Рассказы о природе русских писателей. Л

Хотите, чтобы ребенок запомнил времена года? Почитайте и обсудите с ним сказку Натальи Рысаевой. Вместе с маленьким котенком и его мамой, ваш малыш легко запомнит и научится замечать в природе признаки смены разных пор года.

blog-italia.ru

— Ух, как воет вьюга за окном, но ты не бойся, сынок! – говорила мама-кошка своему сыну, полосатому котенку. Это старая троллиха там, в горах, трясет и выбивает половики. Оттого и снег метет, оттого и вьюжит нынче. А у нас на печке тепло, будто летом на солнышке.

— Мама, — спросил котенок, а что такое лето? Что такое снег?

— Сынок, на улице не всегда холодно и темно, бывает и тепло. Ложись ко мне поближе, я расскажу тебе о временах года.

Зима

— Зимой, сынок, всегда холодно. Дни короткие, а ночи длинные и морозные. Часто воет ветер и метет снег, вот так, как сегодня. Нам тяжело охотиться, потому что мышей в нашем чулане почти нет, птицы улетели в жаркие страны, а рыба, которую можно ловить в старом пруду, спит под толстым ледяным одеялом. Но наша Хозяйка — добрая женщина, и каждый день наливает для меня в блюдце свежее молоко и сметану. Скоро ты станешь старше, и я научу тебя есть из блюдца и охотиться.

Зимой человеческие детеныши катаются на таких странных штуках, называются они санками и коньками, лепят из белого снега больших и чудных фигур, мастерят снежные крепости и замки.

А еще есть такой день зимой, который очень любят все люди, и большие, и маленькие. Он называется Новый год. В этот день Хозяин привозит на повозке из лесу колючее дерево, называется оно елка. Детвора наряжает елку разными диковинными игрушками, водит вокруг хороводы и поет веселые песни. Вечером все садятся за праздничный стол, и начинается пир и веселье.

Когда детвора уляжется спать, а потом и Хозяин с Хозяйкой, в печную трубу влетает Снежный дед и кладет под елку подарки для всей семьи. Вот утром радости!

Зимой часто идет снег

— Мама, ну а что такое снег? – снова спросил котенок.

— Снег, сынок, это такая белая крупа, похожая на сахар, но не сладкая. Из нее старая троллиха печет пироги и булки для своих внуков – горных троллей. Еще есть снежинки — это кружевные салфетки, которые плетут у себя в ледяном тереме дочери Снежного деда, а потом пускают их по всему свету. Но лишь только они падают тебе на носик или шерстку, сразу же тают…

— Мам, а зима долго длится? – задал новый вопрос котенок.

— Нет. Не очень долго, сынок. Каждая пора года длится ровно три месяца, отвечала мама-кошка.

Весна

Следом за зимой приходит весна. Она начинается так: сперва Снежный дед вместе с дочерьми уезжает на Север. Старый воробей из ближнего леса начинает громко чирикать и звать весну, к его кличу присоединяются все лесные птахи, и отовсюду слышится:

— Весна, Весна, приходи скорее!

И вот в легкой повозке приезжает Весна. Всегда юная, всегда молодая, она поет звонкие песни. И там, где проезжает ее повозка, начинает таять снег и звенит капель. Махнет она волшебной палочкой — на деревьях появляются почки, а потом и клейкие зеленые листочки россыпью украшают их ветки.

Весной весь мир наряжается, будто на праздник, птицы и звери меняют старые шубы на новые наряды, все прихорашиваются, и точно сходят с ума: почему-то хочется петь и кувыркаться, и даже я, большая кошка, точно котенок, кувыркаюсь и мурлыкаю: Мурр, мурр!

И еще, сынок, весной весь лесной народ ищет пару, чтобы построить жилье и вывести деток. Шум и гам кругом, ведь все хотят выбрать самое лучшее место. Птицы дерутся так, что летят пух и перья кругом, олени устраивают боевые поединки, и лучше не попадаться им на глаза, а не то — берегись, как наподдаст кто-нибудь из них рогом.

Все вокруг такое чистое, нарядное, ярко светит солнце…

— Мам, спросил котенок, — а солнце — это что?

— Солнце, сынок, это такой желтый круг, он дает тепло нам всем. Но ни потрогать, ни долго смотреть на него нельзя — заболят глазки, он очень горячий!

wnature.net

Появляются первые цветы.

— А цветы, это что, их трогать можно? – поинтересовался котенок.

