районов Нильской долины варианты явлений, с помощью которых египтяне отсчитывали новый год.

Если взять только солнцестояние , его дата будет одинаковой для всех частей долины; но, конечно, египтяне не рассматривали солнцестояние изолированно по очевидной причине, что им был необходим какой-либо знак, предупреждавший о подъеме Нила, а в низовьях реки подъем предшествует солнцестоянию. Также они не брали изолированно и гелиакический восход Сириуса, о котором ниже будет сказано подробнее.

Но вопрос состоял главным образом в дате начала наводнения, а дата начала наводнения была совершенно разной в разных частях Египта.

Итак, по современным водомерам можно понять, что у реки уходит некоторое время, чтобы преодолеть 900 километров между Элефантиной и Каиром.

В начале наводнения, когда река поднимается, скажем, с 1 локтя до 6 локтей в Асуане, где много сухих песчаных отмелей и ширина реки велика и нет накатывающих сзади волн, время распространения возрастает до пятнадцати дней, и самый ранний признак подъема может появиться еще позже, но его очень трудно заметить.

Наводнение добирается за 1¾ дня от Вади-Хальфы до Асуана и за шесть дней от Асуана до острова Рода (941 километр). При очень высоком Ниле, вероятно, время сокращается до пяти дней.

Следовательно, зеленый и красный Нил распространяются с разной скоростью.

Подъем составляет 13,7 метра в Асуане, 11,6 в Фивах и 7,6 в Каире.

Мистер Гарстин, заместитель секретаря Департамента общественных работ Египта, любезно предоставил мне данные вышеописанных водомеров, и на их основании я установил, что среднее время, через которое появляются первые признаки наводнения, когда оно проделывает путь между Фивами и Мемфисом, в наше время составляет около девяти дней.

Однако надо помнить, что сейчас русло реки выше, чем раньше; в районе Фив, как полагает Бадж, уровень земли поднялся на 2,7 метра за последние 1700 лет.

Значит, если во всех крупных городах, таких как Фивы и Гелиополь, наступление нового года целиком зависело от начала наводнения, то не только день не был известен точно, но и разница во времени начала наводнения в разных местностях приводила бы к разнице во времени начала нового года в этих местностях, по сравнению с которой блекнут наши часовые пояса, потому что в них речь идет лишь о нескольких часах.

Противоречивость утверждений о разливе Нила происходит из-за того, что максимальный подъем, как правило, регистрируется в Каире через 40 и более дней после максимального подъема в Асуане.

Нижеследующий отчет о том, как это происходит, мне любезно предоставил полковник Росс:

«Разлив реки у асуанского водомера происходит так: между 20 и 30 августа подъем часто добирается до среднего уровня 16 локтей, а между 27 августа и 3 сентября часто бывает спад примерно на 30 сантиметров. Есть мнение, что августовский подъем происходит из-за Голубого Нила и реки Атбара. Между 1 и 8 сентября работники ирригационных систем обычно отмечают максимальный подъем у Асуана. Вероятно, его причина - первая волна наводнения из Белого Нила. В середине сентября обычно приходят два небольших подъема, но в последние двадцать дней сентября, как правило, вода заметно ниже, чем в первую неделю. Последний подъем Нила редко случается позднее 21 или 25 сентября.

Вся эта вода не просто спускается по Нилу; она заливает различные водоемы. Открытие этих водоемов начинается с юга на север. Обычно это происходит между 29 сентября и 22 октября. Большие водоемы Центрального Египта не соединены с Нилом с целью сброса в реку между Асиутом и Вастой, то есть на отрезке длиной 395 − 90 = 305 км.

Местность, расположенная в середине, или Центральный Египет, широка, и потому огромное количество воды выливается из этих водоемов в низовья реки около 20 октября, из-за чего значительно поднимается Нил в Каире, и в среднем каирский водомер (на острове Рода) регистрирует годовой максимум примерно 22 октября, поэтому путеводители говорят, что Нил стоит выше всего в конце октября.

При водомере на уровне 16½ локтя в Асуане, пока наполняются водоемы, уровень на Роде (Каир) не поднимается выше 21 локтя, но так как бассейны при уровне 16½ наполняются к 10 сентября, то уровень от 16½ до 16 локтей в Асуане не гарантирует постоянного уровня на каирском водомере, поскольку большая масса воды проходит через водоемы и добирается до Каира. Поэтому мы часто видим парадокс, когда уровень воды у асуанского водомера стоит неподвижно или понижается, а в Каире при этом наблюдается неуклонный подъем.

Если уровень в Асуане держится выше 16 локтей почти до конца сентября, то опустошение водоемов сильно задерживается, так как опустошение каждого последующего водоема наполняет Нил выше 16 локтей; поэтому нижние половины водоемов не переливаются , и таким образом, когда большие водоемы Среднего Египта сбрасывают воду, они не так поднимают Нил, как в том случае, если во второй половине сентября Нил стоит ниже 16 локтей в Асуане.

В годы, такие как 1887 и 1892, которые отличаются друг от друга только датой максимального подъема в Асуане, река, наполнив водоемы за период от 15 до 20 дней вместо периода от 25 до 30 дней, доходит до Каира, настолько увеличившись в объеме, что в Каире более двух недель держится действительно опасный уровень воды в 25 локтей (средний уровень октября в Каире около 23 локтей), а с 10 сентября по 25 октября река остается на уровне от 24 до 25½ локтя, и водоемы Среднего Египта сбрасывают воду так медленно, что день начала на каирском водомере практически незаметен.

Нил имеет длину 6700 км. и течет по самым разным странам и ландшафтам, но наиболее интересная часть расположена в Египте. Здесь Нилу предстоит пройти через пустыню сахару и добраться до Средиземного моря. Это единственная река, проходящая через самую большую пустыню мира -Сахару. Его воды и плодородный ил, приносимый во время розливов Нила, сыграли решающую роль в формировании здесь древнеегипетской цивилизации и формировании верований древних Египтян, а одна из крупнейших в мире дельта дала название всем речным дельтам земли.

Но обо всем по порядку. Если Вас интересуют истоки Нила и его карта , то смотрите их в первой части статьи про Нил.

У города Хартум (в Судане) Белый Нил сливается с Голубым и река получает свое окончательное название «Нил». Примерно в 300 км вниз по течению от Хартума в Нил впадает последняя крупная притока – река Атбар. Дальше начинается Нубийская пустыня, Нилу предстоит пройти долгий путь, по жарким и засушливым землям, не приняв ни одного крупного притока.

Здесь Нил прорезает плато из твердых песчаников и часто меняет направление течения. Встречаются даже пороги, называемые здесь катарактами, всего таких порогов насчитывается 6 штук. Первый из них, если двигаться вверх по течению т.е ближайший к устью, расположен в районе города Асуана, севернее Асуанской плотины и искусственного озера Насера.

Город Асуан как и озеро Насера расположены уже на территории Египта. Про плотину и искусственное озеро еще будет сказано ниже, а пока давайте отправимся дальше вниз по течению. После плотины Нил снова течет на север. Плодородная долина Нила со всех сторон окружена пустыней и ее плодородность полностью зависит от Нила. Ширина долины колеблется в диапазоне 20-50 км.

Интересный факт примерно 2,5 миллиона лет назад долина Нила была заливом Средиземного моря. Позже в этой долине развивалась цивилизация древнего Египта.

В прибрежной полосе шириной 10-15 км проживает около 97 % от всех жителей Египта. На его берегах стоят крупные города: Хартум, Асуан, Луксор (Фивы), городская агломерация Каир-Гиза; и Александрия в дельте. Большое количество судов с туристами курсируют по Нилу от устья до Асуана.

А так река выгладит в Каире — столице Египта.

Дельта Нила

Всего в 20-тм км. на север от Каира начинается огромная дельта Нила. Площадь дельты 24 000 км. кв., что почти равно площади Крымского полуострова. Дельта растянулась вдоль побережья Средиземного моря на 260 км от Александрии до Порт-Саида. Длина ее 160 км, это одна из наиболее крупных дельт в мире, более того именно она дала название дельта всем рекам мира. Дело в том, что Нил имеет дельту в форме треугольника или цветка лотоса, древние греки увидели ее сходство с буквой? (дельта) греческого алфавита. Дельта сформировалась в результате речных наносов на месте морской бухты.

Разливы Нила

Нил без преувеличения является источником жизни для миллионов людей проживающих на его плодородных берегах. Нил не пересыхает только благодаря тому, что несет свои воды с более влажных южных регионов. Белый Нил начинается в экваториальном поясе и его питают круглогодичные дожди, уровень воды в нем высок и довольно постоянен. Но проходя через болотистую котловину Сэдд много воды из Белого Нила попросту испаряется, поэтому ниже Хартума куда большее влияние на режим реки оказывает Голубой Нил. Режим Голубого Нила характеризуется летним паводком вызванным обильными дождями выпадающими на Эфиопском нагорье. Расход воды в Ниле в это время может в 5 раз превышать показатели в межень.

До строительства плотины Нил разливался, затопляя всю долину, Голубой Нил и другие притоки с Эфиопского нагорья приносили с собой громадное количество плодородного ила, что очень хорошо сказывалось на урожаях и с давних времен обеспечивало египтян пропитанием

Асуанская плотина и озеро Насера

Разливы Нила раньше были нерегулируемыми, он мог как затопить все вокруг, так и наоборот бывали годы когда Нил не разливался достаточно и над египтянами нависала угроза голода. Древние египтяне молились богу Нила – Хапи, чтоб разлив был хорошим. Но цивилизация как говорится не стоит на месте, и было решено взять ситуацию в свои руки и построить плотину, для регулирования стока Нила. История строительства плотины довольно интересна и заслуживает отдельной статьи. Скажем только, что идею эту впервые выдвинул 11 веке Ибн ал-Хайсамом, но тогда она по понятным причинам не могла быть реализована. Строительство первой дамбы было осуществлено британцами в 1899-1902 годах. Но ее размеры оказались недостаточными, и была построена еще одна дамба: «Асуанская Верхняя Дамба» Ее строительство проводилось при помощи СССР и было закончено в 1970 году. Образовавшееся в результате затопления водохранилища озеро было названо в честь тогдашнего правителя Египта озером Насера.

Строительство дамбы преследовало положительные цели. Оно позволило предотвратить катастрофические наводнения, а многолетнее регулирование стока избежать засухи. Теперь на реке созданы хорошие условия для круглогодичного орошения. Это позволило собирать до трех урожаев на год. Кроме того Асуанская гидроэлектростанция вырабатывает большие количества электроэнергии (в 1967 году ГЭС давала половину от всей вырабатываемой в стране электроэнергии или 2,1 ГВт).

Как и при любом строительстве не обошлось без проблем. Проблемы очень интересные и заслуживают быть упомянутыми.

Заполнение озера Насера привело к затоплению ценнейших археологических памятников. Правда благодаря стараниям ЮНЕСКО удалось спасти 24 основных памятника. Они были перемещены на берега озера Насера (храм Абу-Симбел), а также в страны помогавшие эвакуации (Храм Дебод в Мадриде и Храм Dendur в Нью-Йорке).

Вот так выглядит перенесенный храм Абу-Симбел.

Было переселено более 90 000 человек.

Про переселение и храм больше сказано в фильме «Нил — священная река» из французского серила Rivers Of The World

Кроме того дамба перекрыла проход плодородному илу, сегодня он скапливается в озере повышая его уровень. Зато земли вниз по течению лишились природного удобрения, которое заменили химикаты. Происходит эрозия береговой линии не только вдоль реки, но и даже в восточном Средиземноморье. Дельта Нила уже утратила былое плодородие, кроме того отсутствие нового ила приводит к постепенному засаливанию ее северной части. С проблемами столкнулись и производители красного кирпича, которые используют глину из дельты.

Но что наиболее неожиданно, так это то, что сильно пострадали средиземноморские рыбные ресурсы. Уловы снизились почти наполовину. Оказывается, экосистема Средиземноморья сильно зависела, от потока фосфатов и силикатов из Нила.

В завершение, строительство дамбы привело к частым случаям заболевания шистосомозом, что связано с большим количеством улиток переносчиц живущих в озере. Строительство любой дамбы имеет свои негативные последствия, но Нил река особенная и в будущем проблемы только усугубятся, ведь нельзя же заменять ил химическими удобрениями вечно.

История и культура Древнего Египта не перестает привлекать своей таинственностью и многообразием. Ученые изучают древнейшую в мире цивилизацию на основе памятников архитектуры, культуры, письменности, особенностей религии и духовной жизни, традиций и записей древних историков. Судьба этого государства всегда зависела от главного источника воды – Нила. Поэтому в первую очередь ученые пытались понять, какую роль играла главная водная артерия в жизни египтян, как возникла река Нил в Древнем Египте, разлив Нила и все, что с ним связано.

«Айгюптос и Нейлос»

Знаете ли вы, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» - именно так греки называли Нил. Немного позже этим словом греки стали обозначать не только величайшую в мире реку, но и поселения людей в долине, которые располагались по ее берегам. А сам Нил стали называть «Нейлос».

Великий Геродот указывал, что Египет – это «Дар реки». Почему? Древний историк и философ объяснял, что разливаясь, Нил образовал часть суши (Геродот ее называет Дельтой), которую впоследствии заселили люди. Поэтому его определение «Дар реки» можно понимать буквально.

Слова Геродота подтвердил полководец Александра Македонского Неарх, который определил равнины около реки ее «порождением». А Павсаний – спартанский полководец времен царя Леонида – тоже отмечал, что дельту образует река Нил, а не море, как ошибочно полагали тогда историки и географы.

Однако, до сих пор истоки Нила не известны. Геродот считал, что он «зародился» от снегов, которые таяли в его верховьях. Моряки египетского царя Птолемея II намекали, что разливался Нил в период ливней на Эфиопском нагорье. А мореплаватели проникли дальше, чем кто-либо другой из путешественников древности – в южную часть страны. В о всяком случае, Птолемей утверждал, что исток Нила расположен в Лунных горах, и так считалось до Нового времени или Новой истории, которая началась в эпоху Возрождения.

Покровителем Нила у древних египтян считался бог Хапи. В классической же живописи и скульптуре Нил было принято изображать, как божество с закрытой тканью головой. Ткань была задрапирована, что означало «неведомость» происхождения.

У самой знаменитой статуи божества, которая была найдена в начале XVI века, на голове был венок из цветов лотоса и пшеничных колосьев. В руке возлежащий бог держал рог изобилия, тем самым олицетворяя Нил, как источник благ и хлеба для египтян. Скульптуру создал мастер эпохи Флавиев – династии римских императоров, которые правили Римской Империей в I столетии нашей эры.

"Ахет"

Нил разливался в июле, и длился этот период почти четыре месяца. Четырехмесячный разлив реки стоял в древнеегипетском календаре, как первое время года - «ахет». Жизнь египтян, которая в первую очередь зависела от разлива Нила и уровня его воды, и определила существующий тогда календарь, состоящий всего из трех времен года.

Когда наступал «ахет», то сельскохозяйственные и земледельческие работы прекращались. Это было время религиозных праздников. Разлившийся Нил представлял собой красочную картину: по его водам плыли праздничные суда и грузовые корабли.

Во время «ахета» велись строительные работы по восстановлению и возведению пирамид и гробниц повелителей, а также великолепных храмов . По одной из теорий, на такие работы пригоняли тысячи крестьян, фермеров и пахарей, которые вынуждены были гнуть спины, чтобы не угодить под кнут надсмотрщиков. Эта версия имеет место быть, но не однозначна: есть еще версии о наемных рабочих. А также об исполинах-атлантах, которые построили пирамиды намного раньше зарождения Египта. А во время «ахета» местные жители только реконструировали постройки, используя в качестве строительного материала обломки и глыбы от древних строений.

"Перет и Шему"


Второе время года называлось «перет», что означало «выхождение» или «сезон посева
». На полях появлялись и прорастали всходы. Чтобы их поливать, египтяне проводили каналы и канавки, в которых «хранилась» вода, накопленная во время «ахет». Поливать будущий урожай приходилось несколько месяцев, ведь в Египте, как и в наше время, так и тогда дождей практически не наблюдалось.

Наконец, начиналась уборка урожая – «шему». Этому сезону сопутствовала «засуха», когда с пустыни дул сильный ветер «хамсин». Он дул пятьдесят дней подряд и приносил с собой песчаные бури. Хамсин начинался в мае, а заканчивался как раз к следующему «ахет».

Наступлению «нового» года египтяне приписывали появление Сириуса («Сопдет» по-египетски). Самая яркая звезда на небе сияла в восточной части небосклона, как раз в тот момент, когда солнце должно было восходить из-за горизонта. Появление Сириуса всегда совпадало с подъемом уровня воды Нила.

Система усовершенствования


На протяжении многих веков Нил и его водный режим остаются неизменными. Только в конце XIX века, во время правления вице-короля Египта Мухаммеда Саид-паша, были проведены грандиозные работы по расширению оросительных каналов. В связи с этим увеличились посевы хлопка, который стал теперь одной из главных статей экспорта в другие страны.

Суэцкий канал, построенный в 1869 году, усилил зависимость Египетского государства от других держав. Когда из-за низководья Нила в 1878 году случился неурожай, повлекший за собой голод, произошли народные восстания. Многие европейцы, жившие в Египте, были убиты. Как следствие, развязалась война, которую начала Великобритания и Египет фактически превратился в английскую колонию.

Для английской промышленности начался новый этап – расширение плантаций хлопка. Для этого надо было провести ряд работ по изменению водного режима главной египетской артерии. Сначала были построены три плотины:

  • Асуанская;
  • Асиутская;
  • Калиубская.

Однако в 1936 году Асуанскую плотину пришлось надстроить, чтобы расширить сеть каналов. Правда, в нильской долине стали выращивать сахарный тростник и пальмы. Но урбанизация и сельские поселения постепенно стали оттеснять «зеленую» полосу.

В 1971 году была построена новая Асуанская плотина, кстати, не без участия специалистов из СССР. В связи с новшеством уровень воды в реке стабилизировался. Перед плотиной возникло водохранилище, которое вмещает всю массу нильской воды в период его разлива.

Благодать Нила

Ил со дна великой реки содержал много полезных веществ и минералов, благодаря чему почва была благодатной для засева многих культур. Земля, «напитанная» илом, была рыхлой и отлично поддавалась обработке. В связи с этим в Египте рано развилось земледелие, и затем сельскохозяйственное производство. Жители Египта держали домашний скот: овец, коз, быков. Скотоводством занимались и на общегосударственном уровне.

Кроме того, что в Ниле водилось множество рыбы, а также священные гиппопотамы и крокодилы, он давал жизнь буквально всему: и деревьям, и растениям, и животным, и птицам. Около Мемфиса был парк, в котором птиц и зверей было так много, что здесь устраивали охоту. В заводях реки рос лотос и папирус, а в ее долине произрастали пальмы: кокосовые, финиковые, а также виноградные и фруктовые деревья. Даже в пустыне обитали дикие животные: гепарды, шакалы, львы и страусы.

Итак, Нил и в древности, и сегодня имеет огромное значение для страны и ее жителей. Помимо того, что это транспортная артерия, река является еще и главным источником пресной воды. К тому же, Нил необычайно красив. Ежегодно посмотреть на его великолепие приезжают тысячи туристов.

Экскурсия по Нилу – одна из самых запоминающихся и интересных. Путешествие на теплоходе по священной реке оставит массу незабываемых впечатлений от древнейшей страны, полной загадок, легенд и мифов. Страны вечных песков и вечных пирамид, имя которой – Египет!

Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева



Loading...Loading...