Кто входит в опек. Все о нефти

В средствах массовой информации то и дело появляется такая аббревиатура, как ОПЕК. Цели этой организации заключаются в регулировании рынка черного золота. Структура является достаточно важным игроком на мировой арене. Но так ли все радужно на самом деле? Одни специалисты придерживаются мнения о том, что именно члены ОПЕК контролируют ситуацию на рынке «черного золота». Однако другие считают, что организация является лишь прикрытием и «куклой», манипулируя которой более мощные державы лишь усиливают свою власть.

Общеизвестные факты

Именно Организация стран-экспортеров нефти имеет обозначение ОПЕК. Более точная расшифровка названия этой структуры на английском языке звучит, как Organization of Petroleum Exporting Countries. Суть деятельности структуры заключается в том, что она позволяет государствам, где основополагающим сектором экономики является добыча черного золота, влиять на рынок нефтепродуктов. То есть одной из главных задач организации является установление той стоимости за баррель, которая выгодна крупным игрокам рынка.

Члены объединения

На данный момент членами ОПЕК являются тринадцать государств. Объединяет их только одно - наличие залежей горючей жидкости. Основными участниками организации являются Иран, Ирак, Катар, Венесуэла и Саудовская Аравия. Последняя имеет наибольший авторитет и влияние в сообществе. Среди латиноамериканских держав представителем данной структуры, помимо Венесуэлы, является Эквадор. Самый жаркий материк включил в себя следующие страны, входящие в ОПЕК:

  • Алжир;
  • Нигерия;
  • Ангола;
  • Ливия.

Со временем членство приняли еще пара ближневосточных государств, таких как Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Однако, несмотря на такую географию, страны, входящие в ОПЕК, организовали штаб-квартиру в столице Австрии - Вене. На сегодняшнее время именно эти экспортеры нефти держат под контролем сорок процентов от общего рынка.

Историческая подоплека

История создания ОПЕК начинается со встречи мировых лидеров по экспорту черного золота. Это были пять государств. Местом их собрания стала столица одной из держав - Багдад. То, что подвигло страны на объединение, объясняется очень просто. Одним из влияющих на данный процесс факторов является явление деколонизации. Как раз в то время, когда процесс активно развивался, и решили собраться страны. Случилось это в сентябре 1960 года.

На собрании обсуждались пути выхода из-под контроля мировых корпораций. На тот момент многие земли, которые находились в зависимости от метрополий, стали освобождаться. Направление политическому режиму и экономике теперь могли они задавать самостоятельно. Свобода решений - вот, чего хотели добиться будущие члены ОПЕК. Цели зарождавшейся организации включали в себя стабилизацию стоимости горючего вещества и организацию своей зоны влияния на этом рынке.

На тот момент на рынке черного золота наиболее авторитетные позиции занимали компании с Запада. Это Exxon, Chevron, Mobil. Именно эти крупнейшие корпорации предложили сделать цену за баррель на порядок ниже. Они объяснили это совокупностью издержек, влияющих на нефтяную ренту. Но так как в те годы мир особо не испытывал нужды в нефти, то и спрос был ниже предложения. Допустить реализации данного предложения державы, из объединения которых вскоре возникнет организация стран-экспортеров нефти, попросту не могли.

Рост сферы влияния

Первым делом необходимо было уладить все формальности и организовать работу структуры по образцу. Первая штаб-квартира ОПЕК находилась в столице Швейцарии - Женеве. Но через пять лет после учреждения организации Секретариат был перенесен в австрийскую Вену. На протяжении последующих трех лет разрабатывались и формировались положения, отражающие права членов ОПЕК. Все эти принципы были объединены в Декларацию, которую приняли на заседании. Главная суть документа заключается в подробном разъяснении возможностей государств в плане контроля национальных природных ресурсов. Организация приобрела широкую огласку. Это привлекло вхождение в состав структуры новых членов, которыми выступили Катар, Ливия, Индонезия и Объединенные Арабские Эмираты. Позже организацией заинтересовался еще один крупный экспортер нефти - Алжир.

Штаб-квартира ОПЕК передала право на контроль над добычей правительствам стран, входящих в структуру. Это было правильным ходом и обусловило то, что в семидесятых годах прошлого столетия влияние на мировом рынке черного золота ОПЕК было очень большим. Это подтверждается тем, что цена за баррель данного горючего вещества напрямую зависела от решения этой организации.

В семьдесят шестом году новыми задачами обросла работа ОПЕК. Цели получили новое направление - это ориентация на международное развитие. Последнее решение повлекло за собой возникновение Фонда ОПЕК. Политика организации приобрела несколько обновленный вид. Это привело к тому, то желающими вступить в ОПЕК стали еще несколько государств - африканские Нигерия, Габон и латиноамериканский Эквадор.

Дестабилизацию в работу организации внесли восьмидесятые годы. Это обусловлено падениями цен на черное золото, при том что до этого оно достигало максимальных отметок. Это привело к тому, что доля в мировом рынке стран-членов ОПЕК снизилась. По мнению аналитиков, данный процесс привел к ухудшению экономического положения в этих государствах, так как на продаже этого горючего держится данный сектор.

Девяностые годы

В начале девяностых годов ситуация приобрела обратный характер. Стоимость барреля увеличилась, и доля организации в глобальном сегменте также расширилась. Но на это также были свои причины. К ним можно отнести:

Однако даже такое улучшение не удовлетворило членов организации. По их прогнозам, рост цен на черное золото должен был быть на порядок выше. Преградой на пути к ожидаемому стала нестабильная экономическая ситуация в странах Юго-Восточной Азии. Кризис продлился с девяносто восьмого по девяносто девятый год.

Но в то же время значительным преимуществом для государств, экспортировавших нефть, стало развитие промышленной сферы. В мире появилось огромное количество новых производств, ресурсами работы которых было именно данное горючее вещество. Условия для роста цены барреля нефти создали также интенсивные процессы глобализации и энергоемкие бизнесы.

В структуре организации также намечались некоторые изменения. На место Габона и приостановившего свою работу в составе структуры Эквадора пришла Российская Федерация. Статус наблюдателя для этого крупнейшего экспортера черного золота стал значительным плюсом для авторитета организации.

Новое тысячелетие

Постоянными колебаниями экономики и кризисными процессами ознаменовалось новое тысячелетие для ОПЕК. Нефть в цене то падала до минимального уровня, то взлетала до заоблачных цифр. На первых порах ситуация была достаточно стабильной, отмечалась плавная положительна динамика. В 2008 году организация обновила состав, членство в ней приняла Ангола. Но в этом же году кризисные факторы резко ухудшили положение. Это проявлялось в том, что цена за баррель нефти упала до планки двухтысячного года.

В последующие два года стоимость черного золота немного выровнялась. Она стала максимально комфортной как для экспортеров, так и для покупателей. В 2014 году вновь активизировавшиеся кризисные процессы опустили стоимость горючего вещества до величины, которая была в нулевом. Но, несмотря на всё, ОПЕК стойко переживает все трудности мировой экономики и продолжает влиять на рынок энергетических ресурсов.

Основные цели

Для чего создана ОПЕК? Цели организации представляют собой сохранение и приумножение текущей доли на глобальном рынке. Кроме того, структура оказывает влияние на установление цен. В целом данные задачи ОПЕК были установлены еще при создании организации и существенных изменений в направлении деятельности не произошло. Те же задачи можно назвать миссией данного объединения.

Текущие цели ОПЕК заключаются в следующем:

  • улучшение технических условий, позволяющих облегчить добычу и транспортировку черного золота;
  • целесообразное и эффективное вложение дивидендов, полученных от реализации нефти.

Роль организации в мировом сообществе

Структура зарегистрирована в Организации Объединенных Наций под статусом межправительственной организации. Именно ООН сформировала некоторые функции ОПЕК. Объединение имеет свое слово в решении некоторых вопросов, касающихся мировой экономики, торговли и общества.

Ежегодно проводится собрание, на котором представители от правительств стран-экспортеров нефти обсуждают дальнейшее направление работы и стратегию деятельности на мировом рынке.

Сейчас государства, входящие в организацию, занимаются добычей шестидесяти процентов от общего объема нефти. По расчетам аналитиков - это не максимальный уровень, которого они могут достичь. На полную разрабатывает свои хранилища и реализует запасы лишь Венесуэла. Однако на этот счет в объединении до сих пор не могут прийти к консенсусу. Одни считают, что добывать возможный максимум необходимо, чтобы не допустить увеличения влияния Соединенных Штатов на мировом энергетическом рынке. По мнению других, увеличение объемов добычи ведет лишь к росту предложения. В этом случае снижение спроса повлечет за собой снижение цен на данное горючее вещество.

Структура организации

Главным лицом организации является генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо. За все то, что решит Конференция государств-участниц, отвечает именно эта персона. В то же время Конференция, созывающаяся дважды в год, представляет собой ведущий управленческий орган. Во время своих собраний члены объединения занимаются решением следующих вопросов:

  • рассмотрение нового состава участников - предоставление членства какой-либо стране обсуждается сообща;
  • кадровые перестановки;
  • финансовые моменты - разработка бюджета.

Разработкой вышеперечисленных проблем занимается специализированный орган, который носит название Совет Управляющих. Помимо него в структуре организации свое место занимают отделы, каждый из которых изучает определенный круг тем.

Важным понятием в организации работы ОПЕК является также «корзина цен». Именно это определение играет ключевую роль в политике ценообразования. Смысл «корзины» очень прост - это усредненное значение между стоимостью горючего вещества различных марок. Марка нефти устанавливается, в зависимости от добывающей страны и сорта. Топливо делят на «легкое» и «тяжелое».

Также рычагом влияния на рынок являются квоты. Что они из себя представляют? Это ограничения на добычу черного золота в сутки. Например, в том случае, если квоты уменьшаются, возникает дефицит. Спрос начинает превышать предложение. Соответственно, благодаря этому цену на горючее вещество можно увеличивать.

Перспективы дальнейшего развития

То, сколько стран в ОПЕК, сейчас не означает, что этот состав является окончательным. Аббревиатура полностью объясняет цели и задачи организации. Следовать той же политике хотят и множество других государств, которые ждут одобрения на членство.

Современные аналитики считают, что в скором времени не только страны-экспортеры нефти будут диктовать условия на энергетическом рынке. Скорее всего, направление в будущем будут задавать импортеры черного золота.

То, насколько комфортными будут условия импорта, определит и развитие национальных экономик. То есть если в государствах будет развит сектор промышленности, то это вызовет стабилизацию цен на черное золото. Но в том случае, если производства потребуют чрезмерных расходов топлива, будет иметь место постепенный переход на альтернативные источники энергии. Некоторые предприятия могут быть просто ликвидированы. Это вызовет снижение цен за баррель нефти. Так, можно сделать вывод, что наиболее разумным решением является поиск компромисса между защитой собственных национальных интересов и стран-экспортеров нефти.

Другие специалисты рассматривают такую ситуацию, что товара-заменителя для данного горючего вещества не будет. Это позволит значительно укрепить влияние государств-экспортеров на мировой арене. Так, даже несмотря на кризисные и инфляционные процессы, спад цен не будет особо существенным. При том что некоторые месторождения разрабатываются достаточно медленно, спрос будет всегда превышать предложение. Это также поможет данным державам пользоваться большим авторитетом и в политической сфере.

Проблемные моменты

Основной проблемой организации является разница в положении стран-участниц. Например, Саудовская Аравия (ОПЕК) отличается низкой плотностью населения и в то же время огромными залежами «черного золота». Также особенностью экономики страны является инвестирование со стороны других государств. У Саудовской Аравии налажены партнерские связи с западными компаниями. В противовес ей есть такие страны, которые имеют достаточно большое количество жителей, но при этом низкий уровень развития экономики. А так как любой проект, связанный с энергетикой, требует больших вложений, то государство постоянно находится в долгах.

Еще одной проблемой является то, что прибыль, полученную от реализации черного золота, нужно уметь правильно распределить. В первые годы после формирования ОПЕК члены организации тратили финансы направо и налево, кичась своим богатством. Сейчас это считается дурным тоном, поэтому расходоваться средства стали более грамотно.

Еще одним моментом, с которым борются некоторые страны и что является одной из главных задач на сегодняшний момент, можно назвать техническую отсталость. В отдельных государствах до сих пор присутствуют пережитки феодального строя. Индустриализация должна оказать большое влияние не только на развитие энергетической отрасли, но и на качество жизни людей. Многим предприятиям данной сферы не хватает квалифицированных рабочих.

Но главной особенностью всех стран-участниц ОПЕК, равно как и проблемой, является их зависимость от добычи черного золота.

Цели и задачи ОПЕК

Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;
  • Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;
  • Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;
  • Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;
  • Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;
  • Обеспечивание охраны среды;
  • Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.

Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую , также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.

Совместные трудности становления всех государств ОПЕК

Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.

Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.

2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.

Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.

4 неувязкой считается недостающая государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.


Россия и ОПЕК

Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.

Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата .

Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный . Это - самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.

Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.

Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии

ОПЕК и ВТО

Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.

В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.

Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления - во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и , что противоречит основам независимой торговли и ВТО.

Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов - как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.

Предпосылкой для создания Организации Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК, исходная аббревиатура на английском языке — OPEC) стало отсутствие возможности у государств Ближневосточного региона и Среднего востока самостоятельно противостоять неоколонистской политике, проводимой вопреки их интересам, а также перенасыщение мирового рынка нефтью. Результат — резкое снижение цен и устойчивая тенденция для дальнейшего падения. Колебания стоимости нефти стали ощутимы для устоявшихся экспортеров, были неконтролируемы, а последствия непредсказуемы.

Чтобы избежать кризиса и спасти экономику представители правительств заинтересованных сторон Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились в Багдаде (10 — 14 сентября 1960), где приняли решение учредить Организацию Стран Экспортеров Нефти. Спустя полвека для мировой экономики это объединение остается одним из самых влиятельных, но уже не ключевым. Количество стран ОПЕК периодически изменялось. Теперь это 14 государств-нефтедобытчиков .

Историческая справка

До Багдадской конференции цены на «черное золото»; диктовал нефтяной картель из семи нефтяных компаний западных держав, называемый «семь сестер». Став членами объединения ОПЕК, страны-участники организации совместными усилиями могли влиять на ценообразование и объем реализации нефти. История развития организации поэтапно выглядит следующим образом:

  • Август 1960 г. Цена падает до критической отметки после выхода на нефтяную арену новых игроков (СССР и США).
  • Сентябрь 1960 г. В Багдаде проводится встреча представителей Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Последняя выступила инициатором создания организации ОПЕК.
  • 1961-1962 г. вхождение Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962).
  • 1965 г. Начало сотрудничества с Экономическим и Социальным советом ООН.
  • 1965-1971 г. Численность объединения пополнилась за счет вступления Арабских Эмиратов (1965), Алжира (1969), Нигерии (1971).
  • 16 октября 1973 г. Введение первой квоты.
  • 1973-1975 вступление в организацию Эквадора (1973) и Габона (1975).
  • 90-е годы. Выход из ОПЕК Габона (1995 г.) и добровольное приостановление участия Эквадора (1992 г.).
  • 2007-2008 г. Возобновление деятельности Эквадора (2007), приостановка членства Индонезии (январь 2009 стала импортером). Вхождение в союз Анголы (2007). Наблюдателем становится Российская Федерация (2008 г.) без обязательства получить членство.
  • 2016г. Индонезия возобновила членство в январе 2016 года, но решила вновь приостановить свое членство 30 ноября того же года.
  • июль 2016 г. Габон вновь присоединился к организации.
  • 2017 г. присоединение Экваториальной Гвинеи.

В течение 10 лет с момента основания члены ОПЕК ощущали стремительный экономический подъем, пик которого приходится на 1974-1976 гг. Однако следующее десятилетие ознаменовано очередным падением цен на нефть, причем вдвое. Несложно отследить взаимосвязь описанных периодов с переломными моментами истории мирового развития.

ОПЕК и мировой рынок нефти

Объект деятельности ОПЕК нефть, а если быть точным, ее стоимость. Возможности, которые предоставляет совместное управление сегментом рынка нефтепродуктов, позволяют:

  • защищать интересы государств, входящих в состав организации;
  • обеспечивать контроль стабильности стоимости нефти;
  • гарантировать бесперебойные поставки потребителям;
  • обеспечить экономике стран-участников стабильный доход от нефтедобычи;
  • прогнозировать экономические явления;
  • вырабатывать единую стратегию развития отрасли.

Имея возможность контролировать объемы реализуемой нефти, организация ставит перед собой именно эти цели. Сейчас уровень добычи странами-участниками составляет 35% или 2/3 от общего количества. Все это возможно благодаря четко выстроенному, отлаженному механизму.

Структура ОРЕС

Организовано сообщество таким образом, чтобы принятые решения не противодействовали интересам ни одной из стран участников ОПЕК. Структурированная схема с учетом значимости подразделений выглядит так:

  • Конференция ОПЕК.
  • Секретариат с генеральным секретарем во главе.
  • Совет управляющих.
  • Комитеты.
  • Экономическая комиссия.

Конференция — это собрание, проводимое два раза каждый год, на котором министры стран членов ОПЕК обсуждают ключевые стратегические аспекты и принимают решения. Здесь же назначаются представители, по одному от каждого входящего государства, которые формируют совет управляющих.

Секретариат назначается в результате совещания комиссии, а задачей генерального секретаря является представление позиции организации при взаимодействиях с другими объединениями. Какая бы страна не входила в ОПЕК, ее интересы представит один человек (генсекретарь). Все его действия — продукт принятых руководством организации решений после коллегиального обсуждения на конференции.

Состав ОПЕК

В ОПЕК входят страны, финансовое благополучие которых напрямую зависит от колебаний мирового нефтерынка. Подать заявку может любое государство. На сегодняшний день геополитический состав организации выглядит следующим образом.

Страны Азии и Аравийского полуострова в ОПЕК

Эта часть карты мира представлена в ОПЕК Ираном, Саудовской Аравией, Кувейтом, Ираком, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и Индонезией (до выхода в январе 2009). Хотя последняя имеет иное географическое расположение, ее интересы непрерывно пересекаются с другими азиатскими партнерами с момента возникновения Азиатско-Тихоокеанского форума Экономического Сотрудничества (АРЭС).

Для стран на Аравийском полуострове характерно монархическое правление. Противостояния не прекращаются веками, а с середины ХХ века люди гибнут за нефть по всему миру. Череда конфликтов лихорадит Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию. Войны разжигаются, чтобы дестабилизировать нефтяной рынок, и как следствие увеличить количество зарабатываемых нефтедолларов, увеличив спрос на нефть.

Страны Южной Америки, входящие в ОПЕК

Латинская Америка представлена Венесуэлой и Эквадором. Первая — инициатор создания ОПЕК. Государственные долги Венесуэлы за последние годы выросли. Причина — политическая нестабильность и падение цен на мировом нефтяном рынке. Это государство процветало, только если стоимость барреля нефти была выше среднего показателя.

Эквадор также нестабилен ввиду наличия госдолга в 50% от ВВП. А в 2016 г. правительству страны пришлось по результатам суда заплатить 112 млн. дол. американских корпораций Chevron за невыполнение обязательств принятых 4 десятка лет назад, в рамках разработки южноамериканских нефтяных месторождений. Для небольшого государства это значительная часть бюджета.

Страны Африки и ОПЕК

Действия ОПЕК защищают благосостояние 6 стран Африки из 54. А именно, интересы:

  • Габона;
  • Экваториальной Гвинеи;
  • Анголы;
  • Ливии;
  • Нигерии;
  • Алжира.

Этому региону присущи высокие показатели численности населения, а также безработица и количество людей, находящихся за чертой бедности. Опять же виной тому низкая цена барреля нефти, высокий уровень конкуренции и перенасыщение нефтяного рынка сырьем.

Квоты ОПЕК- рычаги влияния на мировую экономику

Квота добычи сырья — это установленная для членов сообщества норма экспорта нефти. Октябрь 1973 года стал моментом подписания соглашения о снижении выпуска на 5%. Принятое решение об изменении объема добычи предполагало поднятие цены на 70%. Эти шаги стали последствием развязывания «войны Судного дня», в которой участвовали Сирия, Египет, Израиль.

Очередным соглашением о снижении уровня добычи нефти, принятым на следующий день после введения первой квоты. В адрес США, Японии и некоторых Западноевропейских стран было наложено эмбарго. В течение месяца вводились и отменялись квоты, определяющие кому, сколько баррелей нефти в день выставлять на продажу, по какой цене продавать добытое сырье.

За десятилетия практика неоднократно подтверждала эффективность этих рычагов воздействия, доказывая мощь сообщества экспортеров. Решения ОПЕК о добыче нефти принимаются после обсуждения вопроса представителями стран-участников организации.

Россия и ОПЕК

Влияние сообщества экспортеров за последние годы снизилось, что привело к невозможности вести монопольную политику, навязывая другим невыгодные условия. Это стало возможным после выхода на арену нефтедобытчиков из Китая, Соединенных Штатов, Российской Федерации. Для того чтобы действия сообщества стран-экспортеров нефти были подконтрольными (не выходили за рамки, когда могли бы нанести вред государствам, не имеющим членства), Российская Федерация в лице правительства взяла на себя роль наблюдателя. Россия является официальным наблюдателем в ОПЕК, одновременно представляя собой противовес. Она имеет возможность снизить цену барреля методом увеличения уровня добычи, тем самым повлиять на мировой рынок.

Проблемы ОПЕК

Основные сложности, с которыми приходится бороться, заключены в следующих тезисах:

  • 7 из 14 членов находятся в состоянии войны.
  • Технологическое несовершенство, отставание от прогресса, феодальный атавизм государственного строя некоторых стран-участников.
  • Необразованность, отсутствие квалифицированных кадров на всех уровнях производства большинства стран-участников.
  • Финансовая безграмотность правительств большинства стран — членов OPEC, неспособных достойным образом распорядиться крупной прибылью.
  • Рост влияния (сопротивление) государств, не входящих в число членов коалиции.

Под действием этих факторов ОРЕС перестал быть лидирующим регулятором стабильности сырьевого рынка и ликвидности нефтедоллара.

Страны, входящие в ОПЕК

Штаб-квартира Вена , Австрия Тип организации Международная организация Официальные языки английский Руководители Президент Мохаммед Салех аль-Сада Генеральный секретарь Мохаммед Сануси Баркиндо Основание Основание 10-14 сентября 1960 года Начало деятельности январь 1961 года opec.org Организация стран - экспортёров нефти
The Organization of the Petroleum Exporting Countries на Викискладе

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится ~35 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Доказанные запасы нефти стран, входящих в ОПЕК, в настоящее время составляют 1199,71 миллиарда баррелей.

Цели организации

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть , обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль .

Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Структура организации

Высшим органом организации является Конференция стран-участниц, созываемая, как правило, 2 раза в год. Конференция решает вопросы приёма новых членов, утверждает состав Совета управляющих, бюджет и финансовый отчёт, назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора.

Совет управляющих подготавливает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, являющегося постоянно действующим органом. Секретариат проводит исследования и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, осуществляет контроль над исполнением принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК. В его состав входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы .

История

1960-е годы

Организация стран - экспортёров нефти была основана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана , Ирака , Кувейта , Саудовской Аравии и Венесуэлы .

Для 1960-х годов был характерен процесс деколонизации и образования новых независимых государств. В этот период в мировой нефтедобыче господствовали семь крупнейших транснациональных компаний , так называемые «Семь сестёр »: Exxon , Royal Dutch Shell , Texaco , Chevron , Mobil , Gulf Oil и British Petroleum . ОПЕК была учреждена после того, как картель «Семь сестер» в одностороннем порядке снизил закупочные цены на нефть , исходя из которых они выплачивали налоги и ренту за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам .

Целью создания организации явилось стремление новых независимых государств получить контроль над своими ресурсами и их эксплуатацией с учётом национальных интересов. В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и поэтому одной из целей создания ОПЕК было предотвращение дальнейшего падения цен . ОПЕК разработала своё коллективное видение добычи нефти и создала Секретариат организации, который вначале располагался в Женеве , а с 1 сентября 1965 года - в Вене .

В 1968 году ОПЕК приняла Декларацию «О нефтяной политике стран - членов ОПЕК», в которой подчеркивалось неотъемлемое право всех стран на осуществление постоянного суверенитета над своими природными ресурсами в интересах их национального развития.

В течение 1960-х годов количество стран - членов ОПЕК выросло вдвое за счёт присоединения ещё пяти нефтедобывающих стран: Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962), Объединённых Арабских Эмиратов (1967), Алжира (1969).

B ноябре 1962 года ОПЕК была зарегистрирована в Секретариате OOH как полноправная межправительственная организация . B 1965 ОПЕК установила официальные отношения c Экономическим и Социальным советом OOH , стала участником Конференции OOH по торговле и развитию .

1970-е годы

В течение этого десятилетия влияние ОПЕК на мировой рынок существенно выросло за счёт того, что правительства стран - членов ОПЕК взяли под свой контроль производство нефти на своей территории.

В 1970-х годах ОПЕК превратилась во влиятельную организацию на рынке нефти, от политики которой значительно зависели цены на сырую нефть . Этому способствовали два важнейших события в мире: эмбарго на поставку нефти арабскими странами в 1973 году и начало иранской революции в 1979 году.

ОПЕК расширила свои полномочия, начиная с первой встречи на высшем уровне глав государств и правительств в Алжире в 1975 году. ОПЕК призвала к новой эре сотрудничества в международных отношениях в интересах мирового экономического развития и стабильности. Это привело к созданию Фонда ОПЕК по международному развитию в 1976 году. Страны-члены предприняли амбициозные социально-экономические схемы развития.

В период 1970-х годов число стран членов ОПЕК выросло до 13 к 1975 году за счёт: Нигерии (1971), Эквадора (1973) и Габона (1975).

21 декабря 1975 года штаб-квартира ОПЕК была захвачена группой из шести вооружённых террористов во главе с Карлосом Шакалом . В результате погибли три человека: австрийский полицейский, член делегации Ливии и иракский сотрудник безопасности .

1980-е годы

В начале этого десятилетия цены на нефть достигли рекордного уровня, однако затем стали снижаться и в 1986 году достигли минимума около 10 долларов США за баррель вследствие превышения предложения над спросом и снижения потребления углеводородного сырья за счёт замены источников энергии.

Доля стран - членов ОПЕК в мировом производстве нефти сильно снизилась, общая выручка от продажи нефти снизилась на треть от ранее достигнутого уровня, что вызвало серьёзные экономические трудности для многих стран - членов организации.

Благодаря принятым мерам в рамках организации, цены удалось стабилизировать на уровне примерно равном половине уровня цен начала 1980-х, а доля стран - членов ОПЕК в условиях вновь растущего мирового производства начала восстанавливаться. Этого удалось добиться, благодаря согласованию и установлению квот добычи нефти для стран - членов ОПЕК и установления механизма ценообразования на основе корзины ОПЕК . В эти же годы удалось установить диалог и наладить сотрудничество со странами, которые не являются членами ОПЕК.

1990-е годы

Цены в течение этого десятилетия менялись менее драматично по сравнению с предыдущим. Благодаря своевременным действиям ОПЕК удалось избежать кризиса поставок нефти в связи с военными событиями на Ближнем Востоке 1990-1991 года . Однако чрезмерная волатильность и общая слабость цен преобладали в это десятилетие вследствие экономического спада в Юго-Восточной Азии и мягкой зимы в Северном полушарии в 1998-1999 годах. Тем не менее, в мире наблюдался стабильный подъём, который возник благодаря большей интеграции рынка нефти, который учёл изменения, произошедшие в мире после распада СССР и краха социалистической системы. Для этого периода также характерным явились нарастающие процессы глобализации , революция в средствах связи и других высокотехнологичных направлениях. Серьёзные изменения произошли в вопросах диалога между производителями и потребителями нефти, а также в вопросах взаимоотношений между странами-членами ОПЕК и не членами ОПЕК. После Саммита Земли 1992 года под эгидой Организации Объединенных Наций набирают обороты переговоры по изменению климата. В этих условиях ОПЕК стремится сбалансировать поставки нефти на мировой рынок.

В течение этого десятилетия произошло изменение состава ОПЕК: Габон вышел из ОПЕК, а Эквадор приостановил своё членство в организации до октября 2007 года.

В начале декабря 2018 года власти Катара решили выйти ОПЕК и целиком сосредоточиться на добыче природного газа и производстве сжиженного газа .

«Корзина» ОПЕК

Термин «корзина» ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) был официально введен 1 января 1987 года. Цена «корзины» определяется как средний арифметический показатель физических цен следующих сортов нефти: Arab Light (Саудовская Аравия), Basra Light (Ирак), Bonny Light (Нигерия), Es Sider (Ливия), Girassol (Ангола), Minas (Индонезия), Iran Heavy (Иран), Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуэла), Murban (ОАЭ), Oriente (Эквадор), Qatar Marine (Катар), Saharan Blend (Алжир).

Историческим максимумом для «корзины» ОПЕК является ценовая отметка $140,73 за баррель , зарегистрированная 3 июля 2008 года.

В марте 2008 года в корзину включили Oriente (Эквадор). В январе 2009 года из корзины была исключена Minas (Индонезия), а вместо BCF 17 (Венесуэла) в корзину включили Merey (Венесуэла). С января 2016 года в корзину снова была включена Индонезия. Таким образом, в настоящее время цена корзины ОПЕК определяется как средний арифметический показатель физических цен 13 вышеупомянутых сортов нефти, добываемой странами картеля.

Квоты ОПЕК

Квоты ОПЕК и добыча нефти по странам, тысячи баррелей в день
Страна Квота (01/07/05) Добыча (03/16) Добыча (05/16) Добыча (06/16) Возможность добычи
Алжир Алжир 894 1084 1 080 1 085 1 430
Ангола Ангола 1 900 1 776 1 773 1 773 1 700
Индонезия Индонезия - нет данных
Иран Иран 4 110 3 291 3 562 3 644 3 750
Ирак Ирак 4 189 4 281 4 217
Кувейт Кувейт 2 247 2 772 2 740 2 800 2 600
Ливия Ливия 1 500 345 296 332 1 700
Нигерия Нигерия 2 306 1 722 1 424 1 523 2 250
Катар Катар 726 664 659 662 850
Саудовская Аравия Саудовская Аравия 10 099 10 120 10 241 10 308 10 500
ОАЭ ОАЭ 2 444 2 682 2 826 2 914 2 600
Венесуэла Венесуэла 3 225 2 320 2 188 2 095 2 450
Всего 31 422 32 251 32 361 32 643 32 230
Данные по странам ОПЕК на март 2012 г.
Алжир Ангола Эквадор Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия ОАЭ Венесуэла Итого:
Население (млн человек) 36,30 19,05 14,31 75,35 32,44 3,57 6,56 159,64 1,70 26,11 4,74 28,95 408,72
Площадь (1000 км²) 2 382 1 247 281 1 648 438 18 1 760 924 11 2 150 84 916 11859
Плотность населения (жителей на км²) 15 15 51 46 74 198 4 173 155 12 56 32 34,47
ВВП на душу населения (долл.) 4 488 4 478 3 984 4 741 3 881 36 820 11 314 1 213 75 643 16 996 56 812 10 223 -
ВВП в рыночных ценах (млрд долл.) 162,92 85,31 57,00 357,22 125,90 131,32 74,23 193,67 128,59 443,69 269,10 295,96 2 324,91
Стоимость экспорта (млрд долл.) 57,80 49,26 17,37 83,79 52,08 65,98 46,31 70,58 72,05 235,34 198,36 65,79 1 014,71
Экспорт нефти (млрд долл.) 38,30 47,24 9,65 71,57 51,15 61,67 41,87 61,80 29,28 196,19 74,03 62,32 745,07
Сальдо платежного баланса (млрд долл.) 15,10 −1,04 −0,43 21,56 6,90 43,14 16,16 7,83 38,79 23,27 14,38 8,56 -
Доказанные запасы нефти (млрд барр.) 12,20 9,50 7,21 151,17 143,10 101,50 47,10 37,20 25,38 264,52 296,50 211,17 -
Добыча нефти (1000 б/д) 1 190 1 691 476 3 544 2 358 2 312 1 487 2 048 733 8 166 2 324 2 854 29 213
НПЗ мощности (1000 б/д) 652 39 188 1 741 800 936 380 445 80 2 109 466 982 8 818
Производство нефтепродуктов (1000 б/д) 631,5 47,0 185,1 1 743,3 513,2 892,7 545,8 249,4 133,0 1 914,0 355,4 1 414,8 8625,2
Потребление нефтепродуктов (1000 б/д) 338 110 220 1 775 566 260 299 259 116 1 436 238 675 6 282
Экспорт нефти (1000 б/д) 709 1 683 340 2 583 1 890 1 430 1 118 2 464 586 6 644 2 103 1 562 23 112
Экспорт нефтепродуктов (1000 б/д) 314,1 7,5 28,1 370,6 5,0 631,6 48,3 23,1 321,6 950,9 187,9 751,1 3 639,8

Россия и ОПЕК

Отношения с Россией оказывают значительное влияние на политику организации. Из опасения, что Россия увеличит свою долю на рынке, ОПЕК отказывается снизить объёмы добычи, если Россия не сделает того же. Эта ситуация является основным препятствием к восстановлению мировой цены на нефть .

В 2015 году ОПЕК предлагала России войти в её состав, однако страна решила остаться наблюдателем .

Проблемы ОПЕК

ОПЕК объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселённых, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с «Семью сестрами» . Для других стран-членов ОПЕК, например Нигерии и Венесуэлы, характерны высокая численность населения и нищета. Эти наиболее бедные страны реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Они вынуждены добывать и продавать значительные объёмы нефти, особенно в том случае, если цена сырой нефти снижается.

Также в 1980-х годах вступившие друг с другом в войну Ирак и Иран наращивали добычу нефти, чтобы оплачивать военные расходы. Саудовская Аравия оказывала давление на Иран и Ирак с тем, чтобы они вернулись к соблюдению квот.

Хотя страны ОПЕК успешно договариваются о квотах на добычу нефти, в рамках ОПЕК не существует механизмов контроля и регулирования их соблюдения. Поэтому квоты часто не соблюдаются. Страны ОПЕК в среднем производили 31 миллион баррелей сырой нефти в сутки с 2012 года, несмотря на то, что суммарно установленные квоты предполагали производство на уровне 30 миллионов баррелей в сутки

Термин ОПЕК появился с одновременным объединением ряда стран, ключевых игроков на экспортном нефтяном рынке, в единое сообщество. Задачей международного сообщества стало управление квотами на разработку нефтяных месторождений.

Что такое ОПЕК простыми словами

Понятие произошло от сокращенного наименования - The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC). Страны, включенные в список объединения, контролируют до 2/3 всех месторождений нефти, что позволяет диктовать условия остальным участникам рынка. По добыче на них выпадает до 35% объема - почти половина мирового экспорта нефтепродуктов.

Организация ОПЕК является ключевым партнером государств, экспортирующих нефть

Помимо контрольных функций, члены ОПЕК занимаются следующим:

  • Разработка единой политической линии по разработке нефтяных месторождений.
  • Поддержание предсказуемой стоимости нефтепродуктов.
  • Максимальная стабильность перевозок нефти к заказчикам.

Ключевым моментом является получение прибыли от вложений в нефтяную промышленность. Два раза в год руководящие лица по линии энергетики стран-участников встречаются для анализа всех произошедших на мировом рынке событий и составляют прогноз на будущее.

В состав ОПЕК вошли в первую очередь страны, экономика которых зависит от добычи нефти. Сырьевая база многих государств сильно израсходована, что вынуждает искусственно регулировать объемы экспорта, чтобы в будущем не оказаться без источника пополнения государственного бюджета.

История появления организации ОПЕК

Впервые с необходимостью расшифровки термина ОПЕК столкнулись в 1960-х годах XX века, когда было принято решение о создании данной организации. Это событие произошло в Багдаде при участии пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Венесуэлы, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана, Ирака. С сентября 1960 года началась история ОПЕК, состав которой со временем стал расширяться.

Инициатива появилась по причине снижения закупочной цены на нефть в одностороннем порядке. Произошло это по единоличному решению руководства картели «Семь сестер», на который в то время приходился значительный процент нефтяного рынка. Так, отсутствие единого управленческого звена приводило к избытку сырья, что для добывающих компаний равнозначно убыткам.

Начиная с 1968 года, когда приняли Декларацию «О нефтяной политике стран - членов ОПЕК», деятельность стран-участников ОПЕК стала похожей на урегулированную и предсказуемую. Со временем организация лишь увеличивала влияние на мировом рынке и привлекала все больше государств, заинтересованных в повышении уровня контроля над собственными ресурсами и сырьем стран-конкурентов.

Какие страны входят в ОПЕК сегодня

Состав списка стран ОПЕК менялся преимущественно в сторону увеличения количества участников. Так, в 1960-х годах к сообществу присоединились Алжир, Индонезия, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты. В следующем десятилетии решение о входе в состав ОПЕК приняли страны: Нигерия, Эквадор, Габон.

В последний состав организации были включены государства:

  • Венесуэла.
  • Иран.
  • Ирак.
  • Кувейт.
  • Саудовская Аравия.
  • Ангола.
  • Индонезия.
  • Ливия.
  • Алжир.
  • Нигерия.
  • Катар.

Российская Федерация выступает лишь наблюдателем, оставаясь независимой от любых решений союза, но постоянно участвуя в общих обсуждениях. Принятие России в состав ОПЕК возможно, но для этого придется выполнить ряд условий вроде возврата партийных запасов золота Бухаресту, признания ошибки в поддержании режима Чаушеску.

Политика организации

С момента создания ОПЕК работает над улучшением благосостояния стран, участвующих в ней. Фактически было создано сообщество, позволяющее противостоять крупным игрокам, ранее представляющих настоящие монополии на нефтяном рынке. Для объединения появилась возможность противопоставлять совокупные интересы политике конкурентов, настаивать на развитии рыночной ситуации во благо небольших стран.

Ключевыми направлениями политики ОПЕК являются:

  • Повышение справочных цен на нефть.
  • Рост налоговых ставок на прибыль с нефтедобычи.
  • Исключение разницы в справочных ценах различных государств, создаваемой из-за различного месторасположения источников сырья.

По сути, все мероприятия сводились и продолжают сводиться к устранению монополии со стороны крупных добытчиков. Последние не раз пытались разобщить участников ОПЕК и сохранить свое влияние, но появление единой политики стало для них весьма непосильным препятствием, и постепенно к организации стали прислушиваться.

Единственным недостатком сообщества является попытка приравнять условия работы на нефтяном рынке для всех участников независимо от личного вклада в общее дело. Иногда внешние политические интересы этих государств противопоставляются, приходится искать компромиссы уже внутри самой ОПЕК.

Структура ОПЕК

Помимо общего состава ОПЕК, важным является организационная структура. Система становится эффективной лишь при наличии четко определенной схемы принятия решений и точном определении ключевых фигур, участвующих в их разработке/озвучивании. Для ОПЕК высшим органом управления является Конференция. Она состоит из делегаций от стран-участников, главой которых обычно становится Министр энергетики или подобной государственной структуры.

Продуманная структура управления ОПЕК позволяет упростить процесс принятия решений

Сбор конференций объявляется два раза в год в штаб-квартире ОПЕК, расположенной в Вене. В экстренных случаях допускается внеочередная сессия, она собирается по просьбе большинства государств и с одобрения «Совета управляющих». Последние занимаются как оперативным управлением, так и составлением текущих докладов, проведением научных исследований, принятием решений о приеме новых членов, утверждением членов «Совета управляющих».

После утверждения состава «Совета управляющих» каждый его член получает двухлетний мандат, в течение данного срока он является полномочным исполнительным органом. По истечении указанного периода кандидатуры пересматриваются. В работе ОПЕК опирается на целый перечень комиссий. Такая схема позволяет избежать монополии при принятии ключевых решений, создает атмосферу объективности при обсуждении любых вопросов.

Что такое Корзина ОПЕК

С 1987 года появилось понятие Корзина ОПЕК (от англ. - OPEC Reference Basket). Его значение равно средневзвешенной цене основных сортов нефти, добываемых внутри «стран-участниц» (по одному от каждого представителя). Состав корзины систематически изменяется согласно смене списка участников и изменению тенденций на мировом рынке.

Последний среднеарифметический показатель корзины рассчитывался из сортов нефти следующих стран:

  • Алжир - сорт Saharan Blend.
  • Ангола - Girassol.
  • Эквадор - Oriente.
  • Иран - Iran Heavy.
  • Ирак - Basra Light.
  • Кувейт - Kuwait Export.
  • Ливия - Es Sider.
  • Нигерия - Bonny Light.
  • Катар - Qatar Marine.
  • Саудовская Аравия - Arab Light.
  • ОАЭ - Murban.
  • Венесуэла - Merey.

Исторический максимум стоимости корзины ОПЕК зафиксирован в 2008 году. Ценовая отметка в $140.73 за баррель нефти была достигнута 3 июля 2017 года, но впоследствии стоимость упала. На январь 2017 года она составила всего $52.91 за баррель. Перерасчет производится ежедневно по завершении очередного торгового дня на бирже.

При оценке корзины учитываются мировые запасы нефти, снижение резерва отдельных стран и изменения способов добычи. Но прогнозы до сих пор сохраняются прежними - уровень $60 за баррель в пятилетней перспективе. Резко изменить ситуацию сможет любое политическое, экономическое или природное явления. При сохранении тех же тенденций прогноз останется прежним.

Квоты ОПЕК

Одним из основных инструментов влияния ОПЕК на нефтяной рынок является назначение квот на добычу. По результатам общего решения обычно публикуются объемы (отдельно для каждой из стран), в итоге все стороны имеют возможность реализовать собственные интересы без нарушения прав остальных государств.

При обсуждении очередного изменения квот/сохранения прежних объемов учитывают:

  • Производственную мощность.
  • Исторические объемы производства.
  • Внутреннее потребление нефти.
  • Затраты на производство.
  • Население.
  • Зависимость от экспорта нефтяного сырья.
  • Наличие и размер внешнего долга.

Полностью данные о назначенных квотах ОПЕК не публикует. О распределении долей на мировом рынке можно судить преимущественно по докладам, озвучиваемым по итогам каждого календарного года. Из-за систематического изменения состава организации часть данных не рассматривается как объективный показатель.

Основные проблемы ОПЕК

Организация ОПЕК объединяет страны лишь по признаку наличия экспорта нефти, но у многих из них периодически возникают внутренние проблемы, мешающие исполнению требований по тем же квотам. Если Саудовская Аравия и все соседствующие с ней страны имеют высокий уровень жизни населения, малую заселенность территории, огромные запасы нефти с невысокой себестоимостью добычи, то Нигерия или Венесуэла постоянно испытывают проблемы с перенаселением и бедностью.

Влияние ОПЕК на мировом рынке высоко, его можно воспринимать в качестве весьма эффективного политического и экономического оружия. Контроль цен выгоден лишь при наличии единого мнения внутри организации, в последнее время этого не хватает. Это влияет на могущество сообщества - при охвате минимум трети всего объема добыча нефти негативно отражается на стабильности цен на сырье.

На протяжении практически пятидесяти лет ОПЕК удавалось сохранять единство между ее членами, но в последнее время появилось недоверие, разрушающее картель. При быстром развитии «добычи дешевой сланцевой нефти» в США и падении спроса в Азии на нефтяном рынке наблюдается неопределенность. Появляются сигналы о приближении еще больших проблем. Так, агрессия ИГИЛ на Ближнем Востоке оказывает подавляющее действие на международную экономику. Сокращение энергетического рынка приводит к недовольству участников ОПЕК, получающих раз за разом уменьшающиеся квоты.

ОПЕК и Россия

Отдельно рассматривается вопрос о взаимодействии ОПЕК и России. Стороны понимают, что ключевым моментом является стабильный рынок энергетики, но временное сотрудничество малоэффективно в направлении работ по росту предсказуемости цен на сырье. Несмотря на независимость РФ от ОПЕК, у нефтяного картеля с Россией много общего.

Когда в 1990-х годах ОПЕК пыталась увеличить рыночную стоимость нефти, стало ясно, что в результате она потеряет значительную часть нефтяного рынка, но этого позволить себе никто не может. В результате очередного собрания «Совета управляющих» было принято решение подключить независимых производителей, включая Россию, но польза от этого появилась лишь в 2000-х годах после «экономической войны».

В начале ОПЕК пыталась в ультимативной форме вынудить Россию снизить количество добываемой и экспортируемой нефти. Россия прислушалась (на словах) к мнению организации и уменьшила объемы экспорта, но на деле наша страна продолжала наращивать мощность добывающего сектора. После ряда последующих конфликтов и различных событий в мире вроде иракского кризиса было принято решение о сотрудничестве.



Loading...Loading...