— Цветы, сынок, это небесные ангелы, они приходят на землю, чтобы радовать всех нас. Есть такие, которые летают, называются бабочки, их особенно много летом.

Лето

— Лето приходит всегда с супругой. Оба статные, красивые, они идут в разноцветных нарядах по земле и поют песни, и там, где пройдут — все становится еще краше и наряднее, чем весной. Они живут где-то далеко в лесу. Никто, даже старый Воробей не знает, где именно. Но я слыхала, что есть у них уютный домик, и сидят они рядышком на полянке возле него. И играет муж на волшебной свирели, а жена расчесывает ему волосы волшебным гребнем. И если кто-нибудь из людей услышит и увидит это, то исполнится его самое сокровенное желание.

Весь звериный люд занят летом выращиванием потомства и его воспитанием: рыбы в пруду учат мальков плавать, птицы учат птенцов летать высоко, зайчихи учат зайчат носить нужную шубку…

— Как это, нужную? — удивился котенок. Разве у зайцев их несколько?

— Да, их две. Летом серая, а зимой – белая. Это помогает ушастым быть в безопасности. И путать, какую шубу надевать, нельзя ни в коем случае, а не то попадутся они в лапы волку или лисе. Это называется охота, сынок. Но об этом я расскажу в другой раз.

Летом всем живется привольно и весело: и людям, и нам. И кажется, что так будет всегда. Но, когда грачи, а с ними и остальные птицы начнут собираться в стаи и улетать в жаркие страны — вот тогда приходит осень.

Осень

С каждым днем становится все холоднее и холоднее. Солнце светит уже не так ярко, ночи становятся длиннее, а дни — короче. Люди и звери готовятся к холодам и запасают на зиму съестное — люди собирают с полей урожай, белки и дятлы таскают в дупла орехи и ягоды, мыши носят в норку зерна.

Лето с супругой идут, тихие и молчаливые по земле, и жена его поет грустную песню. Где-то на лесной опушке повстречается им статная женщина в золотых одеждах. Это Осень. Молча кивают они друг другу, здороваясь и прощаясь, а потом Осень занимает домик Лета, и сидит в нем у окошка, плетя бусы из красной рябины.

mtdata.ru

Дарит Осень людям урожай, грибы и поздние ягоды. А нам, зверям — новые теплые шубы.

— А у меня будет теплая шубка, мама? — спросил котенок.

— Конечно, милый. Ты уже подрастешь к тому времени, и сам увидишь, какая красивая она будет.

— Кода опадут последние листья с деревьев, превратится Осень из статной женщины в дряхлую старуху, и уже не золотые на ней одежды, а рваное черное платье. И как увидит она себя в зеркало, да как закричит громким голосом, да заплачет слезами-дождями проливными, сразу знай, сынок, что совсем скоро ей на смену приедет Снежный дед с дочерьми, и снова придет Зима. Вот и весь рассказ про времена года.

— Как интересно ты рассказала о них, мамочка, — сказал котенок. Расскажи мне про волшебную свирель Лета, или про Снежного деда и его дочерей, — попросил он.

— Я обязательно расскажу, но в другой раз, малыш. А сейчас я тебя обниму крепко, и мы будем спать.

Спят котенок, спит его мама. И нам с тобой, дружок, тоже пора спать. Доброй ночи.

Уважаемые читатели! Поделитесь в комментариях отзывами на сказку Натальи Рысаевой о порах года. Что из услышанного понравилось вашим детям, какие вопросы они задавали. Знают ли они признаки пор года и умеют ли замечать, какие в природе в жизни людей и животных происходят изменения?

Н. Сладков «Птицы весну принесли»

Грачи прилетели — проталины принесли. Трясогузки-ледоломки лёд на реке раскололи. Зяблики появились — зелёная травка заворсилась.

Весна так и делается: каждый понемножку.

Н. Сладков «Соловей поёт»

Соловей поёт, а вокруг все думают, думают.

Сосед-соловей думает: «Лучше нос к нему не совать, а то хвост выщиплет или в макушку клюнет!»

Соловьиха думает: «Раз поёт, значит, место для гнезда облюбовал! Слетать посмотреть, что ли?»

Птицелов думает: «Хорошо поёт, шельмец! Пора западню готовить!»

Прохожий думает: «Вот и ещё одна зима позади...»

А соловей поёт и поёт. А все вокруг думают, думают...

И. С. Соколов-Микитов «Осень в лесу»

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.

В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева и куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы.

В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

Послушай рассказ об осени И. С. Соколова-Микитова. Какие грибы ещё растут осенью? Какая ягода созревает? Какой воздух осенью? Какие птицы улетают в тёплые края, а какие остаются зимовать у нас?

И. С. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»

Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег — пришла зима.

Подули холодные ветры. Много раз большими хлопьями начинал падать снег...

Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий разгонистый след. Лисий, строчёный, лапка за лапкой, вьётся вдоль дороги.

Белка перебежала дорогу и, вздрогнув пушистым хвостом, махнула на ёлку.

На вершинах ёлок грозди тёмно-лиловых шишек. Прыгают по шишкам бойкие птицы — клесты. А внизу, на рябине, рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполохнувшись, всей стаей слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях голой берёзы, стряхнув серебряный иней.

В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!»

Земля, вода и лес — всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный и, кажется, мёртвый сон.

В трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мёртвой. Замерли травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли. Под мёртвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести. Сосны и ели хранят в сохранности свои семена, крепко зажав их в свои кулачки-шишки.

И не диво ли, что спящая в берлоге медведица, под глубоким снегом, в январские морозы производит на свет крошечных слепых медвежат и, хоть сама всю зиму ничего не ест, кормит их до весны своим молоком.

Трудно птицам. Они не впадают в спячку.

Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по

лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.

Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.

Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, — спи крепко.

Вопросы для обсуждения с детьми

Какой называет зиму И. С. Соколов-Микитов в своём рассказе? Какие дуют ветры зимой? Как падает снег? Как ты представляешь себе «хлопья снега»? Кто живёт в лесу зимой? Какого цвета снегири? На что они похожи, когда они сидят на ветке?

Послушай рассказ В. Бианки о зиме. Что делают многие звери зимой под снегом? Ты знаешь, кто спит зимой? Где спит медведица? Кто у неё появляется в январские морозы? Чем она кормит своих детёнышей? Что нужно делать тем, кто не спит зимой, чтобы не замёрзнуть? Легко ли птицам зимой? Могут ли они добыть себе пищу под снегом? Как мы можем помочь птицам?

Л. Воронкова «Снег идёт»

Подули студёные ветры, и зима загудела в трубу:

«Я иду-у-у!.. Я бреду-у-у!..»

Зачерствела грязь на дороге, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Вся деревня стала тёмная, скучная — дорога, и избы, и огород, и лес... Таня сидела дома, играла в куклы и на улицу не глядела. Но пришла бабушка с колодца и сказала:

— Вот и снежок пошёл!

Таня побежала к окну:

— Где снежок пошёл?

За окном густо падали и кружились снежинки, так густо, что сквозь них даже соседнего двора не было видно. Таня схватила платок и выбежала на крыльцо:

— Снег идёт!

Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок... Таня подставила ладонь — они и на ладонь упали. Таня стала их разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резные, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой — острые, как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось — снежинки растаяли на тёплой ладони.

А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. После обеда Таня вышла гулять и не узнала свою деревню. Стала она вся белая — и крыши белые, и дорога белая, и огород белый, и лужок белый... А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. И Тане стало так весело, будто праздник наступил. Она побежала к Алёнке и застучала в окно: — Алёнка, выходи скорее — к нам зима пришла!

Внеклассное мероприятие

по литературному чтению

« Лирические

произведения

о временах года».

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ №10»

с. Птичьего

Изобильненского района

Ставропольского края.

Тема: «Лирические произведения о временах года».

показать учащимся, что все времена года по - своему прекрасны;

познакомить учащихся с произведениями о природе русских поэтов – классиков о природе;

развивать интерес к изучению русской классической литературы;

воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

презентация к мероприятию «Времена года»;

портреты поэтов – классиков, произведения которых будут читать учащиеся;

атрибуты для оформления сценки:

    для комнаты – макеты окон, занавески к ним, стол застеленный скатертью, стул;

    атрибуты для Мити – санки, зимняя одежда,

букет цветов, весенняя одежда,

летняя одежда, панама, ведро, удочки,

осенняя одежда – корзина с овощами и фруктами;

    выставка детской литературы о временах года.

Ход мероприятия:

(По ходу мероприятия учитель демонстрирует необходимые слайды презентации).

    Приветствие гостей и участников.

    Актуализация знаний.

Учитель читает произведение В.И. Даля «Старик годовик».

Вышел старик годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик годовик четвертый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая - чёрная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнёт другой - станет темным-темно.

    Кто написал это произведение?

    Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

    Какие это четыре крыла у каждой птицы?

    Какие семь перьев в каждом крыле?

    Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - чёрная?

Какое у вас любимое время года и почему?

    Сообщение темы и цели.

У многих русских поэтов – классиков тоже были свои любимые времена года, о которых они писали в своих произведениях. Как писали об этом художники и композиторы. Представляем их вашему вниманию в инсценировке по произведению К.Д. Ушинского «Четыре желания».

    Знакомство с произведениями поэтов – классиков о временах года.

Ход инсценировки:

Учитель читает рассказ (слова автора), роль отца и Мити исполняют учащиеся. При «смене времен года» выходят учащиеся и читают стихотворения.

Действие первое. Зима.

За столом у окон сидит отец и читает газету (на стене между окнами – портреты писателей).

Выходят учащиеся, читают стихотворения о зиме (учитель демонстрирует слайды презентации «Зима»).

Тютчев Ф.И.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Есенин С.А.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Есенин С.А.

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

(Дети уходят. Входит Митя в зимней одежде с санками).

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

Митя: - Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

Отец , отложив газету:

Запиши твоё желание в мою карманную книжку.

Митя записал.

Действие второе. Весна.

Выходят учащиеся, читают стихотворения о весне (учитель демонстрирует слайды презентации «Весна»).

Тютчев Ф.И.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Жуковский В.А.

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
М песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Есенин С.А.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Плещеев А.Н.

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...

(Дети уходят. Входит Митя в весенней одежде с букетом цветов).

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

Митя: - Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец

Митя записал.

Действие третье. Лето.

Выходят учащиеся, читают стихотворения о лете (учитель демонстрирует слайды презентации «Лето»).

Майков А.Н.

Золото, золото падает с неба"!
Дети кричат и бегут за дождём…
- Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

Майков А.Н.

Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.

Там - сухое убирают:
Мужички его кругом
На воз вилами кидают...
Воз растет, растет, как дом.

В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный стоит...
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит...

Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

Суриков И. З.

Ярко светит солнце,

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь,

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы;

Золотом облиты

Тёмные листы.

Дремлет лес: ни звука, -

Лист не шелестит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

(Дети уходят. Входит Митя в летней одежде с удочками).

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

Митя: - Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

Отец : - Запиши твоё желание в мою карманную книжку.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Действие четвёртое. Осень.

Выходят учащиеся, читают стихотворения об осени (учитель демонстрирует слайды презентации «Осень»).

Тютчев Ф.И.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Майков А.Н.

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок.

Пушкин А.С.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(Дети уходят. Входит Митя в осенней одежде. В руке – корзинка с фруктами и овощами.)

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

Митя: - Осень лучше всех времён года!

Отец: (вынул свою записную книжку и показал мальчику)

- Смотри, Митенька, то же самое говорил ты и о весне, и о зиме, и о лете.

    Подведение итогов.

Какое время года самое лучшее?

Вывод: все времена года по- своему прекрасны!

    Рефлексия.

    Понравилось ли вам сегодняшнее мероприятие?

(Прошу оценить работу друг друга аплодисментами.)

    Ваши замечания и впечатления?

    Чему учат нас эти произведения поэтов, писателей, художников, композиторов?

    Домашнее задание:

Написать свое стихотворение (рисунок) о любимом времени года.

В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Названия месяцев года пришли с старинных времен, в своих названиях можно увидеть то, что происходит в данное время года, в данный месяц.

Давайте познакомимся с каждым временем года поближе.

Четыре сестрицы

Стихи для детей про времена года (автор Е. Карганова)

Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы

Странички про каждое время года

Весна в стихах и картинках для детей

Наступила весна! Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву.

Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.

Расскажи, что изображено на картинке весной?

В. Даль «Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая — чёрная. Махнёт птица раз — станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — чёрная?

Л. Модзалевский

Времена года

Как вернётся к нам весна,

Чем одарит нас она?

— Цветами, цветами, цветами.

Ну а летнею порой

Чем богаты мы с тобой?

— Хлебами, хлебами, хлебами.

Лето быстро пролетит,

Чем же осень наградит?

— Плодами, плодами, плодами.

Вот зима катит как раз,

Чем она засыплет нас?

— Снегами, снегами, снегами.

К. Ушинский «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — Румяные яблоки и жёлтые груши.

Митя был в восторге и говорил отцу: — Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он тоже самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Е. Трутнева «Когда это бывает»

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака.

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога. (Весна, лето, осень, зима)



Loading...Loading...