Речевые клише егэ русский язык. Речевые клише для аргументирования

Копылова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №209
Центрального района Санкт-Петербурга
«Павловская гимназия»

Что такое «комментарий к проблеме»?

Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Объем комментария небольшой: трех - четырех развернутых фраз будет достаточно.

Самое сложное - комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

· Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

· Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

· Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

· Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

Требования к комментарию:

1. Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст .

2. Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.

3. Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией .

4. В комментарии должно быть 2 (два) примера из предложенного текста .

Чего нельзя делать при написании комментария?

1. Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст .

2. Нельзя пересказывать прочитанный текст.

3. Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста.

1. Собственный жизненный опыт, наблюдения

2. Исторические факты

3. Афоризмы, пословицы, поговорки

5. Статистические данные

6. Литературные источники и т.п.

Комментарий выстраивается по определённой схеме:

Композиция комментария

Примеры типовых конструкций (клише)

1. Зачин

2. Развитие

В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит... Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п.

3. Вывод (концовка)

Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме

Вариант 1 (по тексту публицистического стиля)

Вопросы

Образец рассуждения

Иван Ильин обращает внимание на то , что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения.

Автор с горькой иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими.

4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?)

Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека.

Вариант 2 (по тексту художественного стиля)

Вопросы

Образец рассуждения

Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь.

С.Турсун выражает сожаление по поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь.

3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом?

4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?

«Учись, сынок. Хорошее это дело - учиться», - в эти слова старика писатель вложил глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе.

Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).

Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.

Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:

1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?

2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?

3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?

4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?

5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?

6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?

2. При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нaйди oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:

1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)

2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?

3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Текстовый комментарий (художественный текст)

Текстовый комментарий (публицистический текст)

Концептуальный комментарий (публицистический текст)

Не случайно писатель изображает (кого, что)…

Поступок героя свидетельствует о том, что …

Слова (мысли) героя показывают, что …

Проблема (чего?) - одна из актуальных проблем нашего времени.

Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю.

Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?) , проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п.

Введение цитат в текст сочинения.

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Используемые материалы:

Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Легион, 2012

При работе над сочинением очень помогают стандартные наборы фраз – клише, использования которых нельзя избежать ни выпускникам школ, ни даже матерым авторам, из-под пера которых вышел не один десяток статей.

Как бы ни ругали критики клишированные тексты, без клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку обойтись невозможно. Для чего же нужны эти банальные речевые штампы?

  1. Шаблонные фразы очень крепко держатся в памяти, их неспособно выбить из головы даже волнение, характерное для всех экзаменующихся.
  2. Клише лучше воспринимают проверяющие, которые заведомо настроены увидеть шаблонную, а не креативную работу.
  3. Шаблоны задают тон тексту в целом, с их помощью сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ:

Для вступления

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга - быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Для формулировки проблемы

  • Можно понять, что автора глубоко волнует тема…
  • Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор…
  • Проблема, рассматриваемая автором, заключается…
  • Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор…

Для комментариев

  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о.... никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…
  • Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко…
  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя…

Для выражения собственного мнения

  • Я вполне согласен с точкой зрения автора…
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу…
  • Мне близка позиция повествующего…

Для аргументов

  • Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
  • Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
  • Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

Для вывода

  • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать... Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.

Уважаемые коллеги! Хочу представить мастер-класс по подготовке к ЕГЭ, не ко всему экзамену в целом, а именно заданию типа С – написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

Выберите, пожалуйста, подходящий вариант.

Алгоритм написания сочинения

  1. Вступление.
  2. Постановка проблемы
  3. Комментарий к поставленной проблеме.
  4. Позиция автора.
  5. Собственная позиция.
  6. Аргумент.
  7. Литературный аргумент.
  8. Заключение.

6. В шестом пункте мы должны аргументировать собственную позицию, т.е. приводя в пример жизненный опыт и два литературных аргумента, отстоять свое мнение. Это будет следующий абзац. Рассмотрим схему. Что можно считать жизненным опытом?

В бланках сочинений даны речевые клише. Выберите вам подходящее.

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

– Мне не раз приходилось сталкиваться с...
– Помню, как-то...
– Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.
– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...

– Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...
– Любой историк скажет, что...
– Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...

7. Теперь о читательском опыте. Рассмотрим схему.

Сейчас я вам раздам таблицу литературных аргументов. Я часто использую ее на уроках, когда мы готовимся к ЕГЭ. Возможно и вам она поможет.
В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые заготовки.

– Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)...
– В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за...
– Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)...

Напишите литературный аргумент.
А теперь посмотрим на слайд с критериями оценки.

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Баллы
не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы ). 3
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

2
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 1
Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы ,

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: “Я согласен / не согласен с автором”),

вообще не отражено в работе.

0

8. Вот мы и пришли к финалу работы над сочинением. Последний пункт сочинения – это "Заключение".

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Для заключения я предлагаю следующие варианты клише.

– Итак,...
– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...
– В заключение хочется заметить, что...
– И, в конце концов, следует заметить, что...
– ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. – Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что...
– Я не могу предложить сейчас решение проблемы – достаточно того, что “болезнь указана, а как ее излечить – это уже бог знает!

Напишите, пожалуйста, заключение.
Хочу обратить ваше внимание на критерии оценки задания с развернутым ответом.
А теперь я предлагаю еще раз "пробежаться " по написанному сочинению и прочитать, что у вас получилось.
На этом мой мастер-класс окончен. Надеюсь, этот урок будет полезен вам в подготовке выпускников К ЕГЭ по русскому языку.

Спасибо за внимание!

Пишется по следующему плану:

    Вступление

    Постановка проблемы

    Комментарий к проблеме

    Ваша позиция

    Аргументы (2 аргумента: из личного опыта и из литературы, истории и т.д.)

    Заключение

Речевые клише для вступления.

Для вступления можно использовать следующие речевые клише :

    Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

    Риторические вопросы.

    Цитата из текста, - в этих словах звучит (раскрывается, затрагивается)...

Речевые клише для формулировки проблемы.

Для описания проблемы, раскрываемой в тексте можно использовать следующие фразы:

В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему…Волнующую многих проблему … в вышеописанном тексте раскрывает автор…

Речевые клише для отражения позиции автора.

В этом пункте можно использовать следующие речевые обороты :

Речевые клише для выражения собственного мнения.

Для того, чтобы дипломатично выразить свое мнение по поводу раскрываемой проблемы , можно использовать следующие фразы:

Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схжего с автором мнения по поводу …

Речевые клише для аргументирования.

Для того, чтобы органично вписать аргументы в текст , можно использовать следующие клише (в зависимости от типа аргумента):

Нам часто приходиться сталкиваться с… Зачастую, в наше время… Кто из нас не встречал… В наши дни стало обыденностью, что… Особенно остро данная проблема была раскрыта в таком произведении, как… Проблема, раскрытая в данном тексте, волновала многих русских классиков, например,...Актуальность этой темы раскрывает в произведении…. великий русский писатель (поэт, философ).... Теме …. посвящено множество телепередач и статей…

Речевые клише для заключения.

Подытожить сочинение ЕГЭ можно, начав со следующих фраз:

Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)... Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:... Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы...

Каждый встреченный мной человек

Путь к

в чём-то меня превосходит,

ЕГЭ-2017

и мне есть чему у него поучиться.

Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Крюковской СОШ

Пузанова Любовь Викторовна


Алгоритм написания сочинения-рассуждения

по прочитанному тексту

1. Вступление.

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к поставленной проблеме.

5. Собственная позиция.

6. Аргумент.

7. Литературный аргумент.

8. Заключение .


Вступление

- Вопросно-ответное единство.

  • Цепочка вопросительных

предложений.

- Риторический вопрос.

- Цитата.

- Личные впечатления, чувства и

жизненный опыт.


Возможные варианты вступления

  • Д. С. Лихачёв – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в мире. Его волнуют все проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ответственности личности перед обществом, природой. Перед Землёй.
  • Автор текста Д.С. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он поднимает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
  • Д.С. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям,

которых волнуют общечеловеческие проблемы,

одной из которых является проблема

ответственности человека перед обществом,

природой, перед всей Землёй.


Способы формулирования проблемы

Проблему можно:

а). Сформулировать своими словами

( проблема + сущ. в родительном падеже ).

б). Процитировать.


Речевые клише для формулирования проблемы

В данном тексте

Даётся – истолкование, описание, критическая оценка…

Показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…

Подвергается – критике, рассмотрению, анализу…

- (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое...

Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся

проблема ответственности человека перед обществом, природой, всей Землёй

Следует отметить, что данная проблема существует давно,

однако актуальна она и в наши дни.

И меня, жителя современного общества, этот вопрос не

может не волновать.

- Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.


В данном случае это проблема ответственности человека перед обществом, природой,

всей Землёй.


Примеры речевых клише

То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как… – (Автор) заостряет внимание на… – (Автор) раскрывает проблему на материале… – Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему... – Размышляя над актуальной во все времена

проблемой (актуальной особенно в наше время),


Комментируем проблему исходного текста

1-й абзац . «За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?»

4-й абзац. «…Отвечать за других – это значит отвечать за самого себя»

«Только человек,…способный поступиться своими

интересами,…достоин права отвечать за других».

Иными словами : Ответственность – это умение поступиться своими интересами

во имя интересов окружающих.


Комментируем проблему исходного текста

Далее автор приводит пример из книги Рони «Борьба за огонь», через который Д. Лихачёв ненавязчиво помогает нам понять, что ответственность – это умение поступаться со своими интересами во имя интересов окружающих. Ведь «… отвечать

за других – это значит уметь отвечать

за самого себя».


Комментируем проблему исходного текста

5-й абзац . В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия.

Рассуждая о нашем времени, автор подводит читателя к выводу, что безответственность человека сегодня имеет более страшные последствия, чем в каменный век. Д.С. Лихачёв сравнивает Землю с космическим кораблём, всех живущих на ней называет одной командой, и

читателю становится понятно, как много

зависит от её слаженной работы.


– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”.

– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).

– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора) – убедительно доказывает, что… – обращает внимание на то, что… – выражает тревогу… – верно (тонко) замечает…


« Автор искренне убеждён, что в наши дни халатность может привести к гибели человечества. Он горячо заявляет, что сегодня человек « отвечает за всё на земле: за воздух, океаны, леса, реки » . И потому поступки каждого из нас должны быть « разумны и человечны » .


Построение текста-рассуждения:

Тезис

Аргументация

Вывод


Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

Мне не раз приходилось сталкиваться с... – Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. – Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...

- Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…

- Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…

- Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

- Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…

- Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

- Похожая ситуация рассматривается также писателем… в

произведении…

- Судьба героя /сюжет произведения/ размышления

писателя заставляют задуматься над… /прийти

к выводу о том, что…


Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил...

Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что...

Любой историк скажет, что...


Литературный аргумент из произведения В. Распутина «Прощание с Матёрой».

О нравственной ответственности за жизнь на земле пишет В. Распутин. Его «Прощание с Матёрой» - это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе,

к земле.


В арианты клише д ля заключения

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...

В заключение хочется заметить, что...

... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь.

Таким образом, нельзя однозначно

ответить..., но в то же время можно

утверждать, что...


Примерный вариант заключения по прочитанному тексту Д. Л. Лихачёва :

«Задуматься над проблемой, поднятой автором в тексте, - значит не только открыть для себя что-то, но и ясно понять, что человек – существо разумное, и потому он в ответе за всё!»




Loading...Loading